что делать если нарушил клятву в исламе
Что делать, если нарушил клятву?
Вопрос: Как быть человеку, который нарушил клятву, данную Всевышнему, то есть клятву, что он больше не будет совершать определённое запретное деяние? И каким образом можно искупить вину (грех), если человек давал такую клятву неоднократно?
Ответ:
В основе своей клясться нежелательно. Однако есть и исключения: клятва присяги, клятва побуждения к чему-либо благому, клятва, произносимая на судебном процессе, и др.
А если человек нарушил данную клятву, то за её нарушение на него налагается искупление «каффарат-уль-ямин».
Всевышний Аллах разъяснил штраф за нарушение клятвы в Своих словах:
لا يؤاخذكم الله باللغو في أيمانكم ولـكن يؤاخذكم بما عقدتم الأيمان فكفارته إطعام عشرة مساكين من أوسط ما تطعمون أهليكم أو كسوتهم أو تحرير رقبة فمن لم يجد فصيام ثلاثة أيام ذلك كفارة أيمانكم إذا حلفتم واحفظوا أيمانكم كذلك يبين اللَّه لكم آياته لعلكم تشكرون
«Аллах не спросит с вас за пустословные клятвы (те, которые произносятся без осознания), однако спросит с вас за серьёзные клятвы (которые вы принесли с соответствующим намерением в сердце).
Искуплением за нарушение подобной (серьёзной) клятвы является обязанность накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или обеспечение их одеждой (то есть покупка одежды для десятерых), или освобождение раба (что для сегодняшнего дня неактуально).
Кто не найдёт (возможности выполнить одну из трёх упомянутых форм искупления, тому следует) три дня поститься. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы будете благодарны» (смысл 89 аята суры «аль-Маида»).
В книге «Тухфат аль-Мухтадж» ибн Хаджар аль-Хайтами отмечает:
(فرع): تتكرر الكفارة بتكرر أيمان القسامة كتكرر اليمين الغموس؛ لأن كلا منها مقصود في نفسه. (ج 10/ص 26)
«Искупление за каждую нарушенную клятву «каффарат-уль-ямин» повторяется так же, как повторяется штраф за каждую ложную клятву. Потому что каждая клятва самостоятельна сама по себе». (См.: «Тухфат аль-Мухтаж», том. 10, с. 26).
Заключение:
1. За любое нарушение действительной клятвы налагается штраф (каффарат-уль-ямин).
2. Тот, кто нарушил клятву один раз или многократно, обязан раскаяться за её нарушение и раздать десятерым беднякам по одному мудду( 1 ) зерна, риса, кукурузы, то есть то, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашку, платье, платок и т.п.
3. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих пунктов, обязан соблюдать пост три дня. Поститься все три дня подряд не является условием.
( 1 ) Мудд – мера веса сыпучих тел, равная 600 г.
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Что делать если дал клятву и нарушил её?
В наше время некоторые, не задумываясь о последствиях, произносят клятвы, а потом, нарушив их, не знают, что делать. Это и послужило причиной для написания этой статьи.
Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа. Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином. Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» (Джамиуль-ахадис 7352).
إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت (جامع الأحادث 7352)
Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит: «Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).
لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ (سورة البقرة225)
Ложная клятва считается харамом (запретной) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающиеся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву[1], что ложная клятва относится к категории больших (тяжких) грехов.
За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием.
مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ (صحيح مسلم 4360)
Да остережёт нас Всевышний от напрасных и ложных клятв! Амин.
[1] Решение по какому-либо мусульманскому вопросу, выносимое муфтием либо специалистом в области исламского права.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
О нарушении клятвы
В основе своей нежелательно произносить клятвы. Однако есть и исключения: клятва присяги, клятва побуждения к чему-либо хорошему, клятва, произносимая в судебном процессе, и др…
А если человек нарушил данную клятву, то на него налагается искупление «каффарат-уль ямин» за её нарушение.
Всевышний Аллах разъяснил штраф за нарушение клятвы в Своих словах:
لا يؤاخذكم الله باللغو في أيمانكم ولـكن يؤاخذكم بما عقدتم الأيمان فكفارته إطعام عشرة مساكين من أوسط ما تطعمون أهليكم أو كسوتهم أو تحرير رقبة فمن لم يجد فصيام ثلاثة أيام ذلك كفارة أيمانكم إذا حلفتم واحفظوا أيمانكم كذلك يبين اللَّه لكم آياته لعلكم تشكرون
«Аллах не спросит с вас за пустословные клятвы [те, которые произносятся без осознания], однако спросит с вас за серьезные клятвы [которые вы принесли с соответствующим намерением в сердце].
Искуплением за нарушение подобной [серьезной] клятвы является обязанность накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или обеспечение их одеждой [то есть покупка одежды для десятерых], или освобождение раба.
Кто не найдет [возможности выполнить одну из трех упомянутых форм искупления, тому следует] три дня поститься. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы будете благодарны»
[Сура «Трапеза», аят 89].
قال ابن حجر الهيتمي في كتابه تحفة المحتاج
В своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» ибн Хажар аль-Хайтами пишет:
فرع: تتكرر الكفارة بتكرر أيمان القسامة كتكرر اليمين الغموس؛ لأن كلا منها مقصود في نفسه
«Искупление за каждую нарушенную клятву «каффарат-уль ямин» повторяется так же, как повторяется штраф за каждую ложную клятву. Потому что каждая клятва самостоятельна сама по себе»
[См.: «Тухфат аль-Мухтаж», том. 10, с. 26].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• За любое нарушение действительной клятвы налагается штраф (каффарат-уль ямин).
• Тот, кто нарушил клятву один раз или многократно, обязан раскаяться за её нарушение и раздать десятерым беднякам по одному мудду[1] зерна, риса, кукурузы, то есть то, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашку, платье, платок и т.п.
• Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих пунктов, обязан соблюдать пост три дня. Поститься все три дня подряд не является условием.
Отдел фетв, Муфтият РД
[1] Мудд — мера веса сыпучих тел, равная 600г.
Что делать при нарушении клятвы?
Для искупления клятвы можно выбрать любой из трёх упомянутых способов: накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Если же он не в состоянии сделать ничего из этого, то нужно поститься три дня. А теперь рассмотрим каждый из этих способов искупления по отдельности.
Если искупающий клятву может накормить десятерых бедняков, то каждого из них он должен накормить средним из того, что люди в его городе едят в обед или на ужин. Малик и аш-Шафи‘и считали, что каждому бедняку полагается один мудд пшеничного зерна (примерно 510 г.), причем Малик считал, что одного мудда достаточно в Медине, потому что жители города были достаточно бедными, а в других областях и городах нужно накормить бедняков средним из того, что едят люди. Абу Ханифа считал, что каждому бедняку нужно дать два мудда пшеничного зерна или четыре мудда ячменя или фиников, а можно просто накормить его в обед и ужин [Бидая аль-муджтахид 2/179-180].
Многие имамы прошлого считали, что просто накормить человека один раз недостаточно, а нужно накормить его и днем, и вечером, чтобы он съел не меньше мудда еды. Например, имам Малик сказал, что достаточно накормит десять бедняков в обед и в ужин. Имам аш-Шафи‘и считал, что недостаточно просто накормить их один раз, потому что одни едят много, а другие мало, а каждому бедняку нужно дать один мудд [Тафсир аль-Куртуби 6/277].
Другие законоведы считали, что накормить одного бедняка в обед или в ужин засчитывается за одно кормление, потому что ни в Коране, ни в Сунне не указывается точное количество еды, а, наоборот, говорится «средним из того, чем вы кормите ваши семьи», то есть количество пищи в данном случае не имеет значения. Этому мнению отдал предпочтение шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин [Аш-Шарх аль-мумти‘6/185].
Причём законоведы единодушны в том, что бедняк не обязательно должен быть взрослым, это может быть и ребенок, хотя совершенно ясно, что ребёнок ест меньше, чем взрослый человек. Вместе с тем между учёными были разногласия по поводу того, засчитывается ли кормление младенца, которого мать кормит молоком. Из слов имама Малика следует, что кормить с целью искупления можно того, кого оторвали от груди. Но большинство ученых трех других мазхабов считали, что и кормление младенца засчитывается, и об этом сообщил Ибн Кудама [Мугни 9/539].
Если искупающий клятву желает дать одежду десяти беднякам, то каждому из них полагается дать одежду, покрывающую те части тела, которые обязательно покрывать в молитве. При этом следует учитывать обычаи той страны, в которой живут эти люди, и если там принято носить изар и риду, то достаточно дать каждому бедняку по два таких покрывала, а если там принято носить брюки и рубашку, то следует раздать им брюки и рубашку. Если же речь идет о женщине, то ей достаточно дать платье, которое покрывает всё тело, и головной платок.
Если искупающий клятву желает освободить раба, то это должен быть верующий раб, который полностью принадлежит своему хозяину, неважно, мужчина или женщина, ребёнок или пожилой человек. Этого мнения придерживалось большинство законоведов. Ибн Джарир считал, что освобождение из рабства ребенка засчитывается в качестве искупления, если оба его родителя мусульмане. Но Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ан-Наха‘и и аль-Хасан аль-Басри считали, что если ребенок, находящийся в рабстве, тянется к вере, то его можно освободить в качестве искупления [Тафсир Ибн Касир 2/330].
В прежние времена, когда рабство было широко распространено, законоведы подробно разъясняли условия, при которых рабов можно освобождать в качестве искупления. В частности, Абу ‘Абдаллах аз-Зуркани в комментариях к «Муватте» имама Малика пишет, что за искупление не засчитывается освобождение, например, раба, который договорился со своим хозяином о сумме выкупа (мукатаб), или раба, которому хозяин обещал свободу в случае его смерти (мудаббар), или рабыни, которая родила ребенка своему хозяину (умм аль-валяд), а также рабов, имеющих серьезные физические недостатки, например, страдающих слепотой [Шарх аз-Зуркани 4/149].
Поскольку в наше время в большинстве стран рабство официально отменено, мы не будем вдаваться в подробности этого вопроса, и коснулись мы его только для того, чтобы иметь представление о том, какое место вопрос искупления отдельных грехов играл в жизни мусульманских обществ.
Если человек, нарушивший клятву, не имеет возможности сделать ничего из того, что мы упомянули выше, то он должен поститься три дня подряд. Это мнение ханафитских и ханбалитских законоведов, и оно опирается на кираат Убая ибн Ка‘ба и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, в котором говорится ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ مُتَتَابِعَاتٍ «три дня подряд». Это чтение не является муаватир, потому что слова «подряд» нет в мусхафе, и не все законоведы были согласны с тем, что на такие кирааты можно опираться для конкретизации общего смысла аятов. Поэтому Малик и аш-Шафи‘и разрешали поститься три дня по отдельности, хотя и считали желательным поститься три дня подряд [Бидая аль-муджтахид 2/180].
Разные мнения есть и относительно того, засчитывается ли искупительное действие, если человек совершил его до того, как он нарушил клятву. Имам Малик считал, что засчитываются, и это мнение четырнадцати сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Ханифа и его последователи, наоборот, считали, что в таком случае оно не засчитывается. Одни опирались на то, что искупление клятвы равноценно её выполнению, а другие говорили, что искупление становится обязательным только после того, как клятва нарушена, а совершать обряды поклонения раньше времени неправильно. Имам аш-Шафи‘и придерживался среднего мнения в данном вопросе, полагая, что искупление засчитывается, если речь идет о кормлении бедняка, дарении ему одежды или освобождении раба, и не засчитывается, если человек постился в искупление клятвы, которую он еще не нарушил [Тафсир аль-Куртуби 6/275].
Для того чтобы уйти от этих разногласий, лучше совершить искупительное действия уже после нарушения клятвы и сделать это сразу, не откладывая на потом. А Аллах знает лучше.
Что делать если нарушил клятву в исламе
«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков лучшим из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, – быть может, вы будете благодарны». (Сура «Маида», аят 89)
Прежде чем что-то сказать, надо хорошенько подумать, поскольку, когда слово слетает с уст, бывает уже поздно. Сказанного не вернешь, не зря в народе говорят: «Пока слово не высказано, оно является твоим пленником, но как только ты его скажешь, уже сам становишься пленником сказанного тобою слова».
Наше слово должно быть словно вексель со стопроцентной гарантией. Нельзя давать неисполнимых обещаний, а если дали слово, то нужно его обязательно сдержать. В противном случае, мы потеряем уважение перед нашим Создателем и перед людьми. Иногда нам хочется усилить сказанное нами, подкрепив свои слова клятвой. Но по сути, мусульманин не должен испытывать необходимости в клятвенном заверении правдивости своих слов. Он должен быть таким человеком, которому полностью доверяют окружающие люди. Ведь нет нужды в клятве, если всегда говоришь только правду. Клясться ‒ означает брать Аллаха в свидетели данному тобою слову. По этой причине, давать заведомо ложную клятву или же не держать данную клятву является большим грехом.
Не произносите клятвы без особой необходимости, но будьте верны данному слову, если подкрепили его клятвой. Наш Господь так говорит по данному поводу:
«Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили; не нарушайте клятв после того, как вы их скрепите, ведь вы сделали Аллаха своим Поручителем. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете». (Сура «Нахль», 16:91).
Если же мы поклялись сделать что-то такое, что запрещено нашей религией, или не сделать того, что велено, в таком случае мы не можем исполнить свою клятву. Например, если мы поклялись выпить спиртное или не разговаривать со своим братом мусульманином, то мы должны будем нарушить свою клятву и дать искупление. Наш пророк так говорит по этому поводу:
«Если кто-то поклянется сделать что-то, но затем увидит нечто более благое, пусть нарушит свою клятву и даст каффарат (искупление)». (Муслим, “Айман”, 15–16).
Все мы люди и порой ошибаемся, думаем, что правы, и по ошибке клянемся. Кроме того, человек по привычке может произносить слова “Валлахи”, “Билляхи”, не намериваясь поклясться. Такого рода клятвы не требют каффарата. И все же мы должны постараться избавиться от привычки часто произносить такие слова клятвы.
Ложные клятвы являются большим грехом и вызываютют тяжкие последствия тому, кто заведомо ложно поклялся. Такой человек должен немедленно покаяться и просить отпущения грехов, решиться никогда больше не повторять подобных ошибок, а затем возместить ущерб, нанесенный другим его ложной клятвой и попросить у них прощения.
«Не обращайте свои клятвы в средство обмана, чтобы ваша стопа не поскользнулась после того, как она твердо стояла, а не то вы вкусите зло за то, что сбивали других с пути Аллаха, и вам будут уготованы великие мучения. Не продавайте данные Аллаху обеты за ничтожную цену, ибо для вас лучше то, что у Аллаха, если бы вы только знали!» (Сура «Нахль», 16:94–95).
Наша религия разрешает говорить неправду только в следующих трех случаях:
Кроме этих трех случаев, не разрешается говорить неправду не о чем или давать заведомо ложную клятву. В соответствии с основами веры, каждый человек, кроме пророков, может совершить грех или ошибку. Но если мы оказались в таком положении по незнанию, то мы в тот же момент, когда поняли свою ошибку, безотлагательно должны принести Аллаху покаяние и просить Его о прощении наших грехов. А если мы своей ложью нанесли кому-то вред, то должны постараться его компенсировать и еще при земной жизни заслужить их прощение.
Когда клянутся, произносят одно из имен Аллаха Тааля. Например, употребляют такие выражения: “Валлахи. Пусть Аллах будет свидетелем. Клянусь именем Аллаха”. При решении вопроса о том, считать какое-либо выражение с упоминанием одного из имен Аллаха клятвой или не считать, нужно брать во внимание народные обычаи.
Иногда в обществе приходится слышать, как некоторые люди клянутся святыми ценностями Ислама, произнося, например, такие фразы: “Я сделаю это ради Каабы”, “Не быть мне мусульманином, если я этого не сделаю” и т. д. Если в народной традиции эти выражения означают клятву, тогда по отношению к ним применяются те же решения, как и к остальным клятвам. Следовательно, мусульмане в данном случае будут связаны словом.
В качестве искупления за нарушение клятвы человек должен накормить десять нуждающихся с утра до вечера или же нормально одеть десять нищих. Также этот долг можно снять, дав десяти нуждающимся денег в размере одного фитр-садака или в течение десяти дней каждый день давая одному бедняку денег в размере одного фитр-садака. Если же у вас нет возможности это сделать, то вам нужно три дня поститься. Согласно ханафитам и ханбалитам, поститься нужно три дня подряд.
Полезная статья? Будем признательны за репост на Facebook!