что делать если не знаешь ответ на вопрос на защите диплома
Помощь по защите диплома
Пришел, выступил, получил пятерку…
Содержание раздела направлено на помощь дипломникам:
1) приводится список часто задаваемых вопросов на предзащите и защите диплома;
2) приводится список слов-паразитов, которых стоит избегать;
3) даны рекомендации по оформлению презентаций;
4) как готовиться к выступлению, если диплом уже написан?
5) как вести себя во время выступления?
6) итоги защиты.
Список часто задаваемых вопросов
1) Какой личный вклад Вы внесли в эту работу?
2) Что сделано до Вас по этой работе?
3) Что сделано в мире по этой тематике?
4) Какие методы Вы использовали?
5) Какое прикладное значение может иметь Ваша работа?
6) Какие эксперименты можно поставить, чтобы проверить вашу теоретическую работу?
Список слов-паразитов, которых стоит избегать
1) ну…
2) вот…
3) э…
4) типа…
5) это самое…
6) как бы…
7) дополните сами
Рекомендации по оформлению презентаций
1) Использовать шрифт Arial. Практически идеален, минимум лишних деталей, проще воспринимается, чем шрифты типа Times. Размер шрифта заголовков слайдов 16 – минимум (если очень длинный, лучше 18-20).
2) Каждый слайд должен иметь заголовок. Рисунки должны быть снабжены подписями, а диаграммы и графики обязательно иметь подписи осей.
3) Видовое название организма следует писать курсивом, например Escherihia coli.
4) Названия ферментов пишутся на русском языке слитно, например malate dehydrogenase – малатдегидрогеназа
5) Фон презентации имеет важное значение, например, черный, темно-синий, красный, желтый цвет фона раздражает и напрягает. Фон, имеющий цвет салатовый, белый, слабо розовый, слабо голубой – наиболее предпочтителен, также приятен фон в виде градиента этих цветов. Картинки в качестве фона лучше не использовать.
6) Если приводятся сложные схемы, их рекомендуется «собирать» по кусочкам с помощью анимации в PowerPoint – так они гораздо легче воспринимаются. Если схема анимации сложна, то можно использовать хитрость, представив её в виде серии слайдов (как киноплёнку) с повторяющимся содержимым и с меняющимися деталями и задать плавный переход между слайдами.
7) На каждом слайде нужно ставить номер страницы и общее количество страниц, чтобы знать, сколько осталось до конца, например 6/16 (6 страница, всего 16 страниц).
8) Все элементы оформления на абсолютно всех слайдах должны быть выдержаны в одном стиле и быть достаточно крупными. В смысле – гарнитура и кегль, начертание, цвет, даже расположение однотипных надписей.
9) В отличие от статей в журналах – никаких цифр на рисунках! Всё должно быть обозначено буквами. Используйте цветовое кодирование. Вместо, к примеру, «линия, обозначенная на правом рисунке цифрой один…» можно будет просто сказать «красная линия…».
10) Число слайдов не должно быть большим. Минута на простой слайд (типа названия), две на сложный (типа выводов). Понятие простого и сложного у каждого своё. Если нужно больше, то делайте и прячьте «про запас», покажете при ответе на вопросы.
11) Избегайте сплошного текста. Лучше используйте нумерованные и маркированные списки. Используйте краткие предложения или фразы. Не переносите слова.
12) Будьте осторожны в использовании светлых цветов на белом фоне, особенно дефолтного green цвета (R:G:B – 0:255:0) и близких, если не хотите радовать слушателей фразами «на зеленой кривой, которой вы не видите». То, что хорошо выглядит у вас на мониторе, плохо выглядит при докладе, поскольку мониторы, проекторы и принтеры по-разному представляют цвета. Используйте темные, насыщенные цвета, если у вас светлый фон. Это же касается тонких линий.
13) Помещайте картинки левее текста: мы читаем слева-направо, так что смотрим вначале на левую сторону слайда.
14) «Рыба» для презентации:
Как готовиться к выступлению, если диплом уже написан?
1) Тренироваться выступать вслух в разное время суток, в разных местах и перед разными людьми, чтобы кто-нибудь сыграл бы придирчивого члена ГАКа. То есть вскрыл бы все слабые места в вашем сообщении, а вы могли бы продумать, как будете защищаться. Главное, чтобы были дилетанты по вашей тематике (мама, папа, сестра, друг с другого факультета), потому что если дилетант в общих чертах поймет, о чем у вас идет речь, значит, и специалист поймет.
2) Написать текст своего выступления с указанием времени, необходимого для изложения каждого пункта выступления.
3) Продумать ответы на часто задаваемые вопросы.
4) Во время подготовки и выступления не следует выносить на общее обозрение «внутреннюю кухню» вашей работы, это и сложная терминология и методы, которые мало известны.
5) Подобающе одеться и причесаться. Есть определенный дресс-код. Мальчики – в костюмах, желательно с галстуком, девочки – в деловых костюмах или платьях. В жаркую погоду допустима непрозрачная блузка и юбка. Макияж сдержанный, губы лучше ярко не красить. Распущенные по плечам гривы тоже нежелательны. Мальчики должны быть с вымытыми головами и побриты (бородачи – с аккуратной бородой).
6) Прохронометрировать свой доклад. Время для выступления равно 15 минутам и не может быть превышено. Экспериментально доказано, что аудитория держит внимание только первые семь минут. Далее наступает усталость и рассеивание внимания. Поэтому будет хорошо, если основные положения будут изложены за это время. Во время тренировок старайтесь укладываться в 13-14 минут, чтобы во время выступления на защите спокойно изложить материал.
7) Обсудить с научным руководителем потенциально слабые места вашего диплома и выступления.
8) Узнайте заранее, где будет защита и какие есть технические возможности для демонстрации всяческих ваших наглядных пособий. Хорошо бы собраться вместе с теми, кому нужна эта же техника и под руководством старшего удостовериться, что она нормально работает. Все знает секретарь ГАКа. Если у вас в презентации мультимедийный контент (видео, звук), то нужно заранее проверить его на оборудовании, на котором будете делать презентацию, в противном случае нужно быть готовым, что оно не сработает и продумать «запасной вариант», а не говорить «не получилось» – это показывает ваше неумение. Естественно, что если презентация в MS PP, то контент лучше всего делать WMA, WMV. Помимо видео и звуков, избегайте вставлять формулы из математических пакетов, они не будут читаться в презентации, если на компьютере во время защиты не установлены соответствующие программы. Проблема также может быть со шрифтами (из-за разных версий Power Point), с цветом – из-за проектора. Презентации сдаются за день до защиты.
9) Узнайте заранее состав комиссии, в соответствии с этим уделите особое внимание предметам, которые преподают эти преподаватели, например, статистика, эволюция…
10) Перед выступлением не надо пить валерьянку, а то как начнёте засыпать! Привычный кофе или чай за завтраком. Или сок. Сто грамм для храбрости тоже не надо. Унюхает кто-нибудь душок, и опять же имидж разрушится. Или туман в голове поднимется. Алкоголь придаёт смелости, но лишает собранности, к сожалению.
11) Запишите себя на камеру или диктофон и просмотрите, как это будет выглядеть.
12) Не стоит переоценивать аудиторию. Делайте доклад более доступным.
13) Для того, чтобы успокоиться, сядьте дома и хорошенько представьте, что может произойти В САМОМ ХУДШЕМ СЛУЧАЕ. Вы невнятно промямлили свой доклад, не ответили ни на один вопрос, председатель ГАКа ехидно заметил, что такое оформление диплома годится для девичьего альбома, но отнюдь не для квалификационной научной работы, Вам стало дурно, и Вы упали в обморок, стоя у доски, после такого чудовщного провала однокурсники проскальзывают мимо вас, стараясь даже не смотреть в Вашу сторону, а некоторые мычат какие-то слова утешения, научный руководитель торжественно поджимает губы и, также не глядя на Вас, говорит металлическим голосом что-то о защите на следующий год… Дома родители, купившие праздничный торт, ошеломлены и раздавлены. Вы напиваетесь в хлам, идёте на улицу, нарушаете общественный порядок и попадаете в вытрезвитель (вариант: травитесь некачественным алкоголем и попадаете в реанимацию).
Безо всякого юмора: мысленно ПРОЖИВИТЕ все эти ситуации, ПОЧУВСТВУЙТЕ всё, что человек может чувствовать при этом. Ну как, переносимо? Переносимо. Вас не расстреляют и не будут бить плетьми. У Вас не конфискуют имущество. Всё это ОЧЕНЬ неприятно, но, оказывается, с этим можно жить.
А вот на втором этапе Вашей медитации посмотрите, как Вы будете преодолевать неприятные последствия. Куда пойдёте работать? Где будете жить? Мальчики – как будете косить от армии? Или наоборот – как будете в неё призываться? Кого призовёте на помощь в решении всех своих проблем? Какие люди реально могут помочь? Какие собственные ресурсы Вы можете привлечь? Когда в результате осознаете, что даже при самых плохих последствиях защиты проблемы решаемы, нужное спокойствие придёт.
Во время выступления
1) Время для выступления равно 15 минут с учетом чтения выводов.
2) Время ответов на вопросы формально не регламентируют.
3) Исходите из того, что лучше Вас Ваш материал не знает НИКТО. Поэтому вопросы членов комиссии воспринимайте не как подковырки, а как уточнения, и отвечайте солидно. Вы хоть и молодой, но исследователь, их младший коллега.
4) Говорите громко, чётко, внятно и размеренно. Не частите, но и не мычите. Не волнуйтесь: скажите себе, что даже в самом худшем случае Вас не расстреляют. И даже имущество не конфискуют.
5) Помните, что в рамки одной дипломной работы весь материал Вы не втиснете. Поэтому, если Вам будут говорить, что можно было бы сделать ещё то-то и то-то, спокойно отвечайте, что Вы были ограничены рамками объема дипломной работы, поэтому вот это и это – уже тема диссертационного исследования, которое, бог даст, последует. Правда, это не касается упущений и недостатков в основном корпусе исследования. Если Вы выпустили из рассмотрения некое давно известное в вашей дисциплине явление, то тут вас ничего уже не спасет, будет позорище (на двоих с руководителем. Нет, ещё рецензент).
6) Не забудьте в конце произнести благодарственные формулы. Правильно начинать с фразы: «Я благодарю моих родителей за то, что…». Неправильно начинать с фразы: «Хочу поблагодарить моих родителей за то, что…».
7) Выводы надо зачитывать, а не пересказывать.
8) Каждый слайд на презентации должен висеть примерно минуту, и должен нести ту информацию, о которой в данный момент вы говорите. Главное не охватить весь материал диплома, а достичь поставленной цели и рассказать о том, что ты сделал САМ!
9) Будьте готовы к тому, что Вам зададут вопрос из смежной области или даже вовсе не по теме (имеют полное право и иногда так развлекаются, а иногда им действительно интересен доклад). Обязательно с шефом и его коллегами оттренируйте вероятные вопросы аудитории, особенно касающиеся проблемных мест работы (а они есть всегда). По опыту, процентов 90 вопросов вычисляются заранее, и на них можно заранее же подготовить блестящий ответ. Высший пилотаж, конечно, спровоцировать сложный вопрос и потом на него с блеском ответить.
10) После Вашего выступления выступает рецензент, затем руководитель. Им могут задать вопросы. Последнее слово за студентом.
11) Когда Вам задают вопрос, необходимо его со вниманием дослушать до конца, так как спешить уже некуда. Спешка в данном случае не только невежлива, она ещё разрушает ваш солидный имидж. Солидный человек не торопится.
12) Ни в коем случае ни на один вопрос нельзя отвечать в стиле «Так шеф сказал». Оценивается работа Вашей головы, а не головы шефа. Также в ответах на вопросы нельзя говорить «Не знаю». Даже если не знаете. Обязаны найти мгновенно какие-то слова, предположения, оценки и т.п., которые покажут комиссии, что даже если Вы не знаете ответа прямо сейчас, то Вы в состоянии докопаться до него в короткое время. И лучше с научным руководителем отработать некие ритуальные вербальные формулы, наполняемые смыслом по ситуации, которые позволят либо дать обтекаемый ответ, либо элегантно от ответа уйти. Ну, что-то типа: «Эта проблема в настоящее время в (название дисциплины) разработана слабо, однако труды таких-то позволяют сказать, что…» Или, если проблема всё-таки разработана, а Вы её и краем не коснулись: «Поскольку я в моей работе не касаюсь этого вопроса, я не счёл нужным упоминать о нём. Однако труды таких-то позволяют сказать, что эта проблема имеет такое-то отношение к проблеме, которая ставилась в моей работе». Если Вы ничего не смогли придумать, то честный ответ о незнании данных вопросов – намного лучше, чем полная чушь.
13) Меньше пустых слов. Все абсолютно члены аттестационных комиссий родились при СССР и сдавали «Историю КПСС», «Научный коммунизм» и т.п. Воду и сами лить умеют, и, главное, прекрасно видят, где её льёт студент. Исторический экскурс уместен в пределах 1 минуты, да и то не по всем темам. А это – 3-5 предложений.
14) Научитесь говорить громко и чётко, зал большой, народу много, а Ваши же товарищи будут бормотать что-то на задних рядах. Договоритесь группой на защите сидеть молча.
15) Понадобится лазерная или обычная указка.
16) Порой можно заговориться так, что забываешь о времени, раньше председатель ГАКа вставал за 2-3 минуты до окончания выступления, и это было сигналом, что времени осталось как раз на то, чтобы подвести итог. Если сейчас этого не делается, можно попросить друга подать знак, когда останется столько времени.
17) При выступлении все таки обращаться надо как бы к одному человеку из аудитории и стараться смотреть на него…
18) Возврат к старому слайду – зачастую неудачное решение.
19) По возможности меньше читать написанный текст доклада. Зачитываются только выводы.
20) Если доклад не укладывается в отведенное время, лучше пожертвовать детализацией ради выделения главного, если кого-то из слушателей интересуют детали, то он может задать вопрос после Вашего выступления.
21) При использовании проектора важен вопрос, кто будет переключать Вам слайды? Есть несколько вариантов:
a) либо с помощью пульта,
б) либо придется стоять у клавиатуры компьютера.
a) придется говорить ему, когда переключать,
б) он будет знать, когда переключать, но тогда придется предварительно репетировать с ним.
a) придется говорить ему, когда переключать.
Итог защиты
1) положительная оценка (пятерка, четверка)
2) рекомендация в аспирантуру
3) ваше выступление признали лучшим (по умению представлять материал и отвечать на вопросы) среди всех докладов в этот день.
4) срывание аплодисментов
5) «я такой возмутительной работы…» – сказал однажды член ГАКа.
Вопросы на защите диплома
Нестеров А.К. Вопросы на защите диплома // Энциклопедия Нестеровых
Помимо речи, презентации, иллюстративного материала к защите нужно подготовить и ответы на возможные вопросы на защите диплома.
Общий порядок защиты диплома и ответов на вопросы
Таким образом, при подготовке к защите диплома важным аспектом является подготовка ответов на возможные вопросы, которые может задать комиссия для оценки дипломной работы. Вопросы на защите будут задавать после того, как заслушают доклад дипломника.
Вопросы на защите диплома члены комиссии задают дипломнику по теме защищаемой дипломной работы, при этом вопросы могут быть теоретического и практического характера.
Какие вопросы задают на защите диплома
Обычно вопросы на защите диплома задают следующих типов:
Отдельно выделяются вопросы по замечаниям к диплому, которые содержатся в отзыве и рецензии на дипломную работу дипломника. В зависимости от характера замечаний или недостатков, нужно заранее подготовить ответы на такого рода вопросы.
При подготовке к защите диплома студент должен ознакомиться с отзывом и рецензиями на дипломную работу, подготовить ответы на замечания и вопросы, указанные в отзыве и рецензиях. Если порядок защиты позволяет, то ответы на вопросы, содержащиеся в отзыве и рецензиях, дипломник должен кратко изложить сразу после окончания своего доклада на защите. В ином случае, нужно просто закончить свой доклад на защите, а затем дождаться, когда зачитают отзыв и рецензии, после чего ответить на вопросы, которые содержатся в них.
Далее члены комиссии задают вопросы дипломнику по теме выполненной дипломной работы, по отдельным аспектам содержания дипломной и по выступлению дипломника. Порядок не обязательно такой, а вопросы могут возникнуть у нескольких членов комиссии или только одного. Заслушав ответ дипломника, члены комиссии могут задать уточняющие вопросы. К этому тоже нужно быть готовым.
Вопросы, задаваемые на защите диплома
Чтобы подготовить ответы на защите диплома, нужно накануне защиты, продумать примерные вопросы, которые может задать комиссия.
Общие рекомендации по ответу на вопрос, если он является достаточно широким, объемлющим и задается по теоретической части или по прикладным аспектам дипломной, т.е. охватывает значительный пласт дипломной работы:
Если вопрос носит конкретный характер, то отвечать на него нужно конкретно, не распыляясь на общие формулировки.
Обычно на защите диплома задают вопросы по теме исследования, поэтому при подготовке к выступлению нужно прикинуть, какие вопросы могут возникнуть применительно к теме. Поскольку в своей речи на защите объективно не получится рассказать все, то нужно исходить из того, что после речи, вероятно, что-то спрашивать в любом случае будут. Переживать на этот счет не стоит – это обычный порядок защиты любой ВКР.
Основные моменты, к чему нужно подготовиться больше всего, сводятся к тому, что на все вопросы на защите ВКР нужно будет дать четкий ответ.
Конкретные вопросы на защите обычно задают в рамках темы диплома:
Дополнительно могут уточнять по проблемам, которые дипломник осветил в дипломной работе. Все эти проблемы должны быть так или иначе отражены во время выступления. Члены комиссии могут попросить уточнить или подробнее что-то ответить.
Важно помнить, что на защите диплома комиссия задает вопросы после окончания выступления, перебивать никто не будет.
Не по самой дипломной работе или теме исследования члены комиссии вопросы не задают, т.е. если тема «Управление персоналом. «, то вопросов по теме «Управление прибылью. » ожидать не стоит.
Вопросы на защите диплома по содержанию отзыва и рецензии
От содержания отзыва и рецензии также зависит, какие еще вопросы задают на защите диплома. Обычно, после окончания выступления дипломника, зачитывают отзыв и рецензии на его дипломную работу. Если у рецензентов возникли вопросы, а они чаще всего возникают, то на них также нужно будет ответить.
На защите диплома спрашивают по тем вопросам, которые возникли у рецензентов, поэтому, если отзывы, рецензии и т.п. уже готовы, то посмотрите, какие недостатки и замечания в них указаны. На них вообще обязательно нужно иметь заготовленные ответы.
Также следует учесть такой момент. В разных вузах обычно принят разный порядок подготовки отзывов, рецензий для разных программ обучения. Например, в ряде вузов рецензии для бакалавров не предусмотрены, только для магистров и специалистов, а отзыв пишет только научный руководитель дипломной работы. Для специалистов и магистров может быть предусмотрено несколько рецензий, соответственно количество оппонентов будет разным.
В любом случае, в таких документах есть указание на недостатки, замечания, недочеты. Как только руководитель и рецензенты напишут отзывы и рецензии, ознакомьтесь с ними. Недостатки, замечания, недочеты будут всегда – так положено.
Вот на них и нужно будет подготовить ответ.
Наиболее часто задаваемые вопросы на защите диплома касаются выводов. У рецензентов (в отличие от членов комиссии, у которых такая возможность есть не всегда) есть возможность заранее подробнее ознакомиться с содержанием дипломной работы. Поэтому формулировка выводов и практических рекомендаций часто становится объектом их вопросов.
Выводы – это новые знания, которые дипломник привносит своей работой в науку, поэтому к ним предъявляются определенные требования. Во-первых, выводы должны соответствовать поставленным задачам, т.е. сообщать, что было получено в результате выполнения дипломной работы. Примерно тот же смысл закладывается в рекомендации и мероприятия прикладного характера.
Самым распространенным вопросом рецензентов является замечание об отсутствии соответствия между целью, задачами исследования и сделанными выводами. Данный вопрос интерпретируется как сомнение рецензента в компетентности дипломника и его научного руководителя.
Фактически, данный вопрос вообще не должен возникать: чтобы его избежать, нужно формулировку выводов приводить в соответствие с задачами, представляя их как прямой ответ за задачи исследования, поставленные во введении. Дополнительно, можно сделать прямое указание на это. Если же вопрос примерно такого содержания возник у рецензента, то отвечать следует, уверенно оперируя своими выводами, с указанием на их соответствие задачам. Это можно легко сделать, если у вас для этого сильная база в виде твердых выводов.
Другим часто задаваемым вопросом на защите диплома является сомнение в конкретности и полноте выводов. Этот вопрос тоже часто исходит из рецензий. Его тоже нужно избежать заранее: в выводах не должно быть общих рассуждений, только конкретные результаты, полученные в результате исследовательской работы. Если выводы касаются конкретных значений, цифр, тенденций, то необходимо указать количественный диапазон этих изменений, соответствующих конкретным условиям. Однако, если вопрос о конкретности и полноте выводов на защите диплома прозвучал, то следует конкретизировать сделанные выводы непосредственно на защите при ответе на поставленный вопрос.
Как отвечать на вопросы на защите диплома
Цель защиты диплома заключается в выявлении степени раскрытия автором темы работы, самостоятельности и глубины изучения проблем, обоснованности выводов и предложений. Чтобы подтвердить это, нужно показать это не только в рамках своего выступления, сопроводив его презентаций и иллюстративным материалом, но и ответив на вопросы комиссии.
Следовательно, ответы на вопросы на защите диплома должны показать не только ваше знание темы, но и степень овладения научным методом мышления, навыки логического анализа, способность к анализу статистических данных, исследуемой проблемы, самостоятельной научной деятельности, а также умение четко, ясно и без ошибок излагать свои мысли, выводы и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
При ответах на вопросы на защите диплома потребуется подтвердить свои умения и навыки кратко и точно формулировать основные положения представленной работы, описать специфику поставленных задач, представить полученные результаты.
Написание дипломной работы и ее защита – две разные вещи.
Даже если студент хорошо успевал, но растерялся на защите, то в отличие от экзамена или зачета, где преподаватель знает уровень студента и может помочь наводящими вопросами, на защите дипломной работы такого быть в принципе не может. Члены комиссии будут задавать вопросы исходя из содержания дипломной работы (особенно выводов), подготовленной презентации и иллюстративного материала, а также с учетом содержания того, что дипломник расскажет в своей защитной речи.
Цель вопросов на защите диплома – уточнить основные положения представленной работы, уровень научной деятельности дипломника и его навыки.
При этом комиссия априори не знает деталей учебной деятельности студента, качественных особенностей представленной на защиту дипломной работы, следовательно, судить о ней она будет по тому, что услышит от дипломника в его ответах на вопросы членов комиссии.
Необходимо подготовить устное выступление и подготовиться к вопросам таким образом, чтобы в максимально хорошем свете представить свою работу. Конечно, некоторые из членов комиссии могут посмотреть содержание дипломной работы, возможно, заострят свое внимание на интересных аспектах, однако, подробного и детального представления о ней они не составят. Следовательно, из всех присутствующих на защите лучше всего дипломную работу знает дипломник и его научный руководитель. Исходя из этого, и нужно отвечать на вопросы.
Те студенты, которые в большей или меньшей степени пользуются посторонней помощью в написании работы, как правило, не в состоянии ответить на большинство вопросов, задаваемых комиссией на защите.
Вопросы, задаваемые на защите членами комиссии не являются чересчур сложными, однако к ним нужно подготовиться заранее. Чтобы корректно ответить на любой вопрос комиссии нужно накануне несколько перечитать дипломную работу, сделать пометки о тех аспектах, которые могут заинтересовать членов комиссии, по которым могут задать вопросы.
Хорошее знание содержания дипломной работы на защите является обязательным.
Если знаете за собой некоторую рассеянность, то не пренебрегайте этой рекомендацией – прочитайте несколько раз дипломную работу перед защитой. Сделать это нужно за несколько дней до защиты.
Если не поленитесь сделать это, то на защите будете чувствовать себя намного увереннее.
Еще один прием, который пригодится накануне защиты диплома.
Обязательно запишите эти вопросы. Данный прием позволяет взглянуть на свою дипломную работу глазами стороннего наблюдателя: примерно такие же вопросы могут возникнуть и у членов комиссии на защите.
Разумеется, текст своей речи на защите тоже лучше составить заранее, показать своему научному руководителю. На выступлении на защите не стоит читать свой доклад, не отрываясь от бумаги. Письменный текст – это опора, на случай, если вдруг что-то забудется. Речь должна быть грамотной, ясной и четкой, держаться нужно уверенно. Если читать доклад о своей дипломной работе в течение 7 минут, не отрываясь от написанного на бумаге, то это неизбежно вызовет вопросы у членов комиссии на защите. Конечно, никто листы с текстом речи на защите не отнимет, если все-таки будете его читать, однако впечатление у комиссии будет испорчено.
После окончания своего выступления на защите диплома поблагодарите членов комиссии за внимание и ждите вопросов.
Примеры вопросов на защите диплома
После окончания речи на защите комиссия задает вопросы по диплому. Вопросы всегда касаются содержания дипломной работы и результатов проведенного исследования. Члены комиссии также могут уточнить отдельные моменты, которые были освещены в ходе выступления дипломника.
Какие вопросы задают на защите диплома:
Как отвечать на вопросы на защите диплома:
Неожиданные вопросы на защите диплома
Вопросы на защите диплома иногда могут оказаться неожиданными.
Несмотря на то, что вы детально разобрались в специфике исследованной темы, основных аспектах и проблемах, некоторые вопросы могут смутить, так как выходят за рамки тех задач, которые решались в ходе проделанной работы.
Как отвечать на такие каверзные вопросы на защите диплома? Воспользуйтесь универсальными шаблонами ответов.
Отвечая на защите диплома на вопросы комиссии, следите за реакцией членов комиссии. Если реакция положительная, то смело продолжайте отвечать в том же ключе. Напротив, если видите отрицательную реакцию – четче обосновывайте свои выводы.
Несколько простых советов как правильно настроиться, чтобы ответить на вопросы комиссии на защите диплома
Правильный настрой на защите диплома очень важен: нужно создать в себе уверенность, чтобы предложенные вопросы не вызвали затруднений.
Даже если растеряетесь, то помните – текст дипломной отработан, обстановка знакомая, членов комиссии (как минимум, нескольких) вы знаете, саму процедуру ответов на вопросы на защите представляете хорошо.
Просто примите как данность, что предстоящая защита диплома – это серьезный и одновременно интересный диалог с комиссией. Вы расскажете им о своей дипломной работе, они выслушают и поинтересуются некоторыми моментами. Не более того.
Спокойная уверенность в себе и своих силах – лучший настрой перед защитой.
Бывает, кто-то впадает в истерику или панику, кто-то, напротив, чересчур успокаивается. Оба этих состояния вредны – гоните их от себя.
Помните: вы студент на защите своего диплома, а не зайка в лесу.
Не бойтесь вопросов – это диалог. Защита – это обоюдное общение.
Комиссия не преследует цель завалить дипломника, чтобы заставить его проучиться еще пять лет заново.
Предстоящее мероприятие называется «Защита диплома» – вот и защищайте его. Суть данного мероприятия в том, чтобы вы доказали ценность проведенного исследования – докажите это своими ответами на вопросы комиссии.
Окончание вуза и защита диплома – это один из серьезных рубежей в жизни каждого. Лучше всего, если этот день запомниться вам прекрасным бодрым настроением, радостью общения на профессиональные темы и уверенностью в личной победе. О своей защите будете еще долго потом вспоминать.