что делать если самолет опоздал на стыковочный рейс
Что делать, если опоздали на рейс
Опоздание на рейс может быть маленькой неприятностью или причиной остаться на земле — это зависит от времени вашей задержки.
Планируя путешествия, помните, что регистрация обычно начинается за два-три часа до вылета и заканчивается за 40-60 минут. Если вы регистрируетесь онлайн, то нужно успеть за 45-90 минут до вылета. Это важно, потому что опоздание на регистрацию и посадку не одно и то же. Посадка заканчивается за 15-30 минут, а само время вылета и прилёта указано всегда местное.
Опоздание на регистрацию
Если вы понимаете, что не успеете пройти регистрацию до её окончания, сразу идите к стойке для опаздывающих. Иногда за такую экспресс-регистрацию нужно будет дополнительно заплатить, но часто эта услуга бесплатная.
Если найти стойку для опаздывающих не получается, подойдите к представителю своей авиакомпании. Когда вы объясните ситуацию, вам подскажут, как успеть на рейс, или помогут поменять билет.
Опоздание на посадку
Если самолёт ещё не улетел, но посадка уже закончилась, то на борт вас не пустят. Такие опоздания приведут к задержке рейса, а это невыгодно для авиакомпании.
Если вы всё-таки не успели зайти в самолёт, попробуйте обменять билет. Для пассажиров бизнес-класса авиакомпания обычно предлагает ближайший рейс. Скорее всего, чтобы получить новый билет, попросят заплатить штраф. А если тариф был невозвратный, то придётся купить новый билет.
На рейс с пересадками лучше совсем не опаздывать. Если это первый полёт, то второй рейс, скорее всего, аннулируют. В этом случае нужно будет купить другой билет.
Опоздание на стыковочный рейс
Последствия опоздания на стыковочный рейс зависят от причины вашей задержки:
Если перелёты оформлены одним билетом одного перевозчика, то вам поменяют билет без дополнительной платы. Если второй рейс назначен на более позднее время, авиакомпания должна предоставить такие же меры поддержки, как при обычной задержке рейса: прохладительные напитки, горячие питание, размещение в гостинице и др. Багаж должны перенести на другой самолёт бесплатно.
Если для пересадки вы купили отдельный билет и опоздали на этот рейс из-за задержки другого самолёта, авиакомпания менять билет не будет. Опоздавшая авиакомпания может выплатить компенсацию или предложить какие-то льготы для следующих полётов, но это зависит только от перевозчика.
Как не опоздать на самолёт
Похожие статьи
Авиабилеты для детей
Особенности покупки авиабилетов на детей разных возрастов.
Как справиться с боязнью полётов
Даём несколько советов, как расслабиться на борту самолёта и побороть боязнь летать.
Выбор места в самолёте
Разбираем, в какой части самолёта удобнее сидеть и как решить, какое место выбрать.
Компенсация за задержку рейса по России: чего можно требовать от авиакомпании?
Я летела на самолете по России, и полет продлился дольше, чем ожидалось. Как выяснилось потом, причиной стало импровизированное авиашоу, которое в небе устроили пилоты.
Могу ли я получить компенсацию от авиакомпании? Если да, то что для этого нужно сделать?
Если авиакомпания без веских оснований доставила вас в пункт назначения позже обещанного, вы можете потребовать от нее выплаты штрафа. А если из-за задержки вы опоздали на стыковочный рейс и билет на него пропал, можете обратиться в суд и взыскать с перевозчика убытки.
Что можно потребовать от авиакомпании
Когда вы покупаете авиабилет, то заключаете с транспортной компанией договор перевозки. По нему авиакомпания обязуется доставить вас в пункт назначения. А вы обязаны оплатить стоимость проезда и провоза багажа, если он есть.
Авиакомпания должна перевезти пассажира и багаж в сроки, указанные в авиабилете и в расписании на сайте перевозчика. Она несет ответственность за техническое состояние самолета и действия своего персонала. Если пилоты без уважительной причины отклонились от маршрута, отказались выполнять рекомендации диспетчеров или нарушили нормы авиационной безопасности, пассажир может потребовать компенсации.
