что делать если упал на рельсы в метро и едет поезд
Контактный рельс в метро: как это устроено и какое там напряжение?
Опубликовано 12.04.2021 · Обновлено 03.11.2021
В большинстве метрополитенов мира для передачи электрической энергии от подстанции к подвижному составу применяется не привычная для железной дороги воздушная контактная сеть, а вполне жесткий контактный рельс, оправдывающий свое название в полной мере.
Назначение и устройство контактного рельса
Контактный рельс — это жесткий токоведущий элемент, предназначенный для передачи электроэнергии к токоприемнику подвижного состава, за счет скользящего контакта.
На фото оранжевым окрашен токоприемник, скользящий по контактному рельсу снизу
Под жестким токоведущим элементом как правило понимается дополнительный рельс, однако это может быть все что угодно, главное чтобы этот элемент имел гладкую поверхность для возможности скольжения по нему токоприемника, и был жестким для возможности его крепления без дополнительных удерживающих приспособлений. Кстати, варианты крепления тоже могут быть различны: как по бокам от основного пути, так и в середине пути. Помимо крепления есть разные варианты токосъема: когда скольжение токоприемника осуществляется сверху, снизу или сбоку.
Напряжение электрического тока в контактной сети метрополитенов России — 825 Вольт выпрямленного постоянного тока, рабочим напряжением для подвижного состава является диапазон от 750 до 925 Вольт
В метрополитенах России контактный рельс расположен по бокам от основного пути для токосъема снизу, он с жестко крепится к шпалам железнодорожного пути посредством специального кронштейна, на вершине которого устанавливается изолятор, непосредственно удерживающий его. Таким образом ось контактного рельса оказывается параллельной оси пути, и если говорить о цифрах: расстояние между этой осью и ближайшим рельсом составляет 690 мм, а высота нижней (токоведущей) стороны над головкой рельса пути составляет 160 мм. Эти показатели на протяжении всей длины остаются практически неизменными.
Схема крепления контактного рельса в метрополитенах России
Достоинства применения контактного рельса
Есть множество сценариев использования контактных рельс для питания подвижных составов, начиная от поездов метро и заканчивая городским трамваем. В каждом конкретном случае проявляются те или иные сложности, по этому о достоинствах и недостатках такого способа передачи электроэнергии мы будем говорить с позиции применения в отечественном метрополитене.
Главной сложностью перед применением в метро классической контактной сети, организация которой хорошо отработана на большой железной дороге, стала борьба буквально за каждый кубический сантиметр пространства в тоннеле. Здесь и проявилось главное достоинство контактного рельса — такая технология не требует много места и габариты тоннелей остаются минимальными, ведь он занимает свободное пространство, которое невозможно занять чем-то другим, и невозможно ликвидировать.
Контактный рельс в тоннеле метро в изоляционном кожухе
Так как такая технология электропередачи не предполагает, в отличие от провода, движущихся частей, а также состоит из значительно меньшего количества элементов, если опять же сравнивать с контактной сетью, а значит и общая надежность оборудования будет выше, соответственно обслуживание будет упрощено, а ремонт удешевлен. Сплошная выгода, и почему железнодорожники не перешли на контактный рельс?*
Следующий плюс вытекает из физических свойств материалов. В метро используются рельсы изготовленные из низкоуглеродистой стали, и хоть ее положительные электрические качества заметно отстают от таковых, как например у меди, но за счет большого сечения контактного рельса, доходящего до 6600 квадратных миллиметров, его электрическое сопротивление значительно ниже, чем в контактном проводе. Отсюда, в сумме, он обладает лучшими токопроводящими свойствами, а учитывая большую площадь пятна контакта с токоприемником, и также постоянство этого контакта, возникновение электрической дуги и искрения исключено, а значит подвижной состав будет получать стабильное электропитание.
Недостатки применения контактного рельса
Однако из достоинств вытекают и недостатки. Из-за того, что сталь в силу ферромагнитных свойств обладает выраженным скин-эффектом, она не пригодна для передачи переменного тока: из-за того, что движение заряженных частиц в переменном электрическом поле будет сгруппировано в поверхностном слое данного металла, полезное сечение проводника изменится в меньшую сторону, увеличивая и электрическое сопротивление.
В воздушной контактной сети все токоведущие части расположены на значительной высоте и не представляют никакой угрозы для окружающих, а также сами остаются в «безопасности» от погодных явлений, таких как сильный снегопад. Электробезопасность диктует множество ограничений, связанных с контактным рельсом, в основном правила сводятся к необходимости обеспечить отсутствие людей вблизи токоведущего рельса под напряжением, ну и изоляцию рельса.
На станциях метро при падении пассажира на пути, предусмотрен свой алгоритм «возвращения» его обратно после снятия напряжения, для подъема на станцию через контактный рельс используют специальную лестницу. Также необходимо обеспечить 100% исключение нахождения в тоннеле людей во время движения поездов, и в российских метро для этого на всех станциях установлены специальные устройства мониторинга. В данном случае опасность заключается в токоприемниках, которые расположены по обе стороны подвижного состава. Наличие контактного рельса с одной стороны пути в тоннеле может дать забежавшему зацеперу ложное ощущение безопасности на противоположной стороне. Мало того, что движущиеся токоприемники сами по себе крайне опасные элементы конструкции, для встречи с ними в узком тоннеле, так они еще и под напряжением, если хоть один из них, на любой стороне вагона, касается контактного рельса.
Так выглядит лестница для захода с путей на станцию в метро. Лестница имеет складную конструкцию
В общем конечно есть метрополитены, в которых контактный рельс не изолирован от внешнего мира совсем никак, а электробезопасность обеспечивается исключительно организационными мерами, но в России он должен иметь изоляционный кожух (короб), а это значительно удорожает конструкцию.
Устройство контактного рельса
Контактный рельс закреплен непосредственно в фарфоровом изоляторе с полиэтиленовой прокладкой, который в свою очередь присоединяется к головке удерживающего кронштейна. Изолирующий короб крепится непосредственно на головку кронштейна. Таким образом уже на данном уровне контактный рельс остается полностью электрически изолированным проводником. Для подачи на него напряжения применяют прямое подключение провода от соответствующего энергетического фидера.
Место подключения контактного рельса к фидеру (обратите внимание, что контактный рельс на данном фото не имеет защитного короба)
Удерживающий кронштейн надежно крепиться к шпале, а его высота зависит от высоты путевых рельс. Между кронштейнами выдерживают расстояние до 5,5 метров, и это расстояние не зависит от длины рельсовых плетей (кстати длина одной плети 12,5 метров).
Теперь видится лишь одна проблема — стирание контактного башмака (который прижимается токоприемником к контактному рельсу) о частые стыки. Но бархатный путь придумали не только для людей, и для токоприемников контактные рельсы сваривают в единые плети длиной до 100 метров, с обязательным наличием температурных стыков для возможности бездеформационного расширения и сжатие плети от изменений температуры. На сварной стык обязательно приваривают несколько токопроводящих накладок, для уменьшения электрического сопротивления.
Башмак токоприемника мотор-вагона метро
Для плавного присоединения и отсоединения башмака токоприемника к контактному рельсу применяются концевые отводы. Их конструкция довольно проста, в конце отвода его высота относительно головки путевого рельса начинает повышаться, пока поверхность контактного рельса не становиться выше высоты касания башмака.
Что делать, если человеку стало плохо в метро?
С наступлением теплой погоды, учащаются случаи обмороков и недомоганий в закрытых и душных помещения, в том числе в метро. Читательница нашей рубрики интересуется: «Что делать, если человеку стало плохо в вагоне электропоезда?».
Нажмите и удерживайте кнопку вызова. Дождитесь слова «говорите», после чего коротко и ясно опишите случившуюся ситуацию. Обязательно укажите номер вагона, указанный над пультом или у дверей поезда.
После вашего звонка, машинист вызовет врача к ближайшей станции.
Если человек упал в обморок, до прибытия врачей, попробуйте привести его в чувство самостоятельно:
— усадите или по возможности уложите пострадавшего
— расстегните ворот одежды и помахать перед лицом газетой или журналом
— обрызгайте лицо прохладной водой, осторожно похлопайте по щекам
Если кому-то стало плохо на платформе, для связи с дежурным воспользуйтесь колонной экстренного вызова – красно-синим стендом посередине каждой станции. Также вы можете обратиться к любому работнику станции (начальнику станции, сотруднику полиции, дежурному у эскалатора).
Ни в коем случае не проходите мимо и не оставляйте человека в беде. Помните, никто не застрахован от подобных ситуаций!
Также хотелось бы рассказать о том, как обезопасить себя при возникновении паники на платформе или в вагоне метрополитена.
При возникновении чрезвычайной ситуации в метрополитене, в соответствии с инструкцией, дежурный запустит сразу три эскалатора на выход. Таким образом, все успеют выбраться наверх!
Выжившего после падения на рельсы в метро нашли мертвым спустя несколько часов
В Москве, на станции метро «Сходненская» погиб мужчина, пытаясь спасти другого пассажира.
ЧП произошло примерно в семь вечера. Неизвестный прыгнул с платформы, другой мужчина, которого, предположительно, звали Алихан Азизов, попытался его остановить. В итоге они оба упали под прибывающий поезд. Азизов скончался на месте. Второй мужчина, как пишет Telegram-канал Дептранса Москвы, остался жив, «благодаря бдительности машиниста».
«Выживший скрылся с места происшествия», — добавили в Дептрансе.
В ведомстве отметили, что не знают, «что толкнуло человека на такой поступок, но в результате его действий погиб человек, а машинист получил психологическую травму».
В сообщении говорится, что из-за происшествия пришлось отменить около 20 поездов, что «недопустимо». В частности, около часа не было движения поездов от станции «Планерная» до «Спартака» из-за человека на пути. При этом в обратную сторону поезда следовали с увеличенным интервалом. В соцсетях, как пишет «Интерфакс», пользователи рассказывали, что на станции «Спартак» скопилось большое для выходного дня количество людей.
По данным источника агентства, для спасения упавших отключалось напряжение контактного рельса. В Telegram-канале Дептранса подчеркивалось, что «сотрудники полиции и службы безопасности метро ищут пассажира, скрывшегося с места».
«Причину и то, специально ли пассажир прыгнул — будет определять суд. Если суд решит, что это произошло умышленно — он будет нести ответственность в соответствии с законом, а также будет обязан возместить ущерб и Мосметро», — говорится в заявлении.
Личность погибшего устанавливается.
Этим утром в паблике во «Вконтакте» «Жесть Москвы» был выложен пост (с пометкой «18+») о гибели еще одного мужчины в столичном метро. По данным сообщества, погибший в нетрезвом состоянии вышел из вагона метро, оступился на платформе и попятился назад.
В это время поезд только набирал ход. Мужчина столкнулся с поездом, упал и его «зажевало» между вагонами и платформой. Ему пытался помочь сотрудник метрополитена, но это не спасло пассажира.
Есть вопросЧто делать, если упал на рельсы в метро
Рассказываем, как спасти жизнь себе или кому-то
Большой поток пассажиров и подземное расположение делают метро местом повышенной опасности. Опасные для жизни ситуации могут возникать по разным факторам: от незнания правил безопасности до плохого самочувствия, давки на платформе или случайного стечения обстоятельств. Так, за 2018 год в Евросоюзе на рельсах метро погибли 885 человек. В Нью-Йоркском метро, одном из самых крупных в мире, ежегодно гибнут от 40 до 70 человек. В Алматы метро ежедневно пользуются около 45 тысяч человек, однако смертельных случаев, к счастью не было.
Мы выяснили, как вести себя в случае падения на рельсы: нужно ли пытаться выбраться, стоит ли прятаться под поезд и при чем здесь рюкзак.
пресс-секретарь КГП “Метрополитен”
Что делать при падении на рельсы
В случае падения на рельсы упавший сначала должен оценить свое физическое состояние и обратить внимание: нет ли в тоннеле приближающегося поезда. Если человек не получил серьезных травм, а до прибытия поезда еще остается время, следует, не приближаясь к краю платформы, быстро идти к началу платформы. Ориентиром будет служить черно-белая рейка на пути.
Если человек стал очевидцем падения другого пассажира на рельсы, то его действия должны быть следующими: нужно незамедлительно обратиться к любому работнику метрополитена или связаться с оператором ситуационного центра по телефону, который находится на платформе.
Чего делать нельзя
Первая ошибочная реакция человека — спрятаться под край платформы или попытаться выбраться самостоятельно. Это может быть опасно для жизни, так как вдоль края пассажирской платформы проходит контактный рельс под напряжением 825 Вольт.
Почему контактный рельс расположен со стороны платформы
Контактный рельс находится со стороны платформы, так как с левой стороны в тоннелях по направлению движения поезда расположены силовые кабели, подающие напряжение. Такое расположение, наоборот, делает падение более безопасным. Это связано с дугообразной траекторией падения: падая, человек удаляется от платформы в противоположную сторону.
Что делать, если поезд близко
Если при падении человек получил травму и не может самостоятельно двигаться или поезд уже приближается, а спастись бегством к началу платформы нет времени — нужно лечь головой к поезду в желоб между рельсами. Обязательное условие — снять лишние вещи (например, рюкзак — Прим. ред), лечь лицом вниз и постараться не шевелиться. Это страшно: поезд накроет человека полностью, но именно такое положение не причинит вреда и в итоге может спасти жизнь.
О специальных желобах безопасности
Желоб между рельсами рассчитан для людей разного телосложения: в нем может спрятаться человек как среднего, так и крупного телосложения.
Как себя вести в случае падения с платформы на рельсы в метро (6 фото)
То, что написано ниже, должен знать КАЖДЫЙ, кто пользуется метрополитеном. КАЖДЫЙ! От мала до велика.
Надо сразу сказать, что в целом метрополитен – самый безопасный вид общественного транспорта.
Однако и в нем бывают ЧП. Например, по статистике, за год в московском метро погибает около 50 человек. И это на 2 500 000 000 (2,5 миллиарда!) перевозимых за год пассажиров!
И самое главное – чаще всего пострадали эти люди по своей собственной безалаберности, невниманию или незнанию простых правил.
И происходит это в связи с тем, что многие до сих пор реально не знают, как действовать в ситуации, если человек падает с платформы на рельсы.
Итак, что вам делать, если вас кто-то толкнул или вы сами, оступившись, упали на рельсы. Помните, что поезд в метро катится по двум обычным ходовым рельсам, а сбоку, под платформой, слева от поезда идет третий рельс, контактный, с электричеством. Он обычно цветной — желтый или красный.
Что же делать, если вы или кто-то другой оказались на рельсах?
Вариант 1. Если вы сами упали с платформы и оказались на рельсах, но при этом можете самостоятельно быстро идти или бежать.
Очень важный момент: ни в коем случае никогда не пытайтесь залезть на платформу обратно там, где упали! И ни в коем случае никогда не пытайся спрятаться от приближающегося поезда под платформу! Потому что под платформой проходит всё тот же контактный рельс, на который люди инстинктивно ставят ногу для опоры.
Такой контактный рельс показан красной стрелкой на фото ниже.
Тогда что же вам НАДО делать?
Ситуация А. Если поезда в непосредственной близости нет, то можно позвать на помощь, попросить, чтобы сообщили о происшествии персоналу станции, и одновременно с этим не приближаясь к краю платформы следовать в сторону, противоположную той, откуда будет выезжать поезд. То есть к часам, показывающим время.
Постарайтесь добежать до начала платформы (именно до начала, а не навстречу поезду!), к расположенной на рельсах черно-белой рейке (перекладине).
Поезд останавливается задолго до нее, и вы сможете в безопасности дождаться, когда вас вытащат сотрудники метрополитена.
И помните, интервал между поездами в московском метро в час пик — 90 секунд.
Итак, относительно безопасное место в этой зоне — черно-белая полосатая рейка (перекладина) между рельсами (может быть, просто «зебра», нарисованная краской на полу и стене). Именно возле нее останавливается первый вагон состава.
Если машинисту не успеют сообщить о происшествии, то даже в штатном режиме он остановит состав именно ДО НЕЕ.
Эти знаки показаны на изображениях ниже красными стрелками.
Не пытайтесь взобраться наверх по кабелям и т.п. — это опасно!
Если помощи нет, а поезд уже близко — встаньте за границей полосатой рейки (перекладины) на несколько метров и машите руками, подавая сигналы машинисту. При этом можно использовать мобильный телефон с включенным экраном, фонарик и любые другие вещи, которые будет хорошо видно.
Ситуация Б. Поезд приближается к станции. Если вы способны самостоятельно нормально передвигаться, то, как и было сказано в предыдущей ситуации – следуйте (можно и бежать) в сторону, противоположную той, откуда будет выезжать поезд. То есть к часам, показывающим время.
Ситуация В. Поезд настолько близко, что убежать от него не получится. Тогда быстро ложитесь на живот в канал (яму, выемку, желоб) между рельсами (он есть в метро любой страны).
По своему основному назначению это углубление между рельсами является дренажным лотком для сбора воды с путей.
Глубина канала большая (он так спроектирован), так что вас поезд не заденет, и вы обязательно останетесь целыми и невредимыми и дождетесь помощи от работников метро.
И лучше всего лечь лицом вниз, чтобы поберечь психику: надвигающийся сверху поезд — зрелище для экстремалов. И ложиться нужно головой к поезду. Ноги при этом надо плотно прижать другу к другу и к земле, голову тоже прижать к земле, руки прижать вдоль тела.
Помните – необходимо снять рюкзак или заплечную сумку, чтобы за них не зацепились выступающие части поезда. В таком положении благодаря глубине канала поезд проедет над вами и не заденет вас.
Почему лучше лечь головой к поезду? Чтобы потоком воздуха полы одежды не подняло вверх, и она не зацепилась ни за какие выступающие части поезда.
Не пугайтесь шума, теплого воздуха и даже искр над вами — при торможении поезда все это возможно. И это вам ничем не угрожает.
Помните: даже если поезд остановится над вами — не двигайтесь! Лежите и ждите помощи. Можно позвать на помощь, однако положение не меняйте! Внезапный толчок состава может причинить вам серьезное увечье. В крайнем случае, когда поезд уйдет со станции, вы можете встать на ноги и спокойно проследовать в том направлении, о котором уже говорилось, то есть к месту остановки первого вагона. Но скорее всего вашу проблему будут знать работники метрополитена, которые скажут вам, что делать. К тому же они наверняка обесточат прогон. Так что про вас не забудут, можете не сомневаться.
Вариант 2. Если вы сами упали с платформы и оказались на рельсах, но при этом НЕ МОЖЕТЕ самостоятельно быстро идти или бежать.
В данном случае надо поступать так, как описано в ситуации В в предыдущем разделе. То есть лечь в канал (выемку, желоб) между рельсами головой к поезду.
Вариант 3. Если на ваших глазах другой человек упал с платформы на рельсы.
Для начала надо громко подсказать ему, что делать и куда бежать. Если пострадавший побежал — отлично, тогда скорее сообщите о ЧП дежурному по станции (это человек в красном головном уборе) либо лично, если его видно, либо через колонну экстренного вызова, либо через любого сотрудника метрополитена, хоть через уборщика — сотрудники метрополитена обычно все проинструктированы на этот случай.
Для подачи знака машинисту о ЧП хорошо махать через край платформы рукой вверх-вниз. Но только сами не упадите на рельсы.
И помните: ни в коем случае не пытайтесь помочь пострадавшему выбраться со стороны контактного рельса под платформой, протягивая ему руки. Все действия по спасению следует предпринимать ТОЛЬКО в зоне безопасности, которая была описана ранее.
В качестве самопроверки усвоенного материала попробуйте сейчас объяснить любому человеку, что ему делать, если он окажется на рельсах! Если он поймет — вы готовы!
Вариант 4. Если человек самостоятельно лезет обратно на платформу.
Немедленно прикажите ему остановиться и не делать этого!
Ни в коем случае не подавайте ему руку: если его ударит током от контактного рельса — вас ударит вместе с ним.
В крайнем случае, скиньте куртку или другую подобную часть одежды и вытягивайте его за одежду. Но только в крайнем случае! Но лучше обложите его матом и направьте по ходу движения поезда в начало платформы или, еще понятнее, к часам, к первому вагону, к месту остановки состава (смотрите предыдущие пункты).
Вариант 5. Если вы в метро что-то уронили на рельсы.
Не пытайтесь спрыгнуть и достать предмет самостоятельно как, например, на фото ниже. Ненужная учтивость может обернуться для вас очень плохо.