что делать если ребенок ненавидит родителей
Почему дети в подростковом возрасте начинают ненавидеть родителей?
Потому что в этом возрасте у ребенка идет гормональная перестройка и он не понимает, кто он: тело уже не детское, но и не взрослое, что-то посередине. Гормональный всплеск, который ведет к постоянным перепадам настроения. В итоге ребенок ищет себе подобных и примыкает к различным социальным группам. Он не позиционирует себя как личность, а рассматривает себя как часть какой-либо социальной группы. Это тот возвраст, когда дети должны научиться принимать отственность за свои поступки. И научиться они могут только совершая какие-то ошибки из которых в дальнейшем извлекут урок. Родители в этот период начинают думать, что ребенок без них обязательно пропадет, поэтому начинают активно лезть в его жизнь – и это самая главная ошибка родителей. Отсюда возникает конфликт интересов и ненависть к родителям. Для того, чтобы ребенок прошел этот период – ему нужно обесценить родителей, которые этого не понимают. Родителям же, столкнувшимся с подобной проблемой следует присматривать за ребенком, а не устанавливать тотальный контроль над его жизнью. Вот пример из психологической практики: девочка захотела покрасить волосы в зеленый цвет. Мама поддержала ее идею, купила ей краску для волос, в итоге девочка волосы все-таки перекрасила. Через неделю ярко-зеленый цвет превратился в болотный и уже выглядел далеко не так, как хотелось девочке-подростку. Она подошла к маме с жалобой по поводу этой проблемы, на что мама ответила: «Ты же хотела зеленый цвет, я тебе разрешила. Это было твое решение – вот результат». Никаких скандалов с криками «Ты что, дура что ли?» – тихо и спокойно. И ребенок уже понимает, что нужно было прежде посоветоваться с мамой – так формируется ответственность. Если родители в этом возрасте будут на ребенка давить и всячески опекать, то их чадо, непрошедшее правильно пубертатный период в дальнейшем не научится нести ответственность за свои поступки и либо будет сидеть на шее у родителей, либо отсепарируется, но будет инфантилом.
Почему дети ненавидят своих родителей?
Каждый третий южноуральский подросток покидает дом из-за конфликта с родителями.
Все начинается с семьи
Как в Челябинской области на правительственном уровне решаются проблемы безнадзорности и правонарушений среди детей?
С этого вопроса началась наша беседа с членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Челябинской области Вячеславом Скворцовым. Стоит отметить, что Вячеслав Николаевич долгое время возглавлял аналогичную комиссию в Златоусте, являясь в свое время заместителем председателя Златоустовского исполкома. Ныне занимается проблемами воспитания подрастающего поколения как член Общественной палаты Челябинской области, почетный член Союза промышленников, заместитель председателя Российского детского фонда (РДФ), председатель ЧООРДФ.
— Я всю свою жизнь посвятил главному — детям! — говорит Вячеслав Скворцов. — Мои родители на своем примере раскрыли смысл человеческой жизни: Дети и родители должны иметь общую цель в жизни. Имеющийся в любом человеке эгоизм должен быть преобразован в один из замыслов Творца: создать потребность друг в друге. Но эта потребность не должна быть животной: «пока ты помогаешь мне, ты мне нужен». Это низменная потребность разрушает не только семью, но и общество.
— Так что же вы предлагаете?
— Прежде всего не опускаться до низменного состояния, а родителям обязательно найти общую цель с детьми, именно ту, которая их будет связывать всю жизнь. Самое лучшее, когда дети унаследуют дело родителей и для этого принимают участие в делах друг друга. Отмечаются крепкие связи родителей и детей в семьях металлургов, строителей, педагогов, музыкантов и так далее.
— А что делать, если эти цели разные?
— В моей жизни не произошло подобной связи по профессии. Но самое крепкое, что заложили родители в своих детях, это духовные цели, без которых и наследуемое дело не поможет. Проведение свободного времени вместе, связь на взаимной любви, которая терпеливо формируется на родительском примере без окриков, грубости, без мата и бесконечных взаимных упреков. Любовь не приходит по потребности, она постоянно формируется поступками. Если не хочешь жизнь закончить в одиночестве и быть отвергнутым всеми, формируй библейские основы взаимоотношений. Я на всю жизнь запомнил родительский наказ: «Не требуй любви и уважения к себе, не упрекай за нелюбовь к тебе, ищи причины своих неудач в себе…»
Это прописные истины, игнорирование которых приводит к разрушительным процессам в обществе.
Сильное гражданское общество
— Негативные тенденции в обществе действительно нужно остановить. Но что для этого можно сделать?
— Я бы сказал, что в Челябинской области сформировано достаточно сильное гражданское общество. У нас создана мощная структура взаимосвязанных общественных организаций, которые занимаются реализацией всевозможных социальных проектов, направленных на укрепление семейных ценностей.
Надо отдать должное: в органах власти есть руководители, которые прошли большую школу общественной деятельности. Например, Ирина Альфредовна Гехт имеет многолетний опыт общественной работы. Сейчас она, являясь первым заместителем губернатора области, возглавляет межведомственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Челябинской области.
Эта комиссия обладает широкими полномочиями координации всех государственных органов власти по вопросам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Челябинской области.
Областная комиссия координирует и контролирует деятельность 57 муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; 167 общественных комиссий по делам несовершеннолетних (в сельских поселениях).
В 2019 году на рассмотрение в комиссию поступило 11 тыс. 820 дел об административных правонарушениях несовершеннолетних и их родителей, а также 977 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела по недостижению возраста уголовной ответственности.
По итогам рассмотрения комиссии были применены меры административного наказания в виде штрафов в отношении 5430 родителей на сумму 3 778 220 рублей, в отношении 3789 несовершеннолетних на сумму 768 682 рубля, всего наложено штрафов на сумму 11 546 902 рубля.
За совершение общественно опасных деяний к 901 несовершеннолетнему применены меры воспитательного воздействия, направлено в суд 47 ходатайств о помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Все причины совершения правонарушений подростками лежат на поверхности.
Ирина Альфредовна обращает внимание на то, что сегодня меняется и сам методологический подход: «Важно учить не сиюминутному прекращению «плохого» поведения, а научить формировать личность подростка, научить ребенка позитивному взаимодействию в обществе».
Профилактика негативных явлений должна быть на ранней стадии, когда еще личность несовершеннолетнего может подвергаться коррекции.
Эта работа должна быть максимально коллегиальной с участием всех структур гражданского общества.
— Какие организации задают цель и настрой в обществе?
— Их много. Я бы в первую очередь назвал Союз промышленников и предпринимателей (СПП), который создан в январе 1993 года.
— Но этот союз называют союзом олигархов…
— У нас умеют иронизировать. Но в данном случае это союз крупнейших предприятий и организаций и их руководителей. Причем сами руководители доказали своими результатами взаимодействия умение выстраивать конструктивные взаимоотношения, в том числе и с органами власти.
Прежде всего подчеркну порядочность членов СПП, умение держать слово, поддержать друг друга, личную высокую социальную ответственность, умение выстраивать диалог, задавать добрый тон во всех отношениях. Обычно именно этих простых человеческих качеств не хватает в семьях при общении друг с другом, и особенно при общении с детьми.
В Челябинской области хорошее законодательство, позволяющее создавать новые рабочие места и привлекать инвестиции, в том числе во внебюджетные фонды.
Марафон добра
Вячеслав Скворцов отмечает, что важнейшим качеством руководителя является умение создавать коллективные отношения, общие цели в коллективе, муниципальном образовании. Мы сегодня обобщаем лучший опыт коллегиальной работы Анатолия Литовченко, экс-главы Увельского района, ныне депутата Государственной думы, по созданию общей муниципальной цели и методов ее достижения. Сегодня только в одном Увельском районе действует 632 объединения различной направленности, в том числе детские, спортивные, ветеранские. В своей работе они охватывают почти 9 тысяч сельчан.
Сегодня на территории Челябинской области функционирует около 250 волонтерских движений, общественных организаций и объединений, деятельность которых связана с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защитой прав семьи и детей. В их деятельности принимают участие около 30 тысяч человек.
Отрадно, что по-прежнему остается действенным бессрочный областной благотворительный марафон «XXI век — детям Южного Урала», который проводится в нашем регионе последние 20 лет и в котором принимают участие практически все города и районы.
В числе лидеров по сумме поступившей благотворительной помощи — Магнитогорский городской округ (почти 1 млрд 300 млн рублей).
Также среди наиболее активных благотворителей — жители Златоустовского городского округа и Саткинского муниципального района (каждый — более 17 млн рублей), увельчане — почти 12 млн, жители Ашинского муниципального района — более 6 млн рублей.
А на заводе «Трубодеталь» в поселке Новосинеглазово благодаря конкурсу «ОМК-Партнерство» в общественную и благотворительную деятельность вовлечен каждый пятый работник предприятия. Только в 2018 году в различных акциях приняли участие 270 сотрудников этого завода.
— Результаты такой благотворительной деятельности не заставили себя долго ждать, — говорит Вячеслав Николаевич. — Так, например, снизилось количество случаев отказа родителей от своих детей и направления их в детские специализированные учреждения. Причем речь идет о родителях, живущих за чертой бедности.
Только за 2019 год в области 3725 человек, находящихся в семьях группы риска, получили благотворительную помощь, снявшую вероятность отказа родителей от своих детей.
Всего за 2019 год общественные организации совместно с бизнесом оказали дополнительно к областному бюджету социально значимую благотворительную помощь на сумму почти в 3,5 млрд рублей.
Тернистый путь к счастью
Говоря об актуальности темы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Челябинской области, участники последнего заседания областной комиссии по делам несовершеннолетних привели несколько примеров, которые показывают коллегиальную работу на общую цель.
Например, социальная игра-навигатор «Я — человек!»
Это уникальный проект, создателем которого выступил челябинец Андрей Шадрин, человек с очень непростой судьбой, бывший воспитанник детского дома, а ныне общественный деятель, руководитель фонда «Вклад в будущее».
Свой проект он стал разрабатывать еще шесть лет назад. В течение года игра Андрея Шадрина проходила тестирование в разных организациях: детдомах, реабилитационных центрах, школах, общественных фондах. И, наконец, после масштабной обкатки проект был апробирован в Общественной палате РФ. Сегодня им всерьез заинтересовались на федеральном уровне.
О том, что в таких проектах сегодня остро нуждается наше общество, красноречиво говорят отзывы в соцсетях.
Вот один из отзывов: «Игра «Я — человек!» действительно стоящая вещь! И уникальная, потому что позволяет наладить диалог и разговаривать с подростками на самые важные для них темы. За два дня мы получили ценный практический опыт как ведущие игры «Я — человек!» с группами студентов Челябинского многопрофильного колледжа. Провели игру на базе реабилитационного центра «Возрождение» с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Огромная благодарность организаторам фонда «Вклад в будущее» и лично автору игры Андрею Шадрину за эффективное обучение.
А вот другой отзыв: «Наверное, это самая лучшая игра для подростков. Эта игра как маленькая жизнь, в которой ты тоже сначала идешь в школу, потом в учебное заведение, чтобы выбрать профессию, ну а потом и на работу. У каждого игрока есть возможность построить новую модель собственного существования, расставив правильные ценности и ориентиры. После этой игры я поняла, что надо иметь свое мнение и никогда не сдаваться, что бы с тобой ни происходило. И что не надо бояться делать первый шаг…»
И это сказала подросток, поверившая, что в этой жизни все же есть взрослые, которые от нее не отвернулись…
Помните, как, пародируя горе-педагогов, один из героев Аркадия Райкина задается вопросом «как избежать влияния улицы, когда кругом одни улицы»?
Что ж, прошло полвека, а вопрос остается открытым. Сегодня он усложнился множеством других пагубных факторов времени, например, интернета.
Неудивительно, что именно такое название, «Дети улиц», носит проводимая в регионе межведомственная областная профилактическая акция, о которой также было рассказано на заседании комиссии. Цель акции проста — предотвратить безнадзорность несовершеннолетних, по возможности снизить количество самовольных уходов детей из семей и государственных учреждений.
За период проведения акции в муниципальных образованиях области выявлено 90 несовершеннолетних, самовольно покинувших семью или государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Регулярно проходят семинары-совещания и обучающие тренинги по профилактике подростковой преступности. Намечено проведение акций «Образование — всем детям», «За здоровый образ жизни», а также «Подросток», ориентированных на ребят, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ежегодно на территории Челябинской области проводится межведомственная профилактическая акция «Защита».
В ходе акции поставлено на учет 264 семьи, находящихся в социально опасном положении, из них 15 семей, допускающих жестокое обращение с детьми.
Более 7000 детей и их семьям оказана материальная, психологическая, медицинская и социально-педагогическая помощь.
Новацией стало проведение в мае прошлого года на территории Челябинской области межведомственной профилактической акции «Безопасное окно».
— А главное, — отмечает Вячеслав Скворцов, — сами родители и их дети понимают, что без внимания они не остаются. И такая вера, может быть, и есть лучший способ формировать смысл жизни и общую цель жизни.
Почему подростки обесценивают родителей: объясняет психолог
На самом деле все совсем не так страшно, как может показаться (вы хорошие родители!)
«Еще вчера это был прекрасный ребенок, готовый прислушиваться к родителем, а сегодня я не узнаю этого монстра!» — такие комментарии в родительских группах очень часто пишут мамы подростков. Да, откуда берутся эти монстры, которые ни во что нас не ставят и обесценивают все, что мы для них пытаемся делать? На этот вопрос ответила психолог Елена Кузнецова.
Кузнецова опубликовала у себя в фейсбуке пост об обесценивании со стороны подростков несколько дней назад. К моменту написания заметки он набрал чуть больше ста перепостов, но нам кажется, он заслуживает большего внимания. Приведем несколько цитат из него.
«Обесценивание — это механизм, благодаря которому мы можем увидеть что-то большое — уменьшенным. Менее важным, значимым. Изменить масштаб. Понижение значимости родительского участия в собственной жизни — это тот путь, куда подросток движется, формируя собственную субъектность. Он уже многое умеет, у него многое получается, и, находясь местами в иллюзиях детского магического мышления, сознание пробует превращать все большое в маленькое, чтобы снизить страх, чтобы подступиться», — пишет эксперт.
Далее она напоминает, что в мифических источниках мир, который предстояло освоить подростку и который перед ним открывался, зачастую символизировали горы. «Личности родителей для ребенка в детстве тоже как горы. И переоценка масштаба нашего влияние на его жизнь также местами может сквозить обесцениванием. Обесценивание как этап. Как способ создать новые отношения, с определением новых пропорций ответственности, управления, влияния», — указывает психолог.
По словам Кузнецовой, на этом этапе жизни ребенка очень важно сохранить свою «взрослость», но это возможно в том случае, если с нашей родительской самооценкой все в порядке. То есть тогда, когда мы уверены в своих компетенциях и знаем, чего нам стоило вырастить и воспитать этого ребенка.
Детское поведение не несет угрозы реальности. И может представлять опасность только самому подростку, если его видение себя будет уж очень расходиться с ней. Наша поддержка должна состоять в том, чтобы быть готовыми к общению в периоды разочарования. Потому что за любой переоцененностью собственных возможностей последует разочарование. И пусть оно будет не разрушающим веру в себя, а лишь уточняющим. «Да, это непросто. Но можно потренироваться, поучиться еще и взять новую высоту», — говорится в посте.
В общем, наша родительская задача — не противостоять подростку в моменты обесценивания, а мягко поддерживать его, направляя и подсказывая решения. Это не только поможет ему сохранить доверие к родителям, но и даст ему уверенность, что к ним, то есть вам, можно обращаться с проблемами, сложностями. «Если мы не утратим доверия в глазах подростка, он еще не раз придет к нам поделиться. В том числе и по поводу своих заблуждений», — подчеркивает Екатерина.
Да, подростки при всей своей ершистости и недовольстве всем и вся (и особенно родителями, конечно) — хрупкие существа, нуждающиеся в заботе. И научиться давать ее бережно и экологично — одна из самых амбициозных задач для отцов и матерей.
Почему дети ненавидят родителей?
Конфликты между родителями и детьми – дело обычное.
А если конфликт зашел так далеко, что те и другие перестали общаться или судятся друг с другом? Почему же самые родные друг другу люди порой превращаются в непримиримых врагов?
Знаю семью, где дочь вот уже несколько лет не общается с матерью. Дело в том, что дочь встала на сторону отца, когда родители со скандалом разводились.
Успела подрасти внучка, которую бабушка ни разу не видела. Разведенные родители продолжают жить в одной квартире, в гости дочь приходит только, когда матери нет дома…
На Троицу возле храма встретили старушку. Та поведала, что у нее сгорел дом, ушла жить к сыну, а тот ведет себя с ней как чужой… Как-то вернулась из магазина и забыла ключи – сын не хотел открывать ей дверь. В другой раз матери стало плохо, вызвала «Скорую», ее увезли в больницу – так сын даже не вышел из комнаты…
А сколько семей, где родители выгоняют детей из дома и наоборот… Такие ситуации часто становятся сюжетами для передачи «Пусть говорят» и тому подобных телешоу. Что же происходит с этими людьми?
Конечно, бывают семьи, где охлаждение между родителями и детьми наступает с самого начала. Типичный пример – мать не желает растить ребенка сама, спихивает воспитание на бабушку. Это приводит к тому, что ребенок начинает воспринимать маму как «чужую тетю». Конечно, он понимает, что это мама, но никаких теплых чувств у него к ней нет и быть не может. А со временем стареющая мать начинает требовать заботы о себе. Если же тут примешиваются еще и жилищные проблемы, то жизнь превращается буквально в ад… Два по сути чужих друг другу человека вынуждены сосуществовать на одной территории. И они просто начинают выживать друг друга.
Бывает и так, что сначала все в порядке. Мать заботится о ребенке как положено, ребенок ее вроде бы любит… Но с годами что-то меняется. У моей знакомой взрослый сын, которого она растила в одиночку, заявил, что она ему «ничего не дала». Перестал называть мамой. Женился, оба – он и жена – занимаются бизнесом, живут в коттедже за городом. Когда мать приезжает навестить сына и внуков (чему там не рады), ее даже не предлагают подвезти до станции, и приходится поздно вечером одной брести на электричку по пустынной дороге.
Во всем виноваты перемены
Если в детстве еще существует привязанность к родителям, то с годами у чада могут «открыться глаза», и оно начнет воспринимать родителей, к примеру, как никчемных неудачников, неспособных заработать денег на достойное существование. В результате сын или дочь начинают самостоятельную жизнь, в которой нет места самым родным людям.
Нередко клин между родителями и детьми вбивает брак детей. Предположим, сын привел в дом невестку, а мать с ней конфликтует. Если авторитет матери сильнее, то она может «развести» сына с женой. Но случается и так, что сын становится на сторону жены и начинает «дружить» с ней против матери. Это может привести к тому, что сын перестанет общаться с матерью. Иногда доходит и до того, что наиболее слабую сторону гонят из дома.
В «группу риска», конечно, попадают в первую очередь алкоголики и наркоманы. Как родителей, так и детей, которые этим увлекаются, лишают жилья и средств к существованию, бросают на произвол судьбы…
Но даже в приличных и благополучных с виду семьях могут быть очень тяжелые отношения. Пожилые люди с возрастом могут стать невыносимы в общении: они болеют, происходят изменения в мозгу, и от этого портится характер. Близким становится трудно находиться рядом с таким человеком, и отношения необратимо портятся.
От подобных ситуаций никто не застрахован. И умные люди это понимают. Именно поэтому они пытаются решить жилищный вопрос, пока еще не слишком поздно. Если родители и дети живут отдельно, все-таки меньше причин для конфликтов.
Разумеется, универсальных рецептов решения проблемы нет и быть не может. Можно посоветовать родителям и взрослым детям насколько можно терпимее относиться друг к другу. Не стоит копить обиды, если близкий человек вам в чем-то отказал, не оправдал ваших ожиданий. Ведь у него могут быть на это свои причины, в том числе и связанные со здоровьем или детьми. Лучше, если представители двух поколений будут соприкасаться друг с другом только в комфортной для себя сфере и не будут стараться переступать границы чужого пространства, да еще самым беспардонным образом. Мира вам и тепла!
Что делать если ребенок ненавидит родителей
Детская агрессия — это естественное проявление развития ребенка. Это важный маячок, по которому мы понимаем, как происходит становление психики. И показатель того, что ребенок взрослеет, что у него появляются новые механизмы взаимодействия с миром и с родителями.
Лидия Пархитько, психолог, консультант по детско-родительским отношениям, на своем вебинаре в рамках курса «Воспитание сердцем» рассказала, что делать с агрессией, гневом и другими сложными эмоциями ребенка.
Что скрывается за «я тебя ненавижу»?
Когда ребенок кричит: «Мама, я тебя ненавижу» или как-то иначе проявляет агрессию (обижается, разбрасывает игрушки, отворачивается), как правило за этим скрывается важная для нас информация. Это может быть активная или пассивная форма.
Стоит воспринимать любые поведенческие особенности ребенка, как некий детский язык, на котором ребенок пытается сказать, что он чувствует.
Даже взрослые часто не могут грамотно выражать свои эмоции, отделять одни эмоции от других, а ребенок априори этого не умеет.
Что спрятано за детским гневом
1. Доверие
Если ребенок проявляет свою злость при вас, то он вам доверяет. Вспомните, как часто малыш меняется в детском саду или в незнакомом месте, становится тихим, скромным и так далее, а потом приходит домой и устраивает там разгром, и на маму выплескивает все свои чувства. Это говорит о том, что в другом месте он чувствовал напряжение или опасность, сдерживал эмоции, а дома (в безопасной среде) он может проявить себя.
Как правило, мы кричим и злимся больше всего на тех, кому доверяем. Поэтому если ваш ребенок хуже всего ведет себя с вами, значит он больше всего доверяет именно вам.
Конечно, речь не о тех случаях, когда ребенок уже переполнен агрессией настолько, что он выплескивает ее везде, и в саду, и дома, и на улице, и на кота, и на всех вокруг. Это другая история.
Иногда может быть обратная ситуация: на людях ребенок злится, а дома ходит по струнке. Это бывает, когда в семье очень строгое воспитание и ребенку не позволяют злиться, или возникает такая ситуация, что ребенок боится злиться при маме, так как думает, что она хрупкая и не выдержит его злости.
Если ребенок злится при маме, значит, он уверен, что она не сломается от его злости. Мама взрослый, на которого можно опереться. А если значимый взрослый крепкий, значит и мир достаточно крепкий. И я могу с ним безопасно взаимодействовать.
Источник
2. Понимание своей «отдельности»
Появление злости у ребенка связано с тем, что он научился чувствовать себя отдельным от мамы.
То есть, он дорос до того понимания, что на маму можно позлиться, как на человека, который не удовлетворяет его потребности. Младенец злится, скорее, в пустоту, его злость ни на кого не направлена. Когда ребенок подрастает, злость становится направленной, это новый этап в развитии.
Это можно заметить и во взрослом возрасте на примере отношений (когда мы с партнером на первом этапе (влюбленности), мы не злимся, злость появляется вместе со здравой оценкой партнера). Не бывает глубоких отношений без злости и других эмоций.
3. Умение распознавать свои и чужие границы
Ребенок начинает понимать, что у него есть границы и у других людей тоже.
Когда нарушают мои границы, то я злюсь и я говорю об этом на языке ребенка. Когда мне что-то не нравится, я начинаю злиться. Например, «отойди от меня, не трогай меня, не лезь ко мне» — это первые вспышки гнева.
Фразы, вроде: «Я не хочу, я не буду переодеваться, я не буду чистить зубы, я ничего не буду делать, уйди», говорят о том, что ребенок осознал — у него есть границы, у него есть свое тело, которым он может управлять самостоятельно.
Это очень важный этап, по сути психологическое рождение ребенка.
Источник
4. Способ донести свои переживания и свою боль
Ребенок злится тогда, когда ему что-то не нравится, на его границы наступили или ему плохо. С помощью злости он демонстрирует свой дискомфорт.
За детскими криками скрывается очень много смыслов, которые мы должны распознать.
Почему родителям так больно слышать злость из уст ребенка
Конечно, воспринимать детскую злость как источник открытий непросто. Все мы реагируем на нее по-разному. Выше я описала идеальную картину. В жизни не всегда так получается.
А, наоборот, очень часто нас злят крики ребенка, его гнев и истерики. Почему? Нужно прислушаться к себе и найти причины.
1. Сомнения в родительской компетентности
Часто у нас в голове есть такие мысли, что если ребенок злиться, плачет, ведет себя как-то не так, то и мама у него какая-то не такая («Что ты за мать, если у тебя ребенок так себя ведет в торговом центре»).
Любое «неправильное» поведение ребенка мама воспринимает на свой счет. То есть, вместо того, чтобы осознать, что это просто коммуникация между взрослым и ребенком, она переживает, что о ней подумают другие, а вдруг они решат, что я плохая мама.
Это ощущение рождает боль, а за ней следует гнев.
2. Табу на выражение агрессии
Следующее, что рождает нашу собственную боль и наш гнев, это табу, которое нам вложили в голову родители или общество.
Когда наш ребенок злится, то в голове срабатывает этот запрет, мы неосознанно воспринимаем это как что-то кошмарное. Если ребенок будет злиться, то нам тоже будет плохо, ведь злиться нельзя.
Если у вас в голове есть это табу, то вы неизбежно будете реагировать злостью и раздражением на злость ребенка.
3. Болезненные триггеры из собственного детства
Ребенку нужно в первую очередь, чтобы его любили. И любые лишения этой любви провоцируют страх, боль, гнев и другие неприятные чувства. Эти ощущения остаются с нами на всю жизнь.
Когда наши собственные дети злятся, мы чувствуем будто нас вновь лишают этой базовой любви, как в детстве. И мы испытываем ту самую детскую боль и начинаем злиться в ответ.
Если вы знаете, что у вас запускаются какие-то механизмы сложных чувств в ответ на сложные чувства ребенка, то вам стоит разобраться в себе, возможно, с помощью психотерапии.
Источник
Почему нам так сложно работать с детскими эмоциями
Нас так воспитывали, что мы привыкли блокировать эмоции еще на этапе начала, потому что страшно, потому что у нас нет опыта проживания эмоций, с нами никто не проходил этот путь.
И хотя сейчас мы обладаем знаниями и понимаем, что надо показывать ребенку этот путь проживания эмоций, тем не менее у нас самих нет опыта, поэтому мы просто говорим «замолчи», или «на тебе конфетку, все в порядке», или «ой, птичка-птичка, смотри, летит птичка».
Мы делаем так не только с детьми, но и со взрослыми (подруга жалуется на мужа, а мы сразу успокаиваем). Почему? Потому что очень сложно погрузиться в чувство, если нам в свое время не показали, как это делать, не показали, как плавать в этой реке.
Нам проще остаться на берегу, не рисковать. Это происходит бессознательно и провоцирует спонтанные реакции на сложные чувства ребенка. Мы просто стараемся его успокоить или отвлечь. А нужно пройти с ним весь этот путь. Пусть у вашего ребенка появится опыт, что мама с ним плавает в этой бурной, сложной реке.
Курс «Воспитание сердцем» за пять недель поможет пройти извилистый путь — от родительского выгорания и непонимания к принятию и безусловной любви.