что делать если ребенок не общается с одноклассниками

Как помочь ребёнку наладить отношения с одноклассниками

что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть картинку что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Картинка про что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками

Школьная пора – это не только время, когда нужно усиленно впитывать знания, учить уроки, но и время, когда появляются первые друзья, которые, возможно, останутся на всю жизнь. Но случается и такое, что найти не то, что новых друзей, но даже знакомых ребёнку очень сложно. По каким-то причинам он становится изгоем класса, замыкается в себе и не может уже впустить в свою жизнь людей, которые готовы были бы с ним общаться. Если ваш ребёнок не находит общий язык с одноклассниками, его часто обижают, стоит, в первую очередь, разобраться в причинах его неприятия окружающими.

Синдром «жертвы»

Как бы печально это не звучало, но большинство подростков – жестокие люди. Они не приемлют тех, кто сильно отличается от них как внешне, так и эмоционально. Многие дети играют в школе роль жертвы и это может быть вызвано следующими причинами:

Неадекватное выражение эмоций. Зачастую дети-изгои долго терпят издевательства и не дают отпора. Но когда терпение заканчивается они могут очень жёстко ответить на незначительные провокации или даже полезть в серьёзную драку.

Сильная зависимость от мнения окружающих. К примеру, ребёнок может быстро бросить спортивную секцию только из-за того, что кто-то не так на него посмотрел.

Физические недостатки. Сильная худоба или лишний вес может вызвать неприязнь окружающих, особенно в подростковом возрасте. Дети сначала смотрят на внешний вид друг друга, а уже потом решают дружить им с этим человеком или нет. Да, такое случается и во взрослом мире, но в школьные годы – это особенно заметно, ведь дети ещё не очень умеют скрывать свои истинные эмоции. Если ребёнок имеет какие-то физические недостатки, то он рискует стать изгоем класса.

Неопрятность. Неприятный запах изо рта, неаккуратная причёска, громкое сморкание и другие признаки невоспитанности отталкивают людей. Если с предыдущими особенностями бороться труднее, то эти достаточно легко скорректировать, подав хороший пример ребёнку, рассказав о нормах приличия в общества.

Как заставить ребёнка меняться?

После того, как вы разобрались в причинах, почему к вашему ребёнку плохо относятся одноклассники, стоит обсудить с ним это. Задача родителя состоит в том, чтобы не решить все проблемы за ребёнка, а помочь ему самому разобраться во всём. Помните, что «маменькиных сыночков» и ябед никто не любит. Постарайтесь поставить ребёнка на место этих людей и спросить его, как бы он отнёсся к человеку, который часто обижается или проявляет сильную агрессию. Захочет ли он дружить с тем, кто приходит в школу с немытой головой, от которой неприятно пахнет? Скорей всего, ваш ребёнок тоже не захотел бы общаться с таким человеком. Проанализировав свои поступки, человек начинает корректировать своё поведение и старается не делать, того, что отталкивает окружающих. Труднее обстоят дела с физическими недостатками. В том, что его облик не такой, как у других из-за каких-либо заболеваний — он не виноват. Здесь нужно разговаривать с ребёнком, дать ему понять, что люди всегда относятся с непониманием на то, что противоречит их представлениям. Невозможно постоянно отвечать на негатив негативом, в жизни ещё придётся много раз столкнуться с человеческой жестокостью и глупостью, ребёнок должен уметь игнорировать таких людей, не концентрировать на них своё внимание. Если же ваш сын или дочка очень сильно зависят от мнения окружающих, то тут приходит на ум фраза Бернарда Шоу «Вопрос «а что подумают люди?» должен стоять на самом последнем месте. По сути всем всё равно. Жизнь-то твоя.» Воспитывайте лидеров, которые не опираются на мнение посторонних, а лишь на свои поступки. Не спорим, что в подростковом возрасте дети стремятся поддаться всеобщему мейнстриму и если у Васи Петров есть айфон 7, то без него невозможно прожить и Мише Яковлеву. Но зачастую наши желания не совпадают с нашими возможностями, поэтому важно воспитывать ребёнка согласно вечным моралям, в которых цена человека измеряется не в количестве айфонов и прочих гаджетах, а в его поступках, силе духа, в багаже знаний. Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте все детали того, что его гложет, делитесь своими жизненными ситуациями и рассказывайте о том, как вы бы себя повели. Не всегда физический отпор является негативным проявлением эмоций, бывает – это единственный верный способ донести своё мнение оппоненту. Если ваш сын пришёл с фингалом, не стоит его ругать за то, что он вступил в драку, дайте ему рассказать о причинах его поступка. Похвалите его, если он одержал победу – это очень для него будет важно. Как раз, если мальчик не может дать сдачу, он чаще всего и причисляется к ряду изгоев. Если же причина проблем в школе у вашего ребёнка в неопрятности, то тут, уж извините, всё зависит от вас. Следите за тем, чтобы ребёнок ходил в школу в чистой одежде, был мытым. Рассказывайте ему о нормах приличия в обществе. Без верных советов и хорошего примера, ребёнку сложно будет понять, что в нём не так, если до этого ему никто об этом не говорил.

Ошибки родителей

Наши дети – это отражение нас. Они делают то, чему мы их научили. Мы сейчас отбросим влияние социума и расскажем о самых распространённых ошибках родителей, по вине которых, ребёнка могут не принять в школе.

1.Идеализируете своего ребёнка. Конечно, мы все стараемся защитить своего ребёнка, что бы не произошло, но безоговорочно вставать на сторону ребёнка в конфликте с другими детьми — дело не совсем правильное. Проведите простой эксперимент: запишите 10 жалоб ребёнка на одноклассников, а также то, что вы ему отвели. Если в восьми и более случаях вы оправдали своего ребёнка, значит, и вы невольно создаёте ему проблемы.

2.Вмешиваетесь не в свои дела. Мы уже писали о том, что дети не любят тех, кто жалуется родителям. Если ваш ребёнок из таких, посоветуйте ему как решить проблему, но сами не выступайте в роли «шерифа», который всё разрулит. Не стоит ходить домой к обидчику и угрожать, что если он ещё раз подойдёт к вашему сыночку, то получит «по самое не балуйся!» Решать свои проблемы человек должен учиться с самого детства.

3.Навязываете свой опыт. Ваш ребёнок – это в первую личность со своим психоэмоциональным складом. Диктуя ребёнку как поступить в той или иной ситуации, он теряет гибкость и спонтанность в поступках. Можно рассказать о том, как вы бы поступили, но не навязывать. Ребёнок должен всегда думать своей головой, а не быть марионеткой в руках родителей.

4.Помните обиды. Учите ребёнка прощать и не помнить обиды, иначе жить будет очень сложно. Ненужно припоминать ребёнку, как одноклассник Егорка разбил ему нос в первом классе. В школе часто все друг друга обижают, чаще всего это неосознанно, просто потому что дети не умеют пока ставить себя на место другого и не могут чувствовать обиды других. Если помнить постоянно только плохое и не прощать, друзья вряд ли появятся.

Резюмируя, стоит отметить, что дружба с одноклассниками для ребёнка может быть гораздо важнее учёбы. Ведь дружба – это одно из самых важных составляющих полноценной и счастливой жизни человека. Возможно, урок дружбы помог бы некоторым детям стать более коммуникабельным и решить многие психологические проблемы, которые делают их изгоями класса. Жаль, что такую дисциплину пока в школах не ввели, но её можете преподавать вы сами!

Источник

Как подружиться с одноклассниками

что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть картинку что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Картинка про что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками

Ваш ребенок с нежеланием идет в школу, не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, не общается с ними? Вполне возможно, он одинок.

Если уже сейчас вы заметили, что ваш ребенок с нежеланием идет на уроки, ничего не рассказывает о школьной жизни и одноклассниках, никогда не обращается за помощью к ним, вполне возможно, он одинок. Подтвердить ваши опасения поможет классный руководитель ребенка.

Работая много лет в школе, часто сталкиваюсь с тем, что даже в больших классах некоторые дети остаются одинокими до самого выпускного вечера. Спустя годы они с неохотой вспоминают о школьной поре.

Что же делать, когда проблема уже очевидна? Бежать в школу и разбираться с недружелюбными одноклассниками? Давить на ребенка? А может перевести его в другой класс или школу? Давайте вместе искать выход в сложившейся ситуации.

что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть картинку что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Картинка про что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками

Почему ребенок одинок

Для начала необходимо разобраться, по какой причине ребенок попал в список отверженных.

Чаще причинами школьного одиночества выделяют:

Список можно продолжать и более частными случаями, но проблема отвергнутости может усугубляться еще и тем, что сам ребенок и его родители винят в случившемся всех, но только не себя. Но мы, мудрые и любящие родители, не пойдем таким простым путем, а попытаемся помочь своему чаду стать популярным в классном коллективе.

Как обрести друзей

Правило 1: полюби себя сам

Российский менталитет почему-то не приемлет непохожесть людей: мы с любопытством оглядываемся на инвалидов, темнокожих, на людей с какими-то особенностями внешности. Но если взрослые в силу своей воспитанности и зрелости проявляют лишь интерес к таким особам, то дети подчас жестоки и агрессивны по отношению к «иным» сверстникам.

Правило 2: хочешь иметь друзей, будь другом сам

По закону бумеранга мы относимся к людям так, как относятся к нам они. Посоветуйте ребенку самому проявлять инициативу в построении дружбы.

Особенно это важно, когда школьник попадает в новый коллектив. Если месяц-два присматриваться к одноклассникам и ждать, когда тобой кто-то заинтересуется и полюбит как друга, можно потерять время и так и не дождаться.

Действовать лучше по следующему алгоритму:

Особой популярностью в классах обладают добрые, отзывчивые ребята, готовые прийти на помощь. Посоветуйте ребенку предлагать свою поддержку по случаю и не стараться быть конкурентом для остальных.

Правило 3: вырабатываем дружелюбную манеру держаться

Согласитесь, что улыбчивые, приветливые люди не остаются одинокими. Научите ребенка правильной дружелюбной манере: прямая осанка, руки и ноги не скрещены, ладони на виду, на лице улыбка и приятное выражение лица, взгляд в глаза. Это будет первым шагом к общению.

что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть картинку что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Картинка про что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками

Правило 4: развиваем навыки ведения беседы

Хорошо, если ваш ребенок общительный от природы. А если нет, не стоит огорчаться: застенчивого человека можно научить навыкам общения. Для этого проигрывайте разные ситуации с сыном (дочерью) дома. Малышу отлично подойдут сюжетно-ролевые игры «В гостях», «В школе», «В детском саду» и другие.

Ваш воспитанник должен уметь правильно начать разговор, развить тему для общения, выразить одобрение или отрицание, задать вопросы. Беседуйте с ним на разные темы, обсуждайте просмотренный фильм, прочитанную сказку. Психологи даже советуют записывать такие беседы на видео, вместе с ребенком просматривать их, анализировать и меняться ролями в таком диалоге. Видеозапись дает возможность ребенку со стороны увидеть свои ошибки в построении беседы.

Правило 5: учимся управлять своими эмоциями

Нападкам со стороны сверстников подвергаются те дети, которые не могут совладать c эмоциями. Иными словами, дразня таких детей, обидчики словно черпают у них энергию и наслаждаются их слабостью.

В одном из классов я часто наблюдала, как мальчишки дразнили одного второклассника Юру. В ответ он дико кричал, размахивал руками и догонял одноклассников. Когда я спросила, почему они обижают Юру, мальчики ответили: «Ну а зачем он так истерит?» То есть реакция второклассника просто забавляла детей.

Что делать в таких случаях

Таким как Юра нужно научиться беречь свое энергетическое поле. Поясню. Психологи давно утверждают, что каждый человек имеет свое биополе. Когда мы оскорбляем другого человека, наша отрицательная энергия устремляется в биополе другого человека и делает в нем воображаемую «дыру». Обиженный бумерангом отправляет свою отрицательную энергию вам. Получается, что страдают при этом биополя обоих: и обидчика, и обиженного.

Чтобы не стать жертвой, достаточно сказать два слова: «Сам такой!» Слова действуют волшебным образом: посланная отрицательная энергия не успевает разрушить ваше биополе, а возвращается к своему адресату зеркальным образом. При этом нет истерик, оскорблений и драк. Научите этому приему вашего воспитанника – проверено, действует!

Правило 6: развиваем лидерские навыки

Не все рождены быть вожаками, большая часть людей являются ведомыми и чувствуют себя при этом самодостаточно. Тем не менее, ряд лидерских навыков никогда не помешает в жизни.

Учителя также могут помочь детям преодолевать нерешительность, устраивая специальные игры: «Волшебный стул», «Комплименты» и др. Речь идет об игровых занятиях, где ребята дают друг другу ласковые имена, говорят приятные слова, подчеркивают лучшие качества. Такие игры демонстрируют стеснительным детям, что к ним хорошо относятся.

Второй навык – умение говорить «нет». Некоторые ребята, стремясь завоевать дружбу одноклассников, во всем уступают им. Такое поведение может иметь весьма опасные последствия. Научить противостоять чужому давлению может метод проигрывания реальных ситуаций с последующей видеозаписью, описанный выше.

И напоследок несколько простых советов. Содействуйте общению ребенка со сверстниками, приглашайте их в гости, позволяйте ему задержаться на репетициях, школьных секциях и т.д. Помогите ребенку найти друзей по интересам на различных кружках, в центрах развития и т.д. Будьте сами примером настоящего друга.

Источник

9 советов родителям как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками

что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть картинку что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Картинка про что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками

Как быть родителям, если учитель отругал ребенка при одноклассниках и ребенок стал замкнутый? Как лучше поступить, если у ребенка конфликт в школе, учителя или ученики его высмеивают? О том, как наладить взаимоотношения с одноклассниками, рассказала педагог-психолог МБУ Городского центра психолого-медико-социального сопровождения «ИНДИГО» г. Уфа Екатерина Кудрявцева.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе.

— неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

— возвращается из школы подавленным;

— часто плачет без очевидной причины;

— никогда не упоминает никого из одноклассников;

— очень мало говорит о своей школьной жизни;

— не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;

— ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;

— одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Приучайте ребенка к самостоятельности.

Разберитесь в причинах, подчеркивая достоинства ситуации.

Необходима эмоциональная доброжелательная поддержка чуткого взрослого. Сначала разберитесь в причинах непопулярности ребенка и попытайтесь их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займитесь его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуйте его каким-нибудь видом спорта. Подчеркивайте его достоинства при каждом удобном случае. Не скупитесь на похвалу, восхищайтесь своим чадом и не забывайте, что ребенок смотрит на себя глазами близкого взрослого.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку «как у Ленки из 5 «Б»».

Интересуйтесь делами и жизнью ребенка.

Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, понаблюдайте за ним. Заметив в поведении отклонения, надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Привлекайте к проблеме учителя.

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Научите ребенка заводить знакомства.

Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы, учиться терпимости и уживчивости. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он.

Говорите слова любви, придающие уверенность.

Создайте ребенку круг общения.

Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Научите говорить «нет».

Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Телефон доверия для молодежи и подростков:

Источник

Как помочь стеснительным детям адаптироваться в среде сверстников?

Невидимки в классе

У минчанки Лизы большая разница в возрасте с младшей сестрой — 15 лет. Когда Настя пошла в первый класс, Елизавета уже вуз окончила.

— Настя у нас девочка скромная, тихая, такая хорошенькая серая мышка. Совершенно не умеет постоять за себя, как-то выделиться из толпы. Она даже лайк в соцсетях стесняется ставить, что уж говорить о том, чтобы подойти к однокласснице и предложить ей: «Давай дружить!» — рассказывает Лиза. — К тому же сестричка высокая для своих лет, нет проблем со зрением. Вот ее и упекли за последнюю парту. Сидит на своей «камчатке», ни с кем не общается. Понятно, что уже после первой же «веселой и активной» четверти она заявила родителям: «Больше я в школу не пойду!» И в рев. Мама с папой в панике: что случилось, кто обидел дочку? И только я смогла вытянуть из Насти причину: ей скучно и грустно в классе, она чувствует себя там ужасно одинокой, с ней никто не общается, а сама она боится заводить с кем-то дружбу.

Я тогда очень разозлилась на родителей. Дело в том, что по этой же причине — тотального одиночества в толпе сверстников — я терпеть не могла свою школу до десятого класса, пока у меня неожиданно не появилась очень харизматичная подруга, буквально вытянувшая меня за волосы из болота хандры и пессимизма. Я не была проблемным ребенком, училась хорошо. Меня, как и Настю теперь, просто не замечали! Я не была интересна учителям, потому что не доставляла им проблем и в то же время не годилась для роли любимицы, потому что была самая обыкновенная, «без изюминки». Одноклассники тоже не обращали на меня внимания: ничем не примечательная, с обычным смартфоном, скучная, в соцсетях не активничает, ролики для YouTube не записывает. В общем, трагедия маленького человека в большой компании. За это я терпеть не могла школу. Для меня было большим праздником вернуться домой, где ждала моя любимая собака Найда, с которой я могла болтать, доверять свои секреты и плакать, обнимая ее мохнатое тельце. Представляете, девять лет ходить в школу с одной мечтой — поскорее бы закончились занятия! Очень не хочется, чтобы Настя тоже провела свое детство в таком социальном забвении.

— Дислексия — расстройство, связанное с навыками чтения и письма, трудности с математикой, самооценка ниже плинтуса, отсутствие мотивации к учебе — мы прошли через это, справились, победили. Уже к пятому классу сумели выбиться в хорошисты. Но друзей среди одноклассников мой Ваня так и не завел, — делится наболевшим его мама Вика. — Все годы учебы просидел незаметным для коллектива на последней парте, даже на день рождения ему некого было пригласить. Постоянно в интернете — там у него, видимо, более яркая и насыщенная событиями жизнь. Я знаю, что в этом есть и моя вина, но я одна поднимаю двоих сыновей и на какие-то вещи уже просто не хватает ни физических, ни моральных сил. Хотелось бы, конечно, понять, что не так и можно ли еще что-то исправить. Как дать ребенку возможность не быть пустым местом для тех людей, с которыми ему предстоит общаться в течение жизни?

что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Смотреть картинку что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Картинка про что делать если ребенок не общается с одноклассниками. Фото что делать если ребенок не общается с одноклассниками

— Феномен одиночества по праву считается сложным и противоречивым явлением. Одиночество не имеет возрастных или социальных границ, может сопровождать нас на протяжении всей жизни или переживаться в каких-то ситуациях. В самом понятии одиночества различают две стороны — позитивную и негативную.

В переживании потребности в общении есть своего рода подъемы и спады. Мы не можем быть готовы к общению постоянно. Погружаемся в себя, порой заняты только своими мыслями и проблемами, нам нет дела до другого человека. Состояние кратковременного одиночества — опыт, который не обязательно является негативным и может качественно улучшаться с возрастом. Периоды уединения полезны, могут сопровождаться благоприятными эмоциональными реакциями и рассматриваться в качестве ресурса психического развития личности. Многие виды отдыха связаны с уединением, стремлением побыть наедине с самим собой.

Одиночество — это не то же самое, что побыть одному. При попадании человека в условия изоляции существующие связи с людьми прерываются, а новые не формируются. Это приводит к острым эмоциональным реакциям, а порой и к нарушению развития.

— Насколько эта проблема актуальна для современных детей? В чем причина того, что им сложно выстраивать взаимоотношения с одноклассниками, другими коллективами сверстников?

Одиночество может переживаться очень болезненно в любом возрасте. От него хочется куда-то убежать. И тут нам на помощь приходят книги, фильмы, социальные сети, животные, неживые предметы или наши фантазии. Когда Малыш, юный герой известной повести шведской писательницы Астрид Линдгрен, переживает одиночество, в его жизни появляется Карлсон. Современным детям «на помощь» приходят гаджеты. Ведь порой там ответ на интересующий вопрос или отклик на переживаемую эмоцию найти проще, чем у родителей.

Вместе с тем и гаджеты — не панацея. При всей иллюзии совместного общения оно не происходит. Обезличенность отношений влечет за собой переживание чувства одиночества. Я думаю, вам известен термин американского социолога Дэвида Рисмена «одинокая толпа».

«Страшнее нету одиночества, чем одиночество — в толпе, когда безумно всем хохочется, но плакать хочется — тебе!»

— Дети из каких семей чаще всего испытывают дискомфорт в коллективе из-за своей скромности, стеснительности, отсутствия социальной адаптации среди сверстников?

— Безусловно, семья называется в качестве одного из определяющих факторов. Все больше людей ведут хозяйство в одиночку. К тому же, все чаще предпочтение отдается личной независимости и отсутствию обязательств. Все чаще в семьях проживают только родители (родитель) и ребенок (дети). Представители старшего поколения нередко живут отдельно.

Физическое одиночество — ситуация, когда ребенок остается один, без присутствия родителей, через которых он познает, особенно в первые дни и годы жизни, весь окружающий мир. Чем младше возраст ребенка, тем разрушительнее последствия. Есть семьи, в которых родители предпочитают не видеть личность сына или дочери, а ценят только их достижения. То есть отношения с ребенком есть, но качество их — неудовлетворительное. «Им нужны только мои медали», — пожаловался как-то в беседе ребенок. Это психологическое одиночество. Или семьи, разговоры в которых идут только о делах. «Что ты получил в школе. Ты сходил в магазин. Поел. » — вот и весь набор фраз в общении мамы с ребенком. Отсутствие разговоров об отношениях, чувствах, переживаниях, а также самих этих феноменов приводит к возникновению чувства одиночества у ребенка внутри семьи.

Одинокими чувствуют себя дети и в семьях, где родители много работают. Тут мы можем увидеть сплав физического и психологического одиночества.

— Как переломить ситуацию? Какие шаги должны предпринять родители ребенка, он сам, классный руководитель?

— Одинокими могут себя чувствовать дети, чье общение не задалось, например, в группе детского сада или в классе. Переживаемое отвержение сверстниками может нанести серьезную душевную рану. Родителям очень важно услышать, когда ребенок говорит о том, что его не принимают или не любят, оказать своевременную поддержку. Важно понять, кто и почему не хочет общаться с вашим сыном или дочкой. Возможно, ребенок слишком зажат или слишком раскован, очень умен или кичится своим талантом. Возможно, с ним скучно, он не умеет прислушиваться к чужому мнению или жаден. Возможно, излишне груб, агрессивен и бесцеремонен. Или маниакально придирчив. Или излишне тревожен. Или ему просто не хватает знаний, навыков общения. Или ребенок только пришел в сложившийся коллектив, с которым у него действительно нет ничего общего. Тогда вы можете помочь ему, предложив альтернативные варианты общения (кружки по интересам, студии, секции), где он сможет найти себе друга или для начала хотя бы завязать просто шапочное знакомство.

Вполне вероятны и другие объективные причины одиночества: переезд, смена учебного заведения, потеря друга, родного человека или любимого домашнего животного, развод родителей. Родителям и педагогам важно быть чуткими и внимательными в такие переломные моменты. «Подумаешь, у него хомячок умер», — говорит одна женщина. Но что если на данном этапе хомячок был единственным другом у ребенка?

Также маме и папе хорошо бы поделиться своим опытом, рассказать о своих чувствах, начать работать над формированием ценности дружбы в понимании ребенка. Продумать, где и с кем может общаться сын или дочка. Возможно, стоит позвать одноклассников ребенка в гости или на природу. И очень важно быть дружными, сплоченными внутри семьи.

Люди в любом возрасте — существа социальные. Мы развиваемся в обществе и благодаря ему. Развитие вне социума затруднено — вспомните Маугли.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

Существует несколько симптомов, которые свидетельствуют о том, что в классе ребенку некомфортно:

• он не хочет идти в школу или идет туда неохотно;

• из школы ваш малыш возвращается подавленным;

• часто плачет без видимой причины;

• никогда не рассказывает о своих одноклассниках;

• не знает, кому звонить, чтобы спросить об уроках;

• ребенка никто никуда не приглашает, не зовет погулять.

Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста чаще всего зависит от того, как к нему относится учитель (классный руководитель). Если, к примеру, у первоклашки не складываются отношения с коллективом, учитель может помочь: дать остальным ребятам знак, что их одноклассница с последней парты — интересная и неординарная личность, у которой что-то (не так важно, что именно — чтение, рисование, сложение, вычитание, пусть даже умение быстро складывать вещи в рюкзачок после звонка с урока) получается лучше всех. Дети поймут, что условная Настя — важный и нужный «элемент» в их школьной жизни и, не исключено, изменят свое отношение к ней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *