что делать если утратил веру в бога
Выгорел в вере. Что делать?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Вопрос читателя:
Что делать, если я «выгорел»?
Не получается и нет желания молиться, нет покаяния на молитве, сокрушения, внимания, читаю так: побыстрее закончить. Готовлюсь не ответственно к исповеди, читаю канон только «для правила», это теплохладность, забвение. Не получается каяться и не укоряю себя за грехи, за гордыню. И не получается стяжать смирения. Как будто я забыл о Боге вообще, нет ревности, как раньше, все только формально, а внутри пустота и не творю заповедей и т.д. Видимо, это гордыня или прелесть, или теплохладность. Как выйти из этого состояния?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Как же ответить Вам на Ваш вопрос, не зная Вас и не видя Вас? Это невозможно! Вы перечисляете список внутренних состояний, но как понять, какое из них — Ваше?
Я думаю, самый верный тут способ действия — это Вам поговорить с Вашим духовником. Не укутываться аскетической терминологией, а спокойно своими словами объяснить ему, что происходит: молиться не хочется, каяться не знаю как, духовная жизнь неинтересна. И обсудить с ним этот вопрос.
Тут ведь вот что существенно: если Вы в Церкви относительно недавно (год, два), может быть, это в Вас неофитский задор пропал, вопрос, почему он пропал. Либо Вы на себя слишком много «Подвигов» взяли, причем без благословения, либо у Вас нормальным образом неофитский период восторгов закончился и начинается время некоторых трудов и понуждения себя к молитве и хоть к какой-то работе над собой. Не в смысле «хочу каяться», а в смысле «а вот теперь я реально осознаю, в чем я неправ».
Другое дело, если Вы вели духовную жизнь, скажем, лет 10, 15.20, вели нормально, регулярно, осознанно, и вдруг наступило такое состояние. Тут разговор уже другой будет. Еще один вариант — если Вы были при Церкви, но больше в Вас было внешнего благочестия, Вы больше казались, чем были, и теперь пришла пора заниматься духовной жизнью по-настоящему, из глубины сердца.
Все это по письму обговорить невозможно.
Так что Ваш вариант тут — это поговорить с духовником лично и наметить пути, по которым Вы будете двигаться, исходя из Вашей ситуации. Уверен, вместе Вы найдете способы, как оживить Вашу духовную жизнь.
И не надо рваться куда-то сразу совсем далеко.
Про смирение вот можете почитать: Что такое смирение? Как видите, начинать тут нужно с малого — хотя бы с объективной оценки себя в этом мире — в семье, с друзьями, на работе, в храме. Просто с адекватной оценки и с того, чтобы вести себя соответственно своему положению и состоянию. В семье исполнять свою роль, на работе — работать хорошо, качественно, без лени, расти, повышать квалификацию и так далее, с друзьями — быть надежным другом, и так далее. Спокойно и честно оценив себя, Вы сразу поймете, где и чего Вам недостает, и, предполагаю, речь пойдет не о вершинах духовной жизни, а сперва о вещах очень простых. Вот та же гордыня — это же, говоря по-бытовому, переоценка своих сил и значимости. Проведите аудит, где Вы себя переоцениваете, и сделайте вывод: не переоценивать, а если хотите более высокий «балл», работайте над тем, чтобы он на самом деле Вам соответствовал (например, на работе). В общении будьте проще, интересуйтесь жизнью близких, смотрите, чем можете быть им полезны — развеселить, помочь, поддержать, побыть рядом. Если все это Вам не под силу, посмотрите, что мешает: у самого сил нет? жалко свои силы потратить? неинтересны Вам другие люди? а почему так? И начинайте разбираться с каждым моментом по порядку, один за другим, спокойно.
Насчет заповедей тут говорить надо. Наверное, все же Вы не крадете и не убиваете, верно? Что же Вы — жене изменяете? Бога не почитаете? Родителей не чтите? Завидуете, что у коллег нагрузка меньше, а зарплата больше, квартира лучше и машина быстрее? Вы посмотрите конкретно, в чем Вы эти заповеди не исполняете — не абстрактно, а в реалиях Вашей жизни. И если для Вас важны заповеди — а я думаю, что важны, потому что Вы человек церковный, думающий, понимающий — Вы поймете, как подправить Вашу жизнь так, чтобы в простых делах она заповедям соответствовала. Если хотите вдохновения — почитайте толкования на Писание — и Ветхого, и Нового заветов (если Вы и про заповеди блаженства тоже). Может быть, найдете там для себя советы, что поменять в жизни.
Духовная жизнь — это ведь не свод правил «в целом», это очень конкретная практическая реализация идеала любви, а идет она в очень, повторюсь, конкретных и часто небольших вещах, даже бытовых.
А насчет прелести. вряд ли Вы будучи мирянином, сильно подвизаетесь в молитве. дай Бог, конечно, но тогда Вы должны быть в тесном контакте с духовником, чтобы он Вами руководил. Поэтому прелесть, стало быть, это все та же неадекватная самооценка, о чем я и написал выше. немного присмотритесь к себе и уберите иллюзии о самом себе — и станет намного проще и интереснее жить.
А что касается правила. А Вы все слова в нем понимаете? Вот спроси Вас, что это значит, Вы про все ответите, все сможете с церковнославянского на русский перевести? Если нет, может быть, Вам словарь купить, подписать сверху карандашиком значения непонятных слов, попросить кого-то в храме помочь с грамматикой и читать молитвы не «в целом», а понимая их смыслы и применяя к себе? В том же правиле есть прошения обо всем, что нужно человеку в жизни и в конкретный день. Вы их видите? Если нет, вчитайтесь в текст и честно посмотрите все слова.
Что касается канонов, помимо перевода незнакомых слов я бы Вам советовал почитать про структуру канона. Вы ведь понимаете, что это тексты, написанные в определенной стилистике? В них всегда 9 песней, вторая обычно опускается (Вы знаете, почему?), каждая песнь в любом каноне посвящена одной и той же теме, но подана тема по-разному. На самом деле, это очень красиво! Откройте для себя заново молитвы и каноны, разберитесь, что Вы читаете. Или вот молитвы, ведь каждая молитва написана конкретным человеком. Вы понимаете, что это за люди — когда жили, чем, почему писали молитвы, какая у них биография, почему они в Церкви? В сети полно информации — жития, статьи, книги. Почитайте их!
Форум сайта Memoriam.ru
Пожалуйста помогите вернуть веру в Бога!
Сообщение Natali » 13 ноя 2009, 00:47
Re: Пожалуйста помогите вернуть веру в бога!
Сообщение Утешительный ПОП » 13 ноя 2009, 21:44
Как вернуть веру
Сообщение +ксения+ » 18 авг 2010, 00:02
Re: как вернуть веру
Сообщение священник Андрей » 18 авг 2010, 13:46
Re: Как вернуть веру
Сообщение +ксения+ » 18 авг 2010, 16:46
Re: Как вернуть веру
Сообщение священник Андрей » 19 авг 2010, 18:56
Re: как вернуть веру
Сообщение +ксения+ » 19 авг 2010, 22:48
Re: как вернуть веру
Сообщение священник Андрей » 20 авг 2010, 22:16
Re: как вернуть веру
Сообщение +ксения+ » 20 авг 2010, 22:48
Маловерие
Сообщение naverevo4keosa » 15 окт 2011, 13:07
Что делать, если потерял веру?
«Даже не знаю, мне кажется, что я больше не верю. И что с этим делать, ума не приложу. » Эти слова я слышу ежедневно со всех концов земли, от представителей любых христианских направлений, с каждой ступеньки социальной лестницы.
Все они когда-то были очень набожны, но теперь, по разным причинам, почва веры уходит у них из-под ног – и они в панике.
Их страх понятен. Это действительно довольно страшно. Одно дело ставить под вопрос церковные устои или указывать на пробелы в религиозных системах, которые придумали сами люди, или даже покритиковать Библию и способы ее толкования. Со всем этим можно жить. Мы можем проходить через эти кризисы, но все равно продолжать твердо верить в то, что Бог есть и что Он благ. Бывают такие дни, когда это единственное, во что мы верим, но, как правило, этого достаточно.
Утрата веры – это больше, чем слабость воли.
Но что делать, если, несмотря на бессонницу, усиленные молитвы, бесконечные вопросы и напряжение силы воли, понимаешь, что уже не верится ни во что? Что делать, если сама реальность Бога (или того факта, что Бог благ) становится для вас непозволительной роскошью? Как выжить в эпицентре духовной катастрофы?
Не сдавайтесь. Бог достаточно силен, чтобы справиться с вашими сомнениями.
Чаще всего дело не в том, чтобы стать еще более упертым или «религиозным». В большинстве случаев люди начинают сомневаться, несмотря на постоянное чтение Библии, молитвы, регулярное посещение церкви, участие в церковном служении и желание верить от всего сердца. Они ни на миг не уклонялись от всех этих правильных вещей. Они на самом деле богобоязненные и активные христиане, вот только все эти действия перестали давать ясность, уверенность и комфорт, который обычно давали.
Почти все, кто обращаются ко мне в состоянии этой духовной пустоты и сухости, говорят, что чувствуют себя виноватыми. Они сокрушаются, понимая, что никто не может помочь им вернуть утраченное, и ругают себя за то, что не могут заставить себя верить как раньше, когда это получалось легко и просто.
Если вы сейчас находитесь посреди такой духовной бури, я не буду говорить вам, что есть способ быстро и просто вернуть свою веру. Я даже не могу сказать, что вы когда-нибудь ее вернете, по крайней мере, в ее прежнем виде. Возможно, вас ждет что-то совершенно непохожее на то, что вы переживали раньше.
Возвращение
И все равно нужно что-то делать. Вопрос – что?
Может, нужно больше молиться или начать изучать Библию в группе или почаще ходить в церковь. А может, и не надо. В конце концов, Бога можно найти не только в «духовных вещах».
Может, сегодня вам нужно просто оглянуться вокруг, всмотреться в знакомые очертания, послушать, прикоснуться, вдохнуть и попробовать на вкус. Может, самое лучшее, что вам нужно сделать, это просто еще раз обратиться к так хорошо знакомым вам вещам и занятиям, и заново принять их с благодарностью.
Меньше поворотов – быстрее к намеченной цели
Вы увидите, как чувство благодарности поведет вас прямой дорогой к потерянному чувству веры. Оно очистит путь к Богу от всякой грусти, разочарований, сомнений и даже религиозности.
Не сдавайтесь. Бог достаточно силен, чтобы помочь вам справиться с вашими сомнениями, и Он точно знает, через что вы проходите, и почему вам сейчас так трудно верить.
Возможно, сейчас вы и правда утратили ту веру, что всегда была у вас, или вы просто немного изменились сами. В любом случае, это возможность сделать глубокий вдох, посмотреть вокруг и радоваться по пути всему, что видите.
Если большая вера вам сейчас не под силу, пусть пока будет так. Держитесь!
Схиархимандрит Иоаким (Парр): Как не потерять веру?
— Отец Иоаким, мы рады приветствовать Вас на страницах Интернет-портала «Православие и Мир». Хотелось бы спросить про пребывание в вере. Как известно, бывают периоды взлета, падения, бывает и охлаждение в вере. Как не потерять веру? Как не допустить, чтобы охлаждение веры стало постоянным?
— Я думаю, многие люди делают ошибку в вопросах веры. Мы пытаемся иметь концептуальное понимание веры. У нас настолько много идей уже присутствует в жизни, что среди них идея веры теряется. А вера имеет связь с нашими взаимоотношениями с Богом. И Бог — это не концепция, Бог — это Личность. Следовательно, мы должны иметь живые взаимоотношения с Богом для того, чтобы продолжать верить.
А когда главное в нашей жизни — это отношения с самим собой или с кем-то другим, и центром этого союза не является Бог, тогда мы постоянно ищем, с кем мы хотим основать эти отношения — с самим собой, с другими людьми, с миром. Потому что все новые и новые идеи возникают вокруг, и мы тоже пытаемся найти и им место в нашей жизни. Потому что наша вера — интеллектуальная, а не происходит из опыта.
Следовательно, чтобы поддерживать огненный интерес веры, человек должен быть вовлечен в отношения любви, которые заключаются, прежде всего, в том, что человек понимает, что Бог любит его первым. И Он говорит нам: ты способен любить, потому что Я первым возлюбил тебя.
Наша вера ослабевает, мы непоследовательны в своей любви к Богу, потому что мы не понимаем, что здесь мы находимся из-за Божией любви.
— Каждый из нас должен стараться видеть свои грехи, каяться в них пред Богом. Это наше самое главное духовное делание. И как тут выбрать правильный путь?
— Покаяние — это радикальное изменение в направлении нашей жизни. Не просто уклонение в какую-либо сторону, а полное изменение. Для большинства из нас, если не для всех, цель и направление нашей жизни — это мы сами. Все, что происходит, это все «обо мне». И таким образом, для того, чтобы покаяться, надо изменить направление своей жизни — эгоизм, одержимость своими желаниями и нуждами, то направление, внутри которого мы видим все и всех только в той мере, в которой они соотносятся с нами лично.
Покаянием будет радикальное изменение в прямо противоположное направление — от меня к Богу. Вот что такое покаяние: это изменение внимания, фокуса внимания с себя на Бога. С этого момента я вместо того, чтобы жить для себя, живу для Бога. И тогда все в нашей жизни меняется, потому что мы все время делаем все, что возможно, для тех, кого любим. Обычно мы любим самих себя, поэтому мы делаем все, что приносит нам удовольствие. Но когда мы любим Бога, Он говорит: если любишь Меня, люби и своего ближнего. И Он зовет нас к святости. Но мы не можем ответить на этот призыв до тех пор, пока мы не изменим это направление.
— Отец Иоаким, бывают грехи постоянные, которые тянутся, сопровождают человека в течение продолжительного времени. Например, обидчивость или раздражительность. Как бороться с такими грехами?
— Вы, вероятно, говорите о страстях. Страсть — это тот грех, который совершается часто и через это становится неотделимой частью нашей жизни. Мы начинаем реагировать автоматически на этот грех.
Одна из болезней мужчин- нечистые желания в отношении женщины. С момента, как ты становишься молодым человеком, тебе говорят, что это естественно — испытывать желание к женщине, похотливое желание. И поэтому, идя по улице, даже не осознавая того, мы оборачиваемся на женщину, чтобы посмотреть на нее с вожделением. И эта старая привычка стала частью нашей жизни.
И мы должны понимать, что страсти всегда иррациональны. Возьмем, например, такую ситуацию: мужчина 50–60 лет идет по улице и видит молодую привлекательную девушку. И в мгновение его мысли пропитываются похотливым размышлением. Грех, который он совершает, иррационален: прежде всего, это человек уже в возрасте и эту девушку, вероятно, вообще не заботит его существование. И хотя этот поступок иррационален, мы все равно его совершаем.
Такого рода страсти ослепляют нас. Мы развиваем в себе предрассудки и ведем себя подобным образом с другими. Мы становимся жадными, мы хотим слишком многого. Все это занимает всю нашу жизнь.
— В наше время, возможно, это в значительной степени связано с появлением электронных средств коммуникации, когда можно сидеть за клавиатурой компьютера, работать, но на самом деле это самообман — ты просто проводишь время в привычной для тебя обстановке. Это тоже превращается в некую страсть. При этом человек может себя оправдывать тем, что он якобы занимается делом. Что бы Вы могли посоветовать людям, чтобы они преодолели этот грех и самообман?
— Цель нашей жизни — это взаимоотношения. В печатании на клавиатуре взаимоотношений нет. Центр этого действия заключается в самом действии, в получении результата. Это только одна сторона поступка, который тебя привлекает, ты что-то печатаешь, что-то отсылаешь, и на этом все заканчивается. Но что важно в человеческой жизни — нам надо искать взаимоотношений с Богом и ближним. Вот в чем смысл жизни. Смысл ее не столько в том, что мы делаем, а в том, почему мы это делаем.
Если ты кормишь голодного, потому что после этого он тебе становится должен, и ты хочешь каким-то образом его использовать — это не поступок любви. Если ты кормишь голодного, потому что ты его видишь как своего брата, своего ближнего, действие остается прежним — ты кормишь голодного, но причина этого действия другая. В одном случае этот поступок эгоистичен, а в другом случае этот поступок рассматривается в контексте взаимоотношений. В одном случае ты получаешь некую выгоду, в другом случае ты никакой выгоды не получаешь. Итак, вот что привносит различие в жизненных поступках — почему мы их совершаем.
— Скажите, пожалуйста, сейчас имеется очень хорошая традиция регулярного частого Причащения. Но как любое дело, которое ты делаешь постоянно, это может вызвать привыкание. Идешь на Причастие, потому что привык. Как избежать этого привыкания? Как сохранить в себе чистое горячее стремление соединиться со Христом? И как готовиться, если ты причащаешься часто?
— Святое Причащение. В православной вере мы знаем и верим — это подлинные тело и кровь Иисуса Христа, которые даются нам для исцеления души и тела. Это не просто акт Богопоклонения, Богослужение, скорее здесь Бог обогащает союз человека с Собой. И так как это событие также имеет центром взаимоотношения, принятие Причастия зависит от того, какую пользу мы извлекаем из этого. Оно зависит от того, какие взаимоотношения у нас с Богом.
Господь всегда говорит: если у тебя есть вера, Я тебя исцелю; если у тебя есть вера, твои грехи прощены. Он говорит о том, что у Него есть власть изменить все. Но для того, чтобы получить пользу от этой силы, мы должны верить — верить в Него. И поэтому Он говорит, что прежде, чем что-либо произойдет, нам перед этим нужно основать взаимоотношения с Ним.
Когда мы принимаем Причащение, полнота пользы проистекает не только от принятия, но и от тех взаимоотношений с Богом, которые мы имели перед тем, как идти причащаться. Поэтому, если мы не живем той жизнью, которая ради Бога, для Бога, то Причастие может быть нам в осуждение.
Мы должны всегда готовиться к Причастию. Но Господь говорит, что есть множество способов подготовиться. В Тайную Вечерю Господь не спрашивал апостолов, читали ли они правило перед этим, сколько канонов они прочли. Ничего подобного. Потому что они жили с Ним, потому что их жизнь проходила в непрестанном понимании присутствия Бога. И поэтому каноны, молитвенное правило установлены Церковью, чтобы помочь нам жить в реальности присутствия Бога.
Есть много путей осуществить это. Ты не сам решаешь, читать или не читать правило, но по мере того, как ты возрастаешь в духовной жизни, тебе становится недостаточно быть с Богом столько времени, сколько ты проводил с Ним раньше. Все то, что не приводит тебя к Богу, более тебя не интересует.
Итак, если у тебя есть хорошие взаимоотношения с Богом, ты Его любишь, и Он на первом месте в твоей жизни, молиться для тебя не будет тягостно. Тебе это будет приносить счастье. Люди, которые часто причащаются, должны иметь чудесные и живые взаимоотношения с Богом. Поэтому вместо того, чтобы сокращать свою молитвенную жизнь, мы должны нашу молитвенную жизнь расширять.
Как снова обрести веру в Бога?
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вопрос читателя:
Два года назад я очень тяжело заболела, мне начало тогда казаться, что я схожу с ума. Я не могу сказать, что я была образцовой христианкой до этого, но молитвы и чтение Евангелия были для меня обязательными (некоторое время живу в Европе, и тут нет православных храмов, но дома я ходила).
Когда я заболела, то постепенно перестала читать и молиться. С одной стороны, мне было слишком тяжело, и еще я как будто перестала понимать смысл этого.
Когда я, наконец, пошла к врачу, мне поставили диагноз рекуррентная депрессия средней тяжести, то есть повторяющаяся через определенные промежутки депрессия. Я до сих пор принимаю лекарства и посещаю психотерапевта, и мне, конечно же, намного лучше, чем было. Я почти вернулась в нормальное состояние, но я не могу вернуть свою веру. У меня по-прежнему не получается искренне молиться и внимательно читать Евангелие. Даже хуже: я чувствую очень часто злость и обиду на Бога за это испытание. Я не могу понять, за что мне это, почему это случилось со мной; уверена, что молитвы мне уже не помогут, так зачем я должна стараться?
Когда я хожу в церковь, то всегда начинаю плакать от тяжелых воспоминаний, обиды, уверенности, что так все плохо всегда и будет. Не могу сказать, что теперь я не верю в Бога, я не нахожу в вере никакого утешения, поддержки или сил. Я часто бываю уверена, что Он оставил меня, что я буду и дальше мучиться, и тогда я начинаю злиться.
Как мне избавиться от таких греховных мыслей? Как я могу опять обрести веру и полюбить Господа?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Яна, когда в ситуации так много обстоятельств, да еще и депрессия, очень сложно обойтись письмом. Поэтому я Вам напишу то, что можно, исходя из Вашего послания, и сразу посоветую каким-то образом найти возможность лично побеседовать со священником. Вы не написали, в какой именно стране Вы живете, но в Европе очень много православных храмов, и они есть в том числе и на территории тех стран, большинство населения которых исповедуют католичество или протестантизм. Поэтому, пожалуйста, посмотрите, где расположен ближайший к Вам православный храм, и постарайтесь с ним связаться. Может быть, Вы живете рядом с границей, и сможете приехать в соседнюю европейскую страну в храм? Подумайте.
И вот оказывается, что сам по себе человек не слишком горит молитвой, чтением Писания. Он ленится встать и пойти, чтобы поучаствовать в храме в соборной молитве, он оставляет всенощные бдения, а потом и литургии, он подолгу не причащается. Все это становится так тягостно, и чем дальше. тем труднее дойти до храма. Он оставляет чтение Писания и молитвы: всегда есть дела важнее, интереснее, есть, на что употребить время. И вскоре человек начинает думать, что это все и не надо, что во всем этом нет никакого смысла. Человек как бы забывает, что еще недавно он этот смысл видел, он все делал и знал, зачем. Откуда эта перемена? А просто человек оказался в ситуации, когда пришло время опираться на свои силы, а опираться не хочется, хочется, чтобы тебя взяли о понесли дальше на руках. Что же делать? Взывать к Богу о помощи и делать то, что надо, даже через силу: надо помолиться – Господи, помоги! – и начать читать молитвы. Надо прочитать Евангелие (хоть главу в день) – Господи, помоги! Трудно, не могу. – и открыть книгу и начать читать. Надо поискать храм, поехать. Господи, помоги! – сесть в машину, автобус или на электричку и доехать. Сперва это очень трудно, но постепенно Вы начнете вставать на ноги, Вы начнете взрослеть в духовном плане, Ваши исповеди станут боле осмысленными, глубокими. Только не оставляйте Церкви и не переставайте взывать к Богу о помощи!
Потому что в тот момент, когда нормально было бы взрослеть, враг рода человеческого подкидывает те мысли, которые Вы и перечислили: все бессмысленно, не нужно, Бог совсем оставил. Это ложь! Господь вот, здесь! Но один «возрастной» период внутренней жизни сменяется другим. Кризис неизбежен, и надо не опускать руки, а, напротив, действовать!
Возможно, в той же модели Вы живете и в других сферах жизни. Депрессия, которая сопровождается общим спадом настроения. ощущение бессмысленности, бессилия и так далее – это часто результат того, что в какой-то ключевой момент человек не взял в свои руки то, что должен был взять. Например, заботы о своем здоровье, финансовом благополучии, реализацию в профессии и так далее. И рецепт тут такой же – понять, где Вы упустили свою жизнь, и не ждать помощи извне, а делать то, что нужно делать именно Вам, потому что никто за Вас этого не сделает.
Менять модель поведения непросто, но это очень хорошее дело, и дай Вам Бог добрых плодов на этом пути!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.