что делать если на фортепиано переиграла руку

«Переиграть руки»

Опасность, которая подстерегает профессиональных музыкантов, когда они остервенело и по много часов играют на скрипке/рояле/гитаре/барабане и т.д. напряженными руками, не слушаясь своего тела, которое умоляет их остановиться, посылая соответствующие сигналы (руки устают, начинают болеть…).

Если музыкант долго продолжает в том же духе и издевается над собой, то однажды природа скажет ему свое веское «хватит»: никакие проф. движения без боли для такого человека будут уже невозможны, как бы он ни хотел. Это своего рода «природный предохранитель». (С точки зрения природы наши с вами концерты и конкурсы ведь совершенное ничто по сравнению с сохранением здоровья и жизни).

В таких случаях помогает время и отдых, восстановительное лечение, а иногда — так считается, или по крайней мере раньше считалось, — не помогает и музыкант может потерять профессию.

Важно! Считается, что «переигрывает руки» тот музыкант, чей учитель сделал ему с самого начала неправильную «постановку рук». Между тем выдающийся педагог, проф. Гольденвейзер считал иначе. Он говорил, что понятие «постановка рук» ложно, потому что подразумевает статику, а исполнительство — это движение, и «надо исходить из того, что руку надо не ставить, а двигать». Более того: именно из-за того, что в педагогической практике столь большое внимание уделяется «постановке рук», музыканты начинают играть напряженными руками. (см.) То есть — логически продолжим сказанное Гольденвейзером — рискуют «переиграть руки».

Переиграть руки могут не только музыканты. Нечто подобное происходит и с людьми не музыкальных профессий, везде, где люди изо дня в день совершают однообразные движения, особенно — находясь при этом в стрессовом состоянии. У тех, кто много пишет, бывает так называемый «писчий спазм». У тех, кто постоянно долбит на компьютерной клавиатуре — «туннельный синдром». У рабочих на заводах — прядильщиц и мотальщиц и др. — и даже у доярок (!) существует свое профзаболевание рук.

Конкретные диагнозы, а также обследования — дело докторов. О профессиональных заболеваниях рук написаны книги и научные труды, изложение некоторых из них см. здесь. (В свое время в московском Институте профзаболеваний были специалисты, которые лечили такие состояния; правда, когда я несколько лет назад я наводила справки, мне сказали, что сейчас там этим не занимаются. Если у вас есть информация о том, где найти докторов, специализирующихся на руках музыкантов, дайте знать).

(Небольшое отступление. Не всякая боль в руках говорит о том, что они «переиграны». В обычной жизни есть немало ситуаций, в которых можно перетрудить руки. Они не обязательно связаны со скрипкой. Ношение тяжелых сумок; отгребание машины из снега; или даже методичное отшвыривание от себя настырного кота, который всю ночь лезет лизаться — все это может дать на следующий день боль в руках, и в этом случае не стоит сразу бить во все колокола, нужно просто вспомнить, что вы делали помимо того, что играли на скрипке).

Но если боль связана именно со скрипкой — немедленно отложите инструмент в сторону.

Лучший способ справиться с переигрыванием рук — его не допустить. Или, если перефразировать изречение, «лучше недоиграть, чем переиграть»

Надо уметь вовремя остановиться в занятиях, не играть уставшими руками, а уж если они болят — не играть тем более.

Во время вирусных заболеваний (гриппа, ангины и даже банальных ОРВИ) соблюдать осторожность, и если температура поднялась выше 37 — не играть. (Исключение — ответственные концерты, тут решение принимается исходя из ситуации).

Ну и самое главное — уже скорее из области психологии. Нужно избавляться от механистического мышления и болезненных амбиций, заставляющих исступленно истязать себя, истощая психику и подвергая себя чрезмерным нагрузкам.

Нужно учиться любить и уважать себя, и кто бы что ни говорил, но мы обязаны ценить самый совершенный инструмент, который дала нам природа — даже не скрипку, нет, а наше тело.

29 комментариев для “«Переиграть руки»”

Хочу поделиться с музыкантами рецептом, который помог мне. 2 года назад я очень сильно переиграла руку, причиной этого была игра на инструменте с температурой. Играть не могла 3 месяца совсем, а потом еще 3 месяца потихоньку сквозь боль. На мне испытали 7 разновидностей физиопроцедур, массаж, ванночки- ничего не помогало. Диагноз поставили- тендовагинит. А потом меня научили очень простому рецепту- натереть лук на терке(да-да, как это не странно-обычный репчатый лук), и привязать его к руке на 2 часа, делать достаточно 1-2 раза в сутки. После снятия такого компресса- намазать руку любой мазью для суставов или мышц и обматать шерстью. Рука прошла за неделю.

Возможно лук тут ни при чем, а дело в мази для суставов?

А возможно, просто прошло достаточно времени к тому моменту как стал применяться лук, и рука восстановилась бы и без лука так же, просто совпало. Как обычно, после — не значит, вследствие, но кто ж об этом помнит, когда боится за своё здоровье, тогда и гомеопатия начинает «помогать».

Ага, само прошло… Не стОит быть таким наивным. И если не знаете на себе действие гомеопатии, не нужно хаять то, чего не знаете.

Всё будет хорошо не отчаивайтесь. 😉

Вообще не надо думать о движениях. Когда ребенок учится говорить, то он не задумывается о том, как должен себя вести речевой аппарат, — у него есть звуковая цель, к которой он стремится. Правильно — он говорильщик-любитель. Професиональный диктор или актер проходит постановку голоса, наподобие постановки рук у пианистов.

Под «переигрыванием рук» обычно подразумевается тендовагинит — воспаление сухожилия и его оболочки, которое возникает от чрезмерной нагрузки на сухожилие (частые однообразные движения или неправильное поднятие тяжестей).
У меня вопрос на похожую тему. Я начал играть на скрипке с 14 с половиной лет (до этого с 7 лет занимался на фортепиано) и примерно через год, когда я эмоционально, «рьяно» проводил смычком по струне ми или одновременно по струнам ми и ля (например, аккорд в конце произведения) при доведении смычка до конца у меня в запястье сбоку (по линии большого и указательного пальцев) на полсекунды возникало болевое ощущение, словно пронзает током. Было ли у кого-нибудь такое и с чем это могло быть связано?

У меня через час академ, п рука болит просто невыносимо…никогда не отличалась сильно хорошей игрой, это последние сроки для здачи, ведь на Гала-концерте педагог «не хочет себя позорить»
Учительница всегда меня всячески обзывала, говорила:»-У тебя даунские пальцы. » Мама предлагала несколько лет назад уйти к другому учителю, но я, по своей глупости ответила:-«Мам, у неё свой джаз-бенд был, у неё джазовый театр импровизации, к ней все мечтают попасть, меня просто засмеют»
ЧТО ДЕЛАТЬ.

Настя, я не имею права давать советы.
Но прочитав Ваш коммент, я вспомнила, что мне обычно мудрые люди говорили перед выходом на сцену: иди играй и получи от игры удовольствие. Так я и поступала. И удовольствие приходило.
Раз у вас прямо сейчас выступление, забейте на учительницу. Сейчас уже не важно, что она говорила.
С Богом!

Спасибо за Вашу историю, Герман. А что это за шарики, которыми вы упражнялись?
Я помню из истории музыки, что Шуман использовал какое-то механическое приспособление и из-за этого повредил себе руку, поэтому ему пришлось покончить с концертированием. Зато он стал гениальным композитором.
У вас, кстати, судя по вашему мэйлу (он здесь не публикуется, но я вижу), профессия сейчас тоже творческая. По-моему, это прекрасно.
Удачи Вам! И точно — музыканты, как наркоманы, бывшими не бывают!

Здравствуйте! Я учусь в музыкальной школе уже давно. Раньше рука никогда не зажималась, а теперь после игры одного произведения чувствуется сильная усталость. Боюсь переиграть руки. Подскажите, как избавиться от зажатости в плече.

Катерина, ну никак нельзя на расстоянии понять, что произошло. Вашему педагогу должно быть это видней. А что за произведение «виновник» таких ощущений? Единственное, что могу посоветовать — не игнорируйте эти сигналы, и если чувствуете, что зажатость какая-то неправильная, вовремя давайте себе и рукам отдых.

У меня через два дня гос. экзамен а через неделю конкурс. В последнее время замечаю что правая рука очень сильно устает и напрягается, не могу выигрывать пассажи — пальцы изза зажатой руки очень плохо двигаются. А вот буквально вчера( не знаю это связано с этим или нет) заметила что рука чуть ниже сгиба локтя дергается(нерв наверно какой-то)
Не знаю что делать. Может это и не признак заигрывания, но очень боюсь особенно за конкурс
Не хочу никого подвести
Может какие-то народные средства есть
Помогите пожалуйста

Простите, пожалуйста, Вероника, что не видела раньше Вашего комментария и поэтому не ответила.
Хотя я не врач и все равно не могла бы Вам тогда помочь, да и опасно это — давать советы по интернету. Надеюсь, у Вас все хорошо.

Хорошая статья, спасибо. Очень важно поднимать такие вопросы! Когда у меня появилась проблема с правой рукой, я играл на барабанах уже 3-4 года. Однажды, я решил попробовать новое упражнение — побарабанить на мешке с песком. Позанимался я не мало, и не чувствовал сильной усталости, но на следующий день ощутил боль в районе сустава, у кисти. Тут я понял что переиграл, перенапряг руку. Самое печальное, что с этой болью даже продолжал репетировать с группой… Спустя пару недель боль начала утихать. После этого боль появлялась только тогда когда репетируешь много времени. Однажды это мне надоело, и я решил избавиться от этой проблемы. Я ходил к хирургам, они сказали что нужно мазать сустав и кисть мазью и не давать нагрузку, которая дает эту боль. Так как этот вариант был тупиковый, я начал ходить по другим врачам. Врач который меня спас, был массажистом. Параллельно с массажем применялось иглоукалывание, но это было больше как дополнительная терапия. В общем, если отбросить подробности, то проблема заключалась в том что мышца перенапряглась и запомнила это состояние. Решение заключается в том, чтобы расслаблять мышцы. По крайней мере, это решение к которому пришел я, возможно есть ещё другие варианты, например растяжка. Специалист, который может вам помочь называется мануальный терапевт. Лучший вариант — это пойти к этому специалисту. Если хотите сами разобраться — нужно для начала найти мышцу которая дает боль. Учтите, за свои действия отвечаете только вы сами! Чтобы ее найти, нужно сделать самому себе массаж, в моем случае надо хорошо надавливать на мышцы всей руки + лопатка и плечо, и понять какая же мышца вызывает боль сверху кистевого сустава. Я нашел её в предплечье. Когда вы надавите на перенапряженную мышцу, вы почувствуете что она больше остальных дает болевые ощущения. Чтобы расслабить мышцу, нужно на нее надавить и держать в таком положении некоторое время. Мышца будет болеть, но боль уйдет спустя несколько минут. Не нужно держать очень долго! Спустя несколько таких сеансов, которые будут проводиться несколько дней, а то и недель, Вам станет намного легче. Что я понял, пообщавшись с этим врачом: когда я занимаюсь музыкой, то даю своим рукам нагрузку которой нет в повседневной жизни. Расслабление мышц после тренировки исключают возможность появления боли.

И, конечно, нужно больше слушать своё тело и внутренний голос!

Источник

Что делать если на фортепиано переиграла руку

Автор: Диденко Ольга Владимировна

Организация: МБОУ ДОД ДМШ №2

Населенный пункт: Волгоградская область, г. Волжский

Профессиональные заболевания рук довольно распространены среди музыкантов. Причины разные, но основная – это неправильная работа пианистического аппарата. Зажатость аппарата – это не внезапно образовавшаяся «болезнь», а приобретенное состояние на протяжении нескольких лет игры. Сутулая спина, поджатые к туловищу локти, игра когтеобразными пальцами, неподвижность руки, отсутствие полного контакта пальцев с клавиатурой, неполный слуховой контроль – всё это причины, которые вызовут в будущем заболевания рук.

Для того, чтобы понять, как правильно должен играть аппарат, давайте разберёмся немного в его анатомии. При игре на фортепиано участвуют не только пальцы, но и вся рука. Это понятие должно быть ключевым в работе над аппаратом. Многие педагоги локализируют кисть, заставляя одну часть руки быть неподвижной. Это неправильный подход. В игре участвуют пальцы, кисть, пясть, предплечье, надплечье, а так же всё это поддерживают мышцы плеча, спины, груди плечевого пояса.

Правильной работе этих компонентов способствует, прежде всего, верное положение корпуса при игре. Вы должны ощутить «стержень», который проходит вдоль спины, мышцы поясницы поддерживают весь корпус, грудная клетка раскрыта, плечи опущены, а голова при правильной осанке, находясь в высоком положении, как бы наблюдает со стороны за всем происходящем на инструменте. В положении пальцев и ладони Вы должны руководствоваться принципами естественности – нет зажатости, ладонь раскрыта, пальцы слегка закруглены, играет не ноготь, а мякоть подушечки.

Следует отметить, что болезнями рук страдали многие пианисты. Известно, что у Скрябина длительное время болела правая рука. Хорошо изучены часто встречающиеся заболевания рук, связанные с перенапряжением, например тендовагиниты и ганглии.

Тендовагинит – возникает от длительной нагрузки на кисть при игре октав и аккордов, особенно в быстром темпе. Рука снабжена многочисленными мышцами, сухожилия которых на кисти расположены близко друг от друга. Каждое сухожилие одето как бы футляром, оболочкой из эластичной и плотной соединительной ткани. Внутренние поверхности оболочек постоянно орошаются так называемой синовиальной жидкостью. При длительной однообразной работе в этих оболочках иногда создаются условия для воспалительных изменений, нарушающих нормальную подвижность сухожилий и приводящих к болезней припухлости и отёку окружающей ткани. Повторяющиеся и длительно текущие тендовагиниты могут принять форму хронического заболевания, трудно поддающуюся лечению.

Ганглии – образуются на тыльной стороне кисти, в местах сочленения мелких костей запястья. Жидкость, смазывающая суставные поверхности этих костей, при чрезмерных размахах кисти, усиленно выделяется и скапливается под связками, образуя плотные, часто болезненные жевалки. Нередко наблюдаются нарушения и со стороны нервно-мышечного аппарата, вызывающие ощущения боли в мышцах рук при длительной игре технически трудных произведений. Так случилось у Сергея Рахманинова. В письме к Никите Семёновичу Морозову он пишет: «Очень устал, и руки болят. За последние 4 месяца дал около 75 концертов. Всякое лишнее движение рук меня утомляет, поэтому пишу тебе диктуя».

Боли в мышцах могут появиться у пианиста и в том случае, когда после значительного перерыва в игре он сразу приступает к занятиям над трудным произведением или пытается без соответствующей подготовки выполнить непосильную для него техническую задачу.

При своевременном отдыхе такие болезненные явления могут быстро исчезнуть, но при сильном и продолжительном напряжении мышц, особенно если оно сочетается с неправильными приёмами, может нарушиться пианистическое движение.

В таком случае можно говорить о профессиональном заболевании, которое требует специального лечения. Оно проявляется либо в болезненном спастическом напряжении мышц руки, либо наоборот, в её слабости, так называемом парезе.

При этом заболевании нет органического поражения мышц суставов и нервов; нарушение движения в руке пианиста является следствием нарушения закономерностей возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе при построении двигательного акта.

Неправильное построение пианистических движений может стать источником профессионального заболевания в том случае, если они многократно повторяются и превращаются в неправильный навык.

Приведём несколько примеров таких ошибок:

Привычка во время игры держать поднятым плечевой пояс вызывающая ограничение движений лопатки и плечевого сустава.

Прижатый к туловищу или чрезмерно отведённый локоть, который ограничивает функции плечевого сустава.

