что делать если мамы нет дома несколько дней
По семейным обстоятельствам, или как ухаживать за малышом в отсутствие мамы
Уход за новорожденным: если мама заболела
Ирина Кирьянова педиатр, кандидат медицинских наук
Представьте такую жизненную ситуацию: в среднестатистической семье родился малыш. С момента выписки из роддома прошло 2-3 недели. Новоиспеченные родители осваивают или вспоминают все хитрости ухода за ребенком, распределяют между собой обязанности в изменившемся ритме жизни и постепенно налаживают быт. Но тут возникает непредвиденная ситуация: мама заболела и должна лечь в больницу, или ей срочно нужно уехать из дома на несколько дней (недель). Что делать? С кем оставить малыша, что предусмотреть перед расставанием, как выйти из непростой ситуации с минимальными потерями?
Если заболевание настолько серьезно, что «скорая» в одночасье увезла женщину в больницу, тут и выбора нет: папе или другим близким людям мамы и малыша придется самостоятельно и в кратчайшие сроки переходить на «новые рельсы» (как — поговорим ниже). Но если у мамы есть определенный запас времени, прежде чем покинуть дом, стоит заблаговременно решить, кто будет заботиться о малыше, провести подробный инструктаж ухода за ним, приобрести недостающее. Ребенка можно оставить с мужем или близкими родственниками (кстати, они могут взять больничный лист по уходу за крохой), а также с друзьями или няней.
Мамин «инструктаж»
Предварительно маме необходимо составить подробные указания в виде записей, показать, что где лежит (одежда, детская косметика, одноразовые подгузники, смеси, бутылочки, соски и пр.) и как этим пользоваться. Надо написать режим дня малютки, указать, во сколько он просыпается и во сколько снова должен уснуть, как проводить ежедневный утренний туалет, какой смесью и в каком объеме его кормить, как правильно приготовить питание. Отметим, что, если ребенок был на естественном вскармливании, скорее всего, на время болезни мамы его придется перевести на искусственное. Поэтому хорошо бы маме самой попробовать дать ребенку смесь и проследить за реакцией на нее малыша.
Не забудьте написать, в какую одежду и как одевать ребенка дома и на прогулку, а также указать время и длительность прогулок. Желательно оставить рекомендации по применению одноразовых подгузников. Например, вы предпочитаете надевать их только на прогулку, а в остальное время обходиться без них. Укажите время и порядок проведения ежедневного вечернего купания.
Возможно, потребуется приобрести что-то из предметов ухода за ребенком. Например, бутылочки и соски для искусственного вскармливания, соски-пустышки, стерилизатор, подогреватель для детского питания. Соски для бутылочек должны совпадать с ними по диаметру, их должно быть несколько и разных форм (круглые, анатомические), т.к. возможны ситуации, когда кроха отказывается сосать именно эту соску, предпочитая другую. Но лучше выбирать ту соску, которая будет максимально близко повторять процесс кормления из груди и не позволит ребенку после встречи с мамой все же выбрать кормление из бутылочки. Такие соски могут иметь пометку «для новорожденных», должны иметь маленькое отверстие и широкое основание: все это заставляет малыша для получения порции смеси прикладывать усилия, похожие на таковые при грудном вскармливании, и имитирует правильный процесс сосания.
При выборе соски необходимо обратить внимание на материал, из которого она изготовлена. Силиконовая и латексная соски имеют преимущества перед резиновой: они обычно имеют клапан, благодаря которому не пропускают воздух в бутылочку; такие соски не сморщиваются, молоко поступает равномерно. Дольше всех служат силиконовые соски (до года), срок службы резиновых и латексных сосок — около месяца. При этом латексные соски, мягкие, теплые на ощупь, более комфортны для малыша. Не забудьте купить адаптированную молочную смесь, так называемую «первую формулу». Такая смесь подходит для всех здоровых детей первого полугодия жизни. Есть и лечебные молочные и безмолочные смеси для малышей, страдающих различной патологией, но данные смеси должен назначать педиатр.
Надо составить список важных телефонов (например, лечащего педиатра, детской поликлиники, неотложных медслужб и пр.), записать адреса магазинов, где можно приобрести все необходимое для ребенка. Покажите, где лежат свидетельство о рождении и полис обязательного медицинского страхования (ОМС) ребенка, хотя стоит указать, что дети первого месяца жизни должны обслуживаться в государственных медицинских учреждениях и без него. Следует оставить все координаты больницы или того места, куда отправляется мама. Нечего и говорить, что наличие мобильного телефона у мамы в этих условиях крайне желательно.
На первом месяце жизни, по условиям ОМС, к ребенку на дом с патронажем должен трижды приходить участковый педиатр или медсестра (на первые-вторые сутки после выписки из роддома, на 14-е и 21-е сутки, если малыш здоров, и чаще, если имеется необходимость). Поэтому свяжитесь с лечащим или участковым педиатром, сообщите о сложившихся обстоятельствах, попросите о более частом посещении малютки и предупредите, что обращений к ним (в том числе и за советом) может быть больше.
В стационар — по бытовым обстоятельствам
Если маме никто не может помочь, а медики настаивают на лечении в стационаре, то ребенка должны на все это время определить в детскую больницу по бытовым обстоятельствам. Маме сообщат или она сама должна узнать название, адрес детской больницы, название или номер отделения, контактные телефоны, фамилию лечащего педиатра и т.п. Она может регулярно звонить в больницу и справляться о здоровье ребенка, а если есть какие-то особенности ухода за крохой, сообщить их персоналу. В больничных документах ребенка будет записана информация о том, в какой больнице и в каком отделении находится его мама, указаны телефоны отделения и пр. Врачи из детской больницы наверняка и сами будут звонить маме и своим «взрослым» коллегам, узнавать о ходе лечения, уточнять историю развития и жизни малыша.
Ребенок может быть на полном «довольствии» детской больницы, т.е. для него найдется одежда, белье, молочные смеси, детские бутылочки, соски и т.п. А если перед отправкой в больницу было время на сборы, то для малыша можно взять: его медицинский страховой полис (если он был уже оформлен), одноразовые подгузники, соску-пустышку, детскую косметику, при искусственном или смешанном вскармливании — одну-две нераспечатанных упаковки молочной смеси. Сменную одежду (боди, кофты, ползунки), бутылочки и соски к ним нецелесообразно отдавать в детское отделение. Это связано с тем, что все детское белье отделения (как и других отделений) собирается по мере использования и отправляется в централизованную прачечную, а потом снова распределяется по всем отделениям больницы. И в этом круговороте сложно разделять домашнее белье и больничное, т.е. остается риск утери (без злого умысла) личного белья. Подобная ситуация складывается с бутылочками и сосками. Существует определенная технология обрабатывания бутылочек при высокой температуре и кипячения сосок. Не все модели и не любой материал, из которого они изготовлены, выдерживают такую обработку; в результате они могут быть непригодны для использования. В любом случае детские вещи можно сложить в сумку для малыша, а возможность их использования уточнить и обговорить позже по телефону.
После выписки из стационара мама сможет забрать своего малыша из детской больницы.
Сохраняем грудное вскармливание
Если маму, имеющую грудного ребенка, кладут в больницу, то, скорее всего, для проведения серьезного лечения. В ином случае, если можно лечиться амбулаторно, женщине не стали бы предлагать госпитализацию. Значит, прием фармакологических средств не позволит осуществить вскармливание малыша грудным молоком — даже сцеженным. Отчаиваться не стоит. Это вынужденные, не зависящие от вас обстоятельства. Для поддержания лактации в подобной ситуации необходимо сцеживаться вручную или с помощью молокоотсоса (его после использования следует каждый раз промывать и просушивать, стерилизовать не обязательно, т.к. это молоко придется вылить), который можно взять с собой. Сцеживаться нужно через каждые 3 часа или по мере наполнения молочных желез, но не менее 6 раз в сутки, либо одну (чередуя стороны), либо обе груди до чувства комфорта в груди, до ликвидации уплотнений в ней. Сцеживание хорошо стимулирует дальнейшую выработку молока, при нем молочные протоки сокращаются и через одну — две минуты происходит прилив молока. Но если окажется, что его стало меньше, то сцеживаться надо чаще. Потом, как это ни грустно, придется выливать молоко.
Если лечение предстоит длительное (не один месяц), то сохранить выработку молока достаточно тяжело. Существуют фармакологические препараты, подавляющие лактацию, их назначает врач. Однако отметим, что в практике есть примеры длительного, до 6 месяцев, поддержания лактации только с помощью сцеживания — и последующего возобновления грудного вскармливания.
Если мама вынужденно покидает дом на длительное время не по причине болезни и желает поддерживать лактацию, то ей нужно сцеживаться и делать запасы молока (кстати, такой «стратегический запас» можно сделать и перед отправкой в больницу), при наличии возможности его можно отправлять малышу. Для этого нужно взять с собой молокоотсос, к которому бы подходила бутылочка или специальные стерильные одноразовые пакеты для хранения порции сцеженного молока при низких температурах (пакеты прикрепляются к молокоотсосу с помощью держателей). Такой пакет плотно укупоривается, на нем нужно написать дату сбора молока и поместить его в морозилку, а в дальнейшем подогреть в нем молоко. Если предполагается кормление в течение суток, можно сцедиться в бутылочку. Не следует смешивать порции молока, полученные от разных сцеживаний, особенно если они предназначены для длительного хранения. Хранить молоко можно в холодильной камере (холодильнике) при температуре +4°С, но не более 36 часов, или подвергнуть заморозке в морозильной камере при температуре –18°С и хранить до 6 месяцев.
В зависимости от удаленности от дома и наличия возможности оперативно доставлять молоко малышу, можно выбирать варианты его хранения.
Перед тем как использовать такое молоко, его необходимо разморозить при комнатной температуре до жидкого состояния и подогреть на водяной бане или в подогревателе для детского питания. Температура молока должна быть +36-37°С. Перегревать молоко нельзя: в этом случае оно теряет свои ценные свойства. Можно подогреть молоко в микроволновой печи в режиме минимальной мощности, после чего его нужно перемешать (возможен неравномерный разогрев порции). Подогревать порции повторно, тем более после размораживания, нельзя.
Конечно, перед сцеживанием молокоотсос и бутылочка должны быть простерилизованы. Для этого удобно с собой иметь специальный паровой стерилизатор или стерилизатор для микроволновой печи. Если такой возможности нет, то тщательно вымытые молокоотсос и бутылочку следует прокипятить в течение 5 минут в дистиллированной воде (в крайнем случае, в отфильтрованной воде).
Необходимо продолжать придерживаться диеты для кормящих мам и употреблять соответствующие витаминно-минеральные комплексы.
У кого-то возникнет вопрос: а можно ли в данной ситуации воспользоваться донорским молоком? Неужели оно не лучше, чем искусственная смесь? Это заблуждение. Молоко конкретной женщины идеально только для ее ребенка, а современные исследования позволили установить, что по своему составу оно сходно с составом крови и содержит всю генетическую информацию о человеке. Поэтому через донорское молоко малышу могут передаться различные заболевания: вряд ли женщина-донор и ее молоко будут предварительно обследованы, да и возможность ошибки в диагностике остается.
Надеемся, что эти рекомендации помогут нивелировать отрицательные моменты вынужденной разлуки с малышом, и он легче перенесет временное отсутствие мамы.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
От 0 до 5. Наука расставаний с ребенком
Как помочь малышу расставаться с мамой
В первые годы жизни ребенка подстерегает нешуточное испытание: он учится на время расставаться с мамой и папой. Как помочь наименее болезненно переносить вынужденную разлуку? Познакомьтесь с советами психологов Шанталь Флери и Бернадетт Лемуйн.
Первые уроки жизни новорожденного — это уроки расставания. Уже само рождение — не что иное, как разлука с материнским телом. «С самых первых дней новорожденный непрестанно переживает потери: рвется пуповина, малыша отнимают от груди, начинают исчезать из поля зрения родители, потом ребенка отдают в ясли или под надзор няни. Список маленьких расставаний пополняется вплоть до поступления в детский сад или школу. И все эти события обогащают опыт малыша, подготавливают его к будущей самостоятельности», — говорит психолог-клиницист Шанталь Флери.
За каждым расставанием скрывается острое чувство утраты. Даже когда младенец начинает понимать, что родители вернутся, этот опыт остается очень болезненным. «Если полуторагодовалый малыш сердито плачет, когда вы уходите, это продиктовано прежде всего тем, что он боится потерять вашу любовь и то чувство безопасности, которое она обеспечивает», — утверждает Шанталь Флери. Ребенок буквально питается любовью родителей. Неудивительно, что угроза «голода» вызывает у него энергичный протест!
Чувство безопасности
Для внутреннего ощущения безопасности малышу нужно знать, что вы любите его и что эта любовь времени не подвластна. Есть тысяча способов донести до ребенка эту мысль. Не бойтесь испортить его таким явным выражением чувств! Осознав, что любовь мамы и папы — чудесный дар, который не иссякает, как бы часто его ни тратили, малыш успокоится и постепенно научится выражать свою привязанность менее бурным способом.
Точно так же важно всякий раз, уходя из дома, ясно дать понять малышу, что вы к нему вернетесь. Не забывайте, что ребенок воспринимает время иначе, чем мы с вами. По мнению некоторых психологов, 7-8 часов, которые ребенок проводит без родителей, для него то же, что для взрослого целая неделя. Поэтому совершенно необходимо, чтобы маленький был твердо уверен в том, что вы появитесь в назначенное время!
Почувствовав себя в безопасности, ребенок не только сможет расстаться с вами, но и будет открыт для общения с другими детьми и взрослыми. Чем надежней связь, тем легче на время разлучиться. Когда малыш знает, что занимает прочное место в жизни своих родителей, он не станет возражать против (недолгого) плавания в открытом море, подобно лодочке, идущей на буксире рядом с большим кораблем. А расставшись с родителями, он сможет привязаться к другим людям. Это правило продолжает действовать и в более позднем возрасте. Если няня сумеет стать для малыша близким человеком, она, как и вы, поможет ему комфортно чувствовать себя среди новых лиц.
Подготовка к будущему
Расставания сменяются встречами, знакомые лица незнакомыми, общество людей — одиночеством. В этом вечном круговороте малыш приобретает бесценный опыт: он учится полагаться на собственные силы. «Чтобы ребенок сформировался как полноправная личность, ему необходимо научиться получать удовольствие как от общения, так и от одиночества», — подчеркивает Шанталь Флери. Этот процесс идет с переменным успехом и растягивается на годы. Даже в старшей группе детского сада малыши каждый день заново переживают разлуку с родителями. Если вы вместе с малышом изобретете собственные ритуалы расставания, если он будет уверен в вашей любви, то постепенно поймет, что эта разлука вовсе не отнимает у него родителей, а помогает повзрослеть.
Кроме того, оставляя малыша на попечение других взрослых, вы на деле демонстрируете, что доверяете ему, верите в его самостоятельность, в то, что ваше отсутствие не помешает ему чувствовать себя счастливым. А это уже немало! Разлука с вами означает всего-навсего, что жизнь не стоит на месте. Девять месяцев вы носили под сердцем ребенка. Теперь пришел его черед хранить в своем сердце ваш образ: помнить о вас, с радостью ждать встречи. Когда мамы нет рядом, ребенок часто думает о ней, и, можете не сомневаться, так будет продолжаться еще долгие годы!
От рождения до 3 месяцев
Что чувствует ребенок? Когда приходит время сна или заканчивается очередное кормление, малыш усваивает, что жизнь состоит из череды разлук и новых встреч. Мало-помалу ребенок накапливает жизненный опыт: если ты уснул, это не значит, что родители тебя покинули; если тебя отнимают от груди, это не значит, что ты совсем лишился мамы!
Младенец настроен на вашу волну: он хорошо знает ваш запах, голос, прикосновения. И тем не менее ему еще трудно сформировать целостный образ мамы. Когда вы после перерыва вновь появляетесь рядом, ему требуется приложить немало усилий, чтобы собрать все впечатления воедино.
Как ему помочь? Побольше разговаривайте с ним. До трех месяцев младенец редко протестует, когда мама уходит. Однако малыш прекрасно знает, что ее нет рядом! Именно поэтому надо разговаривать с детьми с самого их рождения, успокаивать, объясняя, почему вы уходили и зачем вам предстоит отлучиться. Не понимая слов, малыш отлично разбирается в том, что хотят сказать взрослые. Если вы говорите от души, не сомневайтесь, он все поймет. Даже если вам нужно ненадолго оставить ребенка, пока он спит, постарайтесь тихонько предупредить его об этом.
Оставьте малышу напоминание о себе. Испытанные средства — футболка или шейный платок, которые хранят ваш запах. Некоторые женщины, уезжая в командировку, оставляют кассету с записью своего голоса.
На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? Желательно, чтобы в первые три месяца жизни ребенка периоды вашего отсутствия не превышали нескольких часов.
От 3 до 8 месяцев
Что чувствует ребенок? Малыш теперь в состоянии отличать знакомые лица от незнакомых, а к шести месяцам уже способен узнать человека, которого видел две недели назад. Он очень любит «беседы» тет-а-тет с мамой. И просто в восторге от того, что сигналы, которые он вам подает, когда кричит, хмурится, улыбается, хватает за руку, могут вызвать отклик. Психологи называют эту новую связь, возникающую между вами, привязанностью. Однако и другие люди могут завоевать доверие ребенка, при условии, что «мамин заместитель», которого малыш к трем месяцам обычно узнает, подружится с ним по всем правилам игры.
Как ему помочь? Проведите основательную подготовку, если вам приходится отдавать ребенка в ясли. За неделю до намеченного дня начинайте приучать его к новому режиму: например, каждое утро чуть раньше будите.
Поддерживайте контакт с няней. Отведите с утра лишние 10 минут на то, чтобы рассказать ей о том, как ребенок вел себя накануне вечером или ночью (хорошо спал, температурил и т.д.). Эта беседа успокоит малыша и послужит своеобразной поддержкой: он слышит, что о нем говорят, понимает, что его не оставят на попечение няни как неодушевленный предмет.
Дайте малышу «точку опоры». Если вы «подкидываете» с утра ребенка бабушке или скооперировались с другой мамой и по очереди сидите с двумя младенцами, прихватите в другой дом любимые игрушки ребенка. Маленький кочевник будет рад обнаружить знакомые предметы.
Уделите особое внимание встречам после разлуки. Вечером дайте малышу (и себе) время на то, чтобы вновь друг к другу привыкнуть. Посидите рядом, пообщайтесь, только не набрасывайтесь на него с поцелуями, иначе он сделает вывод, что няня или бабушка — не самая лучшая для него компания. То же относится и к встрече после долгого отсутствия: с пониманием отнеситесь к тому, что малыш будет казаться равнодушным. Он не обижен, просто ему нужно заново к вам привыкнуть. Точно так же ведем себя и мы, взрослые, встречаясь со старыми друзьями после долгой разлуки.
На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? С учетом обычного режима можно оставлять его в яслях или под чьим либо присмотром на полдня, целый день и даже на выходные, если человек, с которым он остается, ему хорошо знаком.
От 8 до 12 месяцев
Что чувствует ребенок? Восемь месяцев — классический этап боязни «чужаков». Некоторые дети в один прекрасный день принимаются отчаянно плакать при виде незнакомого человека, другие в изумлении не сводят с него глаз или проявляют осторожное любопытство. Малыш осознает себя как отдельную от мамы личность и выстраивает шкалу собственных предпочтений. Исследования показали, что когда 10-месячный ребенок видит незнакомых людей в присутствии отца или матери, то немедленно поворачивается лицом к самому близкому человеку. Причем, если рядом находятся и мама, и папа, он в первую очередь смотрит на мать!
В этом возрасте малыш делает еще одно важное открытие: у него появляется способность удаляться от вас по собственному желанию. Научившись ползать или топать по полу, держась за мебель, он чувствует вкус к независимости, которую обеспечивает ему эта подвижность. Ему не терпится испытать свои силы, но. не покидая пределов маминого поля зрения.
Как ему помочь? Не ставьте малыша перед свершившимся фактом. По возможности старайтесь избегать неожиданностей: дети любопытны от природы, но терпеть не могут перемен. Если малыша должен забрать из яслей кто-то другой, если вы собираетесь оставить его под присмотром соседки, если на выходные к вам приезжают родственники, сообщите малышу об этом заранее!
Играйте в прятки! Ребенок уже знает, что спрятанная вещь продолжает существовать, хотя он ее не видит, поэтому прятки — отличный способ связать в его сознании такие понятия, как исчезновение и новое появление.
На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? В 8-9 месяцев, а иногда и чуть позже не стоит лишний раз подвергать малыша испытанию разлукой с родителями. Однако некоторые дети и в 9 месяцев прекрасно переносят расставание с мамой на денек-другой!
От года до трех
Что чувствует ребенок? Малыш говорит всего несколько слов, но уже все лучше понимает причины вашего отсутствия. У него хорошо развита способность мысленно представлять себе объекты, которых в данный момент нет поблизости (психологи называют эту способность «символическим представлением»). Именно она служит залогом усвоения языка: что может быть более символическим, чем слово, заменяющее своим звучанием материальный объект?
Ребенок уже умеет предвидеть события: раз вы взялись за сумочку — разлуки не миновать. Он также учится справляться со страхом перед незнакомыми людьми, особенно если вы радуетесь при появлении гостя.
Как ему помочь? Проявляйте твердость. Он в ярости, оттого что вы уходите? Такое поведение свойственно этому возрасту: малыш начинает осознавать, что вы не принадлежите ему целиком. Не стоит слишком тревожиться. Ваша непреклонность поможет избежать цепной реакции капризов. Вы не в силах уйти, когда он плачет? Успокойтесь, эти слезы не лишены пользы: они помогают малышу выплеснуть горе. Вместе с тем не пропустите тревожных симптомов (см. врезку «Повод для беспокойства»).
Дайте ему поиграть с альбомом фотографий. К полутора годам ребенок радостно узнает на фотографиях и показывает пальчиком маму, папу, старшего братика и кошку. Если вы оставляете его под присмотром няни или бабушки, такой альбом пригодится им, чтобы поговорить о вас в ваше отсутствие.
Считайтесь с «запасом прочности» малыша. Просидев с ребенком год, а то и больше, вы почувствовали законное желание чуть передохнуть, побыть одной или вдвоем с мужем. Планируя отлучки, учитывайте запас терпения малыша: если, проведя четыре дня с бабушкой и дедушкой, он внезапно становится грустным или начинает вести себя из рук вон плохо, вывод очевиден: четыре дня — еще куда ни шло, но пять — слишком долго!
На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? На неделю, при условии, что с ним будет человек, которого он знает и любит.
От трех до пяти
Что чувствует ребенок? К трем годам дети говорят все лучше и лучше, не пачкают штанишки, а некоторые из них идут в детский сад. Малышу интересно все на свете, он живет на скорости 100 км в час и способен мгновенно переходить от полного отчаяния к бурному восторгу. Он уверенно чувствует себя в мире фантазий и все сильнее тянется к ровесникам. Именно в этом возрасте появляются первые настоящие друзья. Дети открывают для себя новое развлечение — ходить друг другу в гости.
Как ему помочь? Отнеситесь к тревогам малыша с пониманием. Отпуск кончился, пора идти в сад, а малыш не хочет и цепляется за вас? Скажите, что вы знаете, как ему грустно, что вам в этом возрасте тоже не хотелось расставаться с мамой, но вы точно придете за ним ровно в шесть. Чтобы ребенок почувствовал гордость оттого, что он теперь большой и ходит в детский сад, купите ему к началу учебного года какие-нибудь обновки.
Дайте ему возможность взрослеть постепенно. Пусть захватит в детский сад любимую игрушку, только договоритесь, чтобы во время занятий она лежала в рюкзаке.
Пусть ребенок делится с вами впечатлениями. Если он приглашен переночевать у друга, помогите ему сложить вещи, которые нужно взять с собой, объясните, что в другой семье могут быть немного другие порядки. Поговорите о том, как он представляет себе вечер в гостях. Попросите рассказать о своих впечатлениях, когда он вернется домой!
На какой срок можно оставлять его с другими взрослыми? Вам виднее, сколько ребенок способен выдержать без вас. Это зависит от его характера (одни дети более самостоятельны, другим уютнее в привычной обстановке), от семейных дел (рождение младшего брата или сестры — не лучшее время для длительной разлуки), а также от того, насколько близкие у него отношения с человеком, на которого вы его оставляете.