что делать если стал свидетелем дтп
Что делать, если вы стали свидетелем ДТП с пострадавшими?
Для тяжело пострадавших фактор времени имеет несомненное значение. Если пострадавший доставляется в больницу в течение первого часа после получения травмы, то обеспечивается самый высокий уровень выживаемости и значительное снижение риска осложнений. Это время называется «золотым часом», который начинается с момента получения травмы.
Любые действия на месте происшествия в чрезвычайных ситуациях должны носить характер спасения жизни, поскольку теряются драгоценные секунды и минуты «золотого часа» пострадавшего. Жизнь и судьба конкретного человека во многом могут зависеть от грамотности и мастерства ваших действий, поскольку Вы первый, кто оказывает ему медицинскую помощь до прибытия служб спасения.
Если вы стали очевидцем аварии, ДТП, происшествия с пострадавшими:
— Незамедлительно позвоните по телефону 112, или в любую из экстренных служб – пожарную охрану, ГИБДД, скорую помощь. Укажите точный адрес или ориентир, где это произошло, расскажите о характере происшествия и наличии пострадавших.
— Осмотрите пострадавшего. При необходимости и наличии навыков, окажите ему первую помощь.
— Если характер травм незначителен и пострадавшего можно транспортировать, отправьте его попутным транспортом в ближайшее медицинское учреждение для оказания квалифицированной помощи.
Таким образом, вы сможете обеспечить максимальные шансы человека на выживание и реабилитацию.
Содержание:
Если вы вольно или невольно стали очевидцем происшествия на дороге, то от зафиксированных сотрудником ГАИ ГИБДД или полиции ваших слов о ДТП, зависит результат уголовного, административного или гражданского процесса. В процессе рассмотрения указанных дел суд учитывает полученные сведения от свидетелей на ровне с другими уликами. Далее мы расскажем, как нужно вести себя, если вы стали свидетелем аварии, ваши обязанности и другие важные моменты.
Что нужно делать, если стал свидетелем аварии?
Начнем сначала с разбора двух понятий:
Если по итогам аварии зафиксирован ущерб здоровью или даже жизни, то будет открыто уголовное дело. Довольно часто люди получают серьезную психическую травму, даже в случаях, когда ДТП для жизни ничем не угрожало. Особенно, если водитель ранее никогда не был участником аварии и вообще не имеет понятия, что ему предпринимать.
При наличии полиса страхования КАСКО многих проблем можно избежать. Но чаще всего именно свидетель выступает рулевым в процессе.
Итак, если на ваших глазах произошло ДТП, то выполните следующие действия:
Чего нельзя делать с пострадавшим
Не забывайте, что еще есть действия, которые запрещено выполнять с пострадавшим:
Куда обратиться
Если на ваших глазах произошло дорожно-транспортное происшествие и вы не против выступить свидетелем и дать показания, то просто обратитесь в подразделение ГИБДД в том районе, где и случилось ДТП. Кроме того, идти лично туда не обязательно, можно просто им позвонить и все рассказать.
К слову, такие поиски часто заканчиваются успешно, так как сейчас видеорегистратор есть практически у каждого автовладельца.
Свидетель может покинуть место ДТП
Свидетель может уйти с места столкновения машин и его за это никто не оштрафует. Но есть одно исключение, за которое предусмотрена уголовная ответственность – оставление другого человека в опасности. Например, если в результате аварии все участники получили тяжелые увечья и у них нет возможности самостоятельно себе помочь, то свидетелю придется по закону отвечать за свой поступок, если он решил уйти и всех бросить, но при этом мог вызвать скорую помощь.
Обязанности
Важно отдавать себе отчет в том, что став свидетелем человек получает особый правовой статус, а это значит, что на него возлагается ряд обязанностей. Описан этот момент в пункте 2 статьи 25.6 КоАП РФ.
Итак, если вы стали свидетелем в деле об административном правонарушении, то в число ваших обязанностей будет входить:
Кроме обязанностей свидетель еще имеет свои права. Самое главное заключается в том, что он не обязан давать показания против себя, своей семьи и близких родственников. Круг лиц закреплен на законодательном уровне – дети, отец и мать (усыновители), родной брат/сестра, дедушка/бабушка, внуки.
В остальной перечень прав входит:
Обязан ли являться в суд
Как только свидетель станет необходим для дачи показаний, в том числе и в суде, ему ГАИ ГИБДД направит повестку на адрес, где он фактически проживает. Игнорировать ее крайне не рекомендуется.
Конечно на практике бывает такое, что свидетель передумал и решил не давать показания в суде, но в таком случае вступит в силу норма об отказе.
Как писать объяснительную
Написать объяснительную записку можно, как на специальном бланке, который даст работник ГАИ ГИБДД, так и на обычном белом листе. Рекомендуется делать это сразу, пока свежи воспоминания после аварии.
Важно обязательно вписать свое ФИО и контактные данные для связи, чтобы вас потом могли найти. Кроме этого, объяснительная должна состоять из следующего:
Если при написании объяснительной рядом со свидетелем находится работник ГАИ ГИБДД, то он обязан сказать, что если он напишет неверную информацию, то его ждет ответственность.
Ложный свидетель ДТП
Многие люди ежедневно лгут, у некоторых это даже входит в привычку. Но когда речь заходит о свидетельских показаниях, то ситуация меняется в серьезную сторону. Прежде чем допрашивать свидетеля, работник правоохранительных органов предупреждает его об ответственности, на случай, если он решит солгать:
Исходя из судебной практики, чаще всего в подобных случаях применяется жестокое наказание. Долг любого человека – дать правдивые показания, чтобы дело было разрешено по честному. Важно отдавать себе отчет в том, что из-за вашего безразличия может пострадать невинный человек.
Кто не может быть свидетелем
В 3 части статьи 56 УПК РФ указано, что если рассматривается уголовное дело, то в роли свидетеля не может выступать:
Советы свидетелю ДТП:
Заключение
Быть свидетелем ДТП очень ответственно, но в то же время это шанс спасти человека, которого необоснованно обвиняют в случившемся или наоборот наказать. Поэтому старайтесь проявлять человеческие качества и не оставаться равнодушным, когда людям нужна ваша помощь.
Свидетели при ДТП: права и обязанности
Содержание:
В случае возникновения транспортного происшествия на дороге, стороны должны зафиксировать все детали аварии. Бывает, что виновник случившегося пугается и быстро уезжает пока никто не видит, или обе стороны вовсе отказываются от дачи показаний, а при этом есть пострадавшие. В подобных обстоятельствах дополнительные сведения предоставляют проходившие или проезжающие в сам момент происшествия неподалеку люди. Еще показания помогают восстановить полную и реальную картину аварии со всеми деталями и сам механизм столкновения.
Статус свидетеля
Свидетель аварии – это любой человек, увидевший столкновение автомобилей или получивший сведения, касающиеся данного дела. Например, это могут быть случайные прохожие или люди, которые сидели в машинах – участниках ДТП. Еще быть свидетелем может даже лицо, которое видело все происшествие через онлайн-камеру видеофиксации.
Показания, полученные от свидетелей, признаются судом, как доказательство в уголовных, гражданских и административных процессах. Для надлежащего использования свидетельских показаний, нужно их получить:
При этом суд и не должен отвергать показания близкого человека или родственника и не считать это доказательством по делу. Но если выносится решение, основываясь именно на сведения, предоставленных им, то суд должен отразить в решении, почему он выбрал именно эту позицию, а не второго свидетеля.
Какие данные могут предоставить свидетели, которые своими глазами наблюдали аварию? От установления всего перечня свидетелей на месте столкновения ТС и качественного закрепления их слов будет зависеть:
Относится ли к пассажирам
Допустимо ли пассажиру выступать в роли свидетеля аварии? Абсолютно все пассажиры автомобилей, ставших участником ДТП, могут свидетельствовать о случившемся.
Обычный пассажир, который своими глазами видел аварию на дороге, должен прийти для дачи показаний, после получения повестки.
Если вы стали свидетелем?
О том что делать если вы вдруг стали свидетелем аварии можно узнать в подробной статье на нашем сайте: » Что делать если стал свидетелем ДТП? «. Тут вы узнаете чем свидетель отличается от очевидца и как себя вести в случаи увиденного дорожно-транспортного происшествия.
Как найти свидетелей ДТП
Если участники аварии не пришли к единому мнению на счет аварийного происшествия на дороге, то тогда остается только найти ее очевидцев. Но сделать это нужно же незамедлительно, обратив внимание на проезжающие мимо автомобили, прохожих пешеходов или людей, которые сидят кушают в ресторане и т.д.
Еще поиск свидетелей можно совершить через группы социальных сетей, объявления в местных газетах. Не лишним будет размещение распечатанных объявлений на информационных досках вблизи домов, где было свершено ДТП, с указанием даты и времени столкновения, подробного писания машин и своего контакта для связи. Для стимуляции еще можно вписать, что в аварии пострадали люди, если это конечно правда.
Если по итогу ДТП кому-то были нанесены тяжкие телесные повреждения или вовсе кто-то погиб, то за поиск свидетелей берется полиция.
Как правильно оформить показания
Правильно взятые и зафиксированные показания очевидцев сразу после свершения дорожно-транспортного происшествия в 90% случаях показывают, что случилось на самом деле. Кроме того, они являются законным основанием для определения виновной стороны и осуществления нужных экспертиз. Поэтому документ со свидетельскими показаниями должен содержать:
Что может пояснить свидетель
Обязанность свидетеля – это предоставление правдивых и объективных сведений обо всех обстоятельствах аварии, которые ему известны. Поэтому от его показаний зависит, насколько точно будет восстановлена полная картина происшествия и последствий, повлекших ею:
Очевидец происшествия может быть не один, а несколько. Реальная необходимость вызвать каждого из них должна быть доказана участником гражданского процесса. Если суд решит, что конкретный свидетель не даст никаких ценных сведений, то его просто не вызовут.
У каждой стороны есть возможность самостоятельного сбора и предоставления доказательств, включая данные о свидетелях. Когда рассматривается уголовное дело по итогу аварии, то сведения о каждом очевидце обязательно должны уточняться работниками ведомств и правоохранительных служб. О том, что человека вызывают выступить в роли свидетеля, ему предварительно направляется извещение, а если он без уважительной причины его игнорирует, то его доставление ложится на плечи судебных приставов.
Нужны ли свидетели ДТП если есть видеозапись аварии?
Наличие большого количества установленных видеорегистраторов на автомобилях и стационарных камер дает возможность намного проще восстанавливать картину ДТП. Но не всегда просмотр записи дает узнать все подробности происшествия. Например, если даже на видеозаписи зафиксирован момент столкновения ТС, то не факт, что там будет четко виден регистрационный номер машины, водитель которой скрылся с места ДТП. Поэтому другими способами искать свидетелей тоже нужно, независимо от количества видеороликов или фотографий.
Как мы уже писали ранее, в деле об административном правонарушении в качестве доказательств используются любые фактические сведения, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие самого факта административного правонарушения, причастность к нему лица и другие обстоятельства, которые могут повлиять на правильность разрешения дела.
Независимо от того, есть ли или нет видеозаписи происшествия, важно сделать все возможное, чтобы собрать доказательную базу, найти свидетелей и подтвердить невиновность в ДТП.
Что делать если свидетель ДТП отказывается давать показания?
Далеко не каждый человек, невольно ставший очевидцем аварии на дороге соглашается потратить время на беседу с работником ГАИ ГИБДД, быть вписанным в протокол, ну и тем более участвовать в судебных заседаниях, чтобы предоставить суду и потерпевшей стороны нужные сведения.
В подобных случаях важно понимать, что в роли свидетеля аварии может выступить любой вызванный человек, обладающий нужной информацией по делу. К тому же, во 2 части статьи 25.6 КоАП РФ указано, что он просто обязан прийти и дать правдивые показания.
В административном регламенте МВД РФ гос. функции по выполнению федерального гос. Надзора за соблюдением водителями требований законодательства РФ в сфере безопасности движения на дорогах, указано, что работник ГАИ ГИБДД должен обязательно опросить очевидцев и свидетелей аварии.
Поэтому, используя приведенные положения будет нетрудно получить нужную информацию от определенных лиц, даже если они изначально категорически отказываются сотрудничать. Хватит даже обращения работника полиции на этот момент, который занимается оформлением протокола.
Что делать если свидетель ДТП дает ложные показания?
Если был выявлен факт предоставления ложных и недостоверных сведений о ДТП от одного из свидетелей, то нужно об этом поставить в известность орган, который занимается рассмотрением административных материалов или должностное лицо.
Если потерпевшая сторона лишилась свидетеля из-за того, что был раскрыт факт его лжесвидетельствовали, то ей остается прибегнуть к поиску новых свидетелей происшествия на дороге или добыть запись с видеорегистраторов мимо проезжающих ТС или стационарных камер.
Что делать, если свидетель вымогает деньги за показания
Если свидетель дорожно-транспортного происшествия выдвигает условие, при соблюдении которого он даст показание, в виде определенной денежной суммы, то не нужно сразу идти у него на поводу и начинать паниковать.
В подобной ситуации лучше предпринять следующее:
Если свидетели отсутствуют
Бывает и такое, что произошла авария, но ее никто не видел. Например, если все произошло в ночное время суток или в слишком безлюдном месте (не в черте города, а на трассе). В подобных случаях на помощь приходят только записи видеорегистраторов ТС, данные с видеокамер с придорожных кафе. Их изъятие проводится только с привлечением правоохранительных органов.
Нужно ли присутствовать в суде
Основная задача свидетеля аварии – приехать и дать правдивые сведения уполномоченному лицу. Если ему была направлена повестка с приглашением на судебное слушание, то он обязан прийти в указанную дату, время и место. Стороны рассматриваемого дела вправе привлекать своих свидетелей, при условии что заранее судье или иному должностному лицу было подано ходатайство.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.