Стремление извлечь сильный звук пальцами без достаточного участия верхних звеньев пианистического аппарата.

В первых двух случаях – при фиксации лопатки и плечевого сустава – в мышцах плечевого пояса может возникнуть статическое напряжение не сменяющееся расслаблением, зажим, который часто сопровождается болью. При ограничении движения плеча его функцию частично вынуждены выполнять предплечье и кисть, более слабые звенья руки, не приспособленные для этой работы. В результате в них наступает преждевременное утомление, которое, в свою очередь, может привести к спазм или слабости мышц.

В третьем случае – пианист предъявляет к наиболее слабым звеньям пианистического аппарата непосильные требования, не соответствующие их возможностям, вызывающие в предплечье, кисти и пальцах перенапряжение и переутомление.

Во всех приведённых примерах происходит нарушение синкинезии (согласованности) движений в разных звеньях руки, что ведёт к дискоординации в нервных центрах и является предпосылкой к развитию координации невроза.

Очень важное значение в развитии координационного невроза имеет общее утомление и тем более переутомление, при котором всегда в той или иной степени нарушается движение.

Действительно, при сильном общем утомлении ослабевает воля и внимание, появляются апатия, рассеянность. Мы не можем длительно сосредоточиться, у нас теряется ясность мысли. Все эти психические нарушения сказываются на движении, оно становится нечетким, неточным, замедленным. Эффективность работы резко снижается. Утомление наступает в результате длительной и напряженной работы, как умственной, так и мышечной, и в обоих случаях при отсутствии своевременного отдыха может распространиться на весь организм. Между мышечным (физическим) и умственным утомлением нет принципиальной разницы.

В обоих случаях страдает нервная система – нарушаются уравновешенность, подвижность, способность к распространению и концентрации нервной энергии. Это отражается на функции тех органов, которые управляются соответствующими нервами, снижая их трудоспособность.

Появление утомления Павлов рассматривал как сигнал к прекращению и необходимости отдыха, а отдых как отрицательное тормозное состояние. Отдых, однако, – не просто выключение деятельности; во время отдыха восстанавливается нервная энергия.

Необходимо, чтобы в фазе торможения произошла компенсация энергии, затраченной в фазе возбуждения на действие. В этом состоит уравновешенность этих двух процессов. При нарушении этого ритма и наступает утомление. Если же, стараясь преодолеть усталость, не прерывать деятельность, продолжая держать нервную систему в состоянии возбуждения, то в ней всё более усиливается трата энергии и наступает её истощение.

Из-за длительного перевозбуждения естественная тормозная реакция может и не наступить. Известно, что часто при резко выраженном утомлении человек не может уснуть. Такое состояние характерно для переутомления и является уже болезненным, требующим специального лечения. У музыканта – исполнителя имеет место и мышечная и умственная усталость, поскольку в его труде сочетается психическое и физическое напряжение.

Усталость может наступить незаметно для исполнителя: движения у него становятся менее чёткими, появляются ошибками. В этом периоде музыкант часто переоценивает свои силы, не учитывает своих функциональных возможностей и продолжает работу, чем всё более усугубляет усталость. В дальнейшем ещё больше нарушается точность и чёткость движений. Именно о таком состоянии говорил Иосиф Гофман, предупреждая об опасности «образования дурных привычек».

Если в этот период музыкант не прекратит работы, то у него наступит переутомление со всеми его последствиями. Очень важное значение для сохранения трудоспособности у музыканта имеет его эмоциональное состояние.

При увлечённости работой он может забыть о пище, отдыхе, сне и не чувствовать утомления. Эмоциональный подъём как бы мобилизует его психическую и физическую энергию. При отрицательных эмоциях – тревожном состоянии, неуверенности в себе, трудоспособность быстро падает, скорее наступает утомление. Характерно и нарушение в координации в двигательной системе.

В развитии координационного невроза эмоции играют большую роль. Как уже указано – отрицательные эмоции нарушают равновесие нервной системы и способствуют дискоординации в двигательном аппарате. Невозможность во время данной болезни заниматься профессиональной деятельностью угнетает пианиста. Иногда на этой почве наступает настоящее невропсихическое состояние с депрессией и нарушением сна. Естественно, что это способствует дальнейшей дискоординации пианистического аппарата.

Мы видим, что причинами для возникновения координационного невроза у пианиста являются три момента:

Неправильные методы работы.

Расстройство нервной системы.

Однако, они развиваются при условии сочетания и длительности воздействия этих трёх факторов. Соответственно этому лечение должно быть направленно одновременно на восстановление равновесия нервной системы и функции больной руки. Лечение должно быть комплексным – применяются лекарства, физиотерапия, особенно важно водолечение. Ведущую роль играет физическая культура. Она подымает общий тонус, налаживает координацию не только в нервно-мышечной системе, но и во всём организме, регулируя все его функции. Пианисту необходимо вновь приобрести власть над движением рук, вернуть чёткость, слаженность и красоту пианистического движения.

Основным условием для успешного лечения является полное прекращение пианистической работы на весь срок лечения. Только при отдыхе от профессиональной деятельности можно восстановить правильные координационные связи.

Следует ограничить и другие движения, которые вызывают повышенное напряжение и утомление в руках (поднимание и ношение тяжестей, длительное письмо). Больная рука должна как можно больше отдыхать.

Однако, некоторые виды спорта, не связанные с перенапряжением рук, очень полезны. Пианисту рекомендуются прогулки, туризм, плавание, ходьба на лыжах, катание на коньках, некоторые виды лёгкой атлетики (бег, прыжки). Во избежание травмы рук и перенапряжений – следует избегать гимнастики на снарядах, особенно на брусьях, турнике и кольцах (упоры, весы), метания диска, молота, ядра, гребли, игры в баскетбол и волейбол. Для восстановления функций рук при координационном неврозе необходимо применять курс специальной гимнастики, которая должна сочетаться с водолечением и массажем.

Лечение можно разделить на три периода:

Во втором периоде при обеих формах – выработка правильной координации.

В третьем – для обеих форм – дальнейшая выработка координации с усложнением движений и переход к подвижным играм.

В дальнейшем, когда пианист восстановил власть над движением, он может приступить к игре на фортепиано. Необходимо при этом строго соблюдать режим труда – играть вначале 20-30 минут в день в медленном темпе, избегая тех движений, которые вызвали заболевание.

Нагрузку нужно увеличивать постепенно, осторожно. Следует обратить внимание на то, чтобы в репертуаре на данном этапе не было технически трудных произведений, требующих большой силы и однотипных движений.

Исполнителю нужно уметь расслаблять мышцы. Для этого ему необходимо использовать каждую минуту отдыха, не только в перерывах между занятиями, но и при переходе от одной пьесы к другой и даже во время пауз. В сумме эти кратковременные периоды отдыха компенсируют значительную затрату энергии, сохраняют потенциальную активность игрового аппарата и здоровье исполнителя.

Для профилактики проф.заболеваний рук существует специальная гимнастика – до игры и за инструментом. Её автор Анна Абрамовна Шмидт –Шкловская сама страдала заболеванием рук вследствии неправильной работы пианистического аппарата. Решение этой проблемы привело её на лекции профессора по анатомии и физиологии человека – Ивана Ивановича Крыжановского. На основе этих лекций А.А. Шмидт – Шкловская создала гимнастику, благодаря которой излечилась сама и спасла музыкальное будущее пианистов.

Гимнастика для пианистов. Упражнения для пальцев и кистей рук.

Упражнения на растяжку.

Выполнять их можно где и когда угодно: в перерывах между работой или во время отдыха.

Разминка.

Начинаем «зарядку» для пальцев с поглаживания: каждый пальчик по несколько раз гладим от кончика к основанию, а затем делаем движение, как будто моем руки.

Упражнение на растяжку.

Положите на стол какой-нибудь мелкий предмет, положите кисти рук на край стола на расстоянии 20-30 см. друг от друга. Затем отведите в сторону большие пальцы обеих рук и опустите их за край стола, пытаясь остальными пальцами обеих рук поочерёдно дотянуться до предмета: сначала указательными, затем средними, безымянными и мизинцами. Вы почувствуете, как большие пальчики «не пускают» своих «братьев» достать предмет. Повторив это упражнение 3-4 раза, встряхните кисти так, будто стряхиваете с них воду.

Упражнения на гибкость.

Пружинящими движениями осторожно отгибаем каждый палец к тыльной стороне ладони, после чего несколько раз сжимаем кулаки и резко, с силой их распрямляем. Потом складываем ладони вместе, одну ладошку расслабляем, а второй медленно отгибаем расслабленную кисть назад. И так поочередно разминаем обе ладошки. По окончании упражнения снова несколько раз «стряхиваем воду».

Упражнения на подвижность.

Положите обе кисти рук на стол и поочередно поднимайте каждый палец вверх, сначала медленно, потом быстрее. Следите за тем, чтобы поднимался только один палец, а остальные оставались на месте. Можно делать это упражнение под музыку, тогда занятие пройдет не только с пользой, но и с удовольствием.

Повторяя эти несложные упражнения ежедневно, очень скоро можно заметить, что пальчики приобрели заметную гибкость, легкость и подвижность. После такой гимнастики можно осилить любое, даже очень сложное музыкальное произведение.

Семь правил гигиены рук пианиста.

Каждый пианист должен иметь крепкие мышцы рук, запястий и пальцев, следить за здоровьем позвоночника (особенно шейного и грудного отделов), правильно питаться (есть то, что способствует наращиванию коллагеновых волокон, из которых состоят сухожилия – соединительные ткани, которые прикрепляют мышцы к костям) и высыпаться. Для того, чтобы сухожилия не воспалялись и не зажимали нерв (что и является причиной всех болезней рук), необходимо соблюдать определённые правила гигиены рук:

Правило первое. Разгонять и обновлять кровь. Необходимо проводить общие кардио – силовые тренировки и качать руки для того, чтобы разгонять кровь и обновлять её, так как именно кровь питает мышцы и сухожилия.

Правило второе. Развивать выносливость. Необходимо тренировать выносливость в мышцах рук, так как именно игра на пределе, уставшими руками, когда в мышцах не чувствуется силы, больше всего травмирует их. Из-за недостаточной накаченности мышц рук перенапрягаются сухожилия, что ведёт к их воспалению. Тренировка сухожилий кисти также повышает выносливость и препятствует их переутомлению. Запас силы даёт возможность не играть всё время на пределе, а это очень важно в профилактике заболеваний.

Правило третье. Подготавливать руки к игре. Необходимо делать разминку перед игрой для того, чтобы сухожилия успели расслабиться после растяжки и прийти в тонус.

Правило четвёртое. Давать рукам отдых, не доводя до усталости. Необходимо делать перерывы каждые полчаса, особенно если вы выучиваете пьесу в быстром темпе. Это также полезно и для здоровья шейно-грудного отдела позвоночника.

Правило пятое. Следить за здоровьем шейного и грудного отделов позвоночника (там, где возможны защемления всех нервов рук). Во избежание защемления корешков локтевого, лучевого и запястного нервов (которое приводит к тем же симптомам защемления нервов воспалёнными сухожилиями) необходимо следить за шейным и верхнегрудным отделами позвоночника. Следует делать разминку и растяжку позвоночника, силовыми упражнениями и тренировками держать в тонусе продольные мышцы позвоночника. Качать мышцы пресса и спины для возможности держать прямую осанку. Не сидеть в статичной позе более 30 минут, не давать мышцам шеи затекать. Делать разминку шеи. Помните, что именно перенапряжённые мышцы защемляют все нервы рук.

Правило шестое. Минимальное общение с компьютером. Безусловно, самым сильным врагом пианиста являются мышка и клавиатура. От сидения за компьютером появляются проблемы с шеей, от работы с мышкой и клавиатурой «синдром карпального туннеля» т.е. синдром запястного канала, проявляющий себя длительной болью и онемением пальцев кисти. Причиной является сдавление срединного нерва между костями, поперечной кистевой связкой и сухожилиями мышц запястья. Кисти рук с трудом переносят однообразные движения в течении нескольких часов.

Правило седьмое. Посещение сауны. Парная баня очень хорошо расслабляет и питает сухожилия, мышцы рук.

Нельзя во всех случаях требовать строго определённого положения рук или движения, пусть даже и рационального, нельзя сковывать инициативу учащегося и во что бы то ни стало навязывать своё решение. Ученик должен находить и свои приёмы исполнения.

Педагогу, особенно детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы её особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребёнком в течении длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушение его функций. В противоположном случае проф.заболевание неминуемо «подстережёт» ученика.

В профилактике профессиональных заболеваний пианиста, огромная роль принадлежит физическому развитию, правильной постановке дыхания. Гимнастика, как общефизическая, так и дыхательная, должна стать одной из составляющих учебного процесса. Специально подобранные упражнения готовят ребёнка к выполнению сложных движений. В чрезвычайно богатой палитре движений пианиста есть как врождённые двигательные автоматизмы, так и приобретённые двигательные навыки, выработанные и закреплённые в процессе обучения. Резкое усложнение мышечной работы ребёнка, при «наложении» новой пианистической школы на уже существующую, может разрушить сложившийся двигательный стереотип, а выработка новых приёмов иногда приносит больше вреда, нежели пользы. Большое значение имеет также правильный подбор репертуара, который должен соответствовать музыкальным способностям, теоретической подготовке ученика, его двигательным возможностям.

Главное – закрепить естественное, свободное, координированное движение рук и туловища, чтобы впоследствии при игре пианист не фиксировал на них сознание. В повседневной практике каждого педагога профилактика профессиональных заболеваний является одной из наиболее важных задач.

Велика роль фортепианных упражнений на начальной этапе обучения во многих отношениях – для развития личности, представления, для освобождения и координации движений при отшлифовке определённых пианистических навыков. В дальнейшем пианисту для преодоления технических трудностей в произведениях приходится самому изобретать разнообразные упражнения.

Для успешного воспитания техники пианиста необходимо, чтобы за время обучения в его репертуаре были этюды и пьесы, включающие различную фактуру, требующие разнообразных вариантов движений как правой, так и левой руки.

Упражнения связаны с музыкой (они охватывают различные виды техники и всевозможные приёмы звукоизвлечения) и постепенно переходят в работу над произведениями. Благодаря своей лаконичности, они легко запоминаются, исполнение их не утомляет ученика, не притупляет его внимание.

Важнейшим условием успешной работы является сознательный слуховой контроль. Ни один звук не должен прозвучать до его музыкального представления.

При организации работы над упражнениями нужно иметь ввиду несколько моментов:

Приучать ученика систематически играть упражнения.

Упражнения должны быть разнообразными, с упором на полезное.

Каждое упражнение через некоторое время заменить новым, по возможности более сложным.

Упражнение нужно уметь играть долго, развивая выносливость руки и пальцев.

Каждое упражнение должно заключать в себе определённую трудность.

Прежде, чем давать упражнение ученику, педагог должен сам поработать над ним, чтобы почувствовать пользу. Упражнения должны проверяться практикой.

Все возможности игрового аппарата должны использоваться в соответствии с поставленными художественными задачами и физиологическими данными учащегося. Поэтому нельзя говорить абстрактно о каком-либо одном, единственно правильном методе обучения.

Не «вообще упражнение», а только конкретное, целенаправленное упражнение может дать необходимые результаты. Сознательная, конкретная постановка цели в работе должна соответствовать конкретной ее реализации. Механическое упражнение без художественной или технической цели бесполезно и вредно.

Бархударова Т. Г. Сохранение и укрепление здоровья рук пианиста. С.П-б: Лань, 2019 г.

Ганон Ш. Пианист-виртуоз. – М.: Музыка, 1964.

Корыхалова Н. Играем гаммы. – М.: Музыка, 1995.

Терентьев Н. Черни и его этюды. – М.: Музыка, 1978.

Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Музыка, 1971.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *