что делать если увидел шайтана
Правда ли, что шайтан приходит к человеку перед смертью и требует отказаться от веры?
Когда Всевышний Аллах изгнал шайтана с небес, тот обещал, что будет сбивать с пути истинного и вводить заблуждение Его рабов. Поэтому каждого верующего всю его жизнь преследует шайтан, всячески стараясь сбить с пути Ислама.
Всевышний Аллах в Священном Коране приводит слова шайтана:
قَالَ فَبِمَا أَغْوَيْتَنِي لَأَقْعُدَنَّ لَهُمْ صِرَاطَكَ الْمُسْتَقِيمَ ثُمَّ لَآتِيَنَّهُمْ مِنْ بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَنْ شَمَائِلِهِمْ
(смысл): «За то, что Ты ввёл меня в заблуждение, я непременно устрою засаду против Адама и его потомков на Твоём прямом пути. Потом я подойду к ним [к людям] и спереди, и сзади, и справа, и слева, буду отклонять их от Истины и разукрашу для них ложь». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-А‘раф: 16-17)
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ يَحْضُرُ أَحَدَكُمْ عِنْدَ كُلِّ شَيْءٍ مِنْ شَأْنِهِ
«Поистине, шайтан неотлучно находится рядом с каждым из вас, что бы вы ни делали». (Муслим, 2033)
Больше всего усилий шайтан прилагает, когда верующий находится при смерти: он очень старается, требуя от него отказаться от веры, ибо если он покинет этот мир неверующим, все его благие деяния сгорят и всё его поклонение окажется совершённым впустую.
Перед смертью человек вступает в последнее, самое ожесточённое сражение с шайтаном. В этой битве шайтан старается всеми возможными способами взять верх. Он не оставит ни одно укрепление, которое ему под силу взять.
Учёные-богословы в своих книгах пишут о том, что шайтан приходит к человеку, когда он умирает, чтобы сбить его с пути и заставить отказаться от своей веры.
Имам Аль-Куртуби в своей книге «Ат-Тазкира хавля ‘унван Аль-Ахира», в главе о приходе шайтана к умирающему, пишет следующее:
«От Пророка (мир ему и благословение Аллаха) передаётся, что, когда раб Аллаха находится при смерти, рядом с ним усаживаются два шайтана. Один садится справа от него, а другой – слева. Тот, что слева, принимает облик его отца и говорит ему: «О сын мой, я был к тебе снисходителен и очень любил тебя, но я умер христианином, и это лучшая религия». Тот, что справа, принимает облик его матери и говорит ему: «О сын мой, поистине, моё чрево было для тебя пристанищем, моё молоко было для тебя питьём, и моё бедро было для тебя сиденьем, но я умерла в религии иудеев, и это лучшая религия».
Это предание привёл Абульхасан Аль-Кабиси в своём шархе к «Рисаля» Ибн Абу Зайда. Также Абу Хамид привёл предание с таким же смыслом в книге «Кашф ‘улюм Аль-Ахира»».
Далее имам Аль-Куртуби пишет:
«Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль сказал: “Когда мой отец Ахмад умирал, я находился рядом с ним и держал в руках отрез ткани, чтобы обернуть им его челюсть. Он терял сознание, а потом приходил в себя. Сделав жест рукой, он говорил: «Нет, пока нет!». Он проделал это несколько раз. Я спросил у него: «Отец мой, что вы говорите?». Он ответил: «Шайтан стоит рядом со мной, покусывая пальцы и говорит: «О Ахмад, ты избавился от меня!» А я говорю: «Нет, пока я не умру!»”.
Я (аль-Куртуби) утверждаю, что слышал, как наш шейх, имам Абу Аль-‘Аббас Ахмад ибн Умар Аль-Куртуби в Александрии говорил: “Когда брат нашего шейха Абу Джафара Ахмад ибн Мухаммад Аль-Куртуби умирал в Кордове, ему сказали: «Скажи Ля иляhа илля-Ллаh», и он ответил: «Нет, нет!». Когда он пришёл в себя, мы сказали ему об этом, и он ответил: «Два шайтана подошли ко мне справа и слева. Один из них сказал: «Умри как иудей, ибо это лучшая из религий; а другой сказал: «Умри как христианин, ибо это лучшая из религий». И я говорил: «Нет, нет!» им, а не вам»”.
Я (аль-Куртуби) говорю: “Подобных рассказов от праведников передаётся очень много: когда они отвечают отказом на талькин (внушение умирающему формулы единобожия, чтобы его последними словами были Ля иляха илля-Ллаh), они отвечают шайтану, а не тем, кто внушает им шахаду”».
Исходя из всего этого, мы можем сказать, что шайтан приходит к человеку перед смертью и всеми силами старается сбить его с истины и требует отказаться от веры. Поэтому тем, кто находится рядом с умирающим, следует внушить ему формулу шахады, чтобы он умер верующим и не поддался уловкам шайтана.
Также желательно читать рядом с умирающим Коран, особенно суры Ясин и Ар-Ра‘д. Чтение Корана рядом с человеком, находящимся при смерти, позволяет надеяться, что он уйдёт из этой жизни с иманом в душе, ибо шайтан избегает того места, где читается Коран.
Если рядом с умирающим будут читать Коран, шайтан не сможет подойти к нему и лишить его веры, прибегнув к своим хитростям. Поэтому следует уделять особое внимание последним мгновениям жизни умирающего и непременно постараться, чтобы в тот момент, когда душа покидает тело, рядом с этим человеком читался Коран.
У человека, находящегося при смерти, пересыхает во рту и в горле. Но в этот момент он уже не в состоянии сам попросить для себя воды. И тогда шайтан, считая это прекрасной возможностью, пытается при помощи различных уловок и хитростей лишить человека его веры. Бывает так, что он даже предстаёт перед умирающим со стаканом в руке и обещает дать ему воды, если человек откажется от своей веры. Поэтому, зная об этом, родным и близким умирающего следует смачивать ему водой губы и рот.
Будем благодарны за репост!
Муслим Абдулаев
Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».
Может ли шайтан показаться человеку, и были ли те, кто его видел?
Аллах Всевышний сказал в Коране: «Воистину, шайтан является вашим врагом, и относитесь к нему как к врагу. Он зовет свою партию к тому, чтобы они стали обитателями пламени» (Фатыр 35/6).
Шайтан – это существо, которое осмелилось не подчиниться приказу Аллаха, испытывающее ненависть к человеческому роду и старающееся сбить людей с прямого пути.
Поскольку шайтан является одним из джиннов, то в материальном мире он может принимать разные образы. Сообщается, что по этому поводу посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Джинны делятся на три категории: У одной части из них, есть крылья, и они могут летать по воздуху. Другая часть существует в образе змей или собак. А другая часть ведет кочевой образ жизни, сопровождая людей» (Румузуль-Ахадис). Как следует из этого хадиса, шайтан может представать в образе кошки, собаки, козла или змеи. Известно, что шайтан обманул Адама (алейхи салям) и Хавву (радыйаллаху анха), приняв облик змея.
Чаще всего шайтан появлялся в образе плохих людей. Однако шайтан не способен принять облика посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто увидит меня во сне, пусть знает, что действительно видел меня. Так как шайтан не может принять мой облик». На протяжении веков шайтан, показывался всем пророкам, а так же их последователям, в том числе посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и его сахабам. Не ограничиваясь только этим, шайтан так же показывался неверующим и многобожникам, и оказывал им помощь в деле сбивания людей с истинного пути.
Сообщается, что однажды Иса (алейхи салям) заснул, положив под голову вместо подушки половину кирпича. Проснувшись, он увидел у своего изголовья сидящего Иблиса, и спросил: «Эй, проклятый! Чего ты ждешь?». Иблис ответил: «Исходя из того, что мирские богатства принадлежат мне, кирпич, который ты положил под голову, тоже мой. Раз ты используешь мое имущество, то значит, являешься моим соучастником». Тогда Иса (алейхи салям) взял этот кусок кирпича и выбросил, а шайтан был вынужден тихонько уйти (Фаридуддин Аттар, Мантыкут-Тайр).
Известно, что Аллах подчинил Сулеману (алейхи салям) джиннов и некоторых шайтанов, которые работали на него. В Коране по этому поводу говорится следующее: «Мы подчинили Сулейману сильный ветер, который дул по его повелению на землю, которую Мы благословили. Мы знаем о всякой вещи. Среди шайтанов были такие, которые ныряли для него и выполняли другие работы. Мы стерегли их» (Анбийа 21/81-82). «Тогда Мы подчинили ему ветер, который нежно дул по его велению, куда бы он ни пожелал, а также дьяволов – всяких строителей, ныряльщиков и прочих, связанных оковами» (Сад 38/36-38).
Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Вчера вечером ко мне пришел один ифрит (самый скверный и ужасный шайтан), чтобы испортить мой намаз. Но Аллах дал мне силу против него, и мне удалось его поймать. Я хотел привязать его к одной из опор мечети, чтобы утром вы все могли увидеть его. Но я вспомнил дуа Сулемана (алейхи салям): «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты – Дарующий» (Сад 38/35). И я отпустил его, прогнав прочь».
В риваяте Абу Дарды говорится: «Если бы не было дуа, моего брата Сулеймана, то он остался бы привязанным до утра. А мединские дети придя утром в мечеть, могли бы поиграть с ним».
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост!
Что делать если увидел шайтана
Может ли человек в мирской жизни увидеть шайтана?
Шайтан представал перед людьми в разное время и в разных местах, принимая различный облик, не показываясь в своем истинном обличье. Поскольку шайтан является джинном, то он способен появляться в материальном мире, принимая различные образы. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Джинны делятся на три группы: У одной трети из них есть крылья, и они могут летать по воздуху. Еще одна треть существует в облике змей и собак. А еще одна треть ведет кочевой образ жизни, перемещаясь вместе с людьми» (Румузуль-Ахадис). Этой способностью принимать разный облик, джиннов наделил Аллах Всевышний.
Чаще всего шайтан представал перед людьми в облике человека, и в особенности в облике плохих людей. Однако шайтан ни в коем случае не может принять облик посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:
«Если кто-то увидит меня во сне, то пусть знает, что он действительно видел меня. Так как шайтан не способен принять мой облик».
Шайтан, который на протяжении всего времени существования человечества старался сбить людей с пути Аллаха, представал перед пророками, их последователями, сахабами и аулия. Не ограничиваясь только этим, шайтан так же являлся к неверующим и многобожникам, стараясь помочь им сбивать благочестивых людей с пути Аллаха.
В риваяте, переданном Абу Хурайрой, сообщается, что посланник Аллаха сказал: «Вчера один ифрит (самый скверный из шайтанов) из числа джиннов, явился ко мне, чтобы испортить мой намаз. Но я поймал его, и хотел привязать его к одной из опор мечети, чтобы вы смогли увидеть его утром. Однако я вспомнил дуа моего брата Сулеймана, сказавшего: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты – Дарующий» (Сад 38/35). И тогда я прогнал его».
Как выглядит шайтан? Могут ли джинны и шайтаны менять свой облик?
В Коране и Сунне приходит большое количество аятов и хадисов, посвященных джиннам и шайтанам. Поэтому, является важным как следует понять эту тему.
يَا بَنِي آدَمَ لَا يَفْتِنَنَّكُمُ الشَّيْطَانُ كَمَا أَخْرَجَ أَبَوَيْكُم مِّنَ الْجَنَّةِ يَنزِعُ عَنْهُمَا لِبَاسَهُمَا لِيُرِيَهُمَا سَوْآتِهِمَا إِنَّهُ يَرَاكُمْ هُوَ وَقَبِيلُهُ مِنْ حَيْثُ لَا تَرَوْنَهُمْ إِنَّا جَعَلْنَا الشَّيَاطِينَ أَوْلِيَاءَ لِلَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ
«О сыны Адама! Не позволяйте дьяволу совратить вас, подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей. Он сорвал с них одежды, чтобы показать им их срамные места. Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите. Воистину, Мы сделали дьяволов покровителями и помощниками тех, которые не веруют» (7:27)
Как мы видим, Аллах говорит: « Вы их не видите ».
2. Существуют исключения, которые имели место быть в период ниспослания Откровения.
Все случаи видения джиннов и шайтанов во времена пророчества, в свою очередь, можно разделить на две группы :
Так Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал:
وكلني رسول الله صلى الله عليه وسلم بحفظ زكاة رمضان، فأتاني آت فجعل يحثو من الطعام، فأخذته، وقلت والله لأرفعنك إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم. قال: إني محتاج، وعلي عيال، ولي حاجة شديدة. قال فخليت عنه فأصبحت فقال النبي صلى الله عليه وسلم: ((يا أبا هريرة ما فعل أسيرك البارحة)). قال قلت يا رسول الله شكا حاجة شديدة وعيالا فرحمته، فخليت سبيله. قال: ((أما إنه قد كذبك وسيعود)). فعرفت أنه سيعود لقول رسول الله صلى الله عليه وسلم إنه سيعود. فرصدته فجاء يحثو من الطعام فأخذته فقلت لأرفعنك إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم. قال دعني فإني محتاج، وعلي عيال لا أعود، فرحمته، فخليت سبيله فأصبحت، فقال لي رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((يا أبا هريرة، ما فعل أسيرك)). قلت يا رسول الله شكا حاجة شديدة وعيالا، فرحمته فخليت سبيله. قال: ((أما إنه قد كذبك وسيعود)). فرصدته الثالثة فجاء يحثو من الطعام، فأخذته فقلت لأرفعنك إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم، وهذا آخر ثلاث مرات أنك تزعم لا تعود ثم تعود. قال دعني أعلمك كلمات ينفعك الله بها. قلت ما هو قال إذا أويت إلى فراشك فاقرأ آية الكرسي: <الله لا إله إلا هو الحي القيوم>حتى تختم الآية، فإنك لن يزال عليك من الله حافظ ولا يقربنك شيطان حتى تصبح. فخليت سبيله فأصبحت، فقال لي رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما فعل أسيرك البارحة)). قلت يا رسول الله زعم أنه يعلمني كلمات، ينفعني الله بها، فخليت سبيله. قال: ((ما هي)). قلت قال لي إذا أويت إلى فراشك فاقرأ آية الكرسي من أولها حتى تختم: <الله لا إله إلا هو الحي القيوم>وقال لي لن يزال عليك من الله حافظ ولا يقربك شيطان حتى تصبح، وكانوا أحرص شيء على الخير. فقال النبي صلى الله عليه وسلم: ((أما إنه قد صدقك وهو كذوب، تعلم من تخاطب منذ ثلاث ليال يا أبا هريرة)). قال لا. قال: ((ذاك شيطان)).
« (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поручил мне хранить собранный в рамадане закят, а (через некоторое время) ко мне пришёл (какой-то человек), который принялся пригоршнями набирать себе еду. Я схватил его и сказал: «Клянусь Аллахом, я непременно отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!» Он сказал: «Поистине, я нуждаюсь, у меня (много) детей, и я — в крайней нужде!»
Тогда я отпустил его, а утром пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, он солгал тебе, и он ещё вернётся».
Тогда я пожалел его и отпустил, а утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «О Абу Хурайра, что делал твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он жаловался на крайнюю нужду и на то, что (у него много) детей, а я пожалел его и отпустил». (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поистине, он солгал тебе и он ещё вернётся».
И я стал поджидать его третьего (прихода, а когда он действительно пришёл и снова) принялся набирать себе еду пригоршнями, я схватил его и сказал: «Поистине, (теперь-то) я отведу тебя к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потому что ты в третий раз говоришь, что не вернёшься, а потом возвращаешься!» (Тогда этот человек) сказал: «Отпусти меня, (а за это) я научу тебя (таким) словам, которые Аллах сделает полезными для тебя!» Я спросил: «Что (это за слова)?» Он сказал: «Когда будешь ложиться спать, читай аят Трона: “Аллах − нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего…”, (от начала и) до конца, (и, если ты станешь делать это,) с тобой всегда будет находиться хранитель от Аллаха, а шайтан не (сможет) приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!» — и я отпустил его.
А утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил меня: «Что делал вчера твой пленник?» Я ответил: «О посланник Аллаха, он сказал, что научит меня таким словам, которые Аллах сделает полезными для меня, и я отпустил его». (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) спросил: «Что же (это за слова)?» Я ответил: «Он сказал мне: “Когда будешь ложиться спать, прочитай от начала и до конца аят Трона: “Аллах − нет бога, кроме Него, Живого, Вечносущего…”, — и ещё он сказал мне: “C тобой всегда будет хранитель от Аллаха, а шайтан не сможет приблизиться к тебе, пока ты не проснёшься утром!”»
(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, или другой передатчик этого хадиса сказал): «А они больше всего стремились к благу».
(Далее Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал): «(Выслушав меня,) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он действительно сказал тебе правду(, несмотря) на то, что он − отъявленный лжец! Известно ли тебе, с кем ты разговаривал этими тремя ночами, о Абу Хурайра?” Я сказал: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Это — шайтан” » (Бухари 2311).
Также существует хадис, из которых мы узнаем, что во времена посланника Аллаха ﷺ в Медине некоторые джинны могли повстречаться людям в образе собаки или змеи.
Так передается, что посланник Аллаха сказал:
الجِنُّ ثَلاَثَةُ أَصْنافٍ فَصِنْفٌ لَهُمْ أَجْنِحَةٌ يَطِيرُونَ بِهَا فِي الْهَوَاءِ وَصِنْفٌ حَيَّاتٌ وَكِلَابٌ وَصِنْفٌ يَحِلُّونَ وَيَظْعَنُونَ
« Джинны бывают трёх видов: одни имеют крылья и летают по воздуху, другие (принимают облик) змей и собак, а третьи — останавливаются и путешествуют » (Хаким 3754, Табарани 18020, Ибн Хиббан 6256).
Этот хадис передается разными путями и с многочисленными добавлениями, но все они являются слабыми. Именно эта версия, которую приводит имам Хаким, является достоверной.
Необходимо отметить, что в этом хадисе имеются ввиду не все змеи и собаки, а только те, которые в тот момент встречались в Медине. На это указывают другие хадисы, в которых посланник Аллаха ﷺ побуждал убивать в Медине собак, поскольку их образ принимали неверные шайтаны и не трогать трое суток змей, даже если они заползали в дома, поскольку среди них были и верующие джинны. Всё это было чудесами посланника Аллаха ﷺ и касалось определенного места и времени.
قَالَ رَبِّ اغْفِرْ لِي وَهَبْ لِي مُلْكًا لَّا يَنبَغِي لِأَحَدٍ مِّن بَعْدِي إِنَّكَ أَنتَ الْوَهَّابُ
فَسَخَّرْنَا لَهُ الرِّيحَ تَجْرِي بِأَمْرِهِ رُخَاءً حَيْثُ أَصَابَ
وَالشَّيَاطِينَ كُلَّ بَنَّاءٍ وَغَوَّاصٍ
وَآخَرِينَ مُقَرَّنِينَ فِي الْأَصْفَادِ
«Он сказал: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет подобать никому после меня. Воистину, Ты — Дарующий». Тогда Мы подчинили ему ветер, который нежно дул по его велению, куда бы он ни пожелал, а также дьяволов — всяких строителей, ныряльщиков и прочих, связанных оковами» (38:35-38)
Аллах ответил на дуа Сулеймана, мир ему, и подчинил ему шайтанов из числа джиннов, сделав это одним из знамений.
Также от Абу Хурайры передается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
إن عفريتا من الجن تفلت علي البارحة- أو كلمة نحوها- ليقطع علي الصلاة، فأمكنني الله منه، فأردت أن أربطه إلى سارية من سواري المسجد، حتى تصبحوا وتنظروا إليه كلكم، فذكرت قول أخي سليمان رب هب لي ملكا لا ينبغي لأحد من بعدي
« Вчера меня неожиданно посетил могущественный демон из джиннов, намеревавшийся испортить мою молитву, но Аллах дал мне силу одержать над ним верх, поэтому я поймал его и хотел привязать его к одному из столбов мечети, чтобы все вы могли взглянуть на него, но я вспомнил молитвенное обращение моего брата Сулеймана: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня», — вот я и отпустил его, посрамленного » (Бухари 461).
Ещё одним подтверждением особого положения Сулеймана, мир ему, и его власти над джиннами, являются аяты:
قَالَ يَا أَيُّهَا الْمَلَأُ أَيُّكُمْ يَأْتِينِي بِعَرْشِهَا قَبْلَ أَن يَأْتُونِي مُسْلِمِينَ
قَالَ عِفْرِيتٌ مِّنَ الْجِنِّ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَن تَقُومَ مِن مَّقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ
«Он сказал: “О знать! Кто из вас принесет мне ее трон до того, как они предстанут предо мною покорными?”. Силач из числа джиннов сказал: “Я принесу его тебе прежде, чем ты встанешь со своего места (до окончания собрания). Я достаточно силен и заслуживаю доверия для этого”» (27:38-39)
Таким образом, мы приходим к пониманию, что власть Сулеймана, мир ему, над джиннами — была его караматом, которым Аллах наделил его в ответ на дуа. И подчинение джиннов человеку — являлось особенностью его времени и одним из чудес пророчества. Точно так же и возможность видеть некоторых из джиннов, являлась отличительной особенностью времен пророчества других пророков.
Так, Ибн ‘Аббас сказал:
صارت الأوثان التي كانت في قوم نوح في العرب بعد، أما ود كانت لكلب بدومة الجندل، وأما سواع كانت لهذيل، وأما يغوث فكانت لمراد ثم لبني غطيف بالجرف عند سبا، وأما يعوق فكانت لهمدان، وأما نسر فكانت لحمير، لآل ذي الكلاع. أسماء رجال صالحين من قوم نوح، فلما هلكوا أوحى الشيطان إلى قومهم أن انصبوا إلى مجالسهم التي كانوا يجلسون أنصابا، وسموها بأسمائهم ففعلوا فلم تعبد حتى إذا هلك أولئك وتنسخ العلم عبدت
« Идолы, которые существовали среди народа Нуха, впоследствии появились среди арабов. Что касается Вудда, то он был идолом у племени Кельба, населявшего Думат аль-Джандаль. Сува был идолом племени Хузал. Йагусу поклонялись племя Мурада, а затем и племя Гатийф из аль-Джурф, недалеко от местности Сабаа. Йаука был идолом для племени Хамдана, а Наср — для Химьяра семейства Зу Киля. Это имена праведников, которые жили среди народа Нуха (Ноя), мир ему. Когда они умерли, сатана внушил людям слепить их статуи, поставить их в том месте, где они обычно устраивали посиделки, и назвать их именами этих праведников. Люди так и сделали, но статуям не поклонялись, пока не умерли строители этих статуй и пока не было потеряно знание. После этого люди сделали эти статуи своими идолами » (Бухари 4920).
Мы видим, что во времена пророка Нуха, мир ему, к людям пришел шайтан. И условием к утверждению этого является подтверждение этого факта Откровением.
Важно заметить, что Аллах позволил шайтану приходить к людям в образе человека именно во времена пророчества, когда ниспосылалось Откровение, и посланник находился среди людей, увещевая их. Во все остальные времена Аллах не даёт шайтану таких полномочий.
Из хадиса мы поняли, что существуют только три вида джиннов и на какую-либо другую их разновидность нет доказательства в Исламе, как нет довода и на то, чтобы джинны являлись когда-либо и к кому-либо в образе людей.
Сейчас же, когда двери пророчества закрыты, увидеть ни шайтанов ни джиннов невозможно в соответствии с основой, которую устанавливает аят: « Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите ». И лгут те, которые заявляют, что видели джиннов, разговаривали с ними и так далее.
Тем более неправильными являются слова о том, что джинны могут совокупляться с женщинами из числа людей, иметь от них детей и так далее. Всё это — только вымыслы, которые не имеют под собой никакой основы в религии Аллаха, несмотря на то, что подобные высказывания принадлежат некоторым известным имамам.
Как бороться с навязчивыми наущениями шайтана?
Шайтан не перестаёт наущать человека и использует любую возможность, чтобы сбить его с прямого пути или отвлечь от совершения полезных дел. Всевышний Аллах назвал его явным врагом человеку, врагом, не скрывающим своей лютой ненависти и открыто призывающим к неповиновению Господу. Из пречистой сунны известно, что шайтан садится на дорогах, по которым идут потомки Адама, и подходит к ним, когда они принимаются за какое-нибудь дело [1]. Ахмад, ал-Бухари, Муслим, Абу Давуд передали со слов Анаса, что Пророк сказал: «Поистине, шайтан движется по потомку Адама с током крови» [2]. Благодаря этому он узнаёт о темпераменте и предпочтениях человека, его наклонностях и слабостях. И если раб Аллаха желает следовать прямым путём, то шайтан не перестаёт искушать его сомнениями и соблазнами, чтобы тот перестал выполнять приказы Господа и остерегаться Его запретов. Если же человек проявляет твёрдость и верность завету с Аллахом, то недремлющий враг начинает склонять его к излишествам и чрезмерному усердию в религиозных делах. Он делает всё возможное, чтобы выполнение религиозных предписаний стало для человека обременительным и не доставляло ему удовольствия, в надежде на то, что верующий не выдержит этого духовного напряжения и откажется от борьбы. Если же он не сделает этого, то, по меньшей мере, отступит от пути Посланника Аллаха и растеряет положенную ему награду или её весомую часть.
Среди тех, кто излишествует при выполнении религиозных обрядов, оказываются и люди с неустойчивой психикой, которых шайтан шаг за шагом доводит до состояния, близкого к помешательству. Они повинуются своему врагу во всём, что он им говорит и приказывает, и со временем перестают верить даже своим собственным органам чувств. Они принимают за реальное то, чего в действительности не происходит, и сомневаются в том, что всего несколько мгновений назад совершили у себя на глазах. Для многих из них этот путь начинается с сомнений, касающихся ритуального осквернения. Ал-Куртуби в своём тафсире передал слова Ибрахима ат-Тайми: «Первое, с чего начинает искуситель, — это омовение». Шайтан внушает им, что у них произошло выделение газа и их омовение нарушилось, и не перестаёт наущать их, пока они не совершат омовения заново. Тем самым они повинуются шайтану и ослушаются Посланника Аллаха, который сказал: «Если кто-либо почувствует беспокойство в животе и станет сомневаться, произошло выделение газа или нет, пусть не покидает мечеть, пока не услышит звук или не почувствует запах». Этот хадис передал Муслим со слов Абу Хурайры.
Другая распространённая форма наущений — сомнения относительно намерения перед омовением и намазом. Шайтан внушает таким людям, что намерение совершить ритуальное действие не утвердилось в их сердце и что без намерения их благодеяние непременно будет отвергнуто. Уступая его настойчивости, они многократно повторяют в душе или языком намерение совершить тот или иной обряд, уклоняясь от сунны нашего Посланника. Однако явный враг не покидает их после этого в течение всего обряда и даже после него. Он внушает им, что установлений сунны для них недостаточно и что к ним следует добавить ещё что-нибудь. Повинуясь ему, некоторые из этих ослушников многократно моют одну и ту же часть тела во время омовения и купания, опасаясь, что на их теле все ещё остались сухие места. Описывая их состояние, Ибн ал-Каййим в книге «Игаса ал-лахфан» (1/209-210) пишет: «Иблис овладевает ими настолько, что, повинуясь ему, они уподобляются безумцам и сближаются с софистами, отрицавшими реальность существующих вещей и материи. Знание человека о том, что он совершил, является очевидным, но среди этих людей находится такой, который моет часть своего тела, видя это собственными глазами, или возвеличивает Аллаха своим языком, слыша это собственными ушами и осознавая это своим сердцем (более того, его слова слышат и окружающие), а потом начинает сомневаться в том, совершил он это или нет. Шайтан вынуждает его сомневаться в своём собственном намерении, которое ему прекрасно известно и о котором по некоторым признакам могут судить даже окружающие. Несмотря на это, он соглашается с Иблисом, внушающим ему, что он не имел намерения и желания совершить намаз. Он надменно отказывается верить своим глазам и отрицает то, в чём убеждён, и ты можешь видеть, как он в замешательстве и смущении пытается избавиться от того, что отвлекает его, и побороть нечто внутри себя. Всё это чрезмерная покорность Иблису и соглашательство с его наущениями, и если покорность Иблису достигла такой степени, то она достигла своего предела».
Шейх ал-Албани пишет: «Ты можешь увидеть, как шайтан заигрывает с ними, так что кое-кто из них впадает в своего рода безумие. Он моет руки или лицо столько раз, что иногда число их трудно сосчитать. Он тщательно протирает их, сильно обременяя себя и уходя в раздумья. При этом он знает, что эта часть тела не касалась чего-либо в большей или меньшей степени нечистого, но не прекращает изнурять себя, пока увидевший это не примет его за умалишённого, нисколько не сомневаясь в своём суждении. Закончив мыть одну часть тела с таким большим трудом, он приступает к другой части тела и т.д. Многие из них заходят в ванную до наступления срока рассветного намаза и выходят оттуда только после восхода солнца. Шайтан добивается от ослушников такого повиновения, и они причиняют себе страдания, совершая грех, не доставляющий им никакого удовольствия и не делающий им никакой чести. А ведь помыть какую-либо часть тела [во время омовения] более трёх раз, как сказал Посланник Аллаха, уже считается проступком, преступлением границ дозволенного и несправедливостью».
В трудах мусульманских учёных описаны многочисленные примеры того, как повиновение шайтану унижает человека и причиняет ему страдания, как духовные, так и физические. Ибн ал-Каййим рассказал со слов одного из заслуживавших доверия людей о человеке, который сильно страдал от наущений шайтана. Он многократно повторял своё намерение, причиняя много беспокойства молящимся позади имама. Однажды он поклялся, что разведётся с женой, если такое повторится ещё раз, но Иблис не отстал от него, пока тот не повторил это снова. Он развёлся со своей женой и сильно страдал из-за этого. Долгое время они жили порознь, после чего та женщина вышла замуж за другого мужчину и родила тому ребёнка. Однако они тоже были вынуждены расстаться, и через некоторое время женщина вернулась к бывшему мужу, который едва не умер от разлуки с ней.
Он же рассказал другой случай, когда мужчина, страдающий от наущений, подолгу утверждал намерение совершить намаз. Как-то раз он готовился начать коллективный намаз и несколько раз произнёс: «Я совершаю такой-то намаз в отведённое для него время ради Аллаха». Тут он вместо слова «аддаан» сказал «азаан» и получилось: «Я совершаю такой-то намаз, причиняя страдания ради Аллаха». Тогда молившийся рядом с ним прервал свой намаз и сказал: «Причиняя страдания Его Посланнику, Его ангелам и группе молящихся».
Абу ал-Фарадж ибн ал-Джаузи рассказывал, что как-то раз к Абу ал-Вафа ибн ‘Акилу пришёл мужчина и сказал: «Я погружаюсь в воду много раз, но сомневаюсь, правильно ли я совершил полное омовение (гусл). Что ты скажешь об этом?» Шейх сказал ему: «Ступай, тебе не обязательно совершать намаз». Тот спросил: «Почему?» Он ответил: «Потому что Пророк сказал, что перо поднято у троих: у слабоумного, пока к нему не вернется разум, у спящего, пока тот не проснется, и у малолетнего ребёнка, пока тот не подрастет. Тот, кто погружается в воду несколько раз и всё ещё сомневается, коснулась его вода или нет, является безумцем».
Шайтан не только сбивает этих заблудших с прямого пути, но и внушает им, что они поступают правильно. Внимая его лживым убеждениям, они называют своё поведение богобоязненностью и оправдываются стремлением избавиться от сомнений. Ибн ал-Каййим (1/204) пишет, что некоторые из них говорят: «Шариат не порицает тех, кто проявляет осторожность и основывается на том, в чём можно быть уверенным, пусть даже вы называете это наущениями. ‘Абдаллах ибн ‘Умар при очищении мыл внутри глаз, пока не ослеп из-за этого. Абу Хурайра во время омовения мыл плечи (часть руки выше предплечья — К.Э.), а когда омывал ноги, то мыл и голени. Мы тоже проявляем осторожность и основываемся на том, в чём можем быть уверенными. Мы отказываемся от сомнений в пользу того, что не вызывает сомнений и что хорошо известно. Мы избегаем сомнительного и не отступаем от шариата, не привносим в религию новшества. Разве это не лучше, чем проявлять небрежность и халатность, как это делают рабы, которые не придают значения своей религии, не проявляют осторожности, а плывут по течению? Они не придают значения тому, как и где они совершают омовение, где молятся. Они не обращают внимания на то, что попадает на подол их одежды и на их рубаху. Они не задумываются над своими намерениями. Напротив, они проявляют беспечность и надеются на благой конец. В действительности же они пренебрегают своей религией и не обращают внимания на сомнительное. Они могут принять за чистое то, что на самом деле является самой отвратительной скверной. Они без колебаний берутся за сомнительное. Разве ж их можно сравнить с тем, кто старается выполнить приказ наилучшим образом и не сделать упущение? И если даже он делает что-либо лишнее, то его намерение всего лишь выполнить приказ совершенным образом, без упущений. Всё, в чём нас упрекают, это всего лишь осторожность, проявляемая в выполнении приказов и избегании запретного, и это лучше, чем проявление небрежности в этих делах, и конечный исход у такого отношения тоже лучше».
Однако они забывают, что их чрезмерная осторожность противоречит сунне Пророка Мухаммада, который разъяснил своим последователям, как правильно бороться с подобными наущениями. Его религиозная практика — наилучший пример для всех верующих. Она ясна, как день, и отступает от неё только несчастный и заблудший. Всевышний Аллах сказал: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (ал-Ахзаб, 21).
Пророк Аллаха велел избегать излишеств и чрезмерности в религии, ибо именно это качество погубило предыдущие религиозные общины. Всевышний сказал: «Скажи: “О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые еще раньше впали в заблуждение”» (ал-Маида, 77).
Из пророческой сунны ясно, что выполнение религиозных обязанностей может стать обременительным и даже наскучить человеку. Оно может лечь на его плечи непосильным бременем, надломив его волю и устремлённость. Избежать этого может только тот, кто следует путём Пророка, проявляя умеренность и избегая двух крайностей: чрезмерности и халатности. Ахмад, ал-Бухари, Муслим и ан-Насаи передали со слов Абу Хурайры, что Посланник сказал: «Поистине, религия эта легка, но, если кто-нибудь начинает бороться с ней, она неизменно одолевает его. Так поступайте же правильно и приближайтесь [3], радуйтесь и испрашивайте помощи [у Аллаха] утром, вечером и в некоторые часы ночи».
Посланник Аллаха приказывал ни в чём не походить на шайтана, избегать сходства с ним и поступать наперекор его желаниям. В обоих «Сахихах» и четырёх «Сунанах» приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Посланник сказал: «Поистине, Всевышний Аллах прощает моим последователям то, что наговаривают их души, пока они не произнесут или не совершат этого».
В «Сунанах» Ибн Маджи и ал-Байхаки приводится его рассказ о том, что Пророк сказал: «Поистине, Аллах прощает моим последователям наущения в их груди, пока они не совершат или не произнесут этого, и прощает им то, к чему они были принуждены». Ал-Албани назвал хадис достоверным.
Эти удивительные хадисы свидетельствуют о безграничной милости Аллаха к верующим, ведь они избавлены от отвественности за наущения шайтана и нашептывания своих сердец, пока не совершат предосудительный поступок или не произнесут богопротивное слово. Поэтому пренебрежение тем, что говорит шайтан, и полный отказ от размышления об этом — один из самых действенных методов борьбы с навязчивыми наущениями. На это целебное средство указывают слова Всевышнего Господа: «О люди! Вкушайте на земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана. Воистину, он для вас — явный враг» (ал-Бакара, 168-169).
Другое эффективное средство борьбы с наущениями — твёрдая решимость неотступно следовать сунне Пророка Мухаммада. Ибн ал-Каййим в «Игаса ал-лахфан» (1/212) пишет: «Шайтан добился того, что подверг их наказанию в этом мире еще до наступления жизни последней. Он сбил их с пути Посланника и ввёл их в число привиредливых и излишествующих, а они полагают, что поступают праведно. Кто желает избавиться от этой напасти, тот должен осознать, что истина — в следовании путём Посланника Аллаха в словах и поступках. Он должен твёрдо вознамериться следовать его дорогой, не сомневаясь в том, что это и есть прямой путь и что противоречащее этому — обман и наущения Иблиса. Он должен быть убеждён в том, что Иблис — это враг, не призывающий его к чему-либо хорошему, и что он предлагает своим сторонникам стать обитателями Пламени».
Ибн Абу Шайба в «Мусаннафе» (35526) передал слова Убаййа ибн Ка‘ба: «Вы обязаны следовать путём [верующих] и придерживаться сунны, ибо если раб, поступающий так, поминает Милостивого [Аллаха] и его глаза переполняются слезами от страха перед Аллахом, то Огонь никогда не коснётся его. И если раб, следующий путём [верующих] и придерживающийся сунны, поминает Аллаха и по его коже проходит дрожь от страха перед Аллахом, то его можно сравнить с деревом, листья которого высохли, ибо грехи сыплются с него так же, как листья опадают с этого дерева, когда дует ветер. Воистину, умеренно следовать путём [верующих] и придерживаться сунны лучше, чем усердствовать, следуя иным путём и поступая вопреки сунне. Посмотрите на свои деяния, и пусть они соответствуют пути и сунне пророков, независимо от их умеренности и усердия». Похожее высказывание от его имени передали Абу Ну‘айм в «Хилйа ал-аулийа» и Ибн Батта в «ал-Ибана ал-кубра».
Ещё одно средство — искренне радоваться тому, что шайтан лишился надежды склонить человека к греху иным путём, ибо навязчивые наущения — одно из последних оружий врага рода человеческого. Ахмад, Муслим и Абу Давуд передали со слов Абу Хурайры, что несколько сподвижников пришли к Посланнику Аллаха и сказали: «Мы находим в наших сердцах то, что боимся даже произнести». Он спросил: «Вы уже ощущаете это?» Они ответили: «Да». Тогда Пророк сказал: «Это истинная вера».
В «Мусаннафе» ‘Абд ар-Раззака (20439) приводится со слов аз-Зухри отосланная версия этого хадиса. В ней сообщается, что один из ансаров сказал: «Пророк Аллаха, мы ощущаем в наших сердцах такие наущения от шайтана, что упасть с неба (букв.: с Плеяды) для нас милее, чем обнаружить это». На это он сказал: «Неужели вы уже ощущаете это? Поистине, до этого шайтан пытается сбить раба, но если он избавляется от него, то он ввергает его в такое, и это истинная вера».
Имам ан-Навави передал слова шейха Ахмада ибн Абу ал-Хавари: «Однажды я пожаловался Абу Сулайману ад-Дарани на то, что меня тревожат наущения шайтана, и он сказал: “Если хочешь, чтобы это прекратилось, радуйся, когда бы ты ни ощутил его присутствие. Если ты станешь радоваться, это прекратится, ибо нет для шайтана ничего ненавистнее радости верующего, если же ты станешь горевать из-за него, он будет досаждать тебе ещё больше”».
Безусловно, искренне радоваться наущениям можно только тогда, когда ты поступаешь наперекор шайтану и не отступаешь от сунны Посланника Аллаха.
Наконец, наилучшим средством против навязчивых наущений является многократное поминание Аллаха и обращение к Нему за покровительством. Аллах назвал шайтана наущающим в груди людей и отступающим при поминании Его. В Коране также сказано: «А если тебя коснется наваждение от шайтана, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий» (Фуссилат, 36).
Ан-Навави в «Азкаре» передал со слов ‘Аиши, что Посланник Аллаха сказал: «Пусть тот, кого станут тревожить наущения шайтана, трижды скажет: “Мы уверовали в Аллаха и посланников Его /Аманна би-Лляхи ва би-русулих/” — и эти наущения перестанут беспокоить его». В том же сборнике приводятся слова одного из улемов: «Если во время омовения или молитвы, равно как и в других обстоятельствах, шайтан станет нашёптывать что-либо человеку, желательно, чтобы он говорил: “Нет божества, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, ибо когда шайтан слышит слова поминания, он отступает и удаляется» [4].
Примечания
[1] Об этом сообщается, например, в хадисе Сабры ибн Абу Факиха, переданном Ахмадом, ан-Насаи и Ибн Хиббаном в «Сахихе», и в хадисе Джабира ибн ‘Абдаллаха, переданном Муслимом. См.: ал-Албани. