что делать если ребенок бредит
Невроз у детей: 13 главных симптомов
Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.
Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.
Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»
Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?
«Плохое поведение» — это следующие симптомы:
Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.
Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни
Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:
Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.
Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.
Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.
Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.
Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?
«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка
Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.
Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.
Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.
Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.
Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.
Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.
У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.
Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.
Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?
На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.
У кого бывает невроз
Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?
Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».
Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:
В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.
Нарушение психики у детей
Консультация педиатра со скидкой 20%
Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.
Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.
Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.
При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).
Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет
Доктора данного направления
Распространенные нарушения психики у детей
К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.
Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.
На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.
При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.
Аутизм
Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.
Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.
Задержка психического развития
В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.
Умственная отсталость
Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:
В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).
Шизофрения
Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).
Клиническая картина у дошкольников:
Медицинская и психологическая диагностика
Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.
Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.
Аппаратные методы
Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.
Лечение
Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:
Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.
Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.
В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.
Кризис 7 года жизни
Содержание
Каждый скачок физического и психологического роста у детей сопровождается особым переходным периодом – кризисом. В семь лет ребенок встает на очередную ступень развития. Дошкольник становится школьником, меняется его социальный статус. Появляются новые обязанности, взрослые начинают выдвигать другие требования, другим становится режим дня. Психика переживает потрясение, которое сопровождается переживаниями, сменой привычного поведения, сложностями с коммуникацией. Поэтому в возрастной психологии у детей выделяют кризис 7 лет.
Когда игры меняются на активное обучение, меняется круг общения и формируется другая социальная роль, ребенок становится непослушным, упрямым, раздражительным. Признаки кризисного состояния психики могут проявляться в возрасте с пяти до восьми лет. Чтобы помочь правильно преодолеть этот сложный этап и занять новую социальную позицию, родители должны вовремя распознать кризис и правильно на него отреагировать.
Суть и особенности
Основная характеристика психологического кризиса 7 года жизни – это стремительное приобретение новых черт, которые характерны для взрослых. Психика малыша теряет наивность и открытость, а внутренний мир становится более сложным. Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова, может скрывать настоящие мотивы собственных поступков.
Ребенку приходится быстро взрослеть, так как во многих новых ситуациях он может рассчитывать только на себя. Для этого нужно быстро развивать самостоятельность, учиться принимать решения. Чтобы справляться с новыми задачами, организм стремительно набирает силу, выносливость, координацию.
В связи со спецификой воспитания мальчики и девочки проживают кризисный период по-разному:
Причины
Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:
Симптомы кризиса 7 лет у ребенка
В этот период даже самый спокойный и послушный малыш может превратиться в настоящего домашнего тирана, капризного и раздражительного. Особенности проявления кризиса 7 лет чаще всего заключаются в том, что ребенок:
Для диагностики кризиса 7 лет необходимо, чтобы у ребенка четко проявлялись как минимум четыре-пять признаков. В противном случае речь идет не о кризисном периоде, а о локальной конфликтной ситуации.
Продолжительность
Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.
Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.
Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Как справляться: советы родителям от психологов
Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.
Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:
Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:
Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.
Последствия
Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:
Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:
Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.
Что вы знаете о детской лихорадке?
Конец сентября традиционно открывает сезон простудных заболеваний.
Давайте представим: вы забираете ребенка 4 лет из садика и воспитательница говорит, что вечером померили температуру, и она оказалась 37,7°C. Что делать? Вызывать врача?
Сначала нужно понять: является ли эта температура симптомом заболевания или ребенок перегрелся?
Один из самых незаменимых помощников в это время — градусник: электронный, ртутный или инфракрасный. Какой лучше для ребенка? Для самых маленьких удобнее будет электронный или инфракрасный.
Ртутный термометр — самый распространенный. Им измеряют температуру в подмышечной впадине, в паховой складке и в прямой кишке. Электронный термометр безопаснее для детей. Им дополнительно можно измерять температуру в ротовой полости, в отличие от ртутного термометра. Преимуществом инфракрасного термометра является возможность измерения температуры с поверхности барабанной перепонки, лба и других поверхностей.
Нормальная температура в подмышечной впадине у 90% здоровый детей является 36,6°C с отклонением в большую и меньшую на 0,5°C. У остальных 10% детей температура может выходить за пределы данных значений и при хорошем самочувствии не является симптомом заболевания.
При измерении в ротовой полости температура обычно больше на 0,3-0,6°C от температуры в подмышечной впадине, в полости уха и в прямой кишке больше на 0,6-1,2°C.
Существуют также возрастные нормы температуры тела (для 90% здоровых детей и взрослых), которые важно знать. Верхние границы нормальной температуры тела в подмышечной впадине:
Измерили, что дальше? Вызывать врача?
Гипертермию (перегревание) и лихорадку можно распознать без помощи врача:
Что такое лихорадка?
Или простыми словами повышение температуры тела. Это защитная реакция организма на болезнь или повреждение.
Причина лихорадки может быть инфекционная или неинфекционная (кровоизлиянием, опухолью, травмой, отеком мозга и т.д.). В повседневной жизни каждый встречался с повышением температуры тела после контакта с разными микробами (вирусы, бактерии).
Попадая в организм, патогенные агенты запускают ряд биохимических реакций с образованием эндогенных пирогенов. Они с током крови попадают в головной мозг, а именно в центр терморегуляции, и приводят к повышению температуры в этом центре, а после во всем организме.
Лихорадка имеет две классификации:
Как проявляется лихорадка?
Помимо повышения температуры тела на термометре, отмечается следующее. При «красной» лихорадке можно заметить, что кожа у ребенка горячая, влажная, розового цвета. При «белой» лихорадке наоборот: кожа бледная, с мраморным рисунком, цианотичным оттенком губ и кончиков пальцев; конечности холодные; старшие дети могут отмечать ощущение холода.
Но все индивидуально. Лихорадку дети переносят по-разному. Например, при 39°C ребенок может спокойно строить башню из кубиков или бегать за котом, а при 37°C он не может поднять голову с подушки, чтобы попить воды. Поэтому при повышении температуры тела у детей нет четкого понятия: до какой температуры можно подождать и при какой температуре нужно вызывать врача.
Если у ребенка повышена температура тела и присутствуют симптомы «белой» лихорадки, срочно обратитесь за медицинской помощью. В домашних условиях вы можете лечить «красную» лихорадку.
Что нужно делать при лихорадке?
При лихорадке важно, чтобы организм имел возможность терять тепло. Физиологически это происходит двумя путями — испарение пота и согревание вдыхаемого воздуха. Соответственно ваши действия:
Чем выше температура тела, чем сильнее потеет, чем теплее в помещении — тем активнее необходимо поить ребенка.
Самая универсальная жидкость — это натуральная питьевая вода. Детям первого года жизни полезно сделать отвар изюма, а после года — компот из сухофруктов, так как эти напитки восполняют недостаток витаминов и минералов. Чай с малиной резко усиливает потоотделение — именно поэтому он эффективен при высокой температуре. Но чтобы образовался пот, нужно сначала выпить что-нибудь другое, а после чай с малиной. В том случае, если ребенок избирателен в напитках, то дайте ребенку хоть что-нибудь из жидкости.
Чтобы жидкость всасывалась быстрее, её температура должна быть примерно равна температуре тела (разница в 5 градусов допустима). Почему? Если напиток холодный, то в желудке она нагреется, затем будет всасываться в кровь, а если горячий — остынет и всосется.
Достаточно надеть теплую одежду (один слой одежды не плотной, пропускающая влагу), сверху уже можно одеяло.
Физические методы охлаждения (растирания, грелки со льдом, влажная холодная простынь и другое) до осмотра врача опасны! При таком способе охлаждения поверхностные сосуды спазмируются (сокращаются), кровоток в них минимальный, а значит уменьшается выделение пота и отдача тепла. Температура кожи снижается, а температура внутренних органах повышается. И это опасно!
Часто слышу от родителей: “Скорая нам советовала развести спирт/водку и растирать.” Обтирания детей спиртом, уксусом или скипидаром опасно.
Почему нельзя это делать? Про разницу температур кожи и внутренних органов упомянуто выше. При обтирании спиртом или уксусом эти вещества быстро всасываются через нежную, тонкую детскую кожу в кровь и могут появиться симптомы отравления алкоголем или кислотой соответственно. В процессе растирания ребенок также может вдыхать пары этих веществ, что только усиливает симптомы отравления.
Единственный физический метод охлаждения — это обтирание теплой водой. Вода не приведет к отравлению и при испарении с поверхности кожи она забирает часть тепла и снижает температуру.
Когда нужны лекарственные средства?
Основные ситуации, когда нужно снижать температуру с помощью лекарственных препаратов и вызывать врача:
Какую форму препарата использовать?
Существует 3 формы: таблетки, сироп и свечи.
Если в доме есть ребенок, то в аптечке необходимо иметь 2 формы: сироп и свечи, когда ребенок уже умеет глотать таблетки — достаточно таблеток.
Какой быстрее подействует? Жидкая форма лекарства и после подогрева (подержать в ладошках) будет наиболее эффективна.
Когда у ребенка вечером поднялась температура 37,7°C, есть риск, что она будет подниматься ночью или когда ребенок отказывается от питья, лучше использовать свечи (до 3 лет, т.е. пока ребенок позволяет ставить свеи) и дозировка умножается на 2 (парацетамол 20-30 мг/кг, ибупрофен 10-20 мг/кг). Прямая кишка имеет меньшую площадь всасываемости, чем желудок, поэтому действие при использовании свечи более длительное и в меньшем объёме.
Какие лекарственные препараты можно использовать?
В нашей стране для детей разрешены только два препарата для снижения температуры тела (международные названия):
Оптимальная разовая доза 10-15 мг/кг. Повторить можно через 4 часа (максимум 4-5 раз в сутки). Суточная доза не должна превышать 90 мг/кг. Эффект длится 4-6 часов. Разрешен с 3 месяцев.
Оптимальная разовая доза 5-10 мг/кг. Повторить можно через 6 часов (максимум 4 раза в сутки). Суточная доза не должна превышать 40 мг/кг. Эффект длится 6-8 часов. Разрешен с 6 месяцев.
После приема лекарства действие наступает через 40-60 минут и температура опускается на 1-2°C.
Проводились исследования для определения эффективности одновременного применения парацетамола и ибупрофена, которые подтвердили еще большую эффективность при лихорадке. И сегодня некоторые фармкомпании выпускают их в одном препарате (сироп или таблетки), что также удобно в применении и уменьшает риск передозировки.
Если температура тела высокая и у ребенка плохое самочувствие или неадекватное поведение, тогда до прихода врача вы можете обтереть его теплой водой и дать жаропонижающее средство, то есть сначала подействует вода, а затем лекарство.
При повышении температуры тела у ребенка, розовой кожей, кончиками носа и пальцев, нужно часто поить теплыми напитками/водой, по возможности снизить температуру в комнате, одеть ребенка в умеренно теплую одежду (хлопковую), обтереть теплой водой и наблюдать.
Если у ребенка повысилась температура тела, бледная холодная кожа и цианоз губ, обратитесь за неотложной медицинской помощью. Самостоятельно такую лихорадку лечить опасно.
Если появились показания к применению жаропонижающих средств, дайте его ребенку, обильно поите и вызовите врача.
Если лекарство через час не подействовало, вызовите врача или неотложную медицинскую помощь.
С уважением, Оксана Олеговна.
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.