Вот на что может рассчитывать пассажир.
Авиакомпания не должна платить штраф и неустойку, если ей удастся доказать, что рейс задержался из-за обстоятельств непреодолимой силы. Либо из-за того, что надо было устранить неисправности самолета, угрожающие жизни или здоровью пассажиров, а также из-за других обстоятельств, которые не зависят от перевозчика.
Возмещение убытков. Если из-за опоздания самолета пассажир понес убытки, он может потребовать эти деньги от авиакомпании. Это возможно, если турист не успел на стыковочный рейс или у него пропали билеты на поезд. Еще бывает, что путешественник упустил единственный катер, который должен был отвезти его на остров, на котором он оплатил отель.
Компенсация морального вреда. Если на фоне стресса из-за опоздания рейса у туриста ухудшилось здоровье или он пострадал, турист может потребовать компенсировать ему моральный вред. Размер компенсации определяет суд, и он не зависит от суммы возмещения имущественного вреда. Если суд решит, что авиакомпания виновата в задержке самолета и эта ситуация нанесла пассажиру моральный ущерб, перевозчику придется выплатить компенсацию.
Как взыскать деньги
Перед тем как требовать деньги через суд, я рекомендую направить авиакомпании досудебную претензию: вдруг перевозчик решит добровольно удовлетворить ваши требования. Тогда можно будет избежать судебных разбирательств. Если претензия не помогла, придется идти в суд.
Если воздушное хулиганство пилотов заметила Росавиация, путешественнику будет проще доказать в суде виновность авиакомпании. Например, в ноябре 2020 года пилоты компании «Победа» исполнили во время рейса маневр, который не был предусмотрен планом полета и разрешением на использование воздушного пространства. В результате самолет прибыл в пункт назначения с задержкой, создал в небе нештатную ситуацию и усложнил работу диспетчеров, которые контролируют перемещение воздушных судов в секторах. По информации РБК, комиссия Росавиации провела расследование и выявила, что руководство «Победы» не выполнило как минимум три из 13 обязательств, которые задекларированы во внутренней политике авиакомпании в области безопасности полетов.
Если вы пассажир этого рейса и решите получить от компании компенсацию, суд может запросить у комиссии Росавиации отчет. Тогда перевозчику вряд ли удастся обосновать задержку рейса крайней необходимостью или обстоятельствами непреодолимой силы.
Какой иск подать: коллективный или индивидуальный
Выгода коллективного иска в том, что можно поделить на всех заявителей судебные расходы и траты на гонорар юриста. Для этого пассажиры заключают соглашение и заверяют его у нотариуса.
Составить коллективный иск сложнее, чем индивидуальный. Например, придется определить тех, в интересах кого подается иск, собрать заявления от присоединяющихся лиц и опубликовать предложение о присоединении к иску. Их публикуют на сайтах судов.
Вести коллективное дело тоже непросто. Мне кажется, в вашей ситуации лучше подавать индивидуальный иск.
Что говорят суды
Если перевозчику действительно надо было изменить время вылета или период полета, например, из-за плохой погоды, обычно суды не поддерживают истцов.
Так, ростовчанин обратился в суд, чтобы взыскать с авиакомпании убытки, штраф и компенсацию морального вреда. Пассажир вылетел из Ростова-на-Дону в Новосибирск, где должен был пересесть на другой самолет и улететь в Красноярск. Но через три часа полета командир воздушного судна решил вернуться в Ростов-на-Дону из-за технической неисправности: на дисплее появилась надпись «Низкий уровень гидравлической жидкости первой гидросистемы».
Авиакомпания обжаловала это решение. Ее представитель говорил, что пилот решил развернуть самолет, чтобы устранить неисправность. По мнению перевозчика, она могла навредить жизни или здоровью пассажиров. Суд второй инстанции согласился с доводами перевозчика и сказал, что в этой ситуации тот не должен нести ответственность. В результате заявителю отказали в удовлетворении иска, не возместили убытки и не компенсировали моральный вред.
Если авиаперевозчик изменил расписание без веских оснований, суды, как правило, встают на сторону пассажиров. Но они часто снижают запрашиваемые заявителями суммы, особенно размер компенсации морального вреда.
Например, в Астрахани авиакомпания задержала рейс в Москву на 27 минут. У пассажиров был составной рейс по маршруту Астрахань — Москва — Алма-Ата — Усть-Каменогорск. Когда первый самолет задержался, пассажиры поняли, что они не успевают на второй. Авиакомпания предлагала другие рейсы, но ни один из них не подошел: люди летели на похороны отца и все равно на них не успевали. Из-за этого они остались дома.
Я опоздала на стыковочный рейс
И отсудила у авиакомпании 67 тысяч рублей
Я летела из Екатеринбурга в Тунис с пересадками в Москве и Париже. Но в Москве все пошло не по плану.
Эта история о том, как отстоять свои права, когда вроде бы никто не виноват.
Билеты
В новогодние праздники 2015 года я решила отдохнуть в Тунисе. Забронировала отель, оплатила трансфер, купила билеты. Чартеров не было, но нашлись регулярные рейсы с пересадками. По маршруту Екатеринбург — Москва — Париж и обратно меня взялась отвезти авиакомпания «Трансаэро», из Парижа в Тунис и обратно — «Эйрфранс».
При полете с пересадками всегда есть риск опоздать на стыковочный рейс, поэтому я заложила побольше времени между прилетом в Париж и отлетом в Тунис. Но стыковка в Москве от меня не зависела. Ее организовывала авиакомпания, которая продала мне билет Екатеринбург — Москва — Париж.
Рейс из Екатеринбурга прилетал в московское Внуково в 7:35. Рейс в Париж улетал оттуда же в 11:25. На пересадку было почти четыре часа — но этого не хватило.
Что случилось в Москве
Когда мы подлетали к Москве, оказалось, что во Внуково самолет съехал с полосы и аэропорт закрыли. Вместо Внуково мы приземлились в Домодедово. Из самолета нас не выпустили: попросили подождать, пока все наладится и мы перелетим во Внуково. Ждать пришлось три часа.
Когда мы прилетели во Внуково, на табло еще горела посадка на мой стыковочный рейс в Париж. Оказалось, его задержали. Но я все равно не успела: когда прибежала на посадку, трап уже убрали.
На стойке «Трансаэро» мне предложили улететь в Париж завтра, а ночь провести в отеле за счет авиакомпании. Такой вариант меня не устраивал: вечером в Париже меня уже ждал рейс до Туниса, а там — трансфер и бронь в отеле. Поэтому я решила лететь в Париж за свой счет. Но перед этим сделала две вещи:
Если пропустить один из сегментов полета, то последующие сгорают. Но я не пропустила рейс, а опоздала на него по вине авиакомпании — это доказывала отметка на моей маршрутной квитанции. Сотрудник компании подтвердил, что с билетом порядок. Когда пропущенный рейс завершился, я на всякий случай еще раз проверила статус моего билета на сайте авиакомпании. Если бы его все-таки аннулировали, у меня было бы время что-то с этим сделать.
После этого я начала искать билеты до Парижа. Самым дешевым оказался рейс через Прагу за 42 490 рублей. Это меня обескуражило: перелет со всеми пересадками из Екатеринбурга в Париж и обратно стоил только 28 800. Но меня ждал Тунис, поэтому я купила билет и успела на пересадку во Франции. Отдых состоялся.
Почему я решила бороться
Но я все-таки решила бороться за свои деньги. Если бы авиакомпания выпустила меня из самолета в Домодедово, я могла бы взять такси до Внуково и успеть на стыковочный рейс до Парижа. Вместо этого меня держали в самолете. Все выглядело так, будто компания решила сэкономить на высадке пассажиров, — а расплачиваться мне.
Еще по возвращении домой я узнала, что после того, как убрали трап, тот самый рейс до Парижа не взлетал еще больше часа. Это было очень обидно и тоже настроило меня на борьбу.
Претензия
В первую очередь я написала претензию на имя генерального директора «Трансаэро». Контакты взяла с сайта компании. Я описала ситуацию и потребовала компенсировать 42 490 рублей, которые потратила на билет до Парижа, и заплатить 10 тысяч морального ущерба. Эта сумма может быть произвольной — мне показалась уместной такая. А еще я потребовала заплатить штраф 100 рублей: по 25 рублей за каждый час задержки рейса из Екатеринбурга в Москву.
Я указала номера билетов и рейсов, чтобы авиакомпании было проще установить все обстоятельства. Кроме того, я сослалась на законы, по которым требовала возместить мне убытки, и добавила номер банковского счета, на который готова получить деньги.
Претензию я отправила по почте заказным письмом с описью вложения. Другой вариант — принести лично в офис авиакомпании. В этом случае надо попросить поставить на своей копии отметку о том, что у вас ее приняли.
По умолчанию закон о защите прав потребителей дает авиакомпании на ответ 10 дней, но в договорах обычно прописывают 30. Свою претензию я отправила в феврале, ответ пришел в конце марта. Авиакомпания написала, что посадка в аэропорту Домодедово произошла не по ее вине, поэтому мне компенсируют только неиспользованную часть билета. Он стоил 28 800 рублей, полет состоял из четырех сегментов: два туда и два обратно. Поэтому мне согласились вернуть сумму за один из сегментов — 7616 рублей.
Это меня не устраивало, и я решила идти в суд.
Подача иска
Чтобы не запутаться в исках и судах, я обратилась к знакомому юристу. Заявление вполне можно составить по образцам из интернета, но мое дело не казалось таким уж однозначным, поэтому я решила, что так надежнее.
По смыслу исковое заявление не сильно отличается от претензии. К требованиям добавился штраф за то, что авиакомпания не удовлетворила претензию добровольно, — 50% от суммы компенсации. Я также добавила компенсацию расходов на услуги юриста — 5000 рублей.
Гражданские иски рассматривают в судах общей юрисдикции. Закон дает потребителям право судиться там, где им удобнее: по своему адресу или месту нахождения ответчика. Я живу в Екатеринбурге, авиакомпания зарегистрирована в Москве, поэтому я выбрала судебный участок поближе к дому. Его номер я узнала на сайте ГАС РФ «Правосудие».
Госпошлину за подачу иска я не платила, потому что его цена меньше миллиона рублей.
Судебное заседание
Заседание назначили через три недели после того, как приняли исковое заявление. Представители авиакомпании не пришли, но прислали свои возражения. Их позиция осталась прежней: самолет сел в другом аэропорту не по их вине, поэтому они не отвечают за последствия.
Я не спорила с тем, что посадка в Домодедово — не вина авиакомпании. Мой главный аргумент был такой: компания могла выпустить пассажиров из самолета, чтобы минимизировать ущерб от ситуации, но не сделала этого. Она должна ответить не за то, что самолет сел в другом аэропорту, а за свое бездействие.
С момента приземления до окончания посадки на стыковочный рейс до Парижа прошло три часа. Добраться на такси из Домодедово во Внуково можно было за час: второго января все дороги свободны. Если бы авиакомпания выпустила меня из самолета, я бы успела на стыковочный рейс с запасом. Но для авиакомпании высадить пассажиров в другом аэропорту — значит лишний раз заплатить за трап и выгрузку багажа. Вместо высадки, она все время держала пассажиров в самолете.
Это обстоятельство стало ключевым. Судья решил, что у авиакомпании была возможность обеспечить мою посадку на самолет до Парижа, но она этого не сделала.
взыскал суд с авиакомпании в мою пользу
Всего суд наказал авиакомпании выплатить мне 59 311 рублей:
Получение денег
Получить деньги по исполнительному листу можно с помощью приставов или через банк ответчика. Я получала через банк. Авиакомпания уже переводила мне деньги, поэтому реквизиты ее счета я просто посмотрела в интернет-банке.
Я написала в банк заявление о принятии листа к исполнению, в котором указала номер листа, сумму компенсации и свои реквизиты. В Екатеринбурге нашлось отделение банка авиакомпании, поэтому я просто отнесла туда заявление вместе с листом.
Через три дня деньги были на моем счете. С момента подачи претензии до получения денег прошло полгода.
Что делать, если вы опаздываете на самолет
За сколько нужно приехать в аэропорт
Регистрация в аэропорту начинается за 2–3 часа и заканчивается за 40–60 минут до вылета по расписанию — и на внутренних и на международных рейсах. Изредка за 30 или 75–90 минут.
Онлайн-регистрация, как правило, заканчивается раньше обычной:
Посадка в самолет заканчивается за 15–30 минут до вылета. Потом гейт (выход на посадку) закрывают и в самолет вас, скорее всего, не пустят, даже если он еще не улетел.
Время вылета и прилета в авиабилете — местное.
Я не успеваю на регистрацию. Что делать?
Если точно опаздываете, то позвоните в авиакомпанию и скажите, что не полетите этим рейсом, но будете использовать остальные перелеты по этому билету. Если не прийти на рейс до конца регистрации и не уведомить об этом авиакомпанию, то в большинстве случаев билет сгорит, а вместе с ним — обратный перелет и все стыковочные.
Спросите у оператора, можно ли обменять билет, и сразу по телефону переоформите его на другое время или дату. Если обменять нельзя даже с доплатой, значит, придется купить новый, но хоть обратные и стыковочные не пропадут.
Телефон службы поддержки быстрее всего найти в авиабилете. Если не можете дозвониться, напишите в чат на сайте авиакомпании или в соцсетях — ссылки должны быть в маршрутной квитанции в вашем имейле.
Если еще можно успеть, читайте дальше 👇
Что делать, если вы опаздываете на самолет
🚗 По дороге в аэропорт
Зарегистрируйтесь на рейс в интернете. Лучше всего зарегистрироваться в мобильном приложении авиакомпании и получить мобильный посадочный талон.
Мобильный посадочный талон — это электронная версия обычного посадочного, адаптированная для смартфона. Распечатывать его не нужно — показывайте прямо с экрана. В аэропорту на мобильном посадочном просканируют QR-код, в котором содержится вся информация о вас и вашем маршруте (кстати, не выкладывайте фото QR-кода в соцсетях).
Другой вид посадочных, которые выдают при онлайн-регистрации, — обычные, как в аэропорту. Они не адаптированы под смартфон, поэтому их нужно распечатывать.
При регистрации на рейс в мобильном приложении вам, скорее всего, выдадут мобильный посадочный талон.
При регистрации на сайте часто предлагают на выбор два варианта посадочных: обычный и мобильный. Но бывает, что на сайте доступен только обычный — например, у Wizzair и в десктопной версии «Аэрофлота» (при этом на мобильном сайте «Аэрофлота» можно получить мобильный посадочный).
Посадочные талоны при онлайн-регистрации
Мобильный посадочный талон
В мобильном приложении посадочный, скорее всего, сохранится автоматически. При регистрации на рейс на сайте вам придет имейл или смс со ссылкой на посадочный в формате jpg (сохраните его на смартфоне) или pkpass (сохраните в приложении PassBook или Wallet на айфоне или PassWallet на андроиде).
Обычный посадочный талон
Распечатайте посадочный дома на листе А4 или получите дубликат в аэропорту на стойке регистрации или в киоске саморегистрации (дубликат может быть платным).
Внимание! Если зарегистрировались, но точно опаздываете, позвоните в авиакомпанию и отмените регистрацию.
Переложите необходимый минимум вещей в ручную кладь, а чемодан оставьте дома или друзьям, которые вас провожают. Это нужно, чтобы в аэропорту не тратить время на сдачу багажа. Успеть на свой рейс бывает важнее, чем взять десять комплектов одежды.
Перепроверьте, из какого аэропорта и терминала вылет, и, если уже зарегистрировались, то узнайте, куда бежать к выходу на посадку. Вот схемы Шереметьево, Домодедово, Внуково и Пулково.
Днем добирайтесь до аэропорта на метро, электричке или аэроэкспрессе — чтобы не встрять в пробки. Если в ваш аэропорт они не ходят и вы едете на автобусе или такси, то заранее узнайте, как дойти от остановки до входа в нужный терминал.
🏃 В аэропорту, если еще можете успеть
Заранее убедитесь, что в ручной клади нет воды в бутылке объемом больше 100 мл, ножниц и другой запрещенки, чтобы избежать заминки на досмотре.
В очередях просите пропустить вас вперед. Если застряли в очереди на регистрацию, подойдите к сотруднику авиакомпании: опаздывающих регистрируют без очереди. На контроле и досмотре, если вы вежливо объясните, что опаздываете, другие пассажиры наверняка пойдут навстречу. За границей можно сказать: “I’m so sorry, my flight is boarding right now”. В крупных аэропортах перед контролем стоят служащие, которые регулируют очередь — обратитесь к ним, и вас пропустят вперед. Если летите с детьми, вы в любом случае имеете право быть в первых рядах.
В большом аэропорту, если зарегистрировались впритык перед закрытием стоек и до полета осталось 40 минут, можно воспользоваться услугой Fast Track. Это быстрый проход через контроль, часто с сотрудником аэропорта. Вы попадете в зону вылета через отдельный коридор без очередей — так же, как пассажиры бизнес-класса и участники некоторых программ лояльности. Если опаздываете, то услугу Fast track лучше забронировать онлайн или по телефону, пока едете в аэропорт или стоите в очереди на регистрацию. Иногда перед контролем стоят автоматы по оплате Fast track, например, в аэропорту Будапешта. В Домодедове быстрый проход через контроль стоит 25 долларов, в Пулкове на внутренних перелетах — 1499 рублей. В Шереметьеве и Внукове можно воспользоваться быстрым проходом, только заплатив за услуги VIP-за
В зоне вылета перепроверьте номер гейта по табло. В посадочном талоне указан выход на посадку и время, до которого вы должны к нему прибыть. Гейт могут в любое время поменять, поэтому на табло лучше посматривать регулярно. Учтите, что по громкой связи об изменениях объявляют не всегда.
Не расслабляйтесь, пока не дойдете до гейта. Если у вас 87-й гейт и вы, видя указатель Gates 65–95, решите перекусить, то рискуете обнаружить, что до нужного выхода еще 10 минут бегом. Лучше сначала добраться до гейта, а уже потом выпить кофе в соседнем кафе.
Я опоздал на посадку из-за очередей в аэропорту. Кто виноват
Если пассажир зарегистрировался, но опоздал на посадку, чаще всего это его ответственность
Если вы получили посадочный талон, но опоздали на посадку из-за очередей на досмотре, то самолет с большой вероятностью улетит без вас и ни авиакомпания, ни аэропорт не будут нести за это ответственность. В России обязанность пассажира вовремя прийти на гейт установлена пунктами 90 и 91 Федеральных авиационных правил. Суды прямо отмечают, что длительная процедура прохождения паспортного и таможенного контроля не является уважительной причиной опоздания.
Но! Если были по-настоящему аномальные очереди и вы опоздали, хотя приехали за 2–3 часа до вылета, то можете обратиться в суд с иском на авиакомпанию за медленную регистрацию или на аэропорт за медленное обслуживание на контроле и досмотре и требовать возмещения убытков. В суде исследуют доказательства, в том числе записи с видеокамер, и решат, есть ли в произошедшем вина авиакомпании или аэропорта. Одновременно можно обратиться с жалобой в Роспотребнадзор и прокуратуру.
Что будет, если посадка заканчивается, а вы не пришли? Вашу фамилию могут (но не обязаны) несколько раз объявить по громкой связи. Изредка вас могут поискать в ближайших к гейту магазинах и ресторанах. Когда выход на посадку закроется, авиакомпания начнет снимать с рейса багаж опоздавших пассажиров. Если придете через 5–10 минут, то есть шанс, что вас еще пустят на рейс. Особенно если летите с багажом и отвезти вас на борт будет проще, чем искать и возвращать чемоданы.
Если вы опоздали на посадку, и сотрудники авиакомпании говорят, что сделать уже ничего нельзя, это считается неявкой на рейс.
Екатерина Кузнецова, старший юрист коммерческой практики Goltsblat BLP:
«Пассажир не прошел регистрацию на рейс и не предупредил авиакомпанию, что не летит, или пассажир зарегистрировался на рейс, но не явился на посадку — последствия при обоих сценариях будут одинаковые: никаких компенсаций от авиакомпании не полагается. За исключением случая, если у него есть соответствующая страховка и причина неявки подпадает под страховой случай».
Куда бежать в аэропорту, если вы опоздали регистрацию или посадку
Если опоздали на регистрацию на 5–10 минут, бегите на «свою» стойку и попробуйте зарегистрироваться. Если говорить вежливо и улыбаться, то есть шанс, что вас зарегистрируют немного позже положенного времени. Решение, регистрировать ли опоздавшего, зависит от кучи факторов: далеко ли гейт, нужно ли сдавать багаж, переданы ли уже диспетчеру списки пассажиров. Поэтому кому-то выдают посадочный после конца регистрации, а кому-то отказывают.
Если зарегистрироваться уже нельзя, как можно быстрее узнайте в представительстве авиакомпании в аэропорту или по телефону в кол-центре, можно ли обменять или сдать билет.
Если вы не пришли на регистрацию или посадку и заранее не сообщили о своих планах авиакомпании, это расценивается как no-show — неявка на рейс. Что произойдет с вашим билетом при no-show, написано в правилах тарифа. Билеты эконом-класса, скорее всего, сгорят. Билеты бизнес-класса обычно можно обменять или сдать без потерь (учтите, что деньги не придут на карточку сами по себе — вы должны обратиться в авиакомпанию и оформить возврат). Бывает, что билет нельзя сдать, но можно обменять с доплатой.
Следующий дедлайн — время вылета. Если в ваши билеты можно вносить изменения после конца регистрации, то после вылета они могут сгореть или вырастет доплата за изменения.
К примеру, у вас билет «Аэрофлота» из Турции в Москву, тариф Эконом-Оптимум, вы опоздали на регистрацию и хотите улететь другим рейсом. Если переоформите билет до вылета самолета, на который опоздали, то, кроме разницы с ценой нового билета, доплатите 40 долларов, а если после вылета — то 85 долларов.
Штраф за неявку на рейс
Неявка на рейс (no-show) — это когда пассажир не пришел до конца регистрации или посадки и не уведомили об этом авиакомпанию.
Штраф за неявку на рейс — это не штраф как таковой, а сбор, который берет авиакомпания, если опоздавший на регистрацию пассажир хочет сдать или обменять авиабилет.
Если вы перебронируете билет после закрытия стоек регистрации, то с вас возьмут разницу в тарифах с новым билетом + сбор за переоформление + штраф за неявку. Или сбор будет вдвое дороже — суть та же. Если просто не прийти, то рискуете сгоревшими билетами туда и обратно, но дополнительный счет авиакомпания вам не выставит.
Сообщите авиакомпании, что вы хотите сохранить оставшиеся перелеты — стыковочные и обратные. Если пассажир не пришел и не позвонил в авиакомпанию до конца регистрации, то остальные перелеты по этому бронированию аннулируются. Это значит, что, если у вас билеты Москва — Архангельск — Москва, и вы пропустили рейс Москва — Архангельск и не сообщили авиакомпании, что не полетите, то рейс Архангельск — Москва сгорит.
Чтобы следующие полетные сегменты не аннулировались, нужно заранее позвонить в авиакомпанию и сказать, что вы не полетите первым рейсом, но хотите сохранить стыковочные и обратные билеты. Если понимаете, что опаздываете, сразу звоните или пишите в чат службы поддержки — хоть из очереди на регистрацию.
Если позвонили после окончания регистрация, то все будет зависеть от тарифа. Обратные билеты по дорогим тарифам часто можно восстановить. Бывает, что билет можно за доплату обменять до времени вылета и если успеть это сделать, то обратный перелет сохранится. Чтобы сделать максимум возможного, как можно быстрее обращайтесь в авиакомпанию.
Если из-за задержки первого рейса вы опоздали на стыковочный
Если оба рейса по одному билету и первый задержался, то авиакомпании бесплатно предложит вам другой стыковочный. Если новый рейс вылетает позже оригинального, вы имеете право на обслуживание в аэропорту и денежную компенсацию за опоздание — как при обычной задержке рейса. Если перелеты по одному билету выполняют разные авиакомпании, то предлагать вам обед и искать другой борт должна авиакомпания — виновница задержки.
Кто выплачивает денежную компенсацию за задержку второго рейса, зависит от правил страны и авиакомпании. Европейская авиакомпания, у которой вы купили стыковочный билет, с июля 2019 года несет ответственность за оба рейса. Это значит, что если второй рейс выполняет другой перевозчик, в том числе неевропейский, то компенсацию за его задержку все равно выплачивает авиакомпания ЕС, у которой вы забронировали билет.
Если два рейса по разным билетам, даже одной авиакомпании, то первая авиакомпания отвечает за опоздание своего вылета, но не обязана пересаживать вас на другой стыковочный рейс — она не имеет к нему отношения.
Что тогда делать:
1) Сдайте или обменяйте второй билет по обычным правилам тарифа или купите новый;
2) Сохраните чеки и квитанции, подтверждающие расходы, которые вы понесли из-за переноса первого рейса. У российской авиакомпании потребуйте штамп, что самолет вылетел не по расписанию;
3) Когда вернетесь домой, подайте досудебную претензию в первую авиакомпанию, чтобы она выплатила компенсацию за задержку своего рейса, а также за все понесенные расходы — в том числе за сгоревший стыковочный авиабилет и покупку нового.
Лукавить не будем: шансы вернуть деньги за стыковочный перелет далеки от 100% и доказывать свою правоту, скорее всего, придется через суд. Но не все потеряно: и в России, и в Европе бывают случаи, когда суды становятся на сторону пассажиров. В Европе требовать компенсации за сгоревший стыковочный билет нужно по Монреальской конвенции — Регламент 261/2004 такой компенсации не подразумевает.
Что будет с багажом, если вы опоздали на посадку
Прямой рейс
Если вы опоздали на посадку, то ваш багаж почти наверняка снимут с рейса — таковы нормы безопасности. В России это прописано в пункте 91 Федеральных авиационных правил. Чтобы получить багаж, обратитесь в авиакомпанию.
Рейс с пересадкой
Если вы отстали от второго рейса при пересадке, при этом оба перелета — по одному билету и багаж зарегистрирован до конечного пункта, то, скорее всего, авиакомпания отдаст вам багаж в стыковочном аэропорту. Если чемодан улетел со вторым рейсом, то вы заберете его в конечном аэропорту в представительстве авиакомпании или в службе Lost and Found, либо там же оставите заявку с вашим именем и адресом, куда нужно доставить багаж. Если решили дальше не лететь, то сообщите авиакомпании о своем желании получить багаж в аэропорту стыковки.
Учтите, что если чемодан потерялся и вы возвращаетесь из зарубежной поездки без него, то на границе нужно задекларировать несопропровождаемый багаж, — чтобы не пришлось платить пошлину, когда его найдут и привезут по вашему адресу.