что делать если пропустил джума намаз
Присоединение опоздавшего к совершающим фард пятничной молитвы (джума-намаза)
Ученые-ханафиты считают: «На сколько бы ни опоздал мусульманин на молитву, он присоединяется к молящимся и продолжает молиться вместе с ними. По завершении имамом молитвы словами приветствия[1] опоздавший встает и самостоятельно[2] дочитывает ту часть молитвы, которую он пропустил». Это мнение подтверждается хадисом: «К чему вы успели – то совершайте, а что миновало вас – дополняйте [дочитывайте]»[3].
Ученые-шафииты считают: «Если опоздавший успел присоединиться к молящимся во время совершения второго ракяата[4], то он успел на пятничную молитву. После второго приветствия имама он, остановившись уже на «ташаххуде», встает и, не нарушая молитвы, дочитывает первый ракяат с завершающим приветствием по обе стороны, которое не было им совершено вслед за имамом. Если же задержавшийся не успел присоединиться к молящимся во время поясного поклона второго ракяата, ему необходимо будет совершить четыре ракяата молитвы Зухр. Аргументируется это словами пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует): «Кто успеет на один ракяат (хотя бы на второй) [пятничной] молитвы, тот настиг ее [успел на нее]»[5].
Относительно обычных повседневных молитв ученые шафиитского и ханафитского мазхабов едины во мнении, что «если опоздавший успеет сделать намерение, встать в ряд молящихся и произнести начальный «такбир» с поднятием кистей рук до первого приветствия имама («ас-саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах»), то данная молитва засчитывается ему как совершенная совместно с другими, в джама‘ате. Со вторым приветствием он встает и дочитывает молитву самостоятельно»[6].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] А точнее – после начала второго приветствия, при повороте головы влево со словами «ас-саляму ‘аляйкум ва рахматул-лах».
[2] Молитва дочитывается ракяатами: если опоздавший успел присоединиться к молящимся до того, как имам начал подниматься с поясного поклона в первом ракяате, то дочитывать молитву не нужно; если же после – то первый ракяат совершается полностью. Молящийся встает, не делая приветствия по обе стороны (как в этот момент делают другие), и без начального «такбира» (который вместе с намерением оговаривается опоздавшим до того, как он присоединится к молящимся) совершает только первый ракяат в обычной последовательности. Прочитав «ташаххуд» и «салават», опоздавший делает приветствие по обе стороны, завершив тем самым два ракяата фарда пятничной молитвы, которые засчитываются ему как совершенные с имамом в джама‘ате.
[3] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1997. Т. 5. С. 517–519, хадисы № 2145 и 2146, оба «сахих».
[4] То есть если, сделав намерение и произнеся начальный «такбир» с поднятием кистей рук, он успел присоединиться до того, как имам со словами «сами‘а ллаху ли мэн хамидэхь» начнет подниматься с поясного поклона второго ракяата. Необходимость чтения суры «аль-Фатиха» в данном случае аннулируется. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 73; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адыллятух. Т. 2. С. 1175.
[5] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Абу Дауда, Малика и др. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 510, хадис № 8365, «сахих»; Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 72, хадис № 580.
Подробнее см.: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 348–353, хадисы № 1483, 1485–1487 и пояснения к ним.
В другом хадисе: «Кто успеет на один ракяат пятничной молитвы, тот пусть присоединит к нему другой». См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 510, хадис № 8366, «хасан»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1293, 1297.
[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1174, 1175.
Если не отпускают на пятничный намаз с работы…
Пятничная молитва – одна из важнейших обязанностей мусульман. Но нередко работодатели, особенно в немусульманских странах, могут просто не отпустить правоверных сотрудников на джума-намаз, который проводится в рабочее время в будние дни. Как быть в такой ситуации?
Известный многим аят Священного Корана гласит:
Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали (62:9)
Т.е. мусульмане обязаны совершать молитву джума в мечети, а все мирские дела в это время необходимо отложить. В частности, имам Навави считал, что запрещено заниматься торговлей или иным мирским делом с того момента, как муэдзин начал произносить азан в полдень пятницы. Но запрет этот распространяется только на тех, для кого джума-намаз обязателен. В частности, ограничение не касается женщин и детей, хотя им тоже лучше воздержаться от мирских дел. Поэтому если верующий во время пятничной молитвы находится на рабочем месте и он может отложить рабочий процесс (например, как большинства офисных сотрудников), то это нужно сделать. Если же у человека такой возможности нет (скажем, врач во время операции), то за это, иншАллах, не будет греха.
Что же касается посещения мечети с целью совершения намаза джума, то, по мнению учёных, если мусульманин не обладает такой возможностью, то ему, по воле Аллаха, не запишется грех. Основным доводом здесь служит следующий хадис: «Однажды один из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.) Ибн Аббас (р.а.) в пятничный дождливый день велел муэдзину во время призыва на молитву вместо слов “Хаййя ‘аляс-салях” (“торопитесь на намаз”) произнести “саллю фи буйютикум” (“читайте намаз дома”). Услышав это, верующие начали выражать возмущение, на что Ибн Аббас (р.а.) сказал: “Таким образом поступал тот, кто лучше меня (здесь речь идёт о Милости миров Мухаммаде, с.г.в.). Пятничный намаз обязателен, но мне не хотелось бы доставлять людям затруднение и заставлять их идти до мечети по грязи, образовавшейся из-за дождя”» (Бухари).
Если же верующий, которого начальство не отпускает на молитву, самовольно покинет рабочее место и будет отсутствовать около часа (время проведения джума-намаза), то такой поступок чреват увольнением, штрафом или лишением премии. По мнению алимов, эти причины являются более весомыми, чем непогода, а значит, они могут служить оправданием тому, что человек не посещает мечеть в пятницу. При этом речь здесь идёт именно о тех случаях, когда мусульманин не может покинуть рабочее место. Ни в коем случае нельзя придумывать оправдания, если правоверный имеет такую возможность, но не ходит на молитву джума из-за лени.
Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «У того, кто трижды пропустит молитву в пятницу без веской причины, сердце будет запечатано Всевышним» (Тирмизи, ан-Насаи).
Если верующий пропустил джума вне зависимости от того, была ли у него уважительная причина или нет, он должен совершить полуденный зухр-намаз, который может быть прочитан в индивидуальном порядке и на рабочем месте.
А Аллаху известно лучше!
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Что делать если пропустил джума намаз
Как нужно совершать намаз человеку, опоздавшему на пятничный либо праздничный намаз?
Вопрос: Как нужно совершать намаз, человеку, опоздавшему на пятничный либо праздничный намаз, после того как имам дал салям?
Ответ: Человек, который успел на пятничный намаз, до того как имам дал салям, считается успевшим на пятничный намаз. После того, как имам даст салям этот человек завершит намаз самостоятельно. Если же человек придет в мечеть после того, как имам дал салям, он должен совершить не пятничный, а дневной (зухр) намаз (Касани, Бадаи’ус-Санаи’, Бейрут, 1982, I, 267). Поэтому человек, который успел на второй ракаат пятничного намаза, после того как имам дал салям, встает на ноги и, совершив еще один ракаат, дает салям. В этом ракаате, он также произносит басмаллу, читает суру Фатиха и добавочную суру. Если он успел встать за имамом во время ташаххуда, то после того как имам даст салям, встанет на ноги и, совершив два ракаата, отдает салям. Таким образом он завершает пятничный намаз. Согласно мазхабам Малики и Шафии, чтобы считаться успевшим на пятничный намаз, нужно совершить хотя бы один ракаат вместе с имамом. Поэтому, когда человек примкнет к имаму, уже после того как он выпрямится от рукуга второго ракаата, то завершает намаз в качестве полуденного намаза (Ширбини, Мугниль-Мухтадж, Даруль-Фикр, Бейрут, I, 296)
Вопрос: Кому ваджиб праздничный намаз?
Вопрос: Мы знаем, что человек, который совершает обязательный намаз без имама, в тех намазах, которые имам читает кыраат (чтение Корана) открыто, может при желании читать открыто. Может ли человек, который примкнул к имаму во втором ракаате пятничного или праздничного намазов, для восполнения непрочитанного ракаата читать кыраат открыто?
Ответ: Человек, который опоздал на пятничный либо праздничный намаз, когда встает для восполнения второго ракаата при желании может читать кыраат открыто, то есть в этом случае он может поступить так, как хочет.
Вопрос: Как нужно совершить пропущенные такбиры, если человек успел следовать имаму во время руку’а первого ракаата в праздничном намазе?
Ответ: Этот человек произнесет вступительный такбир в положении стоя. Если он уверен, что успеет совершить руку’ вместе с имамом, то пропущенные такбиры праздничного намаза произносит стоя. Если же он не успевает произнести до рукуга, то после вступительного такбира совершает руку’ вместе с имамом и вместо тасбиха в положении руку’ произносит такбиры. Потому что совершение ваджиб такбиров более приоритетно, чем совершение тасбихов, являющихся сунной. Если имам поднимается с руку’ в то время как последующий за имамом произносит такбиры, оставшиеся такбиры с него спадают.
Вопрос: Как должен совершить ташрик такбиры человек, не успевший на первый ракаат?
Ответ: Человек, опоздавший на первый ракаат праздничного намаза, произнесет ташрик такбиры после восполнения пропущенных ракаатов. Но если он по забывчивости не произнесет такбиры, намаз не портится.
Пятничная молитва и учёба
Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» о причинах, из-за которых разрешается пропустить джама’ат-намаз и джума-намаз, пишет следующее:
ﻭﻳﻈﻬﺮ ﻓﻲ ﺗﺤﺼﻴﻞ ﺗﻤﻠﻚ ﻣﺎﻝ ﺃﻧﻪ ﻋﺬﺭ ﺇﻥ اﺣﺘﺎﺝ ﺇﻟﻴﻪ ﺣﺎﻻ ﻭﺇﻻ ﻓﻼ
«В вопросе приобретения и добычи имущества ясно, что уважительной причиной (пропустить джума и джамаат намазы) является сама нужда (в этом имуществе), если она актуальна в настоящее время. А если же на данный момент нужды нет, то это не причина».
Имам ‘Абдул Хамид аш-Ширвани в своих субкомментариях приводит слова шафи’итского ученого Саййида ‘Умара аль-Басри, в котором тот задается вопросом:
ﻗﻮﻟﻪ: ﺇﻥ اﺣﺘﺎﺝ ﺇﻟﻴﻪ ﺣﺎﻻ ﻫﻞ ﻣﺜﻠﻪ ﻣﺎ ﻟﻮ اﺣﺘﺎﺝ ﺇﻟﻴﻪ ﻣﺂﻻ ﻟﻜﻨﻪ ﻳﻌﻠﻢ ﺃﻧﻪ ﻟﻮ ﻟﻢ ﻳﺤﺼﻠﻪ اﻵﻥ ﻻ ﻳﻤﻜﻨﻪ ﺗﺤﺼﻴﻠﻪ ﻋﻨﺪ اﻻﺣﺘﻴﺎﺝ ﺇﻟﻴﻪ
«Что делать, если нужда в этом имуществе возникнет в будущем, и, не займись человек поиском сейчас, он не сможет добыть этого имущества тогда, когда эта нужда появится?
Далее имам аш-Ширвани пишет:
ﻭﻗﺪ ﻳﻘﺎﻝ ﻫﺬا ﺃﻭﻟﻰ ﺑﺄﻥ ﻳﻌﺬﺭ ﺑﻪ ﻣﻤﺎ ﻳﺄﺗﻲ ﻣﻦ اﻻﺳﺘﻴﺤﺎﺵ ﺑﺎﻟﺘﺨﻠﻒ ﻋﻦ اﻟﺮﻓﻘﺔ
«Здесь, можно сказать, что это более достойная причина, чем та, когда человек, отстав от спутников, остается один в сафаре».
[См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 2, с. 273]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Джума-намаз — это индивидуальная обязанность каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, у которого нет причины её пропускать. Если же человека не отпускают из-за учебы, важной и нужной для последующей работы и заработка, или с работы, а самовольный уход чреват последствиями, и другого подходящего учебного заведения, и другого места работы где бы ему разрешили посещение пятничной молитвы, нет, он может пропустить джума-намаз, ограничившись обеденным. Вся ответственность ляжет на руководство этого учебного заведения, или учреждения, если была возможность разрешить ему посещать этот намаз.
Пропущенные намазы. Что делать и как восполнять?
Что делать, если пропустил намаз?
Совершать молитву пять раз в сутки – обязанность и дело совести каждого мусульманина. Но, в жизни бывают ситуации, когда верующий пропускает намаз непреднамеренно или вынуждено. Принявшие ислам люди часто задают вопросы, что делать, если я пропускаю намазы, возможно ли восполнить намаз, как это правильно сделать? Большинство авторитетных исламских ученых-богословов подтверждают необходимость возмещения намаза, пропущенного по уважительной шариатской причине. В некоторых случаях верующие могут пропустить намаз и не восполнять его, и на них не будет греха.
Для начала предлагаем вам посмотреть видео на тему «Пропущенные намазы (каза)»:
Можно ли перенести или пропустить намаз?
Переносить намаз на другое время суток преднамеренно (сознательно) без уважительной причины – недопустимо и считается грехом. Если наступило время намаза, но верующий не имеет возможности совершить его немедленно, он молится сразу же, как только сможет. Такие ситуации иногда случаются в пути, на приеме у врача, на работе, на улице, если рядом нет мечети или человеку требуется омовение, а сделать его негде.
Верующий должен совершать очередной намаз в соответствующий период времени (до наступления следующего). Всевышний Аллах ﷻ определил время для поклонения, «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Насаи 4: 103). Для этого необходимо соблюдать такие условия:
В каких случаях можно пропустить намаз?
«Омар ибн аль Хаттаб в день сражения у Рва после захода солнца сказал: «О посланник Аллаха, едва я помолился аср, как солнце стало заходить». На что Пророк Мухаммед ﷺ ответил: «Клянусь Аллахом, я еще не молился аср». После этого они вместе с пророком Мухаммадом совершили аср после заката, а затем магриб.
Аль-Бухари 598, Муслим 209
Пророк Мухаммад ﷺ, отвечая на вопрос верующих, есть ли на них грех, когда они просыпают ночную молитву, сказал следующее:
«Воистину, не совершаются преднамеренные плохие поступки во сне. Сознательно грешит человек только бодрствуя. Кто забыл или проспал, искуплением ему будет совершение молитвы, как только он вспомнит о ней».
Во время любого путешествия или в случае возникновения опасности, разрешается укорачивать намаз. Об этом Аллах говорит в суре Женщины. Также нет греха на том, кто по принуждению пропустил намаз:
«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами».
Ан-Ниса, 101-й аят из 176
«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами».
«Подневольный человек имеет оправдание перед Всевышним, если пропускает намаз по принуждению. В этом вопросе среди ученых нет разногласий».
Когда следует совмещать два намаза?
Исламские ученые пришли к соглашению, что в дальних поездках или походах на расстояние больше 80 км, совмещают зухур и аср, и магриб и иша. Вместо четырех ракаат каждого выполняют только по два. Их решение основано на хадисах Джабера:
Пророк Мухаммад ﷺ во время хаджа на горе Арафат «Он молился зухур и затем аср», и в долине Муздалифа «Он молился магриб и иша, с двумя ракаатами, и ничего между ними».
Совершать намазы допустимо как до наступления времени следующего (такдим, что в переводе означает досрочный), так и после (таахир, что значит после срока).
Как возместить пропущенный намаз?
Если мусульманин вынужденно или случайно пропустил намаз, он должен восполнить его, совершив после очередной молитвы каза-намаз в любое разрешенное время. Исламские ученые сошлись во мнениях, что восполнять пропущенные намазы следует, сохраняя их последовательность. (аль-Мугни 1/607, Найлюль-аутар 2/36). Молиться запрещено во время восхода, когда солнце в зените, и на закате. Возмещение намаза в неправильной очередности по незнанию не следует исправлять, потому что незнание является оправданием. Этого мнения придерживался шейх аль-Ислам Ибн Таймия. (аль-Инсаф 1/445) и другие ученые.
Правила восполнения
Обязан ли человек, пропустивший намаз без причины, восполнить его?
Большинство ученых считали, что мусульмане обязаны восполнять намазы, пропущенные без разрешенной шариатом причины. Однако это мнение не подтверждено аргументами из Корана и сунной. Многие из числа первых исламских ученых, и более поздние последователи, считала, что пропущенный без законной причины намаз не восполняют. Вместо этого мусульманин должен раскаяться в содеянном грехе и вернуться своевременному ежедневному обряду.
Про это говорили сподвижники Омар ибн аль-Хаттаб, Саад ибн Абу Уаккас, Ибн Мас’уд, Сальман аль Фариси. Имам Ибн Хазим сказал:
«Нам неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников спорил с ними».
Шейх аль-Ислам Ибн Таимия говорил:
«Нет указания восполнять молитву для пропустившего ее без законной причины, и эта молитва недействительна». Верующий должен читать больше дополнительных молитв».
В каких ситуациях не нужно восполнять пропущенный намаз?
Не нужно восполнять намазы, причины пропуска которых следующие:
Считается достоверным хадис:
«Принятие Ислама очищает от грехов, совершенных ранее».
Как молиться людям с плохим здоровьем?
Больным людям, которые физически не могут совершать традиционный намаз, разрешается молиться мысленно, сидя лицом к Кибле. Если состояние человека тяжело настолько, что он не может даже сидеть – молитва читается лежа, ритуал выполняется мысленно. Информацию о последовательностях действий во время намаза Вы можите прочитать в статье «Как делать намаз».