что делать если ничего не читал летом

Успеть за август! 5 советов, как прочесть летний список литературы

Рассказывает Лусине Искандарян, лицей №8, Оренбург

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом

Чтение школьной литературы летом упрощает жизнь. Во время учебы мало времени читать большие произведения, а краткие содержания не передают деталей, который всплывают на контрольных. Но что делать за месяц до сентября, когда совесть проснулась, а желание читать литературу на лето — нет? Главное — не паниковать! Расскажем, как не опустить руки и безболезненно осилить все произведения из списка.

Распечатать то, что дали в школе, недостаточно. Добавьте над каждым произведением количество страниц, которые оно занимает. Так вы сразу увидите, на что нужно потратить больше времени. Но не пытайтесь прочесть сначала большие романы, потом — маленькие рассказы, а после — стихотворения. Несколько крупных произведений подряд перегрузят мозг и психику. Лучший вариант — чередовать объемные и не объемные произведения.

Изучите свой список и начните с того, что вам приглянулось. Если первая книга все же оказалась скучной, возьмите другую. Так вы точно найдете «свое» произведение. Но не стоит откладывать самое неинтересное на потом, тогда весь список вы точно не осилите. Здесь, как и с объемом — лучше чередовать.

Обычно желание читать школьную литературу отпадает из-за ее сложности. У некоторых писателей тяжелый слог, некоторые пишут о непонятных вещах, а иногда мы просто не согласны с автором. Чтобы облегчить участь, можно найти партнера — такого же мученика с таким же списком, как у вас. С напарником можно обсудить сюжет, поделиться впечатлениями и, возможно, взглянуть на произведение под другим углом — вдруг он заметит то, чего не увидели вы.

Не вместо самого произведения! Если аннотация и первые главы очередного романа кажутся скучными, краткое содержание поможет разобраться. Узнав из него, в какой главе произойдет что-то интересное, вы получите стимул не забросить книгу и скорее добраться до этого места.

Большие произведения, вроде «Войны и мира» или «Тихого Дона» лучше читать в нескольких томах — так произведение не выглядит пугающе и читается проще.

Можно придумать себе награду: после каждой книги устраивайте пикник с друзьями или смотрите сериалы. В общем, делайте то, ради чего стоит терпеть классику.

Не обязательно летом читать все произведения из обязательного списка. Изучите программу по литературе и читайте летом именно те произведения, которые в школьной программе идут осенью-зимой. Остальное можно прочесть в учебные будни или на других каникулах.

А еще мы пообщались со школьниками, которые ответили на вопрос: «Как вы справляетесь со скукой и нежеланием читать?»

«Понимаю, что это важно и лучше сделать это сейчас, чтобы потом не получить втык от учителя». Полина, Оренбург, 11 класс

«У меня нет конкретной цели читать-читать-читать. Читаю тогда, когда хочу. Но, когда желание появляется и книга очень интересная, могу прочитать за один день 500 страниц. Лайфхаков у меня нет — когда хочу, тогда и делаю». Александра, Краснодар, 9 класс

«На чтение некоторых произведений меня сподвигают фильмы по ним. Часто мы читаем с друзьями в одно время, а потом шутим про всякие моменты, обсуждаем и т. д. И хочется быть в теме». Ирина, Челябинск, 8 класс

«Я стараюсь читать в том же темпе, что и мои подруги, чтобы можно было обсудить книгу. Порой это бывает даже интереснее, если произведение нам не нравится». Татьяна, Санкт-Петербург, 10 класс

«Просто беру и делаю. Лучшее лекарство от лени — это работа». Марк, Волгоград, 11 класс

Какой бы скучной ни была школьная литература, читать ее нужно. А при правильном подходе можно даже получить удовольствие от процесса.

Источник

Что делать, если ребёнок не прочитал список книг на лето

Одна из немногих вещей, которые не позволяют считать лето полностью свободным от школы, — список литературы на каникулы. Пугающе длинный, вроде как ультимативный, угнетающий детей и мобилизующий родителей. Классическая ситуация: ребёнок к середине лета даже не открыл ни одной книги из списка, и родитель в лучшем случае ударяется в пространные рассуждения о «нечитающем поколении»; в худшем — начинает репрессии в одной отдельно взятой семье. Как не оказаться в этом педагогическом тупике и важен ли вообще список чтения на лето — в материале Татьяны Волошко.

Как и зачем появился список книг на лето

Одна из гордостей советского образования — фраза о «самых длинных в мире каникулах». Это правда, они действительно были и остаются самыми длинными на планете. И для того чтобы поддержать интеллектуальный тонус (да и просто заполнить чем-то массу свободного времени советского школьника), был придуман летний список чтения. Сначала книги из списка нужно было взять в библиотеке, в достаточно сжатые сроки прочитать и вернуть томики обратно в целости и сохранности. И это порой превращалось в настоящую эпопею. Современные учителя, не изменяя многолетней традиции, и сегодня составляют перечень на основе принятой в школе программы. Хотя для подростков двадцать первого века книги стали гораздо доступнее, а количество всевозможной литературы увеличилось в разы.

Важно понимать, что произведения из этих списков ребенок может прочитать и в течение учебного года — было бы время и желание. Именно серьезная загруженность детей и невозможность осваивать большие объемы текстов непосредственно во время учебы вынуждает учителей порой настаивать, а не рекомендовать. На самом же деле список литературы — всего лишь рекомендация, и сам по себе отказ от этой рекомендации не подразумевает наказания ни для ребенка, ни для родителя.

Обязательно ли прочитывать список целиком

В свое свободное время подростки охотно и без всякого принуждения читают только то, что им самим интересно. В этом смысле они ничем не отличаются от взрослых. При этом вчитаться в книгу, которая не захватила с первых строк, им значительно сложнее, чаще всего для этого им элементарно не хватает мотивации. Прочитать за лето пятнадцать крупных произведений сложно любому человеку, тем более подростку, который уже выстроил массу планов на лето и собирается максимально насладиться своим свободным временем. Относиться к списку (и уж тем более к порядку книг в нем) как к абсолютной истине не только неверно, но и в чем-то опасно. Имеет смысл менять ритм и тематику (не читать пять «толстых» романов подряд), чередовать книги из списка с легким факультативным чтением.

«Все беды от того, что современные дети стали гораздо меньше читать»

С научной точки зрения это утверждение не выдерживает критики. Если суммировать все печатные символы, которые современный ребенок складывает в слова и предложения за день, результат будет стабильно выше, чем у детей советской эпохи, с которыми мы постоянно (явно или подспудно) сравниваем нынешних. Дело в том, что раньше чтение было основным (а иногда и единственным) каналом получения информации и ответов на важные вопросы. Сегодня ребенок живет в информационном обществе, когда помимо книг (печатных и электронных), у него есть кино и, по сути, безграничный мир интернета. Это не значит, что потребление информации стало лучше или хуже — просто оно стало другим.

«Не прочитанный летом список гарантирует проблемы и плохие оценки»

Это утверждение тоже довольно сомнительно, но уже с практической точки зрения. Прочитанная летом из-под палки и по диагонали книга иногда хуже не прочитанной вовсе. В сухом остатке — примерно одинаковое количество полезной информации, которая осядет в голове ребенка к началу изучения книги в школе. Набор инструментов, которые спасают в ситуации не прочитанного произведения по программе, примерно понятен:

— Чтение отдельных глав и/или ключевых моментов произведения

— Экранизации и театральные постановки

Разумеется, даже при оптимальном использовании (а это тоже непростой отдельный навык) эти суррогаты не могут в полной мере заменить работу с текстом, ни с точки зрения непосредственно знаний, ни с точки зрения оценки.

«Давайте вспомним, как мы сами читали классику? Может, конечно, есть гении, которые сразу все понимают. Я вот поставил себе задачу прочитать объемную книжку Алексея Толстого «Петр Первый». Прочитал, но ничего не помню. Вообще.

Другой пример. Я не читал в школе «Евгения Онегина», но ухватил пару-тройку фраз, удачно ввернул их на уроке и получил хорошую отметку. Потом, став взрослым, как-то ковырялся в интернете и наткнулся на то, что фраза «Мой дядя — самых честных правил…» оказывается, не первая строка в поэме, а чуть ли не двенадцатая… Меня это зацепило, я тут же нашел «Евгения Онегина», чтобы посмотреть, какая же первая строчка, и начал читать. Я не мог оторваться и понял, почему Пушкин гений. От него невозможно оторваться, если начал читать. Я получил колоссальное удовольствие, которое не получил бы, будучи школьником. Вывод: всему свое время!»

Александр Пушной, телеведущий

«В вопросе о чтении вообще принципиально важно коснуться способов считывания информации.

В психологии существует термин «каналы восприятия», включающий в себя основные способы первичного восприятия информации. Так вот у детей оно отличается от нашего. Если маме надо распечатать лист, чтобы лучше вникнуть в смысл, то сыну — найти книгу в электронном варианте. Читать с листа многим подросткам тяжело, потому что они затрачивают слишком много энергии, чтобы элементарно функционировать в этом формате. Еще один важный момент — визуализация. Раньше именно во время чтения возникало множество образов. Такого количества визуализаций, как сейчас, не существовало. Для многих из нас чтение было удовлетворением определенных потребностей, в том числе и подростковых. Помните, с каким интересом девчонки читали «Унесенных ветром»? Современные дети намного искушеннее. Все образы им уже предложены, и само по себе чтение эту функцию не выполняет. Если самостоятельного интереса к чтению нет, существуют способы его стимулировать: хорошая аудиокнига или близкая к содержанию экранизация; случайная беседа с родителями, во время которой подросток может проявить естественный интерес».

Анастасия Кузнецова, педагог-психолог, член экспертно-консультативного совета ДОгМ, научный сотрудник МГППУ

В любом случае, очень важно помнить и понимать, что список книг на лето — всего лишь один из (и далеко не самый важный) инструментов образования. Безусловно, всем хочется, чтобы дети много и с удовольствием читали, быстро и в охотку делали домашнее задание и с интересом и любовью изучали абсолютно все предметы. При это мы понимаем, что на практике всегда получается компромисс из разумного, требуемого и желаемого. И превращение одного конкретного инструмента (того же списка, например) в фетиш по своим отрицательным побочным эффектам, наверняка, превзойдет пользу от его побуквенного исполнения.

Источник

Нужно ли заставлять ребенка заниматься на каникулах?

Стоит ли заставлять своего ребенка читать летом.

Стоит ли выжимать из любимого чада семь потов, заставляя его корпеть над тетрадками летом, — личное дело каждого родителя. На мой взгляд, урезать и без того короткие каникулы — это просто преступление. И какие бы благие намерения ни руководили взрослыми тётями и дядями: желание подтянуть дитятко по учёбе, не дать забыть те крохи знаний, которые были приобретены им в процессе учебного года и прочее, и прочее, — беспрерывный обучающий марафон без права «перекура» — как минимум, злодеяние, с какой стороны на это ни смотреть.

Казалось бы, все мы, родители, как и полагается, желаем своим отпрыскам исключительно самого лучшего, порой не замечая того, что это «лучшее» приводит к неожиданным и зачастую плачевным результатам. Руководят нами, естественно, благие намерения, но ведь издавна известно, что ими вымощено. А вот что кроется под нашими благими намерениями, это ещё вопрос. Будучи педагогом с двадцатилетним стажем преподавания в школе, я не раз встречалась с тем, что родительское желание «сделать как лучше» заставляло детей прыгать выше головы, изо всех сил силясь соответствовать родительским амбициям. И порой эта планка настолько высока, что дети буквально «ломались», не выдерживая тяжести, лежащей на их хрупких плечиках неподъёмной ношей.

Несколько лет назад у меня учился мальчик. Самый обыкновенный мальчик, каких не много и не мало. Вряд ли его можно было назвать гениальным. Если честно, звезд он с неба не хватал: всё, чем он мог похвалиться, доставалось ему большим трудом. Но в классе он был одним из лучших, в школе негласно числился кандидатом в медалисты и был всеобщей гордостью, потому что сидел над учебниками день и ночь. И не фигурально, а в прямом смысле этих слов. Всё, что задавалось преподавателями по всем предметам, он делал «от и до», от строчки до строчки, исправно исписывая десятки тетрадок конспектами и упражнениями. Внешне создавалось ощущение, что мальчик усердствует исключительно по собственной инициативе, просиживая за письменным столом ежедневно многие часы, но это было не совсем так. Молясь на сына, словно на икону, родители свято верили в его исключительность, видя в нём необыкновенный феномен и принимая его «одарённость» за нечто необыкновенное, данное им в награду за что-то такое, чему они и сами не знали названия, но чего они явно заслужили всей своей жизнью.

Воспринимая исключительность сына как дар свыше, они тянули из себя последние жилы, нанимая дорогих репетиторов. Недосыпая и недоедая, они отдавали ему последнее, лишь бы «вывести в люди», не задумываясь о том, чего эта гонка стоила ему самому. Видя нечеловеческие усилия родителей, отрывающих от себя ради него последнее, и будучи человеком светлым и благодарным, мальчик не просто занимался, а вгрызался зубами в науки, боясь только одного: чтобы нечеловеческие усилия его любимых и родных людей не пошли прахом.

Это было похоже на снежный ком. Слов «выходные» или «каникулы» для ребёнка не существовало. По-моему, там не существовало вообще ничего, кроме одного огромного «надо», вбитого в голову бедолаги железными гвоздями. На мои попытки вмешаться и объяснить, что такой подход может обернуться бедой для самого мальчика, родители удивлённо раскрывали глаза и неизменно отвечали, что эта нечеловеческая гонка — выбор самого ребёнка, а ни в коем случае не их инициатива. Что можно было возразить на эти слова? Внешне, опять же повторяю, — внешне они не давили и не жали, но своими амбициями загоняли своего собственного ребёнка в угол.

Одиннадцать лет бесконечной нагрузки сделали своё дело: с мальчиком произошёл нервный срыв с чудовищными последствиями. Не выдержав нечеловеческой нагрузки, перед самыми выпускными экзаменами, он слег с температурой сорок почти на месяц. Ни таблетки, ни травы, ни инъекции — ничего не могло вывести его из этого состояния. Что пережили за этот месяц сами родители, сложно даже представить, но ни разу, ни на один миг, им не пришло в голову, что болезнь мальчишки — не несчастная случайность, которая может помешать всему его светлому будущему, а расплата за их собственные непомерные амбиции. Как им удалось заставить сына воспитать такое чудовищное чувство долга, которое невозможно не то что таскать за собой — сдвинуть с места, неизвестно, но их история — наглядный пример слепой родительской любви, приведшей к плачевным результатам, и, по-моему, нельзя с этим не согласиться.

Хорошо, скажете вы, родительские амбиции — случай относительно экзотический, редкий, равняться на который или нет — личное дело каждого. Но как быть с тем, что ребёнок элементарно не успевает по одному или нескольким предметам, и лето — его единственный шанс нагнать всё, что пропущено и не утонуть окончательно?

Допустим, школьный год выдался по каким-то причинам сложным: ребёнок много болел, пропустил массу нового материала и по той или иной причине существенно отстал от класса. Допускаю, что такой случай возможен, мало того, что такая ситуация встречается сплошь и рядом. Но даже этот вариант не повод заставлять работать маленького человечка летом. Подумайте сами, проболев чуть ли не весь учебный год, ослабленный, измотанный до крайности, он будет корпеть над учебниками ещё и лето. И в каком состоянии, по-вашему, он выйдет на учёбу в новом году? Цветущим, отдохнувшим и полным сил? Вот уж вряд ли. Умотанный, не отдышавшийся, вялый, следующий учебный год он вообще завалит, это однозначно.

Подумайте сами, вы же идёте в отпуск? И лучше, если отпуск летом, да? И куда-нибудь к морю, с книжечкой, на шезлонг. Или на дачу, к любимым грядкам. Или ещё куда-нибудь. Это уж как кому больше нравится. Но отпуск всё же нужен, правда? А ему? Или ей? Или им отпуск не нужен? Или вы всерьёз считаете отпуском те несчастные пять-шесть дней, которые именуются осенними или весенними каникулами, и из которых ровно половину, если не больше, «добрая» школа принуждает ваше чадо посещать «добровольные» мероприятия? Тогда вы глубоко ошибаетесь, потому что мало того, что сколько-то дней из каникул ребёнок вынужден отдать на благо коллектива, так ещё и домашних заданий ему на эти самые каникулы задано много. Радуясь подходящему случаю, всё, что по каким-то причинам не было пройдено в учебное время, скидывается на многострадальную голову ребёнка в каникулы. И то, что ему остаётся непосредственно на отдых, иными словами, как кошкины слёзы, и не назовешь.

И вот наступает лето, сдаются в библиотеку ненавистные учебники. Казалось бы, все мучения позади, и можно наконец-то свободно вздохнуть, и вот тут-то добрые родители и проявляют заботу, от которой любому нормальному ребёнку выть хочется. Первой реакцией на подобную инициативу старшего поколения является недоумение и слабая надежда на то, что родичей удастся каким-то чудом вразумить, но через день-два (это в лучшем случае, а иногда и мгновенно), на смену недоумению приходит негодование. Между прочим, вполне законное, и, как следствие этого, неприятие учёбы вообще. В зависимости от количества летних занятий это неприятие переходит в просто ненависть или отчаянную ненависть.

Обозлившись и проклиная всё на свете, маленький человек начинает переживать, горевать и искренне страдать. Не в силах противостоять родительскому нажиму, он садиться за уроки, но никакого прока от таких занятий нет. Царапая под диктовку, он выводит страницу за страницей, делая одни и те же ошибки, потому что голова забита совершенно другим. Думая о том, что все его друзья играют во что-то интересное без него, он по-настоящему переживает своё несчастье, и никакие запятые не могут удержаться в его памяти, как бы он ни старался угодить радеющим о его благе родственникам.

Особенно «продуктивно» проходят такие диктанты, если родитель сам не особенно грамотен или не обладает навыками методики преподавания предмета, что, впрочем, встречается гораздо чаще. Зная правильное написание или простановку того или иного знака, он не может объяснить, отчего это делается так, а не иначе, и, подчеркнув все ошибки в писанине, глубокомысленно изрекает: «Посмотри, деточка, и запомни, чтобы в следующий раз такого уже не допустить». Очень мудро, скажу я вам. От таких занятий толка не может быть никакого, кроме вреда. Мало того, что ребёнок так и не поймёт, почему он ошибся, так ещё и зря потратит драгоценное каникулярное время. А если такой «тренинг» будет длиться изо дня в день, то в голове вообще будет каша, расхлебать которую даже профессионалу впоследствии будет ох как непросто.

Но что же делать, скажете вы, если ребёнок на самом деле отстал от программы? Понятное дело, что здоровье любимого ребёнка бесценно, и никакие школьные оценки не окупят его потери. Но запускать учёбу, пуская всё на самотёк, — тоже не лучший вариант. С этим никто не спорит. Если ребёнок нуждается в вашей поддержке, необходимо помочь ему, но эта помощь должна быть разумной и идти ему на пользу, а не во вред.

Желательно, чтобы сапоги тачал сапожник, а картины писал всё же художник, а не наоборот, а потому будет идеальным вариантом, если в помощь сыну или дочери родители пригласят специалиста, занимающегося репетиторством профессионально.

Если такой возможности в семье нет (в связи с материальными или какими-либо иными проблемами), то возможны занятия и на уровне ребёнок-родитель. Единственным условием при таком варианте помощи должно быть грамотно подобранное пособие, обязательно включающее в себя ключи (ответы на все необходимые вопросы) и исчерпывающие пояснения к этим ключам. Подобные сборники существуют практически по любому предмету — будь то математика, русский язык или что-то иное.

Перед тем, как начать занятия, целесообразно проконсультироваться с преподавателем, ведущим предмет в школе, или с каким-либо другим специалистом, компетентным в этой области. И ещё: время, отведённое для отдыха ребёнку, должно использоваться по назначению, то есть для отдыха, а не для латания «дыр». Жалейте своих детей, насколько это возможно, не взваливайте на их плечи больше, чем они могут унести, и тогда у них будет всё хорошо. Жалейте своих детей, а значит, любите, потому что больше этого делать некому.

Источник

Что делать, если ребенок не хочет читать книги из списка литературы на лето: советы психолога

Учебное время со школьными уроками и домашними заданиями закончилось, впереди летние каникулы — возможность отдохнуть и расслабиться. Однако многие родители сталкиваются с серьезной проблемой: как мотивировать детей прочитать литературу, заданную на лето? Нередко в ход идут уговоры, подкуп, шантаж и даже угрозы. Дети, в большинстве своем, мало читают, испытывают затруднения при знакомстве с классической литературой, скучают за книгой, не хотят тратить на это свое время. Как помочь ребятам справиться с заданием и получить удовольствие и пользу от летнего чтения, расскажет психолог семейного центра «Семья» Анна Синодова.

«Многие современные дети и подростки отчуждены от классической литературы, им кажется, что она не имеет ничего общего с их жизнью. Однако все мировые сюжеты описывают общечеловеческие проблемы: взаимоотношения отцов и детей, поиски себя, любовь, выбор и т. д., то есть темы, которые касаются каждого. Чтение хороших книг способствует интеллектуальному и душевному развитию, обеспечивает сопричастность культурным ценностям человечества» — считает специалист.

Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил читать, и для вас важно пристрастить его к этому занятию, вы можете:

Читать книги вместе с детьми

Младшим детям можно читать вслух или делать это по очереди с ребенком.

Обсуждать книги с ребенком

Помогите понять, о чем написана книга. Попробуйте пересказать сюжет современным языком и в современных реалиях. («Борис Годунов» Мирзоева).

Предложить ребятам организовать книжный клуб

Читать в компании — увлекательное занятие. Ребята могут собираться очно или дистанционно и обсуждать прочитанное. Регулярные встречи (например, раз в неделю или 1–2 раза в месяц) помогут ребенку сохранять ритм чтения и интерес к процессу. Модератором (ведущим клуба) может быть как ребенок, так и взрослый.

Сходить вместе в библиотеку или книжный магазин

Современные библиотеки — это культурные центры, где происходит много увлекательного, а ребенок может заинтересоваться чтением.

В интернете можно найти интересные лекции о литературе, которые позволят детям увидеть и понять книги в новом свете: например, лекции Дмитрия Быкова, академии Arzamas и другие

Посмотреть фильм по книге или сходить на театральную постановку. У многих театров есть спектакли по произведениям, входящим в школьную программу.

Предложить нарисовать иллюстрацию или комикс по книге.

Если ребенок не хочет читать, предложите ему послушать аудиокнигу.

Если вам в первую очередь важна формальная сторона взаимоотношений ребенка со школой — выполнение заданий и оценки, а ребенок никак не хочет читать, то не стоит портить взаимоотношения с ребенком из-за литературы. Книги должны быть удовольствием. Для тех, кто категорически отказывается читать, есть краткие пересказы книг в интернете.

Если чтение для вашего ребенка — это тяжелый труд или учебная повинность, то, возможно, стоит выбрать несколько книг из списка, которые могут ребенка заинтересовать, и прочитать их с удовольствием. А остальные книги оставить на более позднее время или прочитать в пересказе.

Если ваш ребенок не читает, не отчаивайтесь. Это не обязательно помешает ему вырасти образованным и успешным человеком.

Если вам необходима помощь специалиста, смело обращайтесь в столичные семейные центры. Адреса и телефоны семейных центров можно найти на портале мойсемейныйцентр.москва.

Источник

Что делать если ничего не читал летом

Если вы любите чтение, но но отчего-то читаете мало, знайте: все нормально. Такое бывает. В жизни столько вещей, которые нас отвлекают, — как же тут не отложить книги подальше. Вокруг сериалы, кино, Ютуб, Тик-ток, бесконечный серфинг в онлайн-магазинах… Устоять сложно. Но можно.

В этой статье я расскажу про то, что я делала, чтобы читать больше и лучше. Это вольные заметки, которые я писала для нашего Книжного клуба. Возможно, они привнесут больше книг и вашу жизнь.

Зачем читать больше

Для того, чтобы читать больше, нужно понять, зачем вам это надо. Цели могут быть разными:

рабочая. Если вы, как и я, много читаете по долгу службы, то вам точно нужно ускорять процесс. Логика тут простая: быстрее читаете→быстрее работаете→больше времени на книги для себя.

образовательная. Иногда просто хочется читать, чтобы больше знать. И хотя сейчас есть множество альтернативных способов получения знаний (подкасты, курсы, видео), книга до сих пор отлично справляется с этой задачей.

развивающая. Все упражнения для увеличения скорости, так или иначе, улучшают работу мышления и память.

развлекательная. Хорошие книги=удовольствие.

Ну и есть цель отдельная — для книголюбов. Если вы любите литературу, то поймете о чем я: хочется успеть всё — и следить за современной литературой, и не забывать о классике, заглядывать в нон-фикшн и детские издания. А сколько всего хочется перечитать! Планы амбициозные, но реальные, если читать много.

Как читать больше: мой опыт

Расскажу про способы, которые использовала сама. Возможно, какой-нибудь подойдет и вам.

15 минут в день

Наверняка вы слышали это правило: хочешь завести полезную привычку — уделяй ей 15 минут в день. Когда-то я читала нерегулярно. Скачками. Набегами. Иногда неделю не могла открывать начатый роман. Поэтому однажды я решила завести правило: уделять чтению не меньше 15 минут в день. Иногда перед сном, иногда — в обед, иногда — утром за кофе.

Прогресс вы увидите сразу. У меня это было так: практически всегда 15 минут перерастали в полчаса. Но самое замечательное, что через недели три руки сами искали бумажную или электронную книгу. Есть, правда, один минус: привычка читать заменила мне просмотры сериалов. Конечно, что-то я успеваю смотреть, но видеоконтента стало гораздо меньше в моей жизни.

50 первых страниц

Это метод Игоря Манна. Он советует: «Если книга не зацепила вас с первых 50 страниц, отложите ее! Жизнь слишком коротка, чтобы читать неинтересные книги». Я всегда скептически относилась к этому методу. Мой опыт учебы на журфаке показал (у нас там был гигантский список литературы): если на 50-й странице тебя клонит в сон от описания автором эклеров, то, вероятно, на 250-й тебе понравится.

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом
Иногда чтение выглядит так. — Источник

Так я и жила до романа Фаулза «Волхв» (кто не знает, там 800 страниц). Тут я сразу хочу предупредить: фанаты Фаулза, я нисколько не умаляю достоинств этого писателя. Он классный. Но вот «Волхв» мне не «зашёл». Ни на пятидесятой странице. Ни на двухсотпятидесятой. Не зацепил, когда я прочитала половину. Не тронул, когда до конца оставалось страниц двести. И совершенно обескуражил в конце. Целый месяц я пыталась полюбить эту книгу. Но не смогла.

Фаулз дал понять: надо менять подход к книгам. Сначала мне было тяжко останавливаться и откладывать роман. Раньше я даже прятала такие книги: мне казалось, что они глядят на меня с укором. Мол, не дочитала нас, слабачка. Но в итоге я пришла к одной простой мысли: если не цепляет, не стоит себя заставлять.

Электронные книги

Самый классный метод оказался ужасно простым — нужно просто везде носить с собой книгу. Но томик в 800 страниц, к сожалению, не так-то легко унести. Поэтому я закачала много-много-много книг в телефон.

Да-да, знаю: читать с телефона не очень полезно, потому как садится зрение. Но электронная книга кажется мне слишком громоздкой. Да и её можно забыть, а вот без телефона сегодня никуда. Главное: присутствие текста позволяет открывать его в любое время. Так «Маленькую жизнь» я начала читать сидя в маршрутке — когда у меня сломалась машина. А «Вторую жизнь Уве» — когда приходила раньше на тренировки.

Читательский дневник

Про читательский дневник я уже писала, но расскажу еще: за пару лет он изменился. Завела я его, чтобы улучшить качество чтения — сделать его более осознанным. Сначала это была простая тетрадка с рубриками:

Правда, оказалось, что привычка анализировать произведение была утеряна еще в школе. Вспомнить о том, как находить в книге символы и видеть что-то кроме сюжета, помогла книга «Как читать книги» и покдаст «Книжный базар» (его ведет Галина Юзефович и Анастасия Завозова.

Что случилось потом?

Дневник перекочевал в гуглдок. Изменились рубрики. Структура стала более гибкой: иногда я вставляю туда интересные мнения критиков или факты о писателе, обложке, экранизации. Поняла, что лучше писать отзыв сразу после прочтения книги и не затягивать. Иначе текст получается не таким живым. Дневник приучил глубже понимать прочитанное, отмечать понравившиеся цитаты, погружаться в историю создания книги и события, которые легли в её основу.

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом
Так дневник выглядит сейчас. Слева — рубрики, которые остались.

И да: читательский дневник — это штука не про количество, а про качество. Но и он может мотивировать: когда открываешь гуглдок и начинаешь смотреть цитаты, сразу жутко хочется почитать.

Книжное пари

Еще один способ, который сейчас пока на паузе, это книжное пари. Пару лет назад моя подруга обнаружила, что стала меньше читать. И её девятилетний сын тоже. Тогда-то мы и придумали книжное пари: каждый должен прочитать одну книгу в месяц и написать по ней отзыв. Проигравший покупает всем остальным участникам по книге.

Участвовать в пари вызвали четыре человека: я, подруга, её сын и наш общий друг. Сначала все было хорошо. Все добросовестно выполняли свои обязанности. Но уже через месяц возник кризис: два человека не дочитали свои книги. Зато следующие месяцы снова стали успешными: проигрывать никому не хотелось.

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом
Если в вас живет дух соревнования, то используйте его во благо: читайте и других вдохновляйте. Источник

Книжное пари просуществовало года два. И надо сказать, жутко мотивировало! Даже когда я уехала на три недели в отпуск и решила не читать ни-че-го, на обратном пути в самолете меня осенило: я не готова проиграть. Почти двадцать часов в полете прошли не зря — я одолела больше половины романа Донны Тартт. А вторую половину — «добивала» дома. Да, этот метод имеет свои изъяны и требует времени, чтобы привыкнуть, но он точно работает. Проверено на четверых людях 🙂

Скорочтение

Еще один эффективный способ — скорочтение. Потому что чем выше скорость, тем больше книг.

Когда я только устроилась работать в МИФ, то решила пройти онлайн-курс по скорочтению. Я собиралась применять метод на работе: чтобы быстро читать книги по саморазвитию, творчеству, культуре и бизнесу. В итоге навык помог в чтении любой литературы. Хотя, конечно, художественный текст я читаю более размеренно, чтобы от души им наслаждаться.

что делать если ничего не читал летом. Смотреть фото что делать если ничего не читал летом. Смотреть картинку что делать если ничего не читал летом. Картинка про что делать если ничего не читал летом. Фото что делать если ничего не читал летом
В МИФе тоже есть курс по скорочтению. В письмах.

Важно сказать: скорость чтения не увеличилась автоматически. Во время обучения я каждый день (это важно!) делала домашние задания. Это занимало полтора-два часа. Результат меня порадовал и впечатлил: скорость увеличилась больше чем в 2 раза.

Эти способы — результат практики примерно трех лет. Сейчас я читаю три-четыре художественных книги в месяц (не считая рабочих). Читаю почти каждый день. Во время отпуска стараюсь читать меньше или вообще не читать — отдыхаю. Иногда вместо Инстаграма открываю книгу и потом не помню, зачем мне нужно было в эту соцсеть. Не забываю про аудиокниги: это классный способ разгрузить глаза и погрузиться в текст. Некоторые книги великолепны в озвучке (например, «Лето целого века», «Рассечение Стоуна», душераздирающая «Волна»)

При этом важно не принуждать, а направлять. Не заставлять, а получать от этого процесса удовольствие. Только тогда все это имеет смысл.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *