что делать если слабость и нет сил у детей

Если ваш ребенок жалуется на усталость

До недавних пор считалось, что хроническая усталость – бич только взрослых людей, подверженных стрессу на работе. Сегодня диагноз «синдром хронической усталости» стал настигать и детей, особенно школьного возраста. Увы, их жизнь тоже переполнена нагрузками, эмоциональным перенапряжением, нестабильностью в отношениях с родителями и сверстниками.

Когда появляется хроническая усталость?

Синдром хронической усталости для многих звучит не как диагноз, а как «отговорка». Но на самом деле психологи и неврологи давно признали серьезность этого состояния, хоть его и нельзя назвать болезнью в полном смысле этого слова. Синдром хронической усталости можно охарактеризовать как низкую сопротивляемость нервной системы к психоэмоциональным и физическим перегрузкам.

Чаще всего это состояние возникает после периода переутомления, причем как нервного, так и физического. Иными словами, хроническая усталость может наступить и после сильного пережитого стресса, и в результате насыщенного ритма жизни, к которому ребенок оказался не готов. С переутомлением, так или иначе, сталкивается каждый современный школьник: уроки, дополнительные занятия, телевизор, компьютер, телефон, отношения со сверстниками — все это легко превышает допустимые пределы нагрузки на детскую психику. Хотя иногда причина хронической усталости может крыться в обычном простудном заболевании, ослабившем организм ребенка и оставившем такой «побочный эффект».

Признаки хронической усталости

Синдром хронической усталости проявляется не только апатией и вялостью. У него есть и другие признаки, которые ощутимо мешают нормально учиться и просто радоваться жизни.

К сожалению, родители иногда не понимают, чем вызваны такие перемены в поведении ребенка, и начинают злиться на его «плохой характер», усугубляя ситуацию. Хотя именно в таких случаях, необходимо обращаться за консультацией к неврологу или к детскому психологу, чтобы проанализировать симптомы, и получить рекомендации грамотного специалиста.

Борьба с хронической усталостью

Есть очень простые приемы, которые эффективно сработают, если родители будут применять их регулярно. Прежде всего, надо наладить режим сна ребенка. Отслеживайте время, когда малыш отправляется в постель.

В случае, если он плохо засыпает, оставайтесь с ним, чтобы отступало детское чувство тревоги. Даже в выходные дни не позволяйте ребенку засиживаться допоздна у телевизора, поскольку такая поблажка может сместить весь график сна.

Поощряйте ежедневные прогулки на свежем воздухе. Не запрещайте ребенку встречаться на площадке с друзьями после школы из-за необходимости делать уроки, ведь при плохом самочувствии он все равно не сможет хорошо учиться.

Обязательно разгрузите график дополнительных занятий. Обсудите с ребенком и выберите те кружки, которые ему действительно нужны, и те, которыми можно пожертвовать. По возможности составьте удобное расписание, чтобы оставался хотя бы один полностью свободный будний день. При этом в рутину привычных дел желательно добавить что-то новое — именно этот ход помогает справиться с хронической усталостью. Очередной просмотр телевизора можно заменить просмотром фильма в кинотеатре, прогулкой в зеленой зоне, или в парке аттракционов.

Не заставляйте свое чадо подолгу заниматься одним и тем же делом без перерыва. После 45 минут выполнения домашнего задания необходим хотя бы 15-минутный перерыв. Правильная организация труда и отдыха, уменьшение нагрузок, положительные эмоции и приятные впечатления окажут положительное влияние на детскую нервную систему. Синдром хронической усталости можно победить, главное – вовремя оказать детям помощь и поддержку.

Источник

Утомляемость, усталость ребенка

Под утомляемостью понимают быстро возникающее чувство усталости, сонливость, слабость в мышцах. Следует разделять «утомление, усталость» и « утомляемость».

Обычно дети очень активны и подвижны. В возрасте 2-5 лет периоды активности сменяются быстрой усталостью и сном — это нормальное явление. Если по каким-либо причинам нарушается режим дня, ребенок позже ложится спать, на следующий день он ощущает усталость. Иногда усталость может возникать после обычных нагрузок или без видимых причин. Утомление может быть сигналом, что необходимо уменьшить нагрузки и дать организму возможность восстановиться. Чувство усталости вполне естественно после интенсивной физической нагрузки или напряженных занятий в школе. Быстрое наступление усталости у ребенка может быть признаком болезни. Подростки обычно спят больше, чем маленькие дети. Кроме того, наиболее сонливы подростки по утрам, так что им бывает трудно сосредоточиться на первых уроках. Сонливость отчасти связана с ускоренным ростом и гормональными сдвигами, происходящими в подростковом возрасте. Утомляемость возможна при или после инфекционных заболевания, при гормональном дисбалансе, при сахарном диабете.

