что делать если ребенок ворует сладости в магазине
Что делать, если ваш ребенок ворует: советы социального работника
Обнаружить, что ребенок ворует, — тяжелое испытание для любого родителя. Часто взрослые не понимают, как правильно вести себя в такой ситуации: ругать юного правонарушителя, наказывать или вести к психологу. Разобраться поможет специалист по социальной работе семейного центра «Измайлово» Дарья Капитонова.
«Зачастую причины детского воровства лежат значительно глубже того, что приходит на ум родителям. Но это не нехватка конфет или игрушек, а одиночество и тревога ребенка», — отмечает специалист.
Типичные причины детского воровства:
Правила, которые помогут родителям разобраться в ситуации:
— Никогда не ругайте ребенка при посторонних людях, тем более если они потерпевшие. Спокойно поговорите со своим чадом отдельно. Объясните, почему его поступок вас расстраивает, какие последствия он за собой несет.
— Не стремитесь искусственно вызвать у ребенка чувство вины за совершенный поступок, не допускайте оскорблений и повышения голоса. Разговаривайте, объясняйте простым языком недопустимость воровства в вашей семье и в обществе. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда забирают твои вещи. Только искреннее раскаяние поможет справиться с желанием украсть.
— Поговорите с ребенком о его отношениях со сверстниками. Косвенной причиной детского воровства может быть желание добиться признания и уважения у друзей и одноклассников. В этом случае на ворованные деньги ребенок покупает сладости, игрушки, оплачивает групповые походы в кино и кафе, надеясь купить любовь ровесников и быть принятым в группу.
— Не угрожайте ребенку потерей вашей любви. Осуждайте поступок, но не личность ребенка. Вера в безусловную любовь родителя — это то, что поможет исправить много совершенных ошибок. Не забудьте сказать провинившемуся ребенку: я тебя люблю, но твой поступок мне неприятен.
— Если вы чувствуете, что не в силах справиться с ситуацией, — не оставляйте все как есть в надежде, что время все исправит. Отведите ребенка к специалисту — детскому или семейному психологу. Для этого вы можете обратиться в столичный семейный центр. Там можно получить помощь психологов и педагогов, правовую и экономическую поддержку, услуги по организации досуга, медиации, развивающие занятия для детей. Здесь работают клубы, программы и проекты для подростков и так далее.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Наш девятилетний сын ворует конфеты.
Шалом! Вопрос рабанит Ципоре Харитан. У нас, барух а-Шем (слава Б-гу), несколько детей. С недавнего времени мы заметили, что наш второй сын, 9-ти лет, ворует конфеты.
Это мальчик очень веселый и активный. Общительный, импульсивный, у него много энергии. При этом он отличник в своем классе в хейдере. Не раз было, что все остальные дети убегали на перемене, а он продолжал учиться. Или многие отвлеклись на уроке, а он нет, или многие заигрываются в футбол и опаздывают на урок, а он, хотя очень любит футбол и сам приносит мяч в хейдер, всегда приходит в класс вовремя.
Он умный, быстро схватывает, на первый взгляд может показаться, что не очень усидчивый, но действительно быстро понимает, быстро делает. Был случай, что муж был в отъезде как раз в ту неделю, что ребе (учитель в хейдере) устроил им экзамен. Так он сам повторял дома и готовился и получил 100%. При этом он шаловливый и активный.
Не знаю, получилось ли у меня достаточно правильно его описать. Он любит сладкое, как и другие наши дети. Несколько раз муж видел, как он крал конфеты в магазине нашем при синагоге. Тогда один раз он строго с ним говорил, тот вроде перестал.
Мы даем детям конфеты, только стараемся этим процессом несколько управлять. Покупаем им больше шоколада, всяких сладостей более натуральных (и более дорогих), чем эти дешевые конфеты с разноцветной химией. Но дома у нас и самые нейтральные из таких конфет тоже есть. Просто это не «когда хочешь», а можно получить на закуску или, соответственно, не получить (в качестве наказания).
При этом после каждой почти еды дома даже в будни все могут брать что-то сладкое, также все самое вкусное — на субботу, после каждой трапезы дети получают всякие сладости (они сами выбирают их заранее перед субботой).
Еще муж заметил, что часто этот мальчик идет вроде бы рядом, потом немного отстает, берет незаметно из кармана конфету и догоняет снова папу, скрывая все это. Я неоднократно нахожу фантики от конфет под его кроватью и в ванной комнате. То есть он берет конфеты без разрешения у нас дома (мы принципиально ничего такого не прячем от детей, и, когда они отличились, я говорю им пойти и взять себе конфету или разделить на всех).
Мы с мужем решили, что ему не хватает сладкого, стали увеличивать количество этих конфет, т. е. вместо шоколадных батончиков или чего-то такого предлагать им на субботу конфеты эти самые. Но все равно фантики под кроватью я снова нахожу. Как с этим быть?
Понятно, что он такой ребенок, что его к этому тянет. Он не врет, в магазине вроде бы больше не брал. Мы понимаем, что это классическая проблема у детей, и это нормальное развитие, просто мы не знаем, как грамотно с этим обращаться.
Я рассказывала им всем на ночь вымышленный сипур (рассказ) о мальчике, который воровал в магазине и его посадили в тюрьму (специально для этого сына), старалась впечатлить, эффекта, по-моему, не было. N.
Отвечает Ципора Харитан
Меня очень тронуло Ваше письмо, т.к. Вы очень по-хорошему описали сына и добавили, что сами понимаете — поведение для этого возраста нормальное.
Но все-таки я бы сделала анализы, чтобы проверить, нет ли какой-нибудь физиологической причины у такой сильной потребности в сладком. Если выяснится, что все анализы в полном порядке, то, видимо, ему очень тяжело владеть собой в этой области.
И я бы поговорила с ним совершенно открыто на эту тему: что мужчина (а в этом возрасте мальчикам уже очень хочется быть мужчинами) должен вырабатывать силу воли, это он должен владеть конфетами, а не конфеты им.
Скажите ему, что Вы понимаете: он хочет брать конфеты тогда, когда ему самому хочется, а не только когда вы разрешаете. Но то количество, которое он себе позволяет, чересчур велико, а главное — конфеты его заставляют вести себя нечестно. Поэтому Вы предлагаете тренировать силу воли: он получает весь свой дневной рацион конфет на руки и может их брать, когда хочет, — но не больше того.
Если он не будет брать без разрешения конфеты, кроме выданных (а Вы можете это проверить), то за каждый день, когда ему удалось продержаться, он получает определенное количество очков. За икс очков (икс — ни в коем случае не больше недельной нормы, а вначале, может, и меньше), он получает какую-то премию (ни в коем случае не сладости). Если он так продержится месяц, то получает дополнительную награду за воспитание твердости характера.
«Падения», т.е. воровство конфет без спроса, не отменяют предыдущие достижения, а продолжаем тренаж дальше. (Если Вы хоть раз в жизни сидели на диете, то я не сомневаюсь, что «крали» запрещенные диетологом продукты. Люди, которым удалось соблюсти диету, всегда говорят о работе над своей силой воли и характером).
Главное — относитесь к этому спокойно, не ругайте за срывы, а поощряйте за достижения.
С уважением и пожеланием, чтобы у Ваших детей никогда не было более серьезных проблем, Ципора Харитан
Если же Вам кажется, что, может быть, как многие дети, ребенок «крадет» внимание, т.е. хочет получить побольше родительского внимания и привлекает его таким способом, то, возможно, премии должны быть — приятное времяпровождение с родителями.
Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»
Светлакова Клара
Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»
Неосведомленность. Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего», и, соответственно, не понимают, что такое «чужое».
Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется, он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это т. н. «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что вы сделаете? Не откажетесь ли от него? А возможно, таким странным образом «выбивает» особое внимание к себе.
Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.
Большую роль в решении данной проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую позицию они займут во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.
Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.
Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.
Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.
Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка
Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь.Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?» Если не последует ответа,можно прямо спросить: «Ты взял ее?» Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.
Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо
Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи.Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.
Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.
Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией
Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку,спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?» Ребенкапостарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?»
Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости
И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.
Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).
Э. Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.
Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.
Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.
Игра как средство эффективного взаимодействия педагога-психолога ДОУ и родителей. Сценарий игры «Это мой ребенок» Сценарий игры «Это мой ребенок» Цель: привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Задачи: способствовать развитию коммуникативных.
Консультация педагога-психолога «Как помочь дошкольнику быть внимательным» Все родители хотят, чтобы их ребенок был внимательным, умел концентрироваться. Для этого мы читаем нашим детям книги, рассказываем интересные.
Как убедить родителей не отказываться от помощи педагога-психолога Возражения родителей не всегда означают отказ. Иногда оно сигнализирует о том, что информация, которую он хочет обсудить с вами, важна для.
Консультация для родителей «Если ребенок ворует — норма, игра или отклонение?» Введение Маленькие дети часто берут без спроса вещи, принадлежащие другим людям, так как они еще не понимают, что такое право собственности,.
Консультация педагога-психолога для родителей дошкольников «Левша в мире праворуких» Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество, т. е. функциональное преобладание.
Консультация педагога-психолога для родителей «Развитие творческих способностей ребенка» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.
Консультация педагога-психолога «Подготовка детей к школе» Подготовка детей к обучению в школе. Готовить к будущему школьному обучению ребенка необходимо с пяти лет. В пять лет можно уже сделать.
Консультация педагога-психолога «Почему ребенок кусается» Ребенок стал кусаться. Не пугайтесь, если вы заметили за ним эту неприятную привычку. Лучше присмотритесь и поищите причину, почему ребенок.
Рекомендация педагога-психолога для воспитателей «Как работать с гиперактивными детьми» Как работать с гиперактивными детьми: — проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; — избегайте, с одной стороны,.
Консультация «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» В настоящее время в соответствии с законом Российской Федерации.
Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только
Если ребёнку вовремя не объяснить, что не всё в мире принадлежит ему, то можно столкнуться с тем, что он таскает шоколадки из магазина или берёт без спроса деньги из вашей сумки. Наш блогер Марианна Юдина рассказала, как себя вести, если вы заметили, что ребёнок ворует.
Столкнувшись с этой проблемой, родители начинают паниковать. Насколько это серьёзно? О чём говорит склонность ребёнка к воровству: об ошибках в воспитании или о психических отклонениях? Давайте разбираться. Широко распространено мнение, что детское воровство — проблема неблагополучных семей. Но ведь к вам это не относится! У вашего ребёнка есть всё необходимое.
«Уже в который раз я замечаю, что в моём кошельке лежит совсем не та сумма денег, которая там должна быть, — рассказывает мама 10-летнего Андрея. — Сначала я думала, что это мне так только кажется. Ну, мало ли, забыла, не рассчитала покупки — всякое бывает. Но так повторялось снова и снова, и вот я уже записываю все расходы, а деньги всё равно неведомым образом исчезают. Спрашивала у ребёнка — говорит, что не брал».
Мысль, что ваш ребёнок — вор, обжигает чувством стыда и бессилия. Вы лихорадочно пытаетесь найти ответы на вопросы «что делать, если ребёнок ворует деньги?» и «как отучить ребёнка воровать?».
Причины воровства у детей разного возраста:
В 2-3 года
В этом возрасте ребёнок ещё не способен понять, что такое собственность, и поэтому считает, что всё в мире «принадлежит» ему. На прогулке или в гостях ребёнок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать её нельзя. Он сам, без помощи взрослых, не может понять, что чужие вещи брать нехорошо.
В 4-7 лет
Дети 4-7 лет тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было заботиться о себе, чтобы выжить.
Желание привлечь внимание сверстников к себе, наказать кого-либо или отомстить — эти мотивы детского воровства характерны как раз для старших дошкольников
В этом возрасте ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.
Например, у ребёнка не складываются отношения со сверстниками — в детском саду, в школе, во дворе — и он может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить ими друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал.
В 8-11 лет
У детей постарше — от 8 до 11 лет — воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на своё «хочу» самому себе твёрдо сказать «нет». Не в силах противостоять своему «хочу», ребёнок ворует деньги у родителей, родственников или близких людей. Ему трудно справиться с соблазном, хотя он знает, что воровать нехорошо и испытывает стыд за свой поступок.
В 12-15 лет
То, что в раннем детстве — ошибка, случайный эпизод, у подростка 12-15 лет — уже осознанный шаг, а иногда и того хуже — вредная привычка. Но если подросток ворует, это ещё не значит, что всё потеряно. Нельзя забывать, что мотивы воровства могут быть самыми разными.
Прежде чем решать, что делать, если подросток ворует, постарайтесь понять причины. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подросткового воровства характерны так называемые «кражи престижа»: ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе.
Воровство детей из бедных и богатых семей: в чём разница?
Проблема детского воровства чаще всего никак не связана с материальным уровнем семьи. Как ни странно, в обеспеченных семьях дети воруют чаще. Поскольку проблема денег здесь не стоит, ребёнок без угрызений совести ворует деньги у родителей, гостей, знакомых, родственников.
«Позвонила мама одноклассника, сообщила, что мой сын сорит деньгами: раздаёт всем детям по 500 рублей, — рассказывает мама первоклассника Игоря. — Семья у нас обеспеченная, муж очень хорошо зарабатывает. Отношения были доверительные, денег без спроса не брал, поэтому прятать их не было нужды. Выяснили, что он украл из дома 20 тысяч рублей!»
5 надёжных способов вырастить из ребёнка жадину
Маме Игоря повезло — ей вовремя сообщили о странном поведении сына. Часто родители, столкнувшиеся с проблемой детского воровства, могут не замечать ничего предосудительного продолжительное время. А когда замечают, то не могут поверить в то, что деньги у них пропадают по вине их собственных детей. Почему ребёнок из обеспеченной семьи ворует деньги у родителей? Потому что он уверен в родительской благосклонности и чувствует себя в безопасности. Со временем безнаказанность превращает привычку присваивать себе чужие вещи в порок.
Как правило, в семье с низким материальным достатком ребёнок не ворует деньги дома. Он знает, что у родителей на счету каждая копейка. Риск разоблачения слишком высок. Гораздо проще украсть шоколадку в супермаркете. С его точки зрения, это не так опасно, как воровать у близких. К сожалению, если такого ребёнка не поймать «за руку» при первых попытках воровства, кражи будут повторяться неоднократно.
Виды и причины детского воровства
Чего нельзя делать, если ребёнок ворует деньги:
Что делать, если ребёнок ворует и врёт?
«Я нашла видеоигру в шкафу своего сына. Боюсь, что он купил её на деньги, которые тайком вытащил у меня из кошелька. Сам он ни в чём не признаётся. Ребёнок ворует деньги и врёт. Что же мне делать?» — спрашивает мама 12-летнего Карена.
20 родительских уроков, которые мы вынесли из «Звёздных войн» (после просмотра семи эпизодов)
В случае, когда вина ребёнка не доказана, лучше промолчать. Не пойман — не вор. Но если вы уверены в вине ребёнка на 100%, сначала спокойно поговорите с ним. Именно спокойно — без криков и обвинений. Выясните, почему он так поступил. Обязательно узнайте, с кем общается ребёнок. Вполне вероятно, что он попал в плохую компанию.
Накажите ребёнка, но не ремнём, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.
Как предотвратить воровство денег подростком у родителей?
Проблему воровства, как и любую другую, легче предотвратить, чем потом решать. На какие моменты стоит обратить внимание?
Если проблема воровства не обошла стороной вашу семью и ребёнок начал воровать у родных, у сверстников, в магазинах, то нужна помощь специалиста, иначе последствия могут оказаться крайне печальными. Коррекция детского воровства должна быть направлена на то, чтобы помочь ребёнку, а не наказывать его.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Воспитание детей, которые без спроса утаскивают конфеты
В начальной школе у нас завелся какой-то гаденыш (и), который крадет у своих товарищей мелкие деньги, ручки, всякую мелочевку, даже один раз умудрился украсть деньги со стола учительницы. И это вполне благополучная московская школа. Раздражает этот факт безмерно, да еще в добавок заставляет проводить своим детям внушение о том, что воровать нельзя, стоять рядом, когда кто-то ворует нельзя. Я разрешил отдубасить любого мальчика (-ов), если их застанут за этим промыслом. Но все равно эта ситуация нездоровая и вызывает ненужный ажиотаж, в рамках школы справиться с этим не могут, так как ежегодно находится паршивая овца, которая портит все стадо.
Я помню, что в моей школе по мелочи пропадали разные предметы — то ручка, то календарик. Однажды моего одноклассника поймали за руку и поставили перед нами — хороший урок как для него, так и для нас. Чувство было гадким, но главное, что с годами оно как-то не выветрилось, прошло с того случая почти 30 лет, а помни его в мельчайших подробностях.
В 4 классе уже меня с двумя друзьями поставили перед строем, но вины за собой мы не чувствовали. Наша классная отняла фантики, которые собирались непосильным трудом, причем отняла во время перемены. Мы считали себя в полном праве забрать их обратно и залезли в учительскую, чтобы взять со стола. Разразился скандал, выяснение отношений, родителей вызывали в школу. Фантики так и пропали, но нас никто при этом не считал ворами, скорее мы были Робин Гудами, которые попытались вернуть свое. Меня как-то миновало искушение зариться на чужое, спасибо родителям, которые привили правильный взгляд на жизнь. Хочешь что-то, не поленись и заработай.
Во время учебы пару раз пропадали вещи, их воровали разные люди — о ком-то мы узнавали, о ком-то нет. Пару раз пойманных учили жизни — били сильно и от души. И это было нормально.
Младшая у меня нынче отличилась тем, что стащила конфеты из второго холодильника и от щедрот душевных поделилась со старшим братом, который ее не остановил. С одной стороны, все, что есть в доме и в семье, можно считать общим и с этой точки зрения, никаких претензий к 6-летнему ребенку, быть не может. С другой стороны, если не пресечь это в корне, то проблема может и нарастать, видоизмениться. Поэтому мне пришлось играть роль злого и строгого отца, который потрясает ремнем и рассуждает о воровстве. Мне кажется, что я больше переживал, чем ребенок, который в итоге все осознал. Почти час обсуждали, что такое плохо и почему это плохо. Девочка не глупая и объяснения осознала. Старшие браться, как-то странно притихли и не высовывались, внимательно слушали и мотали на ус. Не знаю стоило ли так давить на детскую психику и формировать такое представление, я считаю, что всякие подобные проявления надо пресекать. Тут лучше перебдеть, чем недосмотреть. Начинается все с малого, а потом очень трудно остановить лавину последствий.
Следующим этапом надо будет выправлять ситуацию и объяснять, что дома все общее и принадлежит нам всем, а дочка, как и все члены семьи имеет полное право на это. Одним словом много разговоров впереди и объяснений разных ситуаций.