что делать если не попал на бюджет в колледж после 9 класса
Льготы при поступлении в колледж
Мне 16 лет. Собираюсь поступать в колледж после 9 класса. Я из неполной семьи (отец умер). Имею ли я льготы при поступлении?
На основании ч. 4 ст. 68 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение по программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований является общедоступным, однако при приеме на обучение по программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания.
В случае если численность поступающих превышает количество «бюджетных» мест, образовательная организация в соответствии с порядком приема учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении.
Возможности предоставления каких-либо льгот, а также особых правил приема на обучение по программам среднего профессионального образования федеральное законодательство не предусматривает.
Между тем для наиболее полного разрешения вопроса о возможности льготного поступления в образовательную организацию в рассматриваемой ситуации необходимо детальное ознакомление с локальными актами конкретной образовательной организации, а также сведениями о конкретном поступающем, которые учитываются при принятии решения о зачислении (результаты предыдущего обучения, различные индивидуальные образовательные достижения, наличие договора о целевом обучении).
Обучение «на бюджете»: тонкости
Можно ли после отчисления из колледжа (обучение на бюджете) поступить еще раз на бюджет в другой колледж? Образования нет, только аттестат об окончании 9-го класса.
В первую очередь отметим, что в соответствии с ч. 5 ст. 61 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) при досрочном прекращении образовательных отношений (независимо от конкретных оснований) организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с ч. 12 ст. 60 рассматриваемого закона.
Как следует из ч. 12 ст. 60 Закона об образовании, лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Что касается зачисления в иную образовательную организацию, то это возможно при наличии в ней свободных для приема мест, а также при предоставлении указанной выше справки о периоде обучения и других документов, предусмотренных правилами приема, которые образовательная организация устанавливает самостоятельно (ч. 9 ст. 55 Закона об образовании).
Кроме этого, прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований проводится на общедоступной основе (ч. 3 ст. 55 Закона об образовании), а условиями приема на обучение должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц (ч. 6 ст. 55 Закона об образовании).
Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации, какие-либо ограничения для поступления в другую образовательную организацию отсутствуют, а уточнить правила приема возможно при обращении в конкретную образовательную организацию.
Как поступить в колледж с плохим аттестатом
Во-первых, нужно задать себе вопрос: почему я хочу учиться сейчас, но в школе этого не делал? Причин может быть несколько: не сложились отношения с коллективом учителей, одноклассников. Психологическое давление выдерживают далеко не все школьники, многие «ломаются» и закрываются. Если причина в этом – значит, для обучения в колледже после 11 класса нужно выбирать удаленные формы – заочную или дистанционную.
Любой человек чем-то интересуется – историей, компьютерами, финансами, искусством. Редко бывает, что выпускник школы полностью ко всему равнодушен. Поэтому проснувшееся желание получить какую-либо специальность и достичь профессионализма – доказательство «нормальности» человека. Просто раньше что-то мешало сосредоточиться на учебе.
Во-вторых, определиться, что же все-таки привлекает и чем хочется заниматься. Наверняка есть специальное учебное заведение в этой области. Учиться там будет легче, потому что большинство предметов будет профессионально ориентировано. Сделать из себя гуру – и уважение однокурсников обеспечено.
В-третьих, продумать план поступления в колледж. Именно в колледж, потому что после 11 класса при поступлении в вуз требуют результаты ЕГЭ, а для среднего специального учебного заведения эти тесты не обязательны. Аттестат не везде смотрят как отправную точку. Достаточно успешно сдать вступительные экзамены. Одним словом – нужно поступить мудрее, чтобы доказать свое желание серьезно учиться.
Куда поступить после 9 класса
Неудачи с учебой в школе – это не приговор. По статистике только 2-3 человека из 30 успешно ее заканчивают. Это не значит, что они станут успешными людьми, которые сделают карьеру и будут получать огромные деньги. Шансов продвинуться гораздо больше у середнячков, которые с головой погружены в изучение какого-то одного предмета.
Вспомнить хотя бы Билла Гейтса, который был двоечником, не потому что глупый, а потому что ему было неинтересно учиться. Или Альберта Эйнштейна, которого в наше время отдали бы в интернат для слабоумных, или Томаса Эдиссона – безнадежного ученика (по словам учителей). Джузеппе Верди – знаменитому композитору – при поступлении в Миланскую консерваторию сказали, что у него нет таланта. Сейчас консерватория носит его имя, а тех, кто отказал в приеме композитору, никто не помнит.
Для выпускников неполной средней школы путь один – колледж. Бесплатное обучение после 9 класса возможно в профессиональных колледжах, которые готовят электриков, крановщиков, монтажников, столяров и других специалистов. После окончания получают диплом и идут практиковаться, а если очень хочется – можно поступать в вуз на технический факультет. Мало ли, а вдруг какой-то предмет действительно заинтересовал.
Если выпускник 9 класса мечтает стать программистом и ни о чем другом не хочет слышать, то здесь придется подумать: в школе оценки неважные, с математикой – профильным предметом – также плохо. Выход один: подать заявление в один из московских колледжей на дистанционное обучение.
Ставка сделана на то, что у человека проснется мотивация: он не безнадежен, его взяли, в него верят. Кстати, такого подхода очень не хватает в общеобразовательных школах, поэтому большинство детей замыкается в себе, и не хотят учиться. А сознательность приходит к каждому человеку в свое время.
Минус в том, что дистанционное образование платное. В колледжах Москвы стоимость обучения на дистанционной форме невысокая, но она есть.
Второй минус – будет тяжело восполнить пробелы знаний, поэтому, как только студента зачислят, нужно сразу предложить ему помощь в виде занятий с репетитором по математике или другим предметам. Возможно, преподаватели колледжа попытаются помочь первокурснику, пропустившему всю программу по предмету.
Не рекомендуется поступать после 9 класса на очную форму и вот почему:
Колледжи заочного обучения после 9 класса – оптимальный вариант, если родители не признают дистанционное обучение. Их можно понять, потому что они с таким процессом близко не встречались.
Реально ли поступить в московские колледжи с плохим аттестатом
Обучение в колледже после 11 класса возможно с любым аттестатом. Здесь два варианта:
В первом случае возможно даже бесплатное обучение в колледже после 11 класса. В вуз можно не поступить, если не набран проходной балл или при большом конкурсе, когда комиссия вынуждена учитывать и средний балл аттестата. Но такое бывает редко и только в рейтинговых университетах на популярных факультетах.
Окончив колледж, есть возможность поступить в тот самый вуз, но уже на сокращенную программу. Главное – не отчаиваться и продолжать сознательно работать над дипломом.
Можно ли поступить на бюджет с плохим аттестатом
Можно. Есть непопулярные факультеты, по которым всегда недобор. Обычно после зачисления основной массы студентов учебное заведение оглашает список специальностей, на которые можно подать заявки и учиться. Среди таких специальностей встречаются бюджетные места, так что можно подождать.
Вопрос в другом: согласен ли студент учиться просто ради диплома, или у него есть предпочтения к выбору специальности. Если есть, то нужно поступать на платное очное отделение, или заочное, или дистанционное.
В Москве большой выбор учебных заведений – частных, государственных. Рассчитывать на бесплатное обучение в частном колледже бесполезно, но в государственные колледжи, где есть недобор – вполне реально.
Как лучше – заочно или дистанционно
Эти две формы очень похожи. Обычно при заочном обучении в колледже применяют дистанционные технологии, чтобы студенты имели возможность получить те знания, которые получают очники. Программы то одинаковые, но бывает, что в колледже проводится конференция с участием приглашенных спикеров или бизнес тренеров. Присутствовать могут только очники, а заочники смотрят конференцию в записи.
Если родители не отпускают ребенка после 9 класса в другой город, то для него остается только заочный вариант. Учиться придется дома самостоятельно, а уезжать на сессию нужно будет дважды в год.
После 11 класса проблем с отъездом из дома быть не должно. Да и возраст позволяет пойти на работу официально. Поэтому многие становятся студентами среднего специального учебного заведения, одновременно начиная зарабатывать деньги. Если колледж находится далеко от дома, то дешевле обойдется дистанционное обучение, так как не придется тратить деньги на проезд и проживание во время сессии.
Всегда помните, что самые успешные люди в истории не всегда отличались хорошей успеваемостью в школе. Школа – это всего лишь непродолжительный этап в жизни, после которого можно повернуть события в свою пользу.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.