Обратитесь к врачу, если утомляемость Вашего ребенка длится более недели или сопровождается:

Необъяснимая постоянная усталость может быть симптомом токсикомании, особенно если ребенок стал замкнутым, ухудшилась успеваемость в школе, он избегает вопросов, как проводит время с друзьями. Утомляемость может быть также симптомом беременности.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

Утомляемость появилась после того, как ребенок перенес заболевание типа простуды?

Вызовите детского врача повторно. Он осмотрит ребенка и назначит необходимый режим и диету. Иногда требуется лечение.

Подросток постоянно жалуется на усталость? Ему трудно уснуть, он часто просыпается? Раздражителен?

Подростковая бессонница; депрессия; скука

Постарайтесь найти и устранить причину стресса. Ребенок должен быть достаточно физически активен, регулярно питаться. Если улучшения нет, обратитесь к детскому врачу, который посоветует лечебные меры

Утомляемость появилась после того, как ребенок начал принимать новое лекарство, например от аллергии?

Побочное действие лекарства

Обратитесь за консультацией к педиатру, который еще раз оценит возможности лечения и при необходимости заменит лекарство

Подросток без серьезных причин раздражается, нервничает? Он бледен? Заметно похудел?

Анемия; заболевание щитовидной железы; недостаточное питание; беременность; другое заболевание, требующее квалифицированной диагностики и лечения

Запишитесь на прием к детскому врачу. Он осмотрит ребенка и при необходимости назначит обследование и лечение

Ребенок часто чувствует усталость через 3-4 часа после сна? Он храпит? Ночью часто просыпается? У него трудности с учебой?

Излишне длительный сон; ночные остановки дыхания

Обратитесь к детскому врачу. Он осмотрит нос и глотку ребенка и при необходимости назначит обследования и лечение

Подросток часто засыпает днем? Он не может долго сохранять внимание? Если расстроен, чувствует физическую слабость? Засыпая, видит яркие зрительные образы? У него трудности с учебой?

Нарколепсия (редкое заболевание)

Покажите ребенка детскому врачу, для осмотра и назначения лечения

Ребенок школьного возраста постоянно чувствует усталость днем? Снижена сила всех мышц, утром трудно держать глаза открытыми? Нарушены речь, глотание?

Миастения или другое заболевание, требующее квалифицированной диагностики и лечения

Синдром хронической усталости

Под синдромом хронической усталости понимают множество разнообразных состояний, общим для которых является утомляемость. Не проходящая утомляемость, которая усиливается при увеличении нагрузки, является определяющим симптомом. Здоровому человеку регулярные умеренные физические нагрузки, как правило, помогают преодолеть утомляемость. Причина синдрома хронической усталости неизвестна. Он не связан с инфекцией, хотя может развиваться после того, как ребенок перенес вирусную инфекцию. Больной часто отмечает, что некоторое недомогание – боли в горле, повышение температуры, увеличение лимфатических узлов, понос или боли в мышцах – он ощущал за несколько недель до появления хронической усталости. Постепенно нарастает слабость, подросток не может долго сохранять внимание, теряет интерес к тому, что прежде его увлекало, но при врачебном осмотре и анализах нарушений не находят. Для подтверждения диагноза синдрома хронической усталости симптомы должны проявляться у ребенка не менее 6 месяцев. Хотя это заболевание не типично для детей, оно нередко встречается у подростков и молодых людей. Единственно эффективное лечение – время. Регулярный режим сна, отдыха, физических упражнений и питания обычно играют положительную роль. Выздоровлению могут помочь симптоматические средства от молей в мышцах или депрессии.

Источник

Постинфекционная астения у детей: выбор оптимальной терапии

С наступлением осенне-зимнего сезона у врачей-педиатров заболеваемость их пациентов острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ) приобретает исключительную актуальность.

Постинфекционный астенический синдром

Врачам хорошо известна структура вирусов, провоцирующих это заболевание: на 65‒90% в ней представлены вирусы гриппа и парагриппа, аденовирусы и респираторно-синцитиальный вирус. В половине случаев (52%) педиатры имеют дело с вирусной моноинфекцией, в 36% выявляется ассоциация из 2 (и более) вирусов. 1

У каждого ребенка ОРВИ протекает с разной степенью тяжести. Сказывается не только разнообразие патогенов, но и возраст, состояние иммунитета, наличие неблагоприятного преморбидного фона (аденоиды, аллергия), врожденные патологии.

Тем не менее алгоритмы ведения маленьких пациентов с ОРВИ хорошо отработаны. В общей педиатрической практике детям назначается симптоматическая противовирусная терапия, проводится санация очагов хронической инфекции. 2 Вот только нередко бывает, что на смену катаральным явлениям приходит иная клиническая картина – астенический синдром, проявления которого – утомляемость, слабость, раздражительность, плаксивость – наблюдаются у 55‒64% пациентов. 3,4

И это вполне объяснимо: на борьбу с вирусной инфекцией организм тратит много сил и энергии. Даже при повышении температуры лишь на один градус потребность организма в энергии возрастает на 13%. 5 Свою роль играют лекарственная нагрузка и вирусная интоксикация, которые приводят к изменениям в обмене веществ, к ухудшению аппетита (организм недополучает необходимых веществ, ответственных за выработку энергии и восстановление), снижению защитных сил организма.

И это серьезно, потому как астенические расстройства значительно ухудшают качество жизни, усложняют адаптацию в дошкольных и школьных учреждениях, нарушают процесс обучения, снижают коммуникативную активность.

Говоря о повышенной утомляемости, следует разграничивать два разных понятия: «физиологическая усталость», которая возникает у практически здоровых людей после физической или умственной нагрузки и всегда исчезает после отдыха, и «астения» как ощущения слабости и утомляемости, которые не связаны с какой-либо нагрузкой, возникают и в покое и не исчезают после отдыха. 5

Надо заметить, специалисты рассматривают ощущение утомления и усталости как побуждение к прекращению активности, деятельности, любых усилий и т.д. Если анализировать этот феномен с позиций базовых биологических реакций: нападение – бегство и сохранение – отказ, то астения может рассматриваться как активация системы сохранения энергии посредством отказа и прекращения как физической, так и умственной деятельности. Снижение активности – это универсальный психофизиологический механизм сохранения жизнедеятельности системы в случае любой угрожающей ситуации, который действует по принципу: меньше активности – меньше потребности в энергии. Таким образом, астения – это общая реакция организма на любое состояние, угрожающее истощением энергетических ресурсов. 5

Постинфекционный астенический синдром:

На важное значение астении после перенесенных ОРВИ для клинической практики указывают не только многочисленные научные изыскания, но и тот факт, что в Международной классификации болезней 10-го пересмотра среди других астенических состояний отдельно выделен синдром G93.3 – синдром усталости после перенесенной вирусной инфекции. 6

Астенический синдром (синдром хронической усталости в англоязычной литературе) весьма многолик. В классификации этого состояния постинфекционный астенический синдром относится к классической вторичной (или реактивной) астении, возникающей у исходно здоровых лиц как реакция на напряжение адаптации в условиях стресса, а также в периоде реконвалесценции (после окончания болезненного процесса и продолжающееся до полного восстановления нормального питания и функционирования всех органов) после инфекционных заболеваний. Наиболее подвержены астеническим реакциям дети со сниженными адаптивными возможностями организма.

Ведущий патогенетический механизм развития астении связывают с нарушением функции ретикулярной формации, регулирующей активность коры и подкорковых структур, называемой также «энергетическим центром» центральной нервной системы (ЦНС). 3 К другим механизмам развития этого синдрома относят аутоинтоксикацию продуктами метаболизма, нарушение регуляции выработки и использования энергетических ресурсов на клеточном уровне. Метаболические расстройства, имеющие место при астении, приводят к гипоксии, ацидозу с последующим нарушением процессов образования и использования энергии. 3

Астения, без сомнения, представляет серьезную опасность повышенной истощаемости психических и физических функций организма. В реальной клинической картине ее механизмы могут проявляться не только эмоционально-поведенческими расстройствами (эмоциональной лабильностью, неусидчивостью, чувством тревоги, раздражительностью, беспокойством, внутренним напряжением, неспособностью расслабиться и пр.), но и соматическими проявлениями – нарушениями терморегуляции, респираторными, гастроинтестинальными, вегетативными или функциональными расстройствами (головными болями, потливостью, ухудшением аппетита, перебоями в сердце, одышкой, нарушениями сна). 4

Отмечено, длительно протекающая астения может стать причиной обострения хронического заболевания или реинфекции. Потому это состояние, вне зависимости от причины, вызвавшей его, требует коррекции. Тактика ведения пациентов с постинфекционным астеническим синдромом предполагает комплексный подход, предусматривающий прежде всего полноценный восстановительный период и рациональную фармакотерапию. Ее целью должны быть устранение энергодефицита и гипоксии, церебропротекция и нормализация метаболизма. При этом использование психостимуляторов для лечения больных с постинфекционной астенией нежелательно. 4

L-карнитин в комплексной терапии астенического синдрома

Более 100 лет назад (1905 г.) русскими учеными Р. Кримбергом и В.С. Гулевичем из мышечных тканей животных было выделено витаминоподобное вещество – карнитин. Позже выяснилось, что биологической активностью обладает только L-стереоизомер карнитина (L-карнитин, левокарнитин). Более полувека ушло на то, чтобы его синтезировать. И еще десятилетия – на изучение основных функций карнитина в организме: участие в биоэнергетическом обмене веществ, связывание и выведение из тканей органических кислот – промежуточных продуктов окислительных процессов и др. Столь важное значение карнитина в метаболизме жиров, глюкозы, аминокислот и энергообразовании позволило отнести его к незаменимым веществам.

Карнитин содержится во всех органах, особенно в больших количествах в тканях, нуждающихся в высоком энергетическом обеспечении, – мышцах, миокарде, мозге, печени, почках. Потребность в карнитине индивидуальна (в среднем 200‒500 мг в сутки для взрослого человека) и возрастает в 4‒20 раз при умственных, физических и эмоциональных нагрузках, заболеваниях и функционально особых состояниях (стресс, беременность, спорт и т.п.). Эндогенный синтез у взрослого человека обеспечивает только около 10% потребности организма в карнитине и требует участия витаминов С, В3, В6, фолиевой кислоты, железа, ряда аминокислот и ферментов; при дефиците хотя бы одного из компонентов развивается недостаточность карнитина с ее многообразными системными проявлениями. У детей раннего возраста эндогенный синтез L-карнитина практически не осуществляется, что делает их более уязвимыми к дефициту экзогенного поступления карнитина с продуктами питания (особенно животного белка). Обычный пищевой рацион покрывает потребность в карнитине в лучшем случае наполовину. Все это обусловливает необходимость использования его дополнительных источников. 7

Являясь важным компонентом энергообеспечения клетки, L-карнитин воздействует на многие процессы жизнедеятельности организма, повышает его выносливость к нагрузкам – физическим и интеллектуальным, а его дефицит, сопровождающийся снижением концентрации вещества в сыворотке крови и тканях, может приводить к разнообразным нарушениям. Принимая во внимание это, а также то, что естественное поступление этого биологического вещества в организм и его эндогенный синтез (особенно при инфекционных заболеваниях) не покрывают всех потребностей, необходим дополнительный прием препаратов L-карнитина. 7

Особенно очевидным это становится при рассмотрении функций L-карнитина. Основная из них – биоэнергетическая: L-карнитин обеспечивает транспорт длинноцепочечных жирных кислот из цитоплазмы через внутреннюю мембрану в матрикс митохондрий, где осуществляется процесс β-окисления с последующим образованием АТФ, регулирует интенсивность митохондриального энергообмена путем конъюгации ацильного радикала и высвобождения КоА. 7 Доказано значение L-карнитина для связывания высокореакционных органических кислот (уксусной и др.), а также участие в процессе гликолиза, обмене кетоновых тел и холина.

L-карнитин обладает антигипоксантным, антиоксидантным действием, предотвращает дегенеративное поражение клеток нервной системы, способствуя восстановлению их целостности и функций. 7

Препараты на основе L-карнитина производятся во многих странах мира в различных лекарственных формах для перорального и парентерального введения. В России с 2000 года широко используется лекарственный препарат L-карнитина Элькар® (МНН: левокарнитин), разработанный отечественной компанией «ПИК-ФАРМА».

Области применения левокарнитина и уникальное сочетание его терапевтических эффектов отражены в зарегистрированных показаниях к применению препарата Элькар. 8

Витаминоподобное вещество L-карнитин участвует в переносе жирных кислот в митохондрии, где они используются для образования энергии (АТФ). Окисление жиров при участии L-карнитина дает до 75% внутриклеточной энергии. Это больше, чем в процессе окисления глюкозы.

L-карнитин, помимо биоэнергетической, выполняет ряд важных метаболических функций: 8

Два десятилетия наблюдений, многочисленных исследований и клинического применения препарата Элькар® при лечении различных заболеваний и патологических состояний у детей и взрослых показали высокую эффективность, безопасность и открыли широкие возможности его применения для лечения пациентов в кардиологии, эндокринологии, неврологии, гастроэнтерологии, спортивной медицине. В педиатрии препарат применяют при заболеваниях и состояниях, сопровождающихся снижением аппетита, уменьшением массы тела, истощением; у детей с самыми разными патологиями с рождения (недоношенные, дети с ослабленными пищевыми рефлексами, с гипотрофией, гипотонией и адинамией, перенесшие асфиксию и родовую травму); при заболеваниях, сопровождающихся недостатком карнитина или его повышенной потерей; в составе комплексной терапии ряда кожных болезней, при интенсивных спортивных тренировках и, конечно же, в период реконвалесценции после заболеваний, в том числе и ОРВИ.

Так, в исследовании С.О. Ключникова (2005) у часто болеющих детей, помимо иммунной патологии, был установлен клеточный энергодефицит. Для его устранения детям с ЛОР-патологией назначались энерготропные препараты, включая левокарнитин. Нормализация показателей фагоцитарной активности нейтрофилов, активности ферментов энергообмена лейкоцитов крови (СДГ, ЛДГ, ГФДГ, ГДГ) и восстановление ферментативной активности лимфоцитов (от 18 до 27%) привели к снижению заболеваемости ОРВИ у детей после приема курсового приема энерготропной терапии. 9 При этом у детей с дисбалансом вегетативной регуляции на фоне приема комплексной терапии с включением препарата левокарнитина в 100% случаев отмечено улучшение вегетативной реактивности, что привело к уменьшению жалоб, нормализации сна и аппетита, повышению физической выносливости. 9

Авторы исследования отметили отсутствие каких-либо побочных эффектов препарата левокарнитина даже у детей с отягощенным аллергоанамнезом и признаками поражения ЦНС. 10

Позже, в сравнительном плацебо-контролируемом исследовании по оценке эффективности применения Элькар® в лечении детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, сопровождающимися нарушениями гемодинамики в системе малого круга кровообращения (хронический бронхит, бронхоэктатическая болезнь, пороки развития легких, гиперчувствительный пневмонит, бронхиальная астма), Л.И. Агапитовым и Ю.М. Белозеровым (2010) 11,12 были продемонстрированы антиоксидантные свойства левокарнитина. После курса лечения у детей с хроническими бронхолегочными заболеваниями, получавших препарат Элькар в течение 4 недель (50 мг/кг в сутки), увеличились максимальная и тотальная эндотелий-зависимая вазодилатация (p 11,12

Оценку эффективности левокарнитина (Элькар®) у детей с бронхиальной астмой физического напряжения дали исследования Г.А. Новика (2009, 2012). Пациенты основной группы (с подтвержденным постнагрузочным бронхоспазмом) получали Элькар в течение 2 месяцев, дети группы сравнения препарат не получали (обе группы пациентов были сопоставимы по клиническим и лабораторным показателям). При динамическом наблюдении показатели внешнего дыхания и величина просвета бронхов у детей обеих групп существенно не изменились, но у детей основной группы, в отличие от контрольной, повысилась толерантность к физической нагрузке (р 13

Влияние Элькара на состояние вегетативной регуляции и повышение устойчивости к нагрузкам показано в исследовании С.Л. Морозова (2015). Так, при оценке показателей вариабельности сердечного ритма у детей отмечались нормализация состояния вегетативной нервной системы и, как следствие, повышение адаптации. 2

Улучшение адаптации, а также обмена веществ и энергообеспечения тканей при применении Элькар®, но уже у юных спортсменов доказало и исследование Л.А. Балыковой и соавт. 14,15 Дети со стрессорной кардиомиопатией принимали препарат курсом 1,5 месяца в лечебной дозе 75‒100 мг/кг/сут, спортсмены без признаков поражения сердца ‒ в профилактической дозе 30‒50 мг/кг/сут.

Прием левокарнитина (Элькар®) показал изменения в эффекторных и иммунорегуляторных звеньях врожденного и адаптивного иммунитета. У большинства юных спортсменов при приеме Элькар® показатели гуморального иммунитета достигли нормы, что в сочетании с улучшением показателей клеточного иммунитета (увеличение абсолютного количества нейтрофилов и их метаболической активности) способствовало повышению противоинфекционной резистентности организма и снижению заболеваемости ОРВИ. Кроме того, лечение способствовало возрастанию уровня физической работоспособности, оптимизации гемодинамики в области сердца и уменьшению уровня биохимических, психологических и других маркеров стресса. 14,15

Эффекты препарата Элькар ® при восстановлении после болезни:

Таким образом, приведенные данные исследований, а также многие другие, не вошедшие в этот обзор, свидетельствуют о сочетании метаболических, нейропротекторных и иммунокоррегирующих свойств левокарнитина и эффективности отечественного лекарственного препарата на его основе Элькар® (L-карнитин) в терапии и профилактике обширного круга состояний и заболеваний, сопровождающихся явлениями астении, в том числе и после ОРВИ.

Применение Элькара позволяет существенно улучшить состояние здоровья детей, нормализуя механизмы вегетативной регуляции, стабилизируя клеточный энергообмен, что, в свою очередь, способствует возрастанию их физической активности и повышению иммунитета.

Источник

Повышенная утомляемость у детей

что делать если слабость и нет сил у детей. Смотреть фото что делать если слабость и нет сил у детей. Смотреть картинку что делать если слабость и нет сил у детей. Картинка про что делать если слабость и нет сил у детей. Фото что делать если слабость и нет сил у детей

Когда веселый и рассудительный ребенок вдруг становится вялым, апатичным, капризным и раздражительным, когда его перестают радовать даже любимые игры, а для выполнения самого простого задания ему приходится прикладывать невероятные усилия – стоит насторожиться. Это состояние врачи называют «астенический синдром». А если проще, речь идет о хронической усталости.

Да, это знакомо не только взрослым. Упадок сил испытывают даже дети, особенно в школьном возрасте. Оно и понятно: учебная программа за последние годы серьезно изменилась. Требования к учащимся повысились, да и домашних заданий стало заметно больше. Прибавим к имеющимся у школьника нагрузкам посещение секций, кружков, репетиторов, и вот он уже валится с ног. Эти перемены ярко проявляются зимой, когда наступает третья, самая длинная четверть в учебном году. Специалисты уверены: в этот период детям просто необходима поддержка родителей и даже врачей.

ПОМОЖЕТ ЛИ ОТДЫХ?

ЧЕМ ПОМОЖЕТ ВРАЧ?

Если вы все делаете правильно, а улучшений нет, необходимо обратиться за помощью к специалисту. Как правило, проблемой повышенной утомляемости у детей успешно занимаются врачи-неврологи. Помните: усталость – это не просто каприз ребенка. Астения – патологическое состояние, оно говорит о том, что в организме происходит что-то не так.

— Уточнить диагноз нам позволяет лабораторная диагностика, ведь многое можно понять по анализу крови: проходит ли в организме какой-то воспалительный процесс или нет, есть ли у ребенка скрытые инфекции, такие как герпес и цитомегаловирус, нормально ли работает щитовидная железа и так далее, – объясняет врач-невролог Дронь Анастасия Николаевна – Это важно сделать, ведь часто под маской усталости скрываются нарушения каких-то органов и систем. И если это подтверждается, то мы направляем пациента на дополнительную консультацию к кардиологу, эндокринологу, иммунологу, окулисту, психологу и другим специалистам. Если же – нет, то назначаем медикаментозную терапию, которая направлена на улучшение обмена веществ в нервных клетках, стимуляцию мыслительных процессов, снижение уровня тревожности, раздражительности и импульсивности.

Признаки хронической усталости у детей:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *