что делать если некому крестить ребенка

Можно ли крестить ребенка без присутствия крестных родителей, обязательные правила

Некоторые православные христиане задаются вопросом, можно ли крестить ребенка без участия крестных родителей? Такой вопрос может возникнуть на основании того, что семья не имеет в ближнем кругу верующих и достойных людей для принятия на себя обязанностей крестных родителей. Но не в каждой церкви священнослужители готовы понимать данную проблему и могут отказать в крещении без крестных вовсе.

Общая информация о таинстве крещения

Крещение существовало еще в ветхозаветные времена, таким образом, неофит, то есть человек, только уверовавший в Единого Бога, мог причислить себя к иудейской вере. Крещение было предусмотрено только для не евреев. Вторая волна крещения была введена Иоаном Крестителем, который крестил в водах Иордана. В этот момент человек исповедовал свои грехи и готовился к встрече с Иисусом Христом. И уже по пришествии Спасителя, человек, проходивший крещение, очищался от грехов, включая первородный грех.

Традиция крестить младенцев была введена относительно недавно. Церковь приняла решение, что родители имеют право решать за ребенка, делать его адептом церкви или нет. Ранее человек мог креститься только по собственной воле. Следует понимать, что крещение – это не ритуал, благодаря которому ребенок получает защиту от болезней, сглаза и прочих суеверий. Таинство крещения – это вступление на путь жизни во Христе.

Родители должны быть верующими людьми и выбирать крестных родителей только из числа таких же православных христиан, какими являются сами.

Необходимость крестных отца и матери

Если говорить о взрослом человеке, принимающем крещение, то вопрос крестных родителей отпадает сам собой. Он сам за себя может ответить, верит ли он в Иисуса Христа и готов ли служить Ему до конца своих дней. Но за младенца такую роль на себя берут родители и крестные мать и отец.

В обязанности последних входит обучение крестника основам православной веры. Они дают обещание Богу, что используют все усилия, чтобы воспитать благопристойного и верующего человека. На Божьем Суде они будут отвечать за этот обет. Крестные обязательно должны быть верующими людьми, не просто хорошими знакомыми или приятными собеседниками родителей.

что делать если некому крестить ребенка. Смотреть фото что делать если некому крестить ребенка. Смотреть картинку что делать если некому крестить ребенка. Картинка про что делать если некому крестить ребенка. Фото что делать если некому крестить ребенка

Вторая причина, почему нужны восприемники: в случае гибели одного или обоих родителей ребенка, они возьмут на себя обязательство приемных отца и матери. Роль крестных – это серьезная ответственность перед Богом и самим младенцем, и родителям стоит тщательно обдумать, кому доверить эту роль.

В каких случаях можно обойтись без крестных отца и матери

Бывают ситуации, когда нет возможности пригласить одного или двух человек, которые стали бы восприемниками младенца. Такие случаи – редкость, но они встречаются. Во время крещения крестный отец или мать читает «Символ веры», отвечает на вопросы священника и берет малыша на руки. Участвует в таинстве только один крестный, соответствующий полу младенца, для мальчиков – это мужчина, для девочек – женщина.

Ребенок находится в тяжелом состоянии

Одна из причин допустимости крещения без крестных, это срочность, когда нет времени искать подходящих людей. Такая ситуация бывает, когда ребенок находится в тяжелом состоянии на грани жизни и смерти, его нельзя перевозить в храм, погружать в прохладную воду и подвергать какому-либо стрессу. Родители не хотят, чтобы их малыш покинул этот мир и предстал перед Богом, имея первородный грех.

что делать если некому крестить ребенка. Смотреть фото что делать если некому крестить ребенка. Смотреть картинку что делать если некому крестить ребенка. Картинка про что делать если некому крестить ребенка. Фото что делать если некому крестить ребенка

В этом случае проводится ускоренный обряд священником в присутствии родителей. Батюшка смачивает лобик младенца три раза, произнося слова: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». То же самое может сделать любой человек. В критической ситуации можно обойтись и без священнослужителя.

Если ребенок выживет и поправится, его следует отнести в церковь и завершить начатое таинство, совершив Миропомазание с участием крестных и родных родителей.

Переложение обязанностей на священника

Если священник хорошо знаком с семьей ребенка, он может взять на себя обязательство быть крестным отцом и нести ответственность за его воспитание. Ребенок по мере взросления будет посещать храм с родителями и, под присмотром крестного-священника, участвовать во всех таинствах и, возможно, посещать воскресную школу, которые часто устраивают в приходе. Но, если батюшка не знаком с родителями, и они предлагают ему стать крестным за неимением альтернативы, то ответственный священник, скорее всего, им откажет, потому что понимает всю серьезность этого поступка.

что делать если некому крестить ребенка. Смотреть фото что делать если некому крестить ребенка. Смотреть картинку что делать если некому крестить ребенка. Картинка про что делать если некому крестить ребенка. Фото что делать если некому крестить ребенка

О заочном крещении

В процессе крещения происходит невидимая встреча крестимого младенца с Богом. Таким образом, человек духовно умирает для этого мира и возрождается в новом для жизни во Христе, получая освобождение от грехов. Поэтому присутствие крещаемого обязательно. Заочно провести обряд невозможно.

В процессе приобщения детей к церкви, мальчика священник заносит в алтарь, а девочку кладут на солею (порожек у алтаря), откуда ее забирает крестная мать. Без этих обрядов нельзя провести полноценное крещение.

Приемные родители

Часто приемные родители не понимают, как относиться к своему усыновленному ребенку, и в какой позиции их теперь видит Бог. Следовательно, возникает вопрос: могут ли они крестить этого ребенка, если он им не родной? По правилам четвертого Вселенского собора, приемные родители не имеют права становиться крестными своему усыновленному малышу. После того, как они приняли на себя ответственность и роль родителей, они ими стали на всех правах. Не имеет значение, родили ли они его физически или нет, перед Богом – они родители данного младенца.

Кроме того, при крещении между крестником и крестным возникает духовное родство, которое нельзя совмещать с физическим. По той же причине супруги не могут стать крестными для какого-то малыша. Кумовья также приобретают духовную связь между собой и не имеют права вступать в брачные отношения.

Источник

Предложили стать крестным: потяну ли я?

что делать если некому крестить ребенка. Смотреть фото что делать если некому крестить ребенка. Смотреть картинку что делать если некому крестить ребенка. Картинка про что делать если некому крестить ребенка. Фото что делать если некому крестить ребенка

Близкий друг предложил мне стать крестным у его ребенка. Я не знаю, потяну ли. Что мне нужно для того, чтобы стать крестным? Слышал, что просто так, «с улицы», прийти и крестить ребенка нельзя…

Почему не стоит отказываться быть крестным

Что делать, если вас попросили стать крестным ребенка, а вы не чувствуете себя к этому готовым? Какие причины вашего отказа можно считать объективными, а какие — порождение ваших страхов и комплексов, с которыми еще надо разобраться? И должен ли крестный потом всю жизнь опекать своего крестника? На эти вопросы «Фоме» отвечает протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва).

— Отец Федор, что бы Вы ответили на это письмо?

— Знаете, я хотел бы ответить не только на это письмо. Подобные «я боюсь!», «я не потяну!» я слышу от многих людей, которые вдруг столкнулись с необходимостью… сделать выбор! Вот так — в наше время парадоксальным образом уже сам факт того, что какой-то человек сам сделал выбор, сам взял на себя ответственность, достоин назваться уникальным. Мне в ответ на подобные письма хочется спросить: что же стало с нами? Да ведь мы же (многие из нас по крайней мере) каждый вечер в молитве Иоанна Златоуста просим Бога избавить нас от малодушия, просим даровать нам великодушие.

И вот, ты каждый день об этом просишь, и, наконец, Господь призывает тебя: родился мальчик или девочка, и на тебя пал выбор помочь ребенку приблизиться к Господу. И что? Ты скажешь: «Нет, Господи»? В той же молитве сказано: «Господи, в покаянии приими мя». Почему Иоанн Златоуст так говорит? Потому что Бог может и не принять. А вдруг Он скажет: «Нет, Я не готов. Я не хочу. Сколько можно тебя прощать»? Мы же не хотим, чтобы Господь сказал нам «нет»!

Если мы в таких ситуациях будем отказываться, получается, мы приходим в храм как потребители: нам нужно прощение грехов, успокоение своей совести. Но в какой-то момент Господь нас вызывает: «Теперь и ты потрудись, послужи немножко делу Моей Церкви». А мы этот вызов пропускаем: «Ой, я боюсь, я не могу! Ой, кто я такой? Ой, у меня не получится!»

Надо понимать, что никто из нас никогда полностью не готов ни к одному служению в Церкви. Но любое такое служение, в том числе и служение крестного, осуществляется с помощью Божьей. А мы что? А мы сетуем: нет уж, я не готов — вместо того, чтобы сказать: я сделаю все, чтобы не пропустить этот вызов, я возьму на себя ответственность и быстро «дорасту» до того служения, которое Бог мне предлагает.

— И все же, к чему надо быть готовым человеку, который собирается стать крестным?

— Например, к тому, что в подростковом возрасте его крестник снимет с себя крестик и откажется ходить в храм. Надо быть к этому готовым, потому что и Господь к этому готов. Человеческая свобода — это то, что философ Николай Лосский назвал божественным риском. Бог, оставляя пространство человеческой свободы, в котором даже Он не властен, осознанно идет на риск, ведь человек волен от Него отказаться.

Крестному, как и всякому родителю, надо понимать, что христианство — это личная встреча человека с Богом. Бог обращается не к народу, не к семье или социуму. Он обращается лично к каждому человеку. Но тот в своей свободе может сказать: нет, я не хочу, мне некогда, имей мя отреченна (Лк 14:19). И Бог к этому готов. Он ждет. Пока человек жив, надежда не потеряна.

Недавно у нас принял Крещение отец нашей прихожанки. Совсем пожилой человек, он всю жизнь был воинствующим атеистом. Всегда был против хождения дочери в церковь, спорил, ругался. Но когда тяжело заболел и понял, что жизнь заканчивается, сам попросил: «Позови священника, хочу креститься». Она своим ушам не поверила. Так что и для наших крестников, которые когда-то ходили в воскресную школу, а потом ушли из храма, еще не все потеряно. Семя вечной жизни в них посеяно.

Кстати, в таинстве Крещения есть чудные слова, когда священник, указывая на новокрещеного, говорит: «Господи, Ты дал ему власть вечной жизни». В данном случае власть — это свободная воля. То есть Бог уготовал ему вечную жизнь, а взять у Него или нет этот дар ­— решать самому человеку. Не маме, не папе, не крестному, не духовнику. И пока человек жив, он всегда может вернуться к Богу, как бы ни отпадал от Него.

А мы должны делать то, что зависит от нас — проповедовать. И крестник —первый объект нашей проповеди.

— Но если крестник не хочет нас слушать, если он отказывается ходить в храм, как в такой ситуации должен вести себя крестный?

— Если крестник не богохульствует, нужно продолжать звать его в храм, к себе в гости, на какие-то мероприятия, разговаривать с ним, может быть, даже полемизировать, потому что обычно молодой человек увлечен какими-то очень простыми идеями.

У нас был юноша, крещеный и выросший в нашем храме, который совершил подряд много дурных поступков и после этого объявил матери, что больше не верует. Он с ней спорит, с жаром выкладывает свои аргументы, а она отвечает: «Сыночек, лет 35 назад, когда я училась в советской школе, я днями и ночами думала над этими аргументами. И для меня все эти вопросы были еще тогда решены». Можно сказать: «Ну, вспомни, ты же ходил в храм, ездил в православный лагерь, ходил в воскресную школу. Что лучше: как было там или сейчас, когда ты гуляешь по вечерам в непонятной компании?» Ладно, пока, может быть, второе нравится больше, но кто знает, что будет через 40 лет.

Помню разговор с одной женщиной. Однажды захожу в храм, а она сидит на скамейке, глаза мокрые. Спрашивает: «Можно с Вами поговорить?» И рассказывает, что в детстве ходила в храм, в воскресную школу, у ее семьи был даже духовный отец, и она с ним общалась, советовалась. А потом выросла, закрутил водоворот светской жизни, и она пустилась во все тяжкие. А тут зашла в храм, и настигла память детства. И стало очевидно, что правда — здесь, в Церкви. И она вернулась к церковной жизни. А перерыв был лет в пятнадцать, и, думаю, всем ее воцерковленным знакомым казалось, что надеяться уже не на что.

— Если человек стал крестным, не осознав, какую ответственность на себя берет, а потом сам пришел в Церковь и понял: надо что-то делать?

— Нужно появиться в семье своего крестника, напомнить о своем существовании и начать хоть что-то делать. Прежде всего, начать за него молиться. А самому крестнику подарить Евангелие и попробовать прочитать с ним какой-то отрывок. Попытаться зацепиться за то произведение русской литературы, которое он сейчас проходит в школе. Скажем, если это «Преступление и наказание», его вообще нельзя понять, не прочитав Евангелие. Поговорите об этом и оставьте ему почитать эту Книгу. Пригласите его в какую-нибудь поездку, сходите с ним в музей, на спектакль. Надо с чего-то начинать, а дальше все может быть очень по-разному.

Конечно, бывают ситуации, когда сами родители не отпускают ребенка в храм… У меня был друг, который рос в семье не просто нецерковной, а именно атеистической. Мать была переводчицей у кого-то из членов ЦК, а отец жутким циником. Но отец очень любил оперное и хоровое пение, прекрасно разбирался в нем и имел уникальную коллекцию пластинок. И вот однажды, чтобы показать своему сыну-подростку, как может звучать хороший хор в аутентичном пространстве, он повел его в храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, где пел знаменитый хор Свешникова. Он-то привел сына послушать хор, а мальчик уверовал. И в доме началась лютая война. Матери это было поперек карьеры, а отцу просто поперек души. Ребенка и били, и не пускали в храм, а он связывал простыни, спускался по ним с третьего этажа и сбегал на службу. И отстоял свое право быть верующим: окончил семинарию, стал священником. Встреча с Богом произошла вопреки всему.

Я до сих пор помню свое ощущение храма, куда привела меня в детстве крестная. Да, было тяжело, душно, непонятно, но я чувствовал, что происходит что-то чрезвычайно важное, что-то святое. А ведь крестная могла бы сказать: «Родители у него неверующие, отец вообще некрещеный, ну что я сделаю? Подарю-ка я ему иконку — и все». Но она пошла по другому пути, стала надо мной трудиться.

— А если родители ребенка сами верующие, воцерковленные люди — насколько в таком случае велика роль крестного?

— Воспитать ребенка верующим христианином даже двум верующим родителям бывает трудно, потому что уровень соблазна, который сейчас предлагает жизнь, значительно выше, чем в предыдущие эпохи. Мы знаем много детей прекрасных родителей-христиан, которые отторгают христианскую жизнь. Какими бы ни были родители, вера — это личная встреча человека с Богом. Даже у величайшего пророка древности Самуила дети выросли никуда не годные.

Но дать человеку попробовать «на вкус», что такое жизнь в Церкви, должны и родители, и крестные. Пока он еще молодой, чистый, цельный, пока он тот самый ребенок, о которых Господь говорит: таковых есть Царствие Божие (Лк 18:16), пока для его души естественно познавать Бога.

Потом он вырастет и, может быть, на какое-то время — или даже навсегда — уйдет из Церкви. Но все-таки у него останется память о том, какова она, благодать Божия. И, возможно, когда и нас уже не будет в живых, в очередной кризисный момент своей жизни он все переоценит и вернется. А если не дать ребенку опыта церковной жизни, его памяти не за что будет зацепиться, у него не будет ориентира, чтобы в момент отчаяния, боли найти дорогу к Дому.

А еще бывает, что ребенок в подростковом возрасте начинает от родных родителей отстраняться. И именно крестный может стать для молодого человека одним из взрослых друзей, с которым можно поговорить, поделиться, посоветоваться. Разумеется, если крестный правильно выстроит с ребенком отношения, будет для него тем человеком, которому можно доверять.

Достаточно ли только молиться за крестника?

— Отец Федор, а у Вас есть образец настоящего крестного родителя? Что это за человек?

— У меня перед глазами пример моей собственной крестной. Когда мне было 9 лет, папа по просьбе знакомых помог ей перевезти мебель. В квартире у нее он увидел иконы и сказал: «Мы подумываем крестить дочку и сына, не хотите ли стать крестной?» При этом сам папа был некрещеным, а мама, хотя ее и крестили в детстве, была чрезвычайно далека от церковной жизни. Вера Алексеевна согласилась, но взяла с отца обещание не мешать ей выполнять ее обязанности. Не понимая, во что он ввязывается, папа кивнул. И началось.

Раза три в год Вера Алексеевна звонила и говорила: «В воскресенье я беру Аню и Федю, мы едем с ними в храм, не кормите их с утра». И возила нас в храм, а после службы доставала из сумки термос и бутерброды и кормила нас. Понимали мы тогда что-то? Вряд ли. Скорее ныли, что от стояния на службе спину ломит.

Крестная подарила мне молитвослов в бумажном переплете и подчеркнула в нем молитвы «Царю Небесный», «Отче наш» и «Богородице Дево». Через некоторое время она спросила: «Молитвы читаешь?». Я соврал, что читаю, хотя дома у нас никто не молился, и сам я тоже этого не делал. Но крестная взяла молитвослов и сказала: «Врешь. Если бы ты читал, обложка была бы замятая». Мне стало стыдно, и с тех самых пор я по сей день читаю утренние молитвы.

Именно ее твердость сотворила то, что я лично воспринимаю как чудо: мы с сестрой, дети из далекой от Церкви семьи, обрели Бога, нашли смысл, вокруг которого выстроилась и продолжает строиться наша жизнь.

Как я потом узнал, у Веры Алексеевны, не имевшей своих детей, было около тридцати крестников. Трое стали священниками, и практически все пришли в Церковь. Крестная устраивала рождественские и пасхальные праздники, где говорили о Церкви и вере, читали стихи русских поэтов о Боге. Это было, конечно, удивительным апостольским служением в советское время.

— Сегодня у многих церковных людей тоже по 10, 20, 30 крестников. Но столько внимания уделять им крестным в силу занятости просто не удается.

— К сожалению, это и моя беда. Многие мои одноклассники, зная, что я священник, просили меня быть крестным их детей. И часть из них, несмотря на все мои уговоры, не водили детей в храм, пока те были маленькими. А я и живу далеко, и у меня самого восемь детей — я был так занят, что просто не мог заниматься крестниками. Конечно, я себя сейчас просто оправдываю. А на самом деле я чувствую свою вину и каюсь.

— Но Вы ведь наверняка ежедневно поминаете всех своих крестников в молитве. Или этого недостаточно?

— Да, поминаю. И конечно, не надо недооценивать силу молитвы. Мой крестный отец, священник, служил в Торжке, поэтому никак не мог мной заниматься. И хотя я считаю, что своим приходом в Церковь обязан главным образом своей крестной, думаю, немалую роль в этом сыграли и его молитвы. Но молитвенный труд, подкрепленный каким-то действием, безусловно, лучше.

Конечно, если семья вашего крестника — церковная, родители сами ходят с ним в храм, молятся, читают Евангелие и стараются жить по нему. Очень много моих крестников и крестниц живут именно в таких семьях, а я молюсь за них, и душа за них не болит, как за детей из нецерковных семей. И тем не менее я все равно хотел бы больше участвовать в жизни своих крестных детей.

«Каждый крестный может восполнить свои пробелы в духовной жизни — и начать действовать»

— Как происходит общение с будущими крестными в Вашем храме?

— У нас есть несколько вариантов просветительских бесед. Первый — это минимум, без которого мы не допускаем до участия в таинстве Крещения. Он состоит из трех бесед, которые проводит катехизатор.

Второй — это 14-15 бесед, которые мы проводим каждый понедельник вечером. Такие курсы — они называются «Открытие веры» — проходят у нас два раза в год: с октября по Рождество и с конца января по пасхальный период. На них священники рассказывают об основах веры, о православных обрядах, о христианской культуре. И надо сказать, очень многие из тех, кто уже давно крещен и даже участвует в церковной жизни, с интересом ходят на эти курсы, потому что чувствуют большое количество пробелов в своем знании. Мы предлагаем эти курсы всем, в том числе и крестным, и те, кто серьезно относится к своей новой роли и считает, что трех бесед им недостаточно, ходят их послушать.

А еще у нас есть воскресные беседы для взрослых. Чаще всего их посещают родители, которые приводят своих детей в воскресную школу, а сами в это время слушают лекцию. Но могут, конечно, и будущие крестные.

— Вы уже много лет проводите беседы для крестных. На Ваш взгляд, меняются ли приходящие к Вам люди с течением времени?

— Перемены, наверное, соответствуют тем общим переменам, которые происходят в народе. С одной стороны, по-прежнему есть люди, которые участвуют в крещении только потому, что их попросили, а в остальном: «Отстаньте от меня, что за глупость вы придумали, 15 лет назад я был крестным, и от меня ничего не требовали». И ищут храм, где бы не совершались эти обязательные три беседы — такой вот цинизм.

Но, с другой стороны, сегодня много людей, которые относятся к вопросу крещения серьезно, которые понимают, что это — служение, накладывающее на них определенные обязательства, и которые, я надеюсь, будут хорошими крестными.

И надо сказать, изменились вопросы, которые мне задают. Все больше людей, которых интересуют не обрядовая сторона Православия, не купола и колокола, посты и праздники — вещи хорошие, но все же второстепенные, внешние — а суть христианской веры. Что такое первородный грех? Какое отношение падение Адама и Евы имеет лично ко мне? Что такое богочеловечество Иисуса Христа? Что такое спасение? Что такое Церковь? Как соотносится святость Церкви с тем, что они порой видят благодаря нашим грехам. Что такое таинства, Евхаристия, Тело и Кровь Христовы? Все это очень серьезные вопросы, и людей, задающих их, стало значительно больше. Они испытывают духовный голод, и мы должны пытаться его утолить.

Источник

Священник отказал в крещении. Как быть?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Вопрос читателя:

Договорились о крещении ребёнка. Сказали знать наизусть две молитвы — «Отче наш» и «Богородица, Дево», также почитать Символ веры, рассказать, о чем молитва. Все, конечно, выучили. Назначено было время 12:00. Ждали батюшку до 13:15.

Не предложив как-то присесть для общения, стал задавать вопросы: как часто вы ходите в церковь и причащаетесь? Мы нечасто ходим, и он очень грубо продолжил общение. Далее общался на повышенных тонах, бросал злой взгляд (таких священнослужителей никогда не видела). Видимо, человек не очень хорошо относится к грузинам (мой муж грузин), но непонятно почему, ведь мы все образованные люди, грамотно говорящие и т. д.

Свидетелем была служительница храма, она долго перед нами извинялась, говорила: «Батюшка не прав». Как быть в этой ситуации?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

что делать если некому крестить ребенка. Смотреть фото что делать если некому крестить ребенка. Смотреть картинку что делать если некому крестить ребенка. Картинка про что делать если некому крестить ребенка. Фото что делать если некому крестить ребенка

Мне сложно ответить на Ваш вопрос конкретно, потому что надо бы поговорить лично. Безусловно, опаздывать — это очень нехорошо. И не объяснить, как быть дальше, это тоже плохо.

А теперь я Вам немного обрисую в целом ситуацию с Крещением, а далее Вы сделаете свои выводы, хорошо?

Насчет грузин, мне кажется, это Ваши домыслы: мы все совершенно спокойно относимся к разным национальностям, к тому же, грузины традиционно люди православные, так что, думаю, дело совсем не в Вашем муже. В чем же?

Я так понял, что Вы не то что ходите «нечасто», Вы в принципе люди невоцерковленные, потому что, если человек воцерковлен, ему не надо учить названные Вами молитвы и Символ веры он также знает наизусть и объяснить его смысл хотя бы в общих словах может. А Крещение знаете для чего нужно? Для того, чтобы человек, став членом Церкви Христовой, мог участвовать в церковной жизни, чтобы о нем можно было молиться на службе, чтобы он мог причащаться, когда подрастет — исповедоваться, то есть чтобы он мог пользоваться всеми теми дарами, что через Церковь людям дал Господь Бог, Творец этого мира. И приобщается человек к ним не просто так, но по мере взросления он занимается духовной жизнью, внутренним преобразованием себя таким образом, чтобы было возможно это получение Даров, в основе которого — соединение с Самим Богом. Как Вы понимаете, чтобы был возможен союз двух людей, дружба или брак, эти два человек должны быть родными по духу. И в случае с Богом то же самое: чтобы быть в дружбе с Богом, человек должен быть родным Ему по духу, то есть жить в мире, любви и так далее. Это очень сложно, потому что дьявол этому противится, и поэтому так много книг написано о духовной жизни — о том, как преобразовывать себя внутренне так, чтобы жить в согласии с Богом. Молитвы, таинства — это инструменты для того, чтобы таким образом преобразовывать себя. И Крещение — это ключ к этому пути и его начало (см. Как христиане объясняют необходимость крещения?).

Когда крестят взрослого человека, он сам несет ответственность за свой выбор и обсуждает все со священником. Когда крестят младенца, за него эту ответственность на себя принимает крестный, который одного пола с ребенком, и родители, потому что взрослые обязуются воспитывать ребенка в вере. Если оказывается так, что ни родители, ни крестные не являются церковными людьми, а крестят ребенка не для того, чтобы его поминать церковно и причащать, священник встает перед выбором, крестить или нет, потому что, если за Крещением не последует духовной жизни, оно будет фактически бессмысленным: ни проносить ребенка на причастие не будут, ни поминать на Проскомидии (см. Что такое записка «на проскомидию»?). В таких случаях возможен отказ в Крещении. Это очень грустно, но так бывает, и в этом есть своя логика.

Что касается опоздания священника, ответил он Вам, конечно, грубо, но, возможно, его позвали к умирающему человеку или пришлось принимать такую тяжелую исповедь, что он просто не мог ни приехать раньше, ни позвонить в храм и предупредить, что задержался. Сами понимаете: бывают такие моменты, когда нельзя прервать общение и позвонить или написать смс. К сожалению, бывают. И священники тоже люди и Один Бог знает, с чем столкнулся этот батюшка до того, как прийти к Вам на Крещение. Он не очень прав, конечно, в том, как все объяснил. Но я просто Вам хотел рассказать, какие обстоятельства могли у него быть.

Я бы Вам посоветовал прочитать хотя бы текст о Крещении, на который я дал ссылку, и немного подумать о своей духовной жизни, об отношениях с Богом, о собственной духовной практике. Следующий вопрос — о том, для чего Вы крестите ребенка и как будете его приобщать ко храму. Далее я Вам советую поискать в храм, в котором есть катехизация (катехизические беседы) — просто или именно ко Крещению и походить на них самой или с мужем. Так Вы лучше поймете свою веру и осознаете, зачем Крещение. Также Вам самим надо исповедаться, причаститься и начать это делать примерно раз в месяц. Все это Вам с мужем даст осознанное представление о Крещении и некоторую подготовленность к совершению Таинства.

А дальше там, где Вы прошли беседы, или там, где Вы ходите и причащаетесь, Вы сможете договориться о Крещении ребенка уже со знакомым батюшкой.

Так что скорее читайте, узнавайте о беседах, приобщайтесь ко Храму всей семьей и крестите малыша!

А то, что случилось, предлагаю воспринять как искушение, из которого Вы сможете извлечь представление о том, что такое Крещение, зачем оно нужно и каковы Ваши отношения с Богом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *