что делать если медведь на ухо наступил

Если медведь на ухо наступил

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

Прежде всего, давайте разберёмся с терминологией. Что такое музыкальный слух? Что имеют в виду, когда говорят, что он абсолютный или, скажем, относительный? Как перевести на язык физиологии фразу «медведь на ухо наступил»?

Музыкальный слух — это способность различать звуки различной высоты, или, на языке физики, частоты. Сразу оговоримся, что такое определение несколько упрощает ситуацию, поскольку у звука есть и другие свойства, важные для человеческого восприятия, например тембр. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев тщательно изучил феномен музыкального слуха. В частности, он обнаружил, что гласные «у» и «и», пропетые на одной ноте, 30% испытуемых воспринимают как звуки разной высоты: «у» кажется ниже.

Иными словами, почти треть людей путают высоту звука с другими характеристиками. Интересно, что этот феномен может и помогать отличать звуки разной высоты, поскольку они имеют разную тембровую окраску. Неосознанно ориентируясь на тембр, даже «звукочастотно глухие» люди могут различать ноты, издаваемые с помощью музыкального инструмента. А вот с компьютерными звуками такой «трюк» не пройдёт, поскольку они могут быть чистыми тонам.

Абсолютный слух

Такие способности не часто встречаются даже в среде профессионалов: абсолютный слух имеют около 9% музыкантов, а из них лишь 35% обладают активным абсолютным слухом.

Среди обычных людей абсолютных слух встречается ещё реже — у одного человека на десять тысяч.

Откуда что берется?

Пока до конца не установлено, является ли абсолютный слух чисто врождённым свойством человека или его можно приобрести в ходе тренировок. Первая гипотеза представляется более вероятной, и её подтверждают данные последних исследований. Ученые Университета Калифорнии в Сан-Франциско в течение трех лет искали людей с абсолютным слухом – нашли более 2200 человек. При расспросе оказалось, что способность узнавать и воспроизводить звуки у них отмечалась с раннего детства, ещё до начала занятий музыкой. С годами слух только улучшался. Так ученые сделали вывод о том, что абсолютный слух является врождённым качеством и обусловлен генотипом человека.

Впрочем, выявить «ген абсолютного слуха» до сих пор не удалось.

Пока одни исследователи доказывают, что абсолютный слух не бывает приобретённым, другие разрабатывают методы его развития. Изобретена не одна методика, позволяющая, по утверждению авторов, в процессе тренировок достичь абсолютного слуха (способ П. Бережанского). Однако, вероятно, не обладая врождёнными способностями, с их помощью можно достичь только псевдоабсолютного слуха — научиться распознавать звуки, сравнивая их с заученным эталоном.

Относительный слух

К счастью для тех, кому не посчастливилось родиться с абсолютным слухом, есть и другой способ распознавать звуки, называемый относительным слухом. Его суть, как и следует из названия, заключается в сравнении высоты одних звуков с другими. Для того, чтобы набор звуков воспринимался как мелодия, важны не столько абсолютные частоты, сколько их соотношение. По этой причине относительный слух позволяет успешно распознавать и играть мелодии. И во многом заменяет абсолютный.

Откуда что берется?

Почему одни люди с легкостью воспроизводят даже очень сложные мотивы, а другие не могут опознать мелодию вызова собственного мобильника? Прежде всего, виной тому генетические особенности. Об этом свидетельствуют данные близнецовых исследований, выполненных группой ученых под руководством Денниса Драйна.

Однояйцевым (гены идентичны) и разнояйцевым (гены различны, но сходы условия жизни) близнецам предложили тест — проигрывали отрывки известных мелодий, часть из которых исполняли с ошибками, и предлагали найти эти неточности. Оказалось, что однояйцевые близнецы одинаково хорошо (или плохо) справляются с заданием, чего нельзя было сказать о разнояйцевых. Исследователи сделали вывод, что относительный музыкальный слух на 70–80% обусловлен наследственными факторами.

А недавно стало ясно, чем на анатомическом уровне различаются люди с развитым и неразвитым слухом. Ученые из Канады и Великобритании в совместной работе провели магнитно-резонасную томографию головного мозга «музыкальным» и «немузыкальным» людям. Оказалось, что у первых в нижней лобной извилине правого полушария головного мозга содержится меньше белого вещества. Такой результат кажется вполне логичным. Белое вещество представляет собой скопление отростков нейронов, по которым идёт передача информации. Его недоразвитие на функциональном уровне приводит к менее эффективному взаимодействию частей головного мозга, что проявляется затруднением в распознавании и воспроизведении мелодий.

Так что известная поговорка «медведь на ухо наступил» не вполне отражает действительность: причина отсутствия музыкального слуха кроется не в слуховом аппарате, а в лобной извилине головного мозга.

Человеку, который хочет заниматься музыкой, но не имеет от рождения хорошего слуха, скорее всего безразлично, кто в этом виноват: медведь или дедушка по материнской линии. Ключевой вопрос — что можно сделать в такой ситуации?

Считается, что навык сравнения звуков может приобрести любой человек в любом возрасте. В музыкальных школах относительный слух развивают на уроках сольфеджио. Для взрослых занятых людей хорошим решением могут стать компьютерные обучающие программы. Принцип их работы следующий. Программа воспроизводит определённый звук, а человек определяет его и тем или иным способом сообщает ответ программе. Для простой тренировки достаточно обычного персонального компьютера, однако полезно иметь MIDI-клавиатуру для ввода аккордов, электронные ударные для ритмических упражнений и микрофон для пропевания интервалов или мелодий. В развитии слуха особенно важна вокальная составляющая тренировок: навыки восприятия и воспроизведения музыки идут рука об руку — поэтому, если хотите заниматься всерьёз, не поленитесь приобрести микрофон.

