что делать если переходный возраст у девочек в 10 лет
Что такое переходный возраст у девочек: признаки, когда начинается и заканчивается
Когда начинается переходный возраст у девочек — в период от 10 до 12 лет. У большинства подростков в это время приходит первая менструация, формируется грудь, стремительно развивается скелет. Половое созревание сопровождается психологической уязвимостью и нестабильностью эмоций.
Что такое переходный возраст
Переходный возраст — это сложный период перехода человека от ребенка ко взрослой личности. Переходный период называют еще пубертатным (от слова рubertas — половая зрелость). Гормоны активируют рост организма, готовят его ко взрослой жизни, к возможности продолжения рода.
Этапы переходного возраста
Этапы переходного периода у девочек делятся на ранний пубертатный и второй пубертатный.
Нет четких цифр, сколько длится подростковый возраст, но самые ранние изменения начинаются с 8 лет. У ребенка растут кисти рук, стопы. В раннем пубертатном периоде начинает формироваться грудь (на глубинном уровне, внешне часто незаметном).
Во время второго пубертатного периода происходят физические и психологические изменения, которые и связывают с классическими проявлениями переходного возраста. Этот период приходится на возраст в 10-12 лет.
Основные возрастные этапы:
Как проявляется
Активизация половых гормонов запускает физическое изменение тела девочки и влияет на ее психологическое состояние. Самые яркие, заметные составляющие полового взросления на физическом уровне: рост груди и начало первых месячных.
Основные физические и психологические признаки переходного возраста у девочек такие (проявляются в той или иной степени):
В каком возрасте начинается
Переходный возраст наступает не по часам и протекает у девочек по-разному. На окончание пубертата и на то, во сколько у девочек начинается переходный возраст, влияет ряд факторов:
Какие изменения происходят в 10-12 лет
С 10 лет активизируются гормоны, начинает формироваться грудь. У девочек появляются волосики на лобке, подмышками.
Тело девочки приобретает более женственные формы. Гормональный коктейль, работающий в организме, способен привести к таким проявлениям:
Советы родителям
Следите, чтобы дочка соблюдала личную гигиену. Подсказывайте, чтобы она ежедневно подмывалась, меняла нижнее белье. Подберите дочери дезодорант с нейтральным запахом, не забивающий поры. Стоит подобрать правильную косметику по возрасту, чтобы убрать лишнюю жирность кожи и справиться с прыщами.
Будьте терпеливы. Поддерживайте ребенка, помогите ей преодолеть проблемы на физическом уровне, тогда и на эмоциональном плане станет легче. В этом возрасте наблюдаются первые психологические симптомы переходного возраста у девочек: стремление к независимости, самостоятельности, эмоциональная нестабильность, вспышки гнева. Это результат действия гормонов и страх от изменений, происходящих с телом и внешностью.
В рацион включите витамины, кальций, рыбий жир (омегу-3). Следите, чтобы девочка не увлекалась фастфудом, газировками, сахаром. Расскажите о предстоящей первой менструации. Купите прокладки, пусть они ждут своего часа на полке и в индивидуальном пакетике в сумке дочери (если застанет неожиданно, вне стен дома).
Какие изменения происходят в 13-14 лет
У большинства девочек месячные в среднем приходят в 11-12 лет, поэтому к 13-14 годам подросток уже научился принимать новую особенность своего тела. Купите дочке блокнотик и посоветуйте приучиться отмечать начало и окончание цикла на бумаге или в записнушке телефона. Это важно, чтобы отслеживать состояние женского здоровья.
Советы родителям
Если вторичные половые признаки (рост волос на лобке и подмышках, формирование груди) начался, а месячные после этого не приходят в течение двух лет, следует обратиться за консультацией к гинекологу.
По каким причинам задерживается первая менструация:
Цикл в этот период нерегулярный, врачи считают нормой задержку от месяца до полугода. Стабильным цикл становится в период, когда заканчивается переходный возраст у девочек, — к 17-18 годам. Беседуйте с дочкой, чтобы иметь представление о характере выделений. Если они слишком обильные, болезненные или слишком скудные, сходите вместе к гинекологу.
Какие изменения происходят в 15-16 лет
Этот возраст отмечается бурным ростом организма. Нередко случается непропорциональный рост частей тела. Слишком стремительный рост скелета приводит к болезненным явлениям в суставах и проблемам со зрением. Другие неприятные проявления бурного роста:
Советы родителям
На этот возраст приходится пик физического и эмоционального развития. С чем сталкиваются подростки:
Может ли переходный возраст наступить после 16 лет
Если физиологически развитие подростка начинается только после 16 лет — это отклонение от нормы. Такое встречается при генетической предрасположенности или на фоне затяжных болезней, психологических стрессов.
Гораздо чаще встречаются ситуации, когда девочка гармонично развивается физически, к 16 годам у нее запущено функционирование половой системы, но эмоционально она не выросла. Затем происходит внутренний щелчок и стартует эмоциональная перестройка, подросток пытается наверстать упущенное: устраивает родителям бунты, протестует на уроках, противопоставляет себя социуму. Эту бурю стоит переждать. На то, сколько длится переходный возраст у девочек, влияет множество факторов, но к 17-18 годам он заканчивается у большинства подростков. Старшие классы, экзамены, подготовка ко взрослой жизни не оставляют времени на буйство и протесты.
Что влияет на продолжительность переходного возраста:
Переходный возраст сейчас начинается в 9-10 лет. Что еще надо знать родителям
Подростковый возраст сильно помолодел, он начинается у девочек уже в девять лет, а у мальчиков в 10-11. Рамки действительно очень сильно сместились за последние 15 лет, подростковый возраст наступает на два года раньше, чем мы ждем, чем нам привычно. Соответственно, родители оказываются в ситуации, когда они не готовы к тому, что ребенок перестает быть ребенком и психически, и физиологически. При том, что, конечно, остановить взросление абсолютно невозможно.
Если на проблему взаимоотношений родителей и подростков посмотреть не поверхностно, а чуть глубже, то может оказаться, что некоторые трудности связаны с уровнем особой родительской тревоги, которая может звучать как придирчивость, требовательность, излишнее внимание к ребенку. Очень часто родители не понимают, насколько сильно они находятся под влиянием этой неосознаваемой тревоги.
Что обычно тревожит родителей
– У подростка есть какая-то своя жизнь, которая недоступна родителям.
– Попадет под постороннее пагубное влияние.
– Не уделяет достаточного внимания учебе.
– Увлекается непонятной странной музыкой.
– Одевается не так, волосы не так стрижет, моется реже.
– Высказывает недовольство.
– Задерживается допоздна и не сообщает об этом заранее.
Все эти опасения попадают в классику родительских тревог. Конечно же, все родители очень боятся, что ребенок свяжется с плохой компанией и не сможет из нее выбраться, будет еще меньше бывать дома, и возможностей для нормального общения не останется.
А у ребенка в этом возрасте превалирует доминанта на обретение самостоятельности, своей собственной позиции и своего места в мире, при этом у него очень маленький опыт и ощущение обладания «волшебной палочкой».
За тревогой родителя, что ребенок попадет в плохую компанию, пойдет не той дорожкой, обычно стоит страх, и это настоящий страх, иногда очень сильный. И может выясниться, что при каждом столкновении с друзьями ребенка родитель вспоминает историю какого-то своего родственника, который попал в плохую историю, и все закончилось нехорошо.
Тревога от ощущения, что подросток абсолютно не слушается, он совершенно невменяемый, недоговороспособный, действует так, что родители начинают давить, а такой способ в подростковом возрасте не работает. Чем больше родитель давит, тем больше подросток сопротивляется, тем хуже он слышит.
Часто родитель начинает давить именно под гнетом тревоги, не потому что он хочет давить, а потому что он чувствует, что теряет рычаги управления.
Он использует то, что у него под рукой, что «в сундуке» лежит самое верхнее – у нас у всех это лежит – авторитарную педагогику. Чем больше родители давят, тем больше ребенок дистанцируется, защищается, отстраняется, и диалог прекращается.
Тревога иногда такая сильная, что ее нельзя побороть. Скажем, это единственный ребенок или ребенок, со здоровьем и рождением которого были связаны разные проблемы. На основе моего опыта работы с этой темой – и лекционного, и дистанционного, и в консультировании – могу заверить, что возможно научиться слышать этот голос тревоги и останавливать действия, связанные с этим беспокойством. Уже одно это не то что уменьшит тревогу, но позволит фильтровать ее проявления и повлияет в лучшую сторону на отношения.
Подростки, в силу своего небольшого жизненного опыта, не воспринимают некоторые вещи, им абсолютно непрозрачна наша тревога. «Что со мной может быть?» – удивляются они. Это особенность подросткового возраста – до определенного периода у них у всех есть «волшебная палочка» – «все плохое случится не со мной, я обойду все преграды, я справлюсь со всеми сложностями и выйду сухим из воды».
Это действительно одно из сокровищ подросткового возраста. Но постепенно подростки, приобретая опыт, иногда очень тяжелый, не какой-то травматический, а личностно тяжелый, понимают, что «волшебная палочка», если и есть, то работает не всегда. И кроме «волшебной палочки» нужны осторожность, внимательность и даже работоспособность.
Разговаривайте про свою тревогу с подростком
Очень важно, если есть такая возможность, рассказывать ребенку о своей тревоге, потому что он сам ее не может считать. У кого-то из родителей есть тревога про дорогу, у кого-то про общение, у кого-то про замужество или про карьеру, у кого-то про внешность. И то, что попадает точно в тревогу родителей, вызывает очень бурный ответ. Подросток не понимает, почему мама начинает орать как потерпевшая, если он задержался на 20 минут или не прислал вовремя СМС.
Важно в мирное, нейтральное время, когда все хорошо, рассказывать подростку, почему вы так реагируете и что вас так цепляет. Подросток не может догадаться, что он на 20 минут задержался, а вы уже представили, как морги обзваниваете.
Подросток не может догадаться, что вы вчера прочитали очередную масс-медийную историю, а они все в последнее время очень яркие, и примерили ее на себя и на его жизнь.
Если вы ему в нейтральное время спокойно, без нотаций, на равных все расскажете, это будет ступенька к диалогу, шаг навстречу друг к другу.
Определите, что подпитывает тревогу
Иногда у родителя есть глубокие истории из детства, истории из семьи, которые запускают тревогу, опасения и предубеждения определенного типа. Если этот опыт серьезный, болезненный, нужно что-то делать, чтобы как-то его контейнировать (модное сейчас слово). Это может быть и исповедь в храме, и психотерапия, и рассказ друзьям, и ведение дневника. Это не происходит быстро, хотя уровень осознанности от таких действий растет.
Но есть вещи, которые кормят тревогу извне, которые к личной биографии никакого отношения не имеют, они цепляются в соцсетях, интернет-изданиях, по телевизору, еще где-то. Соответственно, с подпиткой чужими историями и чужими мнениями тревога раздувается как воздушный шар. Не стоит перекармливать тревогу внешними сообщениями, потому что каждый медийный повод дает рост тревожности, вплоть до нервных расстройств.
Очень важно, если есть склонность к тревожным реакциям и проецированию своих тревог на ребенка, объяснить ему, что сейчас ваша тревога подкормилась и стала большой. Иногда нужно попросить взять паузу: «Сейчас я буду бояться всего, временно возвращайся, например, в восемь». Или: «Сейчас я прочитала про очередной химикат, пожалуйста, временно, пока в голове эта новая информация не уляжется, мы не едим фастфуд».
Необходимо внимательное отношение к своей тревоге, сочувственное отношение к самому себе: «Да, я вот такой, я пытаюсь, но я тревожная мамаша, я тревожный отец. Учти эту мою слабость. Ты вон носки разбрасываешь, а я не могу перестать тревожиться».
Вспомните все, что можете, про свой подростковый период
У подростков часто случаются эксперименты с внешностью: они худеют, перекрашиваются, делают всякие татуировки, пирсинги. Это родителям очень сложно принять, понять. Но это классический поиск себя, и он связан с огромной неуверенностью в себе. Здесь хорошо вспоминать свой подростковый возраст – это гигантский ресурс, и все, что можно вспомнить про себя, надо вспомнить. Все, что можно вспомнить про других, тоже нужно вспомнить – может, вы себе ничего не красили, не подстригали и не отрезали от одежды, но наверняка у вас были друзья и родственники, которые этим занимались.
Потом, очень важно понимать, что если вы этот поиск себя будете останавливать и всячески тормозить, он просто задержится, и у подростка будет ощущение, что у него нет свободы, в частности свободы самовыражения.
Мне кажется, эксперименты с внешностью – это не самое плохое. Действительно, очень часто и мальчикам, и девочкам кажется, что они некрасивые. Вот они покрасят волосы в зеленый цвет и будут красивыми.
Но чтобы потом перекраситься в другой цвет, волосы нужно выбелить, отрастить и потом состричь, поэтому при следующей окраске ребенок обычно гораздо более аккуратный.
Конечно, тревогу у родителей вызывают постоянные татуировки, пирсинги, какие-то необратимые вещи. Но обычно у подростка на это просто нет денег. Пока он эти деньги каким-то образом зарабатывает или откладывает, или получает от родителей какие-то бонусы, проходит время, и обычно желание уже проходит.
Поиск себя, перебор масок, обликов, стилей – это необходимая атрибутика взросления. Подростки себе не нравятся, за этим стоит неуверенность в себе, тревога быть не принятым. Тут тревога подростка, что его не любят или он не крутой, накладывается на тревогу родителя, что сейчас он станет неформалом.
Когда тревоги оправданы
Но могут быть и реальные тревоги – если у ребенка систематически, не один день и не два дня, повышенная слезливость; не ситуативные, а постоянные перепады настроения; нарушения сна; плохое настроение.
Сложно описать, что такое плохое настроение. На самом деле в каждой семье это понятно – как запах, как погода в доме, как тональность музыки. Если у подростка систематически снижено настроение – это фактор риска. При этом очень часто родители видят мрачного, депрессивного, унылого подростка, но вот он вышел и с друзьями тут же веселый, разговорчивый, абсолютно открытый, доброжелательный. Это значит, что это настроение, обращенное к родителям. Надо выяснить, если настроение везде плохое – если друзья замечают, что он какой-то не такой, и учителя замечают то же.
Если ребенок стал хуже учиться, если он не хочет ходить в школу, то часто родители начинают подыскивать ему другую школу. Но дергать ребенка со сменой коллектива, не поняв, в чем причина состояния, – это только закреплять проблему и уходить на второй, на третий круг нерешенных задач.
То есть если вы видите, что состояние у подростка серьезное, нужно понять, что там с триггером, в чем дело, из-за чего переживание. Это может быть несчастная любовь, конфликт с учителем, конфликт с одноклассником, могут быть какие-то внутренние переживания, связанные с ростом, с внешностью, с чем угодно еще. Не поняв, что это, нельзя его дергать с места.
Но если понятно, что стресс системный, то есть в школе травля, буллинг или какой-то глубокий конфликт с другом, предательство, и ребенка это сильно травмирует, то если он не против переходить в другое учебное заведение, то надо переходить. Мне кажется, все эти внешние скачки должны быть при условии исчерпанности внутренних ресурсов.
