что делать если ребенок грызет одежду
Что делать если ребенок грызет одежду
ОРАЛЬНАЯ СЕНЗИТИВНОСТЬ И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Если ваш ребенок мучается или даже давится во время принятия определенной пищи – это, возможно, признак оральной гиперчувствительности, то есть оральные сенсорные рецепторы слишком чувствительны к различным текстурами. Вот некоторые признаки, по которым вы можете заметить, что ваш ребенок орально гиперсензитивен:
Исключает пищу определенной текстуры
Остается избирателен в еде, даже когда становится старше
Он не любит чистить зубы
Он избегает контакта губ со столовыми приборами
Это не может легко проглотить кусочек пищи или давится им
Он не любит сильные вкусы пищи (сладкое и кислое)
Жует карандаши и игрушки
Сосет футболки или рукава
Любит сильные вкусы пищи (сладкий, соленый, острый, кислый)
Получает удовольствие от чистки зубов электрической зубной щеткой
Оральная сенсорная интеграция
Ребенку, которому постоянно требуется сенсорная стимуляция оральных рецепторов, могут помочь простые игрушки и деятельность.
Игрушки и товары для жевания
Если у ваш ребенок имеет проблемы в детском саду или школе, не может сидеть на месте, то это может быть частично из-за его потребность в сенсорной стимуляции. Попробуйте упаковать ему игрушки или предметы, которые можно жевать или лизать. Они успокаивают оральные рецепторы и тем самым повышают внимание, необходимое ребенку приобретать новые знания. Вот некоторые из игрушек и предметов (*некоторые названия не были переведены, чтобы их легче найти в интернете; например, E-Bay или Amazon.):
CHEWY TUBES
RAINDROP RAINFOREST NECKLACE
CHEWY PENCIL TOPPERS
CHEWABLE GEM NECKLACE
CHEWABLE BRACELETS
SOOTHASAURUS RUBBER DINOSAUR
SENSORY STIXX
GOGOCHEWS CHEWABLE PENCIL TOPPERS
TACTILE CHEWABLE ARMBAND
Деятельность для оральных рецепторов
Игрушки и изделия для жевания прекрасно подходят для преодоления оральной пониженной чувствительности ребенка, но будет лучше, если их сочетать с определенными видами деятельности.
Пища для активации оральных рецепторов:
Хлебцы из злаков
Арахис (остерегайтесь аллергии!)
банановые чипсы
сушеные фрукты
яблоки
попкорн
Горячее и холодное:
Пробудить оральные рецепторы можно с помощью пищи различной температуры и вкуса. Когда вы поможете ребенку обнаружить чувствительность к горячей, холодной, пряной, соленой, кислой и сладкой пище, тогда и вам станет яснее, какая пища может помочь вам в сенсорной интеграции. Пища, которая требует облизывание губ или втягивания кроме сенсорных стимулов помогает в развитии речи и языка.
мороженое (в вафельном конусе — так, чтобы ребенок был вынужден лизать)
кетчуп – для начала сладкий и постепенно добавьте острый вкус.)
виноград – фрукт, кислый, и не портят зубы.
фруктовые хлопья
Действия для губ и языка
Постарайтесь помочь вашему ребенку использовать язык и губы через действия, которые будут способствовать улучшению оральной сенсорной чувствительности.
надувать воздушные шары
использовать электрическую зубную щетку
дуть через трубочку на кусочки бумаги
выдувать мыльные пузыри
облизывать леденец или мороженое
перевод с хорватского
Наши статьи
Почему ребенок жует майку?
Почему ребенок жует майку?
Жевание одежды является проявлением сосательного рефлекса – самого первого рефлекса ребенка и самого устойчивого. Ребенок начинает сосать пальчик еще в утробе матери, с потребностью сосать он появляется на свет. Для него оно всегда связано с состоянием удовлетворения, комфорта, покоя, благоприятной ситуации. Сосание успокаивает младенца, придает ему чувство уверенности и защищенности.
Жевание майки, как и сосание соски в ситуации, когда она уже отсутствует, также является защитной реакцией мозга малыша на какой-то раздражитель, будь то тревога, стресс, или невнимание, одиночество, обида, дискомфорт или усталость.
Со временем сосательный рефлекс должен уходить. Не исчезнувший вовремя сосательный рефлекс говорит о функциональной несформированности коры. Ее определенные функции к определенному моменту жизни ребенка остались неразвитыми, и проявлением этой незрелости является привычка сосать одежду.
Жевание майки является одним из видов стереотипий – невротических навязчивых состояний, когда однотипное повторяющееся движение является нехарактерным ответом на обыденную ситуацию. Любое проявление навязчивости должно вызывать у родителей как минимум настороженность. Так как оно может быть, как самостоятельным симптомом какого-то легко корректируемого неврологического расстройства, так и симптомом более тяжелых заболеваний, например, аутизма. И в этом случае речь уже идти не просто о невротическом расстройстве, а о невротическом состоянии, которое является вторичным проявлением основного заболевания. Связь ребенка, страдающего аутизмом, с внешним миром разрушена, и для него такая стереотипия (как и раскачивания, например) является элементом успокоения и нивелирования дискомфорта, который он испытывает со стороны внешнего мира.
Такой симптом не стоит оставлять без внимания. В любом случае стоит обратиться к неврологу. Большинство навязчивых состояний компенсируется, налаживаются корко-подкорковые отношения, функциональная зрелость коры головного мозга развивается. И самое главное – не упустить время. Проблема заключается в том, что несформированность коры может позже проявится каким-либо неврологическим нарушением – задержками речевого и психоречевого, психомоторного развития, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или другими нарушениями. Своевременно выявленная проблема и подключенная коррекционная терапия помогут избежать в дальнейшем более тяжелых нарушений, когда механизм цепных реакций будет запущен.
Внук грызет рукава футболки
Вопрос психологам
Спрашивает: Татьяна, 55 лет
Категория вопроса: Дети
Здравствуйте! Внуку 8 лет. Играя на телефоне, когда смотрит телевизор, он грызёт футболки, рукава. Что делать? Помогите советом!
Получено 4 совета – консультации от психологов, на вопрос: Внук грызет рукава футболки
Татьяна, добрый день!
Такая реакция обычно связана с эмоциональным возбуждением. Ребенку может не хватать умений каким-то другим образом его проживать: смеяться, прыгать, выразить в словах, с кем-то обсудить, что его волнует и таким образом снизить чрезмерное возбуждение.
Если ориентироваться на общие закономерности развития, то психика должна дозреть и научиться самостоятельно регулировать процессы возбуждения/торможения.
Что можете Вы сделать?
Если видите, что такое происходит, не акцентируйте внимание на рукавах. Во-первых, регулировать сознательно это он не сможет. Во-вторых, акцентуация на симптоме чаще даже закрепляет его. Лучше при удобном случае расспросите, что волнует ребенка, что он увидел в мультфильме, в какую игру он играл.
Возможно, стоит подкорректировать время проведения внука за игрой в телефон или просмотра мультфильмов. Пишу, возможно, потому что нет никакой информации о том, сколько времени он тратит на это реально. Обычно для ребенка рекомендуется в этом возрасте не больше 2 часов в день.
Если же коррективы внесены, а симптом не проходит в течение нескольких месяцев, то стоит обратиться к детскому психологу на очную консультацию.
С уважением, Екатерина Анкина семейный консультант
Почему ребенок грызет одежду на себе?
Поведение ребенка — дети, зачастую совершают не понятные для нас, взрослых, поступки. Иногда безобидные проделки вызывают у нас улыбку! А иногда поведение ребенка выглядит очень странно, что родители пожимают плечами и задают вопрос о правилах их реакции в данном случае.
Невольно возникает вопрос: а все ли в порядке с моим ребенком и не нужна ли ему помощь специалиста? В полтора года ваша дочка вдруг начинает рвать на себе волосы, в буквальном смысле. Она хватается кулачками за свои чудесные локоны и выдергивает их целыми клоками.
Ваше воображение рисует ужасные картины, как ваша девочка вырастет лысой и несчастной. В один прекрасный день она перестает терзать свои волосы, но зато начинает ковырять в носу и на все вопросы взрослых отвечает цитатами из своего любимого мультфильма о приключениях Винни-Пуха.
Как на все это правильно реагировать?
Вот что советуют детские психологи.
Основная ошибка взрослых в оценке детского поведения заключается в том, что мы судим о наших малышах так, как если бы они были взрослыми. Но, в отличие от нас, дети не могут анализировать поступки взрослых, хотя они остро чувствуют все, что происходит в семье, эмоционально реагируют на отношения между мамой и папой, также на отношение родителей к детям.
Родители уверены, что ребенок обязан быть счастливым, раз у него 10 нянек, много игрушек, вкусная еда. Вот основные моменты в поведении ребенка и советы о том, как на них реагировать.
Ребенок грызет рукава одежды
Почему он это делает?
Если ребенок нервничает и ощущает неуверенность, ритмичные движения его успокаивают. Некоторые дети качают головой или ногой, некоторые грызут ногти или крутят волосы.
Как реагировать?
Если же родители ругают малыша, он начинает нервничать еще сильнее, что только усугубит нервозность, а как следствие — и досаждающую вам привычку. Лучше ввести систему поощрений: если ребенок целый день не сосал палец и не грыз рукава, то получает стикер. А десять стикеров — это новая игрушка или поход в кино на выходные.
ЧИТАТЬ Аутизм у детей признаки, симптомы, диагностика, лечение
Однако малыш чувствует себя отверженным, нелюбимым, ненужным, потому что мама мало разговаривает и играет с ним или постоянно ругается с папой.
Младенец кричит в кроватке, но к нему никто не подходит: «мудрая» бабушка посоветовала не потакать пустым капризам, у мамы неприятности на работе, и она срывается на дочке, которая то и дело слышит фразу: «Сейчас придет милиционер и заберет тебя».
В результате ребёнок перестает чувствовать себя в безопасности, становится тревожным, замкнутым, нервным.
Ребенок постоянно теребит ярлычки, пришитые с внутренней стороны одежды
Почему он это делает?
У некоторых детей настолько ранимая и чувствительная кожа, что плотная ткань ярлыка вызывает раздражение. Некоторым малышам приходится даже надевать носки наизнанку, потому что швы натирают пальчики на ногах.
Как реагировать?
Самый простой выход в этом случае — очень аккуратно обрезать ярлык у самого шва. И тщательно следить за тем, чтобы у ребенка была одежда только из самых мягких тканей. Однако постепенно нужно переходить к менее щадящим тканям.
Они не понимают, что с ними происходит, и не всегда могут рассказать о своих переживаниях, единственным показателем внутреннего неблагополучия и стресса становятся их действия — некоторые из этих тревожных сигналов мы попросту не замечаем, другие неправильно истолковываем, третьи кажутся нам необъяснимыми странностями.
Если вы заметили странность в поведении ребенка и поняли, что это результат нервного напряжения, подумайте, чем оно могло быть вызвано, и прежде всего постарайтесь устранить его причину. Стоит обратиться к детскому психологу, если кожу ребенка раздражают даже совсем безобидные вещи, как, например, вода.
Ребенок засовывает руки в штанишки
Почему он это делает?
По той же самой причине, что и взрослые: это приятно и успокаивает. Понаблюдайте за ребенком — и вы заметите, что чаще всего он трогает себя, если сильно нервничает. Причем обычно волнение возникает, когда вокруг много народу, из-за чего поведение ребенка становится еще более неудобным.
Как реагировать?
Прежде всего исключить возможность раздражения, которое вызывает зуд. Проследите за тем, когда эта привычка проявляется чаще всего. Возможно, это совпадает с визитами к врачу или каким-то другим неприятным для малыша моментом? Если так, то нужно по возможности снять нервозность, успокоить, отвлечь.
ЧИТАТЬ Детское воровство причины и коррекция
Ребенку старше 4 лет объясните, что есть вещи, которые нельзя делать при всех. Главное, сохраняйте спокойствие и не заставляйте ребенка стыдиться или чувствовать себя виноватым. Стоит обратиться к детскому психологу, если привычка не проходит к 6-7 годам и объяснения, что можно и чего нельзя делать в общественных местах, не помогают.
Ребенок забирается под стол
Почему он это делает?
Потому что ему скучно. Или потому что у ребенка богатое воображение, а пространство под столом — это волшебная пещера! Ребенок волнуется и стремится спрятаться в тесном пространстве, где чувствует себя в безопасности.
Как реагировать?
Если ребенок забрался под стол, потому что ему скучно, и при этом ведет себя тихо и никого не хватает за ноги, разрешите ему там остаться, Если малыш досаждает взрослым, тихо, но уверенно попросите его выйти.
Если же дело в том, что ребенок неуютно себя чувствует в ресторане или в гостях, не водите его в слишком шумные места, а дома поиграйте в гости, поговорите о хороших и плохих манерах.
Стоит обратиться к детскому психологу, если ребенок на публике так волнуется, что становится неуправляемым.
Ребенок ест только продукты белого цвета
Почему он это делает?
Возможно, организм ребенка действительно не переносит определенных продуктов или красителей. Или он пытается доказать вам, что он уже взрослый и поэтому сам решает, что будет есть, а чего не будет. Кроме того, врачи утверждают, что дети, как правило, чувствуют, что нужно организму, и именно это и едят. Так что не будьте слишком строги.
Как реагировать?
Если у ребенка нет аллергии и проблем с желудком, позвольте малышу есть то, что ему нравится. Но при этом позаботьтесь о том, чтобы он получал все необходимые вещества. Если ребенок ест только белые продукты, предложите ему сыр, творог, молоко, белое куриное мясо, цветную капусту, хлеб из муки грубого помола, банан.
Кроме того, не давайте малышу перекусывать перед основной едой — тогда он проголодается как следует и не будет привередничать. Стоит обратиться к детскому психологу, если ребенок сильно отстает от нормы по росту или весу, страдает анемией.
Ребенок не может заснуть без соски
Почему он это делает?
Это действует на него успокаивающе, поскольку ассоциируется с грудью мамы и чувством защищенности, которое дает присутствие мамы. Он может сосать уголки одеяла, ухо ппюшевого мишки, собственный палец.
ЧИТАТЬ Психическое здоровье детей и подростков
Как реагировать?
Ни в коем случае не отучать насильственными методами вроде намазывания пальца горчицей или различных угроз, не обвиняйте ребенка в плохом поведении, это только навредит.
Лучше положите плюшевого мишку рядом и почитайте малышу на ночь сказку, посидите возле его кроватки, погладьте его. Уделяйте ребенку больше внимания, не раздражайтесь, оказывайте поддержку, поощряйте, тогда дефицит любви исчезнет. Стоит обратиться к детскому психологу, если ребенок и днем старается что-то держать во рту и у него присутствуют другие признаки тревожности.
С ребенком периодически случаются беспричинные истерики
Почему он это делает?
Если ребенок неожиданно убегает, прячется, начинает громко плакать и не может объяснить, что с ним происходит, а после возвращается спокойный, значит, он тревожен и таким образом сбрасывает накопившееся напряжение. Такие выплески могут происходить после ссор, походов в гости или «на ровном месте».
Как реагировать?
Дайте ему выплакаться, не запрещайте «живой» реакции выйти наружу. И установите основную причину, вызвавшую перенапряжение. Стоит обратиться к психологу, если истерики случаются слишком часто.
Ребенок предпочитает игрушки и одежду, не свойственные его полу
Чтобы подтолкнуть чадо в «нужном направлении», напоминайте ему, что он мальчик или девочка; ласковые имена, которыми вы его называете, тоже должны соответствовать полу — так ребенку будет проще сориентироваться.
Стоит обратиться к психологу, если у ребенка после 4 лет явные нарушения в половом ролевом поведении.
Ребенок периодически начинает все крушить и ломать
Почему он это делает?
Такое поведение вызвано выплеском подавленной агрессии. Агрессия свойственна каждому человеку, но слишком бурное ее выражение говорит о том, что в течение некоторого времени она была подавлена. Возможно, вы ограничиваете активность ребенка или он постоянно чувствует себя незаслуженно обиженным.
Как реагировать?
Обратите внимание на обстановку в доме — достаточно ли она спокойная и уютная, или члены семьи разобщены, раздражительны. Физическая активность снижает уровень агрессии, поэтому дайте ребенку возможность больше двигаться. Стоит обратиться к психологу, если вспышки ярости неуправляемы.
Неадекватное поведение ребенка. Что делать? — Доктор Комаровский (Видео)
Возможные причины того, почему ребенок 5 лет постоянно всё грызет
Здравствуйте, Евгения! Понятно, что к своим пяти годам ваш ребенок уже должен был пройти ту фазу, когда дети всё тащат в ром, пытаясь на ощупь понять, из чего состоит тот или иной предмет, какой у него вкус и запах. В вашем случае причина, скорее всего, кроется в скрытой психологической проблеме ребенка. Что это может быть, сказать сразу трудно. Ребенка что-то гнетёт, но что конкретно, он и сам, наверняка, не понимает, и тем более, не сможет сказать никому о своей проблеме. Даже самым близким ему людям – родителям.
Это может быть какая-то психическая травма, оказавшая на ребенка влияние. Возможно, не самые хорошие и теплые отношения в семье. Также это могут быть какие-нибудь эмоциональные или даже физические перегрузки. Возможно, ребенок плохо спит ночами.
Кроме этого, такие проявления у ребенка могут быть следствием неправильного воспитания в семье.
Подумайте, может быть, в вашей семье наблюдается такая картина, когда мама и папа совершенно по-разному смотрят на вопросы воспитания и каждый из родителей требует от ребенка выполнения противоположных вещей.
Ребенок же, не может сориентироваться и осознать, кого ему слушать и кто из его близких и любимых людей прав.
Также появление этой и подобных привычек иногда появляется у детей, которых начали приучать, например, к посещению детского сада. Или отправляют его на время к другим людям. Даже к бабушкам, дедушкам. Ребенок может начать переживать по этому поводу.
Хотя внешне при посещении детского сада или визита к бабушкам-дедушкам это беспокойство никак не проявляется. Но он может выражаться вредными и непонятными привычками.
Возможно, грызя всё, что попадается ему на глаза, ребенок успокаивается, его психика приходит в более-менее спокойное состояние.
Может быть, также вы стали слишком много требовать от своего малыша. Возможно, также выражаете какие-то свои требования в довольно грубой форме. Ребенок, естественно, испытывает напряжение – ведь маленькому человечку трудно понять и осознать как взрослому, и при этом ему нужно соответствовать вашим требованиям.
Ведь грызя предметы, ребенок одновременно как бы производит и сосательные движения. А именно эти движения его когда-то успокаивали, приводили в умиротворенное состояние. Дети, уже повзрослевшие, нередко возвращаются к этой привычке что-нибудь сосать после испытанного стресса или пережив неприятные минуты.
Проанализируйте собственное поведение и атмосферу в вашей семье. Что может напрягать ребенка – на какие слова и действия он реагирует болезненно или пугается. Постарайтесь исключить это из своего поведения.
Чаще говорите ему ласковые слова, хвалите, разрешайте делать то, что ему нравится. В рамках приличия, конечно. Разберитесь, чего, может быть, боится ваш ребенок, и помогайте ему в преодолении этих страхов.
Кроме страхов и переживаний, привычка грызть всё вокруг может свидетельствоавть о внутренней агрессии, которая находит выход в дурной привычке. Здесь причиной может быть малая двигательная активность ребенка. Подумайте, может быть, вы с ним мало времени проводите на улице.
Или гуляя, запрещаете ему бегать, прыгать, играть активно с другими детьми. Напрвьте его энергию в правильное русло – приглашайте его друзей к вам домой, если на улице холодно. Отпускайте его также в гости к друзьям. Конечно, дети бесятся, попадая в компанию сверстников. Но это нормально. Они же дети! Нельзя постоянно им всё запрещать.
Можно начать водить мальчика в какую-нибудь спортивную секцию.
Вообще, посмотрите на все запреты, которые вы ставите для ребенка. Возможно, у него совсем нет никаких физических удовольствий. Ему нельзя гулять, бегать, прыгать, есть какие-то вкусности, смотреть мультфильмы и т.д. Это тоже может стать причиной психологического переживания.
Возможно также, что вы мало общаетесь с вашим сыном. Сейчас не редкость, когда мама с папой сидят, уткнувшись в монитор компьютера, а ребенок предоставлен сам себе. Проводите с ним больше времени – играйте, занимайте каким-нибудь делом, ходите по интересным местам.
И вообще, прислушивайтесь к желаниям своего ребенка. Отмахиваясь от его слов, вы, может быть, и не замечаете истинных причин вредных привычек мальчика.
Если проблема не пройдет, обращайтесь к детскому психологу или неврологу.
12 симптомов напряжённого ребёнка
Ваш ребёнок не находит себе места, ему наскучили все игры? Это может быть разовой историей, плохим настроением, а может и указывать на то, что его что-то сильно тревожит. Педагог Виктория Кузнецова рассказывает о том, какие симптомы могут указывать родителям на проблемы во взаимоотношениях с детьми.
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Соберу в этом посте все признаки, которые отличают напряжённого, или, как говорят психологи, тревожного ребёнка, у которого есть проблемы во взаимоотношениях с родителем, а ещё точнее, у родителя есть проблемы во взаимоотношениях с ребёнком.
За 20 лет практики через меня прошла, наверное, уже не одна сотня детей. Да и опыт, прожитый со своими тремя, дал возможность безошибочно выявлять тревожных детей, а, соответственно, и тревожных родителей. Порой достаточно даже просто беглого взгляда, чтобы выяснить, в какой обстановке и в каком состоянии ребёнок пребывает бОльшую часть времени.
Почему это так важно? Потому что все мы ждём высоких результатов в обучении и возлагаем большие надежды на наших детей. Порой настолько большие, что дети оказываются не в состоянии даже сдвинуть возложенное с места.
Вот и получается, что мы негодуем, возмущаемся, топаем ногами, читаем нотации, изо всех сил занимаемся воспитанием, отобрали интернет и телефон, запретили общаться с нежелательными друзьями, ограничили прогулки и просмотр мультфильмов, а воз и ныне там.
Корень же проблемы нужно искать совсем в другом месте. Предлагаю вам внимательно понаблюдать за своими детьми на предмет следующих симптомов, указывающих на то, что что-то пошло не так.
1. Синдром «тяжёлого лица»
Понаблюдайте за преобладающим выражением лица вашего ребёнка в разные моменты: когда вы к нему обращаетесь, задаёте вопросы, когда он занят чем-либо или, наоборот, как вам кажется, находится в праздном бездействии.
Какое у него лицо? Что выражает? Радость, умиротворение? Черты лица светлы, как бы расправлены, мышцы лица расслаблены или же наоборот? У тревожных детей часто брови нахмурены, губы сжаты, взгляд выражает тревогу.
Выражение лица напоминает маленького старичка, повидавшего всякое.
2. Согнутая, удручённая поза
Спина «коромыслом», плечи приподняты, а то и на разном уровне, как бы перекошены, голова втянута в плечи, подбородок опущен, руки сцеплены вместе (за спиной или спереди) или спрятаны в карманы. По просьбе вынуть руки из карманов ребёнок плотно прижимает их к телу «по швам».
3. Особая походка
Осмотрительная, несмелая, мелкими шажками, а то и боком. Отсутствие помощи при ходьбе руками. Носки ботинок часто направлены внутрь. Расслабленный ребёнок умеренно размашисто помогает телу при ходьбе руками.
4. Специфика движений
Движения неравномерные, то замедленные, то рывками.
Время от времени ребёнок вздрагивает, совершает много лишних навязчивых движений: ёрзает на стуле, теребит края одежды, пуговицы, уши, нос, тетради, книжки, грызёт ногти, ручки, карандаши, наматывает волосы на палец (карандаш, ручку), чешется, трёт ладонями подбородок, щёки, лоб, постоянно облизывает губы. Бывает и такое: ребёнок при ответе на вопрос подпрыгивает, хватается за мебель. В целом, всё общее поведение вызывает беспокойство и тревогу.
5. Нервные тики
Подрагивание подбородка, моргание глазами, перекашивание мышц лица (кажется, что ребёнок передразнивает вас), неоправданные и регулярные повороты и кивки головой.
6. Речь
Может быть замедленной, отрывистые короткие односложные фразы. Отсутствует образность, эмоциональность. Возможны и другие характеристики. Речь слишком громкая, крикливая. Спокойный разговор по душам в обоих случаях невозможен, в нём отсутствуют плавность и логика. Ребёнок ничем не делится, ни о чём не рассказывает. При первой же возможности пытается уйти, убежать от разговора.
7. Ориентировка в пространстве
Тревожные дети стремятся уединиться, спрятаться, не попадаться на глаза, передвигаясь в помещении. Они движутся ближе к стене, прячутся в угол, за предметы мебели и прочее.
Просишь сесть — садятся на краешек стула, дивана, кресла, как бы сжимаясь в комочек: колени вместе, ладони могут быть зажаты между коленями или на них. Спина «коромыслом», голова втянута, взгляд исподлобья, плечи приподняты, носки ног повернуты навстречу друг другу. Встречается и другая крайность. Ребёнок слишком развязан.
Разваливается на стуле, колотит ногами по мебели, не знает куда деть руки. При ходьбе попинывает мебель, стены, предметы, попадающиеся под ноги.
8. Рассеянное внимание
Порой вообще кажется, что ребёнок вас не слышит. Он как будто выключается из разговора, проваливается в забытье или глубоко погружается в собственные мысли. Разговора по душам, диалога снова не получается, он становится похож на допрос с пристрастием.
9. Особенности поведения
Колеблется от «тише воды, ниже травы», когда ребёнка не видно и не слышно (он не возражает, делает всё что попросят, «удобный» молчаливый) до крайне вызывающего.
Ребёнок дерзит, грубит, как будто нарочно провоцирует конфликт, портит вещи, в руках всё горит. Суетлив, хватается то за одно, то за другое, не способен сосредоточиться. Ни одно дело не может довести до конца.
Нелогичен, непоследователен в действиях.
10. Постоянно требует внимания и ответа взрослых
Одна девочка у меня на занятиях постоянно громко кричала «Посмотрите!», когда брала в руки новый предмет или меняла местоположение в классе. Такой тип нуждается в постоянной поддержке и одобрении: «У меня получилось? Вам нравится? Я хорошо сделал?».
11. Контакты с другими детьми
Опасливое, боязливое или, наоборот, агрессивное отношение, высокая обидчивость, конфликтность. Ребёнок всё время находится в режиме обороны. Ему кажется, что его игнорируют, постоянно обижают, с его мнением не считаются, не принимают его в игру.
12. Виды деятельности
Чем преимущественно занят ваш ребёнок? Расслабленный ребёнок много танцует, поёт, бесконечно фантазирует, обыгрывает какие-то воображаемые ситуации, изредка разговаривает сам с собой, лепит, рисует, всё время что-то изобретает, импровизирует. Тревожный ребёнок не может найти себе занятие по вкусу, а найдя, быстро остывает, бросает, жалуется на скуку. К творческой работе равнодушен, говорит, что это неинтересно, скучно, «только для девочек» или «для маленьких».
Естественно, все симптомы не могут встречаться у одного ребёнка. Если это так, то ситуация вообще патовая. Поэтому здесь представлен перечень симптомов, которые, даже встретившись единично, должны насторожить вас и заставить задуматься. Возможно, стоит пересмотреть некоторые свои воспитательные позиции.
ОРАЛЬНАЯ СЕНЗИТИВНОСТЬ И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Некоторым детям с оральной фиксацией, которые имеют гипо- или гиперчувствительность полости рта требуются некоторые приспособления, чтобы нормально функционировать в школе, дома или в другой социальной среде.
Если у ваш ребенок имеет проблемы в детском саду или школе, не может сидеть на месте, то это может быть частично из-за его потребность в сенсорной стимуляции. Попробуйте упаковать ему игрушки или предметы, которые можно жевать или лизать.
Они успокаивают оральные рецепторы и тем самым повышают внимание, необходимое ребенку приобретать новые знания.
Вот некоторые из игрушек и предметов (*некоторые названия не были переведены, чтобы их легче найти в интернете; например, E-Bay или Amazon.):
Горячее и холодное:
Пробудить оральные рецепторы можно с помощью пищи различной температуры и вкуса.
Когда вы поможете ребенку обнаружить чувствительность к горячей, холодной, пряной, соленой, кислой и сладкой пище, тогда и вам станет яснее, какая пища может помочь вам в сенсорной интеграции.
Пища, которая требует облизывание губ или втягивания кроме сенсорных стимулов помогает в развитии речи и языка.
мороженое (в вафельном конусе — так, чтобы ребенок был вынужден лизать)
кетчуп – для начала сладкий и постепенно добавьте острый вкус.)
виноград – фрукт, кислый, и не портят зубы.
Консультация на тему: Если ребенок теребит одежду. | Социальная сеть работников образования
Когда ребенок выводит из себя своими вредными привычками, первое, что приходит на ум, сделать ему замечание (в приказном тоне, часто переходя на ор), наказать, запугать. И действует этот метод воспитания обычно плохо, или не действует совсем. Родитель начинает чувствовать свое бессилие и оттого только усиливает степень давления на ребенка. В таком противостоянии проигрывают все.
Выход — в комплексной терапии
Как и любое грамотное лечение, избавление от вредной привычки должно быть комплексным. И включать в себя: правильную реакцию родителей, изменение методов воспитания, выяснение причины появления вредной привычки, устранение провоцирующих факторов. Рассмотрим каждый пункт лечения подробнее.
Себя изменить очень сложно. Но нужно — ради блага своего «трудного» ребенка. И когда он в очередной раз подносит руку ко рту, чтобы начать грызть ногти, — не окрикивайте его, не бейте по рукам и не угрожайте связать руки.
Попросите вежливо, как вам самим было бы приятно услышать просьбу. То есть не «А ну-ка прекрати немедленно», а «Давай ты перестанешь грызть ногти, пожалуйста».
И сразу же переключите ребенка на какую-нибудь деятельность, интересную для ребенка.
Прежде чем начать отучать ребенка сосать пальцы или грызть ногти, необходимо выявить причину такого его поведения. Конечно, в большинстве случаев вредные привычки у детей связаны с их волнениями и тревогами. Но и будучи в спокойной обстановке ребенок может начать грызть ногти.
Что побуждает родителей восклицать: «Ну вот видите, никто его не нервирует, а он все равно за свое… А психологи навешивают про разную там нервозность…» Но дело в том, что те же ногти ребенок может начинать грызть не только от волнения и страха, но и от скуки, из-за чувства одиночества, и даже из-за чрезмерных нагрузок, усталости и при совершении каких-то ошибок.
Решаем психологические проблемы детей
Приглядевшись внимательнее к своему ребенку и выяснив, когда чаще всего он грызет ногти (ковыряется в носу и т.д.), нужно помогать ребенку справляться с ситуацией другими способами, сначала многое делая вместе с ребенком, а потом все больше уступать ему в деятельности.
Если ребенок не умеет справиться с волнением, научить его приемам релаксации, использовать сказкотерапию, помочь побороть страхи.
Если ребенку скучно — приложить усилия для того, чтобы научить его занимать себя, увлечь чем-то, найти хобби (кстати, дети нередко «подсаживаются» на грызение ногтей в машинах — скучно им сидеть в кресле и смотреть в окно, вот и находят себе занятие…).
Любая вредная привычка у ребенка, согласно психологическим исследованиям, связана с подсознательным желанием обратить на себя внимание, заявить о себе, как о слабом и маленьком человечке, и, более того, с грустью по младенчеству.
Поэтому если ребенок перегружен занятиями, если на нем много домашних дел (как на старшем ребенке в семье, например), все это может вылиться в привычку грызть ногти и обкусывать губы.
И в таком случае, одновременно с другими мерами, нужно заострять внимание ребенка на том, что он уже умеет и чаще хвалить его именно за «взрослые» самостоятельные поступки, только так получится решить психологические проблемы детей.
Кроме того, можно обратить внимание ребенка на то, что у взрослых нет привычки грызть ногти и ковыряться в носу (в частности, на девочек очень часто действует предупреждение, что «если ты будешь грызть ногти, они никогда не будут красивыми и ты не сможешь их красить, кольца не сможешь носить, чтобы не привлекать внимание к ногтям» и т.д.).
Вместе со всеми другими мерами, важно по максимуму устранить из жизни ребенка провоцирующие факторы. Если грызет ногти, то регулярно их подстригайте.
Если теребит губы, когда смотрит мультики, откажитесь на время от мультфильмов.
Если ковыряется в носу во время поездки на машине, поручите что-то держать в руках на протяжении всей поездки, но старайтесь при этом совершать побольше пеших прогулок.
Никто не грызет ногти и не накручивает волосы на палец в радости! Вредные привычки связаны либо со скукой, либо с волнением. Но не с радостью. А потому лучшей профилактикой вредных привычек у детей могут стать для них уроки радости.
Проводите время со своими детьми вместе и весело, не стесняйтесь дурачиться и впадать в детство. Спешите научить детей радоваться каждому дню.
Ведь психологи уверяют, что если не научить ребенка радоваться до 14 лет, он уже никогда не станет оптимистом…
Почему ребенок жует майку?
Почему ребенок жует майку?
Жевание одежды является проявлением сосательного рефлекса – самого первого рефлекса ребенка и самого устойчивого. Ребенок начинает сосать пальчик еще в утробе матери, с потребностью сосать он появляется на свет. Для него оно всегда связано с состоянием удовлетворения, комфорта, покоя, благоприятной ситуации. Сосание успокаивает младенца, придает ему чувство уверенности и защищенности.
Жевание майки, как и сосание соски в ситуации, когда она уже отсутствует, также является защитной реакцией мозга малыша на какой-то раздражитель, будь то тревога, стресс, или невнимание, одиночество, обида, дискомфорт или усталость.
Со временем сосательный рефлекс должен уходить. Не исчезнувший вовремя сосательный рефлекс говорит о функциональной несформированности коры. Ее определенные функции к определенному моменту жизни ребенка остались неразвитыми, и проявлением этой незрелости является привычка сосать одежду.
Жевание майки является одним из видов стереотипий – невротических навязчивых состояний, когда однотипное повторяющееся движение является нехарактерным ответом на обыденную ситуацию. Любое проявление навязчивости должно вызывать у родителей как минимум настороженность.
Так как оно может быть, как самостоятельным симптомом какого-то легко корректируемого неврологического расстройства, так и симптомом более тяжелых заболеваний, например, аутизма.
И в этом случае речь уже идти не просто о невротическом расстройстве, а о невротическом состоянии, которое является вторичным проявлением основного заболевания.
Связь ребенка, страдающего аутизмом, с внешним миром разрушена, и для него такая стереотипия (как и раскачивания, например) является элементом успокоения и нивелирования дискомфорта, который он испытывает со стороны внешнего мира.
Такой симптом не стоит оставлять без внимания. В любом случае стоит обратиться к неврологу. Большинство навязчивых состояний компенсируется, налаживаются корко-подкорковые отношения, функциональная зрелость коры головного мозга развивается. И самое главное – не упустить время.
Проблема заключается в том, что несформированность коры может позже проявится каким-либо неврологическим нарушением – задержками речевого и психоречевого, психомоторного развития, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью или другими нарушениями.
Своевременно выявленная проблема и подключенная коррекционная терапия помогут избежать в дальнейшем более тяжелых нарушений, когда механизм цепных реакций будет запущен.
Ребенок грызет ногти и одежду
Теги: 7-12 лет поведение стресс
Ребенок грызет ногти и одежду
Ребёнок, когда нервничает или ему скучно, начинает грызть ногти, разговоры не помогают, мазали ногти — помогло, но не надолго, начали грызть карандаши, линейки, ручки и, самое пугающее — одежду, прямо сгрызать. Понимаю, что что-то тревожит, или она боится чего-то. Вроде и разговариваем и доверяет, но причины выявить не могу и справиться с этим соответственно. Подскажите.
Психологическими причинами желания грызть является тревога и беспокойство. Причин для стресса может быть несколько.
Конфликты или разногласия в семье. Необязательно речь идет об открытых ссорах, невысказанные противоречия и недосказанность также оказывают влияние на климат в семье.
Ребенок чувствителен к отношениям между взрослыми, так как в силу возраста он зависим от них психологически и эмоционально.
Комфорт и ощущение безопасности в доме – важная составляющая для жизни не только ребенка, но и взрослого.
Невыраженная агрессия и внутренние конфликты ребенка. Вследствие неоправданных ожиданий родителей от ребенка. Например, девочка может испытывать страх от выполнения тех или иных заданий. Посмотрите на уровень навыков и умений вашей дочери.
Они должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к ребенку. Кроме «надо» должно быть то, что хочется и нравится. Строгая дисциплина и контроль негативно сказываются на развитии детской психики.
Необходимо сочетание требований «по возрасту» с объятиями, добрыми словами в адрес девочки, её безусловным принятием не за действия, а просто потому, что она есть.
Ребенок-первоклассник сталкивается с изменениями в жизни, так как появляется школа, учителя и новая роль. Как складываются отношения с одноклассниками? С учителем? Вызывает ли трудности выполнение домашнего задания? Какое впечатление сложилось у ребенка за первые месяцы обучения? Ответы на эти вопросы можно узнать как у дочери, так и у классного руководителя.
Гиперопека или недостаток внимания. Обе крайности являются неблагоприятным вариантом. Интересы ребенка, выражение его эмоций должны быть приняты и допустимы.
Для психологического благополучия и здоровья важен также здоровый сон, прогулки на свежем воздухе и правильное питание.
Новые нагрузки требуют усиленной работы мозга и возможности переключить внимание от школьных предметов, занимаясь тем, что приносит удовольствие.
Определить причину более конкретно можно, проследив, в какой момент ребенок начинает что-то грызть. Можно воспользоваться помощью специалистов: психолога или невролога.
Успешного решения ваших вопросов.
Елизавета Тиунова, психолог сайта «Я — родитель»
Как отучить собаку грызть вещи: причины, почему собака грызет вещи
Собака, грызущая вещи, может настроить против себя самого большого любителя животных. Казалось бы, для комфортной жизни любимого питомца созданы все необходимые условия, он много гуляет, хорошо питается и не сталкивается с агрессивным поведением со стороны хозяев, но продолжает грызть все подряд вещи: мебель, обувь, провода, даже собственный хвост.
В чем причина такого поведения и как правильно отучить собаку грызть вещи хозяев с минимальными усилиями – расскажем об этом подробнее.
Семь причин, почему собака грызет вещи
Чаще всего люди, не имеющие опыта общения с собаками, связывают плохое поведение собаки с особенностями его характера.
Им оказывается проще вовсе отказаться от заведения питомца, чем пытаться воспитать его, научить следовать правилам. В действительности же собака начинает грызть хозяйские вещи по многим причинам.
Разберем каждую из них, чтобы понять, как отучить собаку и справиться с ситуацией.
Первой причиной, самой распространенной, является скука животного. Часто хозяева по отношению к своим питомцам выполняют только ряд стандартных действий:
выгуливают; кормят; купают и приводят в порядок.
На этом общение с животным ограничивается, но многие породы требуют куда большего внимания и не получив его, пытаются самостоятельно развлечь себя. Это особенно характерно для охотничьих и сторожевых собак.
По отношению к ним владелец часто ведет себя сдержанно, строго, не показывая своего доброжелательного отношения.
В попытках хоть что-нибудь изменить, животное начинает грызть вещи вокруг себя, чем непременно привлекает внимание человека.
Вторая причина – постоянный стресс или тоска. Выбирая щенка, необходимо внимательно ознакомиться с особенностями характера породы, потребностями животного. Некоторые представители вида постоянно должны быть рядом с человеком.
Поэтому лицам, проводящим много времени на работе, уезжающим в командировки, не рекомендуют заводить лабрадоров, ретриверов, других пород-компаньонов, которые страдают в длительной разлуке с людьми. Пытаясь справиться со своей тоской, они находят вокруг интересные вещи, которые начинают грызть.
Иногда нездоровое внимание собаки падает на руки и ноги человека. В результате хозяин злится, чем вгоняет животное в еще больший стресс.
Третья причина непослушания – недостаточная физическая и интеллектуальная активность. Здесь снова ключевую роль играет порода собаки. Очень многим питомцам мало простых выгулов дважды в день по 20 минут.
Хаски, маламуты, джек рассел терьеры, лайки и десяток других пород собак в прямом смысле слова нуждаются в постоянных тренировках и дрессировке.
В противном случае их неуемная энергия не найдет выплеска, а это выльется в грубое непослушание и порчу вещей.
Важно! Таких собак заводят только опытные собаководы, имеющие возможность правильно тренировать животных.
Четвертая причина – проблемы со здоровьем зубов у животного.
Если состояние зубов собаки приносит беспокойство: вызывает болезненные ощущения, постоянный зуд, она пытается справиться с проблемой как младенец – постоянно расчесывая зубы находящимися рядом предметами. Среди проблем, вызывающих такое беспокойство, обычный кариес, зубной камень, воспаление десен, их кровоточивость, даже смена зубов.
Важно! У животного появляется неприятный запах изо рта, виден желтый налет, десна краснеют.
Пятая причина – ранний возраст. Молодые щенки и дети, стремятся познать как можно больше предметов вокруг себя.
Просто обнюхать их бывает недостаточно, собаке важно понять, насколько твердый предмет, какой он на вкус.
В норме, любопытство пропадает к полугодовалому возрасту питомца, но оставлять плохое поведение без внимания нельзя. Важно показать животному установленные правила и научить следовать им.
Шестая причина тоже связана со здоровьем, но не зубов, а желудочно-кишечного тракта. давно замечено, что некоторые состояния организма вызывают нестандартные вкусовые пристрастия.
Собака, зараженная гельминтами, будет стремиться поглощать целлюлозу или грызть предметы ее окружающие: обои, книги, туалетную бумагу, ковер.
В лучшем случае животное доведет себя до простого несварения желудка, в худшем – наступит непроходимость кишечника, вылечить которую без помощи ветеринарного врача невозможно.
В основе седьмой причины лежит неправильное питание собаки. В случае, если питомец не получает достаточного количества питательных веществ, витаминов и минералов, он может начать искать их вокруг себя.
В ход идет мел, камни, деревянные предметы мебели. Выявить, что в основе плохого поведения лежит недостаток витаминов, помогут медицинские анализы. Они же покажут, каких именно веществ не хватает животному.
Столкнувшись с проблемой, не сажайте любимое животное на поводок и не переселяйте его в будку. Если выяснить, какая именно причина побудила питомца грызть вещи, скорректировать поведение будет довольно просто.
Порча вещей из-за проблем со здоровьем прекращается после консультации с ветеринаром.
Для тех причин, в основе которых лежит скверный характер животного или его психологические особенности, существуют собственные лайфхаки.
11 методов коррекции поведения собаки
Каждый, из представленных ниже способов коррекции поведения собаки, должен быть адаптирован по отношению к особенностям конкретного пса, его привычек, навыков, возраста. В некоторых ситуациях хозяину придется применить сразу несколько хитростей. Разберем каждый метод по отдельности.
Купите специальные игрушки
Покупка специально разработанных для собак игрушек или лакомств может отвлечь питомца от порчи окружающих вещей навсегда. Зачем животному пытаться грызть не вкусный хозяйский тапок, если совсем рядом лежит ароматная косточка, сделанная из приятного для зубов материала.
Но выбирая такие игрушки и лакомства, следует придерживаться определенных правил. Во-первых, игрушек должно быть несколько: разной формы, цвета, размера. Однообразие довольно быстро наскучит питомцу, и он вновь начнет искать предмет для игр вокруг себя. Во-вторых, избегайте покупки более дешевых, но не предназначенных для животного игрушек.
Они не безопасны и могут нанести непоправимый вред здоровью питомца.
Победите стресс
Отказаться от привычных дел, чтобы проводить с питомцем столько времени, сколько он этого требует, невозможно. Животное нужно приучать спокойно реагировать на долгое отсутствие хозяев. Специалисты рекомендуют использовать специальные упражнения, которые обучают собаку спокойно переносить одиночество.
Хозяин просто оставляет пса в другой комнате, закрывая дверь на некоторое время, постепенно увеличивая промежуток. Чтобы при этом отучить собаку грызть, она не должна иметь соблазна. Если она отдает предпочтение ковру, оставляйте ее в комнате, где в качестве покрытия используется линолеум. Если портит книги, спрячьте всю библиотеку.
Взамен предоставьте питомцу интересные игрушки.
Больше общайтесь
Попробуйте увеличить время прогулок, тренировок, игр с собакой. Отдавайте предпочтение активным занятиям, а не простой пешей прогулке вокруг дома. Уставшая собака по возвращению домой спокойно уляжется спать.
На хулиганства и непослушание у нее просто не останется сил. Не забывайте об интеллектуальной нагрузке. Обучайте пса новым командам, тренируйте особые навыки. Послушное поведение и успехи не забывайте подкреплять похвалой.
Используйте специальные средства
Как котов отучают использовать в качестве туалета неподходящие места, разбрызгивая специальный спрей, так и собаку можно отучить кусать предметы мебели и домашнего обихода. Есть запахи, которые крайне неприятны псам.
Обработав излюбленные места и предметы специальным раствором, можно не беспокоиться о том, что собака просто подойдет к ним, не говоря уже о кусании. Первое время следите, чтобы вещество не вызвало аллергической реакции у животного.
Если все в порядке, повторять процедуру следует в течение месяца.
Избавьтесь от соблазнов
Постарайтесь создать такие условия, при которых собака не сможет добраться до вещей, которые можно испортить. Питомец любит грызть провода? Уберите их с помощью специальных коробов. Объектом ее агрессии становятся тапки или другая обувь? Закрывайте их в шкафу. Но при этом не забывайте оставлять игрушки в качестве альтернативы, иначе стресс и скука животного только возрастут.
Хорошо накормите
Перед тем, как оставить собаку одну на долгое время, плотно накормите ее. Сытый пес чаще всего ленивый, спокойно спящий и не грызущий хозяйские вещи. На всякий случай можете оставить рядом с ним косточку, которой он сможет воспользоваться в одиночестве. Естественно кость должна быть не куриной и не должна расщепляться на мелкие острые фрагменты.
Поднимите собаке настроение
Когда животное грызет вещи из-за того, что сильно тоскует по хозяину, отучить от этого собаку можно, если его уход сделать приятным.
Каждый раз, оставляя питомца в одиночестве, оставляете ему самое любимое (не торт и не пирожное) лакомство. И от зубного налета собаки избавитесь, и настроение ей поднимете.
В результате животное не только перестанет тосковать, но и с нетерпением будет ждать каждого ухода владельца на работу.
Создайте эффект присутствия
Большинство животных начинают хулиганить только тогда, когда в доме не остается людей. Можно пойти на хитрость и перед уходом включить радио, которое создаст иллюзию присутствия в квартире хозяина. Подойдет и тихо работающий телевизор, но в этом случае стоит позаботиться о безопасности животного и техники.
Отгородите пространство
В мебельных магазинах можно найти специальные детские заборчики, которые устанавливают, чтобы маленький ребенок не выходил за пределы безопасного пространства. Их можно использовать и для собак небольшого размера. Огородите небольшой участок комнаты, оставьте там любимую лежанку или пеленку, предметы для игр, воду, а затем заприте собаку в этом пространстве.
Напугайте собаку
Такой метод можно использовать, если собака грызет вещи в присутствии владельца, не боясь наказания.
Как только заметите, что собака нацелила свои лапы и зубы на ваши вещи или стены, начните громко шуметь. От неожиданности животное испугается и бросит это занятие.
Погремушку для отпугивания можно сделать самостоятельно или купить в магазине. Главное, чтобы она издавала достаточно противный и громкий звук.
Заведите второго питомца
Метод радикальный и подходит далеко не каждому, но два животных совершенно точно не будут тосковать. Не обязательно заводить вторую собаку, подойдет и кот.
Такое межвидовое «общение» позволит собаке спокойно реагировать на то, что в доме нет людей, на недостаток внимания и многие другие вещи.
Но ориентируйтесь на породу пса! Некоторые из них категорично относятся к другим животным и могут им навредить. Другие, наоборот, прекрасно уживаются.
Собака, грызущая все подряд вещи – способна вывести из себя самого спокойного человека, но не опускайте руки. Разобравшись в причинах плохого поведения, его можно скорректировать, поэтому не отказывайтесь от питомца. Просто помогите ему адаптироваться к условиям жизни.
Видео, как отучить собаку грызть?
Ваша собака грызёт всё подряд, даже вещи в доме? А у неё есть игрушка? Узнайте, как перевоспитать собаку-грызуна у Эдгарда Запашного.
Как отучить собаку грызть вещи: причины, почему собака грызет вещи.