что делать если украли вещи в поезде
Обман под стук колес. Как уберечь свое имущество от краж в поезде
Только цифры
Как пояснил «АиФ» заместитель начальника управления-начальник отдела организации обеспечения общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта Геннадий ВОРСО, за последние 5 лет количество преступлений, совершенных в поездах, сократилось. Если в 2012 году былизафиксированы 277 случаев, то в 2016 году эта цифра снизилась до 236.
Если с фактами воровства в поездах правоохранителям приходится иметь дело частенько, то мошенников пассажиры могут не бояться: таких случаев в последнее время почти не было.
Из неблагополучных направлений межрегионального назначения – ночные, или, как говорят в народе, «бродяжные» поезда: «Брест-Витебск», «Гомель-Гродно».
Что же касается поездов, следующих в Москву, то там все более-менее спокойно. А вот пассажирам составов, курсисрующих в направлениях «Киев-Санкт-Петербург», «Кишинев-Санкт-Петербург», стоит быть внимательнее к своим вещам.
Быть начеку!
Чаще жертвами воров становятся спящие и уставшие люди. Ну и, конечно, те, кто распивает алкоголь с сомнительными попутчиками.
Кстати, алкоголь в белорусских поездах не продается, а употреблять спиртное запрещено. Но запреты многих не останавливают. Причем проводник никак не может наказать нарушителя. В его силах лишь сообщить об инциденте сотруднику милиции, который имеет право на ближайшей станции снять с поезда пассажира «подшофе».
Под контролем
Как пояснил Геннадий Ворсо, сотрудники милиции на транспорте сопровождают только 25% поездов, следующих по республике. Ежемесячно проводится детальный анализ: в каком поезде совершено больше всего преступлений, время, направления и т.д. Исходя из этих данных выбираются поезда для повышенного контроля со стороны правоохранителей. Только в 2016 году правоохранители сопроводили более 41 тысячи поездов. Также проводятся ряд специальных комплексных мероприятий («Пассажир», «Пригородный поезд»). Например, в последние несколько лет совместно с российскими коллегами перед новогодними праздниками и Пасхой ведется совместная отработка поездов международных линий, следующих из Украины, России и обратно.
В поездах спокойно
Сейчас в поездах спокойно, уверил Геннадий Ворсо. Но если вдруг вы стали свидетелем преступления или, не дай бог, сами попали в беду, важно знать, как правильно действовать. В случае если человек обнаружил пропажу вещей, ему необходимо обратиться в отделение милиции, расположенное в любом городе, и написать заявление. После материалы дела передают правоохранителям по месту совершения преступления.
Кроме того, в каждом вагоне электрички, дизеля установлены специальные кнопки для связи с машинистом. Найдите такую кнопку и сообщите машинисту о случившемся. Если же неприятность произошла в поезде, где нет таких кнопок, то в первую очередь необходимо обратиться к проводнику. Он доложит о случившемся начальнику поезда, который в свою очередь свяжется с милицией.
Если речь идет о тяжком преступлении, то милиция имеет право связаться с диспетчером и остановить поезд.
СОВЕТЫ «АиФ»
Ограбили в поезде: что делать?
Несмотря на усиленные меры безопасности на железнодорожном транспорте, кражи все же случаются. Что делать, если вы не обнаружили своих вещей там, где их оставили?
Во-первых, стоит сразу же обратиться к проводнику. Он обязан вызвать транспортную полицию, которая войдет в вагон на ближайшей станции. Далее нужно будет составить заявление. В нем напишите, когда вы хватились своих вещей, что это были за вещи, сколько они примерно стоили, а также где это произошло. Воруют чаще всего ночью, поэтому попросите проводника подсказать, где находился поезд в злополучном временном отрезке. Вам понадобятся свидетели факта кражи, ими могут выступить соседи по купе или плацкартному отсеку.
Воров могли вспугнуть. Проверьте вместе с подоспевшей полицией тамбуры и туалеты в вагонах – возможно, там обнаружится похищенное. Кроме того, полиция имеет право произвести обыск в вагоне.
Помните, что ответственность за сохранность личных вещей лежит на самом пассажире. Этот факт отдельно указан в «Правилах поведения пассажиров на железнодорожном транспорте».
