что делать если не пускают на пляж санатория
О праве доступа на пляж: что делать, если не пускают?
Президент отделения Верховенства права и развития International Informatization Academy, к. ю. н.
специально для ГАРАНТ.РУ
Приехать в отпуск на морской курорт и увидеть, что большинство пляжей обнесено заборами, а проход на них закрыт. Попасть на них можно только по пропускам «для своих». Согласитесь, весьма неприятная ситуация! Тем не менее для многих российских курортных городов, увы, она стала действительностью.
Каждый санаторий или пансионат, имеющий собственный пляж, старается ограничить на него доступ. Причин тому может быть множество: от проявления заботы за безопасность отдыхающих, так и банальным нежеланием нести дополнительные расходы на поддержание пляжа в надлежащем состоянии.
Причем запрет обычно касается как туристов, так и местных жителей. Соответственно, даже обладатели роскошных апартаментов с видом на море, могут через некоторое время с удивлением узнать, что на море они могут только смотреть из окна или с балкона, а чтобы искупаться им нужно идти несколько километров до городского пляжа.
Но есть ли у подобных ограничений юридические обоснования? Анализ правоприменительной практики показывает, что введение подобных запретов во многих случаях является прямым нарушением действующего законодательства и может рассматриваться в качестве классического примера самоуправства. Грозный вид охранников пляжа порой оказывается уж слишком убедительным и тратить свое драгоценное отпускное время на препирательства с ними, и уж тем более, на написание жалобы многие отдыхающие попросту не хотят.
Тем не менее если на отдыхе вы столкнулись с подобной ситуацией, возможно, вам пригодятся ссылки на нормативные акты и рекомендации, изложенные в настоящей колонке.
Так, прежде всего, следует помнить про существование ст. 6 Водного кодекса, согласно которой, по общему правилу, любые поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к таким водным объектам и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Для общего пользования также отводится береговая полоса земли вдоль береговой линии (границ водного объекта) шириной 20 м (ч. 6, ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ). Для каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, размер находящейся в общем пользовании береговой полосы составляет 5 м.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Исключение из общего правила составляют лишь случаи установления режима обособленного водопользования, когда на основании ч. 2 ст. 38 Водного кодекса РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты или их части были предоставлены для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Черное море признается водным объектом общего пользования (общедоступным водным объектом). Следовательно, и береговая полоса Черного моря предназначена для общего пользования (постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 г. № 21АП-1204/2016 по делу № А83-4336/2015).
Каких-либо особых правил или исключений в отношении береговой полосы территорий поселений Водный кодекс РФ также не содержит (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 мая 2012 г. по делу № А23-5258/2011). Круг лиц, имеющих право доступа к береговой полосе водного объекта, не ограничивается только жителями соответствующего населенного пункта (апелляционное определение Ярославского областного суда от 5 апреля 2012 г. по делу № 33-1694/2012).
Существующий порядок распространяется и на территории объектов исторического и культурного наследия (решение Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа 2016 г. №7-1334/2016 по делу №12-250/2016).
Таким образом, в данном случае, понятие «свободный доступ» подразумевает не только возможность прохода к берегу, но и возможность граждан использовать всю береговую линию безвозмездно и без ограничений (решение Краснодарского краевого суда от 1 декабря 2015 г. по делу № 12-4052/2015). В силу требований ст. 6 Водного кодекса РФ беспрепятственный доступ должен быть обеспечен ко всему водному объекту общего пользования и его береговой полосе. По этой причине, при рассмотрении споров не имеют принципиального значения аргументы сторон о возможности доступа лиц к водному объекту за пределами конкретного земельного участка (определение Приморского краевого суда от 19 декабря 2011 г. по делу № 33-12166, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 г. по делу № А70-8868/2011).
Обязанность владельца прибрежного земельного участка соблюдать санитарно-эпидемиологическое законодательство также не исключает обязанности обеспечить беспрепятственный доступ граждан к водному объекту для купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2012 г. по делу № А70-8868/2011). Само по себе наличие требований санитарно-эпидемиологических норм (в том числе СанПин 4060-85 «Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации») о необходимости ограждения территории оздоровительных лагерей и санаториев заборами со стороны суши, не свидетельствует о том, что ограждение таких зон не может быть установлено так, чтобы не препятствовать доступу к водному объекту общего пользования других лиц. Руководство таких организаций не лишены возможности обеспечить безопасное пребывание отдыхающих, в том числе и детей иными способами, предусмотренными законом, без нарушения действующего законодательства.
Сама по себе обязанность по обеспечению безопасности людей в пределах участка водопользования не порождает право на установку ограждения, создающего препятствие для свободного прохода к водному объекту общего пользования и ограничения, создающего препятствие для свободного прохода к водному объекту общего пользования и ограничение прав граждан, предусмотренных ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 марта 2017 г. № 12АП-1544/2017 по делу № А57-26287/2016).
Установление ограничений или дополнительных условий для доступа граждан к водным объектам общего пользования является недопустимым (решение Севастопольского городского суда от 31 октября 2016 г. по делу № 21-328/2016). Согласно решению Севастопольского городского суда от 31 октября 2016 г. по делу № 21-328/2016 при наличии ограждений земельного участка, наличие калиток (дверей) в нем, не свидетельствует, безусловно, о свободном доступе граждан в зону береговой полосы в спорном месте.
Вместе с тем, даже на водных объектах общего пользования купаться можно только в строго отведенных и оборудованных надлежащим образом местах. Установление территории, на которой разрешено купаться и определение мест, где купание запрещено, ограничено или приостановлено определяется решением региональных органов власти и местного самоуправления (определение ВС РФ от 16 декабря 2015 г. по делу № 117-АПГ15-6).
На основании ч. 5 ст. 6 Водного кодекса РФ информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через СМИ и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Таким образом, конкретные запреты и ограничения в отношении использования водных объектов общего пользования (в том числе и запрет на купание) могут быть введены только органами власти или местного самоуправления, но никак не в «частном порядке». Причем при установлении подобного запрета, он будет распространяться на всех лиц, без исключения. Его выборочное применение к конкретным лицам недопустимо.
Основание потребовать, в том числе через органы прокуратуры и в судебном порядке, права доступа на береговую полосу есть у каждого и в том случае, если ограждение береговой полосы имеется за ее границей (далее 20 м от «воды») и тянется на значительное расстояние.
В связи с вышеизложенным собственникам и арендаторам прибрежных участков можно порекомендовать предусмотреть такую схему ограждения на своем земельном участке, которая не препятствовала бы доступу граждан (в том числе, инвалидов колясочников и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) к береговой полосе водного объекта. К примеру, ограждение может быть установлено за 2-3 м до края находящегося в их собственности прибрежного участка и не выходить на береговую полосу. При этом в образовавшемся проходе вполне могут быть установлены механические приспособления, ограничивающие свободный въезд на береговую полосу транспортных средств.
Если же такая схема заграждений конструктивно невозможна или заграждения уже установлены и их модернизация или снос требуют несоразмерных затрат и неудобств, то владельцу земельного участка следует организовать возможность беспрепятственного прохода к береговой полосе через огороженную часть находящегося в его владении участка. Причем исходя из отсутствия в тексте ст. 6 Водного кодекса РФ подобных ограничений, такой доступ к водным объектам общего пользования и их береговой полосе должен быть обеспечен в любое время суток, в том числе и в ночное время, а также в период действия ограничений или запрета водопользования.
На основании ст. 8.12.1 КоАП, несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе влечет наложение административного штрафа:
Описанное данной статьей правонарушение влечет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации прав граждан на свободный неограниченный доступ к береговой полосе и водным объектам общего пользования с установленным в отношении них режимом общего пользования и про этой причине совершение подобных деяний не может быть определено как малозначительное.
Привлечение к ответственности по данной статье допустимо вне зависимости от наличия или отсутствия данных о потерпевших, их количестве, размера причиненного им ущерба, а также наличия жалоб лиц, считающих, что их право свободного доступа к водному объекту общего пользования и его береговой полосе было нарушено.
В качестве субъекта административной ответственности, предусматриваемой комментируемой статьей, могут выступать юридические и физические лица, в том числе, ИП, а также должностные лица. При этом должностным лицом, которое может быть привлечено к ответственности по рассматриваемой статье может быть признано лицо, непосредственно допустившее установленное нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. К примеру, это может быть не только руководитель организации, но и лицо, занимающее должность инженера по охране окружающей среды, который должным образом не предпринял достаточных мер по исполнению требований федерального природоохранного законодательства (решение Краснодарского краевого суда от 1 декабря 2015 г. по делу № 12-4052/2015). Возложение соответствующих должностных обязанностей на конкретного сотрудника организации само по себе не исключает возможности признания виновным в совершении административного правонарушения руководителя организации.
Защита прав потребителей в городе Ростове-на-Дону
Платить или нет
Однако арендаторы часто идут на хитрость. Плату они устанавливают за услуги, но отказаться от них нельзя. К примеру, в Волгограде за вход на пляж берут 25-30 рублей с человека, но лежак посетитель получает бесплатно. Фактически он платит за аренду лежака, но отказаться от него не может.
Та же схема работает во Владивостоке. При входе на пляж «Ривьера-Лагуна» надо заплатить 50 рублей. В стоимость включен бесплатный туалет, детские площадки, душ, деревянный шезлонг.
В некоторых регионах арендаторы умудряются получать прибыль по двойному тарифу. Устанавливают и плату за вход, и дополнительно берут деньги еще за услуги. В Ростове и его окрестностях уже несколько лет действует с полдесятка популярных пляжей, на которые без денег приезжать не стоит. Некоторые позиционируют себя как пляжи-клубы, на которых летом проходят концерты и фестивали.
Плата за вход колеблется от 50-60 рублей до 300 рублей. И это без учета платы за услуги. К примеру, от 100 до 300 рублей стоит въезд на машине. А поскольку до некоторых платных пляжей добраться общественным транспортом затруднительно, выбора платить или не платить за автомобильную стоянку не остается.
Жителям многих регионов все-таки удается отстоять бесплатный вход на пляж. В 2015 году вне закона объявлен огороженный забором пляж Липецка и платный пляж у развлекательного комплекса «Ривьера» в Казани.
Сейчас активная борьба с захватчиками береговой линии ведется в Дагестане. Подъезды практически ко всем пляжам Каспийского моря, особенно в близости Махачкалы, перекрыты шлагбаумами, и доступ для «дикого» туриста строго воспрещен. Прокуратура Махачкалы обратилась к жителям и гостям республики с просьбой сообщать обо всех фактах незаконной установки шлагбаумов, ограждений и взимания платы за проход и проезд к берегу.
А в Свердловской области жители поселка Санаторный вышли с инициативой против платного пляжа. Они написали коллективную жалобу на взимание платы за доступ к озеру Балтым. Сейчас по этому факту ведется проверка.
По сообщениям корр. «РГ»
Кто и как контролирует работу пляжей
Куда и кому жаловаться на платный пляж, организованный незаконно?
Галина Дехтярь, профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС: В Роспотребнадзор. Это то ведомство, куда обращается любой потребитель, если его права нарушены. И если мы не можем подойти к берегу реки, озера, моря, то тоже можем обратиться в Роспотребнадзор за разъяснением: на каком основании эта территория огорожена? При этом также Роспотребнадзор должен следить за состоянием пляжей. Санитарные службы проверяют возможность купания и выдают разрешительные документы. Также они должны проверять песок, брать пробы. Но эти службы контролируют только санитарную безопасность использования пляжей. И не больше. Правовыми вопросами они не занимаются.
Касательно санаториев, имеющих выход к воде: если на берег можно выйти только через территорию пансионата, то ограждение носит элемент безопасности. На огороженных пляжах взимание платы тоже часто оправдывают мерами безопасности или комфортом. Человек зашел на пляж и бесплатно воспользовался лежаком, хотя должен был заплатить. Поэтому плату берут сразу на входе. На самом деле это плата не за вход, а за лежак. Но отдыхающему, понятно, от этого не легче. Ведь он мог бы и не брать лежак и шезлонг, а обойтись своим пляжным пледом и зонтиком. А здесь получается навязанная услуга.
До 1 марта 2022 года ограничен доступ посторонних на пляжи санаториев
Zwiebackesser / Depositphotos.com |
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 дополнены новыми положениями, предусматривающими, что до 1 марта 2022 года в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний порядок и условия доступа на территорию пляжей санаторно-курортных организаций определяется этими организациями. При этом доступ на пляж в указанный период для лиц, не являющихся получателями услуг или работниками санаторно-курортных организаций, должен быть ограничен (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26 июня 2021 г. № 16).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Поручение о разработке и утверждении рассматриваемых поправок ранее было дано Правительством РФ.
Документы по теме:
Читайте также:
Все остальные теперь должны сдать ПЦР-тест только один раз.
Предусматривается порядок организации вакцинации взрослого населения, содержатся характеристики вакцин и показания и противопоказания по ним.
Ответы на самые актуальные вопросы, касающиеся порядка получения и использования QR-кодов, – в нашем материале.
Президент РФ в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным» заверил, что с таким видом преступлений будут активно бороться.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Роспотребнадзор ограничил доступ посторонних на лечебные пляжи
Роспотребнадзор в целях борьбы с COVID-19 ограничил доступ посторонних на пляжи санаториев до 1 марта 2022 года. Соответствующее постановление руководителя ведомства Анны Поповой опубликовано на официальном портале правовой информации.
Ранее премьер-министр Михаил Мишустин поручил Роспотребнадзору в трехдневный срок определить для санаториев порядок и условия доступа к пляжу, а также ограничения доступа к ним посторонних людей.
В конце мая министр здравоохранения Михаил Мурашко призвал региональные власти организовать индивидуальную работу по привлечению к вакцинации граждан из групп риска, находящихся на стационарном или санаторно-курортном лечении.
Источник: Российская газета, 07/07/2021
Юридическое агентство «Персона Грата» оказывает правовую поддержку туристическим компаниям в следующих вопросах:
— Консультации юриста
— Договоры для турфирм в соответствии с требованиями законодательства 2021: готовые формы, индивидуальная разработка
— Услуги по регистрации/перерегистрации предприятий и фирм: ООО, ИП. Подготовка комплекта учредительных документов без регистрации
— Внесение изменений в учредительные документы, изменение юридического адреса, состава учредителей, наименования предприятия
— Аутсорсинг: юридическое и бухгалтерское обслуживание туристических компаний
— Правовая помощь туристическим компаниям в связи с отказами от туров и расторжением договоров в ситуации с пандемией COVID-19
— Досудебное производство: подготовка претензий, исковых заявлений и прочих процессуальных документов
— Судебное сопровождение: защита интересов турфирм в суде, подготовка юридической позиции и мотивированного отзыва на исковое заявление
— Суд. Арбитраж: ведение дел, исполнительное производство, защита от взыскания
Лечебные пляжи Крыма и правомерность ограничения доступа на их посещение
Помощник Сакского межрайонного прокурора З.Б. Мараджапов в документе отметил:
В соответствии со статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
Кроме того, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, исключение из общего правила составляют случаи установления режима обособленного водопользования, когда на основании ч. 2 ст. 38 Водного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности водные объекты или их части были предоставлены для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Помимо этого, статьей 49 Водного Кодекса предусмотрено, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
В соответствии с действующим законодательством санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебнопрофилактических организаций и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Лечебный пляж размещается на обособленном участке территории и предназначается для использования отдельным санаторием, группой санаториев или курортным районом.
Санаторно-курортные организации, действующие на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности, имеют право на ограничение граждан в доступе на лечебные пляжи в случае, если количество отдыхающих превышает минимально допустимые нормы или существует угроза для безопасности жизни и здоровья людей.
Прецедент от 15 августа 2019 года, Суды отменили предписание, выданное санаторию, об устранении нарушения в части ограничения свободного доступа к поверхностному водному объекту общего пользования и береговой полосе общего пользования Черного моря на территории земельного участка, находящегося в пользовании санатория (Определение Верховного Суда РФ от 15 августа 2019 г. № 308-ЭС19-13403).
При этом суды исходили из следующего:
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны <> с целью оказания методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в решении вопросов местного значения в части создания условий для массового отдыха жителей поселений и организации обустройства мест массового отдыха населения в границах муниципальных образований, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
2.4.Пользователь обязан обеспечить свободный доступ граждан на территорию пляжа, а также к водному объекту общего пользования.
Больше информации по нормативно-правовым документам, регламентирующих работу пляжей в Крыму можно найти по ссылке.
Перечень пляжей Крыма по ссылке.
Нормативные правовые акты по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции по ссылке.