что делать если у тебя перепады настроения в подростковом возрасте
Биполярное аффективное расстройство (БАР) у детей
Биполярное аффективное расстройство (биполярное расстройство, БАР) у детей, а на языке подростков «биполярка», «биполярочка» – это психическое расстройство, основными проявлениями которого являются резкие перепады настроения от сниженного (депрессивная фаза) до повышенного (маниакальная фаза). При этом колебания часто происходят без какого-либо повода, беспричинно.
В самом названии заболевания заложен смысл: «аффективное расстройство» означает расстройство настроения, «биполярное» – говорит о переходе настроения от одного полюса (отрицательного – депрессивного) к другому (положительному – маниакальному). Период обычного, нормального настроения между фазами носит название «светлый промежуток».
Само биполярное расстройство является хроническим, но при своевременном лечении возможно добиться стойкой ремиссии, т.е. ослабления или исчезновения симптоматики хронического заболевания.
Что такое биполярное аффективное расстройство у детей? Разбираемся подробно
Биполярное аффективное расстройство у детей может проявляться в любом возрасте, но чаще всего в период пубертата – от 14 до 16 лет.
Как правило, дебют или начало заболевания начинается с депрессивной фазы, когда у ребенка отмечаются выраженные нарушения поведения, которые как бы «маскируют» имеющиеся душевные переживания, то есть скрывают депрессивную фазу. Происходят изменения в характере, которые прежде не отмечались. Милый и послушный ребенок вдруг превращается в «монстра». Проявляет непослушание по отношению к родителям и взрослым. В речи появляется нецензурная брань, подросток начинает обзывать родителей грубыми словами. Может проявлять физическую агрессию, закрываться в комнате и отказываться разговаривать с родными и друзьями. Снижается школьная успеваемость или ребенок попросту отказывается посещать школу, а если и посещает, то может демонстративно срывать уроки. На все замечания и упреки в свой адрес говорит, что ему «все равно», «делайте, что хотите», «достали уже».
Ребята могут много времени проводить за «гаджетами», что позволяет им хоть как-то отвлечься от душевных переживаний, изматывающих их. Зачастую дети просто не понимают, что с ними происходит и пытаются самостоятельно справиться со своим состоянием. Жалобы на сниженное настроение обычно не предъявляют, в основном говорят, что им «очень скучно», «ничего не хочется».
У некоторых детей и подростков может иметь место нарушения аппетита и сна.
Биполярное аффективное расстройство у детей: депрессивная фаза
Классическая депрессивная фаза характерна для старшего подросткового возраста, когда наряду с вышеописанными проявлениями появляются жалобы на подавленное настроение, чувство безысходности, невозможности получения удовольствия от какой-либо деятельности (в том числе от той, которая ранее увлекала и радовала), появляется острая потребность в уединении, возникает стойкое нежелание что-либо делать (апатия).
У подростка возникает субъективное ощущение «душевной боли» или «потери всех чувств», как будто они перестают чувствовать себя «живыми». И вот на этом этапе ребята могут наносить самоповреждения или селфхарм: порезы, укусы, ушибы, ожоги. Основная цель самоповреждения – почувствовать себя вновь «живым», попытаться «трансформировать душевную боль в физическую».
На этом этапе у большинства подростков часто возникают суицидальные мысли, которые могут привести в дальнейшем к реальным попыткам суицида. При длительном течении депрессивной фазы подростки стараются своими силами избавиться от недуга. Много времени проводят за игрой в компьютерные игры с целью отвлечься, а не получить удовольствие от игры, «потянуть время». В социальных сетях начинают обсуждать свое состояние с друзьями, так как родители «ничего не понимают». Вступают в виртуальные «группы смерти». Может возникнуть тяга к асоциальным компаниям, алкоголю и наркотиками. На упреки со стороны окружающих утверждают, что им «все равно». На высоте депрессивной фазы могут появляться идеи самообвинения, самоуничижения. В этот момент возникает максимальная опасность в плане совершения суицидальных действий. В этом случае необходимо незамедлительно обратиться к врачу-психиатру.
Продолжительность депрессивных фаз может варьироваться от 1 до 5 месяцев и зависит от многих причин, в том числе от своевременного обращения к специалисту.
Пример из практики. Мария К. 15 лет была доставлена в Центр им.Г.Е. Сухаревой ДЗМ сотрудниками полиции. Прохожие обнаружили девушку на крыше 8 этажного дома, где она решила покончить жизнь самоубийством, бросившись вниз. Согласно сведениям, полученным от родителей, с 15 лет у Марии стало меняться поведение, веселая и жизнерадостная внезапно стала замкнутой и нелюдимой, перестала общаться с родными и близкими, начала сторониться друзей, отказывалась посещать школу, закрывалась в своей комнате, начала одеваться во все черное, слушала грустную музыку. Стала считать себя обузой в семье, не строила планы на будущее, рассматривала самоубийство как единственный выход. Находясь на крыше, отправила своим родителям смс сообщение: «Простите за все, прощайте».
Родители отмечают, что данному состоянию предшествовали короткие по времени периоды повышенного настроения, когда становилась многоречивой, чрезмерно активной, бралась сразу за несколько дел, но ни одно из них не заканчивала.
На фоне проведенного лечения в нашем Центре удалось достичь выравнивания фона настроения. Девочка вернулась к обычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает психиатра для контроля состояния.
Биполярное аффективное расстройство у детей: маниакальная фаза
Теперь поговорим о противоположном – положительном полюсе смены настроения или маниакальном (гипоманиакальном). Маниакальная (гипоманиакальная) фаза может также возникать дебютом, то есть служить началом заболевания или сменять уже сформированную, а может уже и не одну, депрессивную фазу.
Чаще всего возникает состояние так называемой гипомании (гипоманиакальная фаза), простыми словами «легкая степень мании», когда на фоне обычного нормального состояния у подростка неожиданно появляются черты характера и поведения, ему не присущие ранее. Например, беспричинная эйфория, некоторая причудливость, многоречивость, повышенная двигательная и умственная активность, беспокойство, сниженная потребность в отдыхе (в том числе во сне), чрезмерная уверенность в своих действиях, снижается возможность критической оценки своих поступков. Подростки могут бездумно тратить все деньги, заводить ненужные знакомства, вступать в беспорядочные половые связи. На высоте маниакальной фазы у ребенка могут появляться идеи величия, например, не свойственная ему хвастливость. Некоторые утверждают, что являются «великими программистами» или совершили мировые рекорды.
Фазные колебания настроения могут также присутствовать и в раннем возрасте. Как считают специалисты, признаки депрессии могут проявляться с первых месяцев жизни. Каждое свое пробуждение малыш начинает с громкого плача, а иногда плачет даже ещё не проснувшись. Перед следующим засыпанием проявляет беспокойство. Параллельно возникают нарушения аппетита (отказ от еды), запоры, срыгивания. Часто депрессия у детей проявляется «избеганием взрослых», когда малыши раздраженно отталкивают от себя родителей, не успокаиваются у них на руках. В течение дня капризничают, проявляют недовольство, часто без особого повода.
Проявления мании также встречаются в детском возрасте, когда малыши начинают часто улыбаться без видимого повода, «приплясывают», становятся многоречивыми, неусидчивыми.
Биполярное аффективное расстройство у детей является хроническим психическим расстройством. В период течения депрессивной или маниакальной (гипоманиакальной) фазы может существенно снижаться качество жизни и проявляться в виде школьной неуспеваемости, постоянных конфликтов с родными; игровой зависимостью или зависимость к алкоголю и наркотикам; самоповреждающим поведением; суицидальными попытками.
Пример из практики. Марк 16 лет. Был доставлен сотрудниками полиции в приемное отделение нашего Центра, когда был обнаружен в переходе метро, пел песни, кричал, что он «великий певец», «сын Пласидо Доминго», обращался к прохожим, требовал у них оплаты за пение, в случае отказа угрожал. Со слов родителей подростка, данному состоянию предшествовал период сниженного настроения, когда мальчик закрывался в комнате, отказывался общаться с родными, считал себя обузой в семье, никому не нужным и ни на что не способным. Высказывал суицидальные мысли.
На фоне проведенного лечения в нашем Центре удалось достичь выравнивания фона настроения, подросток вернулся к обычной жизни, принимает назначенную терапию, периодически посещает психиатра для контроля состояния.
Подводим итоги
Биполярное аффективное расстройство у детей и подростков – это не приговор. Много известных людей страдало данным расстройством, например звезда Золотого Голливуда Вивьен Ли (получившая в свое время две премии Оскар), американская актриса Кэтрин Зета-Джонс, американская певица Мэрайя Кэри, певец Фрэнк Синатра. Ярко описан пациент с биполярным расстройством персонажа Марка Руффало в фильме 2014 года «Бесконечно белый медведь».
Подросток в депрессии: советы психолога, как избежать беды
Родители подростков часто обращают внимание на то, что их дети вдруг меняются: еще недавно жизнерадостный ребенок теряет интерес к учебе, друзьям, к жизни вообще. Ему все не в радость. Сын или дочь выглядит устало, отказывается от еды. Худеет или, наоборот, полнеет. Многие склонны списывать это на переходный возраст, но тут важно не пропустить начало депрессии. Как ее распознать и вовремя забить тревогу, рассказывает Елена Сизикова, психолог семейного центра «Кутузовский».
— Какие симптомы должны насторожить родителей?
— Нарушение сна — бессонница или сонливость. Ребенок может жаловаться на трудности концентрации. Испытывать чувство никчемности и вины (часто необоснованной). Иногда депрессия у детей проявляется в поведении — гиперактивность, энурез, неуспеваемость в школе. Подросток беспокоен, брюзглив, все отрицает. Доходит до антисоциального или агрессивного поведения. Может стать угрюмым, избегать контактов в семье. Или наоборот — казаться слишком эмоциональным, чувствительным, особенно со сверстниками. Его не волнует его внешний вид, успеваемость в школе.
— Чем опасно такое состояние?
— Оно часто сопровождается навязчивыми мыслями о смерти, суицидальными намерениями или попытками. Подросток в таком состоянии может начать употреблять алкоголь, наркотики. Нельзя недооценивать депрессию у подростка: она может повлечь за собой серьезные, опасные, даже непоправимые последствия.
— Как этого не допустить? Что делать, если появились симптомы депрессии?
— Если вы знаете или догадываетесь, что ваш ребенок думает о смерти или состоит в деструктивных группах в социальных сетях, то надо срочно обращаться за помощью к психологу. Например, в один из семейных центров Москвы. Самостоятельно тут трудно справиться.
Если речь о профилактике подростковой депрессии, то важно понимать: подростковый возраст — очень сложный, конфликтный. Избегать конфликтных ситуаций невозможно. Да и не нужно. Самое главное — стараться создать такой психологический климат в семье, чтобы подросток чувствовал поддержку, знал, что его слышат и с ним считаются.
— Легко сказать, но как родителям создать такую атмосферу?
— Есть несколько методов: активная эмоциональная поддержка ребенка в состоянии депрессии и поощрение его положительных устремлений. Это поможет облегчить ситуацию. Можно и нужно учить подростка социализироваться и преодолевать стресс — тут тоже помогут психологи. Еще один метод — расширение временной перспективы и самопонимания.
— Вы сказали, что конфликтов не нужно не избегать, а позитивную атмосферу за короткий срок не создать. Как правильно вести себя, когда конфликт неизбежен?
— Четко излагать подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог их понять. Вывести подростка на откровенный разговор, чтобы выяснить, что происходит с ним. Он должен знать, что его выслушают без критики и осуждения. Взрослому надо показать свою готовность слушать и понимать, что вовсе не означает прощения. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения. Подростку нужно, чтобы родители его выслушали, но не давали советов, пока он сам не попросит их об этом. С этим трудно смириться, но родителям надо принять и понять: подросток вовсе не должен обязательно следовать советам старших. Он делает свой выбор.
Только при таком подходе возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми — взрослым и подростком. Только на такой базе можно строить конструктивное общение и поведение.
КАК ГОВОРИТЬ С ПОДРОСТКОМ
Никогда не говорите
«Ненавижу учебу, класс. »
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»
«Когда я был в твоем возрасте. да ты просто лентяй!»
«Все кажется таким безнадежным. »
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
«Всем было бы лучше без меня!»
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»
«Вы не понимаете меня!»
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»
«Кто же может понять молодежь в наши дни?»
«Я совершил ужасный поступок. »
«Давай сядем и поговорим об этом»
«Что посеешь, то и пожнешь!»
«А если у меня не получится?»
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»
«Если не получится —значит, ты недостаточно постарался!»
Перепады настроения у подростков: как их объяснить
У ребёнка начался переходный возраст, и дом превратился в поле боя? Подростки не такие страшные, как может показаться. О том, что с ними происходит и как общаться с взрослеющими детьми, рассказывает наш блогер, психотерапевт центра «Перекрёсток» Татьяна Сабрекова.
То они кричат, злятся, хлопают дверью, то плачут и грустят, то устали и хотят полежать рядом, то снова что-то доказывают, размахивают руками, спорят… Это нормально? Почему это происходит и когда закончится?
Для тех, кто не знает, чем отличается подростковый возраст
Подростки 10–13 лет начинают сильно меняться внешне. Рост происходит не постепенно, как хотелось бы, а скачками. Очень меняется тело: сначала вытягиваются стопы и ладони, затем руки, ноги, и только потом подтягиваются бёдра и плечи. Всё это очень стремительно и внезапно, ваш ребёнок почти каждый день замечает в себе что-то новое.
Как вам кажется, спокойно ли ему от этого? Нет, не спокойно. Изменений много, они разные, не всегда понятные и приятные, неясно, когда эти изменения закончатся и как к ним относиться.
Вспомните себя, когда у вас в первый раз во взрослом возрасте появился седой волос или родинка, морщинки или, может, небольшой животик от вкусной еды, которого раньше не было. Как вы отреагировали? Было неожиданно, непонятно, вы чувствовали растерянность: вы никогда не думали, что так будет, но это случилось. Вы не готовы, даже если вас предупреждали об этом. Просто вы не верили, что это произойдёт именно с вами.
Ещё в большей степени это свойственно подросткам, потому что у них такое внутреннее устройство: они должны всё подвергать сомнению и уверены в своём бессмертии и статичности. «Может быть, это и верно для других, но со мной точно не произойдёт». Они испытывают дискомфорт оттого, что им не нравится результат.
Классно стать красивым и взрослым разом, а если у тебя промежуточная стадия? Не так-то круто это выглядит и звучит
Изменений много, но неясно, как к ним относиться. Подросток очень чувствителен к критике, особенно когда вы или кто-то другой говорит про его внешность. Абсолютно все замечания, даже сказанные с благими намерениями (а мы, взрослые, даём именно такие), не достигают цели, не приносят облегчения или утешения ребёнку, а, наоборот, его травмируют: «Ты очень сутулишься, выпрямись!», «Только не крась так сильно глаза, тебе не идёт!», «У тебя прыщики на лбу высыпали».
Поверьте, он знает про прыщики, он тщательно исследует своё тело каждый день, всё замечает и скорее склонен сам критиковать себя: «У меня слишком большие/ узкие/ некрасивые бёдра», «Я не такой высокий и сильный, как другие», «У меня волосы растут на лице, какой ужас!»
6 способов вырастить ребёнка, уверенного в том, что он некрасивый
Сверстники с теми же проблемами часто не принимают свою бурно меняющуюся внешность и проецируют это на своих друзей и одноклассников. Отсюда неприятные подколы, шутки, сарказм и, как вывод, неуверенность, которую ребёнок приносит домой.
В этот период его личность ещё только формируется, он очень сильно зависит от оценок и мнений извне. Любое замечание принимается «как есть», без здоровой критики, поэтому затронуть и обидеть такого человека очень легко, особенно близким людям. Тема внешности требует особого пиетета и деликатности. Неприятны сравнения с другими детьми: «Вот смотри, у Ксюши такая осанка!», «А Павлик какой красивый и плечи у него какие широкие!»
Что происходит с личностью?
Личность — качественно другая структура, уникальная и неповторимая. Мы любим, когда нам говорят про уникальность, в этом столько самости и силы. Но как же она формируется и вырастает? Главным образом в конфликтах, через сепарацию и отделение, или через отождествление, но объект для этого подросток выбирает сам, и это вряд ли будет Ксюша или Павлик из абзаца выше.
Рождение новой личности и по сути нового человека не может проходить по-другому. Раньше ребёнок хотел быть послушным, нравиться, во всём походить на взрослых, теперь же у него появилось своё мнение, свои эмоции, свои взгляды и интересы. Теперь ему кажется, что он взрослый. Это перевоплощение происходит довольно странно, будто вам привезли ребёнка с другой планеты: «Он же был такой послушный, а теперь… Будто это не мой ребёнок».
Ваш, только он другой. Не такой, как вы. С этим надо смириться. Ему приходится спорить, доказывать, порой кричать, потому что ему важно иметь своё мнение, важно быть услышанным, важно быть принятым.
Он может в чём-то ошибаться — это нормально. Он не знает столько и в таком масштабе, как вы, а только начинает видеть ситуации шире, думать о последствиях и чувствовать ответственность, но это не значит, что у него не может быть своего мнения. Он ищет и готов встретиться в дискуссии, он горяч, энергичен, активен — значит, в нём есть жизненная энергия и сила, он сможет в будущем постоять за себя и пойти своим путём. Не этого ли вы хотите?
Часто подросток умеет расходиться и проявлять эмоции, но останавливаться и замедляться — нет. Происходит так: он поплакал, потом поговорил о том, что его волнует, и начал снова. Или покричал, вроде успокоился — и вот снова кричит на ту же тему. Всё потому, что у него не до конца сформированы навыки саморегуляции, способности приходить в активное возбуждение, а потом снижать его и успокаиваться. Поведенческие приёмы он подсматривает у родителей. Ему нужен рядом взрослый, который умеет и может помочь спокойно притормозить. Попробуйте заметить, как сильно вы проявляете эмоции дома, как останавливаетесь, как решаете с супругом (ой) конфликтные ситуации. Подросток может это всё впитывать и копировать.
Также в возрасте 11–13 лет подросток сильно погружён в свои переживания, сконцентрирован на себе и эгоцентричен
Ему интересно, что происходит с ним, но он почти не способен к эмпатии и сочувствию по отношению к окружающим. Часто он представляет себя актёром на сцене или автором удачного стендапа, он усиливает эмоции, изменяет тембр голоса, говорит громче, ему нравится, когда на него смотрят и на него реагируют. Он получает внимание, которое ему нужно, и становится более уверенным.
Подросток хочет власти
Он хочет всё решать, много свободы, чувствовать себя взрослым, но часто ведёт себя как ребёнок: нарушает договорённости, не помогает по дому, не следит за временем, неважно учится и так далее. В целом, не берёт на себя ответственность. Это нормальное подростковое желание.
Подросток часто добивается власти решать всё самостоятельно за счёт скандалов и манипуляций: «Я не поеду в этот долбаный лагерь!», «Мне надоело, что все со смартфонами, а я — нет!», «Ну вот, мы не пойдём к Лизе, а я же обещала!»
Ребёнок хочет встать с вами наравне, решать вопросы и проблемы на том же уровне, но он ещё не вполне самостоятелен и пока только учится заботиться о себе, программировать свои действия и прогнозировать их последствия. Он не зарабатывает деньги, не приносит в дом еду, не готовит, не оплачивает счета за квартиру.
«Российские родители нередко считают, что дети — цель их жизни»
Подросток должен знать, что он может решать, а что — нет, где будут спрашивать его точку зрения, а где не будут. Изменение структуры иерархии в семье — опасная штука: ребёнок хочет на вершину горы, но там грустно, одиноко и страшно. Просто он об этом ещё не знает. Важно набраться уверенности и стойкости и вовремя поставить границы. Подросток всё равно попытается их разрушить, это его природа, но будьте неуклонны и последовательны.
Подростку всё ещё очень нужны признание и нежность, поэтому не удивляйтесь, что после горьких слёз или крика он придёт полежать с вами рядышком. Ему нужны очень личные, долгие беседы, чай с печеньем и ваш совет или мнение.
Важно его не принуждать обниматься или разговаривать, когда вы этого хотите, а говорить, что пусть приходит, когда нужно. Тогда он будет знать, что вы готовы, и придёт сам. Не впадайте в заблуждение: его бравадная смелость и огонь больше ситуативные, он так выстраивает линию защиты, чтобы высказать своё мнение. Но, несмотря на это, он очень ранимый, нежный и трепетный. Ему нужны любовь и тепло.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Перепады настроения подростков: что с ним происходит
То они кричат, злятся, хлопают дверью, то плачут и грустят, то устали и хотят полежать рядом, то что-то снова доказывают, размахивают руками, спорят.. Это нормально? Почему у подростка скачет настроение и когда это закончится?
Чем характерен подростковый возраст
Подростки 10-13 лет начинают сильно меняться внешне. Рост происходит не постепенно, как хотелось бы, а скачками. Очень меняется тело: сначала вытягиваются стопы и ладони, затем руки, ноги, и только потом подтягиваются бедра и плечи. Происходит это очень стремительно и внезапно, ваш ребенок почти каждый день замечает в себе что-то новое. Как вам кажется, спокойно ли ему от этого? Нет, не спокойно. Изменений много, разных, не всегда понятных и приятных, а еще неясно, когда эти изменения закончатся и как с ним относиться.
Вспомните себя, когда у вас в первый раз во взрослом возрасте появился седой волос или родинка, морщинки или, может, небольшой животик от вкусной еды, которого раньше не было. Как вы отреагировали?
Тоже самое и ещё в большей степени свойственно подросткам, потому что у них такое внутреннее устройство — они должны все подвергать сомнению и уверены в своем бессмертии и статичности.
Или просто испытывают дискомфорт от того, что им не нравится результат. Классно стать красивым и взрослым разом. А если у тебя промежуточная стадия? Не так-то круто это выглядит и звучит.
Что чувствует подросток
В этом возрасте подросток очень чувствителен к критике, особенно, когда вы или кто-то другой говорит про его внешность. Абсолютно все замечания, даже с благими намерениями (а мы даем именно такие) не достигают цели, не приносят облегчения или утешения нашему ребенку, а, наоборот, его травмируют.
«Ты очень сутулишься, выпрямись!» «Только не крась так сильно глаза, тебе не идет!», «У тебя прыщики на лбу высыпали..»
Поверьте, он знает про прыщики, он тщательно исследует свое тело каждый день, все замечает и скорее склонен сам критиковать себя:
«У меня слишком большие/ узкие/ некрасивые бедра», «Я не такой высокий и сильный, как другие», «У меня волосы растут на лице, какой ужас!»
Да еще и сверстники с теми же проблемами, часто не принимают свою бурно меняющуюся внешность и проецируют (переносят) это на своих друзей и одноклассников – отсюда неприятные подколы, шутки, сарказмы и, как вывод, неуверенность, которую ребенок приносит домой. В этот период его личность еще только формируется, он очень сильно зависит от оценок и мнений извне. Любое замечание принимается «как есть», без здоровой критики, поэтому затронуть и обидеть такого человека очень легко, особенно близким людям. Тема внешности требует особого пиетета и деликатности, и так еще неприятны сравнения с другими детьми в духе: «Вот смотри, у Ксюши такая осанка!», «А Павлик какой красивый и плечи у него какие широкие!»
Почему же происходят перепады настроения подростка
Рождение новой личности и по сути нового человека не может проходить по-другому. Раньше ребенок хотел быть послушным, хотел нравиться, хотел во всем походить на взрослых, теперь же у него появилось свое мнение, свои эмоции, свои взгляды и интересы, теперь ему кажется, что он сам — взрослый. Очень странно становится это перевоплощение, будто вам привезли ребенка с другой планеты:
«Он же был такой послушный, а теперь… будто это не мой ребенок.»
Ваш, только он другой. Не такой, как вы, и с этим надо смириться.
Самый важный совет родителям о подростке
Подростку все еще очень нужны признание и нежность, поэтому не удивляйтесь, что после горьких слез или крика он придет полежать с вами рядышком на кровать. Ему также нужны очень личные, долгие беседы, чай с печеньками и ваш совет или мнение. Важно его не принуждать обниматься или разговаривать, когда вы этого хотите, а говорить, что пусть приходит, когда нужно. Тогда он будет знать, что вы готовы и придет сам. Не впадайте в заблуждение: его бравадная смелость и огонь больше ситуативные, он так выстраивает линию защиты, чтобы высказать свое мнение. Но несмотря на это он очень ранимый, нежный и трепетный. Ему нужны любовь и тепло.