что делать если ребенок все забывает
Детская забывчивость и её причины
Причины детской забывчивости в раннем возрасте
Тут помню, тут не помню…
Если старческий склероз обусловлен возрастными изменениями, то детская забывчивость редко связана с плохой памятью. То, что важно для мамы (чем кормят детей в садике), может быть абсолютно неважным для малыша. Причём не только для малыша. Спросите папу, что он ел вчера на ужин, и хорошо, если он вспомнит, чем вы его кормили два часа назад. Зато вспомнит, что на прошлой неделе ел плов, потому что сам его готовил.
Самые распространенные причины детской забывчивости
21:00. Именно в это время дети признаются родителям, что завтра в школу нужно принести поделку, доклад о морских рыбах с цветным фото и пирог на чаепитие.
Что делать родителям?
Когда родители жалуются на детскую забывчивость, то бывает непонятно, чем они больше обеспокоены: тем, что ребёнок забудет всё на свете, или тем, что его приходится постоянно контролировать, и каждый раз обо всём напоминать.
Если вы думаете, что ребёнок не проживёт без ваших напоминаний, то продолжайте напоминать и успокойтесь. Вы также можете в три года кормить ребёнка с ложечки, и собирать ему портфель в 10 лет. Зато всё будет именно так, как вам хочется.
А если вы уже устали напоминать и контролировать, значит пришло время объяснить малышу, что такое обязанности и ответственность. Забыл, значит забыл, пусть пожинает плоды своей забывчивости. Раз, два, три… Сначала будет очень трудно, зато со временем к ребёнку возвращается память, осознание и даже креативное мышление.
И уж где точно нет такой проблемы, как детская забывчивость, это – школа раннего детского развития и дошкольной подготовки «Чудо-Чадо». Как можно забыть то, что интересно, увлекательно и доставляет радость? Поэтому качество знаний и количество приобретённых навыков здесь всегда выше нормы. Не говоря уже о настроении 🙂
Причины детской забывчивости
Чаще всего они связаны с конкретными педагогическими упущениями родителей, а не со спецификой памяти школьника
Жалобы родителей на забывчивость ребенка часто достигают гневного накала, потому что с этим недостатком не только школьнику, а всей семье трудно жить. «Ни на что памяти нет! Вчера забыл спортивную форму, хотя она приготовленная у двери лежала. И опять получил двойку по физкультуре: ведь не первый и не второй раз забывает. Забыл записать, что задано по математике, и весь вечер висел на телефоне: обзванивал приятелей, чтобы задание узнать. Забыл из химчистки вещи забрать. Забыл, забыл, забыл! Что делать? Как заставить помнить?»
Неорганизованность или протест
На первый взгляд вопрос о памяти логичен. В самом деле, если ребенок все забывает – и вещи, и задания, и обещания – значит, надо «исправлять» память, это она виновата. А между тем с памятью-то у ребенка все в порядке. Почему? Да потому, что если бы у школьника была беда с памятью, если бы он действительно не был способен ничего запомнить, то родители пришли бы к специалисту гораздо раньше и совсем с другими жалобами. Куда более серьезными. Так что дело не в памяти. А в чем?
Для упорной детской забывчивости существуют две типичные причины. Первая причина – неорганизованность. Вторая – протест. Они могут переплетаться. Но обе связаны с конкретными педагогическими упущениями родителей, а не со спецификой памяти школьника. Конечно, память у детей разная – у кого-то послабее, у кого-то посильнее, но дело в умении и желании пустить память в ход. Если у ребенка умения и желания нет, то и наилучшая память не избавит от забывчивости.
Все по порядку
Издержки требовательности
Забывчивость – форма пассивного протеста слабого, неопытного существа. Такой протест упорен и приносит много вреда как самому «протестанту», так и всей семье. Но он обозначает, что ребенку есть против чего протестовать…
Если в семье установилась атмосфера строгой, неуклонной требовательности, не соответствующей возрасту и возможностям ребенка, то развития «забывчивости» приходится ожидать со стопроцентной вероятностью. Ребенок не осмеливается прямо отказаться от какого-либо дела, он не говорит «не могу» или «не хочу», он не говорит «я не умею, покажите, как». Он говорит то, что кажется ему более простым и легким, – «я забыл». «Собирался, но забыл!» «Я же не отказывался, я забыл!» «Я не виноват, я просто забыл!»
Говорит ли в этом случае ребенок неправду? И да и нет.
В некоторых случаях, ссылаясь на забывчивость, ребенок однозначно лжет. Он даже слишком хорошо помнит о каком-то неприятном для него деле и уклоняется от него под прикрытием забывчивости. Если ученик несколько раз подряд «забыл» спортивную форму, заботливо приготовленную на самом видном месте, то причина не в забывчивости, а в чем-то другом, чего родители не знают. Ребенок что-то скрывает. Что? Какую-то неприятность. Может быть, он за что-то обиделся на учителя. Может быть, у него что-то не получается, он стесняется своей неуклюжести или неловкости, поэтому и не хочет участвовать в уроке. Ему легче получить плохую отметку за то, что опять забыл форму, чем за то, что опять не смог подтянуться на перекладине и весь класс над ним смеялся. То же самое и с вечно «забытым» домашним заданием. То ли ученик находится в состоянии «борьбы» с педагогом, то ли не понял чего-то и боится даже подступиться к заданию. В любом случае ругать ребенка за то, что он «опять забыл», бесполезно. Причины глубже. Причины в том, что ребенок одинок в своей беде, но не ищет помощи у родителей, а пытается совладать со своей проблемой самым неподходящим способом – делая вид, что забыл о ней.
Иногда, напротив, ребенок говорит правду. Он в самом деле забыл. Просто потому, что действительно ничего не видел и не слышал. Родители нередко искренне возмущаются: «Сто раз ему повторил! Так нет же! Смотрит потом честными глазами и говорит, что не помнит». Но младший школьник, как и дошкольник, прежде всего воспринимает интонацию и отношение. Сто раз повторенный гневный приказ он и в самом деле мог не расслышать. Он слышал другое: что мама или папа сердятся, недовольны им, не любят его… Такой «ужас», как сердитые родители, полностью заслонил ребенку то, что они ему велели.
Типичной, к сожалению, оказывается и такая ошибка родителей: они сами поддерживают эту форму пассивного протеста, поставив ребенку клеймо забывчивого. Тем самым фактически признавая и даже оправдывая поведение ребенка. Забывчивый! Да, за это его ругают – но получается, что протест действует. Ведь ребенок и правда, якобы забывая, не делает того, чего не хочет.
Может пригодиться
Умение распределять внимание и объем работы – это качества, которые можно успешно потренировать с помощью простых и увлекательных упражнений, они вдобавок помогут повысить грамотность малыша.
«Зачеркни букву»
Для тренировки потребуется старая газета или, еще лучше, пестрый журнал, а также набор фломастеров или цветных карандашей. Сначала ребенок получает совсем простое задание – в небольшом отрывке текста зачеркнуть красным карандашом букву «А». Он быстро и без труда справится с этой работой. Похвалите его и скажите, что теперь ему придется посложнее.
В следующем отрывке текста букву «А» он должен красным карандашом не зачеркивать, а подчеркивать, а зачеркивать теперь нужно, допустим, букву «О». Такое усложнение тоже будет ребенку вполне посильным.
Тогда начинается третий этап. Букву «А» подчеркивать красным, букву «О» зачеркивать синим, а букву «И» не зачеркивать и не подчеркивать, а, встретив ее, говорить: «Буква “И”». Чтобы ребенку не надоело, за один раз надо ограничиваться тремя этапами тренировки. Успешное выполнение заданий хорошо бы отметить маленьким призом. Взрослый может играть вместе с ребенком, тренируя собственное внимание, а ребенку в этом случае выпадает еще один этап: проверить мамино или бабушкино задание.
«Квадратики»
Для этой игры понадобится нарезать квадратики из цветной бумаги. На столе или на белом листе расположите четыре квадратика. Игроку дается 30 секунд на то, чтобы присмотреться и сказать на память, какого цвета квадратики и как именно выложены. Например: «В центре красный, а в верхнем ряду три синих». С приобретением сноровки количество квадратиков увеличивается до девяти.
«Что я вижу?»
Попросите ребенка закрыть глаза и по памяти описать ту самую комнату, где вы с ним сидите и играете. Задание станет для младшеклассника интересным и очень поучительным: оказывается, насквозь знакомую, ежедневно находящуюся перед глазами комнату описать не так-то просто. Когда ребенок почувствует трудности – а он их непременно почувствует, потому что никогда не ставил себе целью сосредоточить внимание на том, что повседневно наблюдал, – предложите ему открыть глаза и присмотреться к обстановке сознательно и внимательно.
Для этой игры-тренировки можно использовать самые разнообразные картинки, открытки, репродукции. Предложите маленькому игроку в течение минуты внимательно рассмотреть картинку: что изображено, какого цвета, в каких взаимных отношениях? Это упражнение развивает помимо внимания также и речь.
Забыто-потеряно: что делать с детской рассеянностью?
Предметом постоянных жалоб многих родителей становится забывчивость их ребенка
Нередко дети младшего школьного возраста все забывают, теряют и оставляют свои вещи где угодно, но только не в положенном месте. Перманентная борьба с «превышением лимита утрат» заставляет жить в вечном напряжении пап и мам. В то время как большинство детей младшего школьного возраста не придают особого значения материальным потерям и не понимают упреков и замечаний. Какие меры следует принимать родителям?
Итак, время от времени ребенок забывает дома учебники или тетради, иногда теряет сумку со сменной обувью или даже любимую куртку. Детские психологи постарались найти объяснение этой рассеянности и забывчивости.
«У моего ребенка память, как Пошехонский сыр – одни дырки!» – жалуется Мария Кириенко, мама семилетней дочери, в очередной раз «уличенной» в забывчивости. Подаренные на первое сентября новые кроссовки она оставила или в школьном гардеробе, или где-то в раздевалке спортзала. Разумеется, модная обувь не могла не найти нового владельца. Казалось бы, не стоит делать из мухи слона: даже взрослые нередко теряют недешевые вещи. Однако мама не перестает сокрушаться – забывчивая первоклассница отличается стабильностью в утратах. По меньшей мере раз в неделю из ее личных вещей пропадает какой-либо предмет, который зачастую больше не возвращается к своей хозяйке, несмотря на все усилия родителей, его разыскивающих.
Норма или трагедия?
О том, что дочь Марии вовсе не исключение из правил, свидетельствуют многочисленные жалобы родителей, оставляемые в интернете на форумах и в чатах. Так, Людмила из Нижнего Новгорода делится своими переживаниями: ее одиннадцатилетний сын продолжает все время что-то терять, и, к большому сожалению, ситуация становится только хуже. «Недавно мы решили перевести ребенка в гимназию, – пишет она, – надеялись, что он станет более дисциплинированным. Однако его рассеянность и невнимательность никуда не исчезли – наоборот! Масштабы потерь стали едва ли не колоссальными. За одну неделю он может оставить где-то и уже не найти спортивную форму, кошелек, папку с тетрадями и даже школьный дневник. Мы делали ему внушения, пытались напоминать проверять свои вещи – бесполезно. Он теряет все, всегда и везде».
«Не все так плохо! – спешит успокоить встревоженных родителей Андрей Александров, детский психолог с многолетним опытом работы. – Забывчивость и рассеянность у детей имеют такие же причины, как и у взрослых. Они являются индивидуальными характеристиками, такими, как, например, рост и комплекция, и бывают присущими человеку на протяжении всей его жизни».
Детский интерес – источник проблем
Тем не менее, именно в первые десять лет жизни ребенка психологи советуют родителям вести активную «борьбу» с его невнимательностью и небрежным отношением к личным вещам. У детей детсадовского возраста еще нет понимания того, что предметы, оставленные ими в каком-то месте, могут попросту исчезнуть и больше никогда к ним не вернуться. «Чем младше ребенок, – говорит Александров, – тем быстрее он переключает свое внимание с одного на другое. При этом вещи, представляющиеся ему маловажными, часто проходят в сознании в фоновом режиме. Ребенок делает акцент только на том, что представляется ему наиболее интересным». О справедливости высказывания специалиста можно судить по давно доказанному факту: дети отвлекаются от какого-либо дела гораздо легче и быстрей, чем взрослые. Они открыты для всего нового и любопытного. Их предпочтения порой меняются чуть ли не ежеминутно.
Что не любим – не храним!
Врачи, собрав и изучив статистические сведения, выяснили: дети чаще всего забывают и теряют предметы, ассоциирующиеся у них с нелюбимыми занятиями: например, с надевшими уроками физкультуры или посещением с вечными рыданиями и капризами музыкальной школы. Андрей Александров поясняет: «Люди всегда стараются избавиться от вещей, связанными с неприятными моментами и событиями в их жизни. Дети поступают точно так же, случайно «избавляясь» от циркуля или кроссовок, однако делают это бессознательно».
Кто ищет, тот найдет
Как бы то ни было, на детскую рассеянность нельзя не обращать внимания. Но наказания в данном случае никогда не возымеют должного действия! «Карательные меры еще ни одного человека не сделали хорошим гражданином», – улыбается Александров. Родителям следует, прежде всего, спокойно поговорить с ребенком, объяснить ему все возможные последствия его забывчивости, постараться донести, что он уже несет полную ответственность за свои личные вещи и действия с ними. Так, например, если школьник забывает в учебном заведении учебник или спортивную форму, он должен сам искать их, обращаться к учителям, одноклассникам, завхозу, уборщицам. Опыт показывает, что такой самостоятельный поиск, связанным с большими усилиями, во многих случаях бывает самым лучшим «лекарством» от рассеянности. В следующий раз ребенок, помня о предпринятых им мерах по возврату вещи, будет уже делать все, чтобы ее снова не потерять.
Важно, чтобы и родители подавали школьнику хороший пример, потому что дети учатся в основном путем подражания старшим. Поэтому мамы и папы должны обязательно задать сами себе определенные вопросы и честно на них ответить. Что преобладает в моем доме: порядок или хаос? Лежит ли каждая вещь на своем месте? Я всегда слежу за чистотой в комнате? Кроме того, следует объяснить ребенку, что все материальные вещи имеют определенную ценность, и замена потери аналогичным предметом не является само собой разумеющимся действием, даже если пропажа была не слишком большой по стоимости.
Противодействие рассеянности
Для того чтобы будущий первоклассник был уже приучен к ответственности и порядку, родителям следует заранее вносить определенные коррективы в его воспитание. Полезным, к примеру, может оказаться составляемый всей семьей список дел на каждый день, который послужит хорошим подспорьем и для самих взрослых. У школьника нелишним будет небольшой вечерний «ритуал», заключающийся в последовательном сборе портфеля: в основное отделение кладутся учебники, в маленькое – тетради, в клапан – сменная обувь, в боковой карман – деньги на перекус в столовой и т.д. Такое несколько рутинное мероприятие психологи считают очень действенным: дети приучаются соблюдать порядок в своих вещах. Кроме того, перед выходом из дома ребенок должен сам проверить, застегнуты ли молнии на ранце и карманы на брюках и куртке. Таким образом, мелкие предметы не выпадут случайно и останутся при маленьком хозяине.
Если потери все же имеют место быть, родителям следует позаботиться о том, чтобы вещи, особенно дорогостоящие, по возможности возвращали владельцу. Детям младшего возраста можно пришить на одежду бирки с именами и указанием класса, на MP3-плееры и другие электронные устройства наклеить специальные магнитики с номером домашнего телефона. Если ребенок пользуется мобильным, сотовая компания без всяких проблем подключит услугу, позволяющую мамам и папам узнавать местоположение аппарата.
Забывчивость: перезагрузка
Подводя итоги, детский психолог Андрей Александров рекомендует родителям, переживающим из-за рассеянности своего ребенка, спокойно и без скандалов реагировать на потерянные вещи: «На самом деле, забывчивость можно назвать не то что плохой особенностью, но даже полезной! С течением времени все дети учатся различать важные и неважные вещи, просто сначала их приоритеты несколько другие, чем у взрослых. Если бы мы держали в памяти абсолютно все, то есть центральная нервная система работала бы «без фильтра», на износ, она бы очень быстро не выдержала такой нагрузки. И это была бы катастрофа».
Если ребенок все забывает
Ситуацией, когда ребенок постоянно что-то где-то забывает, сегодня никого не удивишь. Такие дети есть в каждом классе, и именно благодаря им школьные «столы забытых вещей» к концу учебного года превращаются в гигантские «горы забытых вещей». Почему так происходит и можно ли с этим бороться?
Специалисты отмечают, что проблемы с концентрацией внимания – это настоящий бич современного общества: люди всех возрастов жалуются на быструю утомляемость и неспособность сосредоточиться на важной задаче. Дети не жалуются, они просто забывают дома тетрадки, а в школе – кроссовки и даже ранцы. Часто они не помнят поручений и просьб, а на параграфы с пройденным материалом смотрят, как на впервые увиденные. И – что больше всего удручает родителей – с возрастом ситуация не меняется: становясь старше, дети забывают выключать утюги и плиты, теряют ключи и телефоны.
Конечно, если забывчивость у ребенка проявляется регулярно, необходимо посоветоваться со специалистом, прежде всего – с врачом-неврологом. Возможно, он заподозрит у юного пациента признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности). Внимание: этот диагноз может поставить только врач!
Синдром дефицита внимания
Синдром дефицита внимания и гиперактивности – расстройство загадочное. Что это такое – болезнь или просто набор отличительных черт человека, не объединенных одной причиной, специалисты в области психиатрии до конца не определились. В одном они, впрочем, единодушны: диагноз СДВГ ставится только в том случае, если его симптомы значительно осложняют жизнь человека.
Как попрощаться с «машей-растеряшей»
Советы по борьбе с детской рассеянностью и потерей вещей
Ваш сын опять остался без любимой машинки, забыв ее в песочнице. Дочка не может найти резинки для волос, хотя вы абсолютно точно пару недель назад купили целую упаковку. Школьник вечером сообщает, что ему нечем писать на уроках, потому что очередная ручка ушла в неизвестном направлении. Эти ситуации, увы, знакомы многим родителям.
И если в дошкольном возрасте поведение «маши-растеряши» вызывает легкое раздражение, то для первоклашки это уже чревато сложностями в учебе. Как научить ребенка быть внимательным?
Почему он все теряет?
У всего есть причины и истоки. Если найти их, будет гораздо проще научить малыша следить за своим детским имуществом. Психологи уже сделали кое-что за нас и нашли семь объяснений детским потерям.
Слишком много нового вокруг
Дошкольник легко переключает внимание на что-то новое, увлекательное и яркое, появившееся в его поле зрения, стремится все потрогать, понюхать, лизнуть. Личные вещи при этом отходят на задний план, а то и вообще забываются. Даже если ребенок вспомнит, что какое-то время назад у него в руках была песочная лопатка, он совершенно точно не сможет сказать, куда ее пристроил до того, как побежал за бабочкой.
Слишком много фантазий в голове
Ребенку так интересно «внутри себя», что совершенно не важно, куда запропастился его спортивный костюм или учебник по математике.
” В его голове летают воздушные змеи, разыгрываются баталии сказочных воинов, скачут принцы на белых конях. Сами посудите, где тут найти время на скучный и будничный контроль за какими-то неинтересными вещами?
Вот он (или она) и не находит, и теряет все совершенно неосознанно.
«А что менять – не в этом суть…»
Аттракцион неслыханной щедрости
Иногда такой обмен происходит непреднамеренно. Стремление воспитать щедрого человека тоже может стать основой его рассеянности. Вы же не раз объясняли ребенку, что нехорошо быть жадиной, и его машинкой вполне может поиграть мальчик Вася? Тогда примите как данность, что малыш не будет воспринимать предметы, как личное имущество, и не будет следить за своими вещами.
В темпе вальса
Родители не оставляют малышу запас времени утром, в надежде подольше поспать, а потом постоянно торопят и подгоняют. Боязнь опоздать гораздо сильнее, чем страх не уследить за своими вещами. Особенно часто в цейтноте дети оказываются в начальной школе, где нужно быстро переместиться в кабинет рисования или спортзал, собрав необходимые принадлежности и переодевшись. Кеды первыми героически падут в борьбе с минутной стрелкой…
«Драмкружок, кружок по фото…»
Конечно, не все дети теряют пеналы и спортивную форму с упорством, достойным лучшего применения, – для этого тоже требуются способности.
” Однако до этого состояния можно довести и самого обычного среднестатистического ребенка – главное, немилосердно его нагрузить. Если ребенок живет в слишком высоком ритме, потери неизбежны.
Маленький человек не в силах уследить, что и куда проложил, когда ему приходится постоянно бежать то на одно занятие, то на другое, то собираться на третье. И вот уже ребенок устал, и потерял концентрацию.
У семи нянек – дитя без портфеля
Чем больше мы ограждаем маленького человека от ответственности за то, что с ним происходит, чем выше шанс, что в доме поселится растеряша. Если портфель собирает мама, а вещи на тренировку – бабушка, ребенок даже не в курсе, что у него там. Ситуация, когда он просто не узнал свои штаны и оставил их на скамейке спортивного зала, в этом случае – вполне заурядна.
Жизнь без потерь возможна!
Сначала нужно разобраться, вас уже постигла участь родителя растеряши, или то, что произошло вчера, – разовая акция. Меры нужно принимать тогда, когда потеря вещей происходит с пугающей регулярностью. Объясните ребенку, что в каждую его вещь вложены деньги и время родных ему людей, ведь ничего в этом мире не появляется из ниоткуда. Папа и мама работали, чтобы купить эту машинку, эту ручку, эти кроссовки. Вас расстраивает их потеря – эту мысль нужно донести до малыша. Возможно, научить ребенка быть более внимательным к своим вещам помогут несколько не таких уж сложных правил.
На всех детских вещах должны быть метки, и, что немаловажно, ребенок должен их узнавать. Метки могут быть выполнены в любом виде, на который хватит вашей фантазии: личный логотип, вензель из инициалов, изображение любимого мультяшного персонажа. Он поможет ребенку легко опознать свои вещи среди множества других.
” Ругать за потерянную вещь – тупиковый путь. Гораздо лучше будет просто спокойно обсудить произошедшее и вместе с ребенком обговорить, что нужно делать, чтобы такое больше не повторилось.
Не спешите приобретать новую вещь взамен потерянной. Дискомфорт от потери должен быть прочувствован ребенком. Ощутив негативные последствия своей безответственности, маленький человек в следующий раз будет стараться быть более внимательным.
Собираетесь на прогулку – посчитайте игрушки, которые берете с собой. Делайте это вслух и вместе с ребенком. По возвращению домой повторите подсчет, чтобы понять, все ли вещи вернулись домой.
Хорошим подспорьем станет планирование. Оно избавит от суеты и спешки, которые влекут за собой рассеянность. В основе режима дня должны лежать не только увлечения и занятия мальчика или девочки, а также их темперамент.
И помните, малыш потерял вещь, которую вы ему купили. Быть может, все дело в вас? Заваливать ребенка лишними вещами – прямой путь к тому, что он перестанет их ценить. А значит, и следить за тем, где и в каком состоянии они находятся.
Воспитать ребенка внимательным и собранным – процесс долгий и трудоемкий. Но результат того стоит!