что делать если родители заставляют работать в 16 лет
Как подростку устроиться на работу?
Привет, редакция Т—Ж!
Мне 15 лет, и я хочу работать. Можно ли найти работу через центр занятости населения? Как правильно по закону устроиться на работу? Какие условия труда должны соблюдаться?
Пересмотрел много сайтов, везде все описывается непонятно и сложно. Надеюсь, что ваша команда поможет мне разобраться.
Николай, привет! Если вкратце, то в 15 лет официально устроиться без письменного разрешения родителей и органов опеки не получится. Зато в 16 лет вы сами себе хозяин и можете заключать трудовой договор с работодателем без чьего-либо согласия.
С какого возраста можно работать
16 лет. Трудовой кодекс разрешает работать с шестнадцати лет. Государство считает, что в этом возрасте ребенок самостоятелен и может сам заключать с работодателем трудовой договор.
В этом случае для заключения трудового договора понадобятся:
14—15 лет. Если вам 15 лет, вы тоже можете самостоятельно устроиться на работу, но только если окончили девять классов, учитесь заочно или ушли в вечернюю школу, техникум или колледж. Если это не так и вы учитесь в девятом классе или только перешли в десятый, придется добыть еще два документа:
Чтобы опека выдала разрешение, вам нужно взять одного из родителей и со всеми необходимыми документами сходить в органы соцзащиты. Там вы напишете заявление, приложите к нему согласие родителя и проект трудового договора. Чиновники все проверят и выдадут письменное согласие. Или откажут, если работа вам противопоказана или не по плечу.
13 лет и младше. Если вам еще нет четырнадцати, вы можете работать только в кино, театре, цирке или участвовать в концертах и рекламе. Вы пока не имеете права самостоятельно принимать решения и подписывать документы. Трудовой договор от вашего имени подписывает один из родителей, а еще вам понадобится согласие опеки.
Разовая работа
Вместо трудового договора с вами могут заключить гражданско-правовой. Такой договор заключают на выполнение разовой работы. Например, когда агентство устраивает акцию и нанимает вас промоутером. В таком случае согласие на работу пишут оба родителя, даже если вам уже шестнадцать.
График работы
Государство считает, что, пока вы учитесь в школе, вы не можете забросить учебу и пропадать с утра до вечера на работе. Трудовой кодекс разрешает работать неполный день и только в свободное от учебы время — бегать по району и расклеивать объявления во время уроков не стоит.
Дети не могут работать по ночам: с 22 вечера до 6 утра они должны быть дома.
Сколько можно работать ребенку
Возраст | Часов в день | Часов в неделю |
---|---|---|
14—15 лет | 2,5 после школы 5 в каникулы | 12 после школы 24 в каникулы |
16—18 лет | 4 после школы 7 в каникулы | 17,5 после школы 35 в каникулы |
Закон запрещает работодателям устанавливать подростку испытательный срок, поскольку их труд не требует специальной квалификации.
Еще вы имеете право на ежегодный отпуск. У подростков отпуск составляет 31 день, взять его можно в любое удобное время. Поскольку у большинства подростков работа временная и на короткий срок, в отпуск они уйти не успевают. В этом случае при увольнении работодатель платит компенсацию за неотгулянный отпуск.
На какую работу ребенка не возьмут
Вы можете выполнять только легкую работу, которая не вредит здоровью и нравственному развитию. Вас точно не возьмут разгружать мешки с цементом, не отправят работать под землей, не позовут на химкомбинат, не разрешат продавать табак с алкоголем и не предложат работать в казино.
Если вы решили работать курьером, почтальоном, кладовщиком или рабочим на стройке, то не сможете перетаскивать тяжести наравне со взрослыми.
Где искать работу
Есть несколько способов найти работу: в интернете, по объявлениям в газете, у родителей и на молодежной бирже труда. Последние два способа — самые безопасные.
Поиск работы в интернете и по объявлениям — дело опасное. Есть риск нарваться на мошенников, которые не заплатят за работу или попросят денег и исчезнут. Прежде чем искать работу таким способом, советуем прочитать нашу статью о фальшивых работодателях.
На бирже труда вам подберут работу по силам, а работодатель заключит с вами срочный трудовой договор на определенный срок, но вы имеете право расторгнуть его досрочно.
Обычно на бирже предлагают подработать дворником, почтальоном, курьером, промоутером, помощником на стройке. Летом можно сажать цветы, красить ограды, а зимой убирать во дворах снег.
Кроме зарплаты вы можете ежемесячно получать доплату из регионального бюджета, но если в договоре между биржей и работодателем есть такое условие. Лучше заранее спросить об этом на бирже.
Размер доплаты у каждого региона свой. Например, Москва за полный отработанный месяц платит не больше 80% от прожиточного минимума трудоспособного населения, то есть 16 471 Р в первом квартале 2021 года, а Мурманск — не больше двух минимальных пособий по безработице, умноженных на районный коэффициент.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что делать, если ребенок хочет работать: советы родителям
Чем старше становится ребенок, тем больше у него потребностей, отличающихся от желаний родителей. Родители привыкают к тому, что ребенок просит игрушек и развлечений и умеют это решать — договариваться, отказывать или ставить свои условия.
И вдруг ребенок приходит и говорит, что хочет зарабатывать сам. Как детский психолог, эксперт образовательного центра и отец (!), я решил разобраться, можно ли ребенку разрешить работать, когда и как это организовать и к чему нужно быть готовым.
Почему ребенок хочет работать
Хочет быть самостоятельным. Работа — это привилегия взрослых, признак независимости. И чем старше становится ребенок, тем больше ему хочется быть самостоятельным и независимым от родителей. Работа приносит не только деньги — она дает свободу и возможность решать сложные задачи, а также повышает самооценку.
Нужны деньги. Ребенок еще с самого детства понимает правило «деньги есть у того, кто работает». Даже малыши могут захотеть работать, чтобы получить сладость или игрушку, но они к этому еще не готовы. А вот дети постарше готовы и скорее всего у них есть конкретная цель — например, получить к лету велосипед.
Хочет быть «крутым» и «своим». В 90-е мальчишки летом мыли машины около колонок с водой. Это занятие было привлекательным — деньги были быстрыми, а работа тяжелой, но веселой. Почти каждый хотел мыть машины, но некоторых не пускали мамы, а некоторым отказывали свои же. То есть хотели все, но оставались только немногие — кто оставался, тот был «крут» и получал много бонусов.
Нечего делать. Если все книжки прочитаны, компьютерные игры надоели, а впереди долгое лето, то работа становится неплохим вариантом. Но в этом случае ребенок также может быстро «перегореть», поэтому проще всего не устраивать его официально, а найти подработку среди знакомых.
Так это же хорошо, что ребенок хочет работать. Чего переживать?
Будет уставать. Если ребенок никогда не работал, он может устать уже за первую неделю или даже за один день. Работа — это не только физическая нагрузка, но и ответственность. Например, гулять с собаками в хорошую погоду физически не сложно, но нужно следить, чтобы они не убежали, не подрались с другими псами, нужно убирать за ними на улице, а после прогулки мыть им лапы. Усталость — это нормальное состояние, к которому ребенок привыкнет и станет более выносливым, но на первых порах это может отпугнуть от работы и его самого, и родителей.
Бросит учебу. Работа может сильно очаровать ребенка, особенно когда он привыкнет к нагрузкам и несколько раз получит оплату. Если ребенок приходит и говорит, что у него получается зарабатывать, будучи курьером, и школа ему не нужна, то не нужно пугаться. Это нормальная реакция на первые успехи — «хочу и буду делать дальше также». Ребенок не успевает подумать о том, что уже через год он не захочет быть простым курьером, захочет расти и развиваться, а компетенций для этого не будет, если он бросит учебу.
С другой стороны, работодатель сам может отправить его на курсы, но не во всех профессиях это станет заменой хорошему образованию. Разговаривайте с ребенком, продумывайте вместе с ним его карьерную стратегию — как правило, для больших амбиций нужно хорошее образование или очень большой специализированный опыт.
Как помочь ребенку найти работу
Устроить его официально. Это можно делать с 12 лет. До 16 лет договор с ребенком подписывается с согласия родителя, дальше ребенок отвечает за себя сам. Самый простой вариант — обратиться в службу занятости. У них должен быть отдельный список вакансий для ребят до 16 лет. Важно помнить, что до 14 лет ребенок может по договору только сниматься в кино, играть в театре, выступать в цирке, создавать и экспонировать произведения и участвовать в спортивных соревнованиях. После 14 лет ребенок может работать только в легких условиях труда и не больше, чем 24 часа в неделю. С 16 лет можно работать 35 часов в неделю. Эти особенности прописаны в статье 63 и главе 42 ТК РФ.
Можно искать варианты трудоустройства самим, но нужно обращать внимание на работодателей. Важно встретиться с ними лично, обсудить условия труда и подписать договор.
Найти подработку у соседей и знакомых. Это более простой вариант, но здесь меньше разных видов работ. Чаще всего соседям нужно, чтобы кто-то ходил вместо них за покупками, сидел с детьми, гулял с собаками, помогал по дому. Хотя можно поискать и более спокойные варианты — печатать текст, обрабатывать фотографии. Лучше даже со знакомыми подписывать какое-то подобие договора — это дисциплинирует с обеих сторон и хотя бы чуть-чуть защищает ребенка.
Давать задания за деньги. Но важно, чтобы это была не работа по дому. Домашние задачи распределяются между всеми членами семьи и делаются из любви к друг другу и дому, а не за деньги. А вот какие-то дополнительные задания вполне подходят — возить документы к вам на работу, пока вы болеете, забронировать столик в ресторане для делового обеда, напечатать договор или составить вам график встреч на неделю.
Летний трудовой отряд. Почти в каждом городе подростков летом собирают в группы и дают им несложные задания: убирать территорию, красить стены домов, подметать дворы. Кроме этого для них организуют развлекательную и воспитательную программу, а также дети могут найти новых друзей. Но чаще всего такие отряды работают только летом.
Что нужно учесть при устройстве на работу
Проверить условия труда. Это нужно сделать обязательно — ребенок сам может не осознавать, что они не комфортные или опасные, ему не с чем сравнивать. Если он будет раздавать листовки на улице, прогуляйтесь по ней в оживленные часы. Если работать в офисе или официантом в кафе, также изучите место. Поговорите с работодателем и задайте все вопросы, какие только приходят в голову — если он отказывается отвечать, спокойно объясните ребенку, что от такой работы нужно отказываться.
Если отказываются показывать договор и говорят, что обсуждать его будут только с ребенком, берите ребенка за руку и уходите. Если у вас есть вопросы по договору, лучше показать его знакомым юристам.
Договориться с ребенком о сохранности денег. Но делать это можно только, когда ребенок получит зарплату несколько раз. Он должен получить удовольствие от работы и зарплаты, пусть делает с деньгами все, что хочет в рамках закона. А вот дальше стоит поговорить с ребенком — если он хочет копить деньги, то стоит положить их на сберегательный счет. Пусть он контролирует его сам, важно, что вам эти деньги не достанутся, вы просто хотите помочь ему их сберечь.
Проверять его здоровье и настроение. Это не значит, что нужно постоянно задавать ему вопросы и измерять температуру три раза в день. Важно просто поддерживать связь и смотреть, что работа не заменила все остальные сферы жизни и не вымотала ребенка. То есть следить, чтобы он справлялся с нагрузкой и не забывал про учебу.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
До 16 и старше: о чем нужно знать подросткам при трудоустройстве?
Трудовой договор
14-16 лет:
Заключается только с согласия органа опеки и попечительства и составленного в свободной форме письменного разрешения одного из родителей (усыновителей или попечителя).
Трудовой договор может быть заключен и напрямую с 15-летними. Но лишь в отдельных случаях, а именно: подросток уже получил к этому возрасту общее образование, оставил общеобразовательное учреждение или обучается по вечерней или заочной форме. Вместо разрешения родителей и органов опеки в таких ситуациях понадобится аттестат либо приказ об отчислении из общеобразовательного учреждения (ст. 63 ТК РФ).
16-18 лет:
Заключается без письменного разрешения родителей (ст. 63 ТК РФ)
Документы
Для всех:
+ 14-16 лет
+ 16-18 лет
Продолжительность рабочего времени
14-15 лет
Не более 24 часов в неделю и 4 часов в день (для 14-15-летних) и 5 часов в день (для 15-16-летних). При совмещении с учебой — до 12 часов в неделю и 2,5 часов в день (ст. 92, 94 ТК РФ).
16-18 лет
Не более 35 часов в неделю и 7 часов в день. При совмещении с учебой — до 17,5 часов в неделю и 4 часов в день (ст. 92, 94 ТК РФ).
Общие правила трудоустройства несовершеннолетних
Важно!
Сегодня особенно актуальна работа по гражданско-правовому договору (ГПД). Что говорит законодательство, когда в роли исполнителя выступает несовершеннолетний?
ГПД подразумевает разовые проекты ограниченной продолжительности. На гражданско-правовые отношения трудовое законодательство не распространяется. Например, не требуется медицинский осмотр. Но важно помнить, что перестают действовать и многие социальные гарантии: отпуск, особые условия расторжения трудового договора и т.д.
Поэтому заключить ГПД.
! Заключить ГПД от своего имени, без согласия взрослых, несовершеннолетний может лишь в случае приобретения дееспособности в полном объеме в связи с вступлением в брак (п. 2 ст. 21 ГК РФ) либо признания его полностью дееспособным (эмансипация) по решению органа опеки и попечительства или суда (ст. 27 ГК РФ).
Добавим, что все вышеперечисленное ограничения касаются и заключения договоров с несовершеннолетними в статусе «Самозанятые».
Родители заставляют меня работать, мне 14 лет: нарушают ли они мои права?
Я учусь в 9 классе, мне 14 лет, а родители требуют, чтобы я подрабатывал после школы в магазине у их знакомых. Могут ли они это требовать, если нет моего желания?
В России принудительный труд запрещен по закону. Право на труд каждый человек может самостоятельно реализовывать в той форме, как ему хочется (выбрать профессию, место работы и условия труда). Более того, до 18 лет мать и отец обязаны содержать детей. Поэтому, без вашего желания заставить устроиться на работу родители не вправе.
С какого возраста можно устраиваться на работу?
Трудовым кодексом РФ регулируются трудовые отношения работника и работодателя. Этот документ гласит, что с 16-летнего возраста человек может устраиваться на работу (ст. 63 ТК РФ). Допускается трудоустройство ранее этого возраста:
Важно: Подросток 14-15 лет имеет право устроиться на работу при условии, что он имеет общее образование. Если обучение не закончено, то выполнение работы не должно мешать получению образования.
В некоторых случаях трудовые правоотношения могут возникать и ранее 14 лет. Например, если это работа в сфере кинематографа, театра или концертные программы. Для участия в создании произведения необходимо согласие родителя и органов опеки, при этом органы опеки дают заключение о времени работы и прочих условиях.
Могут ли родители заставлять работать?
Чтобы получить ответ на вопрос: “Могут ли родители заставить ребенка работать?”, достаточно обратиться к Конституции РФ и ТК РФ. Что говорит закон по этому поводу?
Статья 37 Конституции гласит, что труд в нашей стране свободен. Любой человек может использовать свои возможности, выбирать занятие, профессию по желанию. Никто не может принудить его выполнять ту работу, которую он не хочет. Эта же позиция содержится в статье 4 ТК РФ.
Исходя из вышесказанного, следует, что ни один человек не может заставить выполнять работу. Родители — не исключение. Таким образом, если ребенок (14-16 лет) сам пока что не желает работать, родитель не может заставить его это делать.
Другое дело, если юный гражданин сам принял решение подработать. До 16 лет обязательно требуется разрешение взрослых (матери, отца или опекунов), органов опеки. Кроме того, трудовым законодательством предусмотрен ряд льгот, касающихся трудовой деятельности подростков.
Особенности труда несовершеннолетних
ТК РФ содержит ряд оговорок относительно труда несовершеннолетних. В частности их нельзя привлекать:
Строго запрещено выполнять работу по перемещению грузов, превышающих установленные нормы.
Работающие подростки работают меньше по времени, чем взрослые. Нормы рабочих часов для несовершеннолетних следующие:
Справка: Работники до 18 лет принимаются на работу после медосмотра. Также каждый год проходят его до совершеннолетия за счет предприятия.
Несовершеннолетним работникам полагается отпуск 31 календарный день в любое время года.
Вся перечисленная информация может пригодиться, если ребенок самостоятельно решил работать, без лишнего давления на него. Если же родители превышают свои полномочия, заставляя устроиться на работу, нарушаются права ребенка. Возможно, пора обратиться в соответствующие органы.
Куда обратиться, если ребенка заставляют работать?
Есть несколько вариантов, куда можно подать жалобу или обращение по поводу того, что родители принуждают работать.
Органы опеки и попечительства.
Этот орган призван защищать интересы несовершеннолетних детей. Специалисты службы могут взять семью на контроль, провести разъяснительную беседу, в отдельных случаях — даже инициировать обращение в суд. Обращаться нужно в орган по месту проживания ребенка.
Должна следить за исполнением законов, защищать интересы и права несовершеннолетних. Письменная жалоба будет основанием для проведения проверки изложенных в обращении фактов.
Хотелось бы сразу отметить, что прежде чем обращаться в те или иные государственные инстанции, необходимо объективно оценить ситуацию: действительно ли родитель заставляет ребенка наравне со взрослым человеком зарабатывать деньги или это просто просьба выполнить небольшую домашнюю работу по дому (убраться в комнате, помыть посуду и т.д.). Если имеет место последний вариант, то речь не идет о принудительном труде подростка.
Вывод
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.