что делать если под колеса бросился человек
Автоподставы: Что делать, если кто-то бросился под вашу машину
В последнее время участились случаи, так называемых, автомобильных «подстав» с участием пешеходов. Звучит довольно страшно, ибо игры с человеческой жизнью не совсем то, что хотелось бы видеть на наших дорогах. Хватает и той бурды, в которую играют на дорогах, стройках, рельсах и прочих локациях молодежь, состоящая в тех самых группах в социальных сетях, которые называть не будем. Наши органы могут это рассматривать как рекламу.
Окей. К черту такие группы. Зачем они нужны, если можно заработать автоподставами? Зачем просто так рисковать, ради каких-то лайков и просмотров, если здесь хороший кэш на кону? Именно так и думают некоторые граждане. Подумают, поразмышляют, и прыгают под колеса.
Неплохой способ заработать, если у вас железные кости или хорошая подготовка в плане акробатических навыков. «Артисты», порой, попадаются, на самом деле, крайне талантливые и убедительные. Смотришь некоторые видео на такие темы и ждешь, как разверзнется асфальт, и из отверстия поднимется кулак с выставленным большим пальцем и пронесется над каким-нибудь проспектом святого Рашпиля станиславское «Верю!». Сколько талантов пропадает. Есть же профессия каскадер. Очень, кстати, высокооплачиваемая. Но нет, там учиться надо. А тут — каждый сам себе профессор.
Ну, шутки шутками, а когда на капоте вашего автомобиля бабочкой распластывается такой вот «актер», как правило, сжимается там, где не должно в нормальной ситуации. Человек — существо эмоциональное, что, зачастую, мешает принимать правильные и взвешенные решения в такие моменты. Но сделать это придется, если не хотите попасть на удочку мошенников.
Во-первых, конечно же, спасет видеорегистратор. Если таковой в автомобиле имеется. Если нет, но вы решили его приобрести, то обращайте внимание на те модели, которые обладают максимально широким углом обзора. Когда видно обочину, есть большая вероятность того, что акробатические этюды «подставщиков» попадут в объектив. Ну, и, конечно же, при упоминании того, что мошенника сняла камера, как правило, он ретируется и дает стрекоча.
Но они стали умнее. Ищут автомобили, где на лобовом стекле нет регистратора. То есть, его установка в разы снижает вообще возможность попасть в неприятную ситуацию.
Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
Второе, что следует предпринять, если уж такая неприятность случилась — трезво оценить ситуацию и убедиться, что «подставщик» действительно таковым является. Не стоит пренебрегать съемкой всего происходящего на телефон. Как бы это кощунственно не звучало, но эта съемка сможет многое объяснить подоспевшему наряду полиции. А именно, место происшествия, на переходе это было или рядом (или вообще вдалеке), состояние пострадавшего, положение автомобиля, который ни в коем случае нельзя передвигать ни на сантиметр.
Следующее, что стоит сделать — вызвать полицию. В любом случае. Правы вы или нет, это сделать следует. Если контакт произошел вне пешеходного перехода — так тем более. Если же перед вами мошенник, при виде водителя, вызывающего полицию, он предпочтет удрать. При прибытии наряда правоохранителей, опишите ситуацию и внешность мошенника. Наверняка, вы — не единственная его жертва.
Что немаловажно, желательно осмотреть место происшествия на предмет наличия камер видеонаблюдения, которые могут быть на столбах, у входа в магазин и т.д. Да, вряд ли мошенник выберет место с камерами, но все может быть. Зачастую эти парни прекрасные каскадеры, но не сильно внимательные «фрилансеры».
В целом, подытожив, можно сказать, что такой вот материал является прямой рекламой полиции и видеорегистраторов. Получается так, что вашими основными помощниками в ситуации «автоподстав» являются либо люди в погонах, либо гаджет на лобовом стекле.
Отдельно стоит отметить, что мошенники в 80% случаев для такого «развода» выбирают водителей прекрасного пола. Да, именно женщины становятся жертвами подстав чаще всего в последнее время.
Поэтому, милые дамы, имейте в виду, на вас ведут охоту не только настоящие мужчины, но и всевозможные «ловкачи» придорожного характера.
Зацепили пешехода. Он поднялся и… ушел. Что делать водителю?
Ситуация не типичная, но встречается. Если бы пешеход, которого зацепил автомобиль, предъявил требования водителю или наоборот при условии, что нарушителем ПДД – пешеход. В подобной ситуации всё понятно. Стороны в такой ситуации вызывают сотрудника полиции, а, возможно, и скорую медицинскую помощь, если в этом есть необходимость; могут и договориться на месте, не вызывая никого. Столкновение с пешеходом – это ДТП, которое регулируется вторым разделом ПДД. Все последствия такой ситуации прописаны.
