что делать если ребенок читает фанфики

Дети пишут фанфики? Рассказываем, почему это полезно

Хобби, которое не понимают родители и любят дети

что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть фото что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть картинку что делать если ребенок читает фанфики. Картинка про что делать если ребенок читает фанфики. Фото что делать если ребенок читает фанфики

Некоторые детские хобби совсем не укладываются в головах взрослых — к ним относятся, например, видеоблогерство или Tik-Tok. Их мы разбирали в отдельной статье — не забудьте её прочитать, чтобы ещё лучше понимать своего ребёнка и его увлечения.

Почему детям так нравится фанфики, почему читать и писать их круто и чем они помогут в жизни? Разбираемся вместе.

Что такое фанфики?

что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть фото что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть картинку что делать если ребенок читает фанфики. Картинка про что делать если ребенок читает фанфики. Фото что делать если ребенок читает фанфики

Фанфикшн (буквально переводится как «фанатская литература») — это написание любительских произведений с участием известных персонажей из поп-культуры. Как и в случае с книгами, фанфики делятся на жанры и имеют возрастные ограничения — от тех, которые можно читать всем до совсем взрослых работ.

Авторы фанфиков — фикрайтеры — как правило, поклонники произведений, которые хотят что-то изменить в любимом мультфильме или фильме. Во многом фикрайтерство связано с писательством, хотя многие относятся к этому хобби со скепсисом и считают несерьёзным.

Почему дети пишут и читают фанфики?

что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть фото что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть картинку что делать если ребенок читает фанфики. Картинка про что делать если ребенок читает фанфики. Фото что делать если ребенок читает фанфики

Тому, что ребёнок активно читает (или даже пишет сам) фанатские произведения, может быть несколько причин.

Новые истории. Если в любимых мультфильмах или книгах всё ограничено строгим линейным сюжетом, то в случае фанфикшена воображение может отправиться в любые дали. С помощью фанфиков писатели и читатели могут изменить повествование, воскресить любимого персонажа или уделить внимание перспективному, но незаслуженно задвинутому на второй план герою.

Желание попасть в любимый мир. Некоторым детям нравится добавлять себя во вселеную любимого произведения — как правило, в качестве главных героев. Это помогает почувствовать себя более значимым, и, кроме того — это отличный способ окунуться в сказку.

Нехватка контента. Книги о Гарри Поттере уже давно вышли, все фильмы сняты, а «Фантастические твари» уже не так увлекают? В порыве фанатизма ребёнок может изучить всё, что только можно достать по любимой вселенной, но и этого порой бывает мало. И тут на помощь приходят новые интересные истории — в фанфиках.

Проживание эмоций — случается так, что произведение попросту не может доставить именно те ощущения и переживания, которые от него ожидают. Как правило, это случается из-за любовных линий и их переплетений. Катара осталась с Аангом, а вам очень хотелось, чтобы она встречалась с Зуко? Львиная доля фанфиков строится вокруг отношений персонажей, как тех, которые представлены в произведении, так и любых других. Погружение в эти отношения позволяет многое понять и про себя, и про свои ожидания от них, а также даёт немало внутреннего ресурса и вдохновляет на подвиги.

Почему фанфики — это круто?

что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть фото что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть картинку что делать если ребенок читает фанфики. Картинка про что делать если ребенок читает фанфики. Фото что делать если ребенок читает фанфики

Любое творчество полезно, будь то плетение фенечек, рисование или фикрайтерство. Придумывание новых историй развивает фантазию, навыки рассказчика и усидчивость, а умение писать большие тексты и анализировать любимые произведения непременно пригодится на уроках литературы в школе и дальше по жизни.

Такое писательство развивает новое мышление. Чтобы представить известных персонажей в новых историях, требуется думать творчески, и эта задача часто побуждает авторов фанфиков размышлять за пределами традиционного повествования, чтобы создать что-то совершенно новое. Рапунцель — студентка университета, а Покахонтас — средневековая рыцарка? Дайте две!

Фикрайтерство учит изучать вещи глубже. Допустим, в истории речь идёт о расследовании преступления — чтобы написать даже небольшую зарисовку, автору понадобится изучить работу полицейского участка, детективов, возможно даже психологию. Такие исследования помогают во всестороннем развитии ребёнка.

Популярность. В эпоху цифровых технологий публикация историй в Интернете открывает широкую сеть возможностей — ребёнок может стать популярным, не раскрывая личность, как, например, в случае с блогерством.

Возможность найти новых друзей. Фанатские сообщества нередко объединяются вокруг фикрайтеров, ведь они являются главными создателями контента. А новых знакомых или даже друзей в фанатском обществе найти проще всего, ведь детей объединяют общие интересы.

Качество. Принято считать, что фанфики — ерунда и на художественную ценность претендовать не могут. Пусть к части работ это утверждение и может быть справедливо, но на просторах Интернета находятся на редкость качественные произведения фикрайтеров. Такие, что даже рядом с оригиналом не стыдно вспомнить. Например, известный фанфик «Гарри Поттер и Методы рационального мышления» Элиезера Юдковского, ставший настоящим бестселлером. Или «50 оттенков серого» в качестве фанфика к «Сумеркам». О его качестве ходит много споров, но в успехе сомневаться не приходится.

Как обезопасить ребёнка?

что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть фото что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть картинку что делать если ребенок читает фанфики. Картинка про что делать если ребенок читает фанфики. Фото что делать если ребенок читает фанфики

Несмотря на относительную безопасность, фикрайтерство, как и любая другая деятельность, имеет и свои минусы. Не все жанры и возрастные рейтинги подходят для детей, но они могут случайно или намеренно на них наткнуться.

Что можно сделать, чтобы быть уверенными в том, что написание или чтение фанфиков безопасно для маленького фикрайтера:

Словарь фикрайтера

что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть фото что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть картинку что делать если ребенок читает фанфики. Картинка про что делать если ребенок читает фанфики. Фото что делать если ребенок читает фанфики

Для того, чтобы родители могли на равных обсуждать со своими фикрайтерами их творчество, мы выбрали самые основные термины, используемые в данном деле. На самом деле их, конечно, гораздо больше, но уже с этой базой вы будете понимать, о чём вообще идёт речь.

Фикрайтер — автор фанфика.

Бета — человек, ответственный за вычитку и коррекцию текста, именно беты смотрят на работу свежим взглядом и указывают на ошибки.

Фэндом (или фандом) — первоисточник, на основе которого пишут фанфики, а также этим названием обычно обозначают фанатское сообщество (фанатов, их особые шутки, а также любое творчество по мотивам произведения).

Канон — изначальный сюжет произведения, с которым обычно работают фикрайтеры. К примеру, отношения Стар и Марко — канон, но фикрайтеру захотелось, чтобы Стар осталась с Томом.

Возрастной рейтинг — возрастные ограничения, обычно делятся в зависимости от описываемых в фанфике явлений и событий:

Направленности — подразделение фанфиков в зависимости от присутствия в нём любовной линии, традиционной (обозначается как гет) и нетрадиционной (слэш и фемслэш). Фанфики без ярко выраженной любовной линии обычно обозначаются термином джен.

Размеры — разделение фанфиков в зависимости от количества слов или страниц:

Жанры — метки, по которым можно найти работу по вкусу (например, романтика, юмор, драма, фэнтези).

AU (Alternative Universe) — таким жанром обычно отмечают как незначительное отклонение от каноничного сюжета, так и кардинальные изменения (например, из сказки герои перемещаются в современный мир и лишаются магии).

OOC (Out Of Character) — ситуации, когда персонаж в фанфике ведёт себя совершенно не так, как в оригинальном произведении.

OTP (One True Pairing) — пара, канонная или нет, за которую фикрайтер болеет больше всего, посвящая ей работы.

Мэри Сью/Марти Стю — преувеличенно идеальный персонаж, который выглядит совершенно, умудряется выпутываться из всех неприятностей и выходить сухим из воды.

На этом всё. Желаем пишущим фанфики детям вдохновения, хороших читателей и комментаторов, а их родителям — терпения и понимания.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать новости о мультфильмах и другом детском контенте.

Источник

Что такое фанфики и почему дети читают и пишут их

POV: ребёнок пишет фанфики. Что делать и как разобраться

что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть фото что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть картинку что делать если ребенок читает фанфики. Картинка про что делать если ребенок читает фанфики. Фото что делать если ребенок читает фанфики

что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть фото что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть картинку что делать если ребенок читает фанфики. Картинка про что делать если ребенок читает фанфики. Фото что делать если ребенок читает фанфики

что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть фото что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть картинку что делать если ребенок читает фанфики. Картинка про что делать если ребенок читает фанфики. Фото что делать если ребенок читает фанфики

Что такое фанфик

Слово фанфик произошло от кальки с английского fan fiction — «фанатская проза». По сути это выдуманная история про героев уже известного произведения: аниме, фильма, книги, сериала, игры. В основе некоторых фанфиков лежат оригинальные, нигде ранее не упоминавшиеся персонажи. Такие истории получили название «ориджинал»

Существуют также рассказы о реально существовавших или существующих людях. В сети можно встретить выдуманные истории про Леди Гагу, древнегреческих философов и даже Александра Пушкина.

Какие виды фанфиков существуют

Фанфики также делят по объёму: мини, миди, макси, драббл — короткий отрывок, описание сцены.

Любовные линии в фанфиках: как что называется

Многие фанатские истории фокусируются на любви между персонажами. Это называется пейринг — обозначение героев, которые участвуют в романтических отношениях, например Гарри и Гермиона. У некоторых классических пейрингов в рамках фандома появляются названия. Пару Драко Малфоя и Гарри Поттера традиционно называют Драрри.

Существуют истории, в которых романтика практически отсутствует, любовная линия не привлекает к себе слишком много внимания. Такие фанфики называются джен (general audience).

что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть фото что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть картинку что делать если ребенок читает фанфики. Картинка про что делать если ребенок читает фанфики. Фото что делать если ребенок читает фанфики

Ещё есть разделение на гет-фанфики — они фокусируются на любви персонажей разного пола, и слеш- и фемслеш-фанфики — они описывают однополые отношения.

Возрастные ограничения фанфиков

Фанфики и оригинал

Некоторые авторы фанфиков придерживаются канона — принципов оригинального произведения. Они дублируют характеры персонажей в своей истории, помещают героев в максимально вероятные для их вселенной события. Такие истории называются не-AU (не alternative universe, альтернативная вселенная).

Другие авторы вносят значительные изменения во внешность и поведение оригинальных персонажей. Они получили название AU (alternative universe) и OOC (out of character).

Где можно почитать фанфики

В России есть несколько крупных платформ для фанатских историй. Например, «Книга Фанфиков» (Ficbook) и Wattpad. Некоторые авторы создают для выдуманных историй собственные паблики или аккаунты в соцсетях.

Что делать, если ребёнок увлекается чем-то непонятным для родителя

что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть фото что делать если ребенок читает фанфики. Смотреть картинку что делать если ребенок читает фанфики. Картинка про что делать если ребенок читает фанфики. Фото что делать если ребенок читает фанфики

Родителям свойственно беспокоиться за безопасность своих детей, это естественный природный механизм. Для начала узнайте больше о хобби ребёнка и оцените, насколько оно может объективно угрожать его жизни и здоровью.

Принятие увлечений ребёнка — это один из аспектов принятия его в целом.

Всё, к чему человек испытывает влечение, закрывает его определённую внутреннюю потребность. Писательство, например, можно считать одним из видов художественной психотерапии. Человек выплёскивает на бумагу множество своих чувств и переживаний. Так у него появляется больше шансов в них разобраться.

Подросткам особенно важна свобода самовыражения и личное пространство, поэтому лучшая тактика — дать пространство и возможность ребёнку выражать себя творческим способом.

Если у вас возникает мысль, что это хобби не принесёт пользы в будущем, и есть желание оградить ребёнка от этого, стоит задуматься: а всем ли вашим знакомым кажутся бесспорно привлекательными ваши собственные хобби? Будь то бильярд или разгадывание кроссвордов.

Что делать, если ребёнок пишет или читает фанфики и как с ним поговорить об этом

Искренность и уважение к увлечению ребёнка — лучший фон для подобного разговора. Можно начать беседу с вопросов вроде «В какой вселенной происходит действие? Кто главные герои, какие между ними отношения, чем они отличаются от канона?» И конечно же — «Почему тебе нравится писать об этом, какую идею ты хочешь донести?»

Спросите прямо, нужна ли помощь с публикациями. Например, материальная помощь для размещения материала в крупных пабликах, поиск информации, вычитка текста, обдумывание логичности сюжета. Делитесь с ребёнком своими эмоциями, если его работы вам искренне нравятся или вы видите прогресс в его писательских способностях.

Изображение на обложке: Lucas Sales / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Фанфикшн: так ли бесполезно и только ли для подростков?

Люди, не знакомые близко с фанфиками, считают это бесполезным хобби. Ерундой, которая ничего не даёт и никак не развивает. Многие и вовсе уверены, что это занятие для подростков, у которых много свободного времени. Мол, стыдно читать или писать подобные истории во взрослом возрасте. Но так ли это и в чём соль фанфикшна – давай разбираться.

Для тех, кто с Луны, поясним: фанфики – это придуманные фанатами истории, написанные по мотивам книг, комиксов, фильмов, сериалов, игр и даже жизни знаменитостей.

Уже после поверхностного изучения культуры фанфикшна становится понятно, что она вообще-то рассчитана на людей различных возрастов.

Возьмём для примера популярный и многим известный сайт – «Книга фанфиков». Заходя в раздел добавления своей работы или поиска по вкусу, ты видишь рейтинги и метки. Сейчас поясню, что это за звери и как их понимать.

Книга фанфиков, он же «Фикбук», использует одну из самых распространённых систем. Её основа схожа с системой рейтингов Американской киноассоциации – MPAA.

Метки включают в себя жанры, предупреждения, а также множество специальных, с помощью которых ты ищешь фанфики по своим предпочтениям.

«Книги – лучшая альтернатива», – утверждают противники фанфикшна, ведь фанфики пишут дети и подростки. К вопросу творчества и способностей мы вернёмся позже. Что насчёт авторов?

Несмотря на невероятное количество слабых работ, на «Фикбуке» и других сайтах немало взрослых авторов с историями, которые по праву можно назвать самостоятельными произведениями. Взять хотя бы Кассандру Клэр, которая стала известна благодаря серии фанфиков по Гарри Поттеру, а позже написала свои книги.

Хватает и талантливых авторов подросткового возраста, которые не боятся пробовать и творить и начинают именно с фанфиков. Их работы бывают не менее интересными и качественными.

Фанфики могут быть интересны отнюдь не только подросткам. Вряд ли рейтинги и метки остановят несовершеннолетних, решивших почитать работы 18+, но дадут понять, что ждёт читателя. Они, как и качественно написанный текст, привлекут более взрослую аудиторию.

Так в чём разница: читать романы известных авторов или придуманные истории по их мотивам? И то, и другое – выдумка. Если тебе нравится фэндом, неважно, сколько тебе лет. Это всего лишь цифры.

Для особо неверующих Фом мы припасли целый список достоинств и приятных последствий этого хобби. Итак, почему нельзя назвать фанфики бесполезными и в чём их ценность для людей разных возрастов.

Значительный плюс для тех, кому тяжело знакомиться вживую, и последователей движения «общения много не бывает». Особенно полезно будет для взрослых тётенек и дяденек, которым после института сложнее заводить знакомства.

Ты найдёшь единомышленников как на сайтах по типу «Фикбука», так и в группах в соцсетях, посвящённым фанфикам, фикрайтеру или фэндому в целом (фэндом – оригинальное произведение, по мотивам которого пишется фанфик).

Администраторы групп вКонтакте часто создают общие чаты. В них не только делятся работами авторов и обсуждают их, но просто общаются «за жизнь». Люди из одного города позже с удовольствием встречаются и знакомятся за пределами онлайна. Они знают, что у них теперь есть и знакомые в других городах России или даже странах. Это ли не круто?

Если ты раньше боялся показать свои способности или попробовать себя в чём-то новом, попытайся здесь. Начиная с работ размера мини, ты можешь постепенно делать успехи и в конце концов написать макси, который получит много лайков и комментариев.

Фанфикшн может остаться твоим хобби или, наоборот, стать началом нового пути, в котором ты будешь совершенствоваться. Кто знает, может, фанфики помогут тебе найти себя?

Кроме написания историй фанаты пробуют себя в рисовании обложек и иллюстраций к работам или фотошопе и становятся крутыми артерами. Владеющие иностранным языком переводят зарубежные фанфики, иногда общаясь с их авторами и параллельно тренируя лингвистические навыки.

После концовки или выхода завершающей части всегда остаются несогласные: с финалом, смертью персонажа или сюжетным поворотом. Фанаты бомбят в комментариях соцсетей, обсуждают между собой и просто порой перестают ими быть, если такое случается, и долго не успокаиваются.

А потом садятся читать фанфики или писать свой вариант событий. Оставляют живыми любимых героев, сводят вместе «классную парочку» или придумывают продолжение, не желая мириться с тем, что история подошла к концу.

В процессе они узнают новые факты, которые автор мог обнародовать позже, или не замеченные ранее моменты из фильмов или книг или пасхалки.

Кстати, иногда только после прочтения фанфиков ты задумываешься о неканонных пейрингах, т. е. парах, и других поворотах сюжета. О том, насколько логичен финал и несовместимы некоторые пары. Развиваешь собственное воображение, логику и фантазию, читая фанфики и обсуждая развитие событий в очередной истории.

Попробуй открыть фанфик по любимой книге или нашумевшему фильму, чей финал тебя не устроил. Напиши свой. Осторожно: может затянуть!

Источник

Пишущие дети: как им помочь

Когда родители показывают профессионалам то, что написал ребенок, то часто расстраиваются. Ведь профессионалы обычно говорят: вот это слабенько, это серенько, это как-то так себе… Так вот! Писать ерунду в этом возрасте совершенно нормально. Точно так же, когда ребенок учится кататься на велосипеде и с этого велосипеда падает, когда он учится писать, он неизбежно пишет «какую-то ерунду».

Нет ничего ужасного в том, что ребенок не сразу создает литературные шедевры во время своей учебы. При этом учиться творческому мастерству не помешает даже самым одаренным людям. Ведь за талантом всегда стоит больше количество труда. Чтобы человек стал состоявшимся писателем, ему необходимо получить и переработать свой жизненный опыт и культурный опыт человечества.

Великие писатели всегда дают начинающим один и тот же совет: постарайтесь набить руку, наблюдайте, накапливайте собственный опыт. Читайте как можно больше и старайтесь подмечать, что вам нравится у других писателей и почему.

7 проблем детского творчества

Проблема 1. Дети берут плохие примеры или пишут штампами.

Любое детское творчество до поры до времени совершенно гениально. Это та самая чудесная натуральная простота, которая свойственна и детскому творчеству, и наивному творчеству самодеятельных художников. Годам к шести ребенок обычно теряет свою первобытную наивность и овладевает человеческим опытом. В этом возрасте дети часто подражают взрослым. Эта подражательность отражается и на детском творчестве.

Дети подражают тому, из чего состоит их круг чтения, их кругозор. В результате мы часто видим подражание третьеразрядным любовным романам, каким-то мусорным книжкам, в лучшем случае – фанфикам или официально-деловому стилю «в первых своих строках мне бы хотелось отметить, далее я бы хотел перейти к вопросу». Просто потому что детям кажется, что это очень по-взрослому.

Что делать: запомнить, что полный набор штампов из любого жанра – это непременная составляющая детского творчества. Дети всегда проходят через освоение чужого опыта, в это время ребенок ищет свой голос, экспериментирует во всем. Это нормально. И если взрослый чем-то и может помочь ребенку, то это расширить его кругозор, чтобы в него входило что-то настоящее, живое, ценное, а не третий сорт. Важно, чтобы ребенок выбирал хорошие образцы, а для этого они должны быть в зоне его внимания.

Нужно научить ребенка понимать, что штампы – это тоже хорошо. Они экономят наше время, помогают быстро донести сложную мысль, вести деловую переписку. Но когда мы пользуемся штампами в художественном тексте, это производит чудовищное впечатление. И чем быстрее ребенок научится распознавать то, что кто-то когда-то уже сделал и сейчас это уже стало плохим тоном, тем лучше для него самого.

Проблема 2. Ребенку кажется, что то, что он написал, уже само по себе достаточно прекрасно.

Многие дети думают, что творчество – это порхать и придумывать. А когда оказывается, что уже все придумано: герои, сюжет, мир – и теперь надо сесть это записать, многие сходят с дистанции. Оказывается, что требуется еще и потрудиться.

Что делать: объяснить, что написанное надо перечитывать и исправлять. Что когда текст написан в первый раз, работа над ним только начинается. Чем раньше ребенок поймет, что орфография и пунктуация нужны, чтобы читатель смог прочитать то ценное, что пытается донести до него автор, а не просто ерунда, которой его напрасно грузят в школе, тем ему будет легче.

Проблема 3. Ребенок боится критики.

Часто дети боятся выступать публично, читать свои рассказы и т. д. Им кажется, что сейчас все будут оценивать их самих: их личность, творческие способности. Но на самом деле это не так. Оценивают доклад: интересно или нет, приятно или неприятно, с удовольствием или без я прочитал этот текст.

Что делать: доброжелательно обсуждать с ребенком его тексты. Всегда можно найти, за что похвалить, дать какую-то конструктивную критику из разряда «а вот если сделать так, то будет лучше, потому что…» Здесь важен смысл творчества, его цель. То есть с ними надо очень серьезно разговаривать о том, зачем люди читают книги, что читатель получит от текста, что важного узнает, какие эмоции испытает во время чтения. Объясните ребенку, что на самом деле важно то, что ты несешь другому человеку. То, что ты пытаешься дать другим людям. Если у тебя пока нечего отдать другим людям, сиди и учись.

Проблема 4. Ребенку очень хочется писать, но он не знает про что.

На курсах для взрослых часто предлагают творческие упражнения, типа когда ты утром садишься и пишешь три страницы, неважно про что. Очень часто именно эти три страницы мы получаем на детские литературные конкурсы. Бесконечные, чрезвычайно подробные и занудные описания: мое утро, моя дорога в школу, мой вечер, как мы ехали в метро, о чем я думала, когда ехала в метро. Этот поток сознания – хорошее упражнение, но вопрос в том – надо ли его публиковать?

Когда человек учится рисовать, он делает миллионы набросков в день, но не пытается издавать их все. С литературным творчеством ситуация складывается иначе. Многим кажется, что любой текст непременно подлежит публикации. Это не так, но это не значит, что эти упражнения не надо делать. Непременно надо тренироваться, надо набивать руку, как и при рисовании.

Что делать: расскажите ребенку, что все писатели ведут записные книжки, куда записывают какие-то свои рабочие штуки, начала рассказов, наброски, героев, которые, может быть, никогда не будут опубликованы. Это помогает им в работе.

Проблема 5. Дети придумывают героев, но не знают, что с ними делать, не могут придумать сюжет.

У многих детей подробно разработаны персонажи, детально описаны фантастические миры, но что с этим делать, они понятия не имеют. Другой вариант, когда дети берутся писать о тех сферах жизни, в которых они просто ничего не понимают, и, к сожалению, получают провал. Да, в 12 лет можно написать любовный роман, если ты пережил какое-то увлечение. Если этот роман будет о любви двенадцатилетних – это прекрасно. Но если он будет о любви тридцатилетней красавицы-модели и сорокалетнего олигарха, то герои, скорее всего, будут вести себя как двенадцатилетние дети, и это будет очень смешно. Или они будут вести себя как герои какой-нибудь журнальной прозы или случайной книжки, которая попалась ребенку где-нибудь в дачном туалете.

Что делать: обсуждайте с ребенком, почему люди так сделали, что стало причиной тех или иных поступков, что за ними стоит. Иногда нужно понаблюдать за тем, как люди себя ведут. Например, можно поиграть в Шерлока Холмса по пути на дачу: о чем, по-твоему, думает вот тот человек, а о чем этот, о чем нам говорит одежда или выражение лица? То есть нужно тренировать наблюдательность, понимание психологических мотивов.

Проблема 6. Дети думают, что в книге непременно должна быть мораль.

Что, если эта мораль не написана большими буквами на плакате, то весь текст написан совершенно зря. Эта проблема воспитана школой. Именно там детей научили рассказывать душещипательные истории про то, как один друг спас другого друга, или про то, что надо охранять природу – мать нашу.

Что делать: объяснять, что дидактичность не всегда главное достоинство литературного творчества, что не надо брать за идеал поучающие рассказы из учебника за третий класс. Наша задача – обеспечить детям хорошие образцы.

Проблема 7. Дети начинают читать и писать только фанфики.

Не стоит этого бояться. Я знаю взрослых писателей, которые начинали свою творческую карьеру с написания того, что в наше время назвали бы фанфиками. Способность увлекаться чьим-то художественным миром – это хорошая способность. Далеко не всегда это значит, что ребенок абсолютно потерян для творчества. Может быть, ему просто хочется обжить получше этот художественный мир. А когда этот мир будет обжит, он из него уйдет. Но творить в рамках этого мира, когда ты им так увлечен, – совершенно прекрасно.

Что делать: объяснить границу между своим и чужим творчеством, воспитать в нем оригинальность мышления. Ведь чем действительно хороши хорошие детские тексты – это неутерянной детской непосредственностью взгляда, умением увидеть мир с такой стороны, с которой его еще никто не видел.

Три вещи, которым нужно научить ребенка

Где учиться?

Прежде всего очень помогает хороший школьный учитель литературы. Что делать, если его нет? Есть очень хорошие филологи, которые предлагают онлайн-курсы: Андрей Десницкий, Ася Штейн, Екатерина Скульская, Алексей Минаровский. Есть детские литературные кружки и студии. Например, при Доме творчества «Пресня» есть в Музее Серебряного века курс, который ведут Дарья Дацюк и Юлия Кузнецова. Есть детский поэт Наталья Волкова, которая с детьми и английским занимается, и спектакли ставит, и книги читает.

Детям постарше обязательно рекомендую читать и учиться у портала «Арзамас».

Статья написана на основе вебинара Ирины Лукьяновой, писателя, преподавателя русского языка, автора литературных курсов для подростков Creative Writing School.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *