что делать если не знаешь как жить дальше подростку
Если не хочется жить
Последнее время в рубрику «Консультация психолога» сайта «Я – Родитель» все чаще поступает один и тот же вопрос от наших юных читателей: что делать, если не хочется жить?
Поэтому совместно с нашими экспертами мы решили опубликовать памятку для тех детей, кто задумывается о самоубийстве.
Если ваш ребенок склонен к самообвинению, испытывает постоянное одиночество и предпринимает попытки убежать из дома, а также проявляет другие признаки самоубийцы, донесите до него информацию из этого текста.
Вы можете сделать это ненавязчиво. Например, оставить открытой страницу на компьютере. А можно просто начать дружеский разговор о приоритетах, жизненных ценностях, любви и ваших отношениях с ребенком. Вы также можете аккуратно затронуть эту тему в разговоре и упомянуть некоторые рекомендации, о которых пишет наш эксперт, – семейный психолог Ирина Григорьева.
Памятка подросткам 13-18 лет
Бывает, обстоятельства складываются так, что твой привычный мир рушится. Может быть, из-за невыносимого стыда и неловкости за какие-то поступки, а возможно, и в силу самих обстоятельств. Такое ощущение, что всё и все против тебя. Если тебе знакомо это состояние, прочитай, пожалуйста, этот текст.
Жизнь каждого человека – это чередование радостей и трудностей, которые мы преодолеваем на своем пути. Проблемы необходимы нам: они закаляют людей, дают возможность вырасти личности внутри нас. Думая о самоубийстве, человек лишь бежит от проблем, но никак не решает их.
О чем важно помнить в минуты отчаяния?
Все временно
Помни о том, что любое твое состояние временно. Каждая сложная ситуация когда-нибудь кончается, а каждая проблема имеет решение. Даже если положение кажется безвыходным, оно не может длиться вечно.
Никто не выиграет от того, что ты умрешь
Каждый раз, когда ты задумываешься о жизни и смерти, помни о том, что есть люди, которые тебя любят. Никаким родителям не «станет легче». Если ты желаешь близким счастья, всегда выбирай жизнь.
Возможно, ты рассчитываешь на то, что кто-то будет чувствовать себя виноватым перед тобой и хочешь «насладиться местью»? В этом случае помни, что ты не увидишь чувства вины тех, на кого ты обижен.
При жизни у тебя есть возможность исправить ошибки, преодолеть трудности, пережить неприятности, доделать дела, извиниться, выражать радость или грусть, раскаяться, начать что-то с чистого листа, а вот после смерти ничего изменить ты уже не сможешь.
Что делать, чтобы вернуть вкус к жизни?
Найди, с кем поговорить
В трудной ситуации в первую очередь нужно найти, с кем поговорить. Подумай, есть ли в твоем окружении человек, который может тебя понять и по-настоящему поддержать? Возможно, это кто-то из близких – папа или мама, бабушка или дедушка, тетя или дядя. Стоит рассказать им о своих переживаниях и попросить тебя выслушать.
Если такого человека не оказалось рядом, то на территории всей России действует бесплатный, анонимный телефон доверия для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: ты можешь позвонить на него в любое время и получить помощь у опытных психологов.
Напиши письмо самому близкому человеку
Иногда нам легче рассказать о своих чувствах на бумаге. Напиши настоящее бумажное письмо самому близкому человеку:
Окажи помощь тому, кто в беде
Самое лучшее и эффективное «лекарство от ощущения собственной бесполезности» – начать заниматься действительно полезной деятельностью. Это может быть волонтерство или просто помощь другим людям.
По всей стране действуют тысячи волонтерских организаций, которые с радостью примут тебя в свои ряды. Одни помогают сиротам и курируют детские дома, другие направлены на помощь старикам, третьи занимаются больными людьми с серьезными диагнозами, четвертые – экологией. Выбери для себя тот вид волонтерства, который придется по душе.
Однако для того, чтобы помогать людям, совершенно не обязательно числиться в волонтерском движении: ты можешь делать это адресно. Например, купить бабушке-соседке продукты, научить дворовых малышей каким-нибудь навыкам или новым играм, помогать им с уроками.
Мечтай!
Подумай о том, чего тебе по-настоящему хочется: представь себя через пять, десять, двадцать, тридцать лет. Задай себе вопросы:
По результатам мысленно нарисуй самый позитивный портрет «будущего себя» и не скупись на детали.
А теперь подумай над «маленькими шажками» к своей мечте: что для этого ты можешь сделать уже сегодня? Действуй!
С наилучшими пожеланиями,
Ирина Григорьева
Психолог, психотерапевт. Магистр психологии.
Стаж работ психологом более 5 лет.
Основная специализация: экстремальный психолог, педагог-психолог, коррекционный психолог.
Сертифицированный специалист в области экстремальной психологии, арт-терапии, рилив-терапии, тренинговой работы.
Консультант Психологических центров «Искусство гармонии»
Эксперт сайта «Я – Родитель»
Как помочь подростку понять, чего он хочет от жизни? Рекомендации родителям
К концу одиннадцатого класса многие подростки пребывают в растерянности. Они не знают, что делать дальше. Даже не в плане учебы. А вообще, чем заниматься в жизни.
Мы расскажем о том, как помочь подростку понять, чего он хочет добиться до старости. И как научить его определять, чего он хочет получить от жизни.
О том, чего подросток хочет на самом деле
Когда подросток хочет чего-то добиться в жизни, то это довольно глубоко сидит у него внутри. Осознание того, что у него есть определенная глобальная цель, окрыляет. Вызывает положительные эмоции. И делает так, что тинейджеру хочется действовать для достижения своей цели каждый день.
Не нужно навязывать подростку свои мечты. Возможно, для вас важным в жизни является иметь высокий доход. А для подростка глобальная цель может быть абсолютно другой. И, если она не совпадает с вашей, то это абсолютно нормально. К примеру, вы можете хотеть того, чтобы подросток стремился к богатству. А ему будет достаточно иметь средний доход. И, при этом, крепкую семью.
Помогите подростку найти цель жизни, от которой у него будут идти мурашки по коже
В обязательном порядке помогите подростку найти цели в своей жизни. Пригласите его в ресторан. Закажите чашечку кофе или чая. И поговорите с ним о том, чего он хочет достичь в жизни.
Скорее всего, у тинейджера уже есть представление о том, в какую сторону двигаться. И что делать дальше. Например, он может описать цель своей жизни следующим образом:
Если глобальной цели в жизни у подростка пока нет, то предложите ему варианты того, какой она может быть. Скажите тинейджеру, что он, например, может начать прекрасно себя чувствовать, если откроет бизнес и заработает много денег. Или если ударится в благотворительность. Откроет приют для собак. И будет заниматься благим делом.
Главное, чтобы ребенок загорался от мысли о своей цели жизни. Чтобы это служило его внутренней мотивацией. А также многим другим.
Помогите подростку определиться со своими ценностями
Чтобы понять, чего хочется от жизни, тинейджер должен проанализировать себя. Осознать то, какими ценностями он обладает. И что для него по-настоящему важно. Хобби, увлечения, семья или что-то еще.
Определиться со своими ценностями подростку предстоит следующим образом.
Подростку нужно расписать те ценности, которые для него важны
Скажите подростку, что список ценностей он составляет исключительно для себя. Он не должен его вам показывать. И объяснять, почему он поставил определенную ценность ниже, чем другую.
Скажите тинейджеру, что список может состоять из абсолютно разных ценностей. Важно, чтобы их было не более десяти. Поскольку с большим количеством ценностей будет сложнее работать.
Список может выглядеть следующим образом:
Так тинейджер может вписывать абсолютно разные свои увлечения. Их должно быть десять.
Очень важно, чтобы у подростка была возможность делать отметки справа от своих увлечений. Там он будет ставить цифры. Которые будут сигнализировать о приоритете определенного увлечения.
Подростку нужно сравнить каждый из пунктов
На следующем этапе, после того, как список составлен, тинейджеру нужно поступать следующим образом. Он в обязательном порядке должен будет формировать пары из нескольких увлечений. Например, Семья-Отдых дома. А затем сравнивать их. Попутно проставляя отметки напротив них.
Тинейджер должен проставлять баллы для каждого своего увлечения. Сравнивая их друг с другом. Важно, чтобы он не корил себя. В случае, если, например, окажется, что семья получит 0 баллов. И что отдых дома для него важнее. Это не так. Просто отдых для него имеет больший приоритет, чем общение с родственниками в конкретный период дня.
