что делать если перемолился
Православная Жизнь
Молиться не хочется. Совсем. И в храме всё одно и то же, сколько можно?! Откуда бралась радость молитвы раньше, когда вычитать лишний акафист или выстоять литургию с молебном и панихидой было делом простым и вдохновляющим? Почему теперь всё не так? Куда идти и что делать?
Священник Александр Хворост, настоятель Александро-Невского храма Дружковки, отвечает тем, кто переживает кризис духовной жизни.
Кто виноват?
Равнодушие в духовной жизни — явление тревожное, и если человек заметил у себя такое состояние, надо срочно принимать меры. Самостоятельно с ним справиться очень сложно. Однозначно, само собой всё как раньше не станет.
К сожалению, это явление встречается часто. Мы живём во время, когда верующие часто не имеют грамотного духовного руководства. Это влечёт за собой неизбежные ошибки в духовной жизни, которые приводят к апатичному, безразличному состоянию. У человека опускаются руки, он разочаровывается в Церкви и вере — это прямые следствия таких ошибок.
Причины такого состояния — отдельная тема, мы её ещё коснёмся. Замечу только, что они сугубо индивидуальны. А пока сосредоточимся на том, что делать, если вы обнаружили, что становитесь равнодушными в своей духовной жизни.
Что делать?
Прежде всего, нужно разбираться, что случилось, куда делись энтузиазм и воодушевление. Надо анализировать, с чем мы столкнулись, что неприятно удивило или насторожило. Без такого анализа нельзя понять причины охлаждения к вере.
1. Обсудить
Далее — стоит обсудить эту проблему. Прежде всего, конечно, с верующими людьми: священником, духовным наставником, воцерковлёнными друзьями, родственниками, православным психологом. Для чего это нужно? Порой мы не замечаем каких-то важных моментов своей жизни, а со стороны они могут быть видны. Обязательно надо попросить, чтобы о нас помолились. Мы все объединены Христом, нашей верой, традициями, церковной общиной, священноначалием, и живём не сами по себе, но составляем некое целое. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы решать проблемы вместе с теми, кто, возможно, с ними уже сталкивался и преодолел.
2. Переосмыслить
Следующий шаг — начать переосмысливать всё то, с чем мы имеем дело в духовной жизни. Нашу веру, церковные праздники, таинства и так далее. Вера и духовная жизнь — это процесс, а не какое-то статическое состояние. Они динамически развиваются, движутся. Как горение не может происходить статически — так же и с нашей духовной жизнью. У многих людей апатия и равнодушие приходят только потому, что они перестали «обновлять» свою веру, интересоваться ей. Считают, что воцерковились, всё узнали, поняли, со всем соприкоснулись и исчерпали то, что им может дать Церковь. Это неверно. Автомобиль, который разогнали, а потом выключили мотор, какое-то время покатится, а потом остановится. Кто в этом виноват? — тот, кто выключил мотор. Надо было двигаться дальше. Так же и в духовной жизни.
Как можно переосмыслить свою веру? По-разному. Есть смысл поменять обстановку: съездить в паломничество, пойти на послушание в монастырь, пожить там какое-то время, чтобы больше времени посвятить молитве. Можно отправиться на выходные в какую-нибудь деревенскую церковь, посмотреть, как там люди живут, чему радуются. Порой очень важно в ином свете увидеть то, чем мы живём.
Верующий может более глубоко изучить всё, с чем сталкивается в Церкви — это и богослужение, и таинства, — заняться самообразованием. Литературы и сайтов сейчас много, так что найти нужные источники не составит труда. Стоит осмысленно прочитать Евангелие, вникнуть в него. Это тоже очень интересно. А история Церкви? Ей две тысячи лет, больше тысячелетия назад крещена Русь. Всё это непросто и чрезвычайно интересно, потому что очень самоотверженными и глубоко верующими людьми распространялась наша вера, разносилась весть о воскресшем Христе.
3. Скорректировать молитву
Следующий этап — наше молитвенное правило. Порой человек может брать на себя непосильный объём молитв. Многие считают, что чем больше читать, тем лучше. Молитва — это тяжёлый труд, и тоже нужно подумать: а может, стоит изменить объём и качество молитв? Читать меньше, но регулярно и осмысленно, вдумываясь в каждое слово. Это тоже помогает быть ближе к Богу.
Хуго Симберг. Раненый ангел. 1903 г.