Рассмотрим вариант. Пешеход ушёл с места столкновения с автомобилем. В чём-то ситуация не типична.
Почему же он ушёл? Причин несколько. Наиболее частая – переход проезжей части вне зоны пешеходного перехода. В такой ситуации пешеход опасается встречи с инспектором ДПС – штраф за нарушение ПДД и необходимость нести материальную ответственность за ущерб, причинённый автомобилю. Другая – сложившуюся ситуацию воспринимает как несерьёзную Худший вариант – пешеход находится в состоянии шока и не отдаёт отчёт своим действиям.
Как действовать водителю в подобной ситуации?
Благоприятное развитие. Пешеход самостоятельно без чьей-либо помощи поднялся. В адрес водителя высказал ряд нелитературных выражений и отправился далее по своим делам. По поведению пешехода и его словам у водителя есть возможность понять, что здоровью пешехода не причинено вреда. В такой ситуации водителю опасаться нечего. Высока вероятность того, что даже вредный пешеход через полчаса не вернётся на место ДТП и не будет вызывать автоинспекцию. Если «ваш пешеход» окажется таковым, то водителю предъявят наказание по ст. 12.27 часть 2 КоАП (оставление места ДТП). Вероятность такого развития обстоятельств очень невелика. Пешеход, не имеющий повреждений, не сможет доказать факт наезда на него автотранспортного средства.
Неприятное развитие ситуации. Пешеход получил травму и по прошествии некоторого времени обратился в лечебное учреждение, в котором сообщит, что травма получена в ДТП. В таком случае медики сообщат в ГИБДД. Полиция объявит авто в розыск. Если транспортное средство найдут, то водителю, который в то время был за рулём, грозит ответственность по статья 12.27 часть 2 КоАП (оставление водителем места ДТП).
Какое возможно наказание? Лишение права управления транспортным средством на срок до 18 месяцев или арест до 15 суток.
А если вред здоровью более существенный.
Легкий вред здоровью – добавится ещё и ответственность по статья 12.24 часть 1 (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью). Лишение права управления на срок до 18 месяцев или штраф до 5000 рублей.
Вред здоровью средней тяжести. Ответственность по статья 12.24 часть 2 КоАП (лишение права управления сроком до 24 месяцев или штраф до 25 000 рублей).
Тяжкий вред здоровью не рассматриваем, при такой травме пешеход никуда не уйдёт с места ДТП.
Как поступить водителю? Всесторонне оценить ситуацию, чтобы принять правильное решение. У водителя есть шанс, что пешеход пострадал. В этом случае пешеход может вернуться на место ДТП или обратиться в лечебное учреждение, по после чего ему предстоит встреча с сотрудниками ГИБДД. Тогда лучше всего вызвать сотрудников полиции. В этом случае ответственность по статья 12.27 часть 1. Санкция к нему будет в размере всего лишь 1000 рублей.
Пешеход бросился под машину: кто возместит ущерб?
Многие наверняка слышали истории, как суд обязывал пешехода покрывать ущерб нанесенный в результате ДТП. При этом суд обязывал автовладельца покрыть траты за лечение пешехода. Причем эти траты полностью покрывались страховкой ОСАГО. А вот пешеход тратил намного больше, возмещая автовладельцу расходы на ремонт автомобиля. Давайте разбираться, кто же должен платить, если пешехода сбивают на перекрестке или в неустановленном для перехода месте.
Платить придется
Подобная практика, часто становится шоком для автомобилиста. Выходит, если на скоростной трассе под машину кинется пьяный, неадекватный, или желающий свести счёты с жизнью человек и при этом погибнет или будет серьезно покалечен, то водитель в любом случае будет вынужден оплачивать все расходы на лечение или платить серьезную компенсацию родным погибшего.
Конечно в законодательстве есть исключения, когда водитель освобождается от ответственности. Но на практике это всегда очень сложно доказать. Никто и никогда не признается, что бросился под колеса сознательно, тем более если пострадавший погиб. Любой юрист, которого привлечет пострадавшая сторона, докажет, что человек пострадал по невнимательности, а не по собственному умыслу. А в таком случае автомобилист будет обязан покрывать ущерб.
Но у данной ситуации есть и другая сторона. В некоторых случаях имеется обратная ответственность пешехода. Когда суд или ГИБДД признают виновником происшествия пешехода. В этом случае пешеход также должен возмещать автовладельцу ущерб за повреждение автомобиля. Эта процедура была подтверждена Конституционным Судом. После этого количество судебных исков к пешеходам от автовладельцев возросло в несколько раз.
Иногда страховые компании полностью возмещают автомобилистам полученный ущерб, если имеется страховой полис КАСКО, но после этого они требуют возврата этих средств с пешехода. Нередко подобные дела решаются через суд и после привлекаются приставы, которые помогают взыскивать с пешехода, если тот уклоняется от возмещения ущерба. Сегодня звучат призывы к тому, чтобы пересмотреть такое положение. Поскольку может показаться неэтичным, что с родственников погибшего или тяжело пострадавшего взыскивается компенсация за причиненный автомобилю ущерб.
Кто рискует больше: пешеход или водитель?
Если рассматривать причинение вреда здоровью, то очевидно, что больше всего в ДТП страдает пешеход. Нередко даже незначительные столкновения приводят к тяжелейшим последствиям, среди которых инвалидность или даже гибель. Не секрет, что сегодня политика ГИБДД направлена так, что пешеход в любом случае считается правым на дороге. Понимая это, многие переходят дорогу как угодно даже не поворачивая головы. И эта уверенность в своей полной правоте приводит к огромному количеству аварий с самыми тяжелыми последствиями.
Если практически у каждого автомобилиста есть обязательная страховка, то у пешеходов таких страховок нет, а значит покрывать ущерб приходится из своего кармана. Все это приводит к длительным судебным тяжбам, а впоследствии и привлечению приставов, поскольку пешеходы редко по своей воле торопятся возмещать ущерб автомобилисту. Подобные судебные тяжбы, и ожидание выплат, может растянуться на месяцы и даже годы.
Естественно риски автомобилистов несколько меньше. Если ДТП произошло, но скорость автомобиля была невысокой, то и повреждения автомобиля будут минимальны, а ущерб здоровью пешехода будет минимальным или средним, что может полностью покрыться обязательной страховкой. Что позволит избежать выплат из собственного кармана.
В любом случае надо быть предельно внимательным и осторожным во время езды на автомобиле. Даже на небольших скоростях можно серьезно покалечить человека или даже лишить его жизни. В этом случае лечение или компенсация может обойтись очень дорого, что не сможет покрыть обязательная страховка. В этом случае даже признанный невиновным автомобилист будет обязан выплачивать компенсацию или оплачивать лечение.
А как на западе?
Не в пример России, на западе эти проблемы уже давно решены. Там автовладельцы хорошо защищены от обязанности оплачивать лечение пешеходу, если доказано, что водитель полностью не виновен. Не смотря на размер суммы взыскания за причиненный ущерб, все оплачивается страховкой. Причем если по вине пешехода автомобиль сильно пострадал и стоимость ремонта не попадает под страховой случай, весь ущерб обязан оплатить пешеход. Как показывает практика на западе этот механизм прекрасно отработан и сложностей с оплатой обычно не бывает. Возможно, что в скором времени и в России этот механизм будет доведен до европейской практики.
Читайте также:
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Взгляд с позиции водителя: как защитить свои права при ДТП с пешеходом (и при этом не сесть)?
Доступность алкоголя и обилие транспортных средств на дорогах – гремучая смесь. Каждый вечер люди с низкой гражданской ответственностью допиваются до беспамятства. А водители пытаются проехать так, чтобы им под колёса не бросился «пешахид». Таким ёмким именем в интернете прозвали пешеходов, не беспокоящихся о собственной безопасности.
В октябре 2020 года стало известно, что Виктория Короткова, финалистка шоу «Холостяк», насмерть сбила мужчину на столичном Кутузовском проспекте. Для справки, эта транспортная артерия Москвы с ноября 2018 года содержит 9 полос, одну выделенную полосу, обочины. А общая ширина – около 45 метров! То есть на месте Виктории мог оказаться любой водитель: пешеходов на этой трассе быть просто не должно.
Кстати, финалистка «Холостяка» смогла доказать свою невиновность: дело закрыто (на момент подготовки статьи). Но проблема неадекватных пешеходов осталась. Как водителю выйти с минимальными потерями из столь сложной ситуации? Что делать, если пешеход бросается под колёса? Всегда ли виноват водитель? Поговорим об этом прямо сейчас.
Что говорят ПДД?
Правила дорожного движения закрепили дуализм. Согласно п.10.1 ПДД, если возникает опасность, водитель должен снизить скорость, вплоть до полной остановки, чтобы избежать ДТП. При приближении к пешеходному переходу необходимо двигаться так, чтобы тут же остановиться – в случае чего. Если в попутном направлении тормозит машина – тоже нужно сбрасывать скорость.
Но и у пешеходов много обязанностей, перечисленных в 4 главе ПДД. Они должны двигаться по тротуарам или обочинам, иметь предметы со световозвращающими элементами. На нерегулируемом пешеходном переходе до начала движения нужно убедиться в безопасности манёвра. Да и вообще участники дорожного движения должны быть взаимно вежливыми.
Водители не тормозят перед переходами, пешеходы не смотрят по сторонам – счёт 1:1. Но нас интересует не общая вежливость, а конкретные ситуации, где есть риск лишиться свободы и крупной суммы денег. Важно понимать, как работает машина правосудия, чтобы попытаться склонить её на свою сторону.
За 2019 г. на российских дорогах погибло свыше 16,9 тыс. человек. Около 4,9 тысяч жертв – пешеходы. Для сравнения, за неполные 10 лет войны в Афганистане там погибло 15051 солдат и офицеров Советского союза. То есть, дорога каждый год генерирует больше жертв, чем 10-летний кровавый конфликт на Ближнем Востоке.
Кто отвечает в ДТП с пешеходом?
Авария, как правило, предполагает контакт человека и транспорта. Но если манёвр пешехода заставил водителя съехать в кювет, это тоже ДТП. В этой ситуации пострадавший имеет право задержать нарушителя (если будет в состоянии), требовать привлечения его к ответственности. Но чаще именно машины сбивают пешеходов, нежели последние провоцируют съезд в кювет.
Ситуации можно разделить на две больших группы:
В интересах водителя не говорить о том, что он наблюдал пешехода в течение длительного периода времени до столкновения. Однако редкое ДТП обходится без свидетелей, поэтому откровенно агрессивная манера езды будет ими замечена и отмечена. Сразу после аварии составляется подробная схема происшествия.
Важны самые разные детали:
Чего категорически нельзя делать – это покидать место происшествия. Ведь если водитель уедет, восстановить эту картину будет сложнее. Но и если останется, следует быть осторожным: не перемещать предметы, не перегонять машину, выставить знак аварийной остановки.
Водителю стоит взять контакты у свидетелей, которые смогут подтвердить, что аварию спровоцировал сам пешеход. Ну и вызвать «Скорую помощь», разумеется.
Практика: как часто водители страдают от «пешахидов»
В самом худшем случае, если погиб один пешеход, а водитель уехал с места аварии или был пьян, ему может грозить до 12 лет лишения свободы, если два пешехода – до 15 лет. Тут уместным будет напомнить, что за умышленное убийство дают меньше, но такова норма закона. Если же пешеход получил более лёгкий вред здоровью, речь идёт об административной ответственности.
Важно! Начало процесса не означает признание водителя виновным. Привлечь его к уголовной или административной ответственности можно лишь при наличии состава преступления или правонарушения.
Показательно кассационное определение от 20 августа 2020 года, которое попалось мне при подготовке статьи. Обстоятельства дела: осужденный М. передвигался по дороге и совершил наезд на пешехода, причинив тяжкий вред здоровью. Одним из ключевых доказательств вины стал первичный протокол осмотра места происшествия. При этом М. не отказался от участия в осмотре, дал показания на самого себя, а ещё – не пригласил адвоката.
Приговоров, основанных на таких же доказательствах, сотни (учитывая, что на дорогах в год погибает почти 5 тысяч пешеходов). Органам предварительного следствия и суду проще признать человека виновным, нежели идти от обратного. Это плохо и хорошо одновременно: так работает система, с этим придётся считаться.
Руководство: что делать, чтобы доказать невиновность
Мой первый совет – припрятать запись видеорегистратора. Она способна как помочь водителю, так и «утопить» его. Гражданин имеет право предпринимать любые меры для самозащиты. К таковым можно отнести и сохранение записи, которую можно сперва просмотреть со своим адвокатом. Если же информация будет изъята сотрудником ГИБДД или следователем, её однозначно изучат.
Второй совет – незамедлительно обратиться за помощью адвоката. И это должен быть юрист, специализирующийся на ДТП. Слишком много нюансов и мелочей, адвокат «общей практики» может усугубить положение клиента. Яркий пример – Эльман Пашаев, который защищал Ефремова по резонансному ДТП. Судя по его линии обороны и поведению в процессе, он вообще слабо знаком со спецификой автоаварий.
Третий совет – не давать никаких показаний на месте происшествия. Помните, что человек вправе не свидетельствовать против себя. Мало того, что можно наговорить лишнего, так ещё и следователь способен всё это превратно понять. Ситуацию нужно тщательно обдумать, а уж потом строить линию защиты.
Резюме: есть ли шанс спастись от «пешахида»?
Итак, гарантировать отсутствие ДТП может лишь полный отказ от личного автотранспорта. Это невозможно для большинства людей, которые не мыслят себя без перемещений. Нужно всегда быть готовым к такой неприятности, как авария с пешеходом, не ценящим собственную жизнь. Действенный шаг для водителя – снижать скорость, как только увидел неадекватное поведение на дороге.
Если же авария произошла, стоит взять себя в руки и действовать. Да, нужно оставаться человеком: не покидать место ДТП, вызвать «Скорую помощь» и полицию. Но и о своей безопасности тоже стоит позаботиться: приберечь запись видеорегистратора, не свидетельствовать против самого себя и не рыть себе могилу раньше времени. Дорога – это дело случая, так пусть он будет на вашей стороне.
Пешеход бросился под колеса: действия и ответственность водителя
Вопросы, рассмотренные в материале:
Представьте ситуацию: вы спокойно едете на своем автомобиле, слушаете музыку или сводку новостей, и вдруг, откуда ни возьмись, появляется пешеход и буквально бросается под колеса машины. От неожиданности вы резко жмете педаль тормоза, но, естественно, столкновения избежать не удается. Как известно, автомобиль признан средством повышенной опасности, а потому человек за рулем по определению считается виновным, пока не докажет обратное в суде. В данной статье мы рассмотрим, что делать, если пешеход бросился под колеса, кто виноват и как избежать наказания, если вашей вины в произошедшем нет.
Виды ответственности для водителя, если пешеход бросился под колеса
По правилам дорожного движения пересекать проезжую часть можно только в определенных местах (по наземным и подземным переходам). Однако далеко не все пешеходы соблюдают данное предписание. Тем не менее законодательством также регулируются происшествия, когда человек был сбит, переходя дорогу там, где ему вздумалось. Как уже говорилось выше, именно водитель априори считается виновным, даже если пешеход бросился под колеса по своей воле.
Виды ответственности, предусмотренные при наезде на человека вне пешеходного перехода:
Рассмотрим степень тяжести наказания водителя, если пешеход бросился под колеса в неустановленном месте. Обстоятельства ДТП и нанесенный здоровью вред определяют уровень ответственности:
Резонный в такой ситуации вопрос: если в неустановленном месте пешеход бросился под колеса, кто виноват, – не имеет однозначного ответа. Решение по таким делам выносится строго индивидуально и зависит от многих факторов. Если здоровью нанесен тяжелый ущерб, рассмотрение дела в обязательном порядке переносится в стены суда. И уже там на окончательный вердикт во многом повлияют особенности процесса и даже личность судьи, поскольку свидетельства, в том числе и видео-доказательства, могут быть приняты только по усмотрению суда.
Рассмотрим подробнее различные случаи, когда пешеходы бросаются под колеса, чтобы найти пути решения проблем в каждом из них.
Рекомендуем
Пешеход бросился под колеса умышленно
Когда пешеход сам хочет оказаться под колесами автомобиля, столкновения избежать вряд ли удастся. Действия такого характера при наличии доказательств с высокой долей вероятности расценят как умысел. Если пешеход бросился под колеса машины, он наверняка осознает, чем это может закончиться. Что в таком случае делать водителю?
Статья 1083 Гражданского кодекса РФ гласит: вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Сложнее всего в этой ситуации доказать, были ли действия пешехода намеренными.
Упростят задачу свидетельские показания очевидцев (прохожих или пассажиров автомобиля) или запись видеорегистратора, подтверждающие, что пешеход бросился под колеса специально. Вам также могут пригодиться данные регистраторов других машин, зафиксировавших происшествие. Допускается использование записи с уличных камер видеонаблюдения, если таковые имеются.
Если поблизости не оказалось очевидцев и не удалось найти данные с видеокамер, фактически невозможно доказать умышленность противоправных действий пешехода. Тогда судом будут рассматриваться обстоятельства происшествия, а именно: произошло ли ДТП на пешеходном переходе или в неустановленном месте, а также, какие меры были предприняты водителем во избежание аварии.
На отсутствие доказательств умышленности действий и рассчитывают мошенники, устраивающие автоподставы.
На нерегулируемом переходе безоговорочное преимущество в движении предоставляется пешеходу. Нарушение этого правила влечет за собой штраф в размере 1500 рублей. Запугать этой суммой даже начинающего водителя мошеннику не удастся. Поэтому злоумышленники делают ставку на статью 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях – «Нарушение ПДД, повлекшее причинение легкой или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». Наказание здесь уже серьезнее: штраф в размере 2500–5000 рублей либо лишение водительских прав на 1–1,5 года.
Как выглядит автоподстава в реальности? Аферист поджидает ничего не подозревающего водителя на нерегулируемой «зебре». Завидев машину, он начинает медленно пересекать дорогу. Человек за рулем видит, что опасности для пешехода он не представляет, поэтому на небольшой скорости проезжает переход. И тут будущий потерпевший резко бросается на капот и валится под колеса автомобиля. Появление очевидцев ДТП не заставит себя ждать, такие спектакли редко устраиваются в одиночку.
Финал пьесы спланирован так, чтобы сбитый с толку угрозой лишения водительского удостоверения автовладелец откупился от «жертвы» на месте. Запросы у мошенников весьма «скромны» – в среднем размер возмещения причиненного ущерба составляет около 50 тысяч рублей.
Благодаря мастерству и опыту аферисты редко попадают в объектив видеорегистратора, поэтому предъявить запись в качестве доказательства злого умысла пешехода удается не всегда. Чаще всего они бросаются под колеса сбоку от машины, делая вид, что сбит боковым зеркалом. Дело осложняется безусловной правотой пешехода, находившегося в момент происшествия на переходе.
Главное в подобной ситуации не поддаваться панике и не «вестись» на уговоры мошенников, а сразу вызывать наряд ГИБДД. Ни в коем случае не покидайте место происшествия, как будто ничего не случилось. Все те же «очевидцы» запомнят номер вашего автомобиля, и тогда лишения прав не избежать.
Если «развести» вас не получится, аферисты вполне могут сбежать, не дожидаясь сотрудников полиции. В этом случае также лучше не трогаться с места, поскольку если они решат вернуться и заявить наряду, что вы скрылись с места преступления, тогда доказать свою невиновность вы уже не сможете. Однако даже если мошенники после приезда стражей порядка остались не у дел, расслабляться вам еще рано. Увы, сотрудники ГИБДД также могут захотеть поживиться за ваш счет и, пугая лишением прав, предлагать договориться без составления протокола.
Запомните: согласно статье 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание влечет только причинение вреда здоровью пешехода. Если он бросился под колеса, но не пострадал, лишать прав вас никто не станет.
Рекомендуем
Пешеход бросился под колеса по неосторожности
Разграничения неосторожностей по степени не существует; решение по каждому случаю суд выносит индивидуально, исходя из обстоятельств происшествия. Так, если пешеход перебегал на красный или ночью решил прогуляться по проезжей части, эти действия расцениваются как грубая неосторожность с его стороны.
Водитель освобождается от ответственности, только если причиной ДТП послужил умысел потерпевшего или обстоятельства непреодолимой силы. Поэтому неосторожность пешехода не является причиной признания абсолютной невиновности водителя. Если пешеход бросился под колеса и был сбит насмерть или получил тяжкие телесные повреждения, автовладелец обязан будет уплатить компенсацию на погребение или лечение пострадавшего. Назначенная к уплате сумма отчасти зависит от уровня опасности действий пешехода.
В настоящее время медицинские услуги государственных учреждений возмещаются по страховому полису ОСАГО. Если потерпевшему понадобится лечение в санатории или какие-либо иные процедуры, не предусмотренные страховой компанией, оплатить их водителю придется из средств своего бюджета. Кроме того, выплаты по ОСАГО не всегда полностью покрывают даже государственное лечение, поэтому разницу также придется возмещать автовладельцу. Максимальная сумма возмещения ущерба по страховому полису составляет 160 тысяч рублей.
Вероятно, только административная ответственность в виде штрафов способна сделать пешеходов внимательнее на дороге. Причем сумма в 200 рублей за неправильный переход проезжей части является недостаточной мерой пресечения нарушений пешеходами правил дорожного движения. Пусть и не за рулем, но пешеход на проезжей части становится таким же участником дорожного движения, как и автомобилист, а потому размер штрафов за нарушение им ПДД должен хотя бы частично приближаться к сумме взысканий с водителя.
Рекомендуем
Пешеход попал под колеса вследствие непреодолимых обстоятельств
К ним относятся ситуации, которые человек контролировать не в силах. Стихийные бедствия, аварии, происходящие рядом с вашим автомобилем, – все это можно считать непреодолимыми обстоятельствами. Если, например, вследствие серьезной аварии машину ее участника занесло в сторону вашего авто, отчего оно оказалось отброшенным на тротуар, виновником в таком случае считается тот, из-за кого произошло ДТП, а не случайные жертвы.
Между тем техническая неисправность автомобиля не входит в список непреодолимых обстоятельств. До истечения гарантийного срока владелец имеет право подать в суд на изготовителя или продавца транспортного средства, если поломка машины стала причиной несчастного случая. Но как только гарантия перестала действовать, в дефектах, приведших к аварии на дороге, виновен исключительно автовладелец.
Пешеход попал под колеса угнанной машины
Если ваш автомобиль был угнан, а позже под его колеса бросился пешеход, виновным в происшествии считается тот, кто в момент ДТП находился за рулем.
Однако обстоятельства угона в ходе дела играют не последнюю роль. Если вы, например, потеряли ключи или по неосторожности оставили их в замке зажигания, то окажетесь виноватым наравне с угонщиком. Не стоит быть слишком беспечным, последствия могут быть печальными.
Рассмотрим также вопрос ответственности собственника автомобиля и его доверенного лица. В случае передачи управления автомобилем физическим лицом вина за наезд на пешехода лежит на том, кому было доверено управление. Иначе дело обстоит с сотрудниками организации за рулем корпоративного авто. Здесь ответственность полностью лежит на юридическом лице как на собственнике транспортного средства.
Рекомендуем
Кто оплачивает ущерб, если пешеход бросился под колеса
Нередко можно услышать парадоксальные на первый взгляд рассказы о назначении компенсации каждому из участников аварии – и пешеходу, который бросился под колеса, и водителю, сбившему его. И если вред, причиненный здоровью пешехода, компенсируется по полису ОСАГО, то возмещение им расходов на ремонт машины осуществляется исключительно средствами его собственного бюджета. В случае наезда на пешехода в неустановленном месте суд, руководствуясь соответствующими статьями Гражданского кодекса РФ, может наложить обязательства возмещения ущерба на обоих участников ДТП.
Во-первых, автомобиль считается источником повышенной опасности, и водитель обязан выплатить компенсацию пострадавшему пешеходу независимо от того, кто виноват. Лечение мелких травм покроет страховка водителя, а восстановление после тяжелых травм или расходы на похороны в случае летального исхода, для которых страховых выплат будет недостаточно, автовладельцу придется оплатить самостоятельно.
Это стандартная практика, однако для многих она становится неожиданностью. Если пешеход погиб или стал инвалидом после того, как пьяным бросился под колеса, сбившему его водителю придется выплачивать его семье компенсацию, установленную судом, или возмещать ущерб, нанесенный здоровью, лично этому «камикадзе».
Если удастся доказать преднамеренность действий пешехода, согласно действующему законодательству суд может полностью оправдать водителя. Однако сделать это весьма непросто. Адвокат, достаточно поднаторевший в подобных делах, убедительно докажет, что пешеход бросился под колеса по своей невнимательности, а вовсе не из злого умысла. Таким образом, на владельца средства повышенной опасности налагаются обязательства по выплате компенсации.
В то же время существует и обратная сторона медали. Если после того, как пешеход бросился под колеса, он будет признан виновником аварии, суд вправе требовать от него возмещения затрат на ремонт автомобиля, поврежденного в результате столкновения. Данная норма закона подтверждена Конституционным судом, следствием чего стало увеличение числа исков автовладельцев, требовавших от пешеходов денежной компенсации ремонтных работ.
Страховая компания может возместить владельцу автомобиля расходы на ремонт по полису каско, а затем потребовать с пешехода, виновного в аварии, вернуть необходимую сумму. Чаще всего подобные разбирательства переходят в зал суда, после чего взыскание задолженности становится обязанностью приставов. Такая практика требует пересмотра, поскольку слишком часто страховые компании или автовладельцы начинают донимать семьи погибших или самих пострадавших исками с требованием возместить ремонт машины.
Для кого выше уровень риска при ДТП?
Естественно, с физической точки зрения, пешеход, который бросился под колеса автомобиля, рискует гораздо больше. Увечья, полученные при столкновении, могут сделать его инвалидом или даже привести к смерти. Проводимая в настоящее время органами ГИБДД политика делает пешехода правым в любой ситуации на дороге. А потому многие люди, уверенные в своем особом положении, переходят проезжую часть где и когда им угодно, не задумываясь о последствиях.
Вред от действий автомобилистов может быть покрыт за счет полиса ОСАГО. Пешеходы же такой страховки не имеют, поэтому вынуждены возмещать ущерб средствами своего бюджета. Зачастую это приводит к долгим судебным разбирательствам и привлечению приставов для взыскания долгов. Возмещения затрат на ремонтные работы владелец машины может ждать очень и очень долго.
Для автомобилиста риск столкновения с пешеходом, безусловно, ниже. Если человек бросился под колеса при небольшой скорости, автомобиль получит лишь незначительные повреждения. Выплаты по полису ОСАГО вполне способны покрыть ущерб, причиненный здоровью пешехода. Таким образом, легкие и средние травмы практически сводят на нет наказание для водителя.
Но забывать об осторожности на дороге в любом случае не стоит. Столкновение на высокой скорости грозит потерей управления и вылетом на встречную полосу или в кювет. Даже если пешеход бросился под колеса на малой скорости, он может получить серьезные травмы, порой не совместимые с жизнью. В этом случае страховка не покроет лечение или похороны пострадавшего.
Рекомендуем
Что делать, если пешеход попал под колеса (вне зависимости от обстоятельств)
Первое правило для всех участников ДТП – ни в коем случае не покидать место происшествия. При необходимости нужно оказать пострадавшим первую медицинскую помощь, а также записать свидетельства очевидцев, если таковые имеются. После этого останется только дождаться наряда ГИБДД и возможного судебного разбирательства.
Действия, нежелательные в случае, если пешеход бросился под колеса и вы его сбили:
Если пешеход бросился под колеса и был сбит вами, необходимо предпринять следующие меры:
Что грозит водителю за сбитого пешехода
Даже если пешеход сам бросился под колеса, это не снимает с водителя ответственности за ДТП.
Мера наказания обусловливается совокупностью обстоятельств столкновения:
В ходе разбирательства будут учтены все детали: техническое состояние автомобиля, тормозной путь и т. д.
Рассмотрим некоторые пункты подробнее.
1. Скрылся с места ДТП
Вина водителя, сбившего пешехода и скрывшегося с места происшествия, признается автоматически. Предполагаемое наказание за легкий или средний ущерб, нанесенный здоровью:
Если пешеход бросился под колеса и получил тяжкие телесные повреждения, они рассматриваются с точки зрения Уголовного кодекса РФ и наказываются гораздо жестче. Особенно это касается ситуации, когда авария закончилась летальным исходом.
В этом случае оставление пострадавшего в опасности может караться лишением свободы на срок до 9 лет. Мера наказания обусловливается обстоятельствами отдельно взятого дела. Бывает и так: пешеход бросился под колеса и убежал, чувствуя себя совершенно здоровым. А спустя некоторое время он начинает чувствовать недомогание и идет в больницу.
Если вы оказались в подобной ситуации, попросите потерпевшего написать расписку об отсутствии претензий. Тогда вы не окажетесь водителем, скрывшимся с места происшествия.
2. Сбил пьяного пешехода
Как уже упоминалось, суд не станет принимать во внимание состояние пешехода в момент аварии. То есть не важно, был ли пешеход нетрезв, когда бросился под колеса. Как бы то ни было, ответственность за столкновение автомобиля с человеком несет в первую очередь тот, кто управляет транспортным средством. Снятие административной и гражданской ответственности возможно, если удастся доказать следующее:
3. Водитель сам пьян
Наиболее серьезным отягчающим обстоятельством является опьянение водителя, алкогольное или наркотическое. В этом случае не имеет значения, были ли соблюдены правила дорожного движения. Если здоровью пешехода, который бросился под колеса, нанесен тяжкий ущерб, дело рассматривается с точки зрения уголовного законодательства и, как правило, заканчивается назначением максимальной меры наказания. Водитель лишается прав на три года, а также может сесть в тюрьму на срок до 7 лет.
4. Пешеход сбит насмерть
Даже если пешеход сам бросился под колеса, его гибель влечет за собой заведение уголовного дела. Независимо от соблюдения водителем ПДД суд сочтет данное происшествие преступлением по неосторожности. Также не делают водителя невиновным отсутствие злого умысла и отягчающих обстоятельств. Наказание:
Максимальная мера наказания вменяется водителю, в нетрезвом состоянии сбившему насмерть более двух человек. Срок лишения свободы в этом случае достигает девяти лет, а права забирают на три года.
Виновник ДТП в рамках гражданской ответственности обязуется возместить все расходы, включающие оплату похорон и моральный ущерб родственников погибшего. Размер взысканий порой достигает миллиона рублей.
Каковы действия, если пешеход бросился под колеса и вы сбили его? Первое, что необходимо сделать, – остаться на месте происшествия до приезда скорой помощи и полиции, оказать всю возможную медицинскую помощь. Такое поведение в ходе судебного разбирательства может быть расценено как смягчающее обстоятельство.
Рекомендуем
Моральный ущерб, если пешеход бросился под колеса: судебная практика
Два наиболее часто задаваемых вопроса: что понимается под определением «моральный вред» и каким образом суд может взыскать компенсацию этого вреда с виновника ДТП?
Постановление Пленума (№ 10 от 20.12.1994) Верховного суда РФ дает такую расшифровку понятия «моральный вред» – это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности и т. п.).
Также данное постановление гласит: моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.