Подростку нужно посчитать, сколько баллов в итоге имеет каждая ценность
После того, как тинейджер сравнит каждую ценность, он должен занести данные в таблицу. А затем сложить их. И понять, какие ценности являются более приоритетными. А какие отходят на второй план.
Помогите подростку определиться с главными ценностями
Помогите тинейджеру понять, какие его ценности являются наиболее приоритетными из всех остальных. Определить это можно по наибольшему количеству баллов. Например, у тинейджера могут получиться наиболее приоритетными следующие ценности:
В этом случае тинейджер сможет понять свои приоритеты в жизни. И начать развиваться в направлении их достижения.
Например, найдет себе девушку. Заведет с ней серьезные отношения. Параллельно с этим будет учиться. На старших курсах переведется на заочное отделение. И будет зарабатывать деньги, параллельно получая знания.
Правильно расставив приоритеты в жизни, подросток начнет грамотно распоряжаться своим временем. А также жизнью. Следовательно, он будет получать удовольствие от тех действий, которые проделывает.
Чем полезно упражнение на определение приоритета ценностей?
Если тинейджер сможет понять себя, то перед ним откроются безграничные возможности. Он больше не будет сомневаться в завтрашнем дне. И будет знать, что делать дальше.
Подготовьте подростка к тому, что, для достижения глобальной цели в своей жизни, ему придется упорно трудиться
Скажите тинейджеру, что его глобальная цель жизни может быть непонятна окружающим. К примеру, если он выберет не заводить семью, а все свободное время уделит карьере, это, безусловно, вызовет негативный отклик у общества. Однако, подросток не должен на это обижаться. Бояться общественного порицания. Сходить с первоначального пути.
Подросток должен понимать себя и свои мысли. Знать, чего хочет добиться от своей жизни. И двигаться в выбранном направлении. Вне зависимости от того, что скажут окружающие.
Подготовьте подростка к тому, что в дальнейшем ему предстоит выходить из зоны комфорта. Ему наверняка будет страшно кардинально менять свою жизнь и двигаться в направлении глобальной цели. Однако, страх не должен снижать его энтузиазм. А также провоцировать на то, чтобы сойти с пути.
Страх должен стать лучшим друга подростка. Он должен понимать, что если боится сделать какое-то важное действие, то все делает правильно. Значит, это решение выведет его из зоны комфорта. И сделает так, что тинейджер достигнет результата.
Подросток должен получать удовольствие от дела своей жизни
Также, объясните подростку, что он в обязательном порядке должен наслаждаться делом своей жизни. Если, например, он начал заниматься благотворительностью и создал приют для собак, то это должно доставлять ему радость и максимальное удовольствие. Если подросток будет наслаждаться своей работой, то проживет счастливую жизнь.
Подростковый суицид: желание не умереть, а уйти от проблем?
Нам, экспертам-психологам, нередко приходится принимать участие в посмертных экспертизах подростков, окончивших жизнь самоубийством. Наша задача – выяснить состояние ребенка перед тем, как он решился на самоубийство, узнать о тех его психологических особенностях, которые могли этому способствовать.
Психолого-психиатрические экспертизы выясняют, не было ли у подростка какого-либо психического расстройства, в каком психологическом состоянии он находился. В некоторых случаях самоубийство действительно связано с какими-то психопатологическими явлениями: серьёзной депрессией или тяжелыми и длительно протекающими заболеваниями.
Но сам по себе подростковый период сложен и для людей, окружающих такого подростка, и для него самого: появляются новые проблемы, подросток начинает иначе воспринимать себя, чем в детстве. С одной стороны он чувствует, что появились другие, «взрослые» возможности, а с другой, он еще не готов воспользоваться всеми этими возможностями, сомневается в себе.
Быстрое взросление и, возможно, ускоренное психосексуальное развитие (которое чаще встречается у девочек) связано и с первыми влюбленностями, и с изменением внешнего облика. Все это может быть связано с проблемами, которые трудно разрешить взрослеющему человеку.
Здесь могут действовать и другие факторы: изоляция от сверстников и трудности общения, сомнения в себе… К сожалению, в этот период порой не очень хорошо складывается общение, взаимодействие между родителями и подростком. Подросток старается освободиться от опеки родителей, поэтому охраняет свой внутренний мир от вмешательства, не все им рассказывает, что его волнует.
Родители тоже могут несколько поверхностно смотреть на своего ребенка и думать, что у него нет никаких внутренних сложностей и тяжелых переживаний. Поэтому мы часто видим после трагедии, что случившееся просто как гром среди ясного неба для родителей, они ни о чем не подозревали.
А, оказывается, внутри ребёнка шли очень сложные и тяжелые внутренние процессы, которые он проживал рядом с родителями, но они не видели этого. Часто это бывает в неполных семьях, где мама должна зарабатывать на жизнь, поэтому у нее нет времени на полноценное общение с ребенком.
Нет контакта
Так что, на мой взгляд, одна из главных проблем здесь – именно отсутствие контакта между родителями и детьми, когда родители, например, не могут им объяснить, что неудавшаяся первая любовь не фатальна, когда дети не чувствуют какой-то защиты.
Особенность подросткового возраста еще и в том, что возникающие проблемы приобретают совсем другой масштаб, у подростков мышление во многом зависит от эмоционального состояния, когда захватывают эмоции, нюансы исчезают, вокруг лишь черное и белое. Поэтому подростки, которые стараются справиться со своими проблемами, воспринимают их слишком гиперболизировано.
Свою роль играет и отсутствие опыта в решении каких-то проблем, потому что, может быть, именно в благополучных семьях, когда все хорошо, ребенку не приходится ни о чем особенно заботиться, быть ответственным за что-то, он не получает опыта трудностей и ошибок.
Нередко подросток, собирающийся расстаться с жизнью, думает о том, что будет значить его поступок для окружающих, при этом, чаще всего, он концентрирован на себе или хочет донести таким страшным образом какую-то свою реальную или мнимую обиду до тех, кто, с его точки зрения, виновен в этой ситуации. В любом случае это не желание подростка не быть вообще, а попытка разобраться в ситуации, в которую он попал, отреагировать на нее.
Поэтому, больший опыт в практической жизни, в разрешении каких-то сложностей, может быть, в помощи другим людям, давали бы большую устойчивость самим подросткам.
Агрессия, направленная на себя
Подростки, которые пошли на самоубийство, часто внешне хорошо социализированы: они выполняют все социальные правила, нормы, в школе выглядят вполне адаптированными. Но, в то же время, у них копится агрессия, потому что они не могут справиться со всеми проблемами, которые на них обрушиваются. Эту агрессию они направляют не вовне, как это бывает часто у подростков с девиантным поведением, а на самих себя.
Этому способствует и то, что у нас вообще вокруг очень много агрессии, и с ней тоже сложно справиться. И вновь человек, который не может направить её вовне, находит выход, обращая агрессию на себя.
Внешних признаков у такого состояния немного, поэтому важно доброжелательное внимание и к подросткам, у которых вроде бы и нет каких-то особых причин для суицида.
Некоторые случаи, которые выглядят как самоубийство, таковым не являются. И здесь дело следователей разобраться, в чем дело. Действительно ли произошло самоубийство или это несчастные случаи при рискованном поведении подростков: либо падение с высоты, либо иногда это удушение. То есть подросток не стремится к смерти, он просто пробует разные рискованные возможности. Тщательный анализ экспертом состояния подростка в период, предшествовавший смерти, может помочь выяснить эти обстоятельства.
Подростковый возраст – возраст проб и ошибок, важно, чтобы эти ошибки не приводили к печальному результату.
Один из способов проявления большего внимания к подросткам – создание для них возможностей для обращения за помощью. Они не всегда идут к школьному психологу, который часто перегружен и не способен уделить внимание каждому.
Кроме того, если ребенок идет к школьному психологу, он не чувствует анонимности, а не все хотят раскрывать себя перед взрослым человеком, который его знает. В большей степени сейчас дети раскрываются в социальных сетях, в переписке с друзьями.
Возраст и страх перед будущим
Случаи суицида чаще встречаются именно среди подростков, хотя бывали случаи, когда дети девяти лет и даже моложе, добровольно уходили из жизни. В таких случаях особенно сложно разбираться в случившемся. Одной из причин может быть жестокое обращение.
Вообще же представление о необратимости смерти окончательно формируется лишь в 13-14 лет. Чем младше ребенок, тем более внимательно нужно изучать обстоятельства его гибели.
Среди причин, которые толкают подростка на самоубийство – неуверенность в том, что дальше все будет хорошо, страх перед будущим. Сейчас, мне кажется, подростки чувствуют себя немного брошенными. При этом к ним предъявляют очень большие ожидания.
Нередко родители ориентируются на завышенные стандарты, требуют, чтобы подросток выполнил жизненную программу, именно так, как они сами её видят, был суперуспешным. То есть от ребёнка ожидают совершенства, а когда он чувствует, что в реальности не соответствует этим требованиям, то обвиняет себя в том, что он не такой, каким его хотят видеть. На этой почве нередко и возникают мысли о самоубийстве.
Самоубийства молодых людей, которые иногда случаются в период сдачи ЕГЭ, возможно, отчасти тоже связаны с этим. И дело здесь не в ЕГЭ как таковом. Мы снова сталкиваемся с гипертрофированным представлением о том, что плохая оценка на экзамене – это конец жизни, просто катастрофа. Важно, чтобы подростку вовремя объяснили, что невысокая оценка на экзамене – вовсе не самая большая неудача в их жизни, ведь из этой ситуации всегда есть какой-то другой выход.
Подростки вообще должны представлять себе варианты возможностей и варианты неудач, варианты выходов из разных положений так, чтобы они не ощущали себя в безнадежном тупике. А это – уже задача родителей, взрослых.
Кто продал алкоголь?
В моей экспертной практике пока не было случаев суицида подростков, употреблявших курительные смеси. Хотя, действительно, ничего хорошего в этих смесях нет, ведь специалисты считают, что они хуже, чем традиционные наркотики, потому что еще быстрее разрушают нервную систему, мозг…
Что касается вообще наркотизации и алкоголизации при самоубийствах, то они нередко способствуют рискованному поведению и снижают страх смерти. У каждого человека есть определенный страх перед смертью и это достаточно серьезный барьер, который нелегко переступить. Поэтому подростки, которые решаются на такой шаг, иногда употребляют что-то «расслабляющее». В случаях, с которыми доводилось иметь дело мне, чаще таким средством был алкоголь. Причём порой его употребляли даже те подростки, которые раньше не пробовали спиртного.
То, что им не составляло труда получить алкогольные напитки, говорит о слабости закона о запрете продажи спиртного несовершеннолетним. В то же время реальное, действенное ограничение доступа подростков к алкоголю и другим психоактивным веществам позволило бы избежать многих трагедий.
Жить или не жить (подростковый суицид)
Согласно статистическим данным, опубликованным в официальных отчетах МЗ РФ за 2001 год, за последние три года количество детских суицидов увеличилось на 37% (включая тех, кого удалось спасти). Чаще всего оканчивают жизнь самоубийством подростки в возрасте от 10 до 14 лет. Причем это не беспризорники или дети из неблагополучных семей, где родителям до них нет дела. В 78% зарегистрированных суицидов это дети из вполне обеспеченных и благополучных (на первый взгляд) семей.
В поисках истины
Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и психологов. Но однозначного ответа на него дать невозможно. По наблюдениям психологов, которые работают с детьми, спасенными после попытки самоубийства и их родителями, можно выделить шесть основных причин суицида.
Безответная любовь
Десятилетняя Инна Р. влюбилась в старшеклассника и написала ему любовную записку. Но мальчик, вместо того, чтобы промолчать, выставил Инну на всеобщее посмешище. Он в школе вслух читал ее письмо и откровенно издевался над «малолеткой». Инна долго переживала и решила рассказать маме о своем горе. Но мама тоже посмеялась и сказала, что сама виновата, нечего было писать всякие глупости. Девочка закрылась у себя в комнате, долго плакала, но у мамы не было времени даже пожалеть ее. В результате Инна выбросилась с третьего этажа. К счастью, девочка отделалась переломами ребер, рук и ног. А мама Инны только после посещения психолога, наконец, признала, что именно она виновата в сложившейся ситуации. Ведь если бы она вовремя услышала свою дочь, а не смеялась над ее «безответной любовью», то все могло бы закончиться по-другому.
Нет сил бороться
Вике 13 лет, но разговаривает она как взрослый, умудренный опытом человек, который многое пережил в жизни. К психологу Вику привела учительница, которая случайно нашла «предсмертную» записку девочки. Оказывается, Вика уже давно задумывалась о самоубийстве и готовилась к этому событию. Папа Вики военный и семья два раза в год переезжала с одного места на другое. Девочке было очень трудно налаживать отношения с новыми одноклассниками, а как только у нее появлялись подруги, они опять меняли местожительства. В результате девочка замкнулась в себе, она перестала сближаться с людьми (зачем ведь скоро опять переезжать). Мама радовалась, какая у них тихая и послушная дочь. Целыми днями сидит дома и читает, а не слоняется по улице. А Вике такая жизнь надоела, и у нее не было сил идти наперекор обстоятельствам.
Всем назло
Из предсмертной записки двенадцатилетней Ольги С. «В моей смерти виновата Оксана П. из 9 «А» класса. Она мне завидует и всем рассказывает про меня неправду. Мальчишки ей верят, и я не хочу так жить». Ольга выбросилась с четвертого этажа. Девочка осталась жива, но на протяжении двух лет она была прикована к инвалидному креслу. Сейчас Ольга заново учиться ходить. Она понимает, что тот поступок был безрассудным и ничего не решил. По своей глупости девочка потеряла два года, а соперница Оксана по-прежнему живет и радуется жизни. Кстати, как потом призналась Ольга психологу, все, что тогда рассказывала Оксана, было чистой правдой.
Обратите на меня внимание
Пусть мучаются
На вопрос, зачем он выпил все лекарства из домашней аптечки, 13-ти летний Витя сказал: «Я давно просил рыбок, а родители против. Раз они не хотят покупать мне рыбок, значит, я умру. Пусть они всю оставшуюся жизнь мучаются и чувствуют себя виноватыми». Петя с сильнейшим отравлением попал в больницу. К счастью, дома кроме аспирина, анальгина и супрастина ничего не было. Родители естественно сразу же купили ему рыбок. А теперь мальчик чуть что не так, грозится выпрыгнуть из окна или опять отравиться. Мама боится ему перечить и выполняет все его желания. Она до сих пор не может забыть свой ужас, когда Виктор лежал в реанимации. Сейчас родители вместе с психологом пытаются понять и исправить все свои ошибки.
Я никому не нужен
Из предсмертной записки Маши Н. (11 лет): «Меня никто не любит! Я им не нужна. Папа ушел жить к другой девочке, наверное, более хорошей, чем я. А мама только и думает, как от меня избавиться. Мамочка я тебя очень люблю, и больше не буду мешать тебе жить! До свидания. » Как потом выяснилось, девочка очень сильно переживала развод родителей. А они не скрывали от Маши свои чувства и выясняли отношения при ней. Именно так Маша узнала, что папа ушел жить к другой девочке (его новая женщина родила ему дочку) и решила, что она чем-то провинилась, раз ее бросили. А последней каплей стал случайно услышанный девочкой телефонный разговор. Мама, считая, что Маша спит, жаловалась подруге, что ребенок помеха в личной жизни и с такой взрослой дочкой она никому не нужна. Маша (воспитанная телевизором и сериалами) выпила целую упаковку снотворного.
К счастью, Машу удалось откачать, но даже страшно представить, что могло бы произойти, если бы врачи опоздали с помощью. Сейчас, спустя год после того страшного события, Маша сильно изменилась и научилась более безопасными способами решать свои проблемы. Но мама девочки до сих пор живет в страхе, что дочь опять захочет повторить тот поступок.
Тревожный звонок
Психологи выделяют несколько типов детей, которые склонны к суицидам. Вот основные тревожные сигналы, на которые родителям следует обратить внимание.
У ребенка нет друзей, он практически ни с кем не общается и с родителями не бывает откровенен. Малыш привык все свои проблемы решать самостоятельно и никому не доверяет. Даже, когда очень больно или страшно он не плачет. Ребенок должен уметь выплескивать отрицательные эмоции, а не замыкаться. Почаще проявляйте к нему нежность. Пусть малыш видит, что вы его очень любите и всегда готовы прийти на помощь. Так же ребенок должен видеть, что родители тоже иногда чувствуют боль или страх. Почаще жалейте друг друга.
Ребенка ничего не интересует. На любой вопрос у него один ответ «Мне все равно». Он может хорошо учиться, но без стремления. Он может выполнять все просьбы взрослых, потому что своих желаний у него просто нет. Такой ребенок равнодушно относиться ко всему: к еде, к учебе, к развлечениям и к окружающим. Ему даже безобразничать не хочется. Кстати, родителям в этом случае иногда кажется, что у них идеальный ребенок. Это опасное заблуждение. У подростка должны быть хоть какие-то увлечения. Нравятся они вам или нет, это уже другой вопрос, но именно хобби поддерживает в человеке желание жить. Поэтому постарайтесь чем-нибудь заинтересовать ребенка. Только не навязывайте ему кружки и секции на свой вкус. Предлагайте различные варианты, а он пусть выберет увлечение по душе.
Вас должно насторожить, когда малыш любит болеть и постоянно придумывает себе страшные болезни. При этом он демонстрирует, что ему легче, только когда вы рядом. Родители постепенно привыкают к «придуманным» болезням и не обращают на них внимания. И тогда подросток переходит к более отчаянным поступкам. Некоторые дети предпринимают попытки самоубийства не с целью свести счеты с жизнью, а лишь попугать родителей. Они изначально не собираются умирать. А надеются таким образом обратить на себя внимание вечно занятых взрослых. К сожалению, иногда скорая не успевает вовремя и «смерть понарошку» становится реальностью. Поэтому постарайтесь не забывать о том, что у вас есть ребенок, даже когда очень заняты. Регулярно демонстрируйте ему свою любовь и заботу, а не только когда малыш болен.
И самый тревожный симптом, это когда ребенок часто представляет, как всем будет плохо, если он умрет. Как показывает практика, очень часто причина для самоубийства бывает надумана или совсем пустяковая. Она служит лишь последней каплей для отчаявшегося ребенка. А истинная причина кроется далеко внутри, и родители могут ее даже не замечать. Дети, которых удалось спасти, рассказывают, что мысль о самоубийстве посещала их достаточно часто. Сначала это была лишь фантазия. Но когда слишком часто о чем-то размышляешь, то идея уже не кажется такой абсурдной. И постепенно фантазия приобретала все более реальные черты. В результате любой пустяк может послужить толчком к этому страшному поступку. Поэтому, если вы заметили у подростка такие фантазии, не пытайтесь решить проблему самостоятельно. Здесь без опытного детского психолога не обойтись.
Кто виноват?
Если внимательно понаблюдать за семьями, где дети предпринимали попытки самоубийства, то окажется, что их благополучие лишь кажущееся. На самом деле эти семьи можно отнести в разряд неблагополучных, но не с материальной точки зрения, а с психологической. Все дело во внутрисемейной атмосфере.
Ребенок должен знать, что все проблемы можно решить. И именно родители воспитывают эту уверенность в своих силах. Но необходимо не потерять тонкую грань между самостоятельностью и отчуждением. У ребенка должна быть та «жилетка», в которую можно в любой момент излить все свои проблемы. Даже взрослым (не говоря о детях) в трудные минуты необходима поддержка и сочувствие. Ребенок должен знать, что родители всегда его поймут или, по крайней мере, попытаются понять.
Поэтому если малыш доверил вам свое «горе», не занимайтесь нравоучениями и уж тем более не устраивайте скандал. Этим вы только оттолкнете его и спровоцируете на безрассудные поступки. Прежде всего, дайте ему высказаться и просто пожалейте. У него сейчас нет сил слушать ваши нотации. Разбор полетов отложите на потом, когда малыш немного упокоится и сможет более спокойно мыслить.
Поэтому радуйтесь, что ребенок со своим горем пришел именно к вам, а не к чужому дяде. Он вам доверяет. А это значит, что совместными усилиями вы легко преодолеете его «большие проблемы». Самое главное, чтобы ребенок знал, что жизнь прекрасна и родители его очень любят.
ЗЫ сорри что так длинно и нудно.
Согласна с предыдущим мнением. Искать виноватых при такой страшной беде – дело нехорошее. Тем более, что 2 известных мне случая суицида (правда, не такие уж и дети в них были задействованы) как раз не от равнодушия родителей
1-й случай, к несчастью, удавшийся, вообще надо бы знать многим в назидание, так сказать. Мальчик, 15-16 лет (сейчас не скажу точнее – 10-классник, словом). Мама – лучший, и даже единственный настоящий друг. Он – предмет ее гордости и смысл жизни. Гордиться ей есть чем – в олимпиадах побеждает, заботлив, начитан, даже спортом занимается, правда без особых успехов. Делится с мамой каждой мыслью, она все понимает, осторожно направляет. Словом, идиллия, хотя на мой вкус, несколько затянувшаяся.
Ну, и в чем здесь вина родителей?