4. Заняться волонтёрством
Человек может заняться волонтёрством. Сейчас это популярно и активно поддерживается в разных сферах. Можно помогать больным при больницах или одиноким людям. Такое служение очень важно. Мы не можем любить Бога, если не любим ближнего. Любовь к Богу начинается через любовь к ближнему. Можно потрудиться в храме: что-то помыть, сделать своими руками. Это тоже помогает. Когда мы что-то бескорыстно жертвуем, это привносит радость в жизнь. Порой не нужно ничего придумывать: можно просто прийти и наколоть дров для церкви, но это нужный труд и большой вклад, особенно для развивающегося прихода.
5. Участвовать в таинствах
Конечно, нельзя забывать о таинствах исповеди и причастия. Но я бы рекомендовал прибегнуть к ним более вдумчиво: ещё раз осознать, что перед нами — Тело и Кровь Христовы, что ради нас и таких, как мы, Господь взошёл на Крест.
Подытожу: в случаях появления равнодушия духовную жизнь нужно активизировать. Подбросить дров в её угасающий огонь, и тогда она запылает с новой силой.
6. Быть честным с собой
Состояние, о котором мы говорим, ненормально, но оно неизбежно. Мы ведь, как правило, слабые и часто невежественные, и поэтому должны периодически переживать кризисы веры, чтобы осознать свою немощь и обратиться ко Христу. Ведь только Он может помочь наполнить всё смыслом и оживить. Но прежде нужно честно взглянуть на своё духовное состояние, осознать кризис. Тогда, преодолев его, мы будем жить полноценнее и осознаннее. Кризисный период — это явление и плохое, и хорошее, потому что после него, если мы всё правильно осознаем, начинается обновлённая духовная жизнь.
Господь удивительнейшим образом устроил наш мир. Человек нуждается и в постоянстве, и в обновлении. Бог сочетал это в повторении различных циклов нашей жизни: день и ночь, времена года, церковные праздники. У нас есть возможность осмыслять снова и снова и Пасху, и Рождество, и периоды постов. Мы делаем это регулярно, чтобы более глубоко понять смысл. Движемся вперёд, но всё время возвращаемся к тому, что было — на другом качественном уровне. За это нужно быть всегда благодарными Богу.
Так кто же всё-таки виноват?
Учитывая перечисленное, можем вывести причины, которые приводят к равнодушию в духовной жизни. Человек может «перемолиться». Может не иметь необходимых знаний о своей вере. Кризис может быть следствием каких-то проблем характера — неусидчивости или лени — или отсутствия у верующего поддержки в своей вере.
Уникальность Церкви в том, что она принимает всех. Каждому в ней найдётся дело. Коммуникабельный человек найдёт возможность заниматься организаторской работой, замкнутый — нести послушания, не требующие общения. Кому-то, может быть, нужно идти дальше в своём духовном росте, и становиться священником или церковным старостой. Ведь равнодушие может проистекать и от того, что человек зарывает в землю свои таланты.
Ещё мы можем стать равнодушными, когда видим, что церковные люди не оправдывают наших ожиданий. Священника или прихожан хотим видеть чуть ли не святыми. Поначалу они нам такими и кажутся, но потом проступают какие-то недостатки, и это приводит к разочарованию. В этом случае нужно осознать, что человеческое несовершенство присуще всем. Надо учиться относиться к недостаткам ближних так же, как мы относимся к своим. Себе ведь мы всё прощаем, значит, и другим нужно прощать. Да, у всех есть недостатки, но со Христом мы можем стать лучше. Давайте не будем требовать от людей больше того, что они могут дать, и постараемся пристально смотреть не за другими, а за собой.
Главное — всё делать осмысленно. Одна из бед нашей Церкви — это обрядоверие. Многие верующие знают православие очень поверхностно. Если мы будем так жить, то далеко не уедем. А если будем делать всё осознанно, то это принесёт богатые плоды. В ХХI веке мы не имеем права быть невежественными. Нужно развиваться, идти вперёд, к Богу, и помнить, что без Него всё у нас будет печально и бесперспективно.
Критерии ложной и правильной молитвы
Разъясняют пастыри Русской Церкви
Молитва – стержень духовной жизни христианина, живой опыт общения с Богом. Не молящегося православного трудно себе представить. Но многих из нас волнует вопрос: а правильно ли я молюсь? Вопрос о молитве – один из часто задаваемых священникам и духовникам.
