что делать если тебя взяли на удушающий
Что делать, если кто-то оказался «в отключке» в результате удушающего приема
В грэпплинге и БЖЖ довольно часто бывают ситуации, когда один из спортсменов при проведении удушающего приема не успевает сдаться или принципиально не хочет этого делать и в результате теряет сознание.
Самые распространенные приемы, которыми можно «усыпить» соперника — RNC, треугольники, треугольники руками, гильотины и различные трюки в ГИ с использованием лапелов и отворотов.
На видео ниже известный джитсер и боец UFC Райан Холл заснул во время тренировочного процесса в результате сильного давления плечом соперница на его шею.
Такая реакция объясняется механическим пережатием конечностями сонных или затылочной артерий или ярёмной вены; отсутствие кровотока по данным сосудам быстро приводит к циркуляторной гипоксии мозга и потере сознания соперника уже через несколько секунд.
Мы всегда видим, что судьи или одноклубники приподнимают ноги человека, который оказался в отключке, и он постепенно приходит в себя. Но действительно ли это то, что необходимо делать в таких случаях?
Согласно правилам оказания первой медицинской помощи, необходимо делать следующее:
«Если человек дышит и лежит на спине, и вы уверены в том, что у него нет травмы позвоночника, осторожно поверните его на бок. Согните верхнюю ногу так, чтобы оба бедра и колена оказались под прямым углом. Осторожно наклоните голову назад, чтобы открыть дыхательные пути. Если дыхание или пульс остановились, поверните человека на спину и начните делать искусственное дыхание и закрытый массаж сердца».
Дзюдоисты используют следующие техники, если соперник потерял сознание:
Что такое селфхарм и как справиться с желанием навредить себе
Слово «селфхарм» (самоповреждение) стало частым гостем в разговорах: его употребляют подростки в школе и активно обсуждают в интернете. Встревоженные родители обмениваются переживаниями. А взрослые время от времени подтягивают рукава вниз, чтобы не было видно ожогов и порезов. Что это за явление? Разбираемся с психотерапевтом.
Анастасия Афанасьева, врач-психиатр, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Что такое селфхарм
Селфхарм — это преднамеренное причинение себе какого-либо вреда без суицидальных намерений. Выражаться это может в любом поведении, вызывающем чувство боли или дискомфорта. Обычно при упоминании селфхарма сразу представляются порезы в области кистей или предплечий, но это далеко не единственный способ себе навредить. Кроме порезов, которые могут быть как на руках, так и на ногах, в области лодыжек, бедер и на прочих частях тела, самоповреждение может проявляться через нанесение себе ожогов, ударов, царапин, щипков, вырывание волос, биение о твердые предметы, ограничение себя в еде, употребление алкоголя и наркотиков. Иногда самоповреждение может приобретать такие формы, как занятие опасными видами спорта, агрессивное вождение с попаданием в ДТП и прочее. Таким образом, поведение может быть любым; главный критерий в том, что функция этих действий — осознанное причинение себе ущерба.
Кто склонен к селфхарму
Эта проблема актуальна как для России, так и для всего мира. Наиболее уязвимая группа — подростки (распространенность селфхарма среди них, по данным различных исследований, достигает 10% [1]), хотя страдать самоповреждающим поведением могут и взрослые люди. По российским исследованиям, 10–14% старших школьников и студентов указали на один или несколько случаев самопорезов, а 3% отметили, что наносят себе порезы довольно часто [2]. Если говорить о гендерных особенностях, то общемировые исследования показывают, что самоповреждения чаще регистрируются у девушек, тогда как у юношей они более тяжелые [Дойл Л., Трейси М. П. и Шеридан А. Самоповреждения среди молодежи: распространенность, сопутствующие факторы и обращение за помощью среди подростков, посещающих школу. // Международный журнал медсестер в области психического здоровья, #24 (6), 2015, 485–495].
В целом от того, чтобы начать наносить себе повреждения, не застрахован никто. Даже психически здоровые люди, к примеру в ситуации острого горя, могут прибегнуть к такому поведению, чтобы справиться с эмоцией. Тем не менее на склонность к селфхарму может влиять наличие у человека определенного бэкграунда и факторов риска. К ним относятся психические заболевания или нейроотличности (врожденные неврологические особенности, например синдром дефицита внимания и гиперактивности) или расстройства аутистического спектра, пережитый опыт насилия и другие.
Причины селфхарма
Один из наших самых сильных природных инстинктов — инстинкт самосохранения. Почему же люди начинают делать нечто столь противоестественное — калечить собственное тело и причинять себе боль? Причин может быть множество, и прежде всего, это вышеупомянутые факторы риска.
Чаще всего самоповреждающее поведение выполняет три основные функции:
1. Совладать с сильной эмоцией. То есть перевести эмоциональную боль в физическую и таким образом эффективнее с ней справиться. Всем нам понятно, что делать с синяком или порезом, а вот с душевной болью — далеко не всегда, особенно если чувство зашкаливает.
2. Попытаться почувствовать хоть что-то. При депрессиях, сенсорных перегрузках, деперсонализации пациент зачастую плохо ощущает собственное тело, возникает «болезненное отупение», которое расценивается как довольно неприятное чувство. Самоповреждение помогает вернуть ощущение контакта со своим телом и контроля над ним.
3. Наказать себя. Если человек страдает от собственной никчемности, одиночества, испытывает чувство вины и стыда, нанесение самоповреждений как бы помогает расплатиться за собственные ошибки.
К чему приводит селфхарм
К сожалению, иногда самоповреждения бывают чреваты довольно неприятными последствиями для здоровья и внешности. Порезы могут инфицироваться, воспаляться и гноиться, оставлять шрамы. Более того, иногда повреждения наносятся в труднодоступных местах (часто для того, чтобы их легче было скрыть от других людей), что может быть смертельно опасно, так как самовредитель может легко задеть жизненно важные сосуды и нервы.
Кроме того, селфхарм подвергается довольно сильной стигматизации в обществе, особенно по сравнению с манипуляциями над собственной внешностью (такими как пирсинг или нанесение татуировок) или определенными религиозными и духовными практиками (стояние на гвоздях, ношение вериг), хотя и то, и другое тоже связано с получением болезненных ощущений. Боясь порицания со стороны окружающих, люди часто избегают обращаться за помощью, что может привести к еще более серьезным последствиям.
Как избавиться от селфхарма
Что можно сделать самостоятельно
Что можно сделать при помощи других
Зачем обращаться к врачу
Самостоятельно выяснить, в чем причина нанесения самоповреждений, как правило, крайне сложно. Кроме того, селфхарм — это потенциально жизнеугрожающее поведение. Именно поэтому очень важно своевременно обратиться к специалистам, работающим с такими проблемами. Для начала врач-психиатр проведет диагностику состояния и определит причину. После этого на первый план выйдет либо медикаментозное лечение, либо психотерапия; чаще всего это будет их сочетание. Лекарства нужны для стабилизации эмоционального состояния, уменьшения симптомов, а психотерапия помогает научиться быстро распознавать ситуации, когда у вас возникает желание нанести себе повреждение, и выбирать другой способ с ними справиться. Например, научиться понимать свои эмоции и контролировать их, применяя техники самопомощи.
Как помочь другому справиться с селфхармом
Часто этим вопросом задаются родители, которые начинают замечать проявления селфхарма у детей. К сожалению, редко когда они знают, как им помочь. Самое важное — вовремя среагировать, не обесценивать проблему, не ругать ребенка, а попробовать выяснить, что с ним происходит, без осуждения.
Что может указывать на то, что близкий человек страдает от селфхарма?
Важно знать
Селфхарм не равняется суицидальному поведению и его не следует расценивать как первый звоночек на пути к самоубийству. Суицидальное поведение направлено именно на то, чтобы уйти из жизни; самоповреждение не имеет такой цели — напротив, это способ (хоть и ущербный) справиться со своим состоянием, чтобы продолжать жить.
Причин селфхарма может быть множество, и чаще всего к такому поведению приводят трудности с регуляцией эмоций, их осознанием и контролем. Поэтому важно вовремя обращаться к врачу и не осуждать людей, на теле которых заметны следы от самоповреждений, которые, возможно, появились у них в сложные моменты жизни.
Чтобы лучше разобраться в теме селфхарма, можно почитать книги про пограничное расстройство личности, например: «Я ненавижу тебя, только не бросай меня» Джерольда Крейсмана и Хэла Страуса либо «Прекратите ходить по яичной скорлупе» Пола Мейсона и Рэнди Крегера.
Что делать если тебя взяли на удушающий
Часть 3. Техника безопасности и приемы первой помощи.
Удушающие приемы требуют особого внимания, как на тренировках, так и в бою.
В ходе тренировок, на всех этапах обучения, необходимо в обязательном порядке соблюдать правило трех секунд, означающее, что любой удушающий захват можно держать не более трех секунд, независимо от того, подает партнер сигнал сдачи или нет. В случае удачно наложенного удушения, трех секунд достаточно, чтобы партнер почувствовал первые признаки кислородного голодания в виде легкой слабости и головокружения при артериальном удушении и нарастающей болью в районе щитовидного хряща или нижних ребер, сопровождающихся головокружением и легкой слабостью, в случае дыхательного удушения.
Тренер обязан с первых же моментов обучения удушающим приемам приучить курсантов к соблюдению правила трех секунд при любых обстоятельствах, вплоть до отстранения от тренировки в случае его несоблюдения. В тех же случаях, когда курсант систематически нарушает правило трех секунд встает вопрос о его психической пригодности для занятий прикладным рукопашным боем. Начиная обучение удушающим приемам, тренеру следует самому, применив как артериальное, так и дыхательное удушением, аккуратно довести каждого из курсантов до грани потери сознания либо травмы щитовидного хряща, чтобы обучаемые почувствовали эту грань.
Необходимо, чтобы тренер знал приемы первой помощи при потере сознания от удушения и обязательном порядке обучил им своих курсантов.
Первым делом нужно раздвинуть потерпевшему веки и посмотреть в глаза, причем не следует ограничиваться одним глазом.
Если зрачки расширяются и сужаются, значит, пострадавший сам скоро придет в сознание. Для ускорения восстановления можно, взяв его под мышки, приподнять и потрясти или сильно потереть ему ладонями оба уха. Можно так же сильно дунуть ему в нос. Еще один способ – посадить пострадавшего и сильно ударить его ладонью по позвоночнику на уровне середины лопаток, после чего похлопать ладонью справа и слева по шее у плеч.
Если же зрачки или один из них стойко расширен, человек потерял сознание надолго и необходимо приводить его в чувство. Следует уложить потерпевшего на спину, подложив что – ни будь ему под плечи для того, чтобы голова запрокинулась – иначе возможно западение языка и дать ему понюхать нашатырный спирт. Если нашатырного спирта нет, можно пощекотать потерпевшему нос перышком, травинкой, скрученным кусочком бумаги, чтобы вызвать чихание. При необходимости сделать искусственное дыхание до восстановления самостоятельного дыхания, но только не методом изо рта в рот. Сильный резкий нажим на глазные яблоки так же может восстановить дыхание. Если, несмотря на искусственное дыхание, самостоятельное дыхание долго не восстанавливается лучше всего, не прекращая его, повторить те приемы, о которых сказано выше.
Иногда, для того, чтобы привести пострадавшего от удушения в чувство, рекоменуют толчки (обычно кулаком) в живот, под диафрагму. Делать это категорически не рекомендую. В принципе, такие действия восстанавливают дыхание, но могут вести так же к выдавливанию желудочного сока, т.к. в следствие удушения у пострадавшего расслаблен сфинктер, сжимающий выход из пищевода в желудок. В результате желудочный сок попадает через пищевод не только в гортань и на голосовые связки, но, случается, и в трахею и даже в бронхи, что вызовет химический ожог этих органов, сопровождающийся отеком, что само по себе может привести к удушению.
Как уже говорилось выше, достаточно часто в результате применения удушающих приемов происходит перелом или западение щитовидного хряща, симптомом чего является невозможность дышать уже после снятия удушающего захвата или затрудненное дыхание с сильным хрипом на вдохе и выдохе.
В первую очередь необходимо облегчить прохождение воздуха через гортань. Если пострадавший остается в сознании, его надо поставить на колени в положении прогнувшись, запрокинуть ему голову до отказа и заставить высунуть до предела язык (можно удерживать его руками), при этом, если дыхание через рот все еще затруднено, он должен стараться дышать пловно, без усилия через нос.
Если потерпевший потерял сознание, следует его посадить, подложив под что-нибудь середину спины, оттянуть ему назад плечи и запрокинуть голову до предела. Если проход воздуха по прежнему невозможен, следует ему сильно вытянуть язык. Это – абсолютно необходимые первоначальные меры при таких травмах, обеспечивающие хоть какой-то проход воздуха в легкие. В этом положении следует дожидаться квалифицированной медицинской помощи.
В безвыходных случаях, например, при невозможности обеспечить хоть частичное дыхание или при невозможности медицинской помощи можно попытаться предпринять более радикальные меры.
Самое простое – уложить потерпевшего на спину, подложив что ни будь ему под плечи, вытянуть ему язык и делать одновременно искусственное дыхание изо рта в рот и надавливанием на грудь, что может обеспечить проход воздуха в легкие. Можно ввести в горло интубационную трубку (это может быть любая эластичная трубка подходящего диаметра). Можно попытаться поставить щитовидный хрящ на место. Проще сделать это при его западении, но в абсолютно безвыходных случаях – и в случае перелома. Для этого имеется два способа. Первый – поддерживая пострадавшего в сидячем положении или на коленях, запрокинуть ему голову, положить одну руку ладонью на лоб и нанести по ней несколько легких ударов кулаком другой. Второй способ – попытаться поставить хрящ на место щипком, т. е. одновременно воздействуя на него с двух сторон четырьмя пальцами и большим пальцем с боков-изнутри (при этом необходимо следить, чтобы кожа на передней части шеи не натягивалась и не давила на щитовидный хрящ) либо одновременным толчком с обеих сторон вторыми суставами пальцев сзади-сбоку запавшего хряща.
После устранения западения или смещения в результате перелома щитовидного хряща потерпевший не должен опускать подбородок, иначе щитовдный хрящ опять западет. Если эти меры не помогают, продолжать те действия, которые описаны выше.
———————————————
* Значение терминов, отличающихся от общепринятых и не объясненных в тексте приведено ниже.
Бой (синонимы: боеконтакт, боестолкновение, схватка) – любое силовое столкновение противоборствующих сторон.
Завершающее действие, прием – любое техническое действие, окончательно лишающее объект возможности вести бой.
Гиперстеник – по типу телосложения люди делятся на гиперстеников, характеризующихся бочкообразным туловищем и короткими толстыми конечностями и шеей, астеников с длинным тонким туловищем, длинными конечностями и шеей и нормостеников, занимающих промежуточное положение между теми и другими. Естественно в жизни чистые типы встречаются редко, в массе своей люди представляют промежуточные типы между нормостеником и гиперстеником, либо между нормостеником и астеником.
Групповой бой – боеконтакт, в котором участвует более одного бойца с каждой стороны или с одной из сторон.
Раздергивание – технические и тактические действия, вынуждающие объект распределить внимание между несколькими целями или угрозами.
Одиночный бой – боеконтакт, в котором с обеих сторон участвует по одному бойцу.
Отвлекающие действия, приемы – технические и тактические действия, обеспечивающие раздергивание объекта.
Расслабление – прием, недостаточно сильный, чтобы лишить объект возможности вести бой, но ограничивающий его боевые возможности.
«Если правильно пережать артерию, соперник быстро засыпает». Как за пару секунд «задушить» человека
Основатель «Академии ММА» и председатель Белорусской федерации панкратиона и боевых искусств Алексей Анцыпович объясняет, почему не любить ММА – большая ошибка.
— Есть мнение, что намного легче научить борца ударной технике, чем ударника – борцовской. Согласны?
— С кем лично вам легче работать – с борцами или ударниками?
– Затрудняюсь ответить. У меня спортсмены – товар штучный. Каждый из них – индивидуальность. Одного очень тяжело научить, а другого – очень просто. Люди же совсем разные. Проблемы чаще в голове, чем в технике. Конечно, когда человек приходит с улицы и у него даже с координацией движений плохо – вот с такими вообще проблематично работать. Есть люди, которые приходят из каких-то игровых видов или из гимнастики, когда с координацией в порядке – их уже можно учить. А есть ребята, зашоренные на кикбоксинге – им тяжело поставить какие-то движения, броски в партере и т.д. У них волокна мышечные привыкли бросать или толкать, а здесь, наоборот, тянуть надо. Это совсем другая работа. Поэтому определиться, с кем легче работать, очень сложно.
— В каком возрасте можно пойти в ММА? Вот мне 25, у меня есть опыт занятий единоборствами – это еще не поздно?
– В принципе, я уже ответил на этот вопрос – это очень индивидуально. Можно заниматься спортом до этого и 20 лет, и 25, и 40, но на каком уровне выступать? Если человек на международном уровне выступал и имеет за плечами, как та же Ронда Раузи, Олимпиаду и все остальное, тогда можно его учить дальше. Если это какой-то средненький спортсмен, вполне возможно, что и у него что-то получится, но сказать о каком-то оптимальном возрасте трудно. Но чем раньше, тем лучше.
— За рубежом в ММА часто приходят из джиу-джитсу. А у нас?
– У нас нет такого. Джиу-джитсу – это больше американская тема. У них оно очень популярно. Они там все или раньше занимались им, или потом обращаются для постановки работы в партере к специалистам этого стиля. У нас джиу-джитсу слабо развит – практически отмирает. Больше распространен грепплинг. Сейчас это более модное движение.
— В чем особенность этого вида?
– Сейчас грепплинга много видов. Раньше была такая организация ФИЛА (Международная федерация объединённых стилей борьбы – прим. автора). Теперь она называется Объединенный мир борьбы. Тот грепплинг, которым я занимаюсь, входит в этот Объединенный мир борьбы. В принципе, грепплинг, как и джиу-джитсу, это изначально тема партера. Все оценки происходят в партере. За любой бросок раньше давался один бал, а все приемы в партере (занятие позиции, болевые приемы, выходы из них) оцениваются намного выше. Для неспециалиста это не очень зрелищный вид – там вообще непонятно, что происходит. Также и с вольной борьбой, и с греко-римской – для незнающих это незрелищные виды. Сейчас Объединенный мир борьбы немного переделал правила для того, чтобы дать больше шансов и тем ребятам, которые в партере хорошо работают, и тем, кто в стойке. Теперь за броски в стойке дают до трех баллов, ну и партер, в принципе, оставили на том же уровне.
— Бойцы ММА выступают в клетке. В чем ее преимущество над боксерскими канатами?
– Допустим, в партере очень много нюансов по работе возле сетки. Одни используют ее для того, чтобы подниматься из партера, другие – чтобы держать соперника. Там есть определенные элементы – на словах не объяснишь. Например, когда ты опускаешь соперника по сетке и прижимаешь. Если бы не было этой сетки, человек бы за канаты вылетел и все. А так к сетке прижал, забрал сначала одну ногу, потом вторую, посадил на пятую точку, и дальше уже работаешь. Есть бойцы, которые прыгают, толкаются от сетки ногой и бьют.
— У бойцов ММА и перчатки отличаются от боксерских.
– Изначально же дрались кулаками голыми – перчаток не было.
– Нет. Голым кулаком ты скорее себе сломаешь кисть или сделаешь рассечение сопернику. Поэтому раньше все бои заканчивались быстрее. Вышли, один другого секанул на первой минуте – и все. Поэтому перчатки нужны скорее, чтобы сохранить руки. Кисть – довольно хрупкая конструкция. Сколько не набивай, вполне можешь попасть неудачно, и будут проблемы с рукой. Поэтому тейпируют руки все равно. В первую очередь, перчатки предназначены для защиты кисти, для того чтобы не было сечек, а не для смягчения ударов.
— Сила удара зависит от массы и скорости. Если массу можно наесть, набрать, накачать, то как увеличить скорость?
– Наесть – это хорошая тема :). Подготовлюсь к бою – пойду поем. И посплю :). Это больше для тяжей подходит. Мои ребята, наоборот, вес гоняют: средневесы бывает по 15 кг, легковесы – по 10. Сейчас у меня один парень, который в 93 кг выступал, будет в 77 переходить. Такая жизнь. А скорость увеличить можно работой с резиной, работой на выбрасывание предметов от груди. Например, мяча. Это большой труд.
— На какой сустав легче всего сделать болевой?
– Сломать проще всего кисть. А болевой быстрее всего делать на пятку, наверное. И на колено. Это очень больно. Но тут все по-разному реагируют, конечно. Есть такие люди, которым ты делаешь болевой на голеностоп, а они не чувствуют. Вплоть до того, что у них вылетают колени, а им хоть бы что. А потом встают и понимают, что что-то не так. Такой болевой порог. Плюс еще и адреналин – здесь одно на другое накладывается. Поэтому нам хорошо боксерам и каратистам болевые на ноги делать – у них же локти только забиты. Берешь их за ногу – они сразу сдаются. А бойцы ММА умеют контролировать момент, когда сустав уже вот-вот сломается, чувствуют это и на грани этого делают болевой. Знают, как выходить правильно, как контрить и знают, когда соперник не дотягивает.
— Какие удушающие применяются в ММА?
— Вот нас учили, что есть два основных вида – дыхательные и сонные.
– Да, так делятся удушающие по технике исполнения. Один делается с пережатием дыхательных путей, которое может, в принципе, происходить просто с помощью перекрытия рта и носа. Второй – при пережатии сонной артерии. Все просто. Вообще, самые распространенные удушающие – это удушение со спины. Это классика, которой учат всех. Потом уже переходят на более сложные – треугольники руками и ногами.
– Если нормально душить и правильно пережать сонную артерию, то буквально пару секунд – человек быстро засыпает.
— А если перекрыть дыхательные пути?
– Ну, человек может же какое-то время терпеть без дыхания. Поэтому здесь от человека зависит. Секунд тридцать в среднем. Но обычно все удушающие смешанные получаются: там же и сонную пережимаешь, и душишь.
— Вас часто душат?
– Конечно :). На тренировках регулярно. Засыпать ни разу не засыпал. Плюс сейчас еще появилась такая тема: я еще лет 7 назад видел, как японцы тренируются – они вообще дурачатся. Выходят на болевой, немного нажмут и отпускают – они понимают на чувствительном уровне, что нужно остановиться. Отпустили и дальше пошли. У них такой лайт-контакт. И тогда мозги работают гораздо лучше. У нас привыкли по-другому: сейчас возьму и оторву. Тут шахматы должны быть, тут не надо замыкать. Наоборот, сейчас своих ребят заставляем бороться на лайт-контакте, когда делаешь один прием, знаешь, куда он выйдет, подводишь спортсмена своими же действиями ко второму и так далее. Несколько приемов каскадом делаешь, загоняешь его и все – ловушка закрылась.
— Существуют еще легочные удушающие, когда ноги накладываются на корпус.
– Да, но это не очень продуктивно. Он делается на плавающие ребра – это больно бывает. Я как-то не особо люблю делать вещи, которые не наверняка. Скучно. Да и сил много теряешь. Лучше залезть на тот же болевой, который не требует столько усилий, и сделать его.
– Мне-то легче руками, конечно. Мы с куртками не боремся. Когда джиу-джитсу занимались, тогда боролись в куртках – да, наверное, так проще и быстрее: куртку взял и придавил. Особенно, если соперник не особо соображает. Не надо даже и в контакт плотный входить. Забрал, на бросок потянул через куртку и все. Так что с курткой быстрее и проще. Сейчас в грепплинге система почти как в джиу-джитсу: «ги» и «но-ги», т.е. борьба с курткой и без куртки. Но я больше по ММА – мы особо это не культивируем. А если вот приезжать на чемпионаты Европы или мира по грепплингу, то там ребята даже борются отдельно в куртках и без курток.
— Представим ситуацию: мы в партере, вы меня душите. Что мне делать?
– Тут многое зависит от позиции ног и рук. Но если там все правильно, первое, что нужно сделать, это развернуться на спину. Просто при правильном классическом удушении, если ноги и руки заправлены, то человек подтягивает руку, которой душит, и прогибается назад. Для того, чтобы он не прогибался, нужно перевернуться на спину. Потом поднимаешь таз, встаешь на ноги и стараешься стать на мост – твоя голова должна уйти выше. Тогда отверстие больше становится и давление на шею ослабнет. Дальше работаем с руками – разбираем их.
— А если меня Федор Емельяненко душить будет?
– Ну, тогда надо стучать :). Но вообще шею лучше не давать. Просто во время захода существует целая куча вариантов обороны и сбрасывания – даже если ноги не зашли, а руки зашли, ты еще можешь выходить.
— В боксе основные точки удара сконцентрированы на голове и корпусе. А в ММА?
– Челюсть, печень, солнечное сплетение – все то же самое. По суставам еще бить можно, по ногам. Вообще все можно. Я в этот вид спорта попал потому, что часто на соревнованиях в других единоборствах очень много значит судейское решение. Как очки они посчитали, как посмотрели. Все эти каратэ, таэквандо посмотришь – это просто бред. Кто там выиграл, кто проиграл – от судьи зависит, а он может решить по-всякому. В ММА, когда все только начиналось, тогда было вообще здорово: любой бой заканчивался нокаутом потому, что сначала в России вообще не было ограничений по времени. Потом сделали по 30 минут, и затем стали постепенно приводить к сегодняшней формуле.
— В борьбе важную роль играет центр тяжести – чем он ниже, тем сложнее бороться с таким человеком. Можно его как-нибудь понизить?
– Можно. Надо качать задницу. Вот когда в Минске проходил турнир «Mix Fighter», я был пару раз у них – там несколько моих ребят участвовали. Одним из тренеров проекта был Кенни Гарнер. У него как раз центр тяжести находится низко – в ногах и заднице. Так даже уважаемый Федор Емельяненко на тренировках не сильно мог его посадить.
— И как таких людей перевести в партер?
– Ну, здесь будет сложно входить в средний уровень. Нужно либо низко в ноги идти, либо бросками действовать, зацепами и т. д. На среднем уровне его тяжело будет словить. Например, поджимаем соперника к сетке, присаживаемся, забираем низко ногу за пятку и сажаем его возле сетки. Потом ногу поддерживаем, ставим колено, чтобы он не встал, и бьем.
— Но это же и для атакующего бойца может быть опасно. Вот вы пойдете в ноги, а вас соперник «гильотиной» задушит.
– Возможно. Но если такое случится, я буду сразу из нее выходить. Как? Нужно же видеть, думать, что соперник будет делать. Это раньше было, что едешь непонятно к кому – чего там, кто там против тебя? Только слухи. Звонишь товарищам, спрашиваешь, видели ли они, как он дерется. Сейчас с этим проще: в ютубе все можно посмотреть. Хотя, конечно, есть ребята, на которых сложно найти что-то, но о тех, кто уже более-менее долго выступает, очень много информации.
— Так как выходить из гильотины?
– Все просто. Здесь вся тактика направлена на то, чтобы развернуть шею горлом к корпусу. Для этого сразу после того, как у тебя забрали шею, ты ее затягиваешь на себя и давишь вверх затылком – в плечи сопернику для того, чтобы тебя не нагнули, и поворачиваешься горлом к корпусу, забегая при этом ногами в противоположную сторону от руки. И в партере, и в стойке действовать нужно именно так.
— Если бой перешел в партер, как правильно оттуда выйти?
– Есть же разные позиции: гард, полугард, фул-маунт, бэк-маунт. Из каждой позиции там свои нюансы выхода и блокировки ударов, захватов и защиты, перехода в другую позицию и вставанию из партера. Надо обороняться, блокировать то, чем тебя бьют, защищаться и вставать. Делать болевой – все, что угодно. В гарде, например, притягивают соперника к себе, чтобы он бить не мог.
— Сила удара в партере будет больше, чем в стойке? Сила тяжести ведь вниз тянет.
– Конечно, если тебя прижали в клетке в угол и там валтозят впрямую еще и с замахом, мало какая голова выдержит – может и лопнуть :). Если на асфальте бить, то будет еще жестче, согласен.
— Несмотря на то, что в ММА очень широкий спектр приемов, травм в нем меньше, чем в других единоборствах.
– В профессиональном – меньше. В любительском их немало, на самом деле. Особенно, когда это организовано неправильно и когда выпускают ребята, которые не готовы вообще. В ММА помимо системы подготовки должна быть еще система некоего сдерживания и логики. Сейчас же в любительском ММА подростков и детей нет и если они их запустят, то там будут ограничения какие-то: туда бить, туда не бить. Это логично. А в профессиональном ММА выступают уже более-менее подготовленные люди. Особенно на первых турнирах нужно было быть не ниже черного пояса, мастера спорта или еще чего-то для того, чтобы участвовать.
— В ММА запрещено ломать пальцы. Почему?
– Да, больше двух или трех пальцев нельзя захватывать, чтобы не сломать их. Фаланги же просто поломать. Схватил палец и все – бой закончен. Никому неинтересно и как-то по-женски, мне кажется. Как-то это не похоже на серьезную схватку, когда царапаются, кусаются и ломают пальцы.
— Андрей Орловский – лучший боец Беларуси?
– По ММА – самый известный.
— Это разные вещи.
— А для вас?
– У Орловского есть определенные плюсы. Но мне кажется, что у нас есть бойцы, которые лучше него. Если опустить весовые категории, то Артем Дамковский, на мой взгляд, гораздо лучше – он намного более разносторонний спортсмен.
— Какие минусы у Орловского?
– Слабый партер, стеклянная челюсть :). Орловский из какого вида спорта пришел? Из дзюдо и самбо, но в партере бороться не умеет. Вообще он молодец – я его как человека очень уважаю, даже удивительно, что это второе восхождение произошло. Вспомни турнир в Минске, когда он с Краниотакесом дрался. Орловский выиграл, но у него был невзрачный бой. Мучил, мучил этого Краниотакеса, и когда тот уже подустал, попал. Тот же Алексей Кудин с ним разобрался гораздо быстрее – минуты за полторы. Поэтому я удивлен, что Орловский снова в UFC показывает бои. Говорят, что он вроде бы и отношение к работе поменял. Но нокаут, который он сделал Брауну, отвернувшись и закрыв глаза, говорит о том, что он помнит то, что напропускал раньше, помнит удары, от которых падал. Это не прошло бесследно – страх какой-то внутри остался. Поэтому Орловский просто молодец в этом плане. Когда казалось, что он никто и никогда больше не поднимется на эту вершину, он доказал обратное и это достойно уважения, кто бы что ни говорил.