что делать если тебя не уважают в классе
Как и почему учителя унижают учеников?
Автор: эксперт проекта Татьяна Размыслович
Если посмотреть на слово «унизить», то можно легко в нём заметить «низ». Значит, унизить — это опустить кого-то в самый низ. Если есть низ, то есть и верх. Кто тогда будет наверху и почему?
В этом материале рассматриваем типичные ситуации, связанные с унижением в учебном классе, чтобы понять, когда мы, учителя, оказываемся в позиции «над», а наши ученики — «под».
Унижение — это операция, которая своими этапами напоминает ритуал: подготовка, проведение, наблюдение эффектов. Разница лишь в том, что ритуалы (например, перепрыгивание через костёр во время Купалья) проводятся осознано, а унижение – это чаще всего игра подсознания. Мы вроде бы осознанно не хотим никому вредить, а неосознанно мы обесцениваем и унижаем человека по своим определённым мотивам, а потом наблюдаем, как человек на это реагирует.
Посмотрите на эту ситуацию, которая возникла в начальной школе. Учитель даёт задание нарисовать картинку «Как я провёл лето?». В момент подведения итогов учитель кого-то хвалит, а кому-то говорит, что это всё неаккуратно и человечки вообще летают в воздухе, и всё вообще непонятно, особенно по сравнению вот с теми другими детьми. Ребёнок замыкается и отныне считает, что он плохо рисует. Или вот ещё один эпизод, но уже из старшей школы. Учитель даёт задание подготовить реферат по теме. Ребёнок приносит материал, который вызывает у учителя насмешку. Педагог критикует идеи и настаивает на том, что именно то, что он рассказывает на занятиях верно, а материал ученика – это непонятно откуда взятая ерунда. Еще один сюжет, знакомый многим: учитель критикует ученика за то, что его тетради «будто их корова жевала», а «почерк: как курица лапой». Всё это примеры унижения. Причём учителя их даже не осознают, ведь они считают, что критикуют из самых лучших побуждений, — чтобы ребёнок не остался «безграмотным неучем». Такого рода моменты могут показаться незаметными и несерьёзными, однако, это оно — унижение, с которым мы очень часто встречаемся в обычной жизни.
Почему учителя унижают учеников?
Есть несколько версий.
Первая (культурологическая):
У нас есть традиция: уважать старших. В белорусской культуре закреплено много традиций и ритуалов, связанных с возданием почестей старшему поколению, предкам. Старшие в роду всегда являлись носителями знаний, поэтому им доверяли и их слушались. Отсюда взялся обычай: старших надо уважать. И старшие требуют уважения от младших!
Действительно, в уважении к старшим есть глубокий смысл, но проблема в том, что эту идею стали воспринимать буквально и просто формально. Из-за этого нередко возникают ситуации недопонимания. Например, едешь в транспорте, и ты не уступил по тебе известным причинам место пожилому человеку, всё: окружающие выносят вердикт: ты не уважаешь старого человека, ты плохой. Или ты ответил что-то пожилому человеку, что ему не понравилось, всё: ты не уважаешь старших. Точно также и в школе: не выполняешь распоряжений учителя, всё: ты не уважаешь человека, который старше тебя и который тут « перед тобой распинается». Вероятно, стоит разграничивать понятия «вежливость» и «уважение». Быть вежливым со старшими, впрочем, как и с людьми любого другого возраста, это нормально, если ты ценишь себя и свой мир.
Уважать людей только за то, что они по возрасту старше, чем ты, — это уже вопрос. Мы уважаем тех людей, кто ….. трудолюбив, доброжелателен и т.п. Каждый сможет дополнить это предложение своими прилагательными, которые очерчивают круг его ценностей — качеств, которые считает важными. А если другой человек не обладает качествами, которые важны для Вас? Или не демонстрирует их по отношению к Вам? За что тогда его уважать?
Не зря же говорят, что уважение ещё заслужить нужно. Вот только эту фразу обычно говорят детям, априори считая, что взрослый, а тем более учитель, уже человек уважаемый.
А уважение детей заслуживать, выходит, не нужно?
Вторая (психологическая):
Процесс унижения очень выгоден тому, кто его совершает. Возьмём банальную ситуацию, в которой учитель говорит, что с такими оценками ты «пойдешь работать на завод». В этом эпизоде двойное унижение: во-первых, человека, которому это адресуется. Во-вторых, людям, которые работают на заводе. Получается, что учитель противопоставляет себя, великолепного, ученику и тем людям, которые занимаются другим делом (в данном случае: работают на заводе). Зачем преподаватель это делает? Доминирование — ответ на вопрос. Опуская ученика вниз, учитель эмоционально поднимается наверх.
Если понаблюдать за людьми, которые часто используют унижение, как приём, то можно заметить, что эти люди так маскируются. Они прикрывают свои страхи. Больше всего они боятся, что кто-то заметит и будет высмеивать их недостатки и отсутствие умений. Поэтому они нападают первыми. Если проследить за теми моментами, в которых этот человек унижает другого, то очень легко увидеть слабые места нападающего.
Что делать?
Унижаемому — не принимать всё на за правду и на своё счёт. Это просто слова, который говорят об эмоциональном состоянии того, кто их произнёс. Но если Вас всё-таки задело, значит, что-то в Вас откликается на эти слова и действия нападающего. Речь не о том, что нужно воспринимать буквально то, что сказал обидчик. Нужно проанализировать эмоции, которые вызвала ситуация. Например: учитель говорит Вам, что Вы никогда не научитесь нормально говорить по-английски. Если Ваша самооценка адекватна, то Вы воспримете эти слова просто как эмоциональное субъективное мнение человека, который, может, вообще не является для Вас авторитетом. Причём сказанные в не самом лучшем расположении духа. Ведь известно, что люди, у которых всё хорошо в жизни, другим гадостей не говорят и не делают.
Теперь о человеке, который унижает. Ситуаций в жизни много. Нас здесь интересуют только те, которые происходят в учебном классе и со стороны педагога. Уважаемый учитель, если Вы унизили ученика, то извинения всегда помогают обоим. Далее стоит понять, почему Вы это сделали, чего Вы так боялись, почему хотели быть выше ученика? Принцип работы такой же, как и с тем, кого унизили. Задавайте себе вопросы и честно отвечайте. Вопросов будет много, один за одним. Например: Почему я обозвал его? Что я почувствовал, когда обозвал его? Разве он….? Почему я так решил? Я знаю об этом ребёнке абсолютно всё? Почему я позволяю себе обзывать человека таким….? Почему я ставлю себя выше него? Я имею право унижать человека? Я считаю себя «лучшим», а другие «хуже» меня? Почему? Я лучше других во всём? Получается, что что-то у меня получается лучше, а что-то хуже? Т.е. как и у всех? Т.е. я такой, как и все? А почему я позволяю себе чувствовать себя лучше, унижая другого? Почему мне нужно показывать своё превосходство над другими? После того, как причина найдена, нужно простить себя. Если начнёте себя обвинять, то обязательно получите наказание, ведь там, где есть вина — будет и наказание. Себя нужно понять, а затем подумать, какой урок Вы получили благодаря этой ситуации и изменить линию поведения, чтобы подобных эпизодов больше не происходило.
Следующие правила помогут учителю избегать ситуаций, провоцирующих возможное унижение учеников:
Школьная травля: что делать и кто виноват
С началом нового учебного года в казахстанском сегменте социальных сетей стали появляться статьи о травле со стороны школьных педагогов. К сожалению, буллинг стал такой же неотъемлемой частью учебного процесса, как и получение знаний, и общение со сверстниками. Журналист zakon.kz разбиралась, почему жертве травли важно обратиться за помощью к взрослым, кто может стать источником и объектом издевательств, а также на ком лежит ответственность за решение возникшей проблемы.
Как говорит руководитель центра детской безопасности «Ангел» Зарина Джумагулова, поведение ребенка во многом зависит от родителей. От того, как они себя при нем ведут. Неосознанно дети повторяют за взрослыми, которые выступают примером для подражания. К сожалению, это понимают не все.
В чем разница между травлей и конфликтом
В буллинге давят числом. Всегда есть его зачинщик (лидер и провокатор) с верной свитой и выбранная жертва. Эти роли не меняются. Конфликт может перерасти в буллинг, когда один из его участников привлекает людей на стороне, распространяет слухи и сплетни, манипулирует общественным мнением, занимается преследованием.
Если при детях родители в такой ситуации могут вести себя достойно, проявляя уважение к оппоненту и не переходя на личности, то и ребенок будет адекватно реагировать на конфликт. Если взрослый чувствует собственную уязвимость, нападает первым, ребенок это перенимает и считает нормой такое поведение из-за страха оказаться угнетаемым, стать жертвой.
Виды буллинга
Затеявший издевательство действует не только через угрозы и/или оскорбления, чтобы сломить жертву. Травля по отношению к жертве бывает:
Как говорит глава центра детской безопасности, переход школьников на онлайн-обучение не повлиял на ситуацию с буллингом.
Буллинг может перетекать из одного вида в другой, но прекратиться так же легко, как начался, нет.
По словам эксперта, мальчики чуть чаще страдают от травли. Однако девочкам-буллерам легче унижать через интернет. Они чувствуют себя в безопасности благодаря анонимности в Сети, из-за чего иногда даже преступают закон, уверенные в своей безнаказанности.
Провокация для задиры, или откуда склонность к насилию
Никто не в силах сказать, что подтолкнет зачинщика к буллингу и кто станет его первой жертвой. Если становясь старше, человек пытается выделиться, проявить свою уникальность, то в младших и средних классах отличие от коллектива, наоборот, может стать причиной травли: другой характер и привычки, малейшие физические особенности, положение «новенького».
Еще одним триггером ошибочно считают влияние игр и фильмов. Ребенок иногда бурно реагирует на победу или проигрыш, но в реальной жизни ведет себя совершенно иначе.
Травля в школе: об учителях и «стукачах»
По опыту эксперта, буллинг может начаться даже в первом классе. И спровоцировать его может учитель: разбираться хорошо в своем предмете не равно так же хорошо разбираться и в человеческих взаимоотношениях.
Что интересует администрацию школы и родителей? Оценки. Но не уровень комфорта и безопасности ребенка. В этом и состоит основная проблема. Недосказанность может обернуться трагедией, если с ребенком не разговаривать о чем-то, помимо его успеваемости, на которую влияет и психологическое состояние.
Ориентир на лидерство лишает детей возможности раскрыться в других ипостасях, из-за чего дети вырастают замкнутыми в себе, неуверенными. Они не привыкли делиться своими чувствами с людьми. Если родители не интересуются внутренним состоянием ребенка, то ему легко навязать почти любые понятия.
«Явление травли не проходит бесследно»
Травля оставляет след для всех ее участников. У зачинщика, если ему вовремя не объяснить, что ничего хорошего она за собой не несет, в будущем могут возникнуть проблемы с законом, с коллективом, с семьей, поскольку стерты рамки дозволенного. Он, боится: если сбавит натиск, набросятся на него. Поэтому агрессия становится типичным поведением.
Свидетели травли, как ни странно, тоже очень долго остаются под впечатлением. Они становятся вечными зрителями, приняв данность того, что их действия ничего не изменят. Также присутствует страх оказаться на месте жертвы, а потому они принимают позицию невмешательства.
Ни буллера, ни жертву не стоит винить. Первому нужно объяснить, чем чревато подобное поведение. Второй нуждается в поддержке.
История из жизни
Бывший парень однажды случайно встретился с одноклассницей Асель и очень подробно рассказал о своих отношениях с бывшей девушкой, не забыв изрядно приукрасить. Одноклассница разнесла услышанное по всему классу.
В один из дней одноклассники спровоцировали конфликт, который закончился избиением девушки за школой, ее изваляли в песке, выдрали волосы. Все снималось на камеру, а после опять посыпались угрозы, что это выложат в Сеть.
Эта история, к счастью, не закончилась тяжкими телесными, а в старших классах интерес к персоне Асель иссяк сам собой.
Асель признается, что вспоминать об этом даже сегодня ей тяжело. Пусть и прошло уже больше десяти лет, память старается блокировать все события тех дней.
Советы для родителей
Во взрослой жизни оскорбление влечет за собой уголовную ответственность.
В школе дети учатся и дружить, но понимание, как себя вести с одноклассниками, не приходит само по себе. Об этом нужно разговаривать. Такие беседы помогут ребенку чувствовать себя уверенно в коллективе. А моральное состояние влияет напрямую и на успеваемость, которой взрослые чаще озабочены, чем проблемами своих детей.
Как поднять свой авторитет в классе (консультация психолога)
Как стать уважаемым, повысить свой авторитет в классе – эти вопросы часто волнуют подростков, которые не пользуются большой популярностью среди сверстников, чаще это тревожит новеньких. Но как раз новеньким это сделать проще, чем тем, кто уже давно учится в классе, мнение о ком уже сложилось.
Если ты твердо решил завоевать популярность, будет большой ошибкой заискивать перед лидерами. Это не вызовет уважение, ты просто станешь одним из свиты. Не иди без повода на конфронтации, но и не лебези.
Не бойся быть одиноким. Это лучше, чем навязываться. Легко иди на контакт, будь приветлив, но не позволяй собой помыкать и управлять. Тот, кто разрешает собой командовать, никогда не добьется уважения. И кстати, одиночка может привлечь больше внимания, чем человек из толпы.
Не поддавайся на провокации – не стоит только ради того, чтобы быть принятым в компанию, совершать то, что тебе неприятно. Не пей, не пробуй наркотики, не трави кого-то более слабого. Если тебя не уважают наркоманы, может, оно и к лучшему. Если ты будешь сильным, отстаивать свою позицию, то это больше пойдет на пользу и твоему авторитету, и твоей жизни.
Старайся быть в курсе событий класса, знать, что интересно ребятам вокруг. Может быть, ты тоже разделишь этот интерес, и общие увлечения помогут наладить вам контакт. Попробуй чем-то помочь кому-то, если ты действительно можешь это сделать.
Хорошим способом растопить лед в отношениях может быть устроенная вечеринка, особенно если у вас есть дача за городом. Договорись с родителями и разошли приглашения всему классу. Можешь проявить фантазию и устроить тематическую вечеринку, или устрой совместный просмотр интересного всем фильма, а потом домашнюю дискотеку.
В любом случае, оставайся самим собой, как бы ни было порой одиноко. Старайся развивать себя – искать новые увлечения, занятия, получать новые знания. Если у тебя будет насыщенная внутренняя жизнь, если ты будешь интересным собеседником и доброжелательным человеком, ты непременно завоюешь чье-то уважение.
Помни: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.
Травля в школе: инструкция для детей
Буллинг — это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективом. Жертвы агрессии всегда испытывают сильный стресс, который может отразиться на их здоровье. В рамках антибуллинговой кампании Травли.Net в благотворительной организации «Журавлик» сделали памятку для детей, где объясняется, что такое травля, чем она отличается от игры и как ее остановить. Инструкцию написала известный психолог Людмила Петрановская, а редактором выступила популярный детский поэт Маша Рупасова. «Литтлван» рекомендует всем родителям прочесть эту памятку вместе с детьми.
Знаешь ли ты, что такое травля?
Когда кого-то постоянно обижают, дразнят, оскорбляют, когда с кем-то не здороваются и отказываются сидеть и стоять рядом, когда отнимают, прячут, портят чьи-то вещи, когда кого-то толкают, бьют, унижают, угрожают — это называется травля.
Хотя часто люди, которые кого-то травят, предпочитают говорить:
Ты согласен, что это «просто шутки»?
Вот несколько мальчиков отняли у одного шапку и кидают друг другу, а он мечется между ними, пытаясь ее поймать. Они «просто играют»? Может быть. Если тот, чья шапка, тоже весело смеется. Если сегодня кидают его шапку, а завтра — другого мальчика. Если поиграв в шапку, они пойдут дальше, все вместе весело болтая.
Но что, если все иначе?
Если всем весело, а тому, чья шапка – вовсе нет? Потому что он знает, что сегодня, и вчера, и завтра будут бросать именно его шапку, или другую его вещь. Потому что они не просто кидают — они смеются над ним и говорят обидные вещи.
Мы все знаем и чувствуем разницу между игрой и травлей. В игре весело должно быть всем. В игру все вступают добровольно. В игре роли меняются: сейчас ты вода, потом я.
При травле удовольствие получают не от того, что ловко бросают и ловят предмет. Все удовольствие — в издевательстве над человеком, в веселье по поводу его бессилия, его злости, в наблюдении за тем, как он мечется в кругу громко хохочущих ребят, едва сдерживая слезы. Очень гадкое удовольствие, недостойное хорошего человека.
А вот девочки сделали очень обидную картинку из фото одноклассницы и отправляют ей ссылки. А под картинкой — комментарии, в которых все изощряются в остроумии, стараясь задеть ее посильнее. И опрос: кто считает, что Даша Петрова — тупая корова?
Нет. Это не шутки. Это издевательство.
На самом деле они, конечно, знают, что это плохо. Потому и говорят: «Мы просто шутим», «Мы просто ее не любим», «Она нас бесит». Они хотят верить, что они – хорошие, это тот, кого они обижают — «такой». Сам виноват.
Никто не хочет быть плохим, да и, скорее всего, они не плохие. Просто в какой-то момент решили, что издеваться — это весело и это можно. Такое правило жизни возникло, и никто не стал с ним спорить.
Причины травли
Когда кого-то травят, всегда кажется, что на это есть причина. Он (она) же такой (такая).
Какой такой? На самом деле, неважно. Слишком умный, слишком глупый, слишком толстый, слишком худой, слишком странный, слишком обыкновенный, так одет, сяк одет, тем увлекается, этим занимается. Да какая разница. Что-нибудь да найдется.
Потому что дело не в том, кого травят, не в его качествах и особенностях. Если бы это было так, то было бы одно и то же во всех ситуациях: скажем, всегда травят толстых или двоечников. Но есть множество полных ребят, которых не трогают. И есть очень стройные, над которыми издеваются. Есть двоечники, с которыми все дружат, и есть отличники, которым не дают прохода. Нет никаких особых, специальных качеств, которые заставляют травить человека. И нет никаких качеств, которые бы точно от травли спасали.
Травля не связана с конкретными людьми. Травля — это плохое правило, которое завелось у группы. Если в классе принято травить, то травить могут кого угодно и за что угодно. А если нельзя, то очень разные дети могут в нем жить дружно и спокойно.
Травля – это плохо не только для пострадавшего
Когда в классе или в любой другой группе возникает травля, это очень плохо.
Иногда кажется, что это плохо только для того, кого обижают. Ему обидно, он расстраивается. Он не хочет ходить в школу, он даже иногда не хочет жить на свете.
Да, ему действительно несладко.
Но травля – это плохо не только для пострадавшего. Если в группе людей стало можно издеваться над кем-то, если это становится правилом, если те, кто травят, думают, что так и надо, и никто их не останавливает, – это меняет всю жизнь класса.
Больше никто не может чувствовать себя в безопасности. Сегодня травят его – но завтра им покажется, что это я «не такой». Потому что они привыкли получать удовольствие от издевательств. Привыкли самоутверждаться за счет другого. А ну как завтра Даша свою страницу в Интернете закроет и больше не будет читать про себя гадости? Или мальчик, чью шапку кидали, просто уйдет в другую школу. Что тогда делать? Чем развлекаться? Против кого дружить? И тут уж кто подвернется, тот и будет новой жертвой. Ведь в нашем классе травить – принято.
Все это знают. И все боятся, даже если делают вид, что им очень весело.
А когда человек постоянно боится, ему сложно жить. И учиться сложно, и радоваться, и дружить. Психологи проверяли: если в классе есть травля, дети в нем хуже учатся. Все дети, не только те, кого обижают.
Именно страх самому оказаться жертвой часто заставляет участвовать в травле неплохих в общем-то ребят. Им вроде и стыдно, и противно, и неловко, но пока они с теми, кто издевается, пока они смеются вместе со всей толпой, они чувствуют себя хоть немного, но в безопасности. Сегодня жертва – он, а не я. И очень важно, чтобы всё так и осталось.
Заступиться еще страшней – получится, что я не со всеми, значит и мне достанется. И, скорее всего, достанется. Ведь на самом деле все знают, что ведут себя недостойно. И если кто-то начинает возражать, он всем об этом напоминает. Надо поскорее про него какую-нибудь гадость сказать, чтобы перестал.
Всем неприятно, но все продолжают.
Потому что сложилось правило: есть те, кого травят, и есть те, кто травят. Выбирай свое место. Жизни без травли, жизни в дружном классе уже никто себе и представить не может.
Иногда, став старше, люди с болью и стыдом вспоминают, как травили кого-то в детстве. Но тогда это казалось им единственным выходом. Или они просто не понимали до конца, что происходит.
Травлю начинают не от хорошей жизни
Может быть, у человека плохо на душе из-за того, что дома родители ссорятся, и ему хочется слить на кого-то свое раздражение.
Может быть, он очень хочет быть первым и главным, но не уверен, что на это у него хватит талантов, вот и изобретает такой способ самоутвердиться.
Может быть, над ним самим раньше издевались, и теперь он совсем не хочет оказаться на месте жертвы и побыстрее занимает место обидчика. Когда он вместе с приятелями обижает кого-то, он чувствует силу, защищенность, правоту. Только в эти минуты ему и хорошо, спокойно, нестрашно. Поэтому хочется повторить их снова и снова.
Для него самого это не очень хорошо, потому что с детьми такое поведение может и даст какие-то минуты торжества, но в будущем, со взрослыми, он просто останется без друзей. Никто не хочет общаться с жестокими людьми, никто не хочет с ними вместе работать и отдыхать. Может быть, их будут опасаться, но любить вряд ли.
Словом, лучше бы, пока не поздно, научиться по-другому себя вести. Тогда, может быть, вокруг будут не подлизышестерки, которые с агрессором «дружат», а на самом деле боятся его и не любят. Может быть, настоящие друзья появятся. Может быть, даже тот, кто сейчас кажется «не таким», станет лучшим другом. Иногда нас особенно раздражают люди, которые нам на самом деле очень интересны, потому что непохожи на нас.
Вот группа ребят, среди которых Коля и Марина, издевается над одноклассницей Олей. Говорят про нее гадости, кричат вслед оскорбления, смеются, пальцами показывают, картинки рисуют противные, делают вид, что боятся, будто Оля их коснется. Они уверены, что с ними все хорошо, а вот жертва «какая-то не такая».
Вот Коля крикнул: «Оля тупая!». Что в результате этого его действия произошло с Олей? Стала ли она хуже решать задачи? Забыла ли что-то, что знала? Нет, Оля осталась ровно такой же, как была минуту назад. Чужие слова нас не могут менять. И это, на самом деле, прекрасно. А то одному покажется, что ты тупой, другому – что слишком умный, а тебе что, каждый раз сразу меняться в ответ? Еще не хватало.
Но можем ли мы сказать, что Колины слова вовсе ничего не значат и ничего не меняют? Нет. Кое-кто от них изменился. И это не Оля, а как раз Коля. Он обидел человека, сказал грубость и глупость. Это он стал после этих слов хуже, чем был до них.
Потому что НАШИ слова нас меняют, ведь слово – это поступок.
А тут еще Марина подоспела и начала: «Это что на тебе надето? Ты это где взяла, на помойке?».
Опять внимательно смотрим. Изменилось ли после слов Марины что-то в Олиной одежде? Стала ли она лучше или хуже одета? Нет. Как было, так и осталось. Ни одна пуговица не переместилась ни на сантиметр.
А что произошло с Мариной? Увы, Марина стала после своих слов хуже. Она потренировалась в том, как быть грубой и злой, поучила саму себя плохим манерам и плохому способу общаться с людьми. Что бы вы сказали о человеке, который специально тренируется делать что-то как можно хуже? Постоянно падать с велосипеда, как можно хуже играть в компьютерную игру или делать побольше ошибок в контрольной? Очень умно он себя ведет?
С Олей ничего не произошло. А Коля и Марина всего за пару минут стали хуже, чем были. Обидно должно быть не Оле.
На самом деле, конечно, и Оле может в результате стать плохо.
Неприятно это, когда тебя дразнят и обижают. Когда к нам проявляют агрессию, мы чувствует тревогу и напряжение. Это не назовешь приятным состоянием. Но по-настоящему Оля может пострадать, только если сама всерьез воспримет слова Коли и Марины. Если она поверит и согласится, что она тупая и что одета не так, как «надо», и главное – что Коля и Марина вправе решать, какой ей следует иметь интеллект и как следует одеваться.
Их слова не могут причинить ей ущерба. Но если их слова станут ЕЕ словами и мыслями, тогда дело плохо. Чужие слова не могут нас изменить. Наши собственные – вполне.
Когда человека травят, он слышит оскорбления в свой адрес так много раз и от стольких людей, что в какой-то момент начинает думать: а может, и правда? Может, со мной что-то не так? Может быть, мне стоит измениться, и тогда меня перестанут обижать, а будут со мной дружить?
Многие жертвы травли так думают. Они стараются похудеть и купить новую одежду. Они делают вид, что им тоже смешно, когда швыряют их вещи. Они не рассказывают взрослым про издевательства, чтобы не стать «предателем». Они пытаются оказать какую-нибудь услугу обидчиками, чтобы те сменили гнев нам милость.
И это никогда не работает.
Даже если завтра Оля придет в школу очень круто одетая и покажет дипломы пяти выигранных олимпиад, это ничего не изменит. Потому что, как мы помним, травля возникает не потому, что жертва такая или другая. Она возникает потому, что группе понравилось кого-то травить. Просто теперь Олю будут обзывать «ботанкой» и говорить, что она «вырядилась».
Что же делать?
Просто еще раз подумать о том, о чем мы говорили выше. Чужие слова не имеют значения. Они не могут нас
изменить. Если кто-то хочет нас обижать, то дело не в том, какие мы, а в том, какой он.
Еще раз вдумайтесь: кто-то хочет тебя обидеть. О ком эта информация? О нем или о тебе? У кого-то есть потребность издеваться над другими, самоутверждаться за чужой счет. Ты здесь причем? Это информация о нем. Наверное, какие-то у него проблемы.
Помнишь детскую присказку: «У кого что болит, тот о том и говорит»?
Только в жизни человек, которому плохо на душе, обычно боится сказать «мне плохо, я в себе не уверен, я боюсь, что меня не будут уважать». Если бы он решился, очень может быть, что его бы в ответ поддержали. Но он не может решиться, не верит, что ему помогут. И поэтому говорит не про себя, а про другого: «смотрите, какой глупыйслабый-некрасивый-не такой, давайте все дружно его (а не меня) не уважать».
Неправильно
Зачем останавливать то, что не может тебе причинить вреда? Им нравится это делать – это информация о них, а не о тебе. Мало ли, кто вокруг чем занимается и что говорит! Они хотят так проводить свое время – это их дело. А у тебя своих дел полно.
Правильно
Смысл любых правильных реакций – показать, что то, что происходит – их дело, а не твое. Это они тут что-то думают, чего-то хотят, скачут-прыгают-кричат, какие-то имеют мнения и интересы. Ты этим если и интересуешься, то из вежливости.
Поначалу обидчики могут еще больше разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если гнуть свою линию, им быстро надоест. Потому что им правда нет никакого дело ни до твоего внешнего вида, ни до твоих качеств. Им хотелось получить удовольствие от твоей обиды и от своей власти над тобой. А нет обиды – нет и власти, и смысла продолжать тоже нет.
Но этого может быть недостаточно
Иногда травля переходит все границы и дело не ограничивается обидными словами.
Не нужно это терпеть. Немедленно сообщи взрослым: учителю, родителям и попроси о помощи. Ты не станешь от этого «ябедой». Ябедничать – это жаловаться взрослым по пустякам. А если речь идет о насилии, оно должно быть прекращено, и помощь взрослых здесь необходима.
Бывает, что обидчики запугивают и говорят: «Если скажешь кому-нибудь – вообще убьем!». Не стоит им верить. Такие люди всегда связываются только с беззащитными. Достаточно будет твоим родителям или учителю один раз с ними серьезно поговорить, и они станут обходить тебя стороной. Если взрослые решат, что одного разговора недостаточно, они обратятся в полицию.
Если травля – это болезнь группы, лечить ее надо тоже всем вместе.
И на самом деле это совсем не сложно, если захотеть. Достаточно хотя бы нескольким ребятам договориться, что они больше не будут пассивно смотреть, как над кем-то издеваются.
Что можно сделать?
Все это очень простые действия, но они работают. Травля держится на идее «все против одного». Если вы ясно покажете, что никаких «всех», кому нравится издеваться в вашем классе нет, травля быстро сойдет на нет.
В своем классе каждый имеет право быть в безопасности.