Источник

Медведь на ухо наступил: как развить музыкальный слух

Наверняка ты хотя бы раз в жизни да пытался спеть одну из своих любимых песен. И если ты не провел детство в музыкальной школе за разучиванием гамм, а твоя профессия связана с музыкой ровно никак, попытка, скорее всего, была безуспешной.

Только 5% людей на Земле повезло иметь абсолютный слух. Остальным же приходится или смириться и держаться подальше от музыки, или пытаться свой слух развить. И последнее вполне выполнимо.

Если ты фальшивишь и не можешь взять нужную ноту, это вовсе не значит, что твои уши травмированы косолапым зверем. Это значит лишь то, что слух недостаточно развит и тебе нужны тренировки. Благо возможностей для этого сейчас много. Вместе с приложением «Абсолютный слух» расскажем, как прокачать свои музыкальные способности.

1. Изучи нотную грамоту

Как и в любом другом деле, в музыке важно знание базовых понятий и основ. И чтобы различать ноты на слух, их нужно хотя бы знать. А еще необходимо понимать, в чем разница между гаммами и интервалами, что такое вокальная позиция и как определять тональности аккордов.

Приложение «Абсолютный слух» содержит в себе необходимые статьи по теории. Оно поможет тебе разобраться в нотной грамоте и усвоить терминологию. Не переживай, что не сможешь ничего понять, — статьи написаны доступным языком. Как раз то, что нужно новичку. А еще в приложении есть словари нот, гамм и интервалов, так что разобраться в теории будет проще.

2. Тренируй ритм

Чтобы хорошо петь, важно попадать не только в ноты, но и в ритм. Если ты думаешь, что с чувством ритма тоже беда, спешим тебя успокоить: его также можно развить. Для этого нужно выполнять простые упражнения и распеваться под метроном. В приложении «Абсолютный слух» для этого есть специальная опция. Программа задает ритм, а ты просто отстукиваешь его, прокачивая тем самым свой навык.

3. Слушай музыку

Прослушивание музыки, особенно классической, способно не только доставлять эстетическое удовольствие и приятные эмоции. Это также здорово помогает развивать способности в пении и работает на улучшение слуха. В частности, если пытаться самому повторить услышанные мелодии и ноты.

В «Абсолютном слухе» есть мелодические диктанты. Используя приложение, ты сможешь записывать в нотах фрагменты мелодий, которые слышишь, и закрепишь знания нотной грамоты.

4. Чаще тренируйся

Для выработки любого навыка необходимо постоянно практиковаться. Чем больше ты тренируешься, тем лучше будет результат и тем быстрее ты научишься чему-то новому.

Так же и с музыкой. Оттачивай свои умения, выполняя различные упражнения: прослушивай и пропевай ноты, записывай свой голос, чтобы выявить ошибки и исправить их, пытайся угадать ноты, которые слышишь. В общем, тренировки и еще раз тренировки.

Помочь тебе с этим может «Абсолютный слух». Здесь есть настраиваемые упражнения на интервалы, гаммы и аккорды. Приложение не только дает возможность прослушивать их и пропевать, но и будет давать оценку твоим успехам, чтобы было удобнее отслеживать прогресс.

Кроме того, здесь есть функция комбинации аккордов. Используя ее, ты можешь запомнить названия и звучания, а также создавать новые интересные сочетания. Чтобы получить эту опцию, нужно установить недорогое платное дополнение «Редактор упражнений».

Кто бы что ни говорил, развитие голоса и слуха — это задача, с которой может справиться практически любой. Главное — иметь желание и быть старательным. Так что если на следующей посиделке в компании друзей ты хочешь удивить всех не только знанием текстов песен, но и умением их исполнять, устанавливай «Абсолютный слух» и начинай тренироваться уже сейчас.

Источник

Легенды и мифы о музыкальном слухе и о медведе, виновнике его отсутствия

Нам всегда говорят, что у одних людей есть музыкальный слух, а другим медведь на ухо наступил. Мало того, существует почти мифический абсолютный слух. О нем никто ничего не знает, но считается, что именно он делает музыканта особенно крутым. Но неужели музыканты действительно все слышат по другому? У них что, какие-то другие уши?

А вот у упавшего шкафа, например, нет определенной ноты, ведь это просто каша из звуковых волн самых разных частот, которые никак не организованы во времени.

Итак, получается, что частоты звуков в герцах соответствуют музыкальным нотам. Так вот, у человека есть два способа услышать частоту ноты:

Речь может идти только о разной степени развитости музыкального слуха. Если он от рождения не ахти, то его можно развить. Этим и занимаются в музыкальных школах. Хотя при поступлениии туда все равно проверяют, насколько хорош слух ребенка. Понятное дело, что более способный малыш быстрее достигнет ощутимых результатов. В противном случае может семь потов сойти, прежде чем получится хоть что-нибудь. Поэтому если в музыкальную школу есть конкурс, родителям могут вежливо посоветовать развивать ребенка в другой области.

Абсолютный слух встречается довольно редко, у 1/10000. Но несмотря на это большинство музыкантов, даже самых знаменитых и гениальных, спокойно обходятся без него, довольствуясь относительным.

Повторюсь, что абсолютный слух может быть только врожденным. Его нельзя развить. Он или есть, или его нет.

На видео свой абсолютный слух демонстрирует 6-летний выпускник подготовительного отделеия Центральной Музыкальной Школы при Московской консерватории:

Если сравнивать занятия музыкой со спортом, то труд музыканта чем-то похож на многоборье. Кроме умения слышать и различать ноты, необходимо тренировать еще и ритмический слух, осваивать и запоминать мелодии, интервалы и аккорды, а еще уметь читать с листа, т.е. с ходу превращать закорючки на нотной бумаге обратно в звуки.

Чтобы играть музыку на инструменте, должна быть хорошая координация между головой, слухом и руками, а у духовиков еще и дыханием. На оттачивание навыков требуются годы труда.

Но и это еще не все. Чтобы хорошо петь, тренировать нужно еще и горло. Например, вы отлично слышите красивую мелодию, но ваши связки не могут с первого раза попасть в нужные ноты. Очень часто в таких случаях некомпетентный человек скажет: «У тебя нет слуха!» И далее про медведя. На самом деле со слухом может быть все в порядке, просто голосовыми связками тоже нужно уметь владеть. Это еще одна сложность, которую музыканту приходится преодолевать постоянным трудом.

После всех этих тренировок музыканты действительно слышат музыку по-другому, гораздо тоньше, чем обычные люди, и способны получать удовольствие от хорошей музыки любых направлений.

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

Лига Оркестровой Музыки

242 поста 1.2K подписчиков

Правила сообщества

1.Не делайте то, что запрещено правилами Пикабу.

2.Не заливать посты не по теме Лиги.

3.Чистое звучание произведений.

Я очень хотела научиться петь, в нашем городе есть студии для взрослых, даже сходила на пробное бесплатное занятие, мне очень понравилось. Но стоит это дорого для меня.

Абсолютный слух отлично тренируется, потому что это скорее память, а не слух. Ну и как выше верно сказали, там есть градации и уровни скилла: гитаристу обычно не проблема угадать ноту на гитаре, но сыграй её на саксе и опа.

Надо сказать довольно дохрена приложений есть для тренировки слуха, и они вполне работают. Лучший способ, конечно, играть на нормально настроенном инструменте до позеленения каждый день, но и пару часов в день в электричке с айфоном и наушниками дают нехилый такой буст.

Я всю жизнь завидую музыкантам потому что очень люблю музыку и это то чем я бы хотел заниматься профессионально, но музыканта из меня не получилось. с другой стороны даже мне тяжело слушать большую часть того, что крутят по радио и телевизору каждый день, потому что музыкой это назвать нельзя. А вот какого им профессионалам?)))

Музыкальный слух это не про «запоминать и узнавать» это способность точно слышать и различать тона и интервалы из которой много что вытекает. В частности человек с музыкальным слухом способен «запоминать и узнавать», может играть или петь «по слуху» если его научить. А без просто не способен. В общем примерно как на этой картинке, но для звуков.

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

Хронология событий в скандинавской мифологии

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

• За основу для создания были взяты Старшая и Младшая Эдды, а также отдельные мифы.

• Следует понимать, что установить «точное» время событий, порядок и хронологию для мифов сложно, а иногда невозможно в принципе.

• Некоторые мифы или цикличны, или идут параллельно друг с другом, но в схеме они для удобства восприятия указаны последовательно.

— Жизнь асов в безмятежном «Золотом веке».

— Создание первых людей.

— Появление в Асгарде Гюлльвейг, осознание ценности золота и первая в мире война.

— Изготовление двергами молота Мьёльнир, копья Гунгнир и остальных магических предметов принадлежащих асам.

— За право испить из колодца Мимира, Один отдаёт свой глаз.

— Принеся себя в жертву себе же, Один девять дней висит на древе Иггдрасиль и открывает руны.

— Строительство стен вокруг Асгарда. Рождение Слейпнира. Первое нарушение асами данного обещания.

— Убийство Квасира двергами и создание из его крови Мёда поэзии, который ётун Суттунг забрал себе.

— Добыча Одином мёда поэзии и возвращение его в Асгард.

— Асы решают судьбу Фенрира, Хель и Ёрмунганда – детей Локи и ётунши Ангрбоды.

— Асы обманом связывают Фенрира путами. Тюр, лишается руки.

— Похищение Идун и убийство Тьяцци.

— В качестве виры за убийство асами своего отца, Скади берёт Ньёрда в мужья.

— Фрейр берёт в жёны Герд и отдаёт Скирниру свой меч, которым должен был сражаться с Суртом.

— Тор и Локи отправляются в путешествие на восток в страну Утгард-Локи.

— Битва Тора с ётуном Хругниром.

— Тор и Локи возвращают молот Мьёльнир украденный ётуном Трюмом.

— Бальдру, светлейшему из асов, снятся тревожные сны, предвещающие гибель.

— Один пробуждает мёртвую провидицу вёльву и узнаёт у неё будущее.

— Фригг берёт клятву не причинять вреда сыну у всего живого и не живого (кроме крошечного побега омелы).

— Слепой ас Хёд, направляемый Локи, выпускает стрелу изготовленную из побега омелы и убивает Бальдра.

— Рождение Вали, сына Одина. Он повзрослел за одну ночь и отомстил Хёду за убийство.

— Похороны Бальдра. Его жена Нана умирает от горя, а Один кладёт в погребальный костёр своё кольцо Драупнир.

— Сын Одина Хермод отправляется в царство Хель, узнать на каких условиях она готова вернуть Бальдра в мир живых.

— Тор и Тюр отправляются к ётунам, где добывают огромный котёл для варки пива.

— Эгир устраивает пир, куда приглашены все асы. Во время пира Локи признаётся в убийстве Бальдра.

— Локи пытается скрыться, но асы находят его и приковывают к скале в глубокой пещере путами из кишок его сына.

— Время распрей, блуда, междоусобиц. Приходит «век мечей и секир».

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

Оркестр, который не умеет играть

Люди, не имеющие необходимых навыков игры на музыкальных инструментах собирают аншлаги. Их треки штурмуют вершины хит-парадов, пластинки расходятся приличными тиражами, а записи становятся культовыми, даже приобретая статус «мема».

Думаете, такое невозможно в мире классической музыки?

Думаете это шутка? Прикол? Нет!

Вот настоящая запись настоящего оркестра. Именно так интерпретируют эпическое начало Пятой симфониии Бетховена музыканты оркестра Portsmouth Sinfonia:

Основу оркестра составили студенты Портсмутского колледжа искусств. Принимались все желающие, независимо от умений, наличия опыта и музыкального слуха. Исполнители должны были быть незнакомы с выбранным инструментом. Главным было искреннее желание играть и не пропускать репетиций!

Вот так оркестр прошелся по «Пещере горного короля» Эдварда Грига:

Досталось и «Танцу феи драже» Чайковского:

Изначально планировалось, что оркестр соберется, прорепетирует и выступит один-единственный раз, однако впоследствии ‘Portsmouth Sinfonia’ стал культурным феноменом и выступал на концертах и записывался еще более десяти лет.

Вот наиболее яркие газетные эпитеты тех лет: «самая забавная вещь со времен Аттилы, предводителя гуннов», «великолепная декадентская шутка», «отвратительная трата времени». Назвав интерпретации Баха и Бетховена «ошеломляющими», журналист пишет: Sinfonia провозглашает себя как «оркестр, который не умеет играть». Критерием членства в нем является страсть, а не мастерство, энтузиазм, а не глянец. В течение вот уже четырёх лет Sinfonia изобретательно калечит классику в таких цитаделях классической помпезности, как «Зал Пёрселла», «Зал Королевы Елизаветы» и «Королевский Альберт-холл», радуя зрителей энергичным, хотя и приблизительным исполнением любимых произведений.

Последний, вышедший в 1981 году сингл оркестра назывался «Classical Muddly», что переводится как «Классическая Муть». Старые записи оркестра соединили, ускорили и наложили на них примитивный диско-бит. Вышло что-то вроде попурри:

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

Зачем нужен дирижер?

Зачем нужен дирижер, если у всех музыкантов есть ноты?

Зачем нужен дирижер, если на него все равно никто не смотрит?

Зачем нужен дирижер, если он ни на чем не играет?

Хоть что-то изменится, если его оттуда убрать?

Примерно такие вопросы появляются у людей, далеких от академической музыки.

Попробую ответить на эти вопросы простым языком, дополнив пост любопытными забавными видео на эту тему (все видео короткие).

Итак, представьте себе бегунов на старте. Они приготовились сорваться с места и ринуться вперёд. И вдруг вместо выстрела им кричат: «Ну, вы это, бегите, что ли!» Как, по-вашему, смогут бегуны по такой команде оторваться от старта одновременно? Оркестру, в котором иногда играет более ста человек, нужна чёткая команда, чтобы всем одновременно начать играть.

Но в отличие от бегунов, которые к финишу придут один за другим, оркестранты должны закончить музыку все вместе – опять таки по знаку дирижера.

Музыку, которую играет оркестр, нужно исполнить, как говорят, «с душой». А ведь каждый человек чувствует и понимает музыку по-своему. Поэтому нужен кто-то один, чтобы по его воле все играли с одинаковым, продиктованным им «выражением».

Обычно композитор в своих нотах очень чётко прописывает, как, в каком темпе, с какой громкостью нужно играть его музыку. Но даже в строгих рамках нот всегда есть некая возможность для маневра, и с помощью некоторых штрихов можно придать музыке свое звучание, свое видение. Где-то сыграть тише, мягче, нежнее, или наоборот. Темп можно сделать чуть подвижней или плавнее, и т.д. Таким образом, дирижер расставляет в музыке свои авторские ньюансы.

Послушайте, как по-разному звучит знаменитое бетховенское «та-та-та-таааа» из 5 симфонии в исполнении разных дирижеров, и вы поймете, о каких ньюансах идет речь:

Источник

«Медведь на ухо наступил» или поддаётся ли лечению диагноз «нет слуха»?

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил На самом деле, несмотря на 21-й век и на глобальный высокий уровень развития музыкальной педагогики во все возможные направления, данная проблема развития музыкального слуха до сих пор остаётся очень и очень распространённой в самой обычной бытовой среде начального музыкального образования.

Я говорю сейчас именно о диагнозе «нет слуха» или «медведь на ухо наступил». И ЧТО ЗНАЧИТ этот «диагноз», увы, знают абсолютно все. И те, кто занимаются музыкой, и те, кто не занимался ею никогда. Интересно, правда? Казалось бы, тема-то очень специфическая, узконаправленная…

И я давно пришла к выводу, что раз о данной проблеме знает действительно всё общество (по крайней мере, взрослое), то значит эта проблема остаётся очень актуальной и не решённой. Иначе бы об этом больше никто и никогда бы не упоминал, а фраза «медведь на ухо наступил» была бы напрочь обществом забыта, как анахронизм прошлого.

Мало того, ДО СИХ ПОР существует огромное заблуждение среди НЕмузыкантов, что музыкальный слух – это явление сугубо природное. То есть либо музыкальный слух даётся человеку при рождении, либо нет. Соответственно, подавляющее большинство людей (и что самое ужасное, среди них много и преподавателей музыки) думают, что отсутствие или наличие музыкального слуха «от природы» — это некая постоянная константа в жизни человека, которую изменить невозможно! А вот это – действительно беда…

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил Ибо думая именно ТАК, само общество заведомо ставит некое «клеймо» на многих людях, у которых «нет слуха», а педагоги музыки получают таким образом «санкционированное право» от этого же общества НЕ обучать людей музыке (буквально – отказывать им в обучении), если у тех обнаруживается «отсутствие музыкального слуха» при проверке данных (без чего не начинается ни одно мало-мальски музыкальное образование – будь то в детстве или уже во взрослом возрасте). И вот именно последнее я всегда считала и считаю до сих пор просто катастрофой и позором (не побоюсь этого слова) для среды профессиональных педагогов-музыкантов… Почему?

Да потому что я считаю, что ЛЮБОЙ музыкальный педагог просто ОБЯЗАН УМЕТЬ развивать музыкальный слух у ЛЮБОГО человека! Потому что я считаю, что музыка – это то искусство, которое надо воспринимать не просто слушая, а уметь её прежде всего СЛЫШАТЬ и понимать через СЛУХ. И не важно на самом деле, говорим мы сейчас о музыке инструментальной или вокальной, или ещё какой.

Музыка – это искусство ЗВУКОВ и звуков музыкальных, воспроизведённых каким-либо инструментом (тем же голосом, к примеру) и звуки эти, благодаря таланту композиции, могут создавать целые картины, истории, фантазии, могут многое рассказать и заставить (призвать) человека что-то испытать, пережить. Музыка затрагивает именно струны нашей души, интеллекта, понимания чего-то зачастую невербальным способом. Музыка, как любое настоящее искусство должна рождать в человеке ОТКЛИК (не важно, в виде чего и как). Но чтобы получилось всё это, одного таланта самой музыки мало. Нужно умение человека эту музыку СЛУШАТЬ, СЛЫШАТЬ, ПОНИМАТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ. Без этого искусство музыки перестанет быть востребованным…

Поэтому самое раннее развитие музыкального слуха начинается именно с самого знакомства с музыкой вообще. И вот здесь становится так важна роль некоего «проводника» в этот потрясающий своим богатством мир – мир музыки. Кто выполняет роль «проводника»? Конечно, ПЕРВЫЙ в жизни человека музыкальный учитель.

Да, не всегда бывает нужен человеку этот самый учитель. Но в данном случае мы тогда говорим о людях, которым действительно от природы дан ДАР слышать музыку и понимать её чуть ли не с детства. И практика показала, что именно у таких людей, как правило, проблем-то с музыкальным слухом и нет. Я же затеяла эту статью именно из-за преобладающего большинства людей, у которых с музыкальным слухом слабо или туго, как ещё говорят. Или «вообще никак» (как тоже говорят).

Вернёмся на абзац раньше…

Познакомившись с миром музыки, полюбив это искусство и его проявления в собственной жизни, человек (взрослый или ребёнок) в итоге приходит к тому осознанию, что хочет САМ заниматься музыкой (петь, играть на инструментах и т.д.). И это абсолютно естественно. Наверняка и вам, мои читатели, приходилось испытывать это огромное возбуждающее воодушевление от какого-либо искусства, когда вы вдруг ловили себя на восторженной мысли — «вот мне бы так уметь!». Я сейчас не буду говорить, как это всё переживают конкретно дети или взрослые (очень по-разному, да и мотивация, согласно возрасту, мышлению и уровню развития тоже несравнима), поскольку моя статья о проблеме «медведь на ухо наступил» в принципе задумана как разговор о данной теме в целом. Плюс к этому всё-таки в заголовке обозначен вопрос – «поддаётся ли лечению»?

Следующим шагом после возникновения желания заниматься музыкой и учиться ей является поиск учебного заведения или отдельно взятого педагога по нужному направлению или музыкальному предмету. Далее педагог приступает к поверке ваших «музыкальных данных», в которые входит в первую очередь музыкальный слух, разумеется, и вот тут начинается «самое интересное»…

Знаете, как часто в моей жизни разные люди – взрослые, молодёжь, родители со своими маленькими детьми или подростками – при самом первом знакомстве со мной обращались ко мне со словами «Посмотрите (прослушайте, оцените и пр.) меня (моего сына, дочку), а то может у меня (у неё, у него) и слуха-то никакого нет, так что может это я (мы) зря хочу (хотим)…» и так далее в том же духе. Ужас просто! И печаль моя здесь была в том, что я прекрасно понимала, как человек (или родитель ребёнка) в данном случае через ВОТ ЭТИ СЛОВА сам себя или своего ребёнка заведомо обрекает на то самое «клеймо», о котором мы здесь говорим! Бедные, не понимали они тогда того, что лично для меня в той ситуации было самым важным критерием и их «данностью» — это их ЖЕЛАНИЕ учиться музыке и их готовность изучать это искусство!

Чаще всего (по крайне мере с «исключениями из правил» я практически не встречалась никогда) взрослым людям (и детям также) педагог ОТКАЗЫВАЕТ в обучении именно на основании плохого музыкального слуха или, как ещё это называют, «в виду слабых музыкальных данных» или их «отсутствие».

Чуть реже бывает также, что педагог по разным своим (как правило, меркантильным) причинам всё же берёт в ученики такого человека, но заведомо и не афишируя, естественно, «ставит на нём крест», ибо считает, что ТАКОГО ученика музыке научить всё равно не возможно. И, соответственно, учит его «спустя рукава», не особо вкладывая себя в этого ученика, а иногда – так откровенно халтурно. Правильнее сказать – занимается «урокодательством», то есть отсиживает с учеником положенное время «ради галочки», но совершенно не испытывая интереса к ученику и не заботясь о достижениях подопечного. Для такого с позволения сказать преподавателя данный ученик – это «бракованный материал», не благодатная почва, на которой ничего не взойдёт. Ну так и чего на такого тратить себя.

Сколько же ко мне приходило вот таких вот обиженных, с «диагнозом», что музыка – это «не для них». Скольких взрослых приходилось сначала буквально излечивать это этого страшного комплекса неполноценности в плане слуха. Для скольких людей я становилась изначально чуть ли не психологом, ибо «блокировка» в отношении себя, своего музыкального развития от тех «преподавателей» (и иногда с раннего детства) стояла ТАКАЯ катастрофическая, что говорить о каких-то упражнениях и непосредственно самом процессе обучения было просто невозможно, так как люди заведомо были настроены на полный провал, неудачу. Сколько же сил приходилось тратить сначала на то, чтобы человек просто ПОВЕРИЛ В СЕБЯ, чтобы улучшил свою самооценку в музыкальном плане, сколько надо было доказывать и объяснять, что ВСЁ ВОЗМОЖНО, если трудиться и очень хотеть.

Ещё со студенческих времён я стала интересоваться проблемой развития музыкального слуха у людей всех возрастов. Особенно же меня интересовала проблема развития слуха «с нуля» у тех, кому «не дано». Началось всё, конечно, с работы с детьми. А сподвигнуло меня то, что я видела эти несчастные глаза, зашуганность, страх и при всём при этом – ЖЕЛАНИЕ петь. Вот это-то когда-то меня и подкупило раз и навсегда.

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил Когда-то я начала заниматься подобной экспериментальной работой чисто интуитивно и главным моим инструментом было – поставить себя на место этих детей (позднее – и взрослых людей), понять, ЧТО и КАК они слышат, ПОЧЕМУ у них не получается, ЧТО там у них в голове и в ушах происходит.

Затем, когда множество придуманных мною упражнений и приёмов начало давать свои первые результаты и очень положительные, когда я увидела, что прогресс есть и что процесс пошёл, я стала заниматься проблемой уже научно, выискивая везде, где можно, информацию и методики, пытаясь саму себя образовать и научить, получить больше опыта и знаний.

Информации было ничтожно мало, разработок в данной области – практически никаких. Да, была теоретическая информация, всякие описанные медицинско-музыкальные исследования, но ПРАКТИКИ, чёткой разработки, методики, «схемы действий» не существовало!

И как это ни печально, но сложилось стойкое ощущение, что в большинстве своём профессиональный музыкальный мир строго поделил для себя в плане обучения людей на «музыкальных» и «не музыкальных», с данными и без них. И, соответственно, первых обучали, вторых – отсеивали. Нет, понятно, что с подобной проблемой наверняка по жизни сталкивалась не я одна и где-то, как-то, «местечково» некоторые «ненормальные» педагоги-альтруисты пытались бороться с данной проблемой, как умели, сами, как и я, что-то изучали, исследовали, экспериментировали. Но таких – единицы. Большинство же и по сей день делят людей по принципу «годен – не годен». Печально.

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил Хотя надо сказать, что в последнее десятилетие появилось очень много рекламы от разных коммерческих музыкальных центров образований и пр., что «мы разовьём вам слух с нуля, приходите к нам, у нас проверенные методики и вообще всё ок, через месяц-два будете свои пластинки записывать» и всё в таком духе. Я, которая данной проблемой занималась всю жизнь, была очень удивлена этим в своё время. То долгие десятилетия не было никаких методик, то вдруг раз – и все начали каким-то образом учить всех и вся. Ну, по факту оказалось, что данная реклама была зачастую полой профанацией, дабы заманить побольше клиентов и выманить с них деньги. Ибо ко мне по сей день приходит достаточно людей после тех центров и школ, а данные слуха у них как были, так и остались «на нуле».

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил Первая работа слуха человека начинается с интонации его собственной и чужой речи – понимание её, воспроизведение.

И раз человек может и умеет интонировать в своей речи, значит он точно также сможет научиться интонировать в пении (мой сайт посвящён голосу, поэтому я всё склоняю в сторону пения). Интонация в речи и музыкальная интонация (буквально – «попадание в ноты», «чистое пение») имеют общий корень, только в речи в понятие интонации больше вкладываются эмоции, а в музыке – конкретная звуковысота, её слышание и воспроизведение или повторение.

Человек также учится постигать свой родной язык, на котором он говорит, ну а в нынешние времена все, как правило, изучают в той или иной степени хотя бы один иностранный язык. В данном случае работает так называемый фонетический слух. В музыке этот вид слуха близок к слуху интонационному – тому самому, который и определяет степень «фальшивости» в музицировании.

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил Речь окружает нас с рождения, мы её слышим постоянно и повсюду – не только в социуме, но и теперь ещё из всех медиа-источников. Речь знакома нам «с пелёнок» и таким образом мы к ней ОЧЕНЬ привычны, а соответственно, не обращаем своим слухом на её интонации острого внимания.

В принципе, если разобраться, то зачастую функция слышания речи сводится только лишь к пониманию слов, смысла того, что тебе передают. Интонация в данном случае стоит не на первом месте. Вы обращали внимание, что если рядом с вами вдруг кто-то заорал, то все вздрагивают (включая вас) и ОБРАЩАЮТ своё ВНИМАНИЕ СРАЗУ же! Только ли потому, что крик – это слишком громко? Отнюдь. Когда мы, к примеру, слышим очень громкую музыку, то не реагируем так остро и внимательно, не так ли? Крик всегда выделяется и привлекает внимание так или иначе (другое дело, какие эмоции вы при этом испытываете). И кстати, орущий чаще всего и орёт-то именно для того, чтобы привлечь ВНИМАНИЕ того, кому этот ор предназначен. Чтобы тот что-то РАССЛЫШАЛ, уяснил, понял, что, видимо, не повоздействовало на него при нормальной громкости речи орущего что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

Опытным путём было мною проверено и доказано, что человек не может «попасть в ноту» или чисто её повторить ТОЛЬКО в следующих случаях:

Но вот именно первая причина является наиболее частой для «отсутствия слуха».

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил Сталкиваясь буквально с одиночным звуком (нотой) – не мелодией, песней, фразой – человек попросту слушает НЕ внимательно, а как бы «фоново». Ну, например, как он слушает радио в машине: вроде и слышит всё, а спроси его через минуту, что звучало минуту назад – так и вспомнить не сможет. Он не слышал? Нет, слышал! Но НЕ ОБРАТИЛ ВНИМАНИЯ, как в таких случаях говорят.

Так вот при попытке спеть человек вынужден вдруг чуть ли не в первый раз в своей жизни СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ СВОЁ ВНИМАНИЕ на одном звуке. Потому как у него задача стоит – спеть или повторить. Собственно, если вы попросите человека что-нибудь вам спеть-напеть, то это будет тот же самый повтор, потому как то, что он будет петь, сначала должно зазвучать в его музыкальной памяти, в голове, а потом он уже попытается ПОВТОРИТЬ это вслух своим голосом.

А теперь прибавьте к этому всему ещё и смущение поющего, потому как ему его же собственный голос, но в ПЕВЧЕСКОМ режиме, НЕ знаком или знаком очень плохо. И загвоздка вся в том, что концентрируя своё внимание на ноте, человек вынужден также внимательно слушать себя любимого, ибо в пении эти вещи работают взаимосвязано.

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступилЧеловек в итоге пытается пропеть ноту и получает полный провал. Мимо! Но поверьте, если человека попросить сначала послушать звучащую ноту, затем молча мысленно её тут же повторить «про себя» в голове, а затем сразу спеть, то результат будет намного лучше. Как правило, большинство «попадает» в ноту сразу же. В самых запущенных случаях нота получалась раза с третьего-четвёртого. Но получалась. Таким образом пробуются разные звуки близлежащей высоты и практика показывает, что чем больше человек упражняется даже за первые минуты вот такого ВНИМАНИЯ на звук (по схеме «услышал и внимательно послушал – повторил-пропел молча у себя в голове – озвучил вслух»), тем лучше получается у него результат и тем быстрее он начинает воспроизводить заданные звуки ЧИСТО!

Да, на этом работа по слуху ещё не завершена и вообще – это только её начало. Но главное здесь – понять принцип действия. В конце концов мы разбирали вопрос, почему у человека «нет слуха». Теперь понятно?

Опять же повторюсь, что ноты (звуки) в данном случае пробуются те, которые ДОСТУПНЫ данному голосу с учётом его как раз природных особенностей и возможностей на ДАННЫЙ момент времени.

Но в отличие от понятия «слух» голосовые связки – это вполне реальные органы, которые поддаются развитию, ибо это мышцы. И в данном случае я позволю себе сделать грубую аналогию со спортом (чтобы быстрее всем было понятно).

Если вы задумали через месяц поднять гантель определённого веса, который сейчас вам кажется неподъёмным и тяжёлым или вы поднимаете этот вес однократно и с огромным трудом, то вы при постановке такой цели начнёте каждый день понемногу тренироваться, начав с гантели весом поменьше и постепенно со временем наращивая этот вес, так? Ваши мышцы также постепенно начнут привыкать сначала к одному посильному весу, затем к другому (немножечко больше) и так далее. И через месяц вы не заметите, как ваши мышцы будут способны поднять тот изначально желаемый вес гантели, ради которого вы и тренировались терпеливо весь месяц.

Так вот в случае не развитых голосовых связок (а чаще всего речь идёт о слабом тихом голосе, который просто из-за своей слабости и неустойчивости не может удержать ноту заданной высоты) работает тот же алгоритм действий. Только в мире пения существуют именно вокальные упражнения или, говоря иначе, упражнения для голосовых связок, которые являются органами, посредством работы которых и рождается звук, в данном случае – пение.

В данном случае мы разобрали понятие «грубой» фальши, то есть когда человек не в состоянии вообще попасть в какую-либо ноту. Но стоит здесь также сказать, что существуют ещё и другие «подвиды» фальши (или проблемы с музыкальным слухом). Это так называемая ДИСКООРДИНАЦИЯ МЕЖДУ ГОЛОСОМ И СЛУХОМ (кстати, довольно частое явление). Это когда в целом процентов на 80 (или больше, меньше) человек в ноты попадает, но какие-то ноты всё равно «промазываются» мимо, из-за чего опять же говорить о чистоте интонации (пения) невозможно. Сие также происходит из-за невнимательности слуха, но уже в меньшей степени – человек слышит «в целом», но не внимателен к «мелочам».

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил Ещё, как вариант, встречается фальшь «РЕГИСТРОВАЯ» и страдают ею как правило представители мужского пола. А именно: обладатель именно мужского (уже не мальчишеского) голоса может реагировать на параллельно звучащий с ним звук, но в более высоком регистре (например, звучащий в более высокой октаве, если пение певца дублируют на фортепиано, или же если педагог-женщина поёт в своей женской тесситуре (звуковысоте) одновременно с учеником-юношей или мужчиной). В данном случае слух ученика сбивается из-за слышания параллельного более высокого (на ту же октаву, например) звука, который с ним не совпадает по высоте (или по тембру), свой голос ученик слышит меньше, а больше реагирует именно на то, что звучит извне. Это говорит об отсутствии автономности собственного звучания (причиной тому может быть и слабая сила голоса поющего, и банальное стеснение собственного голоса, и «распыление» внимания, когда голова занята чем угодно, но только не своим звучанием) и сильной зависимости от звуков, идущих параллельно извне.

Но практика показала, что и слуховая дискоординация, и регистровая зависимость ВСЕГДА постепенно выправляются и исчезают совсем при регулярных занятиях. То есть подобные «подвиды» фальши носят только временный характер и полностью устраняются упражнениями и внимательным обучением.

Да, иногда и косвенно, и напрямую «крепости» голоса и устойчивости его интонации (чистого пения) воздействуют ещё два очень важных «помощника» — это дыхание и артикуляция. Но это уже профессиональные навыки, о которых в данной статье речь не идёт, ибо нашей задачей было разобраться с понятием «музыкальный слух» и понять, от чего зависит его качество, из-за которого часто может пострадать человек в случае прослушивания его на предмет «музыкальных данных».

Я надеюсь, что мои объяснения, примеры и анализ по заданной теме были вам понятны. И также я надеюсь, что если вы относите или относили себя к числу тех, кому кто-то когда-то (а может и вы сами себе) поставил диагноз «тебе медведь на ухо наступил, у тебя нет слуха», то я разуверила вас в том, что такой «диагноз» вообще может быть актуален и имеет право на существование.

Запомните, У ВСЕХ ЛЮДЕЙ ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ (иначе бы мы с вами не умели говорить). Другое дело, что он может быть в неактивном, «спящем» состоянии – вот и всё! «Разбудить его», активизировать, научиться внимательно слушать и слышать, заставлять удерживать своё внимание на музыкальном звуке (будь то инструмент или ваш голос) – это обоюдная и требующая большого терпения задача как для педагога, так и для ученика. Один должен хотеть и уметь научить этому, другой должен желать научиться и с готовностью работать над собой. Но терпение понадобится обоим, тут по-другому никак.

Слух «по щелчку пальцев» не сделаешь, ведь по другому говоря это – всё тот же навык. Навык слушать и слышать, повторять и воспроизводить ВНИМАТЕЛЬНО, сосредоточиваясь ТОЛЬКО на звуке. Когда данный навык войдёт в мгновенный темп, можно уже своё внимание уделять многим другим музыкальным критериям и задачам, которые также в пении необходимы, но не пытайтесь проделать всё и сразу – ничего не выйдет. Работайте спокойно, постепенно усложняя и наращивая задачи.

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил Важно понять, что без работы музыкального слуха пение НЕ ВОЗМОЖНО, увы! Вы можете от природы иметь сильный, яркий и мощный голос, но при этом – не развитый музыкальный слух, ну и кто захочет слушать ваше пение? Это ведь полный ужас, когда человек громко фальшивит! Хочется уши заткнуть и бежать от такого пения подальше. А вот обратный вариант гораздо более перспективен – лучше иметь хороший слух и, допустим, не большой и тихий голос, но поверьте, слушать вас будут. Ибо лучше пусть тише, но чище, чем громко и «мимо нот».

Подводя итоги статьи, думаю, что теперь вы можете сказать, как и я, что диагноз «нет слуха» вполне себе ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ и даже очень успешно. Нужно только обоюдное желание педагога и ученика. И ВСЁ будет ВОЗМОЖНО!

И ещё.

Если среди прочитавших эту статью оказались мои коллеги «по цеху», то я обращаюсь к вам с просьбой: НИКОГДА не ставьте вашему подопечному этот страшный унизительный диагноз: «у вас нет слуха».

Надеюсь, вы поняли, что людей без слуха просто нет (за исключением глухонемых). А есть, увы, лень и нежелание работать над этой проблемой. Да, это очень трудно и требует огромного терпения с вашей стороны, педагоги. Но ведь и ученику будет не просто, ему УЖЕ тяжко, потому что он чувствует себя неполноценным. А кто сможет помочь человеку с неразвитым музыкальным слухом, если не вы?

Если бы все люди могли сами себя научить, то в нас, педагогах, отпала бы надобность. Поэтому прошу – уважайте желание ученика, ведь это то самое, ради чего стоит работать по своей профессии педагогу-музыканту.

Если вы не хотите работать с такими «трудными» учениками, то лучше признайтесь себе в этом честно и посоветуйте ученику обратиться к другому педагогу (всегда ведь можно сослаться на множество безобидных причин), который поможет ему в его проблеме, но только из-за своего нежелания работать не ставьте на ученике «клеймо», не вгоняйте его в депрессию и не понижайте его самооценку.

Помните, что ученик к вам всегда приходит за помощью, за вашими знаниями и мудростью. Уважайте его желание и уважайте собственный профессионализм и звание музыканта. А лучше всего – попытайтесь всё же поработать с такими учениками, это вам даст бесценный опыт и только повысит вашу квалификацию! Да, работать с учеником, у которого есть все данные «от Бога» — это счастье, конечно. Но когда вы САМИ можете научить тому, чего человек не умел, в чём он разуверился, чему его не мог научить никто до вас – вы сами становитесь Богом для этого ученика. Я не пытаюсь сейчас играть на вашем тщеславии, просто само предназначение преподавателя – научить и помочь научиться. Вы выбрали это предназначение. Или оно выбрало вас. Так позвольте себе испытать радость и то несравнимое счастье, когда вы сами УСЛЫШИТЕ, что НАУЧИЛИ своего ученика, что он может теперь то, чего не мог до встречи с вами. Будьте сто тысяч раз терпеливы и это вернётся вам сторицей!

Удачи всем и до встречи в следующих статьях! что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть фото что делать если медведь на ухо наступил. Смотреть картинку что делать если медведь на ухо наступил. Картинка про что делать если медведь на ухо наступил. Фото что делать если медведь на ухо наступил

[ratingwidget_toprated type=»posts» created_in=»all_time» direction=»ltr» max_items=»10″ min_votes=»1″ order=»DESC» order_by=»avgrate»]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *