что делать если не сдержал клятву перед богом
Что делать если дал клятву и нарушил её?
В наше время некоторые, не задумываясь о последствиях, произносят клятвы, а потом, нарушив их, не знают, что делать. Это и послужило причиной для написания этой статьи.
Никакая другая клятва кроме клятвы именем Аллаха, либо каким-нибудь Его качеством не засчитывается. Например, клянусь Господом миров, клянусь Тем, в Чьей власти моя душа. Также разрешается клясться тем, что указывает на Аллаха, например, клянусь Милостивым, клянусь Хозяином. Клятва засчитывается и тем, что употребляется как в отношении Аллаха, так и в отношении других, например, знающий, живой и т.п., если имел ввиду Аллаха. Если человек скажет «клянусь Кораном, Торой или Евангелием», то это считается клятвой. Клясться чем-либо или кем-либо помимо Аллаха и Его качеств, например Каабой, Пророком (мир ему и благословение Аллаха), категорически запрещено. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину Всевышний запрещает вам клясться вашими родителями. Тот, кто произносит клятву, пусть произносит её с именем Аллаха, либо молчит» (Джамиуль-ахадис 7352).
إن الله ينهاكم أن تحلفوا بآبائكم فمن كان حالفًا فليحلف بالله وإلا فليصمت (جامع الأحادث 7352)
Если человек непроизвольно произносит клятву в разговоре, то это не считается клятвой. Ибо Всевышний говорит: «Аллах не призовёт вас к ответу за непреднамеренные клятвы» (сура «аль-Бакара», аят 225).
لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ (سورة البقرة225)
Ложная клятва считается харамом (запретной) во всех четырёх мазхабах. Такие выдающиеся учёные, как ибн Хаджар аль-Хайтами, имам аз-Захаби, имам ан-Навави и другие вынесли фетву[1], что ложная клятва относится к категории больших (тяжких) грехов.
За любое нарушение клятвы налагается каффарат (штраф). Тот, кто нарушил клятву, обязан раздать десятерым беднякам по одному мудду (мера веса сыпучих тел равная 600г.) зерна из того, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашка, платье, платок и т.п. Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих вариантов обязан соблюдать пост три дня. Держать их подряд не является условием.
مَنْ حَلَفَ عَلَى يَمِينٍ فَرَأَى غَيْرَهَا خَيْرًا مِنْهَا فَلْيَأْتِهَا وَلْيُكَفِّرْ عَنْ يَمِينِهِ (صحيح مسلم 4360)
Да остережёт нас Всевышний от напрасных и ложных клятв! Амин.
[1] Решение по какому-либо мусульманскому вопросу, выносимое муфтием либо специалистом в области исламского права.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Клятвопреступление (нарушение обетов)
Как быть, если нарушил обещание, данное Богу?
Добрый день. Меня зовут Александр, я всегда был верующим, но я стал еще больше верить в Бога после того, как я дал обет Богу о трезвости всю жизнь, попросив у Бога, чтобы моя жизнь изменилась в лучшую сторону. Я, действительно, получил желаемый результат. До недавних времен я употреблял наркотики, вся жизнь стояла на месте, я потерял работу, любимую девушку. Сейчас в моей жизни, действительно, все поменялось в лучшую сторону, я стал часто молиться, каждый день благодарю Господа, что жизнь начала налаживаться. Несколько дней назад я нарушил обещание, данное Господу, после чего я попросил у Бога прощения, но я боюсь что.
Добрый день! Вы думаете, что Бог не знает, что люди могут грешить? Знает. Но самое главное, чтобы мы каялись, признавали свои грехи и старались их исправить. У Вас случилось падение, что же, надо встать и найти в себе силы признать и исправить свой грех. Если Ваша душа болит о своем грехе, значит надо его искупить — хотя бы на ту же сумму, которую Вы потратили на свое падение, совершить доброе дело. Навестить больных, помочь нуждающимся, любое доброе дело. После чего сходить на исповедь, попросить священника помолиться Вам молитву «Кленшемуся напрасно». Храни Вас Господь!
Считается ли клятва, которую дал в неосознанном возрасте?
Здравствуйте! Я некрещёный. Когда был глупым подростком, то дома дал клятву, которую нарушил. Много лет меня терзает это, и я не знаю, что делать, проел себя изнутри полностью. Как быть? Считается ли эта клятва?
Здравствуйте! Не зная обстоятельств, при которых Вы дали свою клятву и самой клятвы, трудно судить о её серьёзности, но скажу так: это дело Вашей совести. Причинили ли Вы кому-либо вред неисполнением своей клятвы или нет? Если вред был, надо его или исправить, или хотя бы признать свою ошибку и попросить прощения. Но ведь Вы сами пишете, что тогда были «глупым подростком», соответственно, кто в юности не ошибается и кто без греха? Даже пророк Давыд пишет:
Грех юности моея и невежествия моего не помяни по милости твоей.
Так что надо признать и осознать свою ошибку, постараться её исправить и… просто жить дальше, стараясь не повторять таких опрометчивых поступков.
Не просто ведь в Святом Писании вдохновленный Святым Духом апостол Ияков пишет:
Не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою».
Как быть, если поклялся собой и близкими, а теперь очень мучаюсь переживаниями?
Меня мучает совесть и переживания о том, что я совершил клятву (всем, что у меня есть, в том числе собой и близкими) необдуманно и сгоряча, так как хотел, чтоб мне поверили. Поклялся я тем, что не помню, совершал или нет, может быть, и совершал, но вспомнить не могу. Теперь я переживаю за своих близких и благополучие: сегодня в церкви поставил 3 свечи, извинялся перед Богом и просил его понять мое раскаяние и мою ошибку, но после этого облегчение на душе было недолгим. Вот наступил вечер, и снова мучаю себя мыслями и переживаниями. Завтра снова хочу идти в храм, а еще.
Доброго здоровья. Во-первых, хочется вас утешить: если есть переживания и мучает совесть, значит, не все еще потеряно. Беда, когда совесть молчит, и человек ни в чем не видит себя виноватым и прямо так и заявляет: грехов у меня нет. Ваш случай хоть и тяжелый, но не безнадежный. Отчаиваться не нужно.
Второе: если вдруг человек чем-то поклялся необдуманно и сгоряча, он должен покаяться перед своим духовным отцом. На исповеди священник прочитывает пять молитв напрасно клянущемуся. В вашем случае неизвестно, есть ли у вас духовный отец, крещены ли вы в три погружения, и еще ряд моментов. Ведь если нет правильного крещения, то и молитвы нельзя вам вычитывать.
Третье: необходимо начать системно и планомерно заниматься своим духовным развитием. Правильнее сказать, очищением души от грехов и страстей. Для этого необходимо чтение, молитва, пост, наблюдение за собой и попытки изменения себя. То есть делом не совершать те поступки, про которые точно знаете, что они греховны. И тогда в результате тяжелой и трудной работы над собой можно будет думать о помиловании от Бога и прощении грехов.
Терпения вам, не падайте духом, не верьте мыслям, вас одолевающим, — они от врага, который не хочет нашего спасения. Идите к Богу правильной жизнью и не останавливайтесь.
Можно ли отменить обет?
Добрый день. У меня вопрос: дома перед иконой дала обет Богу, что больше не буду курить. Я знаю, что за нарушение обета будет наказание. Существует ли молитва, которая отменяет обет, чтобы после нарушения обета не было последствий? Спасибо.
Доброго здоровья, Алина. Мне понятны ваши опасения. И опасения, нужно сказать, справедливые, поскольку обет — это уже серьезно, и просто так — сегодня дал, а завтра забрал — в отношениях с Богом быть не может. Ваше желание — максимально смягчить последствия. Прежде чем сказать вам совет в вашей ситуации, хотел бы обратить внимание на два момента.
Первое: в то время, когда вы давали обещание, видимо, у вас была довольно веская причина. И если хорошенько подумать, то вполне возможно, что она не потеряла свою силу и значимость сейчас.
Второе — это уже настоящее и будущее время вашей жизни. Известно всем, к чему приводит курево: рак легких, горла, гортани. В интернете при желании можно увидеть много разных фотографий больных и описания их страданий.
Мой совет вам следующий: исполните ваш обет. Пусть не сразу, но исполните. Это будет самое лучшее развитие событий — и здоровье приобретете, и не согрешите перед Богом, и последствий никаких не будет. Люди, бросившие курить, говорят, что книга автора Алена Кара помогает легко победить эту привычку. Молитву, которая помогает снять ответственность за неисполнение обета, я не знаю и не уверен, что такая существует. Если дан обет, а исполнение его связано с греховным делом, то святые отцы говорят, что его просто не следует исполнять. Ваш случай в эту категорию не попадает. Бросить курить — это добро, а продолжать курить — это грех. По силе этот грех приравнивается к содомскому греху (гомосексуализму).
Можно ли просить у Бога об отмене обета?
Помогите мне, пожалуйста, я в отчаянии и не знаю, как правильно поступить в сложившейся ситуации. Много лет мы с мужем мечтали о детях, но по состоянию своего здоровья я не могла забеременеть. В один момент я по совету знакомой обратилась к гадалке, которая мне посоветовала прийти в церковь и дать обет: в случае рождения сына назвать его Николаем, а девочки — Марией. И вот спустя 3 года Господь Бог с помощью врачей даровал нам долгожданное счастье, и мы ждём сына. Теперь, когда встал вопрос, как назвать его. Я понимаю, что пообещала и должна дать ему имя Николай, но признаюсь честно.
Здравствуйте, Марина! Поздравляю с ожиданием ребенка! Дай Бог, чтобы все прошло благополучно. Вы так долго этого ждали и теперь так сильно переживаете! Но не кажется ли вам, что вы слишком доверчивы к словам ваших «знакомых». То они советуют обратиться к гадалкам, что является несомненным грехом, то теперь говорят о том, что Николай — это несчастливое имя. Я, кстати, впервые об этом слышу. Но все это чепуха. Потом «знакомые» еще что-то начнут говорить… Ребенка вам посылает не гадалка, а Господь. Поэтому доверьтесь Ему и Его святой воле. Сделайте по православному обычаю: назовите именем святого по святцам на 8-й день от рождения. Пусть у ребенка будет христианское имя, имя святого, которому он будет молиться и подражать в своей жизни.
Николай — это имя любимого святого на Руси. Миллионы людей носили и носят это святое имя. Многие прославили его добрыми делами, служением Богу и ближним. Почитайте житие святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Научитесь призывать его в своих молитвах. А также подумайте, кому вы давали обет, обращаясь к служителям сатаны? И не было ли еще каких-нибудь необдуманных обетов и слов в тот момент, каких-то ритуальных действий? Обязательно сходите на исповедь и горько раскайтесь в содеянном. Батюшка подскажет, что делать дальше.
Мне приходилось встречать людей с, так сказать, «двойными именами»: одно в обществе, по паспорту, другое — в храме. Чаще всего это происходит, когда называют именами, которых нет в святцах (Руслан, например). А в церкви крестят только по святцам. Но были случаи (и такая практика была особенно распространена в древней Руси), когда двойное имя давали из суеверных соображений. Одно имя «публичное», а другое — «тайное», которое большинство окружающих узнавали только при погребении. Мол, у человека будет тайное имя и его не смогут околдовать. Это глупости. Бесы и дьявол — это падшие ангелы, а все ангелы в Писании называются «умными силами». Защищаться и бороться с ними надо другими способами, прибегая ко Христу — Спасителю мира.
Итак, перестаньте переживать и слушать сомнительных советчиков, далеких от Церкви и христианства. Идите в храм. Помните, что все ваши переживания в период беременности передаются и вашему малышу в утробе. Пусть это будут духовные переживания, соединенные с покаянием, молитвой и посильным постом.
О разделе
Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.
Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Какая опасность подстерегает православного человека, когда он клянется
Почему нельзя клясться
Человек часто использует клятву, чтобы уверить кого-то в своих словах. Но к сказанному нужно относиться осторожнее и серьезнее. Следить за своей речью, и думать о высказываниях. Слово имеет вес, и оно может влиять на судьбу человека.
Смысл клятвы можно найти в Священном Писании, которое объясняет почему она вредна для православного человека. Когда человек вспоминает небеса, то он клянется престолом Божьим, на которое не имеет прав. Землей – это опора под ногами Бога, а если Иерусалимом, то местом, где прожил свою жизнь Христос. Нельзя клясться даже своей головой, потому что человек не может влиять на цвет волос только одним желанием.
Лучше просто говорить «Да» или «Нет», потому что остальные слова идут от лукавого.
Древним людям было сказано Иисусом Христом: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».
Нельзя клясться дорогими для сердца людьми, алтарем, Богом, потому что они не находятся под властью человека, который ее дает. Он ими не владеет, и не может распоряжаться. Об этом и говорит Господь, когда просит не произносить клятву.
Клятва
Кля́тва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения.
Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими, — заповедует Бог израильтянам через Моисея (Исх.22:11). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись (Быт.21:23-31). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню (Пс.118:106).
Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в (Мф.5:33-37) и (Мф.23:16-22), то же и у апостола Иакова (Иак.5:12). Третья заповедь Ветхого Завета запрещает опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Израильтяне легко прибегали к клятве, чтобы придать своим утверждениям дополнительный вес, но клятва порабощает человека, поэтому Спаситель запретил Своим ученикам клясться. Истинный смысл этой заповеди – призыв к абсолютной честности в любых словах.
Чем угрожает клятва православному человеку
Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.
Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.
Что делать при нарушении клятвы?
Если человек поклялся совершить что-нибудь или, наоборот, не делать чего-то, а потом нарушил эту клятву, то он совершил клятвопреступление и обязан искупить его. Искупительные действия (каффара), которые совершаются в таких случаях, подробно расписаны в Коране: «Аллах не взыщет с вас за праздные клятвы, но взыщет, если вы скрепили клятвы [намерением]. В искупление за [нарушение такой клятвы] нужно накормить десять бедняков средним из того, чем вы кормите ваши семьи, или одеть их, или освободить раба. А тот, кто не может сделать этого, должен поститься три дня» (сура 5 «Трапеза», аят 89)
Для искупления клятвы можно выбрать любой из трёх упомянутых способов: накормить десять бедняков средним из того, чем люди кормят свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Если же он не в состоянии сделать ничего из этого, то нужно поститься три дня. А теперь рассмотрим каждый из этих способов искупления по отдельности.
Если искупающий клятву может накормить десятерых бедняков, то каждого из них он должен накормить средним из того, что люди в его городе едят в обед или на ужин. Малик и аш-Шафи‘и считали, что каждому бедняку полагается один мудд пшеничного зерна (примерно 510 г.), причем Малик считал, что одного мудда достаточно в Медине, потому что жители города были достаточно бедными, а в других областях и городах нужно накормить бедняков средним из того, что едят люди. Абу Ханифа считал, что каждому бедняку нужно дать два мудда пшеничного зерна или четыре мудда ячменя или фиников, а можно просто накормить его в обед и ужин [Бидая аль-муджтахид 2/179-180].
Многие имамы прошлого считали, что просто накормить человека один раз недостаточно, а нужно накормить его и днем, и вечером, чтобы он съел не меньше мудда еды. Например, имам Малик сказал, что достаточно накормит десять бедняков в обед и в ужин. Имам аш-Шафи‘и считал, что недостаточно просто накормить их один раз, потому что одни едят много, а другие мало, а каждому бедняку нужно дать один мудд [Тафсир аль-Куртуби 6/277].
Другие законоведы считали, что накормить одного бедняка в обед или в ужин засчитывается за одно кормление, потому что ни в Коране, ни в Сунне не указывается точное количество еды, а, наоборот, говорится «средним из того, чем вы кормите ваши семьи», то есть количество пищи в данном случае не имеет значения. Этому мнению отдал предпочтение шейх Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин [Аш-Шарх аль-мумти‘6/185].
Причём законоведы единодушны в том, что бедняк не обязательно должен быть взрослым, это может быть и ребенок, хотя совершенно ясно, что ребёнок ест меньше, чем взрослый человек. Вместе с тем между учёными были разногласия по поводу того, засчитывается ли кормление младенца, которого мать кормит молоком. Из слов имама Малика следует, что кормить с целью искупления можно того, кого оторвали от груди. Но большинство ученых трех других мазхабов считали, что и кормление младенца засчитывается, и об этом сообщил Ибн Кудама [Мугни 9/539].
Если искупающий клятву желает дать одежду десяти беднякам, то каждому из них полагается дать одежду, покрывающую те части тела, которые обязательно покрывать в молитве. При этом следует учитывать обычаи той страны, в которой живут эти люди, и если там принято носить изар и риду, то достаточно дать каждому бедняку по два таких покрывала, а если там принято носить брюки и рубашку, то следует раздать им брюки и рубашку. Если же речь идет о женщине, то ей достаточно дать платье, которое покрывает всё тело, и головной платок.
Если искупающий клятву желает освободить раба, то это должен быть верующий раб, который полностью принадлежит своему хозяину, неважно, мужчина или женщина, ребёнок или пожилой человек. Этого мнения придерживалось большинство законоведов. Ибн Джарир считал, что освобождение из рабства ребенка засчитывается в качестве искупления, если оба его родителя мусульмане. Но Ибн ‘Аббас, аш-Ша‘би, ан-Наха‘и и аль-Хасан аль-Басри считали, что если ребенок, находящийся в рабстве, тянется к вере, то его можно освободить в качестве искупления [Тафсир Ибн Касир 2/330].
В прежние времена, когда рабство было широко распространено, законоведы подробно разъясняли условия, при которых рабов можно освобождать в качестве искупления. В частности, Абу ‘Абдаллах аз-Зуркани в комментариях к «Муватте» имама Малика пишет, что за искупление не засчитывается освобождение, например, раба, который договорился со своим хозяином о сумме выкупа (мукатаб), или раба, которому хозяин обещал свободу в случае его смерти (мудаббар), или рабыни, которая родила ребенка своему хозяину (умм аль-валяд), а также рабов, имеющих серьезные физические недостатки, например, страдающих слепотой [Шарх аз-Зуркани 4/149].
Поскольку в наше время в большинстве стран рабство официально отменено, мы не будем вдаваться в подробности этого вопроса, и коснулись мы его только для того, чтобы иметь представление о том, какое место вопрос искупления отдельных грехов играл в жизни мусульманских обществ.
Если человек, нарушивший клятву, не имеет возможности сделать ничего из того, что мы упомянули выше, то он должен поститься три дня подряд. Это мнение ханафитских и ханбалитских законоведов, и оно опирается на кираат Убая ибн Ка‘ба и ‘Абдаллаха ибн Мас‘уда, в котором говорится ثَلَاثَةَ أَيَّامٍ مُتَتَابِعَاتٍ «три дня подряд». Это чтение не является муаватир, потому что слова «подряд» нет в мусхафе, и не все законоведы были согласны с тем, что на такие кирааты можно опираться для конкретизации общего смысла аятов. Поэтому Малик и аш-Шафи‘и разрешали поститься три дня по отдельности, хотя и считали желательным поститься три дня подряд [Бидая аль-муджтахид 2/180].
Разные мнения есть и относительно того, засчитывается ли искупительное действие, если человек совершил его до того, как он нарушил клятву. Имам Малик считал, что засчитываются, и это мнение четырнадцати сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Абу Ханифа и его последователи, наоборот, считали, что в таком случае оно не засчитывается. Одни опирались на то, что искупление клятвы равноценно её выполнению, а другие говорили, что искупление становится обязательным только после того, как клятва нарушена, а совершать обряды поклонения раньше времени неправильно. Имам аш-Шафи‘и придерживался среднего мнения в данном вопросе, полагая, что искупление засчитывается, если речь идет о кормлении бедняка, дарении ему одежды или освобождении раба, и не засчитывается, если человек постился в искупление клятвы, которую он еще не нарушил [Тафсир аль-Куртуби 6/275].
Для того чтобы уйти от этих разногласий, лучше совершить искупительное действия уже после нарушения клятвы и сделать это сразу, не откладывая на потом. А Аллах знает лучше.
Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему?
Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми.
Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» (Быт.21:22-24).
В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли (Быт.24:2-3).
Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов (Быт.47:29-30).
Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).
Несколько иначе выразил отношение к клятвам Спаситель. Напоминая Своим ученикам о древнем запрете на нарушение клятвенных обязательств, Он со всею решительностью заявил: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, …ни землею, …ни Иерусалимом, …ни головою твоею» (Мф.5:34-36). При этом добавил: «Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет, а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5:37).
Это наставление обусловлено рядом причин.
Во-первых, всё находится под владычеством Божьим. Когда христианин клянется Богом или святыней, или даже собственной головой, по строгому счёту он клянётся тем, что принадлежит не ему, даже он сам (христиане почитают себя за рабов Божьих и по чувству смирения, и зная, что «куплены дорогою ценою» (1Кор.7:23), то есть искуплены).
Во-вторых, давая ту или иную клятву, человек далеко не всегда предвидит все возможные условия и обстоятельства, необходимые для её исполнения; следовательно, он подвергает себя риску стать вольным или невольным клятвопреступником (если при этом он клялся Богом, храмом, Небом, собственной головой или здоровьем своих близких, его ответственность перед Судом Божьей Правды может возрасти).
В-третьих, даже во времена Ветхого Завета лжесвидетельство оценивалось как грех (Мк.10:19). Для христианина ложь ещё более чужда (в данном случае мы не касаемся вопроса об исключительных случаях «облагороженной» лжи). Стало быть, христианин, давая обещание, должен стремиться выполнить его уже просто потому, что обещал.
Особым образом следует относиться к торжественным клятвам, предусмотренным государственным законодательством либо особыми общественными, профессиональными или иными традициями, как например, Военная Присяга, Клятва Гиппократа и пр.