что делать если собака не играет с игрушками
Как приучить собаку к игре и играть с ней правильно
Вам, наверное, часто приходилось видеть собак, гоняющихся за другими животными, бросающихся на проезжающие машины и велосипедистов, создающих в квартире ощущение того, что здесь только что “пробежала монгольская орда”. Можно смело утверждать, что этим четвероногим просто не повезло, они не приучены к игре, а для хозяев остаются всего лишь защищающими дом от незнакомцев “ухо-лапо-хвостами”.
Важность игры для собаки
Опытные собаководы утверждают: ничто не способно сблизить хозяина и питомца сильнее, чем игра. Для собаки это – приятное и веселое времяпровождение, когда она усваивает новые навыки и закрепляет выученные ранее команды. Для хозяина – зарабатывание авторитета “вожака стаи” без применения силы. Вот почему необходимо играть с питомцем, причем как можно больше.
Часто можно услышать недоуменный вопрос: зачем собаке игрушки? А если спросить, для чего они нужны детям, последует вполне закономерный ответ: для правильного ментального, эмоционального и психического развития, для развития моторики и снятия стресса. Все то же самое можно сказать и в отношении четвероногих питомцев.
Все ли собаки любят играть?
Большинство собак получают огромнейшее удовольствие от игры, для них это – самое любимое и увлекательное занятие. Окончание игры нередко очень расстраивает хвостатого озорника, так что приходится силой отнимать у нее игрушки. Для предотвращения этой проблемы нужно обучить команде “Дай!” Для этого, пока она держит игрушку, поднесите к ее носу лакомство и отдайте команду. Пройдет не так много времени, и в сознании животного выработается убеждение, что с отдачей предмета развлечение не заканчивается. Можно также поощрять выполнение команды продолжением игры.
Однако иногда встречаются собаки, не желающие играть. Они отвлекаются, робеют, не понимают хозяина. Расскажем вкратце о том, как помочь им раскрепоститься и научиться играть с хозяином.
Как приучить животное к игре
Поставим перед собой следующую цель: откорректировать отношения собаки и владельца, научить их интерактивным играм, развить заинтересованность питомца, улучшить его внимание и физическую форму.
А теперь усвоим несколько важных правил, соблюдение которых крайне необходимо:
1. Начинайте учить собаку играть там, где ей спокойно и она чувствует себя счастливой. После того, как появятся первые успехи, занятия можно будет продолжить в других местах.
2. Для занятий выбирайте время, когда ваш домашний любимец наиболее энергичен и восторжен. Тот, кто любит своего питомца без труда ответит, что это бывает после возвращения хозяина домой. Ваш друг наконец-то дождался вас и, как человек, жаждет ласки и доброго слова. Пожалуйста, забудьте о том, что вы хотите выпить кофе и вам нужно просмотреть почту. Обоюдное удовольствие, которое получите вы и ваш любимец от совместной потехи, зарядит вас огромной долей хорошего и бодрого настроения. Игрушки держите у входа в коридоре, либо в машине, если пес встречает вас у ворот.
3. Перед игрой не гладьте и не чешите собаку, не берите ее на руки, не обнимайтесь с ней. При обучении такое поведение хозяина неприемлемо.
4. Не сюсюкайте и не воркуйте c питомцем, когда начинаете с ним играть.
5. Определите время, когда занятие следует закончить, чтобы собака не успела устать и потерять интерес. Лучше сократить его вдвое, чем допустить убывание радости и энергии вашего любимца к концу занятия.
6. Если вы предприняли несколько попыток, но животное не заинтересовалось игрой, ненадолго изолируйте его либо перестаньте обращать на него внимание. Это не должно восприниматься как наказание. Вы всего лишь даете понять, что единственное занятие, которое в данный момент интересует вас – это игра, все другие формы общения вам в данный момент не интересны.
7.Игрушки должны быть доступны собаке только тогда, когда играете с ней вы. Это правило особенно необходимо в случае с домашними любимцами, которые хорошо забавляются самостоятельно, но отказываются делать это вместе с владельцем.
Животное нужно обязательно научить переключению с одного предмета на другой. Хвалите его, когда пес предпочитает предмету, который у него в зубах, тот предмет, который вы держите в руках. Постепенно поощрением должна стать игрушка, а не еда.
Если не получается приучить собаку к игре
Вы использовали все, и у вас опускаются руки, потому что научить животное играть никак не получается. Не расстраивайтесь. Применяя методы дрессировки, можно обучить собаку игре, как любой другой команде. Сначала поощрите любимца лакомством, как только он дотронется до предмета, затем – после того, как возьмет его в зубы, далее – когда будет забирать у вас его, и, наконец, как только научится вам его приносить.
Общие советы по выбору игрушек для собак
Какие типы игрушек предпочтительнее использовать?
1. Чем меньше собака, тем меньшей должна быть игрушка. Однако, у этого правила есть исключения. Покладистому, мягкому и ласковому крупному псу вполне подойдет небольшая мягкая игрушка, а сверхактивному лилипуту собачьего мира – очень прочная и, желательно немаленькая.
2. Есть игрушки мягкие, есть пожестче. Определите предпочтения своего питомца и выберите то, что ему больше всего нравится.
3. Старайтесь иметь несколько предметов для игры, чтобы животное не зацикливалось на одной.
4. В качестве игрушки можно использовать контейнер для еды, если ваш друг любит перекусить.
5. Все собаки в восторге от предметов, которые издают звуки.
Типы игрушек по темпераменту собаки.
1. Для любителей поесть.
– бросайте лакомый кусочек, чтобы собака догоняла его;
– то же самое можно повторить с круглым контейнером для еды;
– купите резиновую игрушку с отверстием, которую можно заполнять едой или проделайте то же самое с носком.
2. Для любителей преследовать:
— любая забава на веревочке или удочке;
– мячи;
3. Для любителей потягаться за добычу:
– флисовые игрушки;
– носки, веревки, полотенца;
– шланги.
В какие игры играть с собакой?
В первую очередь, можно практиковать беспредметные игры. Но, прежде всего, выясните, что собаке нравится, а что ее раздражает. Если она жмется или пятится, значит, вы ведете себя жестко. Верный знак того, что нужно отойти – если животное ложится на спину.
Для игры вовсе не обязательно наличие игрушек, многие собаки и их хозяева прекрасно развлекаются и без них. Например вы можете:
• Поиграть в знакомые всем с детства “салки-догонялки”. Касайтесь бока собаки и убегайте, провоцируя питомца догонять вас.
• “Порычать” и “полаять” на животное.
• Похлопать ладонями по бокам, потолкать пса от себя.
• Поочередно похватать любимца за лапы или хвост. Нужно обязательно хвалить его, когда он оборачивается к вам.
• Наклониться ниже собаки, чтобы раззадорить ее.
Игры с предметами, все же, предпочтительнее, но нужно соблюдать определенные правила:
1. Пес должен ощущать больше внимания, заботы и любви со стороны хозяина, когда игрушка находится у него.
2. Ни в коем случае нельзя трясти ею перед носом питомца.
3. Собаки, по природе своей, хищники. Их больше заводят предметы, которые быстро отдаляются по земле от них.
4. Собаки обожают “потягушки”. Нужно поощрять любовь питомца к этой занимательной игре.
5. Особое внимание нужно уделять робким животным. Не нависайте над ними, старайтесь всегда находиться сбоку.
6. Лучше всего чередовать игры без предметов и с предметами, питомец должен быть заинтересованным в вашем присутствии.
7. Забудьте о послушании и наказании на ранних этапах приучения к игре. Несложно будет добавить контроль, когда появится любовь к этому занятию.
8. Не запрещайте собаке рвать игрушки, но только в вашем присутствии.
9. Если, схватив предмет, пес убегает, похвалите его в момент хватания, а потом повернитесь и убежите. Все собаки, как правило, бегут за хозяином. Не пытайтесь после этого отобрать у животного игрушку, а лучше предложите питомцу беспредметную игру.
Виды игр
“Преследование”. Двигая предмет по земле все быстрее, приучайте собаку двигаться за ним. Хвалите питомца, стимулируя его к игре и развивая заинтересованность. В начале занятий не нужно требовать от животного поднять игрушку. Пес начнет делать это, когда поймет, что за хорошую игру его поощряют.
“Апортировка”. Нужно иметь две одинаковые игрушки и поочередно бросать то в одну, то в другую сторону на расстояние 1,5-2 метров от себя. Приучите собаку любить это занятие, постепенно увеличивая расстояние. Со временем начинайте бросать вторую игрушку только после того, как животное принесет вам первую.
“Потягушки”. Играя в преследование, не отпускайте предмет после того, как его поймает собака, постепенно увеличивая силу. Потяните его слегка на себя, и если пес не отпустит добычу, похвалите его за это. Попытайтесь отвлекать внимание собаки, пока она занята перетягиванием. В конце концов, отдайте трофей победителю. Причем, позволяйте робким собакам побеждать вас чаще. О дисциплине подумаете позже.
“Догонялки”. Многие питомцы любят играть в догонялки. Они хватают игрушку и хотят, чтобы их догоняли. Эта забава очень полезна в случае с робкой собакой или той, которая только появилась в доме. Суть ее в том, что доминирующий член “стаи” мотивирует к общению более слабого.
Если в вашем доме несколько собак
Когда в доме появляется вторая собака, следует позаботиться о сохранности игрушек. Собаки очень ревностно относятся к своей собственности. И если другой посягнет на нее, сразу начинают возмущаться (что очень мягко сказано). Даже животные, которые никогда раньше не дрались, начинают показывать всю свою хищническую суть. Ведь, по их мнению, основной закон выживания – обладание чем-либо. Недоразумения из-за игрушки в скором времени перерастут в серьезные потасовки, что, во-первых, плохо скажется на психике любимцев и, во-вторых, нарушит атмосферу спокойствия в доме.
Чтобы избежать соперничества, лучше всего давать игрушку, когда животные разрознены и забирать сразу же, как только они окажутся вместе. Умный хозяин никогда не создаст для своих любимцев ситуацию соперничества.
Когда случится, что более сильная собака отобрала что-то у более слабой, не забирайте добычу у победителя. Лучше дайте обиженной новую забаву. Но если ситуация повторяется, значит сама собака отдает свои игрушки. Оставьте все как есть.
Игрушка как средство общения
Игрушка – достаточно серьезная вещь в воспитании собаки. От того, насколько эффективно вы будете ее использовать, зависит построение ваших взаимоотношений с домашним любимцем.
Самая интересная, безопасная и увлекательная игра, не требующая применения жестких методов – “Принеси” (апорт). Если использовать положительное подкрепление, то научить питомца приносить вам предметы довольно легко. К слову сказать, и собака, делающая это, находит в таком занятии много увлекательного. Как правило, эта забава нравится всем питомцам, ведь у них сильно развит инстинкт ношения предметов во рту. А тут еще появляется возможность угодить хозяину. Для многих из них – это верх удовольствия.
Следует только придерживаться некоторых правил безопасности: не бросать предмет слишком высоко, чтобы животное не повредило суставы, случайно приземлившись на задние лапы, и не использовать тяжелее предметы, чтобы не травмировать голову и зубы.
Гораздо больше предостережений существует для тех, кто любит забавляться с собакой в “Перетягивание каната”. Это занятие может быть опасным и для хозяина, и для его питомца. Животное может проявить агрессию, и даже стать неуправляемым. Поэтому не позволяйте детям такую игру с домашним любимцем. Да и самим вам лучше воздержаться от этого занятия, если вы – не профессиональный тренер.
Игрушка как мотиватор
Есть собаки, для которых игрушка – более сильный мотиватор, чем даже еда. То есть, у хозяина появляется возможность посредством ее мотивировать питомца с первых дней его появления в доме. Только определитесь, которая из нескольких имеющихся влияет на четвероного друга сильнее всего.
Игрушка – важный фактор эмоционального, психического и даже физического развития животного. Та, которую он грызет больше других и имеет над ним большую власть, только с ней он испытывает минуты упоительной радости.
И не забывайте о главном – ваш ласковый голос, поощрение, жесты воспринимаются домашним любимцем особенно чутко. Общение с хозяином невозможно заменить никакой игрушкой. Дарите любовь своей собаке, воспитывайте, играя с ней, понимайте и гордитесь ею. Друзья уходят, любимые бросают, а собака остается преданной до конца. Поэтому воспитайте себе не только преданного, но и интересного, игривого, шутливого компаньона. Удачи вам в этом!
Почему собака не играет с игрушками?
Щенки от природы любят играть, и заинтересовать игрушкой их обычно нетрудно. Сложности могут под никнуть с робкой или запуганной собакой.
Почему собака не играет с игрушками?
Если пёс охотно играет сам, но при вашем приближении бросает игрушку, отбегает или ложится на спит, значит, он вас боится. Такого пса нужно приучать к игре с человеком постепенно. Предложите ему игрушку на верёвке или на «удочке», чтобы она была далеко от пса и питомец не боялся её забрать. Похвалите его, когда он берёт игрушку. Понемногу сокращайте дистанцию.
Если вы подобрали собаку на улице или из приюта, может оказаться, что она не умеет играть и «не понимает» таких вещей, как мячик или резиновая утка с пищалкой. Неудивительно: когда приходится ежедневно но бороться за жизнь, становится не до игр. Но без них жизнь вашей собаки будет неполноценной.
Преодолеть последствия «трудного детства» помогут съедобные игрушки для собак, которые продаются в зоомагазинах. Если собака раньше голодала, такие игрушки наверняка её привлекут. Она будет подолгу возиться, разгрызая мячик с приманкой внутри, и если ей понравится сам процесс игры, вы сможете предложить ей другие игрушки.
Во время игры с голодавшей когда-то собакой будьте внимательны и тактичны: она может болезненно отнестись к вашим попыткам забрать у нее игрушку. Чтобы научить собаку отдавать вам то, что она держит в зубах, предлагайте ей что-то взамен — она возьмет новую вещь и отпустит прежнюю. «Обменивайте» игрушку на угощение и хвалите питомца, когда он берет лакомство. Игрушку затем сразу верните, так собака поймет, что, отдавая вещь в обмен на еду, она получит и то, и другое.
Дружественная обстановка — залог успеха.
Очень важно, чтобы игра проходила в дружественной обстановке. С робкой собакой играйте сначала дома или у себя во дворе, где она чувствует себя уверенно. Подходящее время для игры — когда вы только что пришли домой: собака рада вас видеть, она возбуждена и хочет внимания. Храните в прихожей несколько игрушек там, где собака их сама не достанет, и бросайте их ей, пока раздеваетесь. Пары минут игры будет вполне достаточно.
Как приучить щенка играть своими игрушками
Для маленького щенка (как и для маленького ребенка) все окружающие предметы – это игрушки. У щенков нет рук, поэтому окружающий мир они исследуют с помощью рта. Все найденные предметы они пробуют на зубок, определяя, съедобно ли это, можно ли с этим играть или оно опасно. А теперь задумайтесь на минуту: есть ли в естественной среде обитания собак (мусорные свалки, окраины деревень) что-то такое, что бы щенок мог укусить и что бы не укусило его в ответ, чтобы при этом его мама очень сильно расстроилась? Есть ли в природе деление на «игрушки» и «не игрушки»? Нет. В природе есть деление только на «опасное» (что тебя убьет или поранит) и «безопасное» (что тебя не убьет и не поранит). Безопасное – это «игрушка», опасное – «не игрушка». С опасным играть нельзя, со всем остальным можно.
Проблемы начинаются, когда щенок попадает в «нелогичный» мир людей с их странной одержимостью категориями. Природная программа говорит ему, что играть нельзя только с опасными вещами. Человек говорит ему, что с большинством безопасных вещей тоже играть нельзя, и ожидает, что щенок должен сам понимать, что это за вещи. Представьте, что я положила перед вами десять разных мячей. Некоторые из них трогать можно, а некоторые нельзя. Как Вы узнаете, какие из них какие? Для щенка это все – игрушки, и это Ваша задача как хозяина – научить его, какие из них можно трогать, а какие нельзя.
Как Вы его этому научите? Если Вы являетесь обычным человеком (особенно, представителем западной культуры), Вы, скорее всего, будете стоять в сторонке, а когда щенок совершит ошибку, накажете его. Крикните «нет», отругаете, шлепнете свернутой газетой, потрясете за шкирку и так далее.
Если бы я была матушкой-природой, Вы бы очень быстро определили, какие можно трогать, а какие нельзя: за одни ругают, за другие нет. Но, к сожалению, я – человек. Иногда я ухожу в свои мысли и не замечаю, как Вы трогаете «запретный» мяч. Иногда я реагирую с запозданием и наказываю Вас за предыдущий «запретный» мяч, когда Вы уже трогаете другой (вполне может быть, что «разрешенный»). Вам хватит терпения решить эту задачу до конца? Или скорее Вы посчитаете, что этот миллион не стоит Ваших нервов, что я больная психопатка, и что лучше тихо посидеть, ничего не трогая, пока за мной не приедут вызванные Вами санитары?
Наказание учит щенка только одному – ничего не делать, пока этот непредсказуемый псих рядом. Зато когда хозяин уходит… или щенок сам уходит в другую комнату… ох, держитесь, носочки, цветочки и плинтусы! И даже если в этот момент Вы зайдете и поймаете его с поличным, он свяжет наказание не со своим занятием, а с Вами. Эти «игрушки» не «опасны»: он с ними только что 5 минут играл без вреда для здоровья. «Опасны» Вы!
Давайте снова вернемся к нашим десяти мячам. Вы трогаете первый – я улыбаюсь и говорю «правильно». Тянете руку ко второму – и на пути у Вас возникает барьер. Несколько попыток, и у Вас закрадывается мысль «может, эти мячи нельзя трогать?». Как быстро Вы разгадаете все мячи в таком случае? Это – обучение согласно «золотому принципу»: я награждаю Вас похвалой за правильные действия и не позволяю Вам совершить неправильное действие (тронуть «запретный» мяч). А в конце Вы еще и миллион рублей получаете!
Обучайте щенка отличать «игрушки» от «не игрушек» по такому же принципу. Награждайте его за взаимодействие с «правильными» игрушками и не допускайте взаимодействия с «неправильными» (не позволяйте этому взаимодействию подкрепиться). Звучит просто.
Говоря об игрушках, стоит сказать пару слов о мотивации. Мотивация – это движущая сила любой деятельности. В основе мотивации лежит некоторая потребность, которую животное хочет удовлетворить. А в мире вокруг существуют десятки или сотни (или даже тысячи) способов ее удовлетворения – предметов. Говоря простыми словами, мотивация – это желание животного удовлетворить существующую потребность данным конкретным предметом. Одну и ту же потребность разные предметы могут удовлетворять с разным успехом, и уровень связанной с каждым предметом мотивации тоже будет разным. Звучит сложно.
В главе про «волшебную кнопку» я привожу пример с выбором между картофелем и бататом. Это два предмета, способных удовлетворить одну потребность – в пище. В данном примере мотивация съесть картофель будет выше, чем мотивация съесть батат, поэтому Вы купите картофель. Выше она будет потому, что картофель Вам хорошо знаком, а батат Вы видите впервые и ничего о нем не знаете. Конечно, на уровень мотивации влияет множество других факторов помимо истории подкрепления, но они выходят за рамки этой книги.
Какое отношение это все имеет к игрушкам? С помощью игрушек щенок удовлетворяет различные свои потребности, каковых у него много. И наша задача как хозяев – предоставить ему подходящие предметы для удовлетворения каждой из этой потребностей, иначе он будет вынужден найти эти предметы сам (и его выбор Вам, наверняка, не понравится!)
Самая очевидная потребность маленького щенка, для удовлетворения которой нужны игрушки, – это помощь в прорезывании и смене зубов. У одного из западных тренеров (к сожалению, не помню его имени) я услышала интересную теорию, что у щенков существуют два периода смены зубов. Первый – это всем известный период, когда выпадают молочные зубы и на их месте вылезают постоянные. В это время щенок предпочитает жевать мягкие, «вязкие» вещи (например, текстиль, мягкую резину), поскольку они «помогают» выпасть молочным зубам. Длится он до 4 – 4.5 месяцев. Второй период смены зубов приходится на 7-10 месяцев, когда у щенка завершается рост костей челюсти и коренные зубы занимают свое окончательное положение. В этот период щенок предпочитает жевать твердые вещи (например, дерево, твердую резину). Это означает, что маленькому щенку Вы должны предоставить больше мягких игрушек (тряпочки, канатики, мягкий Конг, плюшевые игрушки), а по мере взросления сместить баланс в сторону твердых игрушек (специальные синтетические палочки и косточки, твердый Конг, толстые канатики с узлами).
Самая неочевидная потребность маленького щенка – потребность в обогащенной среде. Это потребность постоянно получать новый опыт. Щенку нужно исследовать окружающий мир, если не на зуб, то хотя бы на язык, уши, лапы и хвост. И должен он это делать под Вашим присмотром и руководством, чтобы Вы в режиме реального времени учили его правилам взаимодействия с этими вещами. Да, листики и бумажки можно кусать, а вот кота нельзя; кота можно лизать (если он не против, конечно). Если Вы не будете учить его этим правилам, он придумает их сам, и Вы потом мучительно долго будете менять его «веселые» правила на свои «скучные». К слову о правилах, животные считают первый полученный опыт правилом, а последующие опыты – исключениями из этого правила. Иными словами, если он тайком утащит носок и поиграет с ним, Ваши последующие запреты играть с носками он объяснит тем, что у Вас нынче плохое настроение, а не тем, что с носками в принципе нельзя играть. В общем, учите щенка изначально делать все правильно. Звучит знакомо, правда?
Есть хозяева, которые не оставляют своему щенку игрушек вообще. Есть хозяева, которые оставляют щенку одни и те же несколько игрушек, а потом удивляются, почему он грызет обувь и отрывает обои, ведь у него же есть его игрушки. Если Вы из их числа, представьте, что Вы несколько недель сидите один в белой комнате, где у Вас из развлечений есть сказка про Колобка, кроссворд (один!) и одна серия Вашего любимого сериала. Вам что, скучно? Но ведь у Вас же есть эти великолепные разнообразные развлечения!
Игрушки у щенка должны быть! Интересные и новые. Их не обязательно должно быть много: Вы можете их постоянно менять, каждые 2-3 дня убирая одну из игрушек в шкаф и доставая на ее место другую. Так каждую неделю у щенка будет новый набор игрушек, и они не будут успевать ему наскучить. Мячик, который он созерцает вот уже несколько недель кряду, заинтересует его не больше, чем Вас – разгаданный кроссворд. Отрывать обои намного интересней.
При выборе игрушек очень важно учитывать стиль игры щенка. В игре щенки практикуют отдельные звенья охотничьей цепочки. За каждым отдельным звеном стоит отдельная потребность к осуществлению данного поведения. Уровень потребности зависит от породы (для каких целей она выводилась) и от индивидуальных особенностей щенка.
Охотничья цепочка выглядит следующим образом: поиск – обнаружение – подкрадывание – погоня – хватающий укус – убивающий укус (и/или мотание головой) – расчленение – поедание.
В зависимости от породных и индивидуальных особенностей некоторые звенья этой цепочки могут отсутствовать, а некоторые могут быть гипертрофированны. Если щенок пытается удовлетворить потребность в поиске (залезает на кухонный стол, сует нос в мусорное ведро, копает дыру в диване), то и игрушки ему нужно предоставлять такие, которые позволят ее удовлетворить. Резиновая косточка и шкурка с пищалкой тут не помогут, а вот поисковые игры и головоломки, где нужно находить и извлекать кусочки еды, вполне. Если ему нравится «расчленять», давайте ему в качестве альтернативы картонные коробки или узел из лоскутков, которые он сможет безнаказанно разрывать на кусочки. (Следите за тем, чтобы он выплевывал отгрызенное! если он глотает, такие игрушки ему не подходят; попробуйте твердый Конг).
Попробуйте определить, какое звено охотничьей цепочки реализует щенок в игре с данным «запрещенным» предметом, и дайте ему «разрешенную» альтернативу, позволяющую осуществить это поведение.
В завершение поговорим о самой распространенной ошибке. Для многих хозяев оказывается слишком велик соблазн бегать за щенком и пытаться отобрать у него украденные «запрещенные» вещи. К сожалению, эта игра в догонялки является превосходнейшей наградой за игру с этими самыми вещами. Так Вы только поощрите и сделаете прочнее поведение щенка, от которого хотите избавиться. Хорошего решения этой проблемы нет! Если щенок уже играет с «запрещенной» вещью, любое Ваше действие ухудшит ситуацию. Вы можете только выбирать меньшее из зол. Этим меньшим злом будет игнорирование щенка (если он завладел «безопасным» предметом) или обмен (если завладел «опасным»). Большее из зол – насильное забирание у него вещи и/или наказание. (Подробнее об обмене и забирании предметов Вы узнаете в главе про охрану ресурсов).
Единственным хорошим решением проблемы игры с «запретными» вещами является ее предотвращение. Не давайте щенку возможности вовлечься в нежелательную игру. Для этого он должен либо находиться под Вашим активным присмотром, либо его передвижение должно быть ограничено с помощью клетки, манежа или привязи (к себе или к мебели рядом с местом отдыха). Кроме этого, предоставьте щенку разнообразные новые и интересные (соответствующие его стилю игры) игрушки и обязательно хвалите его и награждайте за то, что он с ними взаимодействует. Хорошим вариантом игрушки является Конг – он одновременно и достаточно мягкий, и достаточно твердый, его можно жевать, можно вылизывать, можно искать по запаху и можно подбрасывать, ловить и догонять. Одна игрушка может удовлетворить почти все охотничьи потребности. А главное, добываемая из него еда подкрепляет игру с ним, повышая мотивацию играть именно с Конгом, а не с другими предметами. Впрочем, теплая улыбка, добрые слова и мягкое поглаживание никогда не будут лишними.
Спасти свой дом от разрушения, а щенка от удара электрическим током легко. Для этого нужно либо изолировать все ценные и опасные вещи от щенка, либо щенка изолировать от них, и предложить ему интересные альтернативные игрушки, взаимодействие с которыми обильно награждать. Одновременно с этим исследуйте вместе со щенком окружающий мир, обучая его правилам поведения и обращения с теми или иными вещами. Вы и глазом моргнуть не успеете, как Ваш щенок станет благонадежным и воспитанным мохнатым гражданином!