что делать если ребенок проспал кормление

Сон и грудное вскармливание. Подробный гид от рождения до двух лет

С первым ребенком Ася не знала, что такое бессонные ночи: вечером укладывала малышку в кроватку, говорила «Спокойной ночи» и выключала свет. В 2 часа ночи и 6 утра вставала покормить. Все. «И как это ваши дети не засыпают без груди? Что значит, спят только на руках», – искренне удивлялась Ася. Когда в семье родилась вторая дочь, Ася с мужем «наверстали» упущенное: часами укачивали орущего ребенка, который просыпался 4-5 раз за ночь. Пытались наладить кормление по часам, но дочка сутками «висела» на груди. К четырем месяцам Ася поняла, что не справляется сама и обратилась за помощью к консультанту по сну и грудному вскармливанию.

После рождения ребенка многие родители оказываются в похожей ситуации, у них возникает огромное количество вопросов. Нужно ли будить малыша на кормления? Что делать, если ребенок «отказывается» от груди? Как наладить режим, чтобы ребенок рос и развивался, а родители от бессонных ночей не походили на зомби? Об этом в новом материале «Право на чудо» рассказывает специалист по лактации Наталья Андреевна Тарасова.

1. СОН и ГВ у недоношенных детей

Недоношенных детей, как правило, нужно будить на кормление. Они слабы, не чувствуют голода, не просыпаются на кормление самостоятельно. Если малыш еще не умеет сосать грудь, врач может рекомендовать кормление сцеженным молоком или кормление у груди с системой докорма.

2. У доношенных новорожденных и грудничков до 3 месяцев

Новорожденные доношенные дети обычно просыпаются к кормлению, что позволяет наладить кормление по требованию. При этом, дети могут достаточно часто требовать грудь, т.к. грудное молоко быстро переваривается, усваивается, и дети могут достаточно быстро чувствовать голод. В таком возрасте лучше совмещать грудное вскармливание со сном, чтобы малыш хорошо набирал вес и высыпался. Возможно, маме удобно будет организовать совместный сон с ребенком: так родителям не придется вставать ночью, чтобы приложить ребенка к груди. А ребенок будет лучше спать, чувствуя мамино тепло.

что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть фото что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть картинку что делать если ребенок проспал кормление. Картинка про что делать если ребенок проспал кормление. Фото что делать если ребенок проспал кормление

Правила безопасности для совместного сна:

Плюсы совместного сна:

+Маме не придется вставать во время ночных кормлений. Можно спокойно подвинуть ребенка к себе и покормить его. Многие женщины даже не просыпаются во время кормления, особенно когда дети становятся старше.

+ Мама не пропустит требование ребенка, поскольку требованием является не плач, а легкий поворот головы, высовывание язычка. Больше вероятность, если мама услышит ребенка, который находится рядом.

+ Спокойный ребенок, ощущающий себя защищенным. В первые месяцы жизни, когда созревает нервная система, ребенку очень важно, чтобы мама всегда была рядом.

+ Ночью идет активная выработка гормона пролактин, поэтому особенно важно не пропускать ночные кормления.

+ У мамы активно начинает вырабатываться гормон окситоцин, когда она видит малыша, чувствует его запах и тепло, что позволяет молоку свободно выделяться при сосании.

+Дети, у которых сохранялся совместный сон до 2-х лет, легче переносят адаптацию в школе и детском саду. Дети, которых клали в отдельную кроватку в раннем возрасте, позднее могут приходить в кровать к родителям и засыпают только с ними, чтобы чувствовать защиту во сне.

что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть фото что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть картинку что делать если ребенок проспал кормление. Картинка про что делать если ребенок проспал кормление. Фото что делать если ребенок проспал кормление

Что делать, если ребенок не просыпается на ночные кормления?

Нужно ориентироваться на прибавки в весе. Если ребенок достаточно прибавляет вес, можно отказаться от ночных кормлений и не будить ребенка. Если прибавки веса ниже нормы (об этом вам расскажет педиатр), нужно обязательно будить ребенка 1-2 раза за ночь.

Также важно ориентироваться на ощущения в молочное железе кормящей мамы: если грудь переполняется, нужно либо прикладывать ребенка к груди, либо сцеживать молоко. Если ночью грудь не опустошается, есть вероятность, что днем молока будет вырабатываться меньше.

Если ребенок подолгу спит днем и не просыпается на кормления:

Если ребенок находится на грудном вскармливании и спит непрерывно более 3-4 часов, это не считается нормой. Это может означать, что у ребенка не хватает сил, чтобы проснуться, падает сахар в крови, ребенок вялый и не может активно сосать грудь. В этом случае нужно обязательно контролировать прибавки веса у ребенка, будить на дневные кормления и докармливать (вначале – из несосательных предметов), чтобы повысить глюкозу в крови и ребенок проснулся, потом предлагать грудь).

3. Сон и грудное вскармливание у детей 3-4 месяцев

К трем месяцам у доношенного ребенка полностью созревает нервная система (у недоношенных детей важно учитывать корригированный возраст), и ребенок активно начинает интересоваться окружающим миром. Ему уже неинтересно все время находиться у груди, он может начать отворачиваться, вести себя у груди беспокойно – в большинстве случаев это нормально, поскольку у ребенка происходит дальнейшее физическое развитие.

В этот период важно формировать кормление ребенка вокруг снов. На засыпание, продление сна, на пробуждение.

Время бодрствования уже проходит более активно, ребенок интересуется игрушками, можно подключить гимнастику. За несколько часов ребенок успевает проголодаться, подходит время сна. Мама прикладывает ребенка к груди – он добирается до заднего молока –и понемногу засыпает. Через 15-20 минут он может проснуться – молоко добирается до ЖКТ, начинается активное переваривание пищи, ребенок может почувствовать дискомфорт и проснуться – в этом случае, нужно снова приложить ребенка к груди, чтобы он почувствовал, что мама рядом, сосание вызовет успокоение и ребенок уснет снова.

В среднем дневной сон длится 1,5-2 часа. Перед пробуждением ребенок снова попросит грудь, чтобы получить порцию молока, которая позволит ему дальше активно бодрствовать.

4. ГВ и сон в 4-5 месяцев

Ближе к 4-5 месяцам у детей происходит регресс сна. Сон делится на поверхностную и глубокую фазу. Когда глубокий сон проходит, во время поверхностного сна малышу обязательно нужно пососать грудь, чтобы успокоиться и перешагнуть поверхностный сон. Если мамы в этот момент не окажется рядом, ребенок проснется окончательно. Когда ребенок станет старше (ближе к году-полутора), он сможет самостоятельно перешагивать из одной фазы сна в другую.

5. Сон и ГВ после 1-1,5 года

К этому возрасту ребенка некоторые мамы уже устают от ночных кормлений. К тому же, в этом возрасте ребенок проходит через пики развития: режутся зубы, появляются новые навыки, ребенок начинает ходить. Дети становятся более чувствительными и чаще просыпаются. Но прекращение грудного вскармливания в этот период обычно не приводит к непрерывному сну у ребенка в течение всей ночи. Родителям придется искать новый метод, чтобы успокоить и уложить малыша. Об этом важно знать и быть готовыми к этому.

Как разделить сон и ГВ?

Чтобы разделить сон и грудь, в первую очередь, нужно организовать режим. Ребенок должен просыпаться, активно бодрствовать, затем спокойно бодрствовать и входить в «окно сна».

У ребенка была закреплена ассоциация «грудь-сон», когда грудное вскармливание завершится, у малыша должна быть другая ассоциация на сон. Поэтому нужно заранее вводить новый ритуал на сон: читать сказку, петь колыбельную закрывать шторы, давать игрушку.

И понемногу убирать грудь. Обычно плавный переход возможен ближе 1,5 годам ребенка (ВОЗ рекомендует продолжать грудное вскармливание до двух лет). Когда нервная система окончательно будет готова, ребенок перестанет просыпаться на ночные кормления. И мама может решить: отказываться от грудного вскармливания совсем или продолжать кормить грудью в течение дня или вечером, под утро.

Источник

Как отучить ребенка от ночных кормлений

С рождения и до полугода частые приемы пищи для грудничка являются физиологической нормой. Грудное молоко или смесь усваивается очень быстро – в течение 2-3 часов. И малышу снова нужно кушать, чтобы обеспечить себя необходимыми питательными веществами для нормального набора веса и развития.
Родителям в первые месяцы жизни придется перестроить свой график отдыха, чтобы кроха получал питание и днем, и ночью. Однако наступает момент, когда отпадает необходимость в столь частых перекусах, особенно по ночам. Когда это происходит, как определить – голоден ли малыш ночью, и как прекратить ночные кормления и начать высыпаться, разберем в этой статье.

Стоит ли отучать малыша от ночных кормлений

До какого возраста нужно кормить по ночам

С момента введения прикорма, а это около 6 месяцев, ребенок способен не просыпаться по ночам, чтобы поесть. А после года у него совершенно точно исчезает потребность в ночном питании.

Некоторые детки, уже в 3-4 месяца дают родителям выспаться, но это скорее исключение. Как только малыш переходит на твердую пищу, которая дольше переваривается, частота кормлений снижается. И время сытости увеличивается. А это значит, что вполне реально прекратить ночные перекусы, обеспечив потребности ребенка в еде и общении днем.

Как понять, что малыш готов отказаться от ночных перекусов

Ваш ребенок не нуждается в питании по ночам, если он:

Во всех случаях очевидна потребность не столько в голоде, сколько в общении со взрослым. Возможно его что-то беспокоит – жарко или холодно, душно или он просто выспался и надо «погулять», чтобы снова заснуть.

Дети на ГВ сложнее отучаются от ночных кормлений, чем искусственники. У них больше привязанность к груди. Поэтому процесс отучения часто занимает несколько недель. В течение этого времени родителям нужно набраться терпения, чтобы пережить ночные капризы. Важно быть последовательными, чтобы не возвращаться к кормлению после того как вы решили его отменить.

Дальше поговорим о том, чем заменить ночные кормления и как облегчить переход на бесперебойный сон вам и вашему малышу.

Основные правила отучения малыша от ночных кормлений

Задача родителя – обеспечить физиологические и психологические потребности ребенка днем, чтобы ночью он спокойно спал.

Как отучить от ночного кормления грудью

Постепенно малышу нужно дать понять, что еду и грудь ночью он получать не будет, для этого следуйте рекомендациям:

Как отучить от искусственного вскармливания ночью

Замените бутылочку со смесью на поильник с водой. И через некоторое время малыш привыкнет, что бутылочку он не получает, а значит и просыпаться, чтобы поесть нет смысла.

Неудачное время для отказа от ночного кормления

Процесс отучения от перекусов по ночам при достаточной настойчивости родителей занимает не более трех недель. Наберитесь терпения, и у вас все обязательно получится!

Источник

ТОП-7 ошибок в лечении кашля. Что на самом деле нужно делать с мокротой?

что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть фото что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть картинку что делать если ребенок проспал кормление. Картинка про что делать если ребенок проспал кормление. Фото что делать если ребенок проспал кормление

что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть фото что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть картинку что делать если ребенок проспал кормление. Картинка про что делать если ребенок проспал кормление. Фото что делать если ребенок проспал кормление

Кашель – это симптом широкого спектра заболеваний дыхательных путей. Он представляет собой рефлекторный механизм их очистки. В большинстве случаев кашель возникает непроизвольно, но иногда человек может вызвать его собственными усилиями. Острый длится до трех недель, подострый – до восьми недель, хронический – более восьми недель.

Что такое мокрота?

Мокрота – это субстанция, которая накапливается на стенках органов дыхательной системы в случае их заболевания. Секрет в легких и бронхах вырабатывается всегда и отходит в небольших количествах без раздражения кашлевых рецепторов.

Но в условиях развития патологического процесса его становится слишком много. Мокрота различается по составу и бывает:

В любом случае из дыхательных путей она должна удаляться. Ее скопление чревато обструкцией бронхов. Если их просветы будут перекрыты, возникнет дыхательная недостаточность, представляющая угрозу жизни.

Типы кашля

По количеству выделений различают продуктивный и непродуктивный кашель Первый сопровождается отхождением мокроты и, по сути, выполняет свою главную функцию. Второй является сухим. На начальной стадии заболевания он бывает таковым из-за повышенной вязкости мокроты. Но он может возникнуть и под действием иных раздражителей кашлевых рецепторов (воспалительного процесса или стекающего носового секрета).

Обычно кашель сначала бывает непродуктивным, а по мере разжижения мокроты становится влажным. Это доставляет неудобства, но необходимо для выздоровления. Однако неприятные ощущения и незнание принципа действия кашлевого механизма заставляют людей совершать серьезные ошибки при лечении.

Распространенные заблуждения при лечении кашля

Мы собрали самые частые ошибки, которые допускаются при борьбе с кашлем. Избегая их, вы сможете выздороветь быстрее и предотвратить осложнения.

Заблуждение 1. Подавление кашлевого рефлекса при отхождении мокроты

Эта ошибка вызвана неправильным пониманием природы кашля. Люди считают, что проблема заключается именно в нем, поэтому и стремятся устранить неприятный симптом. Однако кашель – это не болезнь, а механизм очистки дыхательных путей. Он помогает бороться с последствиями заболевания в виде скопления мокроты.

Но иногда и понимание необходимости откашляться не помогает. Больной принимает средства для подавления этого рефлекса, избавления от дискомфорта. При влажном кашле возникает ощущение, будто человек сейчас захлебнется. Это хочется предотвратить.

