что делать если тебя обсирают
7 вариантов действий, которые помогут держаться достойно, когда тебя хотят унизить
1. Потрать время на то, чтобы сформулировать достойный ответ
2. Не воспринимай унижения слишком близко к сердцу
Сначала отвлекись от мыслей о самом себе и своем чувстве стыда и постарайся подумать о том, что могло заставить человека говорить тебе такие унизительные вещи. Смотри на своего «обидчика» с непониманием и удивлением, если это необходимо. Он может постараться унизить тебя еще сильнее, но твоя реакция даст ему понять, что ты не ожидал подобного отношения. Иногда человек, который говорит в твой адрес унизительные вещи, делает это не специально, и тогда, увидев твою реакцию, он сможет вовремя остановиться и осознать, что ему необходимо извиниться перед тобой. Возможно, теперь он сам почувствует себя пристыженным.
Если же тебя пытаются унизить перед другими людьми (твоими родными, друзьями или коллегами), наилучшим выходом из ситуации будет прямой вопрос. Можно спросить у своего обидчика: «Можешь ли ты уделить мне 5 минут наедине?» Тогда встретившись с ним без посторонних глаз, ты можешь прояснить ситуацию и услышать критику в свой адрес. Без давления других людей тебе будет легче сориентироваться в своих дальнейших действиях.
И вот что тебе нужно помнить: когда кто-то старается заставить тебя чувствовать себя униженным — скорее всего, проблемы у этого человека, а не у тебя. Просто ему становится гораздо легче, когда он занимается унижением других.
3. Постарайся понять мотивы человека
Как только ты закончишь (или оборвешь) разговор, который может завершиться для тебя неприятно, у тебя появится прекрасная возможность подумать над тем, что происходит. Это вовсе не значит, что ты должен простить обидчика или быть милым с тем, кто тебя унизил. Это обыкновенный инструмент для того, чтобы ты смог понять скрытые мотивы поведения человека и осознать, что дело вовсе не в тебе, а в нём самом.
Быть может, он злится на тебя, потому что ты пристыдил его каким-то образом или сказал что-то обидное. Это может быть такая мелочь, которую ты с трудом вспомнишь, но в глазах человека она превращается в серьезное оскорбление.
Другой вариант: твой обидчик пытается самоутвердиться за твой счет. Но ты должен знать, что в момент унижения агрессор на самом деле испытывает ощущение бессилия.
4. Постарайся выйти из ситуации
Психологи утверждают, что у тебя есть примерно 20 минут, чтобы изменить направленность диалога, когда он начинает приобретать негативный эмоциональный накал. Как только это время кончится, и ты, и твой собеседник сможете переключиться на что-то другое, только завершив разговор. Так что не зацикливайся на негативе, а постарайся дистанцироваться. Ты можешь сказать: «Я не готов обсуждать это прямо сейчас» или «Мне жаль, что это вызывает у тебя такую реакцию. Обсудим позже».
5. Будь осторожен в принятии ответных мер
Возмездие может казаться тебе прекрасным способом восстановить свою честь, но на самом деле это не совсем так. Тот, кто склонен унижать окружающих, чтобы ощутить свое величие и силу, скорее всего, ответит тебе еще более жестоко. Помни, что отказ от мгновенного ответа не показывает твою слабость. Сила может заключаться в желании бороться и вступиться за другого человека в похожей ситуации.
Так что не критикуй себя, если ты чувствуешь, что не готов открыто противостоять обидчику. Лучше взять тайм-аут, для того чтобы продумать свой ход и не совершить ошибок.
6. Не позволяй унижениям повлиять на твою жизнь
В твоих силах не позволить обидчику негативно влиять на твою дальнейшую жизнь. Кстати, это отличный способ мести — показать, что ты свободен от тех высказываний, которые должны были задеть тебя за живое. Живи полноценной жизнью и старайся не избегать человека, который стал твоим обидчиком. Есть большая вероятность того, что вскоре он сам будет стараться избегать тебя, испытывая неловкость.
7. Не стыдись
Унижения рано или поздно испытывают все. И к слову, если человек унизил тебя, то, скорее всего, он уже проделывал это и с другими. Как только кто-то говорит, что человек задел его, находятся и другие люди, столкнувшиеся с такой же проблемой. Так что стыдиться унижений не стоит — твоя спокойная реакция, напротив, докажет, что ты сильный человек.
«Взрослый» буллинг: что делать, если вас притесняют на работе
ВЫЖИВАНИЕ ИЗ КОЛЛЕКТИВА, ИЛИ «ВЗРОСЛЫЙ» БУЛЛИНГ
«Травле подвержены все коллективы — как детские, так и взрослые. Понятие буллинг чаще используют, когда говорят о школьной травле. Для „взрослого“ буллинга используется термин „моббинг“. Варианты проявления травли на работе — распространение ложных слухов, постоянная критика, утаивание информации, клевета, социальная изоляция», — рассказывает Наталия Щанкина, психолог Московской службы психологической помощи населению.
Существует два основных вида моббинга:
ПЯТЬ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ТРАВЛИ НА РАБОТЕ
№ 1. Период напряжения или формирование предпосылок.
В коллективе ощущается сильное эмоциональное напряжение. Оно связано с ранее неразрешенным или скрытым конфликтом, либо общим неблагоприятным психологическом климатов в коллективе.
№ 2. Поиск жертвы для разрядки и снятия эмоционального напряжения.
Группа коллег или руководитель начинают проявлять агрессивное поведение в отношении своего сотрудника в виде недовольства, придирок, критики и обвинений.
№ 3. Фаза насилия.
Агрессивные выпады и насмешки становятся систематическими и привязываются к конкретному сотруднику. И уже не зависят от реальных поступков и результатов деятельности этого специалиста. У жертвы возникает чувство затравленности и ухудшается здоровье.
№ 4. Социальная изоляция.
Жертва полностью или частично изолируется от рабочих и корпоративных мероприятий, его не зовут на совместные обеды и чаепития. Работник не получает положительных оценок своим действиям. Он теряет ориентиры и становится все более беспомощным и неуверенным.
№ 5. Потеря рабочего места.
Чаще всего человек, подвергшийся длительной травле, увольняется и находит новую работу. Либо его просят написать заявление по собственному желанию.
ВОСЕМЬ ШАГОВ, КАК СПРАВИТЬСЯ С ТРАВЛЕЙ НА РАБОТЕ
Моббинг — это «заболевание группы». В идеале с ним нужно бороться системно и на уровне управленческих решений. Если этот вариант не подходит, то можно следуйте универсальным правилам.
Первое. Не позволяйте унижать себя, давайте отпор. Будьте доброжелательны, но при этом не заискивайте перед коллегами, чтобы всем понравиться. Будьте открыты, но не рассказывайте сразу всем о своих личных проблемах. Добросовестно выполняйте свои обязанности и не сплетничайте о других.
Второе. Если все-таки столкнулись с травлей, первое, что стоит сделать — это оценить собственные силы: хватит ли вам ресурсов для того, чтобы противостоять агрессии.
Третье. Научитесь не воспринимать травлю на свой счет. Скорее всего, это «болезнь» конкретного коллектива.
Четвертое. При предвзятом отношении со стороны шефа, постарайтесь перевести все задания и претензии к вам в письменную форму. Так будет сложнее обидчику завести вас в тупик.
Пятое. Не нарушайте границы других и не позволяйте нарушать свои: от банального обращения на «ты» и до повышения голоса на вас, или обсуждения ваших личных тем.
Шестое. Общаясь с руководителем, не теряйте нить разговора. Очень часто нападки происходят, не имея никакого отношения к делу.
Седьмое. Если вышеперечисленные способы не помогли, обратитесь к вышестоящему руководству. Не стыдитесь, того, что вам пришлось столкнуться с травлей. В такую ситуацию может попасть любой. Однако огласка часто способствует разрешению ситуации.
Восьмое. Если ситуация не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.
«ПОРТРЕТ» ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА-АГРЕССОРА
Это люди, которым важен контроль и проявление власти. Они не умеют справляться с собственной агрессией и находятся под постоянным внутренним напряжением. Единственный для них способ разрядки — это внешняя агрессия. Это их способ коммуникации. Такие люди могут быть действительно очень травмированными, когда-то в детстве и зачастую иметь все признаки психопатии.
В рабочем коллективе мотивы агрессора будут важнее, чем его психологические особенности. Не все агрессоры травят людей в коллективе. Для этого должна быть располагающая среда. Часто мотивом становится устранение конкурента, желание сделать жертву слабой и безвольной, и заставить уволиться. Также это может быть банальная зависть, соперничество, конкуренция, личная обида или месть, страх, что кто-то окажется лучше.
«БЕЛАЯ ВОРОНА», ИЛИ ЖЕРТВА ТРАВЛИ
«Белая ворона», «Не такой, как все» — зачастую именно к таким людям проявляется настороженное отношение в коллективе. Моббинг практически не возникает в тех группах, где люди работают «с нуля», где коллектив не делится на «своих» и «чужих». А вот в «психологическом болоте», если в нем появляется новичок с неординарными взглядами, внешностью, поведением, другой национальности, — вероятность проявления травли увеличивается в разы.
«Внутреннее напряжение в коллективе не может длится долго — обязательно требуется разрядка. Как только кто-то из сотрудников отличается поведением, внешностью или чем-то еще — это вызывает агрессию. Еще одна причина для травли — безделье. Если коллектив бьется над выполнением профессиональных задач, у него нет времени на «террор». Существует еще одно обстоятельство: есть люди просто неспособные держать «удар». Чаще всего у них заниженная самооценка, бесхарактерность, слабость и прочее. Такой сотрудник в прямом смысле слова «вызывает удар» на себя. Но в травле ответственность несут обе стороны конфликта. Может оказаться, что неприятие вызваны снобизмом нового коллеги, его гордыней или излишним стремлением к победам, — говорит заместитель директора Московской службы психологической помощи Ольга Тенн.
Как отвечать на буллинг в онлайн-играх
С травлей в игре может столкнуться каждый. Рассказываем, что делать, если агрессивные геймеры объявили на вас охоту.
Многопользовательские игры — это не просто развлечение, но еще и платформа для общения, где могут повстречаться не только верные товарищи, но и тролли или преследователи. С травлей в играх может столкнуться каждый — недаром эта проблема волнует и геймеров, и их родителей. Не обязательно тянуть команду вниз, чтобы оказаться крайним.
Например, игрока могут осыпать оскорблениями и угрозами потому, что он только осваивается в игре, или просто потому, что людям по ту сторону чата нравится донимать других. Последствия буллинга также могут различаться — от испорченного вечера до депрессии. Рассказываем, как быть, если ваши тиммейты или противники ведут себя токсично.
Не дайте вывести себя из равновесия
В первую очередь стоит помнить, что все, что вам пишут, — это не более чем слова, пускай грубые и даже нецензурные. Не теряйте лицо и не опускайтесь до уровня обидчика, помните, что вас, как и его, могут забанить за ругательства, — это будет вдвойне обидно.
Не паникуйте, если вам угрожают репортом за неудачный матч: пока вы не нарушили правила игры, никто вас банить не станет. Вдохните, выдохните, вспомните, что законы едины для всех, — а значит, те, кто на вас набросился, понесут наказание.
Если же слова тролля сильно задели вас и мысли о собственной никчемности не отпускают даже после матча, не замыкайтесь в себе. Обсудите конфликт с друзьями или родственниками — теми, кому вы доверяете. Это позволит вам выговориться, взглянуть на ситуацию со стороны и ощутить поддержку. Последнее особенно важно для человека, выбитого из колеи.
Не стесняйтесь жаловаться
Не изобретайте велосипед, отправьте на обидчика репорт. Практически все онлайн-игры позволяют пожаловаться на пользователя, который ведет себя некорректно по отношению к другим. Например, модераторы Steam призывают сообщать о нарушениях со стороны членов сообщества и раздают баны за оскорбления и агрессию — сначала временные, а потом постоянные.
Играть троллям никто не запретит, но социальная блокировка в духе «Черного зеркала» обеспечена: постинг на форумах внутри Steam и в Центре сообщества им будет заказан.
Даже если тролля — в Steam или конкретной игре — не забанят сразу, карму вы ему подпортите, и при повторной жалобе ему уделят особое внимание. Например, у Xbox есть система репутаций игроков. Если на кого-то постоянно жалуются, его могут и не забанить, но играть он будет только с такими же троллями.
Заблокируйте агрессивных игроков или фильтруйте их сообщения в чате
На большинстве игровых платформ помимо репортов есть и другие инструменты для борьбы с оскорблениями. В чате можно настроить автоматический фильтр, который избавит вас от самых соленых словечек. Если вас донимают в голосовом канале, заглушите агрессивного тиммейта. Если же вас достают не только во время игры, обидчика всегда можно добавить в черный список, и он не сможет связаться с вами.
Выйдите из матча с обидчиками
Командные игры не приветствуют бегство из матча. Но если тиммейты заваливают вас угрозами и призывами удалить игру, а вы уже на грани срыва, лучше поберечь нервы и выйти. Конечно, вы при этом потеряете рейтинг и лут, но здоровая психика и хорошее настроение все-таки дороже.
Не сообщайте незнакомцам свои личные данные
Пока обидчики не знают о вас ничего, кроме игрового ника, они не могут причинить вам реального вреда. Однако не всегда токсичные игроки сразу начинают с оскорблений. Человек по ту сторону экрана может интересоваться вами — выспрашивать настоящее имя, фото, ссылки на странички в соцсетях, — чтобы потом преследовать вас на других ресурсах или даже офлайн.
Прежде чем сообщать собеседнику какую бы то ни было информацию о себе, стоит убедиться, что ему можно доверять. Если незнакомец с первых минут матча хочет знать ваш адрес или просит фотки, сообщите о нем модераторам — дальше действовать будут они.
Делиться с тиммейтами телефоном, электронным адресом и аккаунтами в соцсетях тоже не нужно: для общения по игре достаточно внутреннего чата, а остальное можно рассказать позже, если между вами сложатся действительно дружеские отношения.
Не стоит откровенничать и в игровом профиле. Помните, что обидчики могут изучить его, чтобы узнать о вас побольше. Поэтому такую информацию, как реальное имя, пол, страна проживания и возраст, лучше не указывать в профиле.
Кстати, и для других ваших аккаунтов это верно: не публикуйте в открытом доступе ничего, что можно использовать против вас. А если вы не знаете наверняка, кто и что может видеть в ваших профилях, то у нас есть сайт, где в доступном виде изложены все основные настройки приватности в популярных сервисах.
Наконец, если вы опасаетесь, что вас вычислят по IP-адресу и будут донимать за пределами игры, можете подстраховаться и играть через защищенное соединение. Оно скроет ваш реальный IP, так что тролли даже примерно не узнают, откуда вы.
Что делать, если вас травят
Если вы столкнулись с оскорблениями и угрозами в игре, не спорьте с обидчиками и не опускайтесь до их уровня. Вместо этого:
Оскорбление личности
Каждый из нас нас хотя бы раз в жизни сталкивался с оскорблениями в свой адрес. Это может случиться где угодно — в очереди на прием к врачу, в маршрутке или на рабочем месте. Конституция РФ говорит о том, что гражданин вправе защищать и отстаивать любыми законными методами свое доброе имя, честь и достоинство. Как наказать обидчика за оскорбления? Читайте об этом в нашем материале.
Статья за оскорбление личности
Для начала нужно разобраться, какие именно действия агрессора можно расценивать как оскорбление. Ими можно назвать:
Оскорбление может выражаться в следующих формах:
Если кто-либо позволяет себе подобные выпады в ваш адрес, он нарушает сразу несколько законодательных норм и может быть привлечен к административной или уголовной ответственности.
До 2013 года наказание обидчику назначалось по ст. 130 УК РФ. Однако впоследствии ее заменили на ст. 5.61 КоАП РФ, подразумевающую административную ответственность за оскорбление человека в публичном месте, выраженное в неприличной форме, либо непринятие необходимых мер по предупреждению действий, унижающих честь и достоинство.
К уголовной ответственности нарушитель может быть привлечен за клевету, которая подразумевает распространение в отношении гражданина лживых порочащих сведений
Оскорбление представителя властных органов (судьи, пристава, следования, полицейского и др.) в процессе исполнения ими своих должностных обязанностей предполагает привлечение виновного лица к ответственности по ст. 319 УК РФ. Оскорбление военнослужащего квалифицируется по ст. 336 УК РФ.
Ответственность за оскорбление человека
В зависимости от каждой конкретной ситуации и тяжести проступка злоумышленника, его могут привлечь по разным статьям закона. Соответственно, меры наказания тоже будут различаться.
По КоАП РФ
Статья 5.61 КоАП РФ состоит из трех частей и подразумевает наложение штрафных санкций, размер которых находится в зависимости от статуса виновника и способа совершения правонарушения.
Оскорбление без дополнительных квалифицирующих признаков наказывается штрафом:
Оскорбление, нанесенное в процессе общественного выступления, либо содержащееся в демонстрируем публично произведении, или высказанное в СМИ грозит штрафными санкциями для:
Попустительство оскорбления в произведении, которое демонстрируется публично, либо в СМИ также подлежит наложению санкций:
Факт привлечения к ответственности по ст. 5.61 КоАП РФ не отменяет право пострадавшей стороны требовать от обидчика компенсацию морального ущерба в суде.
По УК РФ
Отдельной нормы в УК РФ за оскорбление сейчас нет, однако имеется ряд смежных статей.
Клевета без отягчающих признаков может повлечь за собой одно из следующих наказаний (ч. 1 ст. 128.1 УК РФ):
Если человека оклеветали в общественном выступлении или демонстрирующемся публично произведении, а также в СМИ, то санкции будут следующими:
Если злоумышленник распространял заведомо ложную информацию о том, что пострадавший имеет опасное для окружающих заболевание, либо в его адрес были выдвинуты обвинения в совершении сексуального преступления, такие действия влекут ответственность в виде:
Если клевета сопряжена с обвинением потерпевшего в совершении им тяжкого или особо тяжкого преступления, то наказание подразумевает:
Также уголовному преследованию подвергнется нарушитель, который нанес оскорбления представителю власти. Им может признаваться любое лицо, находящееся на госслужбе в контролирующих либо правоохранительных органах. При этом данное лицо должно находится при выполнении своих служебных обязанностей.
Оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) карается:
Если деяние совершено во время исполнения должностных полномочий, но мотивом была личная неприязнь, то оно не квалифицируется по ст. 319 УК РФ.
Оскорбление военнослужащего (ст. 336 УК РФ) наказывается ограничением по службе на срок до 12 месяцев либо заключением виновного лица в дисциплинарную воинскую часть на аналогичный период.
Заявление об оскорблении
Столкнувшись с оскорблениями, не всегда можно их просто проигнорировать. Если агрессор не ограничился единичным выпадом и начал третировать вас постоянно, необходимо наказать обидчика.
Например, если вас оскорбляет коллега по работе, то можно написать служебную записку вышестоящему руководству. В этом документе подробно распишите все обстоятельства произошедшего. Также будет хорошо заручиться поддержкой других коллег, которые подтвердят ваши слова.
Если же вы решили сразу наказать обидчика по всей строгости закона, есть два возможных варианта действий: обратиться с заявлением в полицию либо с иском в суд
Можно использовать оба этих способа одновременно.
При обращении в полицию придерживайтесь следующего алгоритма действий:
В течении 10 дней после вашего обращения в правоохранительные органы, бет проведена процессуальная проверка. Если факт совершения правонарушения будет подтвержден, виновника привлекут к ответственности.
Если вам необоснованно отказали, идите в прокуратуру или в суд за обжалованием этого отказа.
Чтобы чтобы грамотно оформить исковое заявление, лучше всего прибегнуть к помощи профессионального юриста. Однако можно сделать это и самостоятельно. В иске указывается следующая информация:
К заявлению приложите список свидетелей и копии документов по числу участвующих в судебном процессе лиц
Подается иск в мировой суд по месту жительства ответчика. Если вы ранее уже подавали обращение в органы МВД, то приложите к заявлению выданную справку.
Как наказать обидчика?
Доказанный факт оскорбления гарантирует агрессору заслуженное наказание. Если обидчик категорически отрицает вину, то доказать свою правоту крайне сложно. В таком случае требуется найти хотя бы косвенных свидетелей происшествия.
В качестве подтверждения вы также можете представить:
Если вина нарушителя будет доказана, суд вправе обязать его не только выплатить штраф, но и покрыть все издержки, связанные с судопроизводством
Оскорбление — это это весомый повод обратиться к профессиональному юристу за консультацией. Специалист подскажет, подпадают ли действия агрессоров под категорию правонарушений, как составить заявление в полицию или в суд, как лучше собрать доказательства посягательств на вашу репутацию. Правильные действия позволят наказать виновного и получить денежную компенсацию за причиненный вам вред.
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Комментарии
Можем ли мы подать на них в суд за оскорбление личности и подрывание авторитета?
Анна
В настоящее время за оскорбление предусмотрена административная ответственность. Но обратите внимание — для квалификации действий как оскорбления необходима неприличная форма высказываний
влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи
до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати
тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч
рублей.
влечет
наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч
до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до
пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот
тысяч рублей.
Если неприличных выражений (непечатных,» нелитературных») в высказываниях не имеется — пострадавший гражданин вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с иском о защите чести и достоинства.
Как не быть объектом травли? или Что делать если чмырят в школе?
Причиной травли или буллингом может быть: телосложение, рост, национальность, цвет кожи и т.д. Даже если Вы будуте идеальным человеком, с хорошим телосложением, высоким ростом и умным интеллектом, то обидчик или обидчики найдут к чему придраться. Поэтому надо уважать себя и не давать в обиду.
Разъяснение отношений между людьми
В обществе существует понятие «ярлык», оно даётся при знакомстве с человеком. Например если Вас оскорбили и Вы промолчали, то Вы получили «ярлык» терпила. То-есть Вы теперь объект для унижения.
Скажу сразу идти к классному руководителю смысла нет, пойти к психологу тоже не вариант, а жаловаться родителям хуже двух предыдущих.
Надо брать ситуацию в свои руки!
Что надо сделать в объязательном порядке:
1) Записаться в секцию боевых искусств. Если нет возможности, значит пытаться тренироваться самим. Качаться, отжиматься и бегать по утрам; (По полной тренировать свою выносливость)
2) Научиться правильно и красиво отвечать. В интернете поискать ядовитые фразы, научиться правильному разговору и диалогу. Культурно отшивать и
Чтобы и в «дыню» бить и словами ответить;
3) Хорошо и воспитанно себя вести, быть самостоятельным и не растерянным.
Эти все указания помогут обрести уверенность в себе и избежать травли в школе и за её пределами, просто будьте терпеливы и внимательны по отношению к окружающим.
Психология | Psychology
7.9K поста 43.5K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Никакие секции и умение говорить не помогут, когда человек в себе не уверен и не умеет давать отпор. Всё идёт из семьи. Если ребёнку в семье не дают слова, запрещают принимать решения самостоятельно, не хвалят, постоянно критикуют и т.д., то у него два пути. Он будет либо тиранить сам, либо станет терпилой.
2. Способность правильно и красиво отвечать формируется в большей степени на практике. Одной теории, прочитанной в интернете (где хватает сомнительной информации), мало. Практиковаться в общении лучше в адекватном коллективе.
3. Как воспитали, так и ведет себя. Родителей устраивает, агрессоров и сторонних наблюдателей тоже.
Так, спокойно, не расходимся. Каникулы кончатся через 7 дней))))
Ну вот меня в школе травили. Не так чтобы совсем уж, но порой доставалось. Считаю это хорошим опытом перед вступлением во взрослую жизнь.
Обычно в школе ты ещё морально очень слаб, чтобы научиться отвечать или придумать выход из ситуации. Это уже позже всё понятно. И на словах ты никому ничего не объяснишь, в те года понимают ТОЛЬКО силу. Без вариантов.
Так что любого школьника должны к этому заранее подготавливать родители. Чтобы он умел бить, а главное не боялся этого. Рассказать, что в обиду себя давать нельзя, но и тут не перегнуть, чтобы не превратить его наоборот в задиру.
Ты виноват в том, что над тобой издеваются
Над ребёнком издеваются в школе? Сам виноват, надо давать отпор!
В уличной драке пытался кого-то защитить? Сам виноват, не надо было лезть!
И еще десятки, если не сотни «сам виноват». У многих людей такая «логика» вызывает искреннее недоумение: «Какой рассольник нужно иметь в голове, чтобы так думать?». Кто в здравом уме будет обвинять жертву в том, что она пострадала?
Оказывается, в основе такой позиции лежит сложная цепочка мотивов, чрезвычайно прагматичных по своей природе. Главная цель — успокоится, и снизить внутреннее напряжение. Я перечислю три наиболее частые причины. Они могут присутствовать и в чистом виде, но чаще всего они взаимно переплетаются друг с другом в причудливых пропорциях. Каким же образом такие «виноватчики» успокаиваются?
Первая причина: они защищают иллюзию контроля над собственной жизнью.
Человек постоянно идентифицирует себя с окружающими, иначе говоря, ставит себя на их место. Каждый из нас, слушая какую-либо историю, думает: «А как поступил бы я, оказавшись на месте героя?». Если «виноватчики» поставят себя на место жертвы травли, и признают, что жертва не виновата в насилии, им придется признать БЕСПОМОЩНОСТЬ жертвы. Им придется признать что они живут в Мире, в котором какая-нибудь гнида может совершить зло безо всякого повода, просто потому, что гниде того захотелось. Им придется признать, что такое зло случайно, и никак не зависит от их собственных действий. В конце концов им придется признать, что такое случайное зло может произойти и с ними, и они ничего не смогут сделать, чтобы уберечь себя.
Чрезвычайно неприятная мысль, не так ли? Но «виноватчики» уже придумали «элегантное» решение — жертва сама виновата! А это значит, что жертва не беспомощна, и могла побороть зло или не столкнуться с ним. А значит зло не случайно, оно зависит от моих действий, и если я буду делать все «правильно», то со мной такого никогда не случится, и я никогда не окажусь на месте жертвы. Я не беспомощен, я управляю своей жизнью!
Бадум-бац! Иллюзия контроля восстановлена, и «виноватчик» успокаивается. Однако тут появляются другие люди, которые считают, что жертва не виновата… Да как они смеют так считать! Да надо было хулиганов ножом припугнуть, надо было им колени поломать, да я бы этих псов бы… Дальше обсуждение скатывается в фантазии о справедливом возмездии, пока реальную жертву продолжают макать головой в унитаз.
Вторая причина: Снятие с СЕБЯ ответственности за решение.
«Слабым и нуждающимся надо помогать». Очень полезное для социума убеждение, которое, однако, может стать вредным, если будет возведено в абсолют. Как только слово «НАДО» становится императивом, пропадает вся искренность, и помощь превращается в неудобное тягло. Не важно, хочу ли я или не хочу, практично это или нет, разумно или глупо — НАДО ПОМОГАТЬ!
Эта идея воспитала не одно поколение тунеядцев, которые удобно садятся на шею и весело болтают ножками, ловко прикидываясь слабыми и беспомощными. На каждое действие есть противодействие, и противодействием для нездорового альтруизма является «перевод стрелок».
Мол «Знаешь, друг, я бы тебя на шее понес, но погода сегодня не летная, и обувщик, падла-зараза, такую неудобную обувь продал! Ходить в ней просто невозможно!». Всегда можно сослаться на некие «внешние» обстоятельства. Разумеется, непреодолимой силы.
«Виноватчик» находит решение — так ведь нету слабого! Жертва сама виновата, не надо было лезть! А значит и помогать ей не нужно, пусть сама разруливает! А я останусь хорошим!
Председатель медленно садится в кресло, закуривает трубку и задумчиво говорит: «Имеет смысл… Вопрос с обсуждения снимается!».
Третья причина: Разрядка с помощью агрессии.
Есть три базовые реакции в ответ на угрозу — замирай, беги и бей. Кто-то, столкнувшись с «неприятным», входит в состояние оцепенения, и ждет, пока «неприятное» само по себе исчезнет. Кто-то бегает, прячется от неприятного в надежде на то, что «неприятное» устанет и оставит в покое. А кто-то атакует «неприятное», стремясь уничтожить саму угрозу.
Можно предположить, что разумнее атаковать не жертву, а обидчиков, ведь угроза исходит от них. Однако обидчики обладают одним очень неприятным свойством — они могут ответить. Если у них есть сила на агрессию к жертве, значит будет и сила на агрессию к защитнику. А у жертвы силы нет, и ответить она не может. А успокоиться как то надо…
«Ты сам виноват, что тебя макнули головой в унитаз! Зачем ты начал с ними спорить? МОЛЧИ! Не спорь, терпи, не обращай внимания, не провоцируй, и тогда они тебя не будут трогать! Да и в конце концов, неудивительно, что на тебя нападают, ты посмотри во что ты вырядился! Кто так одевается?! Если бы ты был НОРМАЛЬНЫМ, тогда никто тебя бы не трогал!
Опля, проблема «решена» и по шапке получать не пришлось! Можно расслабится, и пойти проверять тетради. А вечером устрою взбучку собственным детям, а то чо я одна страдаю!»
Таким образом можно заключить, что люди, перекладывающие вину на жертв насилия, прагматично решают несколько личных задач:
1. Они сохраняют иллюзию контроля над собственной жизнью, убаюкивая себя мыслью «Со мной такого точно не случиться!»;
2. Они сохраняют «лицо» и снимают с себя обязанность помогать жертве, потому что жертва «сама виновата»;
3. Они успокаиваются с помощью агрессии по отношению к жертве, поскольку жертва не может ответить;
Разумеется, есть и другие причины, но их мы обсудим как-нибудь в другой раз.
Мерзкая живность
Две учащиеся Липецкого техникума общественного питания накануне устроили публичное избиение своей однокурсницы-инвалида, целью которого было доказать остальным свой непоколебимый авторитет, несмотря на 18-летний возраст.
В произошедшем побоище будущих поваров и кухарок сейчас разбирается вице-губернатор области и полиция. К декану уже вызвали родителей всех участников драки. Известно, что побитая девушка-инвалид уже подвергалась избиению в мае этого года, но тогда дело спустили на тормозах.
Как я боролся с заниженной самооценкой
Безусловно, всё это только начало. Мне еще предстоит много работать над собой, чтобы побороть все свои страхи, загоны и т.д. Но и сдаваться я не собираюсь. Я буду и дальше исправлять свои недостатки, учиться чему-то новому. Я поклялся себе, что больше никогда не вернусь на то дно, с которого выбрался. Я на войне с самим собой и готов оттуда вернуться либо со щитом, либо на щите, никак иначе. Моей самой главной ошибкой было то, что я всю жизнь не верил, что можно что-то изменить. Думал, что останусь таким навсегда. Но нет, мы сами решаем, кем нам быть, есть люди, которые и не с такими проблемами справлялись. Так на что мне то жаловаться? Здоровый парень, руки, ноги на месте, могу хоть горы свернуть, надо только встать с дивана) Я знаю, что я не один человек с подобной судьбой. Надеюсь, моя история поможет кому-нибудь изменить свою жизнь к лучшему. Вода не течёт только под лежачий камень. Разумеется, это непростая борьба, и никто Вам не поможет кроме Вас самих, но нет ничего невозможного.
Ответ на пост «Что делать?»
Он слепой, но из-за того, что он потерял зрение в 9 лет, его тактильные ощущения стали развиваться и, самое главное, он стал их развивать.
Итог: он феномен, он может вытащить из колоды те карты, которые ему говорят.
Он работает на фирмы-производителей карт и они ему платят за экспертизу качества.
Я вот далеко не первый парень на деревне, но в школе увлекся программированием, и к своим 38 работаю нормальным таким начальником, семья, ребенок, а мои одноклассники. Ну, Кто-то спился, кто-то скурился, правда есть и те, кто в космос полетят скоро (и это не шутка)
1. Никого не слушать ( в хорошем смысле слова)
2. Мыслить: системный подход, критическое мышление, учет прошлого опыта
3. Никого не бить ( пусть они сами себя потом бьют)
Что делать?
Здравствуйте. Дело в том, что я ребенок инвалид. Аномалия правой руки, по сути дела мелочь. Но я до ужаса ранимая, замкнутая. Я не помню, что бы родители говорили мне, что моя рука это нормально, а травли в школе само собой. К психологу меня не отправляли, школьный ничем не помог. Маме пожаловалась о травле и своих проблемах впервые в этом году, в ответ «И что делать теперь? Мне хуже было.»
Не вижу своего будущего, до травли была вполне счастливым ребенком с многими целями в жизни и большим количеством друзей, а сейчас ни того, ни другого, сижу в 4 стенах. Подавалась в секции, всячески отвлекала себя, не помогло.
Что делать? Хочу снова получить мотивацию к достижению своих целей, научиться не обращать внимания на травли и принять себя такой, какая есть. (без психолога. Запись к психологу платная, возможности зарабатывать нет как и отдачи со стороны родителей)
Про подростковую/детскую жестокость, буллинг в школе и т.п
Отхвачу минусцов, а может вообще эти рассуждения никому не нужны, но слишком много постов и новостей на эту тему появляется, а у меня есть очень непопулярное мнение, которое я и хотел бы изложить.
Итак, из каждого утюга орут, что дети стали жестокими. То дока2 виновата, то семья, то школа, то воспитание или его отсутствие. Здесь кого-то в школе игнорируют, там кого-то регулярно избивают, с этим дружить не хотят и т.п.
А у меня ещё свежо воспоминание о моём детстве. Детсад с 1994 по 1997, школа с 1997 по 2007.
Телефонов с камерами не было, да и телефоны-то были не у всех. Интернет был далеко не у всех и уже в конце средних/старших классах.
1. Детская площадка, я играю в песочнице, какой-то паренёк меня толкает и отнимает лопатку. Я в слёзы и к маме. Мама бежит разбираться? Нет. Она говорит:
— Иди и забери обратно.
— А разве можно так. взять и ударить человека?
— Нужно, если ты защищаешься.
5. Седьмой класс. Меня на улице шпыняет компашка на
6. Десятый класс. Другая школа, другой район. Одного паренька в классе шпыняют, он толстый, несуразный, живёт с мамой и бабушкой, после школы играет в ла2, ни с кем не общается. На очередной перемене я встаю на его защиту. Почему? Какое-то чувство справедливости. В процессе «защиты» выбиты 3 стекла, сломан стул, у меня 2 шва, у «обидчиков» 2 сотряса, 1 перелом, разбиты нос и губы.
Просто сейчас, в век, когда у всех есть телефоны, когда везде есть камеры, когда эгида гиперопеки властвует в умах родителей, всё это говно всплыло на поверхность.
Будете продолжать душить гиперопекой, и по первому зову лететь к директору, орать матом на одноклассников своего ребёнка, строчить заявления в полицию? Будьте готовы через десяток лет за него защищать диплом, а ещё через десяток за него требовать от его начальника повышения ЗП.
Спасибо за внимание.
О травле в школе
Прочитала интересную инфографику «Как бороться с буллингом», захотелось поделиться своим крайне предвзятым мнением.
Чего я бы хотела от родителей и что могло бы помочь: перевод в другую школу, максимальный обрыв связей с этим коллективом. Послушать ребёнка, который говорит «мне тут больно, надо мной издеваются» и перевести туда, где этого не будет. Параллельно не только говорить о том, что проблема не в нём, но и помочь с развитием коммуникативных навыков. Обсудить, как действовать в новом коллективе. Но вот всего остального не надо, это не улучшит, а ухудшит ситуацию.
Если возможности перейти в другую школу нет, найти другой коллектив, в котором ребёнок сможет общаться. Тогда по крайней мере, у него будут друзья и круг общения, пусть и за пределами школы. Но так он будет знать, что дело не в нём (или в нём, это тоже вероятно, и с этим тоже надо работать), и сможет развивать навыки общения, чтобы в следующие коллективы вливаться без таких проблем.
В моей ситуации всё закончилось неплохо: в средней школе я начала общаться с парой одноклассниц, в старшей школе завела увлечение, предполагающее общение в другом месте. Ко второму курсу стала нормально общаться даже с малознакомыми людьми, и от той маленькой испуганной девочки остались только смутные воспоминания.
Ещё про буллинг
В одной школе под Питером есть мальчик, пусть будет, Саша.
Мальчик с детства занимается спортом, физически довольно развит. А ещё, примерно, с пятого класса в их класс заходят мальчики из 7 класса, кладут его на парту, снимают с него штаны и линейками измеряют выросло у него там что или нет, смеются. Одноклассники Саши стоят «на шухере», вокруг парты, помогают его держать и смотрят на это действие, которое настолько дошло до автоматизма, что длиться всего несколько минут. Девочки в этот момент или выбегают из класса, или смотрят.
Конечно, Саша изначально не ложился на стол без боя. Но что может один мальчик против пятерых? После этого Саша встает, надевает свои штаны и садиться за парту. В обычное время, дети в классе с ним даже взаимодействуют и «все бы ничего, если бы не это».
Все это длиться до 7 го класса Саши, примерно раз в неделю. То есть до тех пор, пока агрессоры не ушли из школы после 9го класса.
Знаете сколько родителей одноклассников знали о том, что Сашу обижают? Все. Сколько из них знали, кто это делает? Все. Знали ли они что именно делают с Сашей? Нет.
Как мы вообще узнали про этот случай? Саша через год после того, как агрессоры ушли из школы, пытался покончить с собой.
БОльшая часть работы антибуллинговых кампании направлены как раз на информирование о том, как понять, что буллинг есть и что с ним делать. Ведь учителя в наших школах, как слепые котята в своей наивности. Они ничего не видят и не знают.
Это, наверное, пока самый сложный случай из тех, с которыми мне получилось поработать. Его сложность как раз в понимании того, как это могло длиться так долго и почему никто не забил тревогу. По опыту уже могу сказать, что «удивительная» вещь заключается в том, что чем жёстче случай травли, тем меньше о нем знают родители.
По последствиям: с Сашей работают психологи, ему немного лучше. На агрессоров заведено дело, но не по факту насилия над Сашей, а потому что эти ребята совершили ещё преступление. Срок им точно дадут.
Не принимайте травлю за норму и не надейтесь на то, что дети сами могут за себя постоять.
Родители, не надо так.
С Максом мы прошли огонь и воду. Он пришел к нам только в 9-м классе, но дружим мы и по сей день. Дружили. И, кажется, уже не помиримся.
У него сын. Пацану 13 лет. Обожает книги. Куча книг дома, ещё больше на компе и в телефоне. Постоянно читает. Выхватывает люлей за то, что читает на уроках. Косяк, конечно, но такой тяги к печатной продукции я давненько у детей не вижу.
И вот прыгает отрок по кухне, как подстреленный, радостью фонтанирует и ей же активно с нами делится. Ну, и Светка тоже гордая такая, сына по головушке гладит, когда он мимо нее пролетает.
Макс и не пьяный был, сидим недавно. Да и замашек таких никогда за ним не замечал. Вот только тормознул папахен отрока и так свысока, насмешливо-пренебрежительно изрекает:
— Да ты хоть знаешь, кто такой эрудит? Это дурак, который по верхушкам нахватался, а сам знать ничего не знает. Понял?
И всё это тоном таким, даже описать сложно. Вот чистая эссенция тотального презрения и превосходства.
Парень аж даже в росте потерял. Уменьшился, скукожился, сник. И застыл. Видимо, пытается переварить, что сейчас произошло.
А у меня бомбануло. Да так смачно. Я тоже не пьян был, но много чего наговорил, даже очень-очень лишнего. Где-то даже был не прав. Разьярился, как бизон. Почти кричал, чтобы Макс завидовал сыну молча. Что он сам дурак и пытается ребенка опустить до своего уровня. И много ещё по чему проехался. Ушел и напился дома.
Солдат из Ноябрьска вырезал матерное слово на лбу у сослуживца
Гособвинение просило для осужденного четыре с половиной года колонии, сообщает портал 72.ru. Но суд принял во внимание то, что рядовой Хасанов сотрудничал со следствием. В ближайшее время на скамью подсудимых сядут другие обвиняемые в издевательствах над Пахотиным: сержант Мурат Амиржанов, рядовые Арман Саграев и Нурбек Абакиров.
Ранее « URA.RU » сообщало, что призывник из Большой Мурты Красноярского края Артем Пахотин был найден в апреле 2018 года на стрельбище в Еланском гарнизоне Свердловской области с простреленной головой. Незадолго до этого он писал матери о том, что сослуживцы измываются над ним и вымогают деньги. В частности, сослуживцы вырезали у него на лбу нецензурное слово из трех букв.
Несмотря на то, что уголовное дело изначально было возбуждено по статье «доведение до самоубийства», родители Артема уверены, что молодой человек был убит. Незадолго до гибели молодой человек писал матери сообщения, в которых жаловался на травлю и просил не верить «никому, чтобы ни случилось».
школа, былое, одноклассники, буллинг
Девочка одна пишет диссер по буллингу и я решила ей поведать свою тяжкую историю.
Ну и вот, решила и сюда бросить.
Поставили тройку. Ненавижу Булгакова до сих пор.
Годы прошли, у меня уже дочь, я в браке, моя бывшая классная оказалась свекровью моей подруги. Недавно та проболталась мне что классная сожалеет о многом чего не сделала и не поняла. В большинстве в случае со мной и все школьные годы.
Школьные годы или школа жизни
Сейчас смотрю пошла волна о том, что творится в школе.
Травля не обошла и меня.
Перевелся я в 3 классе из Елецкой 97 гимназии в маленькую школу в Ростовской области.
Не знаю, стоит ли называть старый и новые номера, по моему суть истории это не изменит.
Класс был уже довольно «бодрый», % ребят «на учете был велик».
По началу вроде вливался, дружил с ребятами, у меня в тот момент была Сега 16 битная и «дружить» хотели многие.
Где-то классе в 5-6 эти самые «дружбаны» начали пытаться втащить меня во что-то вроде рэкета, бить слабых и младше и требовать с них деньги. Идея мне решительно не понравилось, и вот тогда началось веселье.
Начались ежедневные драки, то с одним, то с другим.
Между уроками, после занятий.
Но один на один я кое как, но всё же вывозил.
В 7 классе, всё стало хуже.
К нам перевели, главного заводилу с параллельного класса, и вот тут я узнал что такое Ад.
Этот индивид, назовём его Саша, подмял под себя всех наших хулиганов, и при попытке дать ему сдачи на тебя налетала толпа человек в 10, и даже если 1-2 ты успевал огреть, то остальные сбивали из ног и избивали.
Драться пытался только я, остальные просто терпели.
Почему не сказал родителям? А родители были в другой стране, отчим служил в Таджикистане, мать и младший брат были с ним, а я был у бабушки и дедушки. Да и воспитывали так, что мужчина должен сам решать свои проблемы.
На этой почве под конец 7 класса,из-за стресса, начались сильнейшие проблемы с желудком, врачи заявили что обострение гастрита.
И вот в 8, начались уже легкие проблемы с головой.
Что-то вроде этих стрелков, что сейчас стали модные, только не планированные, а импульсные вспышки.
Раз драка, я в тумане, в ноге шариковая ручка, противник избит- класс испуган, я помню все урывками.
В этот раз родители узнали, синее ухо, потбитый глаз, это уже не те синяки на руках и ногах, которые можно скрыть кофтой.
9 класс был спокойным, мы демонстративно игнорировали друг друга, эта группа начала сыпатся и драться между собой, потом успокоились и начали глумить слабейших среди себя.
С выпускного я свинтил, деньги сдавать не стал, классуха меня пыталась «заставить» идти даже без денег, на что я рассмеялся, забрал корочки и свинтил в закат)
Жалею ли я этих годах? Может быть. Вынес ли я что-то полезное для себя? О да, и друзей отсеивать, и смотреть на взрослых, без заведомого уважения о возрасте и решать сам свои проблемы. Ах да, а так же получил перк «стрессоустойчивость»
Прошу прощения за сумбурность мысли, эмоции все еще играют, и я в принципе старался эту историю не выносить ранее на обозрение.
Мои 5 копеек о травле в школе
Раз уж пошла такая волна, то и я свою историю расскажу. Потому что почему бы и нет.
Как и у всех, класса до пятого всё было нормально, разве что друзей среди одноклассников так и не было. Были лишь пару товарищей, которые, случись что, проходили мимо и делали вид, что их это не касается. Я не осуждаю их, ведь если бы они мне помогли, проблемы были бы и у них.
Осложняло ситуацию то, что наша школа в моём маленьком городе считалась своего рода отстойником, туда переводили всех двоечников и всякого рода отбросов, которых в другие школы не брали. А те вполне себе успешно сбивались в шайки. Причём шайки из разных классов вполне себе успешно общались друг с другом. В итоге пару раз было такое, что меня избивала толпа из учеников на класс ниже (7 против 8), за которыми наблюдали «старшие» товарищи. И стоило мне что-то им сделать, как старшие приходили на помощь. Обидно, но против нескольких человек шансов у одного не много, даже при небольшой разнице в возрасте. А особенно учитывая то, что драться я не умел.
И выходом для меня были компьютерные игры. Да да, те самые, что сейчас так модно обвинять в расстреле. В них я мог как выплеснуть свою ярость, или просто погрузиться в приятный для меня мир и забыть обо всех проблемах. Правда, родители старались это ограничить как можно больше. Как правило, как раз тогда, когда мне это было нужно больше всего. После любой драки, выходки одноклассников, порванного ими учебника или портфеля, и т.д.
Но прошло время, я закончил школу и уже заканчиваю универ. Многие из моих одноклассников остались обычными обывателями. Один из задир пропал без вести года четыре назад, второй заделал ребенка малолетке и подался в бега. Жизнь сама всё расставила на свои места. Хотел бы я и закончить на этом моменте, но нет, в жизни всё не так радужно.
О школьной травле, стрелках и работе с детьми
Такие вещи, которые я сейчас напишу, надо писать именно под новым аккаунтом. Все совпадения случайны.
Начнём с того, что за 10 лет качественный и концептуальный подход к работе со школьной травлей вряд ли поменялся. И, могу заявить как человек которого травили в школе, что это был полный Ад.
Даже когда меня приводили к ней с порванной кофтой, то эта хуесосина включала старую пластинку про «сам виноват, не реагируй и отстанут».
P.S. Я пишу это не для рейтинга или хайпа, просто 10 лет держал это в себе, не находил сил (мужчины не плачут, как говорится) высказаться. Надеюсь, когда-нибудь со школьной травлей и её молчаливой поддержкой будет покончено.
Dixi et animam levavi.
Учился я во втором классе и занятия наши проходили на первом этаже, в отдельном коридоре, отгороженном от остальной школы стеклянной дверью. В той же школе учился мой сосед Мишка, парень старше меня лет на шесть, а поэтому авторитет непререкаемый. Ввиду отсутствия отца и старшего брата – образец для подражания и кумир. Спортсмен, пионер, заводила.
Кто в свои тринадцать поделился со мной первой сигаретой? Мишка. С кем мы подожгли деревянный заброшенный сарайчик? С ним же. Кто выломал окно подвала, чтоб детсадовцы могли играть там в «Детей подземелья»? Мишка. Кто научил меня ловить верёвочной петлёй голубей? Ладно, не помню, но мне кажется, что без него и тут не обошлось. Вела нас дорога приключений и из нашего тандема, по мнению моей матери, не могло получиться ничего хорошего.
А в одном классе с Мишкой учился мальчик Гриша. Молчун и тихоня, замкнутый и слегка не от мира сего. Короче, готовая жертва. Чем одноклассники и воспользовались.
Положа руку на сердце, стоит признать, что Мишка-таки был хулиган и задира. Учился не очень, спортом занимался много, да всё больше теми видами, где по голове сильно бьют. Однако Гришу он особо не обижал. Это была для него слишком мелкая рыба. Он ведь лидер класса. Ему по рангу не положено. У Гриши была парочка постоянных обидчиков. Фантазией те не отличались. То книги раскидают, то в портфель воды нальют, то на спину бумажку приклеят «Пни меня». Ну и обзывания всякие, прозвища обидные. Классика.
Гриша терпел. На обидные прозвища огрызался, молча собирал книги, выливал воду из портфеля. Жаловался учителям. Обидчиков пару раз вызывали к директору, но это когда-нибудь помогало?
А как-то по весне сидели восьмиклассники в кабинете химии. Скучали, в ожидании окончания лабораторной работы, смотрели в окно, на пробуждающуюся природу. И вот от этой скуки обидчики решили над Гришей поиздеваться. Учительница как раз зачем-то вышла, а два малолетних дебила набрали в банку воды, да и плеснули Грише на школьные брюки.
Девчонки хихикают, обидчики довольны. А Мишка возьми и ляпни:
— Ты, Гриша, до восьмого класса доучился, а штаны намочил, как в детском саду.
И ведь не со зла ляпнул, так пошутить решил, перед девчонками выпендриться и ситуацию сгладить. Но для Гриши это стало последней каплей. Как потом оказалось, имелись у него проблемы в психической сфере а тут весна, обострение. Ещё и Мишка со своей глупой шуткой.
Гриша встал, пнул портфель и ушёл под гогот одноклассников.
Ну ушёл и ушёл. Удивило это только вернувшуюся учительницу, которая отметила в журнале отсутствие ученика.
А ушёл Гриша не просто так. Вернулся он домой, достал из шкафчика на кухне топорик для рубки мяса (был такой в каждой уважающей себя советской семье), заткнул за пояс полдесятка ножей разных размеров, захватил молоток и пошёл Мишку убивать.
Наверное, не стало бы у меня в тот день соседа. Затаился бы Гриша в засаде и рубанул с плеча. Да на счастье вооружённого до зубов ученика заприметила бабушка-вахтёрша с первого этажа школы. Прямо с вахты позвонила директору. А тот видно в курсе был Гришиных проблем, потому что по селекторной связи объявил в школе панику.
Учителя сработали слаженно. Учеников мигом разогнали по классам, двери завалили партами и прочей мебелью, закрыли на ключ, подпёрли швабрами, короче забаррикадировали, как могли.
Нас, второклашек, заперли в отдельном коридоре. Учительница держала оборону возле стеклянной двери. Если бы Гриша рванул в наш коридор – она вряд ли бы устояла. Но начальные классы мститель проигнорировал и прямиком направился убивать обидчика.
В кабинете химии уже никого не было. Урок давно кончился. Киллер с досады расколотил окна молотком, прошёлся по лабораторной посуде, досталось портрету Менделеева и его знаменитой таблице, которую искренне ненавидит уже не одно поколение школьников. Ворвался в лаборантскую, захватил с собой бутылку с серной кислотой. Прибавил её к своему арсеналу.
А Мишка, как назло, всю суматоху пропустил. Курил он за забором школы с корешами. Вернулся перед уроком – что такое? Коридоры пустые, классы заперты. Школа будто вымерла. Война что ли?
И тут в другом конце коридора показался Гриша. Увидел обидчика, заорал, поднимая над головой топор. Мишка соображал быстро, а бегал ещё быстрее. Поэтому следующие полчаса держал запыхавшегося киллера на расстоянии от своего драгоценного организма. Бегал от него по коридорам, ещё и орать что-то провоцирующее не забывал.
Между тем, на телефонный звонок испуганного директора в школу примчалась небывалая сила – целых два милиционера на жигулях с мигалкой. Переговоры с террористом вести не стали. Выловили в одном из коридоров, с размаху дали дубинкой в лоб и разоружили оглушённого.
Потом, конечно, был скандал. Мишку исключили из пионерской организации, Гришу выперли в школу для «особенных» детей. А вот основные обидчики аутсайдера отделались лёгким испугом. Кстати – основное отличие от современной школы. За этот инцидент не уволили директора, и никто из преподавателей не пострадал, даже с химички премию не сняли.
Так что теперь, когда я смотрю по телевизору про очередной расстрел в американской школе, я вспоминаю, топот ног одинокого подростка по коридорам, тень с топором на хрупкой стеклянной двери, испуганную толпу первоклашек и то, как молилась юная учительница начальных классов, комсомолка и атеистка до того памятного весеннего дня 1986-го года.
Учительница первая моя
Сегодня, спустя 8 лет со дня выпуска, Миша стал футбольным хулиганом, накачал мышцы, учавствует в поездках на матчи и в массовых драках в том числе, и при этом написал целую книгу стихов и рассказов.
И не общается ни с кем из бывших одноклассников. А те, в свою очередь, начали его бояться.
Теперь вот думаю: нам повезло, что Миша не пришел однажды в класс с дробовиком. Если бы пришел, я бы его поняла.
Тихоня.
В университете я учился на технической специальности, поэтому изобилием девчонок в группе, увы, не мог похвастаться. Но нам немного повезло, вместе с нами училось ещё 3 девочки, наряду с 20 пацанами. Две из них были весьма весёлые, одна более-менее симпатичная, а вторая не особо блистала красотой, но компенсировала это своим обаянием. А вот третья изначально была в стороне от других. Фигуристая блондинка с темными глазами и милым лицом. Уже на вручении зачеток и студенческих билетов, она привлекла внимание всех парней, которые были в приятном шоке от такой девушки. Да и редко в подобную группу приходят учиться девушки, да ещё и такие. Вот только разговоры она не очень поддерживала, и было вовсе непонятно, то ли она просто стесняется, то ли слишком высокого о себе мнения. Все ухаживания парней были отвергнуты, хотя парня у неё явно не было ( были прямые вопросы к ней на этот счёт). Изначально с ней хотела подружиться та вторая симпатичная девушка, но тоже была отвергнута.
На занятиях парни пытались. сесть к ней поближе, да вот только блондинка не поддерживала беседы. Или разговор был следующий:
— А ты ходишь на фильмы, а А?
— Нет, я не особо люблю тратить деньги.
— А никто и не заставляет! Парни могут платить!
— Я не нуждаюсь в том, чтобы за меня кто-то платил, когда я имею свои деньги.
После этого парни впадали в ступор и, краснея, отходили подальше.
И так прошел год. Парни уже не пытались с ней сдружиться и обходили её стороной. Слишком уж странная особа. У нас, мальчишек, была отдельная беседа в соц.сети, где мы обсуждали подобное поведение, да и конечно не обходилось без пошлых шуточек в её адрес. Кто-то скидывал с ней диалоги, где она вновь была подобной ледышкой. Не смотря на подобную молчаливость, я всегда замечал подобную вещь, когда кто-то из парней издевается над кем-то или девушки начинают кого-то обсуждать, А. могла одним высказыванием поставить всех на место. Это были подобные разговоры:
— Смотри как нарядилась, жопа еле прикрывается.
— А тебе разве есть до неё дело? Это её выбор как и во что наряжаться. А подобные высказывания удел завистников.
Конечно девчонки краснели и были возмущены, но никто не мог ей перечить, уж слишком у неё был острый язык.
Вот только в один из семестров к этой однгруппнице начал явно приставать препод, нет, он не показывал свою симпатию, наоборот, чем-то она ему явно не понравилась. Память у людей может работать по-разному, кто-то лучше запоминает на слух, кто-то зрительно, кто-то при самостоятельном чтении. Она была из последней группы. На слух она практически ничего не запоминала, поэтому препод выбрал подобное издевательство. Он говорил информацию и заставлял повторить её А. Конечно, она не могла это сделать. И так каждую пару. Но она не противилась, оценки ведь не ставит. Подобные ситуации происходили на некоторых предметах, вроде элементарное задание «повторить предложение», а она не может. Поэтому некоторые начали считать её явно тупой. Настала пора экзаменов. Нет, вернее мести для неё. Надо было видеть ошарашенный взгляд препода, который принимал у неё работу и со скрипом поставил «отлично».
Встреча. Вечер. Кафе. Я предлагаю заказать выпивку, на что она деликатно заявляет, что не пьет. 4 часа беседы и мой главный вопрос, который сразу же возник при нашей встрече «Что происходило в те года и был ли тот слух правдой?».
Она натягивает улыбку и начинает рассказ.
Её семья в те года распалась, мать решила полностью забыть о подобном браке и преспокойно уехала в Европу. Оставив её с отцом. Отец, в свою очередь, начал пить. Не обходилось и без издевательств с его стороны. Отсюда и побои. Часто отец мог пропасть на недели, а вернувшись вновь её избить. Уйти было некуда. В городе ни одного родственника, а из-за слуха про её распутный образ жизни в универе, друзей у неё не осталось. Более того, теперь каждый из её бывших знакомых тыкал в неё пальцем и обзывал шлюхой. Однажды отец перешел границу и попытался её изнасиловать. В тот день она ушла из дома. Бродила целых 2 недели по городу и ошивалась в метро. Затем вернулась, где отец умолял его простить. Она пыталась рассказать ситуацию матери, а та лишь разводила руками, у неё новая жизнь. Была и попытка самоубийства, после того как её подкараулили возле подъезда бывшие подруги и друзья и разорвали на ней всю одежду, снимая на видео. После чего один из них начал её лапать. Неделю жила у соседской бабушки. Та её немного успокоили и она приняла решение разъехаться с отцом.
Было много нюансов, в том числе мать. Но спустя 4 месяца она смогла приобрести маленькую квартирку на окраине города. Были долгие месяцы реабилитации и хождений к психологу.
Спросил я и про личную жизнь. Её и вовсе нет. Мужчин она к себе не подпускает. Лишь дружба. Что и понятно после домогательства отца и друга. Зато всё компенсирует работа.
Общаемся с ней и по сей день. Она хорошо зарабатывает, водит дорогое авто и ездит по свету. Пока и этого хватает.