что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду

Характерные черты тяжелой адаптации к детскому саду и как помочь малышу?

что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть картинку что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Картинка про что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому садуСогласно статистике, на 100 детей приходится 2-3 ребенка, у которых адаптация к детскому саду пройдет с осложнениями.

И это будет заметно не только по психоэмоциональному состоянию, но и по физическому здоровью. Пару дней в группе сменяются больничным и так без конца.

Почему так происходит? Как облегчить адаптационный период?

Что означает термин?

В большинстве случаев дети привыкают к саду уже через несколько недель. Да, поначалу они плачут, не хотят отпускать маму или папу, игнорируют попытки воспитателей отвлечь их. Но вскоре ситуация в корне меняется. Ребенок с удовольствием идет в группу, находит новых друзей и т.д.

Вышеописанный вариант является самым распространенным. Но бывает и так, что малыш ни в какую не хочет оставаться без родителей, капризничает, отказывается есть, играть и спать. К этим симптомам добавляются проблемы со сном, но уже дома, отсутствие аппетита, частые болезни и ухудшение общего самочувствия. Это и есть тяжелая адаптация к детскому саду.

Когда у ребенка возможна?

На первом месте в группе риска, по словам психологов, находятся дети с ограниченными возможностями здоровья или, например, аутизмом. Им сложнее, чем другим, приспособиться к новым обстоятельствам, найти общий язык с незнакомыми людьми.

В список можно добавить и совсем маленьких детей, чьим родителям пришлось рано выйти на работу. Речь идет о возрасте 1-1,5 года.

Интересно, что тяжелая адаптация возможна не только у детей с задержкой в развитии, но и у тех, кто, наоборот, развивается быстрее сверстников. В первом случае состояние ребенка можно стабилизировать, применяя специальные программы обучения. Во втором же в них необходимости нет. Хотя ребенку будет сложно влиться в коллектив, ему попросту станет скучно.

Причины сложного привыкания

Причин появления трудностей с привыканием к детсаду несколько:

что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть картинку что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Картинка про что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому садуЧрезмерное стремление отдать ребенка в сад. Он должен считать его чем-то хорошим, а не наказанием.

Способы преодоления

Специалисты выделили ряд советов, следование которым поможет и родителям, и детям справиться со всеми без исключения трудностями, сопутствующими тяжелому адаптационному периоду.

Вот некоторые из них:

Есть еще один интересный совет: дать ребенку с собой какую-нибудь игрушку, напоминающую о доме. Ее можно назначить дежурным, который будет провожать в детский сад, сидеть рядом за обедом, спать в кроватке в тихий час. Вечером игрушка расскажет маме с папой, как прошел день.

Может ли не привыкнуть?

Ответ утвердительный. В некоторых случаях ни одна из вышеописанных рекомендаций не принесет результатов.

что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть картинку что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Картинка про что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому садуГоворить о том, что адаптация так и не произошла можно, если наблюдаются такие симптомы:

Что делать, если малыш не адаптируется?

Варианта всего три:

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

Не всем удается быстро приспособиться к посещению детского сада. Иногда адаптация самая что ни на есть тяжелая.

Ребенок не только плачет и устраивает истерики, но и чаще, чем обычно, болеет. Исправить ситуацию можно, следуя советам психологов. Если же она совсем безвыходная, можно просто сделать перерыв и подождать, пока малыш подрастет.

Источник

Консультация для родителей «Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду. Виды адаптации»

что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть картинку что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Картинка про что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду Керимли Зиба
Консультация для родителей «Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду. Виды адаптации»

КАК ОБЛЕГЧИТЬ РЕБЕНКУ ПРИВЫКАНИЕ К ДЕТСКОМУ САДУ И КАКИЕ ВИДЫ АДАПТАЦИИ ЕМУ ПРЕДСТОИТ ПРОЙТИ?

Среди мам модно говорить о том, что нужно позволять детям развиваться в собственном темпе, не загоняя их в стандарты. В этом есть рациональное зерно, но когда возникает проблема адаптации ребенка в детском саду, важно подумать о том, что должен обязательно знать и уметь малыш, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе сверстников. Именно мама как самый близкий человек может и должна обеспечить необходимую психологическую и физическую подготовку начинающему дошкольнику, помочь ему освоиться в первом серьезном коллективе.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АДАПТАЦИЮ

Если ребенок за считаные дни привыкает к детскому саду, с радостью идет туда утром и спокойно остается на целый день — это скорее счастливое исключение, чем норма.

В той или иной степени, стресс адаптационного периода переживает каждый малыш.

Легкость привыкания зависит от множества факторов, среди которых:

Возраст ребенка. Психологи считают, что 3 года — оптимальный возраст для поступления в ДОУ, он соответствует младшей группе. В это время малыш уже готов выдержать недолгое расставание с мамой и расширить сферу своей самостоятельности.

Состояние здоровья. Здесь важны как сильный иммунитет, так и психическая уравновешенность. Нервный малыш будет остро реагировать на незнакомую среду и даже может начать чаще болеть на этой почве.

Навыки социального общения. Наличие братьев или сестер — залог успешного установления контакта ребенка с членами нового коллектива. Если малыш в семье один, нужно почаще давать ему возможность поиграть с другими детьми на площадке или в гостях. Дома полезно практиковать сюжетно-ролевые игры.

Степень физической и эмоциональной подготовки ребенка. Если кроха умеет самостоятельно кушать, ходить на горшок, производит несложные операции с одеждой и обувью, и к тому же хорошо представляет, чего ожидать от садика, адаптация проходит легче.

Профессионализм воспитателя. В данном случае этот термин подразумевает умение найти подход и установить контакт с ребенком. Воспитатель для малыша — это человек, заменяющий на время пребывания в саду маму, поэтому их обоюдная симпатия или антипатия может стать определяющим фактором успешности адаптации, перекрывающим все остальные. Особенно это важно для детей раннего возраста.

Постарайтесь узнать побольше о будущем воспитателе, изучите отзывы других родителей. Познакомьтесь с ним и расскажите о характере и привычках вашего малыша.

КАК ПРОХОДИТ АДАПТАЦИЯ В ДЕТСКОМ САДУ, ЕЕ ВИДЫ

Помимо перечисленных факторов большую роль в процессе привыкания к садику играют индивидуальные особенности ребенка. Специалисты выделяют несколько видов адаптации к условиям детского сада в зависимости от ее продолжительности и сложности.

ЛЕГКАЯ

Большинство детей тратят на полную адаптацию не более месяца. В течение этого времени они могут иногда капризничать, терять аппетит, беспокойно спать, но постепенно их режим и поведение приходят в норму. Малыши быстро знакомятся с другими членами группы, привыкают к воспитателям и детсадовскому укладу, начиная воспринимать его как естественную часть своей жизни. Легкую адаптацию обеспечивает естественная способность человека запоминать детали новой обстановки, лица и голоса, если вся эта информация повторяется изо дня в день. Положительные эмоции от новых игр, интересных занятий, приятного общения подкрепляют и усиливают эффект. Новые воспоминания наслаиваются на предыдущие, приобретая общие черты и все прочнее закрепляясь в сознании. Детский сад становится вторым домом, где ребенок чувствует себя защищенным, где ему спокойно и хорошо.

СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ

Сила привычки действует безотказно при условии регулярности посещения сада. Но некоторым детям нужно больше времени, чтобы принять новые условия существования. Это может быть связано с ранним возрастом или любым другим фактором, влияющим на адаптацию, из перечисленных выше. Например, если ребенок начинает пропускать детский сад по болезни, перестает действовать механизм естественного запоминания. А если малышу трудно найти общий язык с другими детками, задерживается процесс его социализации, что создает ощущение дискомфорта. Детям, которые до садика не умели кушать или ходить в туалет самостоятельно, приходится подтягивать уровень этих навыков до среднего по группе. Все эти трудности преодолимы, и за 1,5–2 месяца ребенок все-таки привыкает к новым условиям. Он принимает их и расстается с мамой по утрам, может быть, и не очень охотно, но без слез.

ТЯЖЕЛАЯ

Первые два вида адаптации считаются нормальными и протекают с типичными признаками. Случаи тяжелой адаптации выходят за пределы нормы и часто имеют индивидуальные черты. Продолжаться процесс может более 2 месяцев, иногда заставляя родителей вообще отказаться от посещения ДОУ их ребенком. По какой-то причине малыш отказывается принимать новую обстановку и окружение, и вместо механического привыкания у него развивается устойчивая неприязнь ко всему, что связано с детским садом. Такие дети могут устраивать истерики, отказываясь заходить в помещение группы, или, наоборот, замыкаться в себе, как бы отстраняясь от окружения. В этом случае воспитатель, скорее всего, посоветует родителям показать малыша специалисту, своевременная профессиональная помощь которого поможет избежать серьезных проблем в будущем. Случаи тяжелой адаптации отмечаются очень редко, и родители, как правило, заранее знают, что у их малыша могут возникнуть проблемы с садиком. В основном все детки успешно проходят это испытание, и наиболее частой причиной отказа от посещения ДОУ является повышенная подверженность инфекционным заболеваниям.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ?

В представлении взрослых детский сад — это спокойное место, где только едят, спят и играют. Любой школьник скажет, что он с радостью вернулся бы туда. Но для ребенка, который первые 2–3 года своей жизни провел дома с мамой, это совершенно незнакомый мир, другая реальность. Впервые человеку предстоит приспособиться к чужеродной среде, причем самостоятельно. Облегчить этот процесс можно и нужно. Задача родителя — сначала взять в руки себя (ведь мама тоже очень переживает, отдавая малыша в садик, а затем внимательно пройтись по перечисленным ниже пунктам, отмечая, какие действия следует предпринять.

Тема детского сада должна присутствовать в разговорах с малышом задолго до поступления в ДОУ. Причем информацию нужно подавать так, чтобы детсад не представлялся крохе райским местом, но вызывал в целом позитивные ожидания. Например, если малыш не хочет учиться обслуживать себя в туалете или одеваться, нужно напомнить ему, что в садике все эти умения очень пригодятся. А если мама устала скакать, играя с ребенком в подвижные игры, уместно пообещать ему, что в группе будет много ребят, с которыми можно бегать и прыгать хоть целый день. Пусть будущий дошкольник усвоит, что в садике к нему будут предъявляться повышенные требования, но зато там будет и много интересного, такого, чего нет дома.

Когда процесс адаптации уже запущен, контролировать собственные эмоции и разговаривать с ребенком становится еще важнее. Первый признак того, что все идет хорошо — малыш после садика возбужденно рассказывает обо всем, что его впечатлило. Необходимо внимательно его выслушать, задать вопросы, посмеяться вместе с ребенком или посочувствовать ему, дать совет. Дома нужно создать спокойную, расслабляющую обстановку, с пониманием и терпением отнестись к возможным капризам, быть готовым даже к вспышкам агрессии.

Бывает такое, что малыш почти ничего не рассказывает, и это настораживает родителей. Чтобы вытянуть из него какую-то информацию, психологи предлагают поиграть с ним в детский сад дома. Для этого понадобится несколько игрушек, изображающих ребят в группе. Воспитателя пусть назначит ребенок: им может оказаться большая кукла, например. Возможно, малыш захочет играть за воспитателя сам, а мама возьмет на себя роль детей. Такой прием позволит лучше понять, как ребенок чувствует себя в группе, насколько ему там комфортно.

ЭТО ВАЖНО!

Эмоциональный отдых ребенка от детского сада должен подразумевать не повышенную дозу мультфильмов и компьютерных игр, а общение с мамой, папой и другими близкими людьми в любом интересном формате.

БЫТОВЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ НАВЫКИ

Один из самых спорных вопросов, который начинает беспокоить молодых родителей чуть ли не с рождения первенца — что их ребенок должен уметь в своем возрасте. Требования садика в этом смысле носят рекомендательный характер, но чем самостоятельнее малыш, тем увереннее он себя чувствует, и тем выше его способность к адаптации.

Речь идет прежде всего о таких умениях, как:

пить из чашки и есть ложкой;

пользоваться носовым платком;

обслуживать себя в туалете (для ясельной группы — проситься на горшок);

снимать и надевать носки (колготки, переобуваться.

Чем больше видов одежды в состоянии снимать и надевать ребенок с минимальной помощью взрослого — тем лучше. Этот и все остальные бытовые навыки не только облегчают жизнь самому ребенку, но и располагают к нему воспитателя. Ведь чем меньше дети требуют индивидуального внимания, тем больше остается времени на прогулки, занятия и игры у всей группы.

Что касается когнитивных навыков, то наиболее важным на первых порах является речь. Родителям следует заранее побеспокоиться о том, чтобы ребенка понимали не только они сами, но и другие дети и взрослые. Это необходимо малышу, чтобы успешно налаживать контакты со сверстниками, уметь высказать воспитателю свою просьбу или жалобу, участвовать вместе со всеми в словесных играх.

ЭТО ВАЖНО! Наблюдая за своей двухлеткой в песочнице, старайтесь не ограничивать его контакты с другими детьми. Учите его знакомиться и договариваться об обмене игрушками.

Все больше родителей занимаются ранним развитием своих детей, и число «маленьких гениев» растет с каждым годом. Поэтому не стоит переживать, что в обществе сверстников малышу будет скучно, если он к 3–4 годам уже умеет читать и считать. Но именно о развитии навыков самообслуживания следует позаботиться в первую очередь при подготовке ребенка к детскому саду.

Многие родители с неприятным удивлением отмечают, что их ребенок, который много чего умел до садика, вдруг начинает вести себя «как маленький». Подобные признаки можно заметить у первоклассников, которые иногда возвращаются к счету на пальцах, несмотря на то, что до школы научились обходиться без него. Педагоги говорят, что мнимая утрата детками некоторых навыков в период адаптации к детскому саду — явление временное. Через несколько недель все умения восстановятся и начнут появляться новые.

Если заранее, хотя бы за 1–2 месяца начать приучать ребенка к режиму, привыкание к садику пройдет легче и быстрее. Жалея малыша, позволяя ему ложиться и вставать, когда вздумается, родители оказывают ему медвежью услугу: резкий переход к более жестким условиям будет для ребенка болезненным. По той же причине не стоит поощрять чрезмерную избирательность в пище и пренебрегать тренировкой навыков самообслуживания.

Наилучший план действий — узнать, по какому режиму работает выбранный детский сад, и постараться максимально приблизить к нему домашние условия. Таким образом часть адаптации ребенок перенесет в привычной обстановке, и эмоциональная нагрузка в первые недели посещения садика существенно снизится, в том числе и для мамы.

Могут возникнуть проблемы с дневным сном, если малыш давно от него отказался. К сожалению, альтернативной программы для неспящих детей в ДОУ не предусмотрено. Иногда бывает так, что малыш весь тихий час мучается от безделья, а под конец все-таки засыпает. Но в это время всех уже будят, и настроение такого ребенка безнадежно испорчено на остаток дня. Чтобы этого не случилось, желательно приучить малыша если не спать, то хотя бы спокойно лежать между 13:00 и 15:00. Эксперименты с дневным сном дома помогут понять, как решить будущую проблему в садике.

ЭТО ВАЖНО! Следите за тем, чтобы ребенок каждый день высыпался. Только в этом случае он будет вставать в хорошем настроении, а значит, и в группе будет чувствовать себя лучше.

ПЕРВЫЕ ПОСЕЩЕНИЯ ДОУ

Начинать посещения садика желательно за несколько недель до выхода мамы на работу. В идеале — так, чтобы успел пройти весь период привыкания. Нахождение родителей в помещении группы не приветствуется, это возможно только в исключительных случаях, с разрешения воспитателя и заведующего. Например, при тяжелой адаптации, если взрослые решат, что такая мера поможет.

Зато на прогулку можно приходить беспрепятственно. Рекомендация педагогов — начинать знакомство со своей группой именно во время прогулок. При хорошей погоде их две: утром, между 11:00 и 12:00, и вечером, после 16:00 до прихода родителей. Вечерняя особенно важна, так как малыш сможет наблюдать, как деток одного за другим забирают мамы и папы. Это зрелище подействует на него положительно на уровне подсознания, даже если ребенок никогда не думал о том, что его могут забыть в садике. На второй-третий день малыша желательно оставить гулять самостоятельно, попрощавшись с ним на час или два, а потом забрать.

Следующий этап — оставить малыша в группе с утра на 2–3 часа. Здесь маме важно побороть эмоции и попрощаться с ребенком легко, не показывая, как ей непросто с ним расстаться. Уходить незаметно тоже нельзя, так как это напугает кроху и создаст ощущение беспомощности. Лучше всего просто поцеловать малыша и весело попрощаться, пообещав забрать его во время прогулки (и выполнить обещание).

ЭТО ВАЖНО! Оставьте воспитателю свой номер телефона на всякий случай и держите мобильник поблизости. Так вам будет спокойнее.

Такой режим желательно практиковать не дольше недели. После этого можно попробовать оставить ребенка на тихий час, и действовать дальше по рекомендациям воспитателя. Можно приносить с собой небольшую любимую игрушку — это не запрещается. Если малыш ведет себя спокойно, не мешает спать другим детям, не плачет, можно считать, что самое трудное позади. Ему потребуется еще несколько дней, чтобы окончательно освоиться с режимом, и останется только закрепить результат.

Родителям следует внимательно наблюдать за своим чадом в период адаптации, отмечая, как меняется его поведение, и прислушиваться к советам воспитателя. По мере привыкания к садику ребенок избавится от нервозности, восстановятся сон и аппетит, и наступит момент, когда мама с удивлением поймет, что у ее малыша теперь есть своя собственная общественная жизнь. Он будет учиться вместе со сверстниками, принося домой забавные игровые движения и потешки, заводить первых друзей. Он начнет получать бесценный опыт, на основе которого будет строиться вся его дальнейшая учеба и даже карьера.

что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть картинку что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Картинка про что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому садуБуклет для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» В своей работе с родителями я применяю, как одну из форм, памятки в форме буклетов. Практика показывает, что материал, подготовленный.

Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. Консультация для родителей Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду. «Радостное настроение малыша в наших руках!» Принято считать, что девочки созревают для.

Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» Адаптация детей раннего возраста Закончился до ясельный патронаж.

Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Виды адаптации. Рекомендации для родителей» Цель: повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада. Уважаемые.

Консультация для родителей ДОУ «Степени адаптации ребенка к детскому саду» Практически все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент.

Консультация для родителей об особенностях адаптации детей к детскому саду Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4 «Катюша» Консультация.

Консультация для родителей «Советы по адаптации к детскому саду» Консультация для родителей : » Советы по адаптации к детскому саду » Скоро ваш малыш пойдёт в детский сад. Детский сад – это новая обстановка.

Консультация для родителей «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду» «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду» Уважаемые родители! Наша встреча посвящена очень ответственному периоду в жизни ребенка:.

Источник

Проблемы адаптации ребенка в детском саду и пути их решения

что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть картинку что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Картинка про что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду Лабзина Людмила
Проблемы адаптации ребенка в детском саду и пути их решения

С приходом ребенка в детскийсад его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, заболевания).

Посещения детского сада с двух – двух с половиной лет с одной стороны и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении – с другой, делают проблему привыкания ребёнка к условиям детского сада особенно актуальной.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения маленького человека в новую для него среду и приспособления к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам (адаптированность, то есть совокупность всех полезных умений организма и психики, или негативных (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя активность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Учёными выделено три степени тяжести адаптационного периода:

1. Лёгкая адаптация – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение десяти – пятнадцати дней, прибавляет в весе, активно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного.

2. Адаптация средней тяжести – ребёнок привыкает к условиям детского сада в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью пять – семь дней, есть признаки психического стресса.

3. Тяжёлая адаптация – длится от двух до шести месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

В процессе формирования ребёнок проходит две стадии: биологическую и социальную в различных формах социального развития и воспитания. В возрасте от года до трёх лет один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребёнком социального опыта, развитие его физических функций, психических свойств и процессов.

Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым – воспитателем – во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми. С появлением воспитателя ребёнок получает опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения.

При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям детского сада в течение двадцати – тридцати дней. Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребёнок к жизни в организованном детском коллективе. К основным критериям адаптации относятся:

— уровень нервно-психического развития;

— заболеваемость и течение болезни;

— главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

При нормальной адаптации у ребёнка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (две – три недели, не отмечается задержки нервно – психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений. Увеличение длины и массы тела соответствуют возрастным показателям.

Если поведенческие реакции ребёнка нормализуются лишь к шестидесятому дню пребывания в дошкольном учреждении, если наблюдается замедление нервно-психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, в течение трёх шести месяцев, то можно этот период отнести к тяжёлой адаптации.

В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни, происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима укладывания, кормления и так далее, а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребёнка, и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение.Например: укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей произвести знакомое действие, как малыш начинает зевать, закрывать глаза, то есть реагировать на первый же раздражитель. Стереотипы помогают действовать не задумываясь, не тратя лишней энергии.

Хочется отметить, что возникновение стереотипов не всегда оправдано. Часто при поступлении ребёнка в детский сад выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложиться мама, или мама укачивает малыша на руках.

Если ребёнок лишён общения со сверстниками и круг его общения –своя семья: мама, папа, старший брат. Придя в детский сад, ребёнок вообще не замечает вокруг него детей, видит только взрослых. У такого ребёнка навык общения со сверстниками отсутствует.

Даже в том случае, когда дома стараются воспитывать малыша правильно (с педагогической точки зрения, в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии с этим, формируются и разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют. Однако одни родители сажают при этом ребёнка к себе на колени, другие – за обеденный стол, третьи – за детский, маленький. Именно так привыкает малыш играть и общаться со взрослыми, именно этого он требует и в детском саду.

Часто родители, несмотря на стремление ребёнка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему – так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребёнок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям. Подготовительный этап к адаптационному периоду нужно начинать дома за один – два месяца до прихода ребёнка в детский сад. В это время необходимо сформировать такие стереотипы в поведении ребёнка, которые помогут ему безболезненно войти в новые условия жизни. В первую очередь нужно привести в соответствие распорядок дня с режимом дня детского сада, то есть в одни и те же часы кормить, укладывать спать, гулять и так далее. Тогда с приходом ребёнка в детский сад он не будет испытывать неудобства. Его не нужно будет переучивать, ломать неправильные привычки. Дома нужно приучать ребёнка самостоятельно есть, самостоятельно засыпать, а также приучать есть разнообразные овощные блюда, супы и так далее.

Ребёнок, умеющий самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту переживаний. Самостоятельность ребёнка создаёт предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.

При играх с другими детьми полезно научить ребёнка делиться игрушками, ждать своей очереди,например: покачаться на качели или покататься на машине.

Советую, чтобы родители рассказывали ребёнку о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его будут учить рисовать, петь, слушать музыку. Ни в коем случае не запугивать ребёнка: не будешь слушаться – отведу в детский сад.

Ребёнка нужно заранее (хотя бы за неделю) предупредить о том, что он пойдёт в детский сад, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие. Тогда адаптация к детскому саду у ребёнка пройдёт легче.

И всё же, не смотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду – трудное для ребёнка время. Во-первых, он скучает по маме, испытывает тоску по дому. Во-вторых, детскийсад для него дополнительная нагрузка: приходиться рано вставать, выполнять требования воспитателя, не всё так получается как у других детей.

Родителям говорю, что ребёнок устаёт от новых для него условий и поэтому дома нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации ребёнка рекомендую родителям не ходить в гости с ребёнком и не принимать их у себя дома. Игры предпочтительно тихие, не возбуждающие.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстаётся на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него требуется другое поведение. Всё это может вызвать стресс в виде различных негативных реакций, плача и так далее. Можно ли избежать этого?

Конечно, забота и любовь родителей делают малыша более защищённым. Но ведь в жизни ему придётся преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность.

Таким образом, можно сказать, что для формирования адаптационныхмеханизмов необходимо:

— с одной стороны, сочетание определённых стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций, а с другой – насыщенность жизни ребёнка в эмоциональной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности;

— учёт индивидуально психологических особенностей;

— учёт факторов риска, усложняющих адаптацию;

— организация общения детей в совместной деятельности;

— формирование самоконтроля, развития самостоятельности и инициативности.

Для успешного социального развития ребёнка, требуется ещё и создание развивающей среды, соответствующей условиям микро социума, а также в установлении контактов с другими детьми и взрослыми.

Я стараюсь устранить всё, что может сделать среду враждебной детям (не достаточность игрового материала, не доступность, не соответствующие уровню развития игрушки) и предусматриваю предупреждение возможных конфликтов с детьми связанных с обращением с игрушками.В группе имеются игрушки: дидактические, сюжетно – образные, театральные, спортивные, игрушки – забавы. Все они доступны детям. Игровой зоне отвели светлое место. Организацию предметно-развивающей среды определили как зоновую.

Игровая зона (мебель, пособия, предметы заместители).

Зона сенсорного развития (шароброс, сенсорный слоник, мозаика, «Лего», крупный и мелкий строители, несколько видов пирамидок, «геометрик» и т. д.).

Театральная зона (пальчиковый театр, кукольный театр).

При поступлении новичка в ясли,я придерживаюсь установки: теперь все проблемы ребёнка – мои проблемы и не перекладываю вину на родителей, если они не сумели соответствующим образом подготовить его к жизни в организованном детском коллективе. А начинается решение проблемы адаптационного периода с организации приёма вновь поступающих детей.

Приём вновь поступающих, проводиться по графику в период с июня по сентябрь. Начинается с беседы с заведующей. Разговор сводиться к тому, чтобы родители увидели, что ребёнку будет хорошо в стенах дошкольного учреждения, что родители – всегда желанные гости, к их мнениям и пожеланиям охотно прислушиваются воспитатели; что в детском саду работают люди, готовые разделить с родителями заботу о ребёнке и вместе искать индивидуальный подход к нему.

Другая задача разговора – убедить родителей в том, как важно дать ребёнку возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке. Следующий этап работы – знакомство родителей с воспитателями группы. Во время знакомства я беседую с родителями об особенностях поведения, о привычках ребёнка, о состоянии здоровья, о том, чем больше всего любит заниматься ребёнок, как ласково называют его дома, как ребёнок кушает дома, как приучен засыпать, есть ли у него любимая игрушка, и если есть, разрешаю приносить её с собой. Знакомлю малыша и его родителей с группой, показываю, где он будет есть, спать, с какими игрушками играть. Родителям рассказываю о режиме дня в детском саду, о санитарно-гигиенических требованиях, о навыках, которые необходимо формировать у детей.

С приходом ребёнка в детский сад стараюсь установить с ребёнком такие отношения, чтобы воспитатель стал для него близким человеком.

Заведующая принимает в группу одного-двух детей в неделю, чтобы мы могли уделить каждому ребёнку максимум внимания.

В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Стараюсь продемонстрировать малышу достоинства его «нового мира»; с тем, чтобы ребёнок мог убедиться, что он гораздо шире и интереснее. Показываю дошкольное учреждение. Сотрудники вступают в дружеский контакт с малышом, угощают, ребёнок должен чувствовать, что его здесь любят. Ласкаю ребёнка, особенно, во время укладывания. Если вижу, что ребёнок всё же расстроен, переключение на пищевую реакцию, на время помогает забыться ему. Предлагаю ребёнку попить или погрызть сухарики. В группе всегда стоит блюдо с сухариками.

Учитываю индивидуальные привычки ребёнка, в том числе и вредные и ни в коем случае не перевоспитываю его. Еда и сон относятся к наиболее критическим моментам. Промахи в их организации могут вызвать невроз, стресс. Помню, что с поступлением ребёнка в ясли все проблемы ребёнка становятся лично моими профессиональными проблемами. Максимально учитываю вкусы, привычки и желания детей, оказываю помощь во всех сложных для него ситуациях, связанных с различными бытовыми процессами. Стараюсь сделать каждый режимный момент интересным, используя игровые приёмы,художественное слово: песенки, потешки, прибаутки.

В адаптационный период беседую с родителями о том, как ребёнок ведёт себя дома по приходу из детского сада, как ест, спит. С каким настроением просыпается, как реагирует на то, когда говорят ему, что сейчас пойдём в детский сад. Также информирую родителей о том, как провёл ребёнок день в детском саду, чем мы занимались, в какие игры играли.

«Сказка о детской кроватке» для адаптации ребенка к детскому саду Жила-была детская кроватка. Она жила в детском саду, который называется «Антошка» в группе под названием «Мишки-торопыжки» и стояла она.

что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть картинку что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Картинка про что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому садуФотоотчёт об адаптации детей в детском саду Как говорят психологи, адаптация к детскому саду тяжелее всего проходит в возрасте 3-3,5 лет, поскольку совпадает с кризисом развития.

что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Смотреть картинку что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Картинка про что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому саду. Фото что делать если ребенок плохо адаптируется к детскому садуИгры с детьми в период адаптации ребенка к детскому саду Изменения, которые обрушиваются на ребенка с поступлением в детский сад, создают для него стрессовую ситуацию. А лучшее лекарство от стресса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *