что делать если не нравится учиться в университете
Что делать, если разочаровалась в учебе, а универ бесит
Советы для тех, кто уже разочаровался в факультете или вузе.
В начале года мы писали советы для тех, кто только начал учиться и уже хочет уйти из универа. Прошло полгода, а запросы не меняются: все так же много девчонок и парней разочаровываются в учебе, вузе или факультете и хотят уйти. Не все могут это сделать по финансовым или психологически причинам. Что же делать, если и учеба не радует, и уйти пока невозможно? Делимся нашим личным опытом ✨
1. Найди причину остаться
В каждом университете есть студклубы, профкомы, спортивные секции или философские кружки. Если по какой-то причине ты не можешь завершить учебу, найди в процессе получения корочки хоть что-то позитивное.
Повод может быть не только в настоящем, но и в будущем. По статистике человеку с дипломом легче получить работу, легче устроиться на стажировку. В самом универе ты можешь получать мат.помощь или экономить на проездном, используя студенческий. В общем, найди хоть какую-нибудь причину, которая поможет тебе продержаться.
2. Пройди тест на профориентацию и личностные качества
Причин, почему ты хочешь побыстрей сбежать, может быть несколько. Во-первых, тебе может претить сама идея высшего образования в старых консервативных стенах. Решение — обучаться и получать навыки по интернету или на практике, устроившись на начальную позицию. Можно, конечно, ждать наследства со стороны старого дяди, но лучше надеяться на себя 🙂
Вариант второй — тебе не нравится специальность. Ты можешь даже не отчисляться из универа, а перевестись на другой факультет, сдав академическую разницу. Плюс в том, что тебе не надо будет снова предъявлять результаты ЕГЭ по базовым дисциплинам.
3. Возьми академ
Идеальный вариант для тех, кто устал от самой учебы, но хочет получить высшее образование в целом. В России продолжительность академического отпуска не может превышать двух лет, но этого времени достаточно, чтобы принять окончательное решение. Обычно для ухода не нужно почти ничего, кроме заявления с указанием причины (любой) и сдачи крайней сессии, если хочешь выйти на учебу потом без «хвостов».
«Эйфория пропадает уже к середине сентября»: что делать первокурсникам, если учеба не задалась?
В сентябре началась новая жизнь у первокурсников и старшеклассников, которые сдали экзамены и поступили в новые школы с углубленным изучением ряда предметов и другие учебные заведения повышенной сложности. Это радостное и долгожданное событие. Однако все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Романтика или горы черновой работы
«Зачастую реалии учебы не соответствуют ожиданиям, которые были при поступлении. Часто нагрузка настолько велика, что студент или школьник теряется и не успевает соответствовать предъявляемым требованиям. Неожиданно для себя он понимает, что обучение в столь желанном месте – это не легкая прогулка. Нужно очень много работать, чтобы успешно сдавать контрольные, зачеты и сессии», – говорит психолог, психотерапевт Андрей Смирнов.
«Также необходимо понимать, что в силе объективный психофизиологический фактор отвыкания от учебной нагрузки за лето для школьников, а для абитуриентов – реальная физиологическая и психологическая усталость после битв за место в желаемом учебном заведении, – говорит клинический психолог, ведущий авторских курсов и тренингов, коуч Борис Кононов. – Кроме того, бывают субъективные «идеальные» ожидания самих подростков и юношей по отношению к новому месту учебной деятельности. Поэтому на фоне эмоционального истощения могут возникать негативные установки по отношению к учебе по выбранной специальности, которые необходимо своевременно устранять».
«Нередко юноши и девушки при поступлении в вуз имеют весьма размытый образ будущей профессии, окруженный неким романтическим ореолом, и когда оказывается, что помимо романтики есть еще и горы черновой работы, настроение портится и возникают сомнения: «а правильный ли путь я выбрал?» Возникает соблазн все бросить и заняться чем-то другим, с быстрым выходом на зарабатывание денег», – объясняет эксперт.
Что делать в такой ситуации – бросить ли обучение, которое не задалось, или упираться столько, сколько возможно? Об этом, а также о том, что делать родителям, рассказали в интервью корреспонденту «МИР 24» психологи, психотерапевты и другие специалисты по личностному росту.
«Чувство эйфории у первокурсников пропадает уже к середине сентября и на смену ей приходит чувство неуверенности, хандра, лень и депрессия, – говорит психолог, профайлер, медиа-тренер Глеб Назаренко. – Неожиданно вчерашний школьник понимает, что выбрал себе специальность в спешке и ошибся. Ходить на пары становится невыносимо».
Что же делать? По словам специалиста, необходимо дать себе время, чтобы привыкнуть. В любой ситуации, когда что-то серьезно меняется в жизни, организм начинает испытывать стресс.
Стресс наступит в любом случае, даже если это вуз мечты. Мозгу и телу требуется время для адаптации, и здесь трудно предугадать, сколько продлится этот период, может пройти от пары недель до нескольких месяцев.
В это время человек ощущает тревожность, он подвержен переменам настроения, появляется невыносимое желание вернуть все на круги своя. И это вполне нормально, это просто нужно пережить. Потихоньку, без насилия вливаться в учебный процесс и общественную жизнь. Знакомиться с новыми людьми, посещать кружки и вечеринки, активно участвовать в семинарах и лекциях, говорят специалисты.
Надо ли родителям контролировать первокурсника?
Что же для родителей должно стать сигналом того, что подросток находится в кризисной ситуации? По словам Андрея Смирнова, неблагополучие легко обнаружить, наблюдая за своим подросшим чадом. «Когда с учебой проблемы, молодой человек становится усталым, нервным. Постоянно сидит за компьютером. Усталость заметна и по внешности: синяки под глазами, бледность лица. Юноша (или девушка) не высыпается, мало бывает на воздухе, полностью погрузившись в учебу», – говорит специалист.
Лучшим решением в такой ситуации, по его словам, будет обращение к профессиональному психологу, у которого опыт общения с молодыми людьми, находящимися на распутье, значительно выше, чем у родителей. Психолог обладает более полной информацией и знает, как можно помочь.
«В штат учебных заведений зачастую входят психологи и к ним каждый год в сентябре приходят толпы первокурсников, которых пугает их будущее и которые разочаровались в выбранной профессии, так что им не привыкать, – говорит Глеб Назаренко. – С такого психолога и стоит начать».
По словам Бориса Кононова, если у студента неожиданно возникло ситуативное разочарование в выбранной специальности, то надо дать ему время для восстановления психофизиологических ресурсов и уже потом, на высоте эмоционального тонуса осмыслить все положительные и отрицательные стороны ранее привлекательной профессии.
«Чтобы школьникам и студентам психологически быстрее втянуться в учебную деятельность, современная практическая психология рекомендует специальные когнитивные тренинги и цифровые приложения для мобилизации психологических ресурсов – внимания, памяти, мышления. А также тренинги учебной мотивации», – говорит Борис Кононов.
Надо ли контролировать подростка? «В определенной степени контроль нужен, да и по закону он необходим до 18 лет. Однако не стоит слишком настаивать на чем-то, если видно, что сын или дочь совершенно не проявляет интереса к определенной деятельности, – говорит Андрей Смирнов. – Родители не всегда могут правильно оценить, что именно нужно подростку. Возможно, высшее образование окажется совершенно бесполезным, если человек более склонен, к примеру, к какой-либо рабочей специальности. Зачастую дальнобойщики и краснодеревщики устраиваются в жизни куда лучше, чем специалисты с высшим образованием».
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Чем подросток может помочь себе сам?
Многое старшеклассник или студент может решить и сам, ведь он уже почти совсем взрослый и способен искать и находить пути решения проблем. Что же предпринять?
Провести эксперимент со сменой преподавателя. По словам Глеба Назаренко, молодому человеку стоит убедиться, что ему не нравится именно специальность, а не кто-то из преподавателей.
«Профессионализм, человеческие качества и заинтересованность педагога очень важны, – говорит психолог. – Часто студенты буквально влюбляются в скучные предметы, благодаря харизме преподавателя, но, к сожалению, бывает и наоборот».
Чтобы понять, в чем именно дело, студенту стоит сходить пару раз на лекции по тому же предмету, но к другому учителю, или поискать онлайн-лекции в интернете, считает эксперт. «Если окажется, что дело в нелюбимом преподавателе, можно попробовать законным путем уменьшить количество посещаемых лекций и походить на дополнительные занятия к другому педагогу, который горит своим делом», – говорит психолог.
Заняться спортом. Да-да, причем этот совет работает почти в любой кризисной ситуации. Ученые установили, что физические нагрузки не просто повышают настроение, но избавляют от стресса и беспокойства в долгосрочной перспективе. После активной тренировки в организме начинается выплеск эндорфинов, которые помогают расслабиться и дарят чувство радости.
«В современных вузах большое внимание уделяется спортивной подготовке студентов и имеются современные спортивные комплексы с большим разнообразием секций. Остается только пообщаться с тренерами и выбрать секцию по душе, – говорит Глеб Назаренко. – Если правильно сочетать учебный процесс и спортивную подготовку, то жизнь наладится намного быстрее, а на душевные переживания просто не останется времени».
Друзья на всю жизнь. Поддержка приятелей и наличие единомышленников – это очень важно. «Не всегда на новом месте можно сразу найти друзей. Некоторым ребятам трудно вливаться в новый коллектив, это становится еще одной причиной, по которой первокурсники пытаются бросить учебу, – говорит психолог. – Необходимо дать себе время оглядеться, сформировать свой круг общения. Активное участие в жизни учебного заведения позволит наладить такие связи. И со временем в жизни студента появятся новые друзья».
«Участие в выпуске студенческой стенгазеты, КВН, профсоюз – это далеко не все направления, где можно найти новое общение. Когда студент участвует во всех сферах жизни учебного заведения, у него не остается времени на тоску, и период адаптации проходит незаметно», – считает специалист. А друзья, появившиеся в старшей школе и вузе, часто оказываются самым драгоценным приобретением этого периода.
Лайфхаки для подростков и их родителей
Психолог Алексей Фуреев делится лайфхаками для подростков и их родителей, оказавшихся в кризисном положении.
Фото: Shutterstock/FOTODOM
Что делать, если вуз так и не стал своим?
Но что делать, если мысли о смене учебного заведения лишь крепнут со временем? Что предпринять, прежде чем выйти на решение – уходить или оставаться? Об этом рассказывает психолог Андрей Смирнов:
«Даже если показалось, что после первого курса ты устал и тебе очень трудно, не нужно сгоряча все бросать. Нужно летом отдохнуть, переключиться на позитивные эмоции и с новыми силами приступить ко второму курсу. Если и на втором курсе учеба идет с большим скрипом и студенческая жизнь не приносит совершенно никаких радостей, то впору действительно взвесить, стоит ли продолжать учебу», – говорит психолог.
Если же и на третьем курсе от учебы реально воротит, скорее всего, следует прекратить учебу и заняться более подходящим делом. А высшее образование можно получить и позже – заочно или даже дистанционно, считает специалист.
«При выборе пути нужно в первую очередь опираться на свои сильные и слабые стороны. Если, к примеру, человек совершенно не склонен к кабинетной работе, то при всем желании ученый из него не выйдет, несмотря на ожидания родителей. Зато из него может получиться успешный бизнесмен. Поэтому очень важно уметь слушать себя, понять, чего же все-таки реально хочется. И в этом вопросе психолог может здорово помочь», – объясняет Андрей Смирнов.
«Если что-то не получается и жизнь складывается не так как хотелось бы, не следует отчаиваться. Всегда есть возможность выбора. Не получилось одно – получится другое. Мы знаем много примеров людей, у которых поначалу не пошла учеба и они выбрали работу. И лишь позже, преуспев в работе, люди возвращались к учебе и повышению квалификации. Высшее образование – не гарант успеха в жизни, а только помощник. Еще великий мудрец древности Конфуций заметил: «Найди себе дело по душе, и тебе не придется трудиться ни одного дня в жизни», – заключил эксперт.
Что делать, если мне разонравилось учиться в университете?
Выбирая профессию в 17 лет, человек может ошибиться, и это абсолютно нормально. Но что же делать, если ты несколько лет проучился в вузе и вдруг понимаешь, что больше нет никаких сил его посещать? Как разрешить себе оставить учёбу и перестать бояться гнева родителей, рассказывает психолог Юлия Старостина.
Вопрос. Что делать, если мне больше не нравится учиться в университете? Бросать боюсь, родители очень расстроятся. Но и жизнь свою тратить впустую тоже не хочется. Как лучше поступить?
Ответ. Для начала стоит спросить себя: что значит «больше не нравится»? Здесь может быть три варианта.
Первый — вам когда-то нравилось учиться, но в данном университете больше не нравится. То есть выбранная специальность устраивает, но не нравится сам процесс преподавания. В этом случае вы можете перевестись в вуз, который похож по статусу и по выбираемой профессии. Ищите вариант перевода, досдайте экзамены, если это требуется. Технологии перевода из вуза в вуз иногда сложные, но они всё-таки есть. В этом нет ничего страшного.
Второй — выбранная специальность перестала нравиться в принципе. То есть вы, проучившись некоторое время, поняли: «Не моё». Скорее всего, это место, которое вы выбрали, не зная, куда пойти, или туда вас заставили поступать родители. Здесь всё сложнее: если дело в специальности, то не всегда получится с психолога перевестись на инженера и наоборот. Попробуйте перепоступить. Если вы не ушли дальше третьего курса, можно попробовать сдать экзамены ещё раз и даже поступить на бесплатное.
Третий — вы понимаете, что вообще не хотите получать высшее образование. Здесь встаёт вопрос о том, что родители или окружающие люди не очень хорошо к этому отнесутся. Резонно спросить себя: действительно ли вы разочаровались и не хотите больше учиться, что для вас важнее — ваша собственная жизнь или мнение окружающих? Иногда люди, имеющие высшее образование, получают гораздо меньше, и им гораздо меньше нравится их работа, нежели людям, у которых высшего образования нет. В современном мире нет ничего страшного, если у вас нет диплома. Главное — осознавать, что важно и нужно именно вам.
Бывает так, что человек не любит учиться в принципе, это нормально. Если он при этом обязательный, хорошо справляется с работой и другими заданиями, которые вызывают у него нормальную мотивацию, то ничего страшного нет. А вот если человеку не нравится ни одна сфера жизни, где нужно что-то делать, здесь возникают вопросы — всё ли у него в порядке и что происходит у него в жизни.
«Если подросток говорит „я не знаю, чего хочу в жизни“ — это неправда»
Если он успешен в областях, которые не связаны с учёбой, значит, это просто не его. В таком случае не обязательно уходить из вуза, можно закрывать сессию на тройки, а потом успешно работать грамотным специалистом. Если есть трудности с запоминанием материала и внутри самого процесса обучения, то их тоже можно решить: существует нейропсихологическая помощь, курсы по тренингу памяти и внимания.
Сейчас человек должен выбирать профессию в 17–18 лет. В этом возрасте он, как правило, не понимает, чего хочет, не имеет представления о будущей профессии — например, чем в реальности занимается журналист или психолог, как проходит его обычный день. К сожалению, так устроена система и мы ничего не можем с этим сделать: огромное количество людей не работают по профессии и даже во время учёбы начинают работать по смежной или вообще противоположной профессии.
Родителям, чьи дети в скором времени должны поступать, хочется посоветовать не давить на детей. Лучше расскажите про профессии, сводите детей на работу, дайте возможность поработать где-то летом. Чтобы человек попробовал, посмотрел и понял, что у него лучше получается. И, конечно, важно просто понимать, что это нормально, когда человек в 18 лет поступает в университет и ему не нравится то, что он выбрал.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock (wavebreakmedia)
Как начать заново, если разочаровала учеба в универе
Не бойся совершить ошибку, поступая в университет, ведь все можно исправить.
Да, ошибки делают все. И если вдруг ты поступила в вуз, который казался тебе местом мечты, но вскоре разочаровалась, в этом нет ничего страшного. Даже если ты изучила все вдоль и поперек об этом учебном заведении, все равно отчасти это – выбор вслепую. Ни о чем нельзя знать наверняка, пока сама не попробуешь. Так и выбирать из нескольких вариантов, о которых ты только слышала, весьма и весьма сложно. Но даже если удача не улыбнулась тебе и заведение с заветной аббревиатурой, о дипломе которого ты когда-то мечтала, оказался не «твоим» местом, никогда не поздно начать сначала. Да, возможно, придется потерять год. Но пожертвовать одним годом куда лучше, чем четырьмя годами учебы или двадцатью годами стажа по профессии, от мысли о которой тебе становится тошно. Мы собрали реальные истории ребят, которые осмелились на этот шаг и не испугались трудностей. Кому-то удалось просто перевестись на другой факультет, некоторые смогли пожертвовать годом обучения в уже привычном месте, а некоторым понадобилось больше двух попыток, чтобы найти «свое» место. Но они решились и сделали это.
Анастасия, 19 лет, НИУ ВШЭ
Почему?
До перевода в Вышку я училась в Университете печати (МГУП им. И. Федорова) на факультете издательского дела и журналистики. В начале второго курса я поняла, что данное учебное заведение не может дать мне нужных знаний для освоения профессии. Тогда, посовещавшись с коллегами из «Коммерсанта», я решила перевестись в другой университет. Выбор пал на НИУ ВШЭ. Я очень переживала, что не смогу перевестись из-за большой разницы в дисциплинах и количестве часов, однако все получилось, и я перевелась.
Вступительные испытания были несложными. Я принесла свои публикации и письмо с места прохождения практики. Успешно прошла испытание, и уже на следующий день мне оформили все необходимые для перевода справки. Возникли трудности с выбором курса, на который я могла перевестись. В предыдущем вузе я училась на втором курсе, но при переводе выяснилось, что учебных дисциплин было изучено меньше, поэтому я перевелась на первый курс. Сначала я расстраивалась, что теряю год и заново учусь на первом курсе. Но потом поняла, что лучше потерять год в 18 лет, когда еще есть время и возможность учиться, чем в 30, не имея никаких профессиональных навыков.
И что в итоге?
О своем решении я не пожалела. В Вышке очень много интересных предметов, преподавателей и людей, которые вдохновляют и мотивируют. Я очень рада, что не побоялась принять такое непростое решение и изменила свою жизнь в лучшую сторону!
Евгений, 18 лет, МФТИ
Почему?
Я поступил на факультет молекулярной и химической физики (ФМХФ), так как изначально не прошел по баллам туда, куда хотел. Я набрал 282 балла, а нужно было 284, мне не хватило всего двух баллов.
Сразу предложили пойти на похожий факультет, с него перешел после первого семестра на тот, на котором хотел учиться, а именно – факультет биологической и медицинской физики (ФБМФ).
И что в итоге?
Перешел без проблем. Сейчас я доволен своей учебой.
Георгий, 19 лет, НИУ ВШЭ
Почему?
Перед поступлением родители сказали: «Сын, юрфак – это профессия! После окончания данного факультета ты будешь первоклассным, востребованным специалистом, иди, даже не думай, тем более, это Вышка». Ну, я послушал и пошел. Понял, что это полная… Она самая. Задница, которую еще надо повидать. Мне было неинтересно с самых первых профильных пар, хотя я подумал, что это всего лишь первые пары и, быть может, дальше будет веселее. Однако карп тут плавал. Мне не нравилось буквально все: ни то, что я делаю, ни то, как я это делаю, и уж тем более я даже не видел, кем я хочу стать после выпуска. В общем, я решил перевестись.
Я зашел на сайты образовательных программ Вышки и примерно наметил свою траекторию полета. Написал маме, что хочу перейти, а она мне сказала, мол, зачем, куда, почему, останься. Но я парень решительный, поэтому в ноябре написал менеджерам образовательных программ (ОП) и спросил, что нужно сделать для перевода на их образовательные программы. Сказал тогда себе, что, возможно, перейду после первого курса. Плюс, родители сказали, что не дадут мне перейти. Время шло. Наступил конец первой недели декабря, и мне пишут с медиакоммуникаций, мол, мы возобновляем набор на платные места для тех, кто желает перевестись. А я не просто желал, я мечтал. Я охотно соглашаюсь пройти собеседования, не говоря об этом родителям. Прихожу, меня встречает руководитель ОП и начинается испытание. Вместе со мной было еще человек 10, не помню точно. Нас спрашивали о медиа, о культуре и еще о многих разных вещах, но предварительно мы написали рецензии. Я писал на The Village и мне, честно говоря, показалось, что я написал всякую лабуду (хрень, по-русски). Однако все прошло прекрасно, и мне предложили перейти. Но сказали, что перевод с факультета права – дело трудное. Что сделал лично я? Я написал заявление, сказал об этом родителям, получил «пистон» размером с небоскреб и добро на перевод. Затем я расторг договор с факультетом права, естественно, сдав 100500 экзаменов.
И что в итоге?
И вот он я, весь в белом (старый анекдот, загуглите, если хотите посмеяться) на факультете коммуникаций, медиа и дизайна, студент образовательной программы «Медиакоммуникации». Проучившись полгода, у меня не было ни одного дня, когда бы я пожалел о переходе.
Екатерина, 19 лет, ПГЛУ (бывш. ПГПИИЯ)
Почему?
Сначала поступила в МЭСИ (теперь РЭУ им. Плеханова) на экономический факультет на бюджетное отделение. Никогда не хотела быть экономистом, мечтала о переводоведческом. Но пришлось поступить туда, потому что выбора не было, так как не сдавала историю. Учеба легко давалась, но я понимала, что я не на своем месте. Первый семестр даже окончила на «отлично», но была в глубочайшей депрессии.
После зимних каникул поняла, что нужно бросать, пока не слишком поздно. Родные не поддержали, считали, что это глупо, я же в Москве учусь, так еще и на «отлично»! Но я была полна решимости, уверена, что смогу подготовиться к истории за несколько месяцев и улучшить результат по английскому. В итоге я походила в универ еще пару недель после каникул, взяла аттестат якобы на неделю и уехала домой готовиться к ЕГЭ.
И что в итоге?
Сдала все хорошо, сама от себя не ожидала и поступила в ПГЛУ (Пятигорский государственный лингвистический университет). Туда, куда хотела. Этот опыт оказал значительное влияние на мою личность. Я стала решительнее, увереннее в своих силах, стало проще адаптироваться в новом обществе. Родные смирились и теперь гордятся мной.
Анна, 22 года, НИУ ВШЭ
Почему?
В 2012 году я поступила на факультет телевидения (ВШТ) МГУ. Первые впечатления были замечательными: новый факультет, интересные предметы, театральная студия при факультете, творческие задания, общежитие в главном здании МГУ. Спустя несколько месяцев я начала замечать мелочи, которые меня беспокоили и раздражали. Во-первых, отношение преподавателей к студентам: факультет тогда был полностью платным, обучение стоило около 300 тысяч рублей в год, некоторые преподаватели относились к студентам как к детишкам богатых родителей – от нас не ждали успехов и серьезных знаний, снисходительно улыбались, когда студенты делали ошибки, мол, ну что поделать, платный факультет, сюда может поступить каждый, главное – платить. Все с вами понятно. У меня это отбивало всякое желание учиться. Хотя там все же были замечательные преподаватели, которые действительно хотели учить даже тех, кто сам этого не хотел. Во-вторых, строгие распорядки МГУ и форма общения учебного офиса со студентами меня выводили из себя. Полный контроль посещаемости, староста ведет журнал и отмечает на каждой паре, за любое отсутствие или прогул необходимо отчитываться чуть ли не письменно, постоянные звонки сотрудника учебки с вопросом: «А почему вас не было на русском языке в позапрошлый четверг?». Было ощущение, что я нерадивая пятиклассница, которую отчитывает классный руководитель и вот-вот позвонит маме. Из таких и многих других, казалось бы, мелочей через какое-то время родилось мое желание сменить место учебы.
В мае, ближе к концу учебного года, я начала рассматривать другие вузы и факультеты журналистского направления. Выбор пал на медиаком ВШЭ (теперь он называется Департамент медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна).
После разговора с заместителем декана не осталось никаких сомнений: со мной общались так, будто меня здесь ждали и очень хотели, чтобы я здесь училась, мною интересовались, спрашивали обо мне и моей жизни.
Уходить в тот день из Вышки не хотелось, поэтому я приняла решение, во что бы то ни стало вернуться сюда уже в качестве студента. Мне сразу объяснили схему поступления: если переводиться сразу на второй курс, то это будет только платная форма обучения. Была возможность поступить снова, т.е. как и все абитуриенты поступать на первый курс и потерять год, который я проучилась в предыдущем вузе, но зато попытаться пройти на бюджет. Обучение в Вышке стоило примерно столько же, баллы по ЕГЭ у меня были высокие, поэтому я была уверена, что окажусь на бюджете – при поступлении в ВШТ МГУ я была первой в рейтинге. Но как выяснилось позже, я серьезно недооценила конкурентов. Расставаться с прошлым местом, тем не менее, было очень сложно. Как бы то ни было, за год очень сильно привязываешься к месту и людям.
Пришлось оставить занятия в театральной студии при факультете – сейчас это самое яркое и приятное воспоминание об МГУ. Но для себя я решила: остаться здесь – значит тихонько получать свои пятерки и «автоматы» за докладики, при этом платя около 400 тысяч в год (включая плату за общежитие). Сотрудники факультета отговаривали уходить: в основном все ссылались на значимость в дипломе трех букв названия вуза, мол, МГУ – это ключ ко всем дверям, но для меня это был слабый аргумент.
И что в итоге?
В итоге я поступила в Вышку на платное отделение (не хватило 3-х баллов до бюджета). При этом все 4 года я получаю скидку на оплату учебы по результатам успеваемости – рейтинговая система, как бы ее ни критиковали, сильно мотивирует учиться. В Вышке не могу позволить себе расслабиться – на моем курсе очень сильные студенты, хотя они на год или два младше меня. Мне приятно учиться среди сильных ребят: конкуренция действительно высокая, хотя при этом подстав или нездорового соперничества я никогда не замечала. Не могу сказать, что в Вышке меня устраивает абсолютно все – и здесь есть свои минусы, но теперь я отношусь к этому, наверное, мудрее. Но здесь я нашла то, чего не хватало там: мне здесь приятно и комфортно, хотя учиться порой бывает нелегко. Мне нравится, что преподаватели и сотрудники факультета уважают студентов, я ни разу не слышала, чтобы кто-то повысил голос. Но даже тот год в МГУ я не считаю потерянным. Тот факультет дал мне многое, хотя, наверное, меньше, чем должен был и меньше, чем я ожидала от него. Сейчас мне кажется, что избежать всей этой истории было невозможно: какие-то вещи проявляются только после того, как отучишься месяц, два или даже год, когда очарование новым местом пройдет и откроется какое-то иное понимание происходящего. Главное после этого – иметь в себе силы и смелость либо для того, чтобы терпеть еще несколько лет, либо для того, чтобы взять и все изменить.