что делать если много икон
Когда икон слишком много. Что советуют духовные отцы о количестве икон в доме
Количество икон в доме увеличивается порой незаметно для вас. Побывали на православной выставке, съездили в паломническую поездку в одну-другую. Услышали что-то от знакомых, а потом ищете в интернете нужные сведения, или читая поучения и наставления старцев, находите советы или примеры действия святых икон. И т.д. и т.п. И вы втягиваетесь в эти поиски, ваши мысли заняты не только делами, но и мыслями о ликах святых, которые могут помочь, по вашему сложившемуся убеждению, вам и вашим родным, решат ваши проблемы. Так было и со мной.
Поделиться статьей с друзьями:
Чем больше — тем лучше?
Часто бывая в паломнических поездках по монастырям и храмам Сибири и России, замечала за собою, что находясь в святом месте, глядя на образы, не хочется с ними расставаться. Ощущаешь мир в душе, появляется надежда, испытываешь необычное чувства милости Божией. И хочется увезти с собой частичку того, где ты побывала. Да и не только. Каждая икона связана с историей данной обители, храма. Появляется желание купить в православном ларьке хоть некоторые.
Святитель Игнатий Брянчанинов:
«Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самой Пресвятой Девой. »
Но мы забываем, что незаметно создаём себе и нашим близким, живущим рядом с нами в одном доме, в одной квартире, проблемы и мнение о себе в не лучшую иногда сторону, удаляясь от своих близких.
Начинаем размещать иконы сначала в спальне, затем постепенно перебираемся в другие комнаты, вешаем иконы над дверями, расставляем их на окнах не спрашивая мнения близких и не советуясь с ними.
Получается, мы учитывали только свои желания и стремления. Увлекаясь покупкой икон, мы забываем главное: не помешать, не навредить, не навязать. Всё хорошо в меру.
Муж начал высказывать свои недовольства. Говорил: «Уже как в церкви». Получилось, что я невольно стала навязывть свой образ жизни мужу, влезла в его пространство. Он не ходит в церковь и на эту тему не любит разговаривать. Священик нашей церкви Ксении Петербургской, иерей Иоанн, дал совет относительно сложившейся ситуации: «Думать в первую очередь о других. Не стараться всё изменить. Не мешать».
Святитель Феофан Затворник:
«Иконы не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них или в присутствии их: или для возбуждения веры, кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться той же милости пред сею иконою. »
Услышав совет священника, навела порядок: уменьшила количество икон в доме, чтобы они слишком часто не попадались на глаза мужу и моим близким. Когда я собирала в коробки любимые иконы, муж задал только один вопрос: «Куда?». Я ответила: «В церковь». Ведь есть люди, которые не имеют возможности купить для себя даже небольшую иконку. А дома спокойно поговорила с мужем, попросила прощения. И постепенно обстановка изменилась в лучшую сторону. Пришло понимание.
Об этом хорошо сказал клирик храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Немчинов: «Православный христианин должен лучше других понимать, что желание накопительства без определенной цели — это страсть. И если эта страсть распространяется на святыню, в частности на иконы, то в этом уже присутствует некоторое кощунство. Хотя, в большинстве случаев, это, скорее всего, не страсть, а некая инерция».
Какие иконы должны быть в доме
Выбор икон для дома всегда индивидуален и здесь стоит прислушиваться к голосу вашего сердца. Бывает, что подвиг того или иного святого очень глубоко западает в душу, побуждает подражать ему в своей жизни.
Иконы можно и нужно разместить в разных комнатах. Икона должна быть и на кухне. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате. Например, икона Ангела-хранителя или икона Небесного Покровителя ребенка.
Над входом в дом или квартиру по традиции принято вешать икону Покрова Пресвятой Богородицы. Хотя это может быть любая другая икона или крест.
Размещение икон относительно друг друга в домашнем иконостасе
Главное место занимает икона Спасителя. Часто является и самой большой по размеру. Обычно это Спас Нерукотворный или Спас Вседержитель. Рядом с образом Христа размещают икону Богородицы с Младенцем. Если встать лицом к домашнему иконостасу, то икона Спасителя должна находиться справа от вас, а икона Богородицы — слева. Это основные иконы, они должны быть в красном углу обязательно. Выше этих икон можно поместить только икону Святой Троицы или икону Тайная вечеря.
Архиепископ Константинопольский Мефодий:
«Как многие в домах своих делают изображения человеков, родители — детей своих, дети — родителей своих, по причине любви и взаимной между собою связи, и для незабвенной памяти, так что и лобызают их — впрочем, не как богов, а ради памяти и любви к ним, так надлежит разуметь и об иконах святых, что для напоминания и для нашей любви, и для исправления жизни нашей. »
Ниже двух главных икон или сбоку от них можно расположить именные иконы, т.е. иконы святых, чьи имена носят члены семьи, а также другие иконы — покровителей профессий, особо чтимых вами святых и проч.
В любом случае следует помнить и о принципе иерархии. К примеру, икону святого нельзя поместить выше иконы Троицы, Спасителя, Богородицы и апостолов. Желательно увенчать домашний иконостас православным крестом.
Не стоит гнаться за количеством икон в домашнем иконостасе. Здесь важнее «качество» — лучше иметь всего две иконы — Спасителя и Богородицы, но написанные так, что перед ними действительно хотелось бы молиться.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В ДОМЕ СОБРАЛОСЬ ОЧЕНЬ МНОГО ИКОН?
Об умеренности и хорошем вкусе, страсти к накопительству и святотатстве, щедрости и социальной работе – руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Немчинов.
Количество икон в доме православного христианина с годами увеличивается. Икона в церковной среде считается безошибочно правильным подарком. Причем дарят их порой даже людям, которые еще и перекреститься-то правильно не научились. Иконы привозят из паломнических поездок, покупают в связи с особыми событиями в жизни, но мало кто задумывается над тем, что жилплощадь наша не безразмерна. И хотя обычай дарить иконы существует издавна, ни крестьянские избы, ни богатые особняки наших боголюбивых предков никогда не были так переполнены святыми образами.
В дореволюционную эпоху иконы писали традиционно: красками по дереву. Понятно, что такая работа стоит дорого, и покупать такие иконы по любому поводу у большинства православного населения попросту не было возможности.
Производство литографических икон, даже в начале ХХ века, было еще довольно ограниченным, да и качество той продукции было совсем не высоким. В советское время иконопись была сведена к минимуму (о коллекционировании и спекуляции старинными иконами мы сейчас говорить не будем), иконная литография более-менее приличного качества тоже была редкостью.
Зато чёрно-белые фотографии икон, разукрашенные «ядовитыми» красками, можно было встретить в продаже не только в храме, но даже на базаре, рядом с такими же фотографиями рисунков пухленьких девочек, целующихся голубей и котят.
Разумеется, такие иконы верующие люди не могли рассматривать как подарок.
Под действием инерции
Но вот ушли в прошлое годы воинствующего атеизма. Производство церковной утвари, православной литературы, богослужебных книг и, конечно же, икон стало индустрией. Будем откровенны: сегодня реализация церковного товара — это бизнес, которым часто руководят люди очень далёкие от Церкви. Иконные лавки размещаются в супермаркетах, на вокзалах и в подземных переходах. Как и в любом другом бизнесе, здесь действуют рыночные законы, конкуренция, а значит и реклама. Витрины и товар оформляются и упаковываются таким образом, чтобы у потенциального покупателя возникло подсознательное желание прикоснуться к товару, взять его в руки и, не задумываясь, купить.
Но православный христианин должен лучше других понимать, что желание накопительства без определенной цели — это страсть. И если эта страсть распространяется на святыню, в частности на иконы, то в этом уже присутствует некоторое кощунство. Хотя, в большинстве случаев, это, скорее всего, не страсть, а некая инерция. Например, побывал в паломнической поездке – привозишь икону.
Как определить, когда количество икон в доме или на месте работы уже является чрезмерным? Строгих канонических предписаний здесь не существует. Так что если возникли такие сомнения, то лучше всего посоветоваться с духовником. А также руководствоваться чувством меры и вкуса.
Впрочем, как бы мы ни старались держать этот вопрос под контролем, бывают ситуации, когда мы не можем выйти за рамки традиций. Например, каждый священник, совершая паломничество на Святую Землю, понимает, что когда он вернется к своей пастве, как-то неправильно, да и не прилично будет не раздать людям иконки, крестики, освященные на Гробе Господнем или в Пещере Рождества Христова.
Прекрасный православный обычай
Сегодня у Церкви, слава Богу, есть возможность социальной и миссионерской работы. Это, прежде всего, служение в домах престарелых, инвалидов, детских домах и в местах заключения. На Светлой Седмице в этом году я был приглашен на соборное богослужение в нашем Днепропетровском СИЗО. После Литургии мы ходили по камерам, поздравляли с Пасхой, кропили Святой водой. И, без преувеличения, в каждой камере люди просили подарить им крестик или иконочку.
Во всех епархиях есть священники, которые занимаются окормлением пенитенциарной системы. Можно им предложить иконы для раздачи заключенным.
Резюмируя, хочется сказать, что большое количество икон отнюдь не является признаком благочестия. Древние монахи – пустынники, затворники, столпники — молились денно и нощно, чаще всего перед единственной иконой, да и то если таковая имелась.
Людям, не имеющим пока еще молитвенного опыта, перенасыщенность молитвенного уголка может мешать сосредоточиться. Кроме того, чрезмерное количество икон может быть свидетельством простой безвкусицы. Поэтому совершенно правильно поступают те настоятели, которые не перегружают храм множеством икон и соблюдают единый иконописный стиль.
Православная Жизнь
Об умеренности и хорошем вкусе, страсти к накопительству и святотатстве, щедрости и социальной работе – руководитель курсов катехизации Днепропетровской епархии, клирик храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Александр Немчинов.
Количество икон в доме православного христианина с годами увеличивается. Икона в церковной среде считается безошибочно правильным подарком. Причем дарят их порой даже людям, которые еще и перекреститься-то правильно не научились. Иконы привозят из паломнических поездок, покупают в связи с особыми событиями в жизни, но мало кто задумывается над тем, что жилплощадь наша не безразмерна. И хотя обычай дарить иконы существует издавна, ни крестьянские избы, ни богатые особняки наших боголюбивых предков никогда не были так переполнены святыми образами.
В дореволюционную эпоху иконы писали традиционно: красками по дереву. Понятно, что такая работа стоит дорого, и покупать такие иконы по любому поводу у большинства православного населения попросту не было возможности.
Производство литографических икон, даже в начале ХХ века, было еще довольно ограниченным, да и качество той продукции было совсем не высоким. В советское время иконопись была сведена к минимуму (о коллекционировании и спекуляции старинными иконами мы сейчас говорить не будем), иконная литография более-менее приличного качества тоже была редкостью.
Зато чёрно-белые фотографии икон, разукрашенные «ядовитыми» красками, можно было встретить в продаже не только в храме, но даже на базаре, рядом с такими же фотографиями рисунков пухленьких девочек, целующихся голубей и котят.
Разумеется, такие иконы верующие люди не могли рассматривать как подарок.
Под действием инерции
Но вот ушли в прошлое годы воинствующего атеизма. Производство церковной утвари, православной литературы, богослужебных книг и, конечно же, икон стало индустрией. Будем откровенны: сегодня реализация церковного товара — это бизнес, которым часто руководят люди очень далёкие от Церкви. Иконные лавки размещаются в супермаркетах, на вокзалах и в подземных переходах. Как и в любом другом бизнесе, здесь действуют рыночные законы, конкуренция, а значит и реклама. Витрины и товар оформляются и упаковываются таким образом, чтобы у потенциального покупателя возникло подсознательное желание прикоснуться к товару, взять его в руки и, не задумываясь, купить.
Но православный христианин должен лучше других понимать, что желание накопительства без определенной цели — это страсть. И если эта страсть распространяется на святыню, в частности на иконы, то в этом уже присутствует некоторое кощунство. Хотя, в большинстве случаев, это, скорее всего, не страсть, а некая инерция. Например, побывал в паломнической поездке – привозишь икону.
Как определить, когда количество икон в доме или на месте работы уже является чрезмерным? Строгих канонических предписаний здесь не существует. Так что если возникли такие сомнения, то лучше всего посоветоваться с духовником. А также руководствоваться чувством меры и вкуса.
Впрочем, как бы мы ни старались держать этот вопрос под контролем, бывают ситуации, когда мы не можем выйти за рамки традиций. Например, каждый священник, совершая паломничество на Святую Землю, понимает, что когда он вернется к своей пастве, как-то неправильно, да и не прилично будет не раздать людям иконки, крестики, освященные на Гробе Господнем или в Пещере Рождества Христова.
Прекрасный православный обычай
Сегодня у Церкви, слава Богу, есть возможность социальной и миссионерской работы. Это, прежде всего, служение в домах престарелых, инвалидов, детских домах и в местах заключения. На Светлой Седмице в этом году я был приглашен на соборное богослужение в нашем Днепропетровском СИЗО. После Литургии мы ходили по камерам, поздравляли с Пасхой, кропили Святой водой. И, без преувеличения, в каждой камере люди просили подарить им крестик или иконочку.
Во всех епархиях есть священники, которые занимаются окормлением пенитенциарной системы. Можно им предложить иконы для раздачи заключенным.
Резюмируя, хочется сказать, что большое количество икон отнюдь не является признаком благочестия. Древние монахи – пустынники, затворники, столпники — молились денно и нощно, чаще всего перед единственной иконой, да и то если таковая имелась.
Людям, не имеющим пока еще молитвенного опыта, перенасыщенность молитвенного уголка может мешать сосредоточиться. Кроме того, чрезмерное количество икон может быть свидетельством простой безвкусицы. Поэтому совершенно правильно поступают те настоятели, которые не перегружают храм множеством икон и соблюдают единый иконописный стиль.
Много икон — это хорошо или плохо?
С каждым годом количество икон в доме православного христианина увеличивается. Их покупают в церковных лавках, привозят из паломнических поездок. Особенно стало модным дарить святые образы. И хотя обычай дарить иконы существует издавна, однако жилища наших боголюбивых предков никогда не были так переполнены святыми образами, как теперь.
Сколько же икон должно быть в доме, и какие? Плохо или хорошо, когда образов много? Что делать, если икона пришла в негодность и не подлежит реставрации? На вопросы отвечают новые друзья Православного портала Dei Verbo.
Иеромонах Анатолий (Черницов),
Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь, село Макаровка, Саранская епархия Мордовской митрополии, Россия
Думаю, нет ничего плохого в большом количестве образов в квартире, если вы каждому успеваете воздать честь. Но три иконы обязательно должны быть в доме верующего: Пресвятой Троицы, Иисуса Христа и Богородицы.
По поводу того, что делать с иконой, которая не подлежит восстановлению… У нас в каждом храме есть специально отведённое место, куда можно принести найденные, ставшие ненужными или пришедшие в негодность предметы, в том числе и иконы. Можно также предложить образы (у вас, к примеру, несколько экземпляров одной иконы или она вас не радует) настоятелям строящихся храмов.
Послушница Феодора,
подворье Паломнического Дома святого Иоанна Русского (Греция)
— Каждый человек решает сам, сколько ему надо образов в квартире. Одному достаточно одного, а другому нужно много. Всё зависит от состояния души. Как подсказывают Господь, Матерь Божия. Главное, постоянно молиться и призывать Господа.
Протоиерей Сергий Иванов,
Свято-Никольский храм в агрогородке Телуша Бобруйской епархии
— Пусть будет больше икон в доме. Потому что человек, живущий богобоязненно в окружении святых образов, не будет грешить. Когда человек взирает на святыни, глядишь, у него совесть зашевелится, ноги на грех не поведут, руки не станут грех творить, уши — слушать сплетни, глаза начнут видеть святое, а не лживую информацию с «голубого экрана».
Всегда нужно помнить: не икона спасает нас, помогает в трудную годину, а тот, кто на ней изображён. Как записано в Постановлении VII Вселенского Собора: «Честь, воздаваемая образу, переносится на первообраз».
Иконы нам нужны, чтобы сконцентрироваться на святом, а не для того, чтобы они проявляли себя как чудотворные и решали наши проблемы. Иисус Христос, Божия Матерь, ангелы и святые наделяют свои образы такой благодатной силой.
Если икона выцвела, стала непригодной, её сжигают. Правда, в последнее время, когда люди совсем обезбожились, многие образы плачут водой, слезами, кровью, миром. Происходит обновление икон. С таким явлением я сталкивался не один раз. Когда в 2001 году начал служить в городском посёлке Свислочь, нашему храму подарили небольшую старинную иконку под медным окладом. Правда, медь уже окислилась и стала чёрной, из-за чего невозможно было понять, что на иконе изображено. Лик был совершенно не виден, но, поскольку разглядели раскрытое Евангелие, поняли, что его держит в руках Спаситель. Спустя четыре года икона сама обновилась и местами стала как новая — яркой, блестящей, лик проявился полностью.
Поэтому некоторые люди не сжигают иконы, а оставляют в домашнем иконостасе. Иногда даже не писаные образы наполняются сочными красками и постепенно восстанавливаются. Это одно из чудес Божиих, помогающих утвердиться в вере.
Сестра Агния,
храм апостола Андрея Первозванного, город Минск
— Да простят меня братья и сёстры, но я считаю неправильным, когда в квартире большое количество икон. Изобилие святынь само по себе не прибавляет нам молитвенности и благодати, особенно если в душе Бога нет. Нельзя подменять качество количеством. В делах веры таких подмен быть не должно. На мой взгляд, любой человек, отправляясь в очередную паломническую поездку или заходя в церковную лавку за иконой, лишний раз должен подумать, действительно ли этот святой, о котором вы мало что знаете, будет вашим небесным ходатаем, действительно ли ему будете молиться.
Сестра Елена,
Ржевский кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Оковецкая», Ржевская епархия Тверской митрополии, Россия
— Главное, чтобы не было осквернения икон, они не пребывали в забвении, не служили простым элементом декора или украшали горку с посудой. Многие наивно полагают, что образ является оберегом, защищающим семью от проблем и ссор, накопителем Божией благодати, порцию которой можно зачерпнуть в любой момент. Благодать, помощь, исцеление действуют не от иконы, а через неё ниспосылаются Господом верующему в Него. Можно бесконечно прикладываться к священному изображению, но если нет веры в силу Божию, то человек ничего и никогда не получит.
Святые образы предназначены для молитвы, и им должна воздаваться честь, как и другим христианским святыням. Испокон веков наши предки от большой любви к лику, изображенному на иконе, святыню ставили в красный угол. Важно, чтобы была молитва. Не знаю, как в Минске, у нас во Ржеве многие не знают «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся», жалеют себе купить молитвослов. Это сильно печалит.
Нужны ли в доме иконы в таком большом количестве? Древние монахи, старцы, святые имели одну-две иконы и непрестанно молились. Без молитвы ничто не работает.
Дьякон Александр Максимов,
храм Казанской иконы Божией Матери, г. Цивильск, Чебоксарская епархия Чувашской митрополии, Россия
— В вопросе, сколько должно быть икон в доме, ограничений нет. Разве можно регулировать процесс движения души? Если человек почитает Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, многих Божиих угодников, то в своей келье располагает эти образы. Поэтому в его в доме всегда присутствуют Бог и Божия Матерь, святые помощники и заступники. Но даже одна икона освящает и делает любое жилище домашним храмом.
Когда у иконы разрушился лик, то она уже непригодна для молитвы. Тем не менее, образ всё равно остаётся святыней и достоин благоговейного отношения. Его нельзя выбрасывать с общим мусором или на землю. Правильным будет отнести обветшавшую икону в храм, где её предадут огню. Можно это сделать и самому. Для этого необходимо попросить благословение у батюшки, после чего аккуратно образ сжечь, а пепел закопать под плодовое дерево или прах развеять в реку.
Беседовала Татьяна СОКОЛОВИЧ
17.05.2019
Друзья!
Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога, может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.
Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.
Иконы в доме, сколько их должно быть?
Сейчас икона стала не редкость и весьма доступна. Гонений на церковь нет, печать процветает и появляется некая тенденция превращения красного угла чуть ли не в часовню. В пору моего неофитства я тоже чуть было не заболела такой потребительской болезнью. В современном мире слишком многое стало слишком доступно и слишком многое стало вещью. Люди стали много путешествовать, в том числе и по святым местам. паломнические службы продолжают расти, повышается уровень сервиса и всего, что с ним связано. Очень часто, отправляясь в такое паломничество, люди везут с собой очередную икону местного святого. Что ж, благочестивый порыв, вроде ничего не попишешь, разве можно такое осуждать?
А сейчас я начну говорить очень страшные вещи для многих верующих. Только прежде чем кинуть тапок, подождите денёк и обдумайте своё решение, а за одно проследите, не так ли поступаем и мы.
Кстати о дарении икон. Даже в храмах, на праздник по прикладывании ко кресиу часто дарится иконка праздника, часто совсем плохого качества. Так у меня лежат 7 «Казанских» где лик не виден совсем, они просто напечатаны на плотной бумажке и заламинированы, размером 4*6 см. Куда мне их спрашивается?
А в связи с тем, что я сама пишу иконы, я не могу просто спокойно смотреть на огромное количество икон. Меня это напрягает. Икона сегодня стала подарком к венчанию, крещению, празднику, как память о поездке. Часто покупаются иконы святых, о которых человек мало что знает и ещё меньше ему молится. Просто смотрит и вспоминает:»А это я туда-то ездил, какое место намоленное, сколько там благодати.» И может про этого святого и не подумает. Главное благодать была.
Так вот к чему я всё веду. Я лично (хотя подозреваю, что со мной многие не согласятся) ПРОТИВ такого количества икон в принципе, это относительно дома. «Иконостас» в комнате не прибавит нам молитвенности, иконы со святых мес не прибавят нам благодати сами по себе. А главное, такое изобилие легко покупаемой «святости» портит само отношение к священным предметам вообще и к иконе в частности. Я никогда не дарю иконы просто так, только потому, что праздник церковный, зачем? Если человек хочет себе конкретную икону, он её закажет или купит, а просто так, что бы было это не нужно. Всем известно, что часто качество меняется на количество. В делах веры таких подмен быть не должно. И когда Вы отправляетесь в очередную паломническую поездку и заходите в церковную лавку за иконой, лучше лишний раз подумайте, действительно ли этот святой, о котором Вы до этого ничего не знали, будет Вашим небесным другом и ходатаем, действительно ли ему будете молиться.