что делать если ребенок убегает на прогулке
Ребенок на улице постоянно убегает — что с этим делать? 9 работающих советов
Больше двигайтесь вместе с ребенком
Бывает, что ребенку просто не хватает движения в течение дня. Сами предложите малышу сыграть в догонялки в парке или на огороженной площадке. Согласно британским рекомендациям, тоддлерам нужно минимум три часа физической активности в день: прыгать, бегать, карабкаться, бросать мячик, кататься на велосипеде, играть в прятки, и так далее.
Будьте рядом
Если можно, не кричите и не останавливайте малыша, как только он стал убегать — ребенку нужно учиться самому контролировать свои порывы. По той же причине не стоит использовать детские вожжи. Когда ребенок прибежит назад к вам, не ругайте его, а, наоборот, обнимите или поцелуйте. Так он запомнит, что возвращаться это всегда хорошая идея. Но, разумеется, безопасность важнее всего – нельзя рисковать вблизи проезжей части.
Разговаривайте о безопасности
Тоддлер начинает ощущать себя самостоятельной личностью, но у него пока нет развитого чувства опасности. Это не значит, что не нужно говорить с ребенком о безопасности. Читайте вместе — например, о правилах дорожного движения для детей. Обсуждайте. Обращайте внимание ребенка на «опасное» поведение других. Скажем, если другой ребенок едет на велосипеде без шлема, скажите: «Надеюсь, он не упадет. А то он может больно удариться головой. Как думаешь, как можно защитить голову?»
Говорите о ваших ожиданиях
Объясняйте простыми словами, какие у вас с ребенком планы на ближайшее время и какого поведения вы хотите от него. Например: «Мы сейчас поедем в магазин за подарком. На парковке и в торговом центре надо будет держать меня за руку, а потом ты сможешь попрыгать в игровой комнате». Избегайте абстрактных требований, вроде: «Веди себя осторожно/Будь хорошей девочкой». Ребенок просто не поймет, чего именно вы от него хотите.
Будьте позитивны
Не нужно запугивать ребенка («Тебя сейчас задавит машина» или «Если залезешь на эту лестницу, ты упадешь и умрешь»), вместо этого можно сказать: «Ты можешь удариться и тогда тебе будет больно/грустно». Также лучше заменять отрицательный императив («Не убегай!») на позитивное предложение («Ты можешь бегать здесь»). Можно предлагать ребенку выбор («Или держишься за руку, или поедем дальше в коляске»).
Больше хвалите
Уважайте желания ребенка: «Я понимаю, что ты хочешь идти сам, но я беспокоюсь о твоей безопасности, поэтому держу тебя за руку». Хвалите, когда он соглашается. Возможно, убегая, ребенок хочет привлечь ваше внимание. Так пусть он получает больше внимания, когда ведет себя кооперативно. Говорите: «Спасибо, что вернулся ко мне, когда я позвала».
Обращайте запрет в игру
На улице вместо «Стоп!»/ «Не беги!» попробуйте говорить «Замри!» (предварительно потренируйтесь в безопасном месте). Можно попробовать перевернуть ситуацию: сказать «Спорим, не догонишь маму!» и сделать пару шагов в противоположном направлении. Ребенок будет рад «поймать» вас и обняться.
Вовлекайте в дела
Если вы пошли куда-то по делам вместе с ребенком, придумайте для него посильное занятие — тоддлеры обожают помогать. В магазине малыш может катить тележку или искать продукты по списку в картинках. Чтобы помощь вошла в привычку, вовлекайте ребенка и в работу по дому: например, попросите помочь с одеждой из стиральной машины.
Создайте безопасную среду
Какой бы ни была причина того, что ребенок постоянно «вырывается на свободу», лучшее решение — создать пространство, где он может это делать без опасности для жизни и здоровья. Такую безопасную среду удалось создать в миниполисах компании «Сити-XXI век» — жилых комплексах нового поколения. Там нет машин, собаки гуляют только на специальных площадках, велосипеды ездят по велодорожкам. А еще тут есть зеленые парки и множество детских площадок для разных возрастов и интересов.
В миниполисе « Рафинад» создан целый остров развлечений, огороженный от опасного мира. Там много лужаек, а также игровые зоны. Малыши могут перебирать шишки и камешки, а дети постарше — сыграть в бадминтон или настольный теннис.
В «Дивном», как и в остальных миниполисах, действует электронная пропускная система и круглосуточная охрана с видеонаблюдением. Еще там есть зоны для барбекю, палисадники и места для прогулок на свежем воздухе.
В миниполисе «Серебрица» есть даже трассы для радиоуправляемых машинок! Кроме того, там работает «Соседский клуб», куда можно отвести ребенка на йогу, танцы или рисование. Он находится прямо внутри жилого комплекса, поэтому нет необходимости пользоваться метро и подолгу ждать автобуса (ожидание утомляет ребенка и вызывает желание вырваться и убежать). Ездить в детский сад тоже не придется — он есть на территории каждого миниполиса.
Большинство детей с возрастом начинают понимать, где нужно идти за руку, а где можно вдоволь побегать. Взрослым нужно набраться терпения и объяснять детям правила безопасности, стараясь предупреждать порывы малышей — говорить: «Я знаю, что ты любишь убегать, но сейчас мы придем в парк/на площадку, там мы с тобой побегаем». С миниполисами «Сити-XXI век» таким парком или площадкой может стать собственный двор.
Лямусик
Блог о беременности и воспитании ребенка
Ребёнок убегает на улице — 5 лучших советов
Детская психика – хрупкий и многогранный пласт, к которому нужно относится с особым трепетом и деликатностью. Причин непослушания ребёнка – может быть множество, но все они, так или иначе связаны с первоначальным фундаментов воспитания. Согласно детским психологам, основное формирование мировосприятия малыша происходит от 3-ёх до 7 лет. Давайте разберемся в причинах почему ребёнок убегает на улице и не слушается родителей.
Детская модель поведения. Почему ребенок не слушается и убегает?
Прежде, чем ответить на данный вопрос, следует рассмотреть модель детской психики в целом. Ребёнок – это, в перовую очередь, личность, имеющая свои особенности характера и поведения.
Важно понять первопричину того, почему ребёнок убегает на улице не слушается родителей. Как правило, самая распространенная причина – это отсутствие у малыша ярко выраженного авторитетного лица. Если воспитание происходит по типа «кнута и пряника», то не ждите, что ребёнок будет расценивать вас, как авторитет, на который он хочет равняться и быть похожим. Отсюда главная проблема – личностный протест. И он будет длиться до тех пор, пока родители не пересмотрят свои принципы воспитания.
Что делать, если ребёнок убегает на улице? Основные 5 советов
Первое, в чём необходимо убедиться – это в отсутствии патологии. Да, звучит несколько ужасающе, но многие дети имеют проблемы с поведенческим развитием. Необходимо обратиться к детскому психологу и выявить, не страдает ли он гиперактивностью, ненормальной для своего возраста, а также не имеет ли других отклонений, которые могут привести к поведенческой деструкции в будущем.
Никогда не кричите
Это лишь вызовет у ребенка ещё больший азарт убежать. К сожалению, большинство детей, воспринимают крики не так, как мы интерпретируем их себе – то есть, с обратной реакцией. Дети очень чувствительны к резким звукам и интонациям, поэтому могут совершать вам что-то назло, а иначе – мстить. Подобная модель поведения прослеживается даже у домашних животных: если отругать кошку некорректно, то она не послушается, а, скорее всего, отомстит и нагадит в ваши ботинки.
Постарайтесь поговорить с ним
Выйти на сокровенный диалог с собственным ребёнком – это настоящая победа, которой может похвастаться не каждый их родителей. Этот совет сработает, если вы станете ему настоящим и верным другом, но дружба строится на первоначальном образе авторитетности, поэтому пересматривайте методы воспитания и ищите самый корректный подход.
Не бойтесь компромиссов.
Да, с ребёнком можно выйти на настоящие компромиссы, главное – никакого шантажа и вранья с вашей стороны. Всё должно быть предельно честно. Однако, принцип «ты мне – я тебе» не совсем корректный с точки зрения многих специалистов, поэтому следовать этому совету или нет, скорее, дело каждого.
Обратитесь за помощью к детскому психологу
Это, пожалуй, очень важный совет, если вы до сих пор не понимаете, как максимально близко подобраться к своему ребёнку, чтобы он чувствовал крепкий авторитет. Совместные занятия смогут сблизить родителя и ребёнка, а если за этим наблюдает профильный специалист, то результат будет гарантированным. Важно проводить всё в игровой форме. Дети, к примеру, очень склоны делать что-то своими, познающими этот мир, руками: лепка, рисование и любое другое рукоделие. Если вы станете помогать ему в этом, то сами не заметите, как вовлечетесь в процесс, а главное – заинтересуете ребёнка.
О чем стоит помнить
Таким образом, можно сделать вывод, что ребёнок – это еще не совсем сформировавшаяся личность, нуждающаяся в постоянном авторитете. И этим авторитетом не должна быть, к примеру, плохая компания в будущем, что является довольно частым «побочным эффектом» неправильного воспитания в детстве. Этим авторитетом должен быть родитель, выполняющий функцию верного друга и надёжной опоры.
Главное – гармонично слиться с тем, за кого вы несете ответственность и воспитываете, и сделать это нужно как можно раньше. И тогда такая проблема как ребёнок убегает на улице и не слушается родителей для вас не возникнет.
Когда ребенок убегает от вас — это не смешно!
Экологичное родительство: У детей есть три здоровые потребности ребенка: привязанность, опыт и сила. И что бы они ни делали в любой момент времени – это всего лишь способ удовлетворить одну из этих потребностей.
Почему дети убегают
Действительно страшно, когда дети на прогулке убегают от нас, не понимая, какая в этом может быть опасность. Почему они это делают?
Я выделяю три здоровые потребности ребенка: привязанность, опыт и сила. И что бы дети ни делали в любой момент времени – это всего лишь способ удовлетворить одну из этих потребностей.
Иногда дети удовлетворяют одновременно три потребности.
Например, малыш ненадолго останавливается, чтобы мельком взглянуть на вас и убедиться, что вы на месте. Так реализуется привязанность. Он хочет быстро двигаться – такова его потребность в опыте. Возможно, он знает правильный путь туда, куда вы идете, поэтому ведет вас, что отвечает его потребности в силе.
По этой же причине он не слушается. Вы лучше всего знаете своего ребенка, а значит, поняв его потребности, сможете справиться со многими сложными ситуациями.
Но когда ребенок убегает и вокруг небезопасно, вам необходимо немедленно его остановить. Действия говорят громче слов, поэтому.
Остановитесь
Когда ребенок к вам вернется, вы, скорее всего, почувствуете одновременно и облегчение, и возмущение. Сосредоточьтесь на фактах: «Ты играл в игру. Ты дразнил меня, убегая. Но это было слишком далеко и опасно».
Этот прием называется «Скажи, что ты видишь». Это важный шаг к тому, чтобы уважительно относиться к индивидуальности вашего ребенка, и одновременно с этим – возможность установить границы без лекций и наказания.
Найдите возможность удовлетворить потребности ребенка приемлемым для вас и для него способом
Первый шаг. Что могло бы вас устроить?
Может быть, ребенок может проходить определенную дистанцию, а потом вернуться? Или вы предложите ему дойти до того места, которое он хочет вам показать, а затем должен вернуться назад. Еще вариант: ребенку можно делать все, что он хочет, пока он не услышит от вас слово «стоп!»
Второй шаг. Предложите альтернативу
Используйте эти варианты, ведь вы понимаете, что ребенок в процессе развития не может спокойно ходить рядом с вами, ни разу не убегая и не пробуя нарушить границы.
Третий шаг. Озвучьте его силу
Посыл здесь заключается в том, что дети действуют в соответствии с тем, кем они себя считают. У них есть внутренний стержень, и мы можем развивать их уверенность в себе, обозначая эти сильные стороны и указывая на них.
Но что, если ребенок часто убегает от вас во время прогулок? Для того, чтобы с этой проблемой справиться, нужно поэтапное решение вопроса.
Признание успехов является довольно эффективным способом для обучения малышей (и, вероятно, всех нас тоже). Суть в том, что надо ставить вашего ребенка в ситуации, когда он может почувствовать успех снова и снова. Вы можете начать, как только выйдете из дома: пусть он расскажет вам правила прогулок.
Чем больше вы тревожитесь по поводу поведения ребенка на прогулке, тем чаще вам надо признавать его успехи. Постепенно будете делать это реже.
Иногда родителям советуют демонстративно развернуться и идти домой, чтобы ребенок никогда не убегал во время прогулки. И делать это рекомендуют всякий раз, когда ребенок не слушается. Я не считаю, что это хорошая идея.
Во-первых, вы вышли на прогулку с определенной целью (подышать свежим воздухом, сходить в магазин, навестить друзей и т. п.), поэтому менять планы как минимум странно. Кроме того, этот способ не позволяет ребенку получить опыт, который он приобретает, когда совершает ошибки, и не дает возможности повторить попытку.
Вы можете, прежде чем выйти на улицу, дома проиграть различные сценарии. Детям это нравится, особенно когда вы меняетесь ролями: вы – ребенок, а он – один из родителей. Но если все приведенные выше способы не работают, возможно, ребенок голоден, устал или перенапряжен, поэтому он не вовлекается в игру, на слушает ваши просьбы, капризничает. Если это так, то скажите об этом ребенку и идите домой.
Опять же старайтесь выбирать такие фразы, чтобы ребенок с удовольствием последовал вашему совету: «О! Мы с тобой забыли перекусить! Сложно держаться вместе, когда хочется есть. Мы должны раздобыть немного еды».
Ну и наконец, если вы все же перепробовали все способы, и ничего не действует, то скажите ребенку строго: «Мое терпение кончилось. Если ты решишь снова убежать, я отведу тебя домой». И тогда, без дальнейших церемоний, сделайте это. Иногда это действительно – единственный способ. опубликовано econet.ru
@ Трейси Катчлоу
Перевела: Марина Польская
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Что делать если ребенок убегает на прогулке
Самое главное – согласиться, что это очень серьезная проблема. Не делать вид, что ее не существует.
Мы часто слышим жалобы родителей о том, что ребенок убегает на улице. Убегают совсем маленькие дети, дети постарше, убегают подростки. Подростки могут убежав некоторое время бродяжничать, если у них есть деньги, могут уехать на электричке или другом транспорте довольно далеко.
Нам следует помнить, что ребенок может не только убежать, а уехать от нас на беговеле, роликах, самокате. Если при этом у нас нет с собой велосипеда или роликов, то догнать ребенка почти невозможно.
Убегание на улице и в общественных с точки зрения специалистов относится к опасному поведению, причем при выборе целей работы такое поведение имеет высший приоритет, так как может привести к гибели ребенка. Это значит, что даже если проблем очень много, начать работу следует с решения проблемы убегания.
Давайте попробуем разобраться в том, какими бывают побеги и как с таким поведением справиться.
Убегание может выглядеть по-разному, и разными могут быть его причины:
Любой из видов побега относится к ОПАСНОМУ поведению. Дети находятся в опасности, покидая приспособленные дворы и площадки и оставаясь без присмотра. Побеги вызывают у родителей панику, что очень понятно и обосновано.
В 2012 году было проведено исследование, в котором приняли участие 1218 детей с РАС и 1076 нормотипичных детей, исследователи получили следующие данные:
Итак, становится очевидным, что поведение «убегать» является серьезной проблемой не только для семьи ребенка, но и для всего общества. Но что же можно сделать в такой ситуации?
6 шагов, которые помогут Вам начать работу с побегами:
УСЛОВИЕ УСПЕХА — ЗАПИСИ.
Ведите записи: записывайте дату, время «побега», с кем гулял ребенок, чем закончился побег. Обязательно отмечайте прогулки без побегов. Отмечайте также попытки, которые не удались. Например, если ребенок попробовал убежать, но папа успел схватить его за руку – отмечайте это как попытку. Ведение записей поможет вам вместе со специалистами разобраться в том, что происходит, если ваш случай окажется сложным.
ШАГ 1. Установите причину. Почему ваш ребенок убегает? Он идет в какое-то определенное место или исследует новую местность? Понимание причин убегания поможет вам разработать стратегию, которая может снизить риск побега.
Если ребенок убегает в конкретное место …
Научите ребенка просить. Помните, что форма просьбы должна быть максимально простой, так, чтобы ребенок предпочел попросить, а не убегать.
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО: ПОПРОСИТЬ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОСТО. ОЧЕНЬ ПРОСТО.
Для любителей «вызывать речь» отметим особенно: работа с поведением убегать значительно важнее вызывания звуков. Поэтому для детей с затруднениями в артикуляции запрещено работать над вызыванием звуков в момент работы с опасным для жизни ребенка поведением «убегать».
Если ребенок не говорит или говорит неразборчиво, носите с собой небольшие фотографии тех мест, которые ребенок любит и куда он может в принципе убежать. Желательно научить ребенка носить эти карточки в кармане и показывать одну из них, когда он хочет попасть в определенное место (например, на детскую площадку или в торговый центр).
Если ваш ребенок – исследователь…
Научите ребенка просить пойти с ним в ту или иную сторону. В данном случае иногда достаточно того, что ребенок научится показывать рукой в ту сторону, куда он хочет пойти.
Если это игра в догонялки…
Научите ребенка просить побегать с вами. Еще раз: не нужно «вызывать речь». Пусть ребенок покажет самый простой жест или похлопает вас по руке определенным образом.
Выходите на улицу в спортивной одежде и удобной обуви без каблука и с закрытой пяткой. Выйдя на улицу, СРАЗУ предложите ребенку побегать, повторно предложите ребенку побегать через 20-30 минут.
Если ребенок пытается убежать из неприятной ситуации…
Подумайте, можете ли вы как-то изменить эту ситуацию, сделав ее не такой тяжелой. Например, некоторые дети убегают, когда им нужно стоять в очереди и ждать. Иногда достаточно дать ребенку спиннер или небольшую музыкальную игрушку, чтобы снизить или исключить вероятность побега.
Научите ребенка просить обойти страшный предмет или животное, чтобы необходимость убегать отпала. Научите его показывать простыми жестами, что ему нужна помощь или что он хочет пойти другой дорогой.
Может помочь, если вы научите ребенка отказываться. Некоторые мамы и папы переживают, что если научить ребенка отказываться, он перестанет слушаться и они не смогут с ним справиться.
Исходя из нашего клинического опыта и многолетних наблюдений за поведением, ребенок, который отказывается от чего-то приемлемым образом (жестом, позицией тела) на самом деле гораздо послушнее ребенка, который валится на пол, кричит или убегает. Вам точно хватит авторитета, чтобы позже, после того, как ребенок перестанет убегать, научить его, что иногда нужно делать что-то, даже если не хочется.
Также можно поработать над тем, чтобы снизить уровень страха у ребенка. Посмотрите нашу статью о стрижке ногтей – прием будет тот же, систематическая десенсибилизация. Этот метод может сработать и с другими страхами!
В любом из этих случаев помните, что вам необходимо учить ребенка таким видам поведения, которые решат существующую проблему приемлемым образом (специалисты ПАП называют такие виды поведения альтернативными или замещающими). Сначала необходимо выполнять ВСЕ просьбы ребенка, которые будут замещать поведение «убегать». И только тогда, когда побеги и даже попытки побегов полностью прекратятся, можно будет постепенно научить ребенка, что не всегда и не все его просьбы могут быть выполнены. Действуйте при этом не спеша и аккуратно: если вчера выполнялись все просьбы ребенка, то сегодня отказывайте в одной просьбе из десяти и ни в коем случае не наоборот. При проведении такого обучения планируйте прогулки и иные перемещения, оставляя запас времени на тот случай, если ребенок попросится на площадку или начнет исследовать местность.
ШАГ 2. Найдите, выявите сигналы (триггеры).
Сигнал, триггер – это какое-либо событие или изменение окружающей среды, которое «запускает» то или иное поведение. Например, вы можете заметить, что ребенок пытается убежать на определенном перекрестке или начинает бежать, когда мимо него проезжает велосипед, когда в его сторону бежит собака. Каким бы ни был этот сигнал, если вы его нашли, вам будет значительно легче контролировать ситуацию. Во-первых, при приближении сигнала вы сможете заблаговременно подсказать ребенку, что ему нужно попросить или сделать. Во-вторых, вы сможете упредить побег, вовремя взяв ребенка за руку или за капюшон куртки. В таком случае даже если ребенок попытается побежать, вы сможете оперативно предотвратить побег и не дать ребенку подвергнуть себя опасности.
Найти эти сигналы вам помогут ваши записи. Если выявить сигналы и причины не удается – обратитесь за помощью, попросите еще кого-то понаблюдать вместе с вами, обратитесь к специалистам. Вокруг вас точно есть люди, готовые вам помочь.
ШАГ 3. Наблюдение в целях безопасности.
Даже если ребенок никогда не убегал, имеет смысл озаботиться его безопасностью. В современном мире существует множество прекрасных технологичных решений, которые покажут вам, где находится ваш ребенок. Некоторые из них даже позволяют осмотреться. Для отслеживания можно использовать GPS часы или телефон.
ШАГ 4. Научите ребенка как себя вести если он все-таки потерялся.
Среди всех убегающих детей с РАС примерно 35% детей не могут назвать свое имя, домашний адрес и номер телефона.
Научите ребенка называть свое имя и фамилию, имена родителей, адрес проживания и, желательно, номер телефона.
Если ребенок не может этому научиться, положите во все карманы одежды визитки и научите ребенка давать такую карточку полицейскому, врачу или пожарному. Желательно учить ребенка сообщать информацию о себе именно государственным служащим, таким образом вы сможете снизить вероятность возникновения опасных ситуаций, связанных с общением с незнакомыми людьми. Другой совет – обращаться за помощью к женщине с коляской. Во-первых, она скорее всего живет неподалеку и знает окрестности. Во-вторых молодые мамочки и няни часто более добры и отзывчивы, чем, скажем, молодые мужчины, которые вечно куда-то спешат.
Также следует научить ребенка безопасности на дороге.
ШАГ 5. Если ребенок посещает детское учреждение.
Если ребенок посещает детский сад, школу или иные места, поговорите с сотрудниками, воспитателями, нянями. Вместе с ними проверьте безопасность учреждения, предложите свою помощь в ремонте ворот, установке видеодомофона, что-то еще. Не вставайте в позицию строгого проверяющего — понятно, что безопасность должно обеспечить учреждение. Но если вы можете помочь, почему бы не сделать этого…
ШАГ 6. Запишитесь в бассейн.
Одна из главных причин смерти детей с РАС – гибель на воде. Запишите своего ребенка в бассейн, а когда он научится плавать, научите его держаться на воде в одежде и обуви. В этом случае если ребенок окажется в воде, его шансы на спасение значительно вырастут.
И помните, что чем больше этих шагов вы проработаете, тем лучше станет ситуация с побегами.
А если после прочтения статьи вы все еще не решили, с чего начать, или задача, которая перед вами стоит, кажется вам слишком сложной, попробуйте начать с протокола «иди сюда».