что делать если чувствуешь что умираешь
Девитализация
Девитализация проявляется утратой восприятия себя как живого, одушевленного существа. Пациенты чувствуют, что они вот-вот могут умереть, умирают либо уже мертвы, а затем, когда это нарушение исчезает, они возвращаются к жизни, «оживают». Меняется само восприятие своей жизни, она кажется скоротечной, длящейся очень короткое время. Тема смерти в размышлениях пациентов занимает много места или даже выходит на первый план.
Вот как говорят об этом сами пациенты: «Умираю, тело как не мое, иду как робот, ноги ватные, не слушаются. Онемевшие лицо, кисти рук, сознание уходит. И паника, что сейчас умру и не успею ни с кем попрощаться. У меня ощущение неизбежности скорой смерти, мне кажется, что еще миг, и я умру. После аборта у меня было чувство вины, непростительного греха. Спустя полгода началась депрессия, и я осознала свою конечность, чувствовала, что моя жизнь — это всего одно мгновение. А до нее и после нее была и останется бесконечность.
| Подобные проявления свидетельствуют о наличии психического заболевания. При проявлении симптомов девитализации рекомендуем обратиться к психиатру |
Я страдала от безысходности, от сознания того, что после моей смерти ничего уже не будет. Спустя год я решила проблему бытия и к моменту смерти стала относиться как и к своему рождению: как я не помню своего рождения, так не буду помнить и своего умирания. Меня и теперь спасает эта мысль. Я живой только в мыслях, на самом деле я давно умер. Чувство, что умираю, ноги, руки ватные, трогаю себя и ничего не ощущаю. Руки, потом ноги отваливаются, все вижу далеко, как в туннеле, маленьким. Не выключаю телевизор. Пока его слышу, знаю, что я еще жива. Ощущение такое, что умираю, умерла, тело разлагается, становится водянистым, жидким. «
«Последние пять-шесть лет у меня постоянно возникало чувство, будто я давно умер и что все происходит со мной и в окружающем как во сне или видится мне с того света. У меня не было ощущения, что Я — это Я, мне казалось, что вместо меня, живого, существует какой-то мертвец. У меня было чувство мертвости. Я ничего не ощущал со стороны окружающих, не чувствовал, что могу жить среди людей, не понимал, чего ждут от меня люди, не понимал и своего отношения к ним. Вернее так: я вроде бы ощущал, но мне казалось, что есть какой-то барьер и он мешает мне чувствовать все это. При мысли о смерти я почему-то внутренне смеялся. Теперь я понял почему — ведь я мертвец. А я-то по глупости хотел умереть еще раз. У меня мертвое лицо, оно как маска с рыбьими глазами. Я не могу понять, живой я или уже мертвый. Смотрю на свою руку, а она омертвелая. Гляжу на все мертвыми глазами. Я труп, мертвец. Да, я говорю, двигаюсь, дышу, Вы, доктор, пульс у меня находите. Но на самом деле я мертвый, я давно умер, меня надо было хоронить еще год назад. Прихожу в себя после обморока, и мне кажется, что я воскресла из мертвых. Я давно мертвяк, это же ясно, неужели вы этого не видите. Я покойник, труп, я уже давно нахожусь на том свете. Для других я кажусь живым, а сам-то я наверное знаю, что я мертвый. Чувствую, как жизнь покидает меня, я умираю, еще немного, и я умру совсем. Я умирал, а потом оживал три раза. У меня исчезли ощущения тела, я не чувствую голода, боли, жажды, не понимаю, сплю я или нет, пропали чувства к родным. Внутри меня пустота, и оттуда я ощущаю запах гнили. Я уже не живу, я мертвая и чувствую, что разлагаюсь. Чувствую, как я умираю и лечу в какую-то яму. Потом, кажется, на меня сверху земля сыплется, и мне становится так хорошо, кругом такая тишина».
Девитализация, заметим, не исключает вероятности суицидного поведения. Больная, например, «не чувствует тела», «не думает», «ощущает себя умершей» и в то же время совершает «импульсивные» действия (действия, побуждений к которым она, по ее словам, совершенно не чувствует). Однажды была импульсивная попытка суицида, больная ножом пыталась резать свое горло. В отделении она часто подходит к зеркалу. Там, как она сказала один раз, она не видит своего лица.
Девитализация — нередкая тема аномальных сновидений: «Снилась катастрофа, кругом взрывы, погибают люди. Мы спасаем мир, но в конце концов я погибаю и умираю. Приснилось раз, что я умерла. Стала пустой, душа вылетела из тела. Я чувствовала, как изо рта вытекает сукровица. Тут я вспомнила о дочери и пришла в ужас от мысли, как она будет без меня. На этом месте и проснулась. Уже проснувшись, я говорила мужу, что умерла. Только к обеду я отошла от сна и до меня дошло, что я еще жива. Это был не такой сон, какие я видела раньше, в этом все происходило как наяву. И по сей день он вспоминается мне не как сон, а как то, что было на самом деле. С того времени я боюсь ночи, боюсь сна, мне кажется, что в другой раз я не оживу».
Вот еще несколько наблюдений девитализации: «Я чувствую, что умираю, руки, ноги ватные, трогаю себя и этого не ощущаю. Руки, ноги отваливаются, все вижу далеко, как в тумане, и маленьким. По вечерам я не выключаю телевизор, хоть и не смотрю его. Пока я слышу его, я знаю, что еще живу. Порой мне кажется, что я не живой, а мертвый. Все люди и предметы находятся там, а я — тут. Я не чувствую свое тело, ничего не ощущаю, только знаю, что я — это я и я смотрю. Вижу туманно, но ничего не слышу. Ко мне происходящее вокруг не имеет отношения, меня там нет, вижу все как бы сверху, будто я умерла». Иногда пациенты наяву, но, пожалуй, чаще во сне испытывают как бы отчужденное чувство смерти: не они сами, а окружающие считают их мертвыми: «Снятся мне похороны. Я был как в отключке и не понимал, что хоронят меня. Я лежал в гробу и наблюдал, кто и что делает, говорит. Вижу, что люди не понимают, что я живой, но не переживают. Мама-то догадывается, она говорит мне: я знаю, что ты оживешь. Тут я встаю из гроба и спрашиваю присутствующих: почему никто не плачет, ничего не говорит обо мне. Видел себя мертвого в гробу. Из гроба видел, как плачут люди. Я тянусь к ним, хочу им сказать, что я живой, но дотянуться не могу. Просыпаюсь в слезах».
Встречаются пациенты с девитализацией, считающие мертвым не только себя, но и окружающих: «Я мертвец. Неважно, что я выгляжу как живой, что я хожу, разговариваю, так бывает, я к этому привык. И вы, доктор, все присутствующие здесь, да и все люди мертвы, хотя они и считают себя живыми. Это ошибка, недоразумение, нам только кажется, будто мы все живые». Бывает и так, что сами пациенты не ощущают, что они мертвы, однако уверены в том, что мертвы окружающие их люди, либо выражают убежденность в том, что вообще погибло, исчезло все живое.
Переживания девитализации могут быть более сложными, как бы многоплановыми: «Во время наркоза я чувствовала, как моя душа отделилась от тела. Я видела свое тело со стороны, это был труп. Слышала, как кто-то разговаривает с моей душой. Говорит ей, что у тебя высокое давление, больше 240, что тебе неправильно дали наркоз. Теперь, мол, ничего вернуть назад нельзя, тебя убили наркозом. Я просила голос, чтобы мне вернули жизнь. Голос этот доносился издалека, он слышался, как по микрофону. Я до сих пор не понимаю, что это было, какая-то мистика».
Как показывают вышеприведенные отчеты пациентов, выпадение актов восприятия собственного Я нередко трансформируется в нигилистический бред разного содержания: от убеждения в отсутствии дефекации до абсолютной уверенности в распаде мира. Нарушения самовосприятия являются в данном случае как бы чувственной основой бреда отрицания.
Девитализация
Девитализация проявляется утратой восприятия себя как живого, одушевленного существа. Пациенты чувствуют, что они вот-вот могут умереть, умирают либо уже мертвы, а затем, когда это нарушение исчезает, они возвращаются к жизни, «оживают». Меняется само восприятие своей жизни, она кажется скоротечной, длящейся очень короткое время. Тема смерти в размышлениях пациентов занимает много места или даже выходит на первый план.
Вот как говорят об этом сами пациенты: «Умираю, тело как не мое, иду как робот, ноги ватные, не слушаются. Онемевшие лицо, кисти рук, сознание уходит. И паника, что сейчас умру и не успею ни с кем попрощаться. У меня ощущение неизбежности скорой смерти, мне кажется, что еще миг, и я умру. После аборта у меня было чувство вины, непростительного греха. Спустя полгода началась депрессия, и я осознала свою конечность, чувствовала, что моя жизнь — это всего одно мгновение. А до нее и после нее была и останется бесконечность.
| Подобные проявления свидетельствуют о наличии психического заболевания. При проявлении симптомов девитализации рекомендуем обратиться к психиатру |
Я страдала от безысходности, от сознания того, что после моей смерти ничего уже не будет. Спустя год я решила проблему бытия и к моменту смерти стала относиться как и к своему рождению: как я не помню своего рождения, так не буду помнить и своего умирания. Меня и теперь спасает эта мысль. Я живой только в мыслях, на самом деле я давно умер. Чувство, что умираю, ноги, руки ватные, трогаю себя и ничего не ощущаю. Руки, потом ноги отваливаются, все вижу далеко, как в туннеле, маленьким. Не выключаю телевизор. Пока его слышу, знаю, что я еще жива. Ощущение такое, что умираю, умерла, тело разлагается, становится водянистым, жидким. «
«Последние пять-шесть лет у меня постоянно возникало чувство, будто я давно умер и что все происходит со мной и в окружающем как во сне или видится мне с того света. У меня не было ощущения, что Я — это Я, мне казалось, что вместо меня, живого, существует какой-то мертвец. У меня было чувство мертвости. Я ничего не ощущал со стороны окружающих, не чувствовал, что могу жить среди людей, не понимал, чего ждут от меня люди, не понимал и своего отношения к ним. Вернее так: я вроде бы ощущал, но мне казалось, что есть какой-то барьер и он мешает мне чувствовать все это. При мысли о смерти я почему-то внутренне смеялся. Теперь я понял почему — ведь я мертвец. А я-то по глупости хотел умереть еще раз. У меня мертвое лицо, оно как маска с рыбьими глазами. Я не могу понять, живой я или уже мертвый. Смотрю на свою руку, а она омертвелая. Гляжу на все мертвыми глазами. Я труп, мертвец. Да, я говорю, двигаюсь, дышу, Вы, доктор, пульс у меня находите. Но на самом деле я мертвый, я давно умер, меня надо было хоронить еще год назад. Прихожу в себя после обморока, и мне кажется, что я воскресла из мертвых. Я давно мертвяк, это же ясно, неужели вы этого не видите. Я покойник, труп, я уже давно нахожусь на том свете. Для других я кажусь живым, а сам-то я наверное знаю, что я мертвый. Чувствую, как жизнь покидает меня, я умираю, еще немного, и я умру совсем. Я умирал, а потом оживал три раза. У меня исчезли ощущения тела, я не чувствую голода, боли, жажды, не понимаю, сплю я или нет, пропали чувства к родным. Внутри меня пустота, и оттуда я ощущаю запах гнили. Я уже не живу, я мертвая и чувствую, что разлагаюсь. Чувствую, как я умираю и лечу в какую-то яму. Потом, кажется, на меня сверху земля сыплется, и мне становится так хорошо, кругом такая тишина».
Девитализация, заметим, не исключает вероятности суицидного поведения. Больная, например, «не чувствует тела», «не думает», «ощущает себя умершей» и в то же время совершает «импульсивные» действия (действия, побуждений к которым она, по ее словам, совершенно не чувствует). Однажды была импульсивная попытка суицида, больная ножом пыталась резать свое горло. В отделении она часто подходит к зеркалу. Там, как она сказала один раз, она не видит своего лица.
Девитализация — нередкая тема аномальных сновидений: «Снилась катастрофа, кругом взрывы, погибают люди. Мы спасаем мир, но в конце концов я погибаю и умираю. Приснилось раз, что я умерла. Стала пустой, душа вылетела из тела. Я чувствовала, как изо рта вытекает сукровица. Тут я вспомнила о дочери и пришла в ужас от мысли, как она будет без меня. На этом месте и проснулась. Уже проснувшись, я говорила мужу, что умерла. Только к обеду я отошла от сна и до меня дошло, что я еще жива. Это был не такой сон, какие я видела раньше, в этом все происходило как наяву. И по сей день он вспоминается мне не как сон, а как то, что было на самом деле. С того времени я боюсь ночи, боюсь сна, мне кажется, что в другой раз я не оживу».
Вот еще несколько наблюдений девитализации: «Я чувствую, что умираю, руки, ноги ватные, трогаю себя и этого не ощущаю. Руки, ноги отваливаются, все вижу далеко, как в тумане, и маленьким. По вечерам я не выключаю телевизор, хоть и не смотрю его. Пока я слышу его, я знаю, что еще живу. Порой мне кажется, что я не живой, а мертвый. Все люди и предметы находятся там, а я — тут. Я не чувствую свое тело, ничего не ощущаю, только знаю, что я — это я и я смотрю. Вижу туманно, но ничего не слышу. Ко мне происходящее вокруг не имеет отношения, меня там нет, вижу все как бы сверху, будто я умерла». Иногда пациенты наяву, но, пожалуй, чаще во сне испытывают как бы отчужденное чувство смерти: не они сами, а окружающие считают их мертвыми: «Снятся мне похороны. Я был как в отключке и не понимал, что хоронят меня. Я лежал в гробу и наблюдал, кто и что делает, говорит. Вижу, что люди не понимают, что я живой, но не переживают. Мама-то догадывается, она говорит мне: я знаю, что ты оживешь. Тут я встаю из гроба и спрашиваю присутствующих: почему никто не плачет, ничего не говорит обо мне. Видел себя мертвого в гробу. Из гроба видел, как плачут люди. Я тянусь к ним, хочу им сказать, что я живой, но дотянуться не могу. Просыпаюсь в слезах».
Встречаются пациенты с девитализацией, считающие мертвым не только себя, но и окружающих: «Я мертвец. Неважно, что я выгляжу как живой, что я хожу, разговариваю, так бывает, я к этому привык. И вы, доктор, все присутствующие здесь, да и все люди мертвы, хотя они и считают себя живыми. Это ошибка, недоразумение, нам только кажется, будто мы все живые». Бывает и так, что сами пациенты не ощущают, что они мертвы, однако уверены в том, что мертвы окружающие их люди, либо выражают убежденность в том, что вообще погибло, исчезло все живое.
Переживания девитализации могут быть более сложными, как бы многоплановыми: «Во время наркоза я чувствовала, как моя душа отделилась от тела. Я видела свое тело со стороны, это был труп. Слышала, как кто-то разговаривает с моей душой. Говорит ей, что у тебя высокое давление, больше 240, что тебе неправильно дали наркоз. Теперь, мол, ничего вернуть назад нельзя, тебя убили наркозом. Я просила голос, чтобы мне вернули жизнь. Голос этот доносился издалека, он слышался, как по микрофону. Я до сих пор не понимаю, что это было, какая-то мистика».
Как показывают вышеприведенные отчеты пациентов, выпадение актов восприятия собственного Я нередко трансформируется в нигилистический бред разного содержания: от убеждения в отсутствии дефекации до абсолютной уверенности в распаде мира. Нарушения самовосприятия являются в данном случае как бы чувственной основой бреда отрицания.
Суицидальные мысли. Как распознать и что делать?
Мария Твардовская СПИД.ЦЕНТР
Россия входит в тройку стран-лидеров по количеству самоубийств — 26,5 случаев на 100 тысяч человек (что более чем вдвое выше среднемирового показателя — 10,5 случаев). Опережают нас только южноамериканская Гайана (30,2 случая) и африканский Лесото (28,9). В 2016 году в нашей стране было 44 тысячи самоубийств — пять человек в час.
Нередко люди, задумывающиеся о самоубийстве, не могут рассказать близким о проблеме или боятся обратиться за помощью. СПИД.ЦЕНТР подготовил материал о том, как распознать суицидальные настроения и как помочь в этой ситуации.
1. По каким признакам можно понять, что человек думает о самоубийстве?
Есть сигналы, по которым можно понять, что близкий человек в депрессии и не видит другого выхода, кроме самоубийства. Вот некоторые из них.
Предупреждающие знаки не всегда очевидны и могут быть разными, в каждом случае нужно ориентироваться на то, что не свойственно именно этому человеку.
Существует распространенное убеждение, что настоящие самоубийцы не рассказывают о своих планах, но, как уверяют психологи, это не так. Конечно, бывают ситуации, когда человек не рассказывает о своих проблемах, не пребывает в депрессии и внезапно совершает самоубийство, в этом случае едва ли можно помочь. Но если близкий говорит о намерении покончить с собой или вы наблюдаете какие-то из перечисленных признаков, не бойтесь поговорить с ним.
Источник: Русская служба «Би-би-си»
2. Как поговорить с близким и помочь ему?
Первое правило — не замалчивать проблему и не стараться ее обойти, объясняет психолог Татьяна Орлова. «Если человек хочет покончить с собой, то ему нужно сказать: „Я вижу, что с тобой происходит, и у меня есть предположение, что ты хочешь покончить с собой. Давай поговорим об этом“. После этого можно спросить, почему у человека сложилось такое мироощущение, почему возникло желание покончить с собой».
Как объясняет Орлова, обычно это обстоятельства, которые говорят человеку, что основы его жизни подорваны, нет выхода, никто не любит, нет путей развития. Разговор сам по себе поможет человеку понять, что он не одинок. «Вместе с этим можно вспомнить положительный опыт, сказать, что сложные ситуации в его жизни уже бывали, и поговорить с ним о том, как и за счет чего он тогда справился. Затем поискать ресурсы. Допустим, человек год не может найти работу. Что еще можно предпринять, с кем еще можно поговорить, какую помощь вы можете ему предложить, чтобы исправить эту ситуацию?» — продолжает психолог.
Также психолог подчеркивает, что нельзя обесценивать или осуждать. «Не надо отрицать и сразу пытаться поставить все аргументы под сомнение. Надо признать, что человеку тяжело иметь с этим дело. Нужно только сказать: „Я тебя слышу, я могу быть рядом с тобой, давай вместе поищем выход“ и предложить помощь психолога».
Кроме того, психологи советуют позаботиться о том, чтобы пространство было безопасным — убрать из дома все средства, которые человек может использовать для самоубийства. А также не оставлять его одного или предложить звонить вам, если возникнет непреодолимое желание покончить с собой.
3. В каких случаях стоит вызывать скорую психиатрическую помощь?
Не всегда вы можете самостоятельно помочь человеку, в таком случае лучше обратиться за специализированной помощью. «Если ваш близкий сказал, что собирается совершить самоубийство, и рассказывает, как бы он это сделал, или готовится к нему (покупает для этого что-то, пишет завещание) и при этом отказывается обратиться за помощью, стоит вызвать скорую психиатрическую помощь», — считает психиатр Сергей Дивисенко.
Еще один случай, по его мнению, когда надо сразу вызывать скорую — если человек наносит себе повреждения. «Не всегда самоповреждения — это попытка суицида. В некоторых случаях это может быть связано с желанием заглушить душевную боль физической, но иногда и селфхарм может быть опасным для жизни и здоровья», — уточняет Дивисенко.
4. Чем я могу помочь самому себе и что делать?
Иногда человек и сам понимает, что его мысли о самоубийстве деструктивны, и хочет помочь самому себе. Для таких случаев подробную инструкцию написали врачи клиники Майо.
Вместе с этим старайтесь оберегать себя.
Что делать, если знаешь, что умираешь?
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Протоиерей Андрей Лоргус, практикующий психолог, директор Института христианской психологии (Москва)
Первая встреча с диагнозом — всегда шок. А в шоковом состоянии мы не способны ясно сознавать происходящее, чаще всего это состояние первой стадии принятия диагноза, когда восприятие туманно и нерационально. Если человек узнает, что у него страшный диагноз, то перед тем как начать действовать, важнее понять и разобраться, что именно угрожает и насколько это достоверно. Серьезный диагноз может означать как многолетнюю борьбу с болезнью, так и несколько месяцев жизни. Другое дело, когда человек довольно давно уже находится в тяжелом состоянии, периодически приходя в сознание. В эти моменты он может отдавать себе отчет в том, что дни его сочтены; сознание остается ясным, он близок к кончине и понимает это. Это как раз то время, когда священник нужен умирающему, и не только верующему. Я поясню, почему.
О чем молится священник? О том, чтобы, несмотря на возможное отступление человека от Господа, Бог продлил его дни и исцелил. Потому что жизнь — главная ценность, которой мы обладаем на земле. И не только телесная жизнь — наше сокровище, но и жизнь вечная. Все, что происходит здесь, в этой жизни, не может не рассматриваться в перспективе жизни вечной. Поэтому священник молится о здравии человека, чтобы он мог жить дальше и реализовать свои потребности и возможности. Может быть, отныне человек будет нуждаться в помощи других людей. Жизнь — это тот дар, о котором молится священник и человек, знающий, что умирает. Причем не только о физическом здоровье, но и о прощении грехов, которые в том числе могли стать причиной болезни.
Вторая просьба к Богу, с которой мы вместе обращаемся, — о врачах. Встреча и контакт с искусным, заинтересованным и гуманным врачом необходимы сейчас. Здесь есть о чем просить Бога. С одной стороны, не все пациенты способны слушаться и адекватно воспринимать рекомендации и назначения, а с другой, и сами врачи бывают настолько директивными, что уточняющие вопросы больного воспринимают резко, вплоть до отказа от него. Мы молимся об отношениях врача и больного, понимая, насколько это непростая задача.
Умирание — важный этап жизни, который человек может провести иначе, чем жизнь обыденную. Когда ты знаешь, что умираешь, ты можешь использовать это время для переосмысления своих представлений о самом главном. И тут наставления священника могут быть серьезным и полезным подспорьем. В этом завершающем периоде земной жизни болеющему, возможно, предстоит изменить отношение к жизни, к себе самому. Священник может выступить в роли учителя, поскольку умирающий может не знать ничего не только о вере, о Боге, но даже о собственной душе.
Впервые столкнувшимся, только что узнавшим о страшном диагнозе, предстоит пережить шоковое состояние. На это требуется время и терпение себя. Одномоментно это невозможно пережить никому, поэтому не стоит на себя давить. Мужчины чаще всего проходят эти страшные этапы в одиночку, а женщины в большинстве своем нуждаются в разговоре, многие в этом состоянии бегут в Церковь. Шок страшен тем, что человек не способен осознавать свои чувства и поведение. Как ни парадоксально звучит, но, переживая шок, узнав, что скоро умрешь, лучше ничего не делать. Важно дать волю своим эмоциям, чувствам. В этом ужасе и страхе нет ничего конструктивного, но это необходимо пережить.
Шок обязательно пройдет, но человеку потребуется поддержка и новые смыслы
существования, которые мы находим в религиозности, где присутствует осмысление смерти.
Как христианин готовится к вечности? Он собирается в поход, в который может взять только самое главное — свое сердце. При этом сердце человека может быть огромным, полным любви, радости, счастья. Умирающему трудно это осознать и принять — он погружен в стихии страха, боли, страданий. Но эта задача стоит перед ним, он входит в режим экономии каждого часа, иногда и минут, отбрасывая все бессмысленное и ненужное.
Не все умирающие боятся смерти и переживают ее как катастрофу. Я видел, как смерти ждали как засыпания, как ухода в мрачную безмятежность, но с усилием возвращались к действительности, чтобы посмотреть еще раз в любящие глаза, чтобы услышать молитвы, Евангелие, пожать руку того, кто рядом. Пусть у постели больного в этот момент даже не самые дорогие и близкие. Умирающему важно, чтобы с ним был хотя бы кто-то до самого конца. Вопрос — насколько духовно зрелы те, кто останется рядом с умирающим. Это в том числе и предмет заботы священника.
Люди, находящиеся рядом с тем, кто умирает, могут оказать ему очень важную услугу. Но и умирающему важно собраться и попросить о том, что действительно важно. Священника лучше звать заранее, а не тогда, когда человек в коме и священник уже не может его напутствовать.
Знаю человека, которому при раке желудка оставалось полгода жизни. Он договорился со своими детьми о записи рассказов об истории семьи. Они по очереди приходили, слушали и записывали на видеокамеру. Он умер через 8 месяцев, но практически все это время провел дома. С семьей. Он сумел наполнить этот этап жизни сосредоточенным собиранием истории семьи, погружением в самое ценное, что было в его жизни. И рядом были его дети.
Другой мой знакомый решил иначе: он вспомнил всех, кого знал, чтобы встретиться с ними и проститься. Сначала обзвонил круг более дальних знакомых. Конечно, он не объявлял каждому, что умирает, для него было важно отдать долг дружбе. С более близкими встречался, чтобы выразить свою любовь. И не один раз, конечно. А самое последнее и дорогое время, конечно, оставил для семьи, для родных и любящих, чтобы засвидетельствовать: «я люблю тебя», «ты мне дорог», «ты много значишь в моей жизни».
Моя покойная сестра работала медсестрой в реанимации и рассказывала о двух случаях особенного приготовления к смерти. О старушках. В кардиореанимации у людей очень мало сил, трудно дышать. Одна попросила: «Доченька, дай мне судно, а потом подмой и одень на меня чистую рубашку». На это ушло 20 минут, а на 25-й минуте бабушка умерла. Сестра говорила, что никогда не забудет этого. Потому что была рядом, провела эти последние минуты жизни с ней и сделала то, что она просила. Другая бабушка попросила позвонить племяннице, назвала ее номер по памяти. Через несколько часов та приехала в больницу, ее пустили буквально на минуту в реанимацию, и после этой встречи бабушка умерла.
Если человек и раньше ходил в Церковь, то он знает, как действовать, готовясь к переходу в вечность. Если же он никогда раньше не исповедовался, то важно, чтобы подготовка к этому шла осознанно, а не в шоковом состоянии.
Необходимо время и помощь, чтобы вспомнить, что было 5, 10 или 30 лет назад, а не только вчера, невозвращенную сдачу или прихваченный в общественном месте карандаш. Шоковое состояние завершится возвращением осознанности, пониманием стоящих перед человеком задач, решением о характере лечения, возвращением рационального рассуждения. И тогда начинаешь понимать, насколько болезнь — удобный момент, чтобы увидеть иначе повседневность и отключиться от обыденности, которая порой не дает нам рассмотреть все стороны жизни, понять близких, расставить приоритеты.
Вера, обретенная через страх смерти, несколько специфическая. Но даже в этой ситуации человек в состоянии пересмотреть свое отношение к собственным поступкам в целом, увидеть иные горизонты.
Когда человек близок к смерти, но при этом у него есть физические и духовные силы провести остаток своих дней осознанно, то главная задача состоит в том, чтобы сосредоточится на итогах земного существования, попросить прощения самому и простить других. Рассмотреть внимательно всю ценность прожитого, в том числе и своих неудач, ошибок, не только радостей и достижений.
Помочь вернуть красоту и радость жизни, использовать каждый оставшийся день могут близкие и любящие, когда они рядом. Они поддержат сосредоточенность на благодарности за всё — как за встречи, так и за расставания. Умение благодарить — одно из качеств, способное освятить последние часы, преодолеть страх. Это очень трудно, но возможно, потому что совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин 4:18).