что делать если подросток ворует деньги в семье
Почему подростки воруют
На приеме девочка тринадцати лет, которая недавно перешла в другую школу. Видеокамеры зафиксировали, как девочка зашла в пустой класс и вытащила деньги из нескольких ранцев. Семья обеспеченная. Папа — начальник производства, мама — экономист. Девочке ни в чем не отказывают, дают карманные деньги, причем сумма в кошельке у нее обычно больше той, что она украла. Папа и мама не могут понять, почему это произошло. Когда девочку спрашивают, почему она это сделала, она говорит: «Я думала, что это никто не заметит».
Почему дети воруют? Какие причины толкают подростка на воровство
Первый вопрос, который задают полицейские, — дают ли родители карманные деньги. Понятно, когда воруют дети из неблагополучных семей, малообеспеченных, детдомовцы.
Если деньги у подростка есть, причины воровать могут быть следующие:
1 Подросток не знает слово «нельзя», путает свое и чужое. То есть у него не сформированы нормы морали и поведения, возможно, он даже избалован.
2 Не может себя контролировать, совершает импульсивные поступки. Очень хотелось есть, кошелек забыл дома, решил «одолжить денег у окружающих. Не подумал, к чему это может привести. Инфантильность.
3 Привлекает к себе внимание, хочет о чем-то сказать семье. Ребенок может воровать деньги назло родителям, отчиму или мачехе, которые обижают. Так подросток может реагировать на неблагоприятную атмосферу в семье, на эмоциональную холодность окружающих.
4 Хочет «купить» дружбу, расположить к себе группу детей, к которой хочет принадлежать. У подростков на первый план по значимости выходят сверстники, им важно признание, включенность в группу. Родители как значимые фигуры отходят на второй план.
5 Ищет острых ощущений, адреналина, приключений. В некоторых подростках очень сильно желание противостоять обществу, его нормам и морали. Таким образом часто «развлекаются» дети из очень обеспеченных семей, «золотая молодежь».
6 Переживает из-за разницы в достатке, стоимости вещей, наличии дорогих гаджетов (классовые различия). «Что это у него все есть, а у меня нет? Я ничуть не хуже, а может еще и лучше, чем он!»
7 Испытывает ревность, гнев, хочет отомстить.
После разговора с девочкой выяснилось, что воровство в ее случае оказалось желанием попасть в группу подростков из обеспеченных семей. Чтобы попасть в эту группу, нужно было совершить асоциальный поступок. Девочка не знала, что в школе установили камеры, и пошла на воровство. Ей было стыдно, что все открылось, что ее назвали воровкой.
Я спросила: «Было бы тебе стыдно, если бы это все осталось в тайне?» Она ответила, что нет.
Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?
Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.
Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.
Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.
Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.
С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.
Что делать, чтобы не допустить воровство. Как объяснить ребенку, что воровать нельзя?
Разбираться с учителями, другими родителями или даже полицейскими — сомнительное удовольствие, поэтому всегда стоит позаботиться о «профилактике».
Что делать, если ребенок ворует деньги у родителей: советы психолога
Если подросток без спросу берет деньги у родителей, это и сама по себе нездоровая ситуация, и первый шаг к чему-то более серьезному.
Почему подросток это делает:
Вдобавок ко всему вышеперечисленному, важно объяснить, что подросток не может брать без спроса деньги даже у родителей. Не стоит искушать подростка — деньги не должны валяться по всему дому.
Чтобы гарантированно решить проблему, нужно понять, почему ребенок врет, изворачивается, берет деньги втихаря? Может он живет в слишком жестких рамках? Ему не с кем поделиться проблемами и переживаниями? Если наладить диалог не получается, не забывайте подключать психолога.
Ворует подросток
Бывает, дети воруют. Иногда потому, что хочется есть, иногда по другим причинам. Как на это может отреагировать папа?
скачать видео
Профилактика воровства
Кража и реакция на кражу.
скачать видео
Что делать можно и нужно?
Вопрос первый: может быть, сменить модель воспитания? Воровство чаще начинается на фоне моделей «Узкий коридор, железные рукавицы», «Минное поле в тумане» и «Чисто поле, лес густой», а варианты «Просторный дом», тем более «Просторный дом с линией развития» воровство практически исключают.
Второй вопрос: может быть кто-то вместо вас сможет повлиять на ребенка лучше?
Если смена окружения не помогла, обращайтесь в полицию: пишите заявление. Важно: появление в доме инспектора по делам несовершеннолетних обязательно нужно правильно обставить. Пусть инспектор придет сам, без родителей, и скажет ребенку, что видел, как тот покупал себе что-то в магазине. Ребенок не должен знать, что милиционер пришел по просьбе родителей, иначе он воспримет это как предательство со стороны родственников. Воспитательный эффект от такого посещения, как правило, оказывается внушительным. Форма сильно действует на воришек,
Размышляя о вариантах решения, всегда полезно обратиться к психологу за консультацией. Консультации хорошего психолога тоже стоят приличных денег, особенно с учетом, что разовая консультация тут едва ли поможет, нужно многое менять в самой семье, но ведь дело не столько в деньгах, сколько в беспокойстве о том, как сложится жизнь у наших детей.
Православная Жизнь
Что делать, если почти взрослый ребёнок ворует и где искать причины этой беды?
Корни всех проблем — в семье
Главная проблема, с которой сталкиваются практически все родители: когда дети взрослеют, им хочется как-то выделить себя, проявить в обществе. Как ребёнок это будет делать, будут ли эти попытки сопряжены с жестокостью или преступными действиями — зависит от семьи. Самые большие проблемы возникают там, где родители уделяют детям мало времени и внимания. Мама и папа могут быть состоятельными, хорошо зарабатывать и много всего покупать ребёнку, водить по репетиторам, возить на отдых, обеспечить множеством современных гаджетов, но в плане воспитания не делать ничего. Это большая беда, ведь всё перечисленное должно быть на втором, а то и десятом плане. На первом месте в жизни каждого ребёнка должна быть доступность родителей, с которыми можно общаться и обсуждать свои проблемы.
Воспитание — это не когда спросил раз в день: «Как дела, как в школе?», — это вовлечённость в жизнь детей, это когда маме и папе интересны все стороны их жизни. Если этого не происходит, то у ребёнка возникает ощущение, что он не важен в окружающем его мире. Отсюда у него появляется желание стать в нём на первое место любым способом.
Если подросток совершает какие-то плохие поступки, очень важно выяснить, что происходит в его семье. Если он видит, что отец обижает маму, говорит ей оскорбительные слова, а мама не остаётся в долгу и отвечает тем же, то что удивительного, если он тоже будет проявлять жестокость и неуважение ко взрослым! Если папа пришёл с работы и рассказывает, какой он ловкий — сумел мимо мастера дяди Васи незаметно мешок гвоздей пронести, — то ребенок это увидит и поймёт, что красть можно, более того, это хорошо, так надо. Дело в том, что для каждого ребёнка его родители — это образец, как надо жить и поступать. Пока дети не научились ценить мнение своих друзей (что обязательно происходит в подростковом возрасте), семья для них — главный авторитет, на который они обязательно будут ориентироваться. Если ребёнок склонен к воровству, то прежде всего надо обратить внимание на семью и разбираться, почему он так поступил.
Почему крадут дети, у которых всё есть?
Нередко кражи совершают дети из состоятельных семей, которые ни в чём не нуждаются. Почему так происходит? Ребёнок хочет занять в жизненной иерархии особое место, хочет выбиться из общего ряда, показать, что он значим, что он может быть лидером. Если кража удалась и вора не нашли, ребёнок ощущает себя могущественным, «крутым» — он всех обманул, он умнее всех.
Надо ещё учитывать, что у нас сейчас преступный мир очень романтизируется в массовой культуре. Хотя, если обратиться к прошлому, то можно и там найти отношение к преступлениям как к чему-то доблестному. Вспомним того же Робина Гуда — он ведь самый обыкновенный разбойник, для которого нормально прийти и отобрать чужое добро. Удобно потом раздать его и прослыть щедрым! Но он не заработал всё это потом и кровью, не приложил никакого труда — так какое право он имел распоряжаться?
Что говорить о современной культуре, где нарушители закона очень часто становятся героями! Ребёнок не имеет ещё критического взгляда, он верит тому, что ему рассказывают, и полагает, что добро ценой преступления — это нормально. Тем более — подросток, которому нужно найти оправдание своим некрасивым поступкам, объяснить себе и окружающим, что он — не плохой, не преступник, а герой. В преступном мире вообще есть такая черта: романтизировать то, что по сути романтизироваться не должно.
Воровство как наркотик
Сталкиваясь с романтизацией преступников в массовой культуре, подросток верит, что нет ничего плохого в том, чтобы легко достигнуть своих целей. Не получается добыть айфон честным путём — значит, можно отобрать у другого. Если в первый раз всё получается и кража сходит с рук, у него начинается эйфория, он ощущает вседозволенность.
Подросток крадёт: что делать?
Если вы обнаружили, что какой-то подросток крадёт, прежде всего надо обратиться к его семье. Родители могут даже не подозревать, что у них под боком случилась такая беда. Раньше окружающие не были так равнодушны к чужим детям. Родители не защищали личные границы своих чад так рьяно, как сейчас, и каждый сосед за проступок мог наказать точно так же, как и родители. Сейчас никто не хочет связываться с чужими детьми, потому что можно от родителей не то что поддержки не получить, но, наоборот, попасть в очень неприятный конфликт. Родители же, всячески выгораживая и защищая своих детей, нередко просто губят их, потому что преступления оказываются безнаказанными, что ведёт к усугублению преступных наклонностей ребёнка.
Если родители не реагируют, нужно обращаться в правоохранительные органы, потому что если из подростка вырастет профессиональный вор, ничего хорошего в этом не будет. А если эти кражи приведут к необходимости защищаться, и он нанесёт травму другому человеку? Это уже другая статья, другое наказание, после которого судьба подростка может пойти по очень печальному сценарию.
Реагировать и выяснять причины
Что делать родителям-христианам, если они столкнулись с тем, что их подрастающий ребёнок ворует? Прежде всего — ни в коем случае не закрывать глаза на произошедшее и выяснять, почему так случилось. Вообще, я бы рекомендовал обязательно реагировать на детское воровство, в каком бы возрасте оно не случилось. Даже если ребёнок просто взял без спроса игрушку в детском саду, нужно с ним разговаривать и объяснять, что так не делают. Надо проводить беседы с детьми до того, как они совершают что-то плохое.
Второе: надо найти причину, по которой подросток крадёт. Ведь дети сейчас видят у своих сверстников много того, что им по каким-то причинам недоступно. Потому важно не доводить детей до воровства. Не надо требовать, чтобы ваши православные дети смирялись и носили что похуже. Не надо одевать девочку в юбки до пят, а мальчиков рядить в чёрный цвет и старомодные брюки. Ребёнок не должен чувствовать себя ущербным. Если воровство стало реакцией на это, то родителям нужно уделить внимание его одежде и вещам.
Возможно, ребёнку не хватает внимания в его компании, он хочет произвести впечатление или занять место крутого парня. Нередко такое желание тоже имеет корни в семье: ему там не хватало похвал, ощущения собственной значимости — вот он и стал искать их за пределами своего дома, в кругу приятелей.
Ребёнок может не понимать значимости того, что имеет, не осознавать ценности денег. У меня был недавно случай: мальчик стащил деньги у родителей. Оказалось, ему нужны были карманные деньги. Родители пришли ко мне с этой проблемой, и я предложил дать ему заработать у меня при храме. У нас идёт стройка, и мы придумали ему дело — перенести кирпичи. Мальчишка работал долго, очень устал, по окончании дела он получил от меня свою первую зарплату. Мы поговорили, и с тех пор проблема ушла: он понял, что деньги даром не достаются, что заработать по-настоящему — это совсем не то, что получить сумму от родителей.
Карманные деньги и возможность зарабатывать
У детей, особенно у подростков, должны быть карманные деньги. Им важно иметь возможность что-то купить, угостить друзей — у них так принято. Не каждый может попросить их у родителей, многим просто неловко. Отсутствие карманных денег может подтолкнуть на воровство. Как этого избежать? Либо давать ребёнку какую-то небольшую сумму, либо придумать, как он может эти деньги заработать. Во все времена желающий найти работу её находил. Моя семья жила скромно, и я пошёл подрабатывать на рынок грузчиком, чтобы иметь собственные деньги. Сейчас есть возможность зарабатывать с помощью интернета.
Найти подработку могут помочь и родители. Один мой знакомый поручил дочке за определённую плату делать в интернете рассылку объявлений о приёме на работу для большого круга лиц. Она с удовольствием этим занималась, в итоге и отцу помогала, и зарабатывала. Такая практика кажется мне очень верной: ребёнок приучается к мысли, что прежде чем что-то получить, надо потрудиться. Если же подросток получает деньги от родителей просто так, ему будет казаться, что они ничего не стоят — и такое отношение сложится не только в отношении своих денег, но и в отношении чужих.
Обеспечить занятость
Нередко преступления совершают подростки, у которых много свободного времени. Раньше все мы были заняты целый день: школа, дополнительные занятия или тренировки, потом ещё уроки надо успеть сделать. Сейчас всё платно, у родителей не всегда есть возможность пристроить детей куда-то, но это нужно сделать. Даже если подростки не будут ходить в секции или кружки, надо обеспечить им занятость в течение дня. Это могут быть какие-то обязанности по хозяйству, помощь соседям, знакомым. Главное — не допускать безделья и приучать ребёнка к труду. Без этого трудно воспитать истинного христианина. Ведь настоящий христианин — это не тот, кто целый день лежит на диване и говорит: «Господи, помилуй и дай мне что-нибудь поесть!», — а тот, кто вкалывает целый день. К чему был призван Адам? — возделывать и хранить райский сад. Вот и наша задача сейчас возделывать то, что нас окружает.
Без перемен в семье специалисты не помогут
Если родители выяснили, что ребёнок крадёт, чтобы занять определённое место в подростковом сообществе, можно обращаться за помощью к психологу. Я не вижу в этом ничего плохого, ведь если у человека болит зуб, он идёт к стоматологу, если нога — то к травматологу. Проблемы поведения требуют помощи специалиста, это нормально. Возможно, в более тяжёлых случаях потребуется обратиться к психотерапевту.
Не скажу, что сразу нужно обращаться к врачам. Порой родителям нужно начать уделять своему ребёнку больше времени, и даже если они его в чём-то упустили, есть шанс эту связь восстановить. Не надо ругать и сразу хвататься за ремень — это не поможет построить доверительные отношения. Многие дети ведь у нас просто запущены из-за родительской занятости. Большинство пап и мам дают им возможность сидеть сколько угодно в гаджетах или гулять с кем угодно, лишь бы не мешали, лишь бы дали отдохнуть. Это приводит к утрате связи между ними. Как бы доверительно такие родители не разговаривали с проштрафившимся подростком, разговоры ничего не изменят. Нужно менять формы общения, нередко нужно менять даже место жительства — потому что, если ребёнок будет общаться в той же компании, которая довела его до преступления, толку от вразумлений будет мало. Если же в семье ничего вообще не меняется, то не помогут даже специалисты, какими бы хорошими они ни были.
Исправительные учреждения не исправляют
В колонию для несовершеннолетних ребёнок сейчас может попасть с четырнадцати лет. В колонию для взрослых попадают преступники, которым исполнилось восемнадцать. Нужно рассказывать детям о том, какие действия приводят к таким печальным последствиям. Можно смотреть с ними фильмы — художественные и документальные, — в которых честно рассказывается о зоне, жизни за решёткой, судьбах заключённых. Например, мне всегда нравился фильм «Пацаны» — рекомендую посмотреть его с вашим ребёнком. Не надо запугивать, надо обсуждать.
Насилие будет окружать подростка в колонии днём и ночью. У него вряд ли получится выйти оттуда нормальным человеком. Ни одна колония человека не исправила. Там только ломают и калечат. У нас вся система устроена так, что исправительные учреждения не исправляют. Если у человека есть внутренний стержень, своё кредо, через которое он не согласен переступать — тогда, возможно, шанс у него есть. В конце концов, не все попадают в колонию из-за умышленных преступлений, можно ведь, например, на машине человека сбить и там оказаться.
Если человек не хочет стать на преступную стезю — у него есть шанс, если же он выбрал путь преступника, то уже не вернётся на путь честного человека, потому что у него свои правила, своя честь, свои способы утверждаться. Если подростка привлечёт вся эта романтика, он пойдёт дальше, во взрослую тюрьму, где его научат, как «правильно» жить, как зарабатывать. Конечно, это путь тупиковый. Если говорят, что ничего страшного в том, чтобы попасть в колонию, нет — не верьте, это неправда. Там очень страшно. Помню наш визит к ребятам, которые после суда ждали распределения по колониям. Не могу забыть взгляд одного парня, который понял, насколько страшно место, в которое он попал. Это очень тяжело было видеть.
Другие опасности
Невозможно защитить детей от всех бед на свете. Опасность может прийти откуда не ждёшь. Чтобы предупредить неприятности, нужно знать круг общения детей. Однако в современном мире и этого мало: сейчас дети общаются в соцсетях, на различных сайтах, и следить за таким общением намного сложнее. Мы все помним шумиху вокруг сообщества «Синий кит», которое призывало подростков совершать самоубийства. Люди на расстоянии влияли на детей, причём нередко — детей благополучных.
Подростки управляемы, и умелые психологи знают, как заставить их либо постоять «на стрёме» во время совершения ограбления, либо сделать закладку наркотиков в нужное место. Наша задача — не быть равнодушными. Мы должны рассказывать об опасностях, отслеживать, с кем общается ребёнок, вновь и вновь делать всё, чтобы не разорвалась ниточка доверия. Я имею в виду не выпытывание тайн, а нормальное общение. Конечно, оно не обезопасит от всего, но даст возможность не растеряться в неожиданной ситуации.
Протоиерей Георгий Цыганов
«Мой 9-летний сын ворует у меня деньги! Что делать?»
«У нас нормальная семья: не пьем, не воруем, – рассказала Алина. – Не понимаю, откуда у моего 9-летнего сына такое странное поведение. Недавно я обнаружила пропажу 10 рублей в шкафу, потом снова исчезла такая же сумма. Я кладу туда зарплату свою и мужа, мы берем деньги по необходимости. Спросила у сына, не брал ли он. Ответил, что нет. А недавно учительница ребенка позвонила и сказала, что у него, по всей видимости, водятся немалые деньги: он несколько дней угощает своих одноклассников конфетами, и даже купил некоторым игрушечные пистолеты. Я в недоумении. Дурного примера мы сыну не показываем. Деньги на карманные расходы я ему даю каждый день. Мальчик он добрый, домашний. Мы стараемся о нем заботиться и покупать все необходимое. Как он может так поступать? Как мне себя вести?»
Ситуацию комментирует педагог-психолог государственного учреждения образования «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г. Бобруйска» Наталья Егорова:
Почему ребенок может воровать?
Для начала давайте разберемся, почему дети воруют.
У маленьких детей это может быть недостаток развития воли и нравственных представлений, когда они очень сильно хотят заполучить чужую вещь, воруют ее, и даже не думает о сути и последствиях поступка. Это свойственно всем маленьким детям, ведь они еще не умеют оценивать последствия. Это хороший повод объяснить малышу, что сиюминутное «хочу» – не есть руководство к действию.
Возможно проявление сильного желания владеть понравившейся вещью, даже против голоса совести. Ребенок понимает, на что идет, насколько это плохо, что это навредит другому человеку, но остановиться не может.
В случае серьезной психологической неудовлетворенности чаще всего ребенок ворует деньги у своих родителей, родственников или близких людей. Обычно подобные кражи совершают подростки или младшие школьники. В семьях таких детей царит не совсем здоровая атмосфера – родители чаще всего эмоционально холодны друг к другу, может, даже и к детям. Ребенок не встречает поддержки ни в семье, ни в школе. В этом случае он ворует не для того, чтобы обогатиться, а просто из мести и обиды.
Педагог-психолог ГУО «ЦКРОиР г. Бобруйска» Наталья Егорова.
Также это может быть способ заслужить авторитет, восхищение, признание среди одноклассников, завести новых друзей. Сейчас процветает так называемое «общество потребления». Чем больше ты себе можешь позволить, тем ты круче. А если сможешь поделиться этим с другим, то цены тебе нет. Дети и подростки, воруя деньги у близких людей, рассчитывают, что с помощью денег они могут «купить» дружбу. Рано или поздно подросток и сам понимает, что выбранный им путь не эффективен. У тех подростков, чьим мотивом воровства является завоевание друзей, всегда имеются проблемы с самооценкой. Они не знают, как дружить, как себя позиционировать, чтобы завоевать уважение и авторитет, которого они так страстно желают.
Что же делать?
Лучше проводить профилактику
Чтобы в вашей семье не было такой проблемы, лучше провести небольшую профилактическую работу.
Направьте активность ребенка в мирное русло. Пусть он сам выберет занятие себе по душе – рисование, танцы, борьба, фотографирование. Человек, который занимается тем, что ему нравится, посвящает свободное время любимому занятию, не думает постоянно о том, как привлечь к себе внимание, и, конечно, у него появится хотя бы один друг по интересам.
Учите ребенка сопереживать и думать о других людях, ставить себя на их место. В вашей семье не должно быть двойной морали, когда вы говорите ребенку, что воровать нехорошо, а сами приносите с работы то упаковку бумаги, то скрепки. Для ребенка вы авторитет, поэтому не удивляйтесь, если он будет делать, то же самое, принося со школы чужие карандаши и фломастеры.
Ребенку нужно нести ответственность, например, за младшую сестренку, за собаку или кошку, за чистотой в комнате. Давайте постепенно больше дел, в которых требуется ответственность.
Помогайте ребенку в решении его проблем. Вам они могут показаться смешными, детскими, а для ребенка это очень серьезно. Подумайте, как бы поступили вы сами, будь на его месте. Ребенок должен знать, что всегда может на вас положиться, получить совет.
Что делать если ребенок ворует деньги: советы психолога
Правила поведения, требования культуры и этические нормы осваиваются детьми не один год. Этот длительный и трудоемкий процесс входит в понятие социализации. Вранье и воровство, как ни странно, свидетельства этого процесса. Тогда что делать, если ребенок ворует?
Освоение социального опыта и традиций предыдущих поколений, а заодно и Уголовного кодекса требует от малыша волевых усилий, а от воспитателей – своевременных и доступных разъяснений и комментариев.
Из этой статьи вы узнаете
Почему дети нарушают правила
Чтобы разобраться, почему дети воруют, нужно углубиться в тайны возрастной психологии. О том, что брать чужое без разрешения – плохо, мы говорим крохам вместе с их первыми шагами. И все же в жизни почти каждой семьи наступает момент, когда правило не срабатывает, и ребенок ворует деньги у родителей или шоколадки в магазине.
Родительская паника или педагогическая хитрость
Если в годик–два малыш хватает чужое просто потому, что еще не усвоил правило, то в 8 лет украсть что-нибудь у старших ребенок может и на спор – в пылу дворовой игры, в порыве гнева. Да еще и станет врать и изворачиваться.
Вместо необходимой хитрости родители обычно нападают на сына или дочь с порицанием и поучительными беседами. А нужно действовать издалека и применять более понятные ребенку методы. Например, если юный воришка повадился украдкой таскать еду из холодильника, достаточно отшутиться.
Зачем они крадут еду? В возрасте около 10 лет у ребенка меняется режим дня. Внутренние, биологические часы перенастраиваются на взрослый тип питания.
Возможно, теперь привычное время детского обеда или ужина не совпадает с внутренним распорядком. Подумайте об организации перекусов, в том числе незадолго до сна. А в холодильнике к продуктам прикрепите забавные стикеры с надписями вроде: «Этот йогурт мечтает дожить до утра» или «А ты спросил у мамы?»
Кража: дурная привычка или игра
Дети постоянно изучают мир. Они играют, подчиняясь правилам игры, и подражают взрослым. Все, что касается взаимоотношений между людьми, правил, норм, законов, назовем социальными стимулами. В зависимости от возраста психика реагирует на них по-разному.
В раннем детстве мнение взрослого воспринимается как норма безопасности. К начальной школе учитель и члены семьи набирают максимальный авторитет. В 5–9 лет дети очень чтут любые навязанные законы. А к подростковому возрасту (10–13 лет) эти тенденции начинают ослабевать и бороться с дурными привычками становится сложнее.
Сначала манипуляции с предметами (и деньгами) – сама по себе игра. Постепенно предметы обретают собственную ценность. Ребенок ранжирует их по только ему известной системе. Например, гладкий морской камешек может оказаться в глазах дошколенка дороже, чем тысячная купюра. Социальный стимул еще не добрался до глубин детского сознания и не вкрутил в него цифры и знаки из мира взрослых.
Закон замещения поведения: как поступить. Прежде чем грозить ребенку расправой, постарайтесь разобраться в мотивах. Не сам поступок имеет значение, а его мотивы. Если поступок просто пресечь, не искоренив причину, то взамен появится нечто новое, еще не наказанное.
Из лучших побуждений
По мере формирования системы ценностей ребенок начинает оценивать предметы по их денежной стоимости или значимости. Если в семье дошкольника принято мерить все деньгами, финансы возведены в ранг ценности, а родители остро переживают их нехватку, то почему бы чаду не украсть пару купюр из кошелька более успешной Ваниной мамы или десяток конфет в магазине? Из лучших ведь побуждений – для поправки семейного бюджета!
Как поговорить о воровстве: по следам Робина Гуда. История, которая в Европе считается героической, в России трансформировалась в сказку из разряда «Как не надо делать». Прочитайте и обсудите вместе! Нужно расценить поступки героев с точки зрения уже знакомых ребенку правил. Красть у богатых, чтобы помочь бедным, или у бедных, чтобы обогатить богатых, – равные перед законом преступления.
Самые распространенные мотивы малышей:
Месть и зависть
Именно выясненные мотивы расскажут родителям о том, как отучить ребенка воровать. Дети от 3 до 6 лет часто стремятся взять чужое, чтобы наказать, отомстить, проучить. Это тоже можно считать частью игрового процесса. И в нем отражается воспитательный стиль.
Присмотритесь к себе. Не копирует ли малыш ваше собственное поведение? Если он сам ежедневно в качестве наказания лишается неких вещей (игрушек, гаджетов), то как еще ему наказывать провинившихся друзей?
Другой мотив дошкольного возраста и младших школьников – зависть.
Разделение окружающих предметов на абстрактное «твое», «мое», «их» не вписывается в детское понимание материального равновесия. Ослабленная или завышенная самооценка, несформированная уверенность в себе или родителях могут стоять у истоков проблемы. Взять чужую вещь – значит уравнять возможности.
Как поступить с местью. Дошколята и младшие школьники восприимчивы к семейным правилам, к морали. Побеседуйте о том, что такое сила и слабость, что физически крепкие не всегда сильны умом, а богатые бывают черствы душой. Приведите сказочные примеры завистников, лгунов и воришек. Постарайтесь объяснить ребенку: «месть, зависть и лень присущи лишь слабым» – и противопоставить: «а ты у нас такой сильный, умный и рассудительный».
Давняя мечта
Желание владеть вещью или денежной суммой для ее приобретения толкает воришку на крупную кражу. Двухлетние дети открыто утаскивают чужие вещи домой или в руки маме. Уместная рекомендация здесь одна – доброжелательность, улыбка и извинения перед потерпевшей стороной.
У дошколят ворованное оказывается уже более скрыто и порой не сразу обнаруживается родителями. В этом случае лучше маме или папе самостоятельно вернуть украденное владельцу, а с дочкой или сыночком заняться чтением и разбором сказок и характеров персонажей (очень рекомендуем «Маугли»).
С подростками сказкотерапия и намеки не работают. Борьбу лучше вести открыто, но доверительно. От руки несовершеннолетнего вора обычно страдает родительский кошелек или невнимательный продавец супермаркета.
Если тинейджер не слишком сообразителен и несдержан, то исчезнут сразу все деньги. Если приловчился и набрался хитрости и терпеливости, то взрослые могут долго не замечать исчезновения мелких сумм.
Зато краденый предмет мама и папа уж точно заметят. Как реагировать? Забирать? Ругать? Лишать прогулок? Жаловаться в полицию? Нет, нет и нет. Имейте терпение и заставьте себя действовать по плану и разговаривать доброжелательно. Объяснение должно быть аргументированным и задействовать ценности подростка.
Возвращаемся к прописной педагогической истине – работать с мотивами! Если инцидент с кражей и ложью случился впервые, не стоит клеймить виновника позором. Кстати, оплачивать украденное он уже вполне может сам: с 14 лет подростков трудоустраивают официально. А в случаях, требующих вмешательства правоохранителей, обязательно напишите заявление.
Как вести себя маме. Важно проследить, на что ребенок тратит деньги. Не попал ли он в дурную компанию или опасную ситуацию. Может, его шантажируют или обманывают. Не действуйте сгоряча. Будьте максимально последовательны.
Демонстрация
В любом возрасте воровство может стать способом привлечь внимание. У маленьких детей это получается неосознанно, на уровне условного рефлекса: однажды ребенка заметили и посмеялись или провели с ним много времени после небольшого инцидента.
Произошла фиксация неправильной связи: если я снова попытаюсь своровать сладости или игрушки, мне уделят особое внимание. У ребят постарше, преимущественно мальчиков, воровство становится частью демонстрации или манипуляции.
Признаваться в проступке и даже хвастать этим – тоже своеобразная демонстрация.
Подражание
Необязательно подражать близкому человеку или учителю. Объектом подражания может стать герой фильма, комикса или компьютерной игры. Соседи, старшие товарищи, школьные лидеры – тоже возможные кумиры. Обратитесь за консультацией к детскому психологу или психотерапевту.
Недостаток ресурсов
Когда ребенку не хватает эмоционального или интеллектуального ресурса, проще говоря, общения и обучения, он компенсирует это самым доступным способом – физической подменой. Своими попытками обрести власть, имущество и денежное довольствие он стремится устранить дисбаланс в собственной жизни.
Чтобы помочь такому ребенку, нужно:
Что делать
Краеугольный камень – возраст нарушителя. Разница в методах для малыша, дошколенка и подростка – очевидна. При этом и порицания, и наказания, и шутки, и воспитательные беседы уместны. Важно выбирать правильный тон и обстановку для диалога.
Рекомендуем вам послушать мнение детского практикующего психолога Ирины Владик:
Дети до 3 лет: твое, мое, чужое
С малышами большинство проблем формирования характера и поведения решается через сказки и игры. Родителям требуется лично проводить время с крохой: нельзя использовать аудиокниги или радиоспектакли. Сказку нужно читать с выражением, давать комментарии, задавать ребенку вопросы и просить его сделать выводы.
Порядок действий примерно такой:
Дошкольники 3–6 лет: закон превыше желаний
Природный эгоизм, присущий растущим малышам до 5 лет, заставляет их брать чужое «потому, что оно мне нравится». Волевые процессы – одно из актуальных психических новообразований в этот период. С ребенком можно и нужно говорить о правилах, учить подчиняться им. Лучший способ поглубже вложить информацию о запретах и моральных нормах – поручить дошкольнику передать знания менее просвещенным сверстникам или детям помладше.
Дошколята любят играть в учителей и воспитателей. Взрослым остается только направить игру в нужное русло: попросите виновника рассказать друзьям о волшебных словах и правилах пользования чужими вещами.
Младшие школьники: правила общежития
Объятые множеством страхов и подчиненные массе школьных и домашних правил, ученики начальных классов начинают волноваться о своей репутации: что подумают одноклассники, что скажут, какую неприятную кличку придумают, если кто-то случайно увидит, как ребенок берет чужое без разрешения.
Большую роль играет классный руководитель. Его авторитет порой значительно превосходит авторитет родителей. Через учителя на ребенка можно эффективно воздействовать. Еще один помощник – психолог начальной школы.
Подростки: уголовная ответственность и положение в группе
Подростковый возраст характеризуется стремлением подчиняться и соответствовать требованиям группы, в которой преимущественно общается ребенок. Именно поэтому подростковые группы строятся по принципу закрытого клуба с суровыми требованиями и так яростно конфликтуют между собой. Но законодательство предусматривает довольно суровые последствия для непослушных детей и их родителей.
Как справиться с подростками. Профориентация школьников – задача учителей. Если на классном часе юрист (лучше оперативник) пояснит разницу между хищением и похищением, проявит суть уголовного наказания, то не только поведает классу об интересной профессии, но и проведет профилактическую работу. Оказывается, «тырить мобилы» – это не так уж безопасно… Найдите книгу-тренинг «Как научить детей сотрудничать».
Если подростковое воровство не спровоцировано демонстративностью или противоправными действиями против ребенка, то наилучшим мотивом станет авторитет в группе сверстников.
Нужно постараться поместить подростка в такую социальную общность, в которой не приветствуется вороватость и хитрость. Такой группой может стать спортивная секция, детское научное сообщество, танцевальная студия, творческий коллектив.
Виноват или горд?
Чувство вины – нормальный итог вскрывшейся кражи. Если же ребенок горд своим поступком, то он либо слишком мал, либо глубоко педагогически запущен, либо социально и психологически нездоров или ощущает себя приемным. В первом случае решите ситуацию миром и забудьте о ней навсегда. В двух других – обратитесь к специалисту.
Не наказывайте вора
Нет, это вовсе не значит, что нужно закрывать глаза на проступок! Но и физическое наказание не имеет смысла. Правило наказания просто: нельзя направлять воздействие от личности родителя к личности ребенка.
Наказывать должна сама ситуация. А объект наказания – неправильное поведение, а сам ребенок остается любимым. Второе – последовательность. Никаких двойных стандартов: папе можно, а тебе нет; вчера было можно, а сегодня нельзя; вчера наказывали, а завтра махнули рукой.
На месте преступления
Малыша можно окликнуть из другой комнаты, переключить его внимание, а затем расспросить, что он делал там, где был замечен. Если воришке от 3 до 6 лет, то диалог с ним можно вести вполне открыто, сказав: «Я видел(а), как ты сделал(а) это. Ты знаешь, мне стало очень обидно за обладателя этой вещи. Я сразу подумал(а), как сильно он(а) расстроится…»
От застигнутого врасплох подростка можно ожидать реакции гнева или откровенной лжи.
В обоих случаях не нужно повышать голос и использовать повелительное наклонение.
Лучше тихо полушутливо спросить: «Тебе нужна моя помощь? Я тут собиралась дать тебе несколько сотен на кино, но вижу ты справляешься сам(а). Только ты берешь не из того кошелька (кармана, сумки). Для тебя я отложил(а) деньги в копилку (шкатулку, баночку). Сколько тебе нужно?» Вопрос задается для того, чтобы втянуть ребенка в диалог.
Продолжив разговор, обязательно выясните, для чего нужна сумма. Для ряда приобретений нужно вместе запланировать бюджет и срок покупки, для других – объяснять, что такие расходы нерациональны или непозволительны для семьи сейчас. Завершить диалог обязательно нужно компромиссом, договором.
За давностью лет
Наказание неэффективно, если оно последовало не вовремя. За события давно минувших дней детей не наказывают – это совсем не улучшает положение завтра, зато вредит контакту и психологическому комфорту сегодня.
Если о факте воровства стало известно постфактум, то с ребенком можно разве что побеседовать о том, осознает ли он свою вину. Важно, чтобы в этом разговоре прозвучала фраза: «Молодец, что не побоялся рассказать об этом».
Неэффективные меры
Достаточно повысить голос или лишить ребенка прогулки, чтобы сломать доверие. Все действия родителей по разрешению ситуации, профилактике повторения психологи назвали бы «проработкой проблемы».
Ошибки проработки
В этом списке оказались родительские ошибки, которые при любом проблемном поведении неэффективны:
Огрехи воспитания
Если кражи стали реакцией на семейные проблемы, психологический дискомфорт, ищите брешь в системе воспитания:
Говорите с ребенком
Нет лучшего средства коррекции и профилактики, чем правильно построенная беседа и тщательно выдержанный тон диалога:
Дайте ребенку право голоса на семейном совете: пусть он перечислит, какие вещи ему необходимы прямо сегодня, какие – завтра, а какие – в течение года. Путем нехитрых убеждений из списка можно исключить ненужные и дорогие покупки. Остальное – дело техники.
Например, ребенок без разрешения родителей привел в дом своих одноклассников, один из которых и совершил кражу. Но выдать преступника, значит, признаться в собственном нарушении. Вот и получается, что и сам не брал, и кто взял – не знает.
Снова и снова выясняйте причины детских поступков. Именно в глубоких мотивах кроется и выражается истинный характер маленького человека. Лучше, если он с детства научится доверять старшим и откровенно говорить с ними о своих жизненных затруднениях. Любовь и внимание к проблемам и потребностям юного члена семьи – лучшее средство коррекции поведения у трудных детей.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/otveti/rebenok_voruet_dengi_u_roditelej.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!