Но принимать противокашлевые препараты в этом случае недопустимо, иначе мокрота будет накапливаться в легких. Необходимо очищать дыхательные пути. В этом помогут муколитические и отхаркивающие препараты.

Заблуждение 2. Лечение кашля антибиотиками

В представлении многих антибиотики – это чудо-средство, которое спасает от запущенных заболеваний. Если кашель очень сильный или долго не проходит, значит, вылечить его можно только антибиотиками. Но это не ошибка – это выбор, который может привести к серьезным побочным эффектам:

Антибиотики назначают для лечения осложнений заболевания, вызвавшего кашель. И только в случае, если они имеют бактериальную природу (например, пневмония). Но сам симптом никогда не вызывается бактериями.

Поэтому принимать антибиотики можно только по показаниям. Без контроля врача к ним лучше не прибегать. Не имея медицинских знаний, не получится правильно выстроить поддерживающую терапию.

Заблуждение 3. Прием муколитических средств при сухом кашле невирусного характера

Многие считают, что сухой кашель – это всегда симптом начала вирусного респираторного заболевания. Но он может вызываться и другими причинами. Бывает, что излишков мокроты в организме нет, и разжижать муколитическими препаратами просто нечего.

Для правильного подбора необходимых медикаментов нужно установить причину кашля:

В таких случаях прием традиционных противокашлевых препаратов не дает эффекта. Люди начинают подозревать осложнения и принимать сильные лекарства, что вредно для организма. Для предотвращения этого лучше сразу обратиться к врачу, который найдет причину кашля.v

Заблуждение 4. Использование неэффективных народных средств

Здесь мы рассмотрим сразу четыре распространенные ошибки, выясним их природу и определим правильный порядок действий.

ОшибкаПочему это неправильноЧто нужно делать
Нахождение в сухом помещении во время ОРЗ.Это устоявшийся миф, будто влажность в помещении препятствует выздоровлению. На самом деле сухой воздух снижает активность интерферонов, необходимых для борьбы с вирусом.Намеренно повышать влажность в помещении, где находится больной. В этом поможет бытовая техника или обычная влажная уборка.
Отказ от лекарств в пользу растительных аналогов.Люди боятся лекарств, считая их химией. Но растения могут нанести не меньший вред (например, передозировка активным веществом или аллергическая реакция).Принимать медикаменты, подобранные врачом с учетом диагноза и сопутствующих заболеваний.
Лечение горчичниками и банками.Польза их клинически не подтверждена. Зато вред в виде ожогов кожи и непомерной нагрузки на сосуды очевиден.Выбирать методы лечения, эффективность которых доказана.
Игнорирование кашля.Многие считают, что кашель, как и насморк, рано или поздно проходит сам. Но он не всегда бывает вызван легкой простудой, поэтому есть риск пропустить серьезное заболевание.Лечить кашель, предварительно установив его причину. Важно не допустить переход его в хронический, поскольку это делает дыхательные пути более уязвимыми.

Правильное лечение кашля

Главная задача при лечении респираторного заболевания – освободить легкие от мокроты. В первые несколько дней она может накапливаться, вызывая сухой кашель. Но в дальнейшем секрет должен разжижаться и выводиться из организма.

Если этого не происходит, необходимо принимать муколитические (разжижающие мокроту) и секретомоторные (стимулирующие ее отхождение) медикаменты. Подбирать их лучше под контролем врача.

По наблюдениям пульмонологов, мокрота лучше всего отходит по утрам, в положении лежа на боку. Не следует принимать отхаркивающие препараты на ночь, в противном случае поспать не удастся.

Если сухой кашель вызван не заболеваниями дыхательных путей, а воспалением горла или аллергией, стратегия лечения будет иной. Здесь допустимо подавлять кашлевой рефлекс. Однако это не отменяет необходимости борьбы с заболеванием, вызвавшим его.

Что делать, если мокрота не отходит?

Это вещество накапливает болезнетворные микроорганизмы. К тому же в большом количестве оно препятствует дыханию. Поэтому нельзя допускать, чтобы мокрота скапливалась в легких. Если лекарства не помогают, можно простимулировать ее отхождение дополнительными средствами:

Однако сначала следует посоветоваться с лечащим врачом. Он подскажет оптимальный состав сбора или вещество для ингаляции. Важно, чтобы они не снижали эффективность основной терапии и не вызывали индивидуальных реакций.

В случае, если самостоятельное откашливание невозможно, мокроту убирают с помощью аспиратора. К такой мере прибегают при мышечной слабости.

Гаталова Дагмара Сулимовна, терапевт, эндокринолог, врач медицинских кабинетов 36,6

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ, ПЕРЕД ПРИМЕНЕНИЕМ НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ СО СПЕЦИАЛИСТОМ

Источник

Решение шести проблем грудного вскармливания первой недели

Испытываете трудности с грудным вскармливанием Вашего новорожденного малыша? Прочитайте советы специалиста по поводу решения основных проблем первой недели грудного вскармливания.

Грудное вскармливание не всегда происходит легко, поэтому, если
у Вас возникли трудности, знайте, что Вы не одиноки. Проведенное в США исследование показало, что из 500 опрошенных молодых мам 92 % столкнулись с проблемами грудного вскармливания уже к третьему дню. 1 К счастью, большинство ранних проблем грудного вскармливания решается просто. Ниже Вы можете прочитать рекомендации по решению основных проблем, с которыми часто сталкиваются мамы в первую неделю кормления.

Проблема №1. Кормить грудью больно!

Боль во время кормления обычно связана с повышенной чувствительностью или воспалением сосков, особенно когда «приходит» молоко на второй–четвертый день после родов. 2 Ребенок будет просить грудь каждую пару часов, и это может быстро усугубить проблему: у некоторых мам соски трескаются, кровоточат или покрываются волдырями. Это, конечно, весьма неприятно.

Решения 3

Проблема №2. Ребенок неправильно захватывает грудь

Некоторым новорожденным не сразу удается правильно захватывать грудь. Возможно, вам обоим просто необходимо больше времени, чтобы освоить грудное вскармливание, а, может быть, ребенок родился недоношенным, плохо себя чувствует после тяжелых родов, или у мамы плоские или втянутые соски.

Решения

Проблема №3. Недостаточно грудного молока

В самом начале у Вас будет вырабатываться немного грудного молока, так как гормональные изменения, которые запускают выработку молока, происходят медленно и завершаются только на второй–четвертый день после родов. 2 Вас может беспокоить, что ребенок не получает достаточно молока, но в первые дни его желудок еще слишком мал, а кормления происходят часто, поэтому не стоит волноваться. Поводом для беспокойства в эти дни может стать только чрезмерная потеря веса, слишком маленькое количество мокрых и испачканных подгузников или признаки обезвоживания у ребенка. Подробнее о том, как часто должен мочиться и опорожняться новорожденный, можно прочитать в статье Грудное вскармливание новорожденных: чего ожидать в первую неделю.

Решения

Проблема №4. Грудь наполненная и тяжелая

Решения

Проблема №5. Молоко подтекает

Подтекание молока из груди очень часто случается в первые дни грудного вскармливания, когда начинается выработка молока. Молоко может подтекать из одной груди, пока Вы кормите другой, когда Вы спите на животе, или когда что-то случайно вызывает рефлекс прилива молока, например, если Вы услышите плач ребенка в магазине. Обычно подтекание прекращается примерно после шести недель.

Решения

Проблема №6. Похоже, что молока слишком много

Иногда, когда молоко приходит, его вырабатывается слишком много! В первые несколько недель может быть переизбыток молока, но обычно вскоре все приходит в норму. 7 До этого момента грудь может быть тяжелой и болезненной почти все время, даже сразу после кормления, и может подтекать много молока. От сильного прилива ребенок может закашляться или захлебнуться, его может вырвать сразу после кормления, у него может появиться дискомфорт в животике или резкий, пенистый, зеленоватый стул. Все эти признаки говорят о том, что у Вас слишком много молока, но проблема может разрешиться сама собой, когда Ваша грудь привыкнет к новой функции.

Решения

Материалы по теме: Трудности грудного вскармливания в последующие несколько недель и проблемы грудного вскармливания после первого месяца

Источник

Установление контакта между матерью и ребенком при грудном, смешанном и искусственном вскармливании

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3–5 месяце гестации появляется амниотрофное питание [1]. В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час [2]. Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать [2].

После рождения ребенка связь мать–плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать [3]. Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим [3, 4]. Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание [5, 6].

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте [7]. Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» [4, 8, 9]. Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell [10]. Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен [10] рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации [4, 11].

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка [7]. Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть фото что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть картинку что делать если ребенок проспал кормление. Картинка про что делать если ребенок проспал кормление. Фото что делать если ребенок проспал кормлениеНесмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси [12]. Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка [13], и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть фото что делать если ребенок проспал кормление. Смотреть картинку что делать если ребенок проспал кормление. Картинка про что делать если ребенок проспал кормление. Фото что делать если ребенок проспал кормлениеЧто же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях [14] было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30–40 минут и более, затем сокращается до 15–20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7–8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока [15, 16].

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской [16]. Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20–30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри­утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *