что делать если у тебя душевная боль
Душевная боль
Почему возникает душевная боль? Как избавиться от душевной боли? Что делать если болит душа? Душевная болезнь, что это? Помочь человеку в такой ситуации справиться и не навредить при этом, смогут наши специалисты. Эта глубокая боль связана с расстройством высшей нервной деятельности и она не лечится обычными способами, которые могут лишь притупить её или временно замаскировать. Тут потребуется как большой врачебный опыт, так и не малый свой, жизненный. Далеко не все врачи могут понять истинные переживания человека если сам не побывал в таких ситуациях. Душевную боль испытывает каждый человек, но в разное время и, к сожалению, не каждый может самостоятельно с этим справиться.
Мы знаем что такое душевная боль и сможем помочь Вам справиться с ней, продолжить жить в новом, более гармоничном мире своих внутренних переживаний.
Если человек ощущает душевную боль более 15-20 дней или эти ощущения повторяются с какой-либо периодичностью, то это говорит о формировании или наличие заболевания нервной системы и для избавления от душевной боли необходимо очно обратиться к грамотному и добросовестному врачу-психотерапевту.
Специалисты Брейн Клиник всегда смогут оказать Вам или Вашим близким необходимую и достаточную медицинскую помощь чтобы избавить от душевной боли и восстановить нервную систему, восстановить качество жизни.
Звоните +7495 1354402
Мы помогаем в самых тяжелых случаях, даже когда предыдущее лечение не помогло!
Первичная консультация и обследование 2 500 | Лечебно-восстановительная терапия от 5000 |
Душевная боль
Душевная боль — термин, который часто используют обычные люди, но им относительно редко пользуются специалисты, врачи психотерапевты и психиатры.
Боль в душе – пожалуй, наиболее частая жалоба, с которой приходят на прием к врачу и может рассматриваться как частый симптом многих пограничных психических состояний психиатрических заболеваний.
Боль в душе или душевная боль – каждый человек определяет и описывает врачу это состояние по-своему. Мы постараемся в этом коротком тексте собрать наиболее распространенные жалобы со стороны как пациентов, так и их родственников.
Ощущения душевной боли
Душевная боль – как люди определяют это состояние?
Тем, кому довелось пережить душевную боль, описывают её как мучительное трудно описываемое обычными словами страдание, с которым человек, чаще всего, остаётся один на один. Обезболивающие средства не спасают, успокоительные и алкоголь, могут лишь усилить эти мучения. В некоторых случаях лишь сон способен на какое-то время отодвинуть, отдалить это страдание.
Употребление алкоголя или успокоительных препаратов в качестве избавления от душевной боли опасно развитием зависимости и, в дальнейшем, усилением боли в душе.
Окружающим, обычно, не видно «со стороны» внутренних переживаний человека, так как это усиленно скрывается от посторонних глаз. Мы же должны выглядеть достойно и наши проблемы не должны видеть другие!
Часто наши пациенты признаются в том, что даже самые близкие люди не понимают (или не могут понять), не видят (или не могут увидеть) и даже не верят в то, что душевные переживания могут носить характер невыносимой, иногда даже физически ощущаемой, боли.
Душевная боль при депрессиях
При депрессиях боль в душе (или душевная боль) может достигать такой степени выраженности, что становится не выносимой, ни физически, ни психологически.
Человек начинает «метаться», стонать и «кричать» от переживаемых им страданий. Нарушается сон, который часто сопровождается тревожными сновидениями, которые могут восприниматься как предзнаменование или «вещий сон», не редко происходит обильное потоотделение во сне. Порой, люди перестают даже ощущать физическую боль, к примеру, от ударов, ожогов или других ранений. Люди, перенесшие подобные состояния, отмечают, что никакая знакомая им физическая боль (от травм, инфарктов, сильных ранений) несравнима по силе с мучениями при наличии душевной боли.
Трудно описать словами боль в душе, так как каждый человек это ощущает по своему, чаще всего пациенты затрудняются конкретизировать или сформулировать эти тягостные ощущения. В некоторых случаях, душевная боль может проявляться отчетливыми физическими ощущениями, такими как:
И практически всегда боль в душе сопровождается неприятными переживаниями, такими как:
Определение душевной боли
Что такое боль в душе? Это болезнь или защитная реакция организма?
С точки зрения врача, это и то, и другое.
Головной мозг, таким способом, старается донести до нас, сигнализировать, что он болен и ему требуется помощь, чтобы справится с сегодняшней проблемой. Если ему сегодня не помочь, то завтра это состояние может спровоцировать формирование более сложной психической патологии.
Душевная боль как защитная реакция
Душевную боль может испытывать любой человек, в том числе и психически здоровый, к примеру, испытавший значимую потерю кого-либо или чего-либо.
Многие конфликты, кажущиеся неразрешимыми, у людей с определённым типом личности (мнительные, тревожные, с повышенной ответственностью, вечно во всем сомневающиеся) могут вызывать ощущение боли в душе. В этих случаях душевная боль расценивается как защитная реакция психики на чрезмерный стресс.
Душевная боль как симптом заболевания
Однако не редко душевная боль может быть проявлением (симптомом) душевного заболевания (психического расстройства). Следует обратить особое внимание, что само выражение — «душевные болезни», имеет прямое происхождение от слов душевная боль. Ощущение душевной боли является наиболее частым симптомом самого распространенного психического расстройства последних лет – депрессии.
Причины
Все причины переживаний боли в душе, как уже говорилось выше, можно разделить на две группы:
Помощь при душевной боли
Помочь человеку, испытывающему душевную боль можно и нужно.
В одних случаях помощь — это беседа и поддержка или, наоборот, изоляция и временное одиночество.
В других – нейрометаболическая терапия с применением особых методов психотерапии и медикаментов, постоянный строгий присмотр со стороны лечащего врача.
Универсального средства помощи от душевной боли, к сожалению, не существует. Каждый случай требует индивидуального решения.
Лечение
Можно ли снять или облегчить душевную боль самостоятельно? Если можно, то как?
Если боль в душе не является симптомом психического расстройства, то самостоятельно лечить душевную боль можно попробовать некоторыми мероприятиями, такими как: принять контрастный душ, попробовать дать физическую нагрузку (приседания, бег, плавание), попробовать уснуть.
Если душевная боль – это проявление какой-либо болезни, то нужна помощь специалиста врача-психотерапевта или психиатра. Проблема заключается в том, что, как правило, при психических расстройствах может снижаться критическое отношение к своему состоянию, и заболевший не ищет помощи, не обращается к специалисту. А здоровый человек, который после стресса страдает от боли в душе, наоборот, склонен искать поддержку, помощь у близких людей, пытается найти способ лечения душевной боли, обращается к врачу за советом.
Что делать если Вас или Вашего близкого охватила и не отпускает боль в душе? Если она, кроме того, еще и усиливается день ото дня?
Ответ один. Нужно идти к врачу-психотерапевту или психиатру.
Во-первых, он знает, как быстро помочь и снять это мучительное чувство.
Во-вторых, если душевная боль является проявлением какого – либо психического расстройства и потребуется лечение, то врач психотерапевт сможет подобрать терапию (медикаментозную и психотерапевтическую).
В клинике Брейн Клиник осуществляется адекватная помощь всем обратившимся с разными видами и разной степенью выраженности болью в душе.
Звоните +7 495 135-44-02
Мы поможем Вам или Вашим близким избавиться от душевной боли!
Мы помогаем в самых тяжелых случаях, даже если предыдущее лечение не помогло.
Психологическая боль
Бывает так, что психологическая боль, переживания, которые мы испытываем в связи с травмирующими событиями, произошедшими с нами в жизни, может быть гораздо сильнее по интенсивности и длительности, чем боль физическая. В этой статье рассмотрим боль, которая имеет различную природу, но переживается нами, как психологические страдания. Как можно с этим жить, как пережить и что способен сделать психолог при сопровождении этих процессов?
Что такое боль с позиции организма и психики?
Боль можно рассматривать как сигнал организму о неприятном переживании, которое говорит о том, что что-то не так. А также нарушена безопасность, как в отношении физического, так и психического здоровья. На физиологическом уровне эти сигналы идентифицируются организмом человека, как угрожающие жизни или здоровью.
Может быть много боли, и при этом недостаточно ресурсов, чтобы ее пережить, тогда включается психологический механизм защиты, например, как способ избегнуть, не чувствовать то, что происходит сейчас. Физическую боль невозможно игнорировать без специальных медицинских средств, а психологическую возможно через механизмы остановки, обесценивания, защиты, подавления, рационализации и другие.
Как пережить боль?
Пока человек позволяет боли протекать, он может это выдерживать без катастрофических, разрушительных для него последствий. А при остановке переживаний, они могут наступить. Дело в том, что свою боль человек «зажимает» через тело. Остановка дыхания, замирание и прочее – это маркер остановки чувств, реакция организма, психики, чтобы не сталкиваться с болью.
Если личность постоянно это испытывает, то велика вероятность развития психосоматических заболеваний. Именно поэтому помощь психолога в распознавании этих сигналов будет очень важной.
Процессы, происходящие на телесном уровне, сопряжены с переживаниями, эмоционально окрашены. А любой способ остановки – остановка своих чувств. Например, ребенку говорят: «Не бойся!». Он учится останавливать свои переживания, не проявлять их. Человек может сам себе запрещать даже думать о болезненной ситуации, не позволяя себе говорить о ней с кем-то.
Можно ли избежать столкновения с болью?
Разумеется, понятно, что любой организм стремится избегать болезненные переживания. Но при этом важно понимать, что тогда жизнь станет ограниченной, «серой».
Во время сессии психолог спрашивает о болезненных переживаниях. Переживание боли – обязательная составляющая жизни. Зачем клиент пришел в кабинет к психологу? Чтобы ему стало легче! А что происходит? На каком-то этапе, ему может стать, наоборот, сложнее, тяжелее в эмоциональном аспекте. Но это необходимо, чтобы обеспечить в дальнейшем адекватное восприятие реальности и построение контакта в режиме «здесь и сейчас», без отсылок в «там и тогда».
Избегание боли может быть как анестезирование психики. При этом другие чувства, например, радости, в полной мере не пережить. За избегание душевной боли есть своя цена. Например, при переживании расставания с любимым человеком у клиента можно наблюдать отсутствие стремления вступать в новые отношения. Это происходит для того, чтобы не испытывать состояние, которое было в тех отношениях. Этим может объясняться настороженность при новом знакомстве, длительное отсутствие доверия. Травмирующая ситуация – реагирование на ту ситуацию, а не на ту, которая сейчас.
А если заморозить чувствительность(ощущения)?
Если блокировать чувствительность, то способность адаптации к окружающей среде резко уменьшается. Так как для того, чтобы реагировать на окружающий мир, его необходимо, как минимум, чувствовать.
Если человек сталкивается с сильной, не прожитой болью «там и тогда», то важно отметить, что тем меньше он находится в «здесь и сейчас». А значит, способность удовлетворить актуальные потребности, снижается.
Застывшее переживание требует усилий для своего обслуживания. Речь идет о том, что для того, чтобы заморозить какие-то чувства, состояния, требуются силы. А наши ресурсы конечны.
Как психолог помогает пережить болезненное состояние?
Завершить проживание боли можно в кабинете психолога. Это приводит к освобождению. За этим следуют другие чувства, происходит возвращение чувствительности. В обществе не все чувства приятно переживать или говорить об этом. Это может быть рассмотрено, как например, признак слабости.
Но когда процессы переживания начинаются, их сложно тормозить, клиент может сказать: «Мне стало хуже!». Это нормальный и неизбежный процесс во время психологической сессии. Это важно прожить и двинуться дальше.
Идея того, что боль можно проработать навсегда, утопична. «Сколько можно?!» могут говорить клиенты. В какой-то момент клиент может отреагировать на триггерное событие и отметить это для себя.
Например, работая с психологом на тему расставания с любимым человеком, спустя некоторое время, подобные эмоциональные состояния могут опять отмечаться у клиента. С меньшей силой и интенсивностью, но окончательно избавиться от этих переживаний сложно.
Если эти состояния переходят в статус усвоенного опыта, то само отношение личности к этому меняется, личность становится более устойчивой. Речь идет о том, что очень сильное эмоциональное событие, спустя время, также вызывает переживания, просто личность уже совершенно иначе это воспринимает. Задача психолога – вывести клиента на позицию того, чтобы он мог сказать том, что теперь готов к чему-то подобному в жизни. Психолог помогает найти смысл травмирующего переживания и перестать концентрироваться на нем. Это позволяет начать взаимодействовать со средой «здесь и сейчас».
Боль – это тоже новый опыт в жизни?
Ситуации, которые заставляют переживать боль, делают нас сложнее. Психика приобретает многогранный опыт. А человек, выросший в «стерильных» условиях, когда его состояние не омрачало ничего, скорее всего, не сможет выживать в изменяющемся мире.
Важный вывод, который часто делают клиенты после ряда психологических сессий: пережитую боль можно превратить в свой ресурс. Но при этом важно то, что если специально не тащить клиента в переживание боли, а этот процесс будет происходит естественно, то клиент способен это переносить, постепенно становясь сильнее. Дозировка степени проживания даст возможность гармонично работать с этими состояниями.
А если убедить себя в том, что ничего не происходит?
Другая крайность – «обезболивающая маска», когда сам клиент, или его окружение, делают вид, что ничего страшного не произошло, или рационализируют событие. Например, после констатации врачами серьезного заболевания, человек может стараться с ним не соприкасаться, избегать об этом разговоров, не думать об этом, делать вид, что ничего не произошло. Это блокировка переживания. Напряжение внутри может негативно отразиться на здоровье.
Важно понимать, что клиент, который пришел с запросом о сильной пережитой боли, он с этим уже столкнулся. Задача психолога – восстановить его чувствительность. Важно поддерживать и другие полюсы опыта – среда способна не только разрушать, причинять боль, но и давать что-то, приносящее положительные эмоции.
Как встретиться с болью лицом к лицу?
Присвоение собственных чувств – это одна из задач во время психологической сессии. Речь идет о том, что, пережив что-то в своей жизни, важно перевести это в опыт. Например, неудачное свидание дало опыт в подобных ситуациях.
Психологическая сессия позволит личности так построить свою дальнейшую жизнь после сильного переживания, что это позволит окрасить ее новыми яркими красками, которые ранее были не доступны.
Душу надо лечить
Протоиерей Евгений Соколов – очень известный в Архангельске священник, часто встречается с людьми, потому что должность такая – он руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии. Отца Евгения всегда с интересом слушаю – он умеет словами вылечить душу. Собственно, о душе он и сам часто говорит во время своих миссионерских встреч.
В нашем обществе сейчас вовсю призывают к здоровому образу жизни: человеку внушают, что нужно спать определенное количество часов, правильно питаться, не забывать про спорт и витамины – мол, тогда и с психикой будет все хорошо. Но русский народ никогда не понимал душевное здоровье исключительно в таком физиологическом плане. Вспомните, как и сами мы говорим: «…душа болит, душа тоскует, на душе тревожно, тяжело…»
Как развить душу?
Мы развиваем всяческие способности. Но самое главное, что мы должны развить – это наша душа. А развить душу – значит научиться правильно любить. Это очень важно – любить правильно. Мы знаем, как развивать интеллект – для этого есть масса методик, правил, упражнений. Знаем, как развить тело. Тренер сможет выжать физиологический максимум из человека. То же касается и музыкального, танцевального, художественного даров. Всюду нужны педагоги высшего класса, без педагога не добьешься мастерства. А чтобы развить свою душу, научиться правильно любить, нужно знать духовные законы. Это такие же аксиомы, как «дважды два четыре» в математике.
Когда болит душа
Если мы чувствуем физическую боль, значит, наш организм нам сигнализирует о какой-то проблеме. Если же болит душа – ноет, скорбит, тревожится – это тоже сигнал, что идет некое нарушение, искажение. Это происходит, когда мы выходим за рамки законов Божиих. Ударили меня по руке – рука болит. Бьют по душе – словом, непристойными зрелищами, жестокостью – и душа начинает метаться, болеть. Вот здесь самое страшное. Я не могу сказать: пусть зубы у меня болят, а я пошел спать. От этой боли на стены лезть хочется. А если душа у человека не здорова, то и организм не может быть здоровым. Больная душа не дает покоя.
Болезни души
Болезни души в церковной аскетике называются страстями. Страсть – это чрезмерная привязанность к чему-либо, что не есть Бог. Попробую объяснить. Я знаю человека из высокообразованной большой семьи, где сестра и три брата – кандидаты наук. У них парализовало мать (она была совершенно парализована, но была в сознании, говорила), и они решили никого не нанимать, а по очереди брать по отгулу и сидеть с ней. Когда была пора старшего брата, ему должны были на поезде марку передать, он был страстным коллекционером. Он знал, что в седьмом вагоне проводник везет ему эту марку. И он сказал: «Мама, я через час приду. Встречу поезд и приду». Но на подъезде к перрону поезд сломался, надо было ждать. Он час ждал, два, понимал, что если уйдет, марка вообще может потеряться, проводник уйдет и все. Три часа, вместо того, чтобы бросить все и уйти к больной матери. Марка – простой кусочек бумажки – была выше любви к родному человеку. Вот что такое страсть! А как же парализованная мать? Она же видела время: вместо часа – три часа. Что она переживала, что думала?! Вот яркий пример страсти. Это привязанность ко всему, что не есть Бог.
Фото get.pxhere.com
Больная душа с детства
Страсти настолько поглотили мир, что даже дети малые подвержены их разрушительному действию. Телефоны, планшеты, компьютерные игры. Раньше у нас было трудовое воспитание, различные обязанности по дому, а сейчас урбанизация и технологии дали людям очень много свободного времени. И мы это свободное время направили на развлечения вместо того, чтобы потратить на изучение духовных законов. Ребенок с детства поражен страстями, у него уже с детства изуродованная, больная душа. Страсти уже выше Бога, выше любви к Нему. Многие этого просто не понимают.
Страсти, которые губят душу
Святые отцы выделяют восемь категорий страсти: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Есть легкие болезни – насморк, кашель, кариес, а есть онкология, СПИД. Эти восемь страстей губят душу как тяжелые болезни. Вырваться из-под их власти чрезвычайно трудно. Это как паралич – хотел бы поднять руку, хотел бы подойти, но не можешь.
От этих страстей устаешь. Когда у тебя чрезмерная любовь к маркам, ты постоянно собираешь – десять, пятнадцать, двадцать пять лет, коллекция растет, и ты вроде бы и рад уже избавиться от них, а не можешь. Страсть связывает: вспомни, сколько сил потрачено, сколько денег, сколько энергии. И главное, что страсти-то не приносят человеку никакого удовлетворения! Сребролюбец копит деньги: один миллион, другой, десять, сто – а хочется еще и еще. Блудник меняет женщин и не может остановиться.
Чем же лечить душу?
Противоположность страсти – добродетель. Любая. Она дает возможность накопления Духа Святого. Чем больше накапливаете, тем больше умения любить проявляется. Обретается душевный мир, которого так хочет душа, так ищет каждый человек. Это и умение прощать, не реагировать на окружающие соблазны. Человек, который умеет созидать мир в душе, всегда в хорошем настроении, во внутреннем покое. А когда мира в душе нет, он реагирует на все раздраженно. А гнев и раздражение так ранят душу, что сутками отходишь от них.
И потому надо научиться лечить душу добродетелью. Внимательно следить за собой. За собой, а не за другими. Когда у тебя мир в душе, то и окружающие чувствуют это. Душа нематериальна, но наши чувства, ум, умение любить и страдать – это все свойства маленькой, но очень важной нематериальной души.
Фото hram29.ru
Отец Евгений Соколов – руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии, настоятель храма при Северном Арктическом федеральном университете, известный публицист, проповедник и педагог. Активно занимается миссионерской деятельностью в Интернете, ведет рубрику «вопрос – ответ», отвечает на вопросы пользователей в соцсети «ВКонтакте». Протоиерей Евгений Соколов – любящий отец и дедушка, добрый пастырь для студентов.
«Мама часто повторяла: «Начало премудрости – страх Господень». Мне было пять лет и я думал, что для того, чтобы стать умным, надо бояться Бога. Потом я подрос, читал житие святых и решил, что страх Божий – это боязнь наказания за совершенные грехи. Затем переехал в центральную усадьбу, и бабушка совсем по-другому раскрыла мне смысл слов «страх Господень». Она была любящая, но очень строгая: до сих пор помню ее реакцию на мою первую тройку по устному предмету, что она считала ленью и хамством по отношению к учителю. Ее фразы просто резали душу: «За что ты меня наказал? Как я посмотрю в глаза учителю? Что скажу родителям? Неужели я заслужила такое обращение?» И вот тогда до меня дошло, что самая главная боль – это когда причиняешь боль другому человеку. И как-то сразу стала четко понятной великая фраза из Библии: «Начало премудрости – страх Господень».
Из книги протоиерея Евгения Соколова «О жизни и о смерти»
Когда болит душа
журнал «Славянка», май—июнь 2006, с. 64—69.
— Дмитрий Александрович, сегодня то и дело слышишь о таких состояниях, как депрессия, бессонница, хроническая усталость, апатия к жизни. И если раньше большинство подобных жалоб скорее носило характер капризов, причем по преимуществу женских, то в наши дни приходится констатировать реальную угрозу для психического здоровья человека, идущую от постоянного нервного перенапряжения. Как практикующему врачу-психиатру, Вам часто приходится общаться с людьми, страдающими неврозами и другими нервными расстройствами. И Вы пытаетесь оценивать причины их недугов с христианских позиций. Расскажите немного об этом.
Безудержный рост неврозов в наше время порожден не только стрессами и научно-техническим прогрессом с его информационными перегрузками, но, прежде всего, «прогрессом» общечеловеческого грехопадения.
Во все времена истории человечества были войны, различные природные бедствия, наводнения, засухи, смерчи. И трудно сопоставить, в какой степени нынешнее время тревожнее и беспокойнее, например, эпохи царствования Ивана Грозного. Почему же проблема неврозов стала столь острой лишь в последнее время? Причина, думается, коренится в нарастающем безверии, в потере человечеством духовного фундамента, а с ним — и истинного смысла жизни.
Известный отечественный психиатр профессор Дмитрий Евгеньевич Мелихов, ученик Петра Борисовича Ганнушкина, полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой или с другими людьми. Невроз — это некое столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. «Вера же есть смирение», — говорит святой Варсонофий Великий.
Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности. Человек заболевает неврозом не вдруг, у этого недуга есть свой период предболезни. Можно нарисовать своеобразный портрет «потенциального» невротика, вернее, это будет целая галерея типов, каждый из которых имеет склонность к переходу потенциальных, скрытых болезненных сил в реальные. Одной из отличительных особенностей таких людей является бескомпромиссный стиль мышления; в их оценках сквозит выраженная категоричность, многое из происходящего не имеет для них оттенков и строится на контрасте «плохо-хорошо».
Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. У человека, склонного к этому недугу, вырабатывается своеобразная «способность» нервозно реагировать на жизнь. Одни причины для переживаний (конфликты, стрессы) со временем уходят, становятся неактуальными, но вскоре их место занимают другие, и недуг возобновляется.
Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей (имеется в виду страсть в святоотеческом понимании этого слова, как греховное расположение души). В глубинной основе разнообразной невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх.
— Получается, что в основе невротических расстройств лежит не что иное, как грех?
Можно сказать и так. Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение.
По словам святителя Феофана Затворника, «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения». Глубокий невроз — показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада. По словам святых отцов, чем человек грешит, тем он и страждет. К примеру, вот что говорит о гневливом человеке преподобный Ефрем Сирин: «Гневливый убивает и губит душу свою, потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия. Он чужд мира, далек и от здравия; потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и мысль изменяет, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою…»
Грех поражает и душу, и плоть. Очевидно, по этой причине сокращается длительность жизни людей, слабеет их здоровье. Часто душа подсказывает человеку, по каким причинам (или грехам) произошел тот или иной недуг. Многие люди это знают по опыту.
Наука громко заговорила о тесной взаимосвязи душевных и телесных процессов 200 лет тому назад, когда впервые был употреблен термин «психосоматика». В основе идеи психосоматозов положено утверждение, что в происхождении ряда соматических (то есть телесных) заболеваний лидирующее место принадлежит психоэмоциональным факторам. Таким образом, психосоматическая патология — это своеобразная реакция тела на психические процессы, и, что очень важно, прежде всего, процессы духовные. На мой взгляд, истинная схема формирования психосоматических расстройств должна выглядеть так: грех — характер — болезнь. Плачет душа, а слезы капают в тело. Однако, по воле Господа болезни могут подаваться человеку во испытание веры и даже в награду тем, кто радуется болезненным тяготам, переносимым ради Бога и вечной жизни. Таким образом, в зависимости от того, на какой духовной «почве» возникают хвори, и определяется их смысл.
— То, о чем Вы говорите — Ваше личное мнение или существует какой-то общецерковный взгляд на проблему психических расстройств?
Церковь Христова была, есть и будет истинной лечебницей душ человеческих. Отношения Русской Православной Церкви к психическим заболеваниям и больным людям со всей полнотой раскрыты в «Основах социальной концепции», принятых на юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Вот, в частности, что сказано в соответствующем разделе документа:
«Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей… Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов…»
В документе также нашли отражения многие вопросы современной медицины и биоэтики. Таким образом, Русская Православная Церковь кроме индивидуально-биологических и психологических причин развития психических болезней указывает еще на одну — греховные страсти. Именно порабощенность души греховными страстями приводит ко многим психическим расстройствам. Я их так и называю — греховные недуги. В этой группе и наркомания, и алкоголизм, и многие формы депрессии и неврозов, и другие заболевания.
В соответствии с вышесказанным представляется важным уделять внимание вопросам формирования у людей христианского отношения к душевным болезням. Эти обстоятельства побудили меня организовать Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. В рамках Института действует Центр Православной психотерапии.
— А что собой представляет православная психотерапия? В чем ее основное отличие от современных психотерапевтических школ и направлений, которые Вы, кстати, зачастую критикуете в своих публикациях?
Отличительной чертой православной психотерапии является христианское милосердие, сострадательность. Трепетное и благоговейное отношение к созданной по образу Божию душе каждого человека, обратившегося за помощью. Святоотеческое наследие — основа православной психотерапии, в нем содержится все необходимое и для врачевания души и для ее спасения. Консультативный прием в православной, или как часто мы называем святоотеческой, психотерапии, это, прежде всего, встреча во Христе. Даже если пациент не христианин, православный врач не рассматривает эту встречу как случайность, но должен с величайшим благоговением отнестись к душе такого человека и сделать все, что в его силах.
Нередко пациенты сами спрашивают меня о смысле жизни, видя в моем кабинете иконы, лампаду, святоотеческие книги. И тогда тем, у кого открыто сердце к вере, я рассказываю о Православии, о христианском понимании смысла жизни, причинах и духовном значении страдания, болезни.
Лечебное психотерапевтическое воздействие должно, на мой взгляд, иметь иерархию целей: от первоочередных — успокоить, вселить надежду, устранить симптомы заболевания, до главных — подвигнуть пациента к внутреннему росту, духовному развитию, обратить его к непреходящим ценностям. По моему глубокому убеждению, психотерапия, когда это возможно, должна стать «мостиком» к Православию.
Одной из важнейших задач православной психотерапии является содействие человеку (пациенту) в осознании им психологических страстных механизмов болезни или конфликтной ситуации. Трудно переоценить роль православной психотерапии в реабилитации страждущих наркоманией, алкоголизмом.
— По сути дела, можно назвать психотерапевта «хирургом человеческой души».
В некотором смысле да. Основной «инструмент» психотерапевта — слово. Однако психотерапия более призвана не к словесному, но к духовному воздействию на человека. Ибо если за словами ложь, то и пользы никакой не будет. Без живительной силы Духа слово может быть лишь пустым звуком.
Годы атеизма и гонений на Православие в нашей стране не прошли бесследно. Выросло почти два поколения людей, не знавших Бога и Его святую Церковь. Сегодня мы переживаем очень трудное время. К большой скорби, духовный вакуум у части наших соотечественников (и не такой малой) заполняется лжеучениями, ересями, всевозможными сектами, увлечением оккультизмом, магией.
Найдутся и «духовные» наставники, готовые несколькими пассами «исцелить» души и тела страждущих. Их рекламные плакаты или объявления в прессе сулят «умопомрачительный эффект». Например: «Всего за два сеанса лечу гипертонию, астму, рак, диабет и прочие заболевания». Через запятую перечисляются десятки болезней, которые должны исчезнуть после нескольких мановений рук какого-нибудь экстрасенса, колдуна или гипнотизера.
Для этих «экстраординарных» личностей не существует разницы между незначительным и кратковременным облегчением, возникающим в силу известных психофизиологических законов, выздоровлением или духовной прелестью. Люди втягиваются в своеобразную «игру», шансов на выигрыш в которой нет.
В России, растлевая души людей, практикуют 300 тысяч оккультных целителей. Проблема психического здоровья общества из разряда медицинских вырастает в государственную, имеющую опасные для общества социальные последствия.
Психотерапия — особая медицинская специальность, связанная не столько с лечением в привычном понимании этого слова, сколько с воздействием на личность больного человека, на его душу. Она ставит перед собой благие цели. Однако на практике сложилась тяжелая ситуация, вызванная тем, что, теснейшим образом соприкасаясь с душой человека и пытаясь ее уврачевать, эта область медицины оказывается духовно несостоятельной, не имеющей нравственных ориентиров.
Нельзя облегчить душевное бремя другого человека, не имея собственных духовных ценностей. Может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? (Лк. 6, 39).
Можно сказать, что только та психотерапевтическая помощь будет по-настоящему действенной и полезной, которая ведет ко Христу и проводится врачом или психологом, кающимся и исправляющим свою собственную жизнь. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который Истина, Путь и Жизнь! Психотерапия может помочь человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и страсти — это, при условии его духовных усилий, возможно только Господу.
беседовала Полина Мельникова