что делать если человек немой
Онемение причины, способы диагностики и лечения
Онемение — физиологическая реакция организма, которая возникает при длительном сдавлении кровеносных сосудов. Проявляется в неприятном ощущении потери контроля над онемевшим участком, локальном снижении чувствительности и ощущении ползающих мурашек. Периодически дискомфорт возникает у каждого человека, например, если отсидеть ногу. Волноваться стоит, если проблема повторяется регулярно и не связана с долгим нахождением в неудобной позе. В таком случае онемение может свидетельствовать о заболевании или патологии и требует обращения к врачу.
Причины онемения
Все заболевания, патологии и состояния, которые провоцируют проблему, можно разделить на несколько групп:
Патологии сердечно-сосудистой системы.> К поражениям сосудов и онемению приводят атеросклеротические процессы, ишемическая болезнь сердца и другие заболевания сосудов мозга и всего организма.
Болезни позвоночника.> В эту группу причин входят деформации и дегенеративные заболевания, при которых позвоночник меняет своё нормальное физиологическое положение, его сегменты смещаются, появляются костные наросты. Все это приводит к сдавлению нервов и сосудов.
Поражения нервов.> Онемение часто наблюдается при сдавлениях, защемлениях и различных воспалительных процессах, которые локализуются в нервных корешках и окончаниях.
Перенесённые травмы.> Сдавление нервов и сосудов может стать следствием недавней травмы или давно зажившего повреждения, например, неправильно сросшегося перелома или незалеченного вывиха.
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 09 Ноября 2021 года
Содержание статьи
Типы онемения
Самая распространенная причина онемения — физиологическая, когда человек находится в неудобной позе и кровеносные сосуды в определённом участке тела оказываются сдавленными. Это нормальная физиологическая реакция организма, которая проходит сама по себе в течение 2-5 минут. Проблему стоит заподозрить при регулярном дискомфорте. Его причины различаются в зависимости от того, какой участок тела немеет.
Онемение головы
Неприятное ощущение появляется при локальном поражении нервов и кровеносных сосудов:
Онемение тела
Онемение рук
По месту локализации неприятных ощущений можно заподозрить следующие проблемы:
Онемение ног
Виды, проявления онемения
Методы диагностики
Чтобы выявить причины онемения, обратитесь к неврологу клиники ЦМРТ, а если недавно перенесли травму позвоночника или другого участка тела — запишитесь на приём к травматологу. Врач соберёт анамнез и запишет жалобы, в зависимости от локализации неприятных ощущений назначит соответствующую аппаратную диагностику — рентгенографию, компьютерную или магнитно-резонансную томографию, доплерографию и другие исследования. При необходимости доктор порекомендует сдать общий анализ крови, биохимию, исследования на сахар, гормоны и онкомаркеры.
Как немые люди могут вновь обрести дар речи?
По данным Всемирной организации здравоохранения, на данный момент в мире насчитывается около 466 миллионов человек, не способных разговаривать. Обычно их немота связана с врожденной глухотой — не слыша речи взрослых людей, глухие дети попросту не могут научиться говорить. Но иногда причиной немоты является повреждение голосовых связок, в результате чего человек знает, как произносить слова, но просто не может их озвучить. Кажется, в будущем часть этих людей вновь обретут способность говорить, просто наклеив на свою шею небольшую пленку. Но технология вряд ли поможет всем до единого.
Человек может разговаривать благодаря наличию гортани — участка дыхательной системы, в которой расположены органы, отвечающие за образование голоса. Перед воспроизведением какого-либо звука, голосовые связки человека сжимаются и вибрируют под напором выходящего из легких воздуха. Из этой звуковой волны, благодаря движению губ, получаются буквы, слова и предложения.
Голосообразующий аппарат
Человек с поврежденными голосовыми связками не может воспроизводить звуковую волну, то есть практически лишен голоса. В некоторых случаях они могут говорить, прижимая к своей шее так называемый голосообразующий аппарат — он заменяет собой голосовые связки и генерирует звуковые волны. У этих устройств есть два минуса: во-первых, воспроизводимые звуки сильно напоминают голос робота, а во-вторых, их нужно постоянно носить с собой и прижимать к шее каждый раз, когда нужно что-то произнести.
Схема работы голосообразующего аппарата
Искусственная гортань
Китайские ученые придумали более удобную альтернативу голосообразующим аппаратам. Технология называется Wearable Artificial Graphene Throat (WAGT), что можно перевести как «носимая искусственная графеновая гортань». Она состоит из тонкой наклейки размером 1,5×3 сантиметра, на которую при помощи лазера нанесен слой графена. Это своеобразное устройство наклеивается на шею немого человека, прямо как временная детская татуировка.
Схема работы искусственной гортани
Ученые не объяснили каким образом, но при попытке человека произнести слово, эта графеновая наклейка считывает движения гортани — они совершаются даже при неработающих голосовых связках. Эти данные через провода отправляются в небольшой браслет, в котором находится компьютер для генерации голоса и динамик для его воспроизведения. Этого ученые не уточняют, но, скорее всего, провода располагаются снаружи и тянутся вдоль тела к браслету. Такое решение не является идеальным, но эти провода можно спрятать под одеждой — такое устройство во всяком случае удобнее, чем обычные голосообразующие аппараты.
Это интересно: Почти весь графен, предлагающийся на коммерческом рынке, оказался подделкой
Разработчики уверяют, что при помощи этой технологии добровольцы смогли вполне отчетливо произнести слова «хорошо» и «нет». Примечательно, что их голоса были прекрасно слышны — уровень громкости достигал 75 децибел, что является нормой для человеческого голоса. Один из минусов голосообразующих аппаратов все же остался — генерируемый голос снова слишком «роботизирован».
В то, что графен способен улавливать движения гортани верится с большой охотой — ученые вообще считают, что этот материал может решить целых 5 проблем человечества. Как минимум, в будущем он может быть использован для создания медицинских датчиков для диагностирования опасных болезней.
Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен. Там вы найдете материалы, которые не были опубликованы на нашем сайте!
Глухонемота ( Сурдомутизм )
Глухонемота, или сурдомутизм – это врожденное или приобретенное в долингвальном периоде отсутствие слуха, которое препятствует развитию речи. Основные клинические проявления – глухота, немота, искажение голоса, вестибулярные и поведенческие нарушения, чрезмерно развитая мимика. Постановка диагноза основывается на данных исследования звукового восприятия, ABR-тесте, методах нейровизуализации и ДНК-диагностике. Специфическое лечение отсутствует. Реабилитационные мероприятия включают в себя слухопротезирование, изучение языка жестов и артикуляции.
МКБ-10
Общие сведения
Существует две основные формы глухонемоты – врожденная и приобретенная. Второй вариант встречается более чем у 70% от общего количества больных. Свыше 50% случаев врожденной формы заболевания спровоцировано генетическими мутациями. Согласно статистическим данным мировой отоларингологии, распространенность глухонемоты выше на территориях с высокой частотой близкородственных браков. Порядка 35% случаев приобретенной потери слуха происходит на первом году жизни ребенка, 25% – на втором. Мальчики и девочки болеют с одинаковой частотой. Всего на территории Российской Федерации проживает порядка 200 тысяч глухонемых.
Причины глухонемоты
Первопричиной всегда является врожденная или приобретенная в раннем возрасте потеря слуха. Немота возникает вторично в результате неспособности изучать и воспроизводить слова. Врожденная глухонемота может быть спровоцирована следующими факторами:
В случаях приобретенной глухонемоты слух у ребенка на момент рождения присутствует, но через короткий промежуток времени резко ухудшается или полностью исчезает. Причиной может быть:
Патогенез
Ведущее нарушение при глухонемоте – стойкое ухудшение слуха или его полное отсутствие. Причинами глухоты могут быть структурные аномалии, инфекционные и воспалительные заболевания внутреннего уха или непосредственно звуковоспринимающего аппарата (кортиевого органа), слухового нерва и задних отделов верхней височной извилины – области Вернике. Речевые центры (лобная извилина – зона Брока) и органы артикуляционного аппарата не поражены. При врожденной глухоте ребенок с рождения не воспринимает окружающие звуки, в том числе человеческую речь, что делает невозможным ее изучение – формируется вторичная немота. При потере слуха в возрасте старше 1 года дети уже имеют некоторый словарный запас, но при отсутствии специальных мероприятий по развитию речи приобретенные навыки быстро теряются.
Симптомы глухонемоты
При отсутствии прицельной диагностики слуха у новорожденного заболевание долгое время может оставаться незамеченным. На первых месяцах жизни у детей проявляется рефлекторный плач и крик за счет нормально функционирующих ЦНС и органов речевого аппарата. В норме в возрасте 6-7 месяцев ребенок начинает имитировать речь окружающих и выговаривать первые слоги («ма-ма», «па-па»), а в 1 год его словарный запас составляет порядка полноценных 10 слов. При глухонемоте подобная речевая активность полностью отсутствует, компенсаторно сильно развивается мимика. В некоторых случаях ребенок издает отдельные звуки в попытке имитировать движение губ родителей.
При приобретенной глухонемоте, возникшей у детей старше 2 лет, ребенок резко прекращает воспринимать внешние звуки – не откликается на свое имя, не реагирует на музыку и т. д. В 3-4 года дети могут предъявлять жалобы на шум в ушах или резкую потерю слуха. Одновременно искажается уже сформированная речь – она становится чрезмерно громкой или тихой, скандированной, монотонной. У некоторых детей формируется нетипичный для пола и возраста низкий или высокий тембр голоса. Выраженность вестибулярных расстройств напрямую зависит от этиопатогенетического варианта глухонемоты. Зачастую они ограничиваются плохим чувством равновесия, особенно в условиях темноты или с закрытыми глазами. В возрасте после 3 лет возникают психические нарушения – замкнутость, отчуждение, вспыльчивость и раздражительность. В редких случаях наблюдаются противоположные изменения поведения – чрезмерная веселость, коммуникабельность и подвижность.
Осложнения
Отсутствие речевой активности при глухонемоте сопровождается неправильным функционированием голосового аппарата. В дальнейшем это приводит морфологическим изменениям гортани – неполному смыканию голосовой щели, преждевременному окостенению хрящей и т. д. Это делает невозможным формирование естественного звучания речи даже на фоне ее поддержания и дальнейшего развития. Отсутствие полноценных реабилитационных мер и обучения в специализированных учреждениях делает практически невозможной полноценную адаптацию пациента в социуме.
Диагностика
Диагностика при глухонемоте заключается в исследовании звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов, изучении структуры височных и лобных отделов коры головного мозга и установлении этиологического фактора. Сложность обследования детей до 2 лет состоит в том, что распространенные тесты с использованием камертона и аудиометра непонятны для ребенка и не дают возможности получить четкие результаты. Таким образом, диагностическая программа включает:
Лечение глухонемоты
В большинстве случаев восстановить нормальный уровень слуха при условии уже сформировавшегося сурдомутизма невозможно. На ранних этапах прогрессирующего ухудшения звуковосприятия проводится медикаментозное или хирургическое лечение с учетом этиологических факторов. Дети с врожденной глухотой направляются в специализированные воспитательные и учебные заведения. При глухонемоте, сформировавшейся в возрасте 3-5 лет, осуществляется дальнейшее развитие речи при помощи занятий с сурдопедагогом. К реабилитационным мероприятиям относится применение слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов. Эти приборы эффективны при глухоте, возникшей в результате поражения органов звукопроводящей системы или внутреннего уха.
Прогноз и профилактика
Прогноз при глухонемоте неблагоприятный. В подавляющем большинстве случаев потеря слуха – это проявление финальной стадии заболевания, на которой изменения уже необратимы. В дальнейшем дети проходят специальное обучение, направленное на развитие частично сформированной речи или изучение артикуляции и языка жестов. К профилактическим мероприятиям относится медико-генетическое консультирование семейных пар, планирование беременности, антенатальная охрана плода, ранняя диагностика и лечение заболеваний, которые потенциально могут привести к глухоте.
Мутизм – вынужденное молчание: причины и симптомы у детей
Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.
Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.
Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Виды
Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.
Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:
Элективный мутизм
Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.
Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.
Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.
Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.
Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.
Психогенный мутизм
Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.
Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.
На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.
Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.
Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.
Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.
Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.
Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.
Эндогенно-психотический мутизм
Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.
Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.
Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.
Избавление от расстройства
Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.
Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:
Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:
Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.
Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.
Лечение или устранение немоты зависит от того, что вызвало отсутствие речи. При отсутствии речи настоятельно рекомендуется провести оценку речи для определения причины и лечения. Лечение отсутствия речи возможно во многих случаях. Если установлено, что отсутствие речи является постоянным состоянием, для помощи в общении доступен ряд вспомогательных и усиливающих устройств связи.
СОДЕРЖАНИЕ
Органические причины
Психологические причины
Избирательный мутизм может возникать в сочетании с расстройством аутистического спектра или другими диагнозами. Дифференциальный диагноз между избирательным мутизмом и задержкой речевого развития, связанной с аутизмом или другими расстройствами, необходим для определения соответствующего лечения.
Взрослые, у которых раньше была речь, а затем перестали говорить, могут не говорить по психологическим или эмоциональным причинам, хотя у взрослых это бывает редко. Отсутствие или недостаток речи у взрослых также может быть связано с конкретными психическими расстройствами.
Онтогенетические и неврологические причины
Задержка речевого развития может быть связана с другими задержками в развитии. Например, у детей с синдромом Дауна часто возникают языковые и речевые нарушения.
При задержке речи или коммуникативных расстройствах у детей настоятельно рекомендуется раннее обследование. Задержки речевого общения могут повлиять на экспрессивную речь, восприимчивую речь или и то, и другое. Расстройства общения могут влиять на артикуляцию, беглость речи ( заикание ) и другие уточненные и неуточненные коммуникативные расстройства. Лечение сосредоточено на диагностированном состоянии. Например, речевые и языковые службы могут быть сосредоточены на воспроизведении речевых звуков для детей с фонологическими проблемами. В целом настоятельно рекомендуется раннее вмешательство для маленьких детей с задержкой речевого или иного развития.
Управление
Дополнительные и альтернативные коммуникационные технологии варьируются от разработанного программного обеспечения для планшетов, обеспечивающего сложную коммуникацию со слуховым компонентом, до менее технологически сложных стратегий. Например, общий метод включает использование изображений, которые можно прикрепить к полоскам на липучке, чтобы создать доступный способ общения, который не требует когнитивных или мелкой моторики, необходимых для работы с планшетом.
Устройства для генерации речи могут помочь людям с дефектами речи, связанными с заболеваниями, влияющими на речь, коммуникативными расстройствами, которые ухудшают речь, или операциями, которые повлияли на речь. Устройства, генерирующие речь, становятся все более простыми в использовании.