Мы обратились к пастырям Русской Православной Церкви с просьбой разъяснить, каковы критерии правильной молитвы, какая молитва – ложная, как молиться, чтобы молитва была угодна Господу.
Молитва домашняя должна усиливать желание прийти в храм
– Лучше говорить о правильной молитве, потому что ложная познаётся, когда есть образец, норма, правило. Лжи может быть очень много, а наличие образца, нормы обличает конкретную ложь. Не нужно изучать ложь, нужно изучать норму.
Будем говорить о норме. Во-первых, нужно читать тексты из Молитвослова, проникать в их смысл, но время от времени переходить к личной молитве. Разгоняться по взлетной полосе – разогреваться по Молитвослову, – а потом подниматься в воздух уже самому – время от времени откладывая Молитвослов и пробуя молиться своими словами. Но затем обязательно опять возвращаться к Молитвослову, не отбрасывать его навсегда. Очень важны и молитва словами святых отцов, и молитва от себя, от своего сердца.
Только своими словами молиться – опасно, а только по Молитвослову – это станет слишком привычным, это «заездит», «замылит» сознание. Надо и «от себя» молиться. Мы знаем о молитвенном творчестве святителя Димитрия Ростовского, святителя Филарета (Дроздова), Оптинских старцев… – это отдельная большая тема. Вот и нам нужно «от себя» молиться. По книжке и самому, самому и по книжке – такой должен быть алгоритм.
Молиться по Молитвослову и своими словами, своими словами и по Молитвослову – такой должен быть алгоритм
Второе: нужно молиться дома – обязательно, а потом приходить в храм. Молитва домашняя должна усиливать желание прийти в храм. Присутствие в храме на богослужении по важности неоценимо и дает познать себя человеку, который молится дома. Человек, не молящийся дома, и в храм ходить не будет. А молящийся в храме рассеянно и дома молиться тоже не очень любит. Поэтому нужно соединять молитву домашнюю с церковной.
Критерий правильного горения духа – это желание прийти в храм на богослужение. Нужно мерить свою церковность по тому, насколько мне хорошо в церкви, насколько я люблю туда ходить, насколько душа радуется, когда я хожу в храм на богослужение.
Третье: преподобный Иоанн Лествичник говорит: кто не молится как грешник, молитва того не угодна Богу, даже если он мертвых воскрешал. Необходимо всегда молиться, опуская глаза. Молиться не как праведник: вот, мол, я такой хороший и т.д., а молиться именно как согрешивший человек, как человек, повинный многим наказаниям и виноватый во многом – в тайном и явном. Молиться смиренно перед Богом и Судией, без всякой гордости, как ничего за собой не имеющий, как обнаженный. Это касается всех людей, и чем выше ты поднимаешься, тем больше с тебя требуется, тем больше требуется с тебя и молиться без гордости.
А на определенном этапе искренних молитв человек уже сочувствует и нуждам других людей. Он начинает молиться о себе (например, девушка – о том, чтобы выйти замуж, парень – о работе, мама молится за детей, мужик молится, чтобы на работе начальник его оставил в покое…), а потом – со временем – должен обязательно перейти к чувству того, что в мире много людей нуждающихся, таких же, как ты. Тоже какого-то «грызут» на работе, у кого-то нет денег, кто-то лишается жилья, кто-то не может выйти замуж, кто-то – родить, кто-то болеет, кто-то умирает… Молящееся сердце должно ощутить трагедию мира. Почувствовать, что мир – это вообще трагедия. И в мире постоянно страдают. И когда ты молишься Богу, Который способен исцелить любые страдания, ты начинаешь молиться за других. Со временем настоящая молитва обязательно должна включать в себя других людей. Ты начинаешь переживать о тех, кого знаешь, и о тех, кого не знаешь. Вот еще один критерий правильной молитвы.
Настоящая молитва – это молитва не только о себе, но и о других людях – о тех, кого знаешь, и о тех, кого не знаешь
Очень важно, что отношение к тем, кого ты знаешь, меняется при молитве. Например, ты на кого-то раздражаешься, или кому-то завидуешь, или тебя от кого-то «крутит», или ты просто не любишь какого-то человека, и, может быть, он тебя не любит тоже. И при молитве ты – рано или поздно – почувствуешь, что твои мысли о людях становятся теплыми, ты перестаешь ненавидеть, желать зла, проклинать, начинаешь жалеть, прощать, терпеть. Молитва реально помогает человеку исполнить заповеди. Ты начинаешь исполнять то, что Бог приказал, при помощи молитвы. Без молитвы это невозможно. Прощать без молитвы невозможно, терпеть без молитвы невозможно. Все заповеди невозможно исполнить, если ты не будешь молиться. Молитва – это ключ к исполнению заповедей.
Безусловно, молящийся человек никогда не будет осуждать тех, кто не молится. Например, ты молишься, а кто-то говорит: «Да зачем тебе это надо?!» Ты не будешь ругаться с ним, ты не будешь говорить: «Ты дурак, ничего не понимаешь». Ничего подобного! Ты просто будешь молчать и не будешь осуждать даже в мыслях этого человека, потому что ты понимаешь, что ему пока не открыто то, что открыто тебе, что он еще многого не понимает. И ты тоже когда-то не понимал. Поэтому, повторю, молящийся никогда не осуждает не молящегося. Верующий никогда не осуждает неверующих. Он может печалиться, жалеть, но он не будет осуждать, потому что он понимает: им пока Господь Себя не открыл.
А завершу словами вот о чем: молитва одновременно является наслаждением и трудом. Начать молитву очень трудно. Это как выйти из окопа в атаку. Молитва начинается со скрипом, с тяжестью. А заканчиваться молитва не желает! Тебе хочется молиться, молиться, молиться… Тебе нравится то, что ты делаешь, потому что ты делаешь самое главное дело в мире. Разговаривать с Богом – это самое важное дело в мире. Молитва очень трудно дается и очень сладко утешает человека посреди его обычной жизни, даже если нет особых скорбей.
Увидеть себя в зеркале Церкви
– Отвечу напоминанием двух важнейших принципов.
Первый принцип: Бог не нуждается в нашей молитве (Он ни в чем не нуждается). В молитве нуждаемся мы сами, чтобы стать ближе к Нему, прояснить и очистить душу, ответить любовью на Его любовь. Именно это и «угодно Богу». Поэтому «критерий правильной молитвы» – это мы сами, наше состояние, наша жизнь.
Но тут нас ждет обычная ловушка самонадеянности: мы сплошь и рядом безнадежно заблуждаемся, пытаясь сами оценить свое состояние. Поэтому всегда надо помнить, что христианин живет в Церкви. В зеркале Церкви – ее Таинств, ее богослужений, ее учения, ее повседневных трудов и забот – особенно в малой Церкви, в семье! – мы способны увидеть себя и понять, куда нас ведет наша молитва и в какой именно молитве мы нуждаемся на данный момент.
Второй принцип: личная молитва предоставлена личному усмотрению верующего. Святитель Феофан Затворник в одном из своих писем пишет еще жестче: «Молитвенное правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его… Имейте свободу в отношении к нему. Будьте госпожою его, а не рабынею».
Тексты наших Молитвословов дают нам образец личной молитвы, открывают нам молитвенный подвиг святых подвижников, прошедших по земному пути впереди нас и давших нам примеры святости, богомыслия и богообщения. А следовать этим молитвенным примерам, совмещать молитвы святых и свои собственные – уже дело каждого в отдельности, при внимании к пастырскому совету священника.
Бог нас слышит, но слышим ли мы Его?
– В вопросе о молитве есть минимум два аспекта, о которых лучше говорить отдельно: молитва как просьба о чем-то и молитва как состояние души.
Если говорить о молитве-просьбе, конечно, духовные просьбы правильнее: о помощи в борьбе со своими страстями или о даровании добродетелей. Но ведь мы нередко просим и об исцелении себя или своих близких, о разрешении трудных жизненных ситуаций. И не всегда наши просьбы приводят к какому-то видимому эффекту. Часто именно поэтому и возникает вопрос: слышит ли Господь мою молитву? Среди набора стандартных ответов (а общий вопрос подразумевает общий ответ) мы найдем мысли о том, что пути Господни неисповедимы, и о том, что не всегда Господь сразу отвечает на наши молитвы. И такие ответы, правильные по сути, не очень хорошо воспринимаются вопрошающими. Ведь мне же надо, я же сделал усилие – помолился. Здесь хотелось бы добавить другую мысль: Бог нас слышит, но слышим ли мы Его? Почему Он должен исполнять наши молитвы, если мы всю жизнь игнорируем Его Слово, обращенное к нам? Сильна пред Господом молитва праведного.
Если же говорить о молитве как состоянии души, то здесь необходимо читать святых отцов и учиться у них. Единственное, от чего хочется предостеречь, – не перемолитесь. Если окружающие мешают вам молиться, раздражают своим непониманием, если в семье вы вместо домашних обязанностей вычитываете длинные правила… значит, что-то явно не так. Молитва должна способствовать любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится… (ср.: 1 Кор. 13: 4–9).
Из чистого сердца исходит и чистая молитва.
Православная молитва должна быть бесстрастной
– Православная молитва должна быть бесстрастной. Не надо начинать молитву, «дондеже не успокоятся твои чувствования», как говорится в Каноннике.
Православная молитва исключает какие-либо образы: когда мы обращаемся к Господу, мы не должны представлять Его. Собственно говоря, иконы и существуют для того, чтобы отсечь наше субъективное восприятие и дать правильное видение иных реальностей.
Православная молитва не должна зависеть от настроения человека. Нельзя так: сегодня молюсь, завтра не молюсь. Чтобы это понять, надо осознать, что Православие – это, прежде всего, образ жизни. Это как я веду себя утром, как я веду себя вечером, в среду, в пятницу, в воскресный день…
Наши предки старались дома иметь специальный молитвенный угол; на молитву мужчины одевали кафтаны – эта практика сохраняется у старообрядцев.
Когда совершается семейная молитва, то каждый член семьи, умеющий читать, знает свою часть молитвенного правила. Например, когда я был маленьким, я знал, что Трисвятое всегда читаю я; моя сестра читала «Помилуй мя, Боже». Когда так распределяется семейная молитва, тогда каждый является ее участником.
Но прежде всего, на что надо обращать внимание, это, повторю еще раз, отсутствие образов и бесстрастие. Если мы допускаем какие-то образы, страстность, то это уже не православная молитва, а скорее католическая.
Не примирившись с другими, молиться бессмысленно
– При молитве нужна в первую очередь вера. Потому что молитва – это очень сильное желание чего-либо. Как говорит апостол Павел: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11: 1). Без веры вообще невозможна никакая молитва: ни истинная, ни даже ложная.
Второе, что нужно для истинной молитвы, это то, что говорит нам Господь в самой главной молитве, которую Он дал святым апостолам, когда они просили Его научить их молиться, – в молитве «Отче наш»: «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6: 12). Господь говорит, что только тогда выполнит нашу просьбу – покаянную, например об оставлении грехов, или какую-либо другую молитвенную просьбу, – когда мы будем молиться, простив от всего сердца, оставив долги нашим ближним.
В Священном Писании неоднократно Господь дает рекомендации о том, как надо молиться. Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24). Не примирившись, не простив человеку от всей души, от всего сердца, молиться бессмысленно и бесполезно.
И третье условие истинной молитвы – смирение. Без смирения молиться нельзя. Господь в Евангелии приводит пример ложной молитвы – молитву фарисея (см.: Лк. 18: 10–12), который молился без всякого смирения, не оставив долгов ближним, потому что раз он осуждает ближних, значит, его отношение к ним было, мягко говоря, не любовное, значит, он не оставил какие-то свои обиды на ближних. И такая молитва, естественно, Господом не приемлется. Мы видим, что человек молился с гордым сердцем, хотя и вроде бы благодарственной молитвой («Боже, благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди…»).
Пример истинной молитвы – молитва мытаря (см.: Лк. 18: 13), который не мог поднять очи на небо, молился, бия себя в грудь, только и мог произнести: «Боже, милостив буди мне, грешному». Недаром утренние молитвы с этого и начинаются – для того, чтобы мы правильно настроились на всё последующее молитвенное правило. Когда мы говорим с сердцем, примеренным с Богом и людьми, начинается наша молитва.
Молитва фарисея, который молился с чувством гордости, без смирения, – это прямая дорога к прелести. Мы неоднократно встречаем в житиях святых, знаем по опыту Церкви, что такое прелесть: у человека начинались видения – прельщение бесовское, а он принимал эти видения за действие благодати Божией, принимался с ними беседовать, и это всё больше и больше разрушало его отношения с людьми, ибо он считал себя не похожим на прочих – «хищников, прелюбодеев и грешников», так как «общается» с Самим Богом, с ангелами… Эта гордость заводила в страшное помрачение. Вот что бывает, когда человек молится неочищенным сердцем, имея гордыню. Как мы знаем, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5: 5). А мы и просим в первую очередь благодати в молитве, даров Святого Духа.
Молитва, соединенная с гордостью, будет во грех, не в помощь, а в суд и осуждение.
Такое состояние прелести мне пришлось наблюдать у одного из студентов, когда я учился в семинарии. Этот человек внешне вроде бы являл пример очень благочестивой жизни, он подолгу молился, на службе стоял, не шелохнувшись… Но кончилось его «благочестие» классической прелестью: у него начались видения, он был уверен, что говорит с ангелами. Убедить его в том, что это не так, было невозможно, он стоял на своем. В конце концов он помрачился и духовно, и психически, и его пришлось отчислить из семинарии.
Но бывает и так, что человек молится и примирившись с ближними, и гордости особой не имея, но при этом молится ложно. Классический пример ложной молитвы – известная история, связанная с иконой Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость»: как мы помним, некий беззаконник, отправляясь на какое-нибудь греховное дело, каждый раз молился перед иконой Божией Матери. Такая молитва вновь и вновь распинает Христа, приносит Ему страдания. И вот тот человек с ужасом увидел истекающую из рук Спасителя кровь, спросил Божию Матерь, кто это сделал, и Она сказала: «Ты и подобные тебе грешники, которые своей жизнью и лицемерной молитвой распинают Сына Моего». Лицемерие – это недопустимое состояние при молитве. Нельзя молиться, заведомо зная, что просишь о чем-то нехорошем.
Каждый раз, когда ты молишься, надо очищать свою душу и проверять свою молитву заповедями Божиими, просишь ты действительно что-то хорошее или это послужит во вред тебе и твоим ближним.
Что означает выражение «перемолиться»?
Что означает выражение «перемолиться»? Не единожды слышала это слово в отношении верующих и звучало оно с негативным оттенком. Разве может быть молитвы слишком много?
Татьяна Шматина
Отвечает протоиерей Василий Кучер:
Для того, чтоб ответить на поставленный вами вопрос, нужно немного разобраться. Для начала, нужно понять, что такое молитва. Если мы говорим о молитве, как о пребыванием перед лицем Божиим, как о Богообщении, которое выражается во всем образе жизни (и даже мысли) христианина, то такой молитвы много быть не может. Митрополит Антоний Сурожский как-то сказал, что задача христианина состоит в том, чтобы всю жизнь превратить в молитву – в служение Богу. В этом смысле молитва – это не только слова, а особенное состояние, которое влияет на все, что человек делает. Именно поэтому, святые отцы когда говорили о высшей степени молитвы, называли ее «умным деланием». Для них непрестанная сердечная молитва, выражающаюся в живом ощущении присутствия Бога – это идеал, к которому человеку нужно стремиться. К такой молитве, собственно говоря, призывает и апостол Павел, когда говорит «непрестанно молитесь».
С другой стороны, под словом «молитва» очень часто понимают «молитвенное правило» – определенное число утренних и вечерних молитв, к которым, по своему усмотрению или, редко, по благословению духовника добавляют акафисты, каноны, кафизмы и главы из Священного Писания. При этом главную цель молитвы полагают в необходимости «вычитать» запланированное количество текста. Такой механический подход превращает молитву в тяжелую обязанность. Вместо радостного общения с Богом человек просто «идет на работу».
Да, прочитывать молитвенное правило необходимо. Но это должно быть не механическое повторение слов, а проживание их, вслушиваение в них, попытка постичь их духовный смысл. И главное – это должно сопровождаться покаянием. В противном случае, пользы будет немного. Ну и, конечно, все дополнительные молитвословия нужно согласовывать с духовником.
Это очень важно. Потому что надорваться можно от всего, и от молитвы в том числе. Бывает, что человек, особенно неофит, назначит сам себе правило и вычитывает его сутки на пролет. «Помолится» так полгода-год, а потом случается надлом. Человек или вообще молиться перестаёт, или же «совершенствуется» в своем самовольном «молитвенном бдении», и, как следствие, впадает в гордыню.
Оба случая – печальный результат неразумного отношения к молитве. Видимо, они и имеются в виду, когда произносится слово «перемолиться».
Святые отцы считали меру – высшей из добродетелей. Потому как к молитве, так и вообще ко всему в жизни, мы должны подходить с рассуждением и умом, стараясь во всем соблюдать чувство меры.