Что делать если переходный возраст у девочек в 10 лет
В возрасте 10-11 лет ребенок вступает в подростковый период. Этот этап жизни один из самых важных, так как он влияет на всю дальнейшую жизнь. Именно в этом возрасте у ребенка возникают трудности и проблемы, поэтому он как никогда нуждается в понимании и поддержки взрослых. Однако многие родители возрастных особенностей детей этого возраста не понимают и руганью еще больше усугубляют и без того непростую ситуацию.
Парадокс переходного возраста заключается в том, что дети в этот период легче поддаются влиянию чужих людей, чем своих родителей. В 10-11 лет ребенку становится интереснее проводить время со сверстниками, чем дома. С этого возраста подросток становится как бы неуправляемым, он протестует против всего, на чем настаивают родители, в том числе и против учебы.
Если класс не стал для подростка тем коллективом, где ему комфортно и приятно общаться со сверстниками, он не желает ходить в школу и начинает убегать с уроков. Некоторые дети в этом возрасте, не сумевшие найти друзей среди сверстников, с головой уходят в виртуальный мир и часами сидят за компьютером, чем вызывают массу недовольства у заботливых родителей. У других появляются друзья в дворовых или уличных компаниях, которые становятся для них авторитетом и кумиром.
Поэтому, если даже вас сильно беспокоит то, что ваш ребенок дружит с каким-то хулиганом, постарайтесь сказать ему об этом спокойно. Фраза: «Я тебе запрещаю дружить с ним!» в этой ситуации категорически не подходит. Родители обязаны уважать выбор ребенка и пытаться заставить его приказным тоном выполнить ваши требования, с этого возраста уже недопустимы. Просто поговорите с ребенком, расскажите ему о своем детстве и приведите пример человека, который не очень соответствуют статусу друга или подруги.
Если родители к 10-летнему возрасту сумели выстроить доверительные отношения с ребёнком, то он обязательно прислушается к их советам. Ругать или смеяться, называть проблемы подростка глупостями не стоит. Не пытайтесь заставить его поступать так, как вы хотите силой. Постарайтесь смириться с тем, что сын или дочь постепенно отдаляется от вас и проявляет самостоятельность. Конечно, определенная степень контроля нужна. Но наказывать и ругать за то, что подросток перестал слушаться и стал агрессивным не стоит. Будьте терпеливы и настойчивы, помните, как трудно сейчас приходится вашему сыну или дочери. Ведь им предстоит влиться в коллектив, завоевать авторитет среди сверстников и стать взрослым человеком.
Ребенок в 10-11 лет уже личность. Об этом надо помнить, когда вам захочется на него крикнуть. Повышать голос и угрожать наказанием в этом возрасте уже нельзя, так как подростки не любят подчиняться. Несмотря на все поблажки у ребенка 10-11 лет должны быть свои обязанности, которые он должен выполнять каждый день. Например, это уход за попугаем, мытье посуды, наведение порядка в своей комнате, сходить в магазин за хлебом и молоком.
Если ребенок хорошо выполнил порученную ему работу, обязательно похвалите его. Подчеркните, что он уже стал вашим помощником и совсем взрослым. Осознав важность выполненной работы и свою значимость, ребенок будет с большой радостью помогать вам и дальше. Старайтесь проводить больше времени вместе с ребенком, занимайтесь вместе каким-то делом и гуляйте. Хорошо, если родители и подросток имеют совместные развлечения. Например, играют вместе в футбол или посещают бассейн. Найдите общий язык с друзьями вашего ребенка и тогда вам не будет грозить опасность, что ваш сын или дочь может попасть в плохую компанию.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология по гороскопу»
Переходный возраст: как его пережить родителям. Разговор с психологом
Переходный возраст у современных детей начинается с 10 лет, к мальчикам и девочкам в этот непростой период нужно искать разные подходы и давать больше свободы. О том, как находить общий язык с подростком во время его становления, 103.by беседует с основателем «Центра комфортного общения» Натальей Шеиной.
Подросткам нужно давать больше свободы и возможность чувствовать ответственность за свою жизнь
— В прошлом году к нам обратилась мама девочки-подростка 15 лет. Ребенок не ходил в школу 3 месяца. Каждое утро мама опаздывала на работу, потому что будила девочку, вела в школу, но та все равно уходила с уроков. Я встретилась с девочкой два раза. На первой консультации мы говорили о дискомфорте, который она испытывала в классе. Ко второй встрече мне уже было понятно, что, не посещая школу, ребенок манипулирует мамой и получает от нее больше внимания.
На второй консультации психолог говорила с девочкой о последствиях. В конце встречи она предупредила, что это последняя встреча, на что подросток удивился, мол, как так, ведь я до сих пор не хожу в школу.
— Я объяснила ей, что это ее право. Родителям же я порекомендовала прекратить поднимать ее по утрам и водить в школу. Девочка опять изумилась и сказала, что ее в таком случае выгонят из школы. Я подтвердила, что именно так и будет. «Но ведь я тогда не смогу поступить в ВУЗ!» — она была не на шутку возмущена. Я согласилась, что это будет действительно невозможно, и обрадовалась: она наконец-то готова взять на себя ответственность за свою жизнь. На следующее утро мне пришло смс: «Я в школе!».
Девочки думают о внешности, мальчики становятся нелюдимыми
По словам Натальи, переходный возраст у детей начинается с 12 лет и заканчивается в 17. Тинейджеры — это дети от 13 до 19. Однако у каждого ребенка период созревания протекает индивидуально и обычно заканчивается к 19 или 21 году.
— Это период значительных физиологических, психологических и эмоциональных изменений. Подростков эти новшества беспокоят и пугают не меньше, чем взрослых. Им приходится приспосабливаться ко всем изменениям, быть внимательными в школе, думать о «будущем», разбираться с первыми отношениями, примерять на себя роль взрослых. Порой кажется, что у ребенка просто «снесло крышу».
Наталья уверена, что с каждым годом половое созревание у детей происходит все раньше и раньше. Иногда черты подросткового возраста начинают проявляться в 10-11 лет. Причем, у мальчиков и девочек все происходит по-разному.
— Парни становятся более нелюдимыми, стараются чаще уходить от родителей в свою комнату, хотят побыть одни, больше «зависают» в компьютере. Их мало интересует будущее, они живут «здесь и сейчас». Часто становятся грубыми, меньше внимания уделяют гигиене. Создается ощущение, что у мальчиков нет планов, и это очень беспокоит родителей. Хотя часто планы на самом деле есть, просто ребенок не хочет ими делиться со взрослыми.
Девочки в начале подросткового периода чувствуют себя неуклюжими, часто застенчивы. Они испытывают колоссальный стресс по поводу своей внешности, постоянно сравнивают себя с кем-то, взвешиваются. Девочкам важно знать, что сверстники их принимают и хорошо к ним относятся. Очень часто одни девочки «травят» других.
— Часто родители становятся мишенью для язвительности и эмоциональных срывов и нападок своих дочерей, особенно матери. Часто девочки устраивают истерики и трагедии из-за незначительных и очень странных поводов. Родителям следует помнить, что девочки просто гиперэмоциональны и не могут себя контролировать из-за взрыва гормонов и незрелости нервной системы. Это пройдет. Даже когда они говорят обидные вещи, на самом деле они любят вас и хотят получить лишнее подтверждение вашей любви.
Даже у плохого поступка есть позитивная причина — мотив
Именно в подростковом возрасте дети часто попадают в неприятные ситуации. Мальчики дерутся в школе или управляют авто без прав. Девочки конфликтуют со сверстницами, попадают в плохие компании.
—У каждого плохого поступка есть позитивная причина — мотив. Родитель обязательно должен увидеть и понять, почему ребенок действует именно таким образом. Чего он или она хочет добиться. Именно родитель может помочь ребенку научиться достигать своих целей другим способом. Если проблемы ребенка возникли вследствие его плохого поведения, по возможности не нужно в них вмешиваться.
Подростку важно узнать границы дозволенного. Для него важно понять, в каком мире он живет, какие правила и последствия могут быть у поступков. Не нужно навязчиво вмешиваться в плохое поведение подростка, нужно ему помогать.
— Если ребенок дерется в школе, необходимо выяснить, что произошло и почему единственным решением проблемы была именно драка. Подростку нужно помочь выработать алгоритм поведения в будущем. Если же подросток не соблюдает закон и ездит на автомобиле без водительских прав, нужно убедиться, что он осознает последствия и санкции, предусмотренные в уголовном и административном кодексе, просмотреть с ним статьи, в которых описывается ситуация с пострадавшими.
Каждый родитель, по мнению Натальи, знает рычаги влияния на своего ребенка и систему мотивации, состоящую как из положительных последствий, так и из отрицательных. Например, можно пообещать ребенку, что если он не будет ездить без прав на чужой машине, то родители с удовольствием оплатят ему автошколу. Или негативную мотивацию — лишение карманных денег, финансирования, интернета.
Модели поведения детей и ответы взрослых
Если ребенок игнорирует слова родителей, психолог советует снова обращаться к последствиям. К примеру, можно сказать, что пока не будет порядка в комнате, подростку не разрешат приглашать друзей. Или если не будет вымыта посуда, то семья не сядет ужинать, потому что в кухне неприятно находиться.
— Если это не работает, можно предупредить ребенка, что вы будете вынуждены купить посудомоечную машину, но на это пойдут деньги из бюджета на его/ее одежду и развлечения или деньги, предназначенные на оплату секции футбола.
В случае, если ребенок часто раздражен, груб и проявляет неуважение к старшим, психолог рекомендует общаться с ним максимально вежливо. Прежде, чем начинать разговор, необходимо дать ребенку успокоиться.
— Самое главное — не обижаться, помните, что подросток просто не способен контролировать бурю своих эмоций. Но если вас все-таки обидели слова сына или дочери, обязательно скажите об этом. Не оправдывайтесь и не доказывайте, что подросток не прав, лучше задайте вопрос, почему он так думает. Старайтесь больше разговаривать и по-честному объяснять мотивы своих поступков. Слушайте ребенка.
Еще одна распространенная проблема — вранье. Если родители уверены, что ребенок говорит неправду, нужно дать ему понять, что они готовы защитить и помочь ему. Однако только в том случае, если он будет говорить правду.
— Логичным последствием лжи является потеря доверия. Поэтому врущий подросток должен понимать, что родителю не все равно и что родитель будет иногда проверять все ли в порядке.
Как понимать подростка: советы психолога
Не обижайтесь — это не имеет смысла. Подросток любит вас, он просто не умеет контролировать свои слова и эмоции.
Если вы действительно хотите знать, как дела у вашего ребенка, начните рассказывать ему о своих делах.
Доверяйте решениям своих детей. Конечно, не всем. Но подросток должен знать, что вы ему доверяете.
Меньше критики, больше четких указаний. Невымытая посуда для подростка — это не способ вас обидеть, а просто мелочь.
Выясняйте истинную причину поведения вашего ребенка. Разговаривайте. Слушайте, а не осуждайте.
Если вы отказываете подростку в чем-то, потрудитесь подробно аргументировать свое решение. «Потому что я так решил(а)» — это не аргумент.
Позвольте подростку иногда совершать ошибки и разбираться с их последствиями. Ведь ничто не учит лучше, чем собственный опыт.
Не бойтесь обратиться к специалисту, если не получается решить проблему в кругу семьи.
Создайте систему мотивации для своего подростка — так вы поможете ему ориентироваться в этом сложном мире.
Ни один подростковый возраст не длиться вечно — потерпите пару лет и все точно наладится.