Как защитить себя от воров? Впадать в крайности вроде пришивания карманов на нижнее белье не стоит. Отправляясь в туалет или в другой вагон, возьмите с собой сумку с документами и деньгами, гаджеты. На ночь эти вещи лучше убрать в рундук. Многие женщины спят буквально в обнимку с собственными сумочками, пряча их под подушку. Действенность этой меры спорна – воры прекрасно знают об этой привычке и могут легко стащить сумку, если во время сна хозяйка отодвинула ее в сторону. Не рассказывайте, что именно вы везете с собой. Старайтесь не оставлять свои вещи рядом с подозрительными лицами, нетрезвыми пассажирами.
Жизнь на колесах: «Пассажиры воруют все, что не приколочено»
Помните, как известный блогер и журналист Илья Варламов возвращался из столицы Карелии на нашем фирменном поезде Петрозаводск — Москва? В поезде он узнал о существовании чайной нормы для проводников, а также нормы по продаже лотерейных билетов. Мы нашли петрозаводскую проводницу, которая рассказала о своей нелегкой профессии. По понятным причинам, ее имени мы не раскрываем. Оказывается, заметка Варламова вызвала нешуточный переполох. Читаем, сколько чая должен продать проводник за рейс, что воруют пассажиры и почему невозможно запретить курить в поездах.
Пассажиры у нас очень избалованные. К ним и так, и сяк, и то могут быть недовольны. Одни просят включить кондиционер, другой кричит – выключите. Часто люди обвиняют проводника, что плохое техническое состояние вагона. Но проводник же в этом не виноват?
В поездах южного направления проводник – царь и бог в вагоне. И там пассажиры сидят и тебя боятся. Они там спрашивают: «А сколько стоит взять у вас стакан?». А мы к этому не привыкли, удивляемся и говорим, что стакан бесплатный. И люди с такими глазами на нас смотрели, пихали деньги. Там все делается за деньги. Проводники берут деньги даже за подзарядку телефона. В Карелии все более цивилизованно.
Очень много ездит алкоголиков, особенно мужчин. Как-то у нас ехала большая группа туристов из Москвы, они заняли два вагона. Как выяснилось, алкогольные магнаты, работают на крупном ликеро-водочном заводе. Сколько они пили! С собой у них были большие пакеты с тарой. Они ходили на ушах, и легли спать только в 5 утра! Иногда легче перевезти детей, чем взрослых пьющих людей.
Москвичи очень наглые. Я работала на разных поездах, но нигде не видела такой наглости. Они ведут себя как быдло, особенно под действием алкоголя. Да, у нас постоянно ездят подвыпившие компании, но пытаются вести себя более-менее прилично. Мы везли людей на музыкальный фестиваль «Воздух». Они тоже с ума сходили, но не до такой степени, как москвичи. Пьяные москвичи даже пытались вырвать двери.
В поезде пить запрещено, но пассажиры часто делают втихаря. Стоит бутылка «Пепси» на столе, как ты докажешь, что там алкоголь? Пассажир скажет: «Сдавайте на анализ!».
Если кто-то уж сильно мешает другим пассажирам, то приходится высаживать. Вызываешь наряд полиции. Когда в Москву едешь, в Свири полчаса стоишь и рано утром 12 минут в Бологом. Где-то по пути высадить проблематично. Высаживаешь в Бологом, если уж совсем люди не могут успокоиться. В большинстве случаев пытаешься утихомирить и не доводить до высадки.
Когда едут дембеля, которые прошли огонь и воду, тогда да, караул. Они считают себя хозяевами жизни. Когда едут новобранцы, с ними вообще хорошо: по команде легли спать, по команде встали, белье сдали, чай попили.
Часто ездят звезды. Все они люди очень простые. Многие не прочь выпить в пути. Одна известная певица так напилась, что потом ее ловили по вагону. Уж не буду называть имена.
Как написал уже блогер Варламов, у нас есть чайная норма. На одного пассажира ты должен продать товаров на 29 рублей. Туда-обратно – это 108 пассажиров. То есть за рейс ты должен сдать больше 3 тысяч рублей. Бывает, что пассажиры покупают чая и товаров даже больше нормы. Бывает, скупают все. Но это довольно редко. Еще отдельно есть нормы на лотерейки – 4 штуки за рейс. Пока получается выполнять норму. Многие проводники, если не выполняют норму, просто докладывают свои деньги, чтобы не было проблем с начальством. Я вкладывала свои деньги только однажды – 800 рублей. У нас не принято не делать норму. Если ты не делаешь норму за рейс, то приходится писать объяснительную. Так и пишешь, « я не сделал норму, потому что пассажиры не покупали чай, а своих денег доложить не могу, потому что только что вышел из отпуска».
После того, как блогер Варламов рассказал о работе проводниц, было собрание, где всем попало. Говорили, что мы не должны рассказывать о чайной норме. А почему мы должны об этом молчать, если это правда? И норма эта постоянно повышается. Норма раньше была 19 рублей, за 4 года она повысилась на 10 рублей. В поезде до Питера норма осталась – 19 рублей, на фирменном московском поезде – 29 рублей. Считается, что в Москву ездит народ побогаче. А вообще мы продаем «золотые» продукты. Так, пакетик сахара стоит 3 рубля, то есть мы продаем сахар стоимостью 300 рублей за килограмм.
В поездах запретили курить, но пассажиры все равно курят. Тяжело с этим бороться. Могут покурить в туалете. Есть те, у которых такая сильная зависимость, что они не могут терпеть. Видно, что у человека начинается паника. Ходит наряд полиции и ловит курильщиков. Некоторые подходят и спрашивают: «Сколько лотереек у вас купить, чтобы вы нам разрешили покурить?». Иногда соглашаешься. Ведь они в любом случае покурят, а ты хоть норму сделаешь. Мы живем в России, у нас невозможно что-то запретить. Надо вводить специальные вагоны для курильщиков.
Пассажиры воруют все, что не приколочено. В фирменном поезде до Москвы воруют пледы. Однажды мужчина вышел, у него три махровых полотенца вывалилось. И он как ни в чем не бывало пошел дальше. Воровали даже ремни безопасности. А ремень стоит 700 рублей. Подстаканник воруют как сувенир, а подстаканник стоит 800 рублей. И все это у тебя снимают с зарплаты. А мы ходим и говорим пассажирам: «Не воруйте, пожалуйста!». Байдарочники однажды перекидали из окна 8 матрасов!
Стоп-кран нажимают обычно, когда опаздывают. Для проводника это ужасно! Можно ведь сбить весь график движения. Ты должен свято следить за тем, чтобы не сорвали стоп-кран.
Самое сложное в моей работе – общение с людьми. Когда долго ездишь, у меня было, что полмесяца с поезда не слезала, люди начинают бесить. Ты сидишь у себя в служебке, время уже два часа ночи, а они все ходят и ходят. И ты понимаешь страшную вещь, что уже начинаешь ненавидеть людей. Есть, конечно, люди очень интеллигентные и воспитанные. Но многие ведут себя как дикие, как будто в первый раз едут в поезде.
Моя профессия абсолютно не семейная. Ведь приходится долго не бывать дома. Муж пока терпит, но будет рад, если я сменю работу. Но мне моя работа нравится.
Что делать, если вас обокрали во время путешествия?
Покупая билет на поезд или на самолет, важно заранее узнать, как вести себя в случае возникновения форс-мажорных ситуаций. В частности, не исключено, что туриста могут ограбить. Кражи совершаются и в плацкарте, и в дорогих отелях. Что делать в случае такого неприятного инцидента? Ответ найдете в данной статье.
Кража в отеле
В отелях и гостиницах кражи совершаются часто. Особенно это распространено в бюджетных отелях, которые не заботятся о поддержании репутации. Но в каком бы месте вы не остановились, важно знать, как вести себя в случае пропажи денег или вещей.
Администрация заведения ответственности за имеющиеся ценности и финансы постояльца не несет. Исключением является ситуация, при которой вы оставляете ценности в сейфе, то есть сдаете их на хранение в индивидуальный сейф.
Обнаружив, что вас ограбили, не впадайте в панику. Постарайтесь вспомнить все подробности инцидента. Были ли закрыты двери в номер? Кто мог зайти в комнату в ваше отсутствие? Постарайтесь вспомнить, были ли вещи на месте, когда покидали гостиницу. Возможно, сегодня в номере производилась уборка или вы принимали гостей. Вся эта информация будет очень важна при даче показаний сотрудникам правоохранительных органов.
Обычно сотрудники гостиницы, дабы снять с себя ответственность, мотивируют свою непричастность тем, что ограбленный постоялец не оставил ключи администратору. Это неправильно. Даже если вы решили брать ключ с собой, оставленные в сейфе вещи должны быть неприкосновенны.
Администрация заведений обязана отвечать за вещи постояльцев, оставленные в сейфах, даже если эта услуга не обговаривается отдельно. Заявления о том, что за сохранность оставленных в номере вещей несет только сам постоялец, никакой юридической силы не имеют.
Чтобы компенсировать убытки, нужно заявить о пропаже администрации сразу после обнаружения кражи. Составляется заявление, в котором описываются обстоятельства произошедшего. Постоялец указывает, какая сумма была похищена, суммарную стоимость украденных ценностей. После следует вызвать сотрудников полиции для составления протокола. Далее выносится заключение, должно ли заводиться уголовное дело. Если администрация отеля не желает компенсировать ущерб, возникнет необходимость обратиться в суд.
Обычно руководство заинтересовано в проведении расследования. При кражах в гостиницах похитителей часто удается задержать. Нередко ими оказываются сотрудники заведения. Чтобы избежать скандалов, владельцу отеля целесообразно удовлетворить иск постояльца.
Кража документов
Кража в поезде
Обнаружив пропажу, действовать надо сразу. Сперва обратитесь к проводнику с просьбой вызвать сотрудников полиции на ближайшей стоянке. После пишется заявление с описанием случившегося и списком похищенных вещей. Желательно найти двух свидетелей, способных подтвердить ваши слова.
Кражи часто совершаются соседями по купе, поэтому вы имеете право потребовать обыскать вагон. Украденные предметы зачастую прячут в туалете или в тамбуре. Если полицейские не обыскивают эти места, попросите их об этом. Вспомните, не показалось ли чье-либо поведение подозрительным. Вы можете попросить проверить этого человека. Если он окажется невиновен, извинитесь.
Рекомендации
Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, руководствуйтесь следующими правилами:
— заранее сделайте несколько копий документов;
— закажите копию кредитной карты. Пользуйтесь услугами онлайн-банка: это позволит заблокировать карту сразу после кражи;
— берите с собой карту и наличные. В этом случае у вас всегда останутся средства на руках;
— приобретайте местные сим—карты. Если ее похитят, вы не потеряете нужные контакты;
— напишите список ценностей: это поможет быть составить заявление в случае пропажи;
— перепишите номера близких людей в блокнот. Чтобы попросить о переводе денег, договоритесь о кодовом слове;
— если с собой есть ценные вещи, пользуйтесь сейфом.
Будьте осторожны в поездках! Не паникуйте, если обнаружили пропажу: не существует проблем, которые невозможно было бы решить.
Что делать, если вас обокрали в поезде
Приключения черного чемоданчика
Главный бич — кражи
Обеспечивать безопасность пассажиров — главная задача транспортной милиции.
Только что на Брест-Центральный прибыл дизель-поезд из Лунинца. Первым делом нужно выяснить, не произошло ли в пути каких-либо ЧП. Машинист краток: все спокойно. Переходим в первый вагон, осматриваем пассажирские места. Руслан Борисюк комментирует:
— Часто люди забывают свои вещи. Сумки, телефоны, фотоаппараты. Наша задача — внимательно все осмотреть. Если что-то находим, обязательно передаем в комнату забытых вещей. Некоторые вещи там хранятся годами, их владельцы так и не объявились.
Коллега Руслана Виталий Яскевич дополняет: часто пассажиры не просто забывают свои вещи, но даже выбрасывают. Был случай, студентка возвращалась домой после госэкзаменов. По дороге ела мандарины. Когда вышла из поезда, заметила, что пропал телефон. В вагоне его не нашли. Оказалось, студентка выбросила телефон вместе с очистками мандаринов. В целости и сохранности девайс вернули хозяйке.
Спасают видеокамеры
Руслан Борисюк работает в транспортной милиции почти 20 лет. За это время изменилось многое. Прежде всего стало гораздо спокойнее. Количество преступлений снижается каждый год. Тем не менее без ЧП не обходится.
Главный бич — кражи. Воруют все, что плохо лежит. Как правило, у неосмотрительных пассажиров. Человек оставил на столике телефон, а сам ушел в туалет. Или уснул. Риск лишиться имущества в этом случае очень высок.
— О пропаже нужно сразу говорить проводнику и сообщать в милицию. Мы выясняем все подробности, докладываем в дежурную часть. Дальше подключаются оперативная группа, следователь, эксперт. Пытаемся разыскать возможных свидетелей. Очень часто украденную вещь удается найти по горячим следам. В этом помогают камеры видеонаблюдения, — говорит Руслан.
Именно благодаря всевидящим камерам недавно удалось задержать вора, укравшего сумку. Злоумышленник воспользовался отлучкой хозяина багажа, взял сумку и вышел на ближайшей станции. Задержали его на следующий день.
Уже на перроне встречаем разъездного кассира-контролера. Милиционер интересуется, все ли в порядке. Поездка обошлась без эксцессов. По словам кассира, самые распространенные нарушители — зайцы:
— Не хочет человек платить, упрется — и делай, что хочешь. Приходится обращаться в милицию. Самые сложные в этом плане — утренние поезда. Людей всегда много, контингент разный. Но в целом работать стало проще. Драки, разбитые стекла, угрозы и оскорбления теперь редкость. А раньше всякое случалось…
Уменьшить число преступлений в поездах удалось во многом благодаря сопровождению сотрудников милиции. Теперь их присутствие в каждом поезде не обязательно. Милиционеры изучают статистику, смотрят, на каких маршрутах чаще совершаются преступления. Как правило, в числе «лидеров» — Минское и Лунинецкое направления.
В зале ожидания многолюдно. Почти все места заняты. Молодежь погружена в телефоны, кто-то читает газету. В дальнем углу спит пассажир. Возле него — небольшая сумка. Руслан Борисюк будит мужчину, спрашивает, не проспит ли он свой поезд. Пассажир оказался предусмотрительным — поставил будильник. Тем не менее оставлять сумку без присмотра не стоит.
— Вы спите, за вещами никто не смотрит. Украдут сумку, а мы будем вместе ее искать. Пожалуйста, будьте осмотрительнее, — призывает милиционер.
В последние годы в зале ожидания брестского вокзала спокойно. Без особых происшествий. Порядок может нарушить разве что сильно перебравший человек. Хотя случается всякое. Прошлой осенью мужчина ударил в лицо студента. Задержать хулигана по горячим следам не удалось. Фотографию подозреваемого с камеры видеонаблюдения выложили в интернет. Через несколько часов милиционерам сообщили все данные разыскиваемого.
Несмотря на относительное спокойствие, бдительность терять нельзя. Несколько лет назад сотрудник транспортной милиции боковым зрением заметил, что прямо под колеса прибывающему поезду «заносит» пьяного мужчину. Милиционер сориентировался моментально. Он подскочил к бедолаге и успел схватить его за куртку прямо у края платформы.
Тем временем по рации поступает сообщение: задержан россиянин, который несколько лет назад был депортирован из нашей страны. Въезд в Беларусь ему запрещен. Однако запрет он нарушил. Идем в «дежурку». На гостя уже оформляют документы. Через несколько минут приводят еще одного задержанного — молодого человека, который находится в розыске. За что и почему — предстоит выяснить. Быть может, злостный должник, а может, совершил какое-то преступление.
До отправления поезда на Москву остается минут 20. Пора идти. На платформе уже собираются люди. Начальник поезда Игорь Иванец готовится к поездке. Говорит, криминогенная ситуация на железной дороге спокойная:
— Последнее преступление в моем поезде было совершено года два назад. Мужчина пошел в туалет, а в это время из кармана его куртки вытянули две тысячи долларов. Главная проблема — человеческая забывчивость и неосмотрительность. Вот буквально на днях россиянка забыла в поезде 13 тысяч российских рублей и 200 долларов. Что удивительно, до сих пор не объявилась.
По словам Игоря, пассажиры, в отношении которых совершено преступление, зачастую сами заинтересованы в том, чтобы дело побыстрее закрыли. Простой пример: у жителя Бреста украли 200 долларов, когда поезд проезжал по территории Смоленской области. Дело заводится по месту совершения преступления. То есть человеку для дачи показаний и прочих разбирательств приходится ездить в Россию. Многие отказываются, и дело закрывают.
Трудная работа
— Наша главная задача — обеспечивать безопасность пассажиров и грузов. Для этого мы принимаем все возможные меры. Как результат этой работы — постоянное снижение количества преступлений и правонарушений. Эта динамика наблюдается уже на протяжении пяти лет. Надеюсь, так будет и впредь.