что делать если священник хамит
Про грубых священников
Про грубых священников
Три недели тому назад:
Встречаю пожилую прихожанку: «Рад Вас видеть. Что-то Вас давно не было…»
«Дак, полгода болела…»
«А что такое?»
«Инсульт случился… прямо в храме».
«Как же так. »
Женщина вздыхает и, поправляя выбившиеся из-под косынки волосы, рассказывает:
«Пришла я на Родительскую субботу в церковь недалеко от дома, помолиться о своих покойничках. И так умилительно стало, когда запели, что я встала на колени. А тут батюшка настоятель как увидел, да как стал на меня: «Такая-сякая, старая, а глупая. Да ведь еще на колени не становятся, еще коленопреклонные молитвы не читали. Что же ты тут устраиваешь?»
И при всех, и при всех меня чихвостит.
Ну, у меня давление подскочило, я тут и упала. Скорая от церкви увезла. И вот полгода лежала. Сейчас помаленьку выхожу».
Я, пораженный, спрашиваю: «Это что за храм был?»
«Да »
Сегодня:
«А почему твоя внучка в храм не ходит?» – спрашивает меня батюшка в храме, в который мы ходим. «Ну, подросток она, как-то сопротивляется…» «А я, вот, возьму и вычеркну ее из своего молельного списка. Не буду молиться за нее, тогда попляшет».
Я, о.К, всю ночь проплакала. Что же делать.
Я бы не стал приводить подобные истории. Но так как они происходили и будут происходить, хочу сказать об этом несколько слов.
Друзья! Священники были и будут разные. Как разные все люди, так разные и священники. Они точно в такой же степени, как и все остальные люди, имеют свои человеческие недостатки, среди которых бывает: немудрость, грубость, невоспитанность, неделикатность.
Но что делать? У Церкви нет других священников. Есть старинная христианская история про то, как женщина жаловалась на батюшек. Этот тем плох, этот другим. Ей явился Христос и сказал: «У Меня других пастырей НЕТ!»
Хотим, чтобы пастырь был во всем прекрасен и идеален? Давайте воспитаем так своего сына и с детства направим его на путь священнического служения. Может быть, если он захочет идти по этому пути, нам удастся подарить миру прекрасного пастыря.
Но пока будем довольствоваться тем, что имеем. И раз не явили миру в своем лице, в лице своих детей идеал, давайте терпимей отнесемся к другим.
А семинарии.
«А семинарии… Ведь они учат быть хорошими священниками…» – заметите вы. Друзья, семинарии учат последовательности действий при совершении Крещения или Отпевания. А внутреннему состоянию души: благородству, мудрости, тактичности, доброте и проч. семинарии не учат, уверяю вас. Это закладывается в человека в семье, а потом воспитывается самодисциплиной и постоянной работой над собой. И не у всех священников есть хорошие стартовые условия (воспитание с детства), и не все потом обращают внимание на воспитание в себе этих качеств.
Опыт моего общения с людьми показывает, что священники в массе все же, несомненно, лучше, чем обычные мужчины их возраста. Это уже неплохо. Нам, конечно, хотелось бы идеала, чтобы все были на пятерку, но в реальности это трудноосуществимо.
Главное – благодать Божия!
Мне больно слышать про священников, которые оскорбляют прихожан, обижают, про священников, которые жадны или ведут себя порочно. Все же такие вещи иногда приходится слышать, но давайте, если мы не можем изменить священников, правильно сориентируем себя. Научимся понимать, что Таинства и священнодействия, которые совершает священник, от его личных достоинств не зависят, что, например, Причастие равноблагодатно в руках отца Иоанна Кронштадтского и самого распоследнего священника, сосланного за злоупотребление спиртным в монастырь на покаяние. Бог совершает Таинство, а не священник. Священник – лишь орудие в руках Божиих.
Да, духовного совета, назидания мы от иного батюшки не получим, но ведь главное – это приобщение к благодати! А наставниками нам могут стать хорошие книги, сайты.
Не обращать внимания
Право, мы же не маленькие дети, чтобы обращать внимание на такие пустяки, что нам грубо ответила продавщица в свечном ларьке или сказал какую-то глупость священник. Да Бог им судья. Отнеситесь по-христиански, доброжелательно и спокойно.
Да, вам хорошо, а нам, бедным…
Говорю я так потому, что и сам знаю, что такое грубость и глупость наших церковных служителей. Я часто бываю в поездках. И везде я хожу в обычной мирской одежде. Захожу в храмы, общаюсь со священниками, служителями храма. Я практически никогда не представляюсь, чтобы не пользоваться привилегиями сана, поэтому я знаю, как невнимательно и грубо могут тебе ответить. Но я просто не обращаю на это внимания.
Быть светом Христовым
Грустно, что священники, от которых мы ждем, что они будут иконой, высшим образцом человека, ведут себя недостойно. Но что же делать? Мы, во всяком случае, сами можем постараться стать образцом для других людей. Постарайтесь себя вести так, чтобы, глядя на нас, окружающие видели пример. Пример любви, мудрости, внимательности, отзывчивости, терпимости… всего того, что мы порой хотим увидеть, но не видим в наших священниках.
P.S. По правде сказать, я колебался, писать ли эту заметку, но, посоветовавшись с женой, все же решил, что написать надо. Это проблема. Для многих болезненная. И я не хотел бы делать вид, что проблемы нет, и в то же время я хотел сказать, донести, что проблемы как таковой я не вижу. Вопрос – в нашей собственной мудрости и терпимости к другим.
Когда я написал этот очерк, я дал прочитать его жене. Она сказала, что почти со всем согласна, только нужно дописать вот что:
«Ты, – говорит, – пишешь, что «мы же не маленькие дети, чтобы обращать внимание на такие пустяки, что нам грубо ответила продавщица в свечном ларьке или сказал какую-то глупость священник. Да Бог им судья…» Но проблема здесь глубже. Проблема в том, что священник (и всякий церковный персонал, вплоть до уборщиц и сторожей) считает себя хранителем и раздаятелем благодати. Приходит человек с открытым сердцем, распахнутой душою, а его не допускают к Чаше, унизительно контролируют длину юбки и делают другие обидные и оскорбительные замечания. То есть часто человек в наших храмах, по сути, не имеет прав. Вот что обидно».
Согласен. Это обидно. Но я бы сказал вот что: если нас оттолкнули от Чаши, не допустили к исповеди… смиритесь и спокойно молитесь. И Господь, все видящий и понимающий, подаст нам преизобильную благодать.
А если озлобимся, лишимся внутреннего мира – откроем душу для бесов. Не только ничего не получим, но и потеряем то, что имели.
«Надо с нами пожестче». Можно ли победить хамство в Церкви
Когда хамство священника предлагается как стандарт
– Почему хамство не только не побеждено в нашей Церкви, но и распространилось на пастырей?
Игумен Нектарий (Морозов)
– Потому что путь наименьшего сопротивления всегда ошибочно представляется наиболее простым. Люди приходят в храм с самыми разными проблемами, с самыми разными вопросами, и да – с ними не всегда легко, потому что мы все приходим в Церковь как во врачебницу, а значит – со своими болезнями. Может священник от этого уставать, может иногда проявлять несдержанность, срываться? Не должен, но может.
Но только в таком случае ему необходимо каяться в этом и просить у Бога помощи, просить любви, если он видит в себе ее оскудение. Однако когда появляются в публичном пространстве пастыри, предлагающие хамство как некий стандарт отношения священника к людям, то тех, кто нетверд, такая «стандартизация» на путь наименьшего сопротивления легко сталкивает. Ну и плюс к этому огромная наша беда – недостаток элементарной культуры общения. Он ощущается на всех уровнях жизни общества, во всех его слоях, и Церковь, к сожалению, не становится исключением.
– Как реагировать на проявления откровенной грубости от лиц в священном сане? Как отвечать другим, которые со слезами приходят и жалуются на поведение священников и епископов?
– Думаю, что нужно не уставать напоминать о том, что в Церкви совершен лишь Христос, что мы все исполнены недостатков, что это горькая данность нашей жизни.
Но у нас есть выбор: отступить, бежать от этой данности, сказав: «Это не мое, я этого терпеть не хочу», или же преодолевать ее, понимая, что Христос тоже терпит все это в Церкви, давая возможность, давая свободу каждому жить так, как он считает нужным.
Ведь то, что Христос – Глава Церкви, не упраздняет нашей свободы. А Господь очень деликатен, Он не мешает нам эту свободу реализовывать.
Он лишь помогает нам даже от этого недолжного получать пользу, усовершаться в мужестве, твердости и, на самом деле, в том же смирении – не согласии, а именно смирении как подвиге. И, конечно, Он судит в конце времен – как мы жили, что мы делали, какой выбор совершали.
И смею надеяться, что тех, кто имел перед своими глазами в Церкви примеры жизни неподобающей, но сам жил, стремился изо всех сил жить по-христиански, Господь за их труд почтит. Потому что очень это непростой труд, иногда кажется, невозможный. Но – возможный, ибо Господь все равно с нами и не оставляет нас ни на мгновение, лишь бы мы об этом помнили.
– Почему те люди, которые хамят пастве в России, когда оказываются в другой стране, ведут себя вежливо?
– Мне кажется, вопрос риторический. Обычная транспортная ситуация: распоясавшийся хулиган, терроризирующий пассажиров – пожилых женщин, усталых женщин, едущих с работы, замученных жизнью и пивом мужичков… Но вот заходит в автобус или троллейбус крепкий молодой человек, косая сажень в плечах, одежда обтягивает мощное тело, уши сломаны – как это нередко бывает с борцами.
И что наш хулиган? Если у него остались еще какие-то проблески здравого смысла, то будет вести себя тише воды и ниже травы: понимает ведь, что вновь вошедший не спустит ему его безобразий. Вот примерно то же и с вашим вопросом: приезжая туда, где такого поведения не потерпят, люди, привыкшие вести себя на родине не лучшим образом, перестраиваются. Почему? Потому что в общем-то понимают, что хорошо и что плохо. Понимают? Ну, конечно же, понимают. И часто рассказывают об этом другим.
– Всегда ли возмущение хамством говорит об отсутствии смирения?
– Возмущение – вообще плохое состояние. Когда возмущаешься, из глубины сердечной такая муть поднимается в полном смысле этого слова, что потом очень долго бывает трудно очистить от нее свои слова, чувства, поступки. Но вот неприятие хамства – явление совершенно нормальное. Хамство – безобразие, хорошего в нем нет ничего. Почему же мы должны относиться к нему уважительно?
Правильная реакция – отойти в сторону, уйти от столкновения, когда это возможно, а если невозможно, то и противостоять. Ведь противостоять хамству можно и со смирением, и совершенно по-христиански. Апостола Павла первосвященник приказывает бить по лицу, а он говорит на это: «Так будет бить тебя Бог, стена подбеленная». Самое главное – в нашем противодействии не должно быть ответного хамства. Но тут, как правило, все определяется тем состоянием, в котором мы находимся – состоянием нашего сердца, нашей христианской жизни.
Долго ли свои потерпят
– «Они ж свои – перетопчутся» – это пренебрежительное отношение к своим, родным, мне кажется, мы замечаем не только в миру, но и в жизни Церкви. «Ничего, потерпят». Наряду с таким унизительным отношением мы видим откровенное заискивание перед людьми, к Церкви имеющими весьма отдаленное отношение. Не отдаляет ли это от Церкви людей, которые как раз и считаются «своими»?
– Да, к сожалению, «свои – потерпят» – это достаточно распространенный шаблон, характерный для многих областей нашей действительности, в том числе и для жизни церковной.
Что можно об этом сказать? Что такое отношение к людям, с которыми тебя объединяет одно отечество или, еще больше, одна вера, недопустимо? Мне кажется, что это настолько очевидно, что лишний раз не имеет смысла констатировать подобную истину: каждый здравомыслящий человек и так в этом убежден, а тот, кому нужно ее как-то доказывать, обосновывать…
Скорее всего, тут мы мало преуспеем: для того, чтобы думать иначе, нужно иметь какое-то глубокое внутреннее повреждение, какие-то «особые» взгляды, своего рода броню из них, через которую очень и очень трудно пробиться.
Наш народ на протяжении многих веков привык терпеть такие условия жизни, которые большинством европейских народов воспринимались бы как невозможные. И речь не только о материальных условиях, но и о том, что гораздо важнее: о свободе, об уважении власти к народу, о возможности развиваться и самостоятельно выбирать свой жизненный путь. И эта терпеливость далеко не всегда является добродетелью. Добродетельно лишь осознанное смирение, являющееся христианским выбором человека, его личным подвигом.
А смирение по необходимости, смирение от безысходности, в основе которого лежит не волевое решение, а полное безволие, весьма мало отношения имеет к христианству.
Особенно горько, когда такие «стандарты» из общественной жизни перетекают в жизнь Церкви. Единственно верное отношение людей Церкви к тем, кто находится вне ее – это любовь, забота, сопереживание, желание помочь обрести ту истину, которая для нас самих является центром, стержнем жизни или самой жизнью. Заискивание перед ними, равно как и высокомерие в отношении их, – вещи абсолютно недопустимые и – «не работающие» притом, никого ровным счетом ко Христу не влекущие.
Не отдаляет ли такое отношение к «своим» от Церкви? Хотелось бы сказать, что нет, но реальность свидетельствует об обратном. Первоначально вызывает недоумение, боль, потом – отчуждение. Ведь люди далеко не всегда способны разделить Церковь и наше пастырское несовершенство, понять, что второе не упраздняет истинности первого. И не надо от них этого требовать. Гораздо правильнее – стараться соответствовать тому, что они в Церкви, прочитав хотя бы однажды Евангелие, рассчитывают увидеть.
Сами хотят, чтобы с ними были пожестче
– Есть и такое мнение: чем больше меня в Церкви унизят, чем больше грязи выльют в душу, тем лучше – тем я «смиреннее». Если не так – ты несмиренный, да и вообще вопрос, православный ли. Иногда кажется, что под таким «смирением» скрывается мазохизм какой-то. Оправдано ли такое чувство? Чем отличается смирение от издевательства над ближним и самим собой?
– Я уже попытался объяснить, в чем заключается отличие между смирением как добродетелью и смирением по необходимости, которое является не следствием христианского выбора, а смирением от безысходности.
Вы никогда не читали разные истории и анекдоты о Ходже Насреддине? Я вот очень любил их и даже сейчас порой что-то перечитываю. И вот есть в одной из них такой момент. Бык соседа нанес урон посевам на поле Ходжи. И Ходжа, встретив потом этого соседа, а вместе с ним и быка, набросился на него и начал лупить палкой по голове и по рогам. А на возмущение соседа отвечал: «Ты не знаешь, за что я его бью, а он знает – видишь, как он голову повесил!»
Вот это – не совсем добродетель и не совсем смирение, быку просто было больно, страшно и он не знал, что делать… А смирение – это когда после удара по правой щеке ты подставляешь левую сознательно, зная, за что ты страдаешь, отдавая себе в этом отчет, в отличие от быка. Вот только относится это все к тому, кого смиряют – люди, обстоятельства, Сам Господь.
Что же до тех, кто присваивает себе право смирять… Можно смирять человека, если это твой ребенок или ты старец, а это твой послушник. Но что для этого необходимо? Во-первых, любовь. Во-вторых, опыт. В-третьих, и это самое главное, понимание того, что ты за смиряемого несешь перед Богом ответственность – такую, что о ней и подумать страшно. И те, кто думает, не смиряют, а просто любят, заботятся и учат. И, проявляя строгость, растворяют ее любовью.
Остальное – от лукавого, особенно – когда кто-то пытается свои недостатки, свою несдержанность, свое властолюбие оправдать каким-то «духовным» образом, а тем паче – если ссылается при этом на Слово Божие.
Примеров жесткого, жестокого, хамского отношения к людям полно в окружающей нас жизни, и не за этим приходят люди в Церковь, а за светом, за истиной, за любовью.
И если мы не покажем, не явим этой любви в себе, то как люди смогут поверить, что мы – служители Бога, Чье Имя – Любовь? Как им не усомниться: не заблудились, не ошиблись ли они?
Хотя есть и нечто более страшное, на мой взгляд: когда люди, изломанные, исковерканные жизнью, сами хотят, чтобы с ними были пожестче, и, встречая такое отношение, радуются ему, как чему-то родному и дорогому, и с радостью ложатся под плеть грубого слова, любят, по слову апостола Павла, когда кто-то «бьет им в лицо».
Что за этим стоит? Иногда – неправильно переживаемое чувство вины, своей «порченности» и притом неготовность что-то в себе менять, трудиться над собой, и как следствие – принятие «наказания» с каким-то нездоровым чувством, едва ли не со сладострастием. Мне, откровенно говоря, представляется, что это вообще относится к области тех патологий сознания, которые надо обсуждать со специалистами подходящего профиля.
Вопросы к православным. 5. Хамство в храме
Начну с цитаты. В одном форуме пишет Наталья:
«Был со мной не так давно такой случай. Болела я и один мой достаточно близкий человек. Я пошла в церковь, помолиться, попросить здоровья. Захожу, ищу икону святого Пантелеймона, а там какая-то бабка моет пол. У меня в голове свои проблемы, я думаю только о них и именно из-за этого не заметила, как случайно, в поисках иконы, прошлась по мокрому полу. Бабка начала на меня орать, видимо, сказать спокойно нельзя было. Там еще мужик стоял, и эта бабка, похоже решив, что одной ей со мной не справиться, а я стою, молчу, в церкви препираться не хочется, глаза выпучила и орет ему во весь голос: че ты стоишь, молчишь, скажи что-нибудь! И тут этот мужик начал на меня наезжать. Я ушла из церкви чуть не плача. Как по вашему мнению, кто из нас виноват больше?»
Из ответов на этот пост:
«Да, есть такое 🙂 И не только бабки!»
Теперь личный опыт:
«- Куда. Что, не видишь?!
— А что?
— Храм закрыт.
— Извините, я не знал!»
Такой диалог произошел у меня в храме Николо-Перервинского монастыря в Печатниках, когда я субботним днем вошел в эту церковь.
«- Куда прешь?! Для тебя, что ли дорожку расстелили?!»
Так обратились к моей жене в храме Святителя Николая в Хамовниках, когда она, выходя из храма, не заметила, что пока молилась, к выходу постелили ковровую дорожку, на которую, оказалось, нельзя наступать.
Подобные примеры можно умножать. Готовя эту заметку, я спрашивал у людей, приходилось ли им сталкиваться с хамством в православном храме и практически каждый рассказал мне аналогичную историю.
Подтверждение тому, что церковное хамство – явление распространенное, дают и следующие факты.
Но мы отвлеклись. Другое стороннее свидетельство хамства – рассказы российских католиков. В московском костеле мне говорили, что среди тех, кто приходит принимать католическую веру, довольно велик процент людей, разочарованных хамством в православных храмах. Эти люди хотят прийти ко Христу, но путь через православие выглядит для них отталкивающе, и они выбирают католичество.
Надо сказать, я часто бываю за границей (Великобритания, Франция, Италия, Испания, Нидерланды, Бельгия, США и т.д.) и ни разу не сталкивался с хамством в западных странах, хотя посещать церкви люблю и обычно захожу во все христианские храмы, встречающиеся на пути.
Один раз, правда, видел, как в Нью-Йорке, в Церкви Святой Троицы (Trinity Church), расположенной на пересечении Бродвея и Уолл-Стрит, служительница «поймала» туриста. Он был в бейсболке, майке-«алкашке» и шортах, весь волосатый, словно обезьяна, и залез практически на алтарь. Но и то ему не нахамили, а объяснили, что находиться в храме в таком виде не разрешается, и попросили по возможности быстрее выйти на улицу.
Таким образом, проблема именно у нас. И проблема не столько в том, что хамство в православных храмах бывает, а в том, что бывает оно довольно часто и не воспринимается как исключительное явление.
Заметьте, то же было и в советской торговле. Но с развитием конкуренции хамство в торговле удалось преодолеть. Иногда, конечно, встречается. Но воспринимается скорее с удивлением. Недавно при мне нахамили покупателю в клиентском отделе магазина Медиа-Маркт на Севастопольском проспекте в Москве. Я воспринял это как нетипичный случай и, хотя того покупателя поддержал, склонен считать, что виноват скорее конкретный менеджер – например, директор может там плохой и нужно его сменить, а не вся система торговли бытовой техникой.
Но когда анализируешь случаи хамства в храмах, то думаешь, что проблемы скорее со всей системой. Да, конечно в России низок уровень бытовой культуры, особенно если сравнивать с «белым» населением западных стран. Но думаю, в данном случае причина не в этом – ведь сумели же преодолеть хамство в торговле? Значит, не хочет церковь навести у себя порядок по каким-то причинам.
В оправдание церкви иногда говорят, что мы таким образом, должны учиться смирению, но это вряд ли сильный аргумент. К тому же, возникает встречный вопрос: может быть мы тоже поучим смирению церковных служителей таким же способом?
Еще доводилось слышать вариант, что бабки просто туда на работу ходят и церковь за них не отвечает. Бабки типа может вообще не верующие. Так что претензии к православной церкви напрасны.
Но уж извините. Вот простой пример. Если в магазине вас обматерил продавец, глупо будет выглядеть оправдание директора, что продавец дескать тут всего лишь работает, корпоративную культуру фирмы не разделяет, да и вообще – урюк. За работу продавца отвечает директор магазина. Плохая работа продавца – это плохая работа директора. То же и с церковью.
Тем более, что представители церкви любят поучать с экранов телевизоров, как жить, таким образом, претендуя на роль своего рода нравственных лидеров. Но к нравственному лидеру и требования выше. Иначе получается – на словах одно, на деле – другое, и ситуация чем-то напоминает чиновника, который по телевизору говорит, какой он патриот, как борется с проклятым госдепом и тлетворным влиянием Запада, а в реальности – у него на западе деньги и недвижимость, дети учатся там же, а сам он каким-то образом стал долларовым миллионером при зарплате в сто тысяч рублей.
Я когда-то столкнулся с такой ситуацией. В Москве проводилась акция за культуру на дорогах, участникам этой акции раздавали специальные наклейки. Мне тоже досталасьодна, и я, горячо поддерживая идею организаторов, хотел ее наклеить на свою машину. Но воздержался. И вот почему. Критически оценив себя, я увидел, что за 20 лет ежедневной езды по Москве обзавелся определенными привычками, которые вряд ли совместимы с участием в этой акции. Конечно, по сравнению с распальцованным быдлом на джипах я культурный человек, но по сравнению с «белым» западным водителем – никак. Да честно говоря, по сравнению с «черным» западным водителем – тоже.
Мой отказ от акции был актом самоцензуры. Нельзя агитировать за что-то, если собственным примером демонстрируешь обратное. Сначала сам изменись, стань образцом, а потом уже лезь других поучать.
В этом свете я не понимаю, почему церковь не навела до сих пор порядок и не избавилась от хамов в храме, подобно тому, как торговля избавилась от хамов в магазинах. Пусть абсолютно полностью избавиться не удастся, но вежливость хотя бы на уровне «Ашана» меня уже устроила бы.
А если не пренебрегать, то как решить проблему? Для начала задумаемся, почему человек хамит. Видимо, потому что в нем много злобы. Откуда она берется – вопрос уже другой. Но почему он ее выплескивает на окружающих?
Тут возможны два ответа.
1. Либо человек не может сдержаться. Как в английской пословице – «если ребенок хочет какать, он будет какать, что бы вы ему об этом ни говорили».
2. Человек может сдержаться, но не считает нужным.
Второй же случай, что называется, «операбельный», и вполне поддается регулированию, если есть четкие правила, кодексы поведения и т.п. (и, естественно, контроль за их исполнением).
Одна моя знакомая бизнес-леди, хотя и находится, на мой взгляд, в слишком молодом возрасте для руководителя, успешно руководит бизнесом, который связан с наймом большого количества низкооплачиваемых сотрудников, не обладающих ни достаточным культурным уровнем, ни образованием, но которые, в то же время, должны общаться с клиентами ее фирмы. Она понимает, что скота нельзя сделать культурным, но ее практика доказывает, что скота можно выдрессировать. По меньшей мере, из всего стада скотов отобрать поддающихся дрессировке. В фирме этой леди очень строгие правила. Есть очень четкий регламент – что можно, что нельзя, как нужно, и строгий контроль его исполнения, есть понятная система поощрений и наказаний («как только – так сразу!»), регулярно проходят проверки по методике «тайный покупатель».
Можете быть уверены – в ее фирме вам не нахамят, проверено.
Почему бы церкви не создать ну если не регламент, то своего рода этический кодекс для своих сотрудников, или кодекс корректного поведения? А создав, добиться его исполнения. В торговле ведь проводят тренинги с продавцами, где учат себя вести так, чтобы привлекать, а не отталкивать покупателя. Разве не полезным было бы и для церкви привлекать, а не отталкивать новых верующих? Почему церковь этим не занимается? А если занимается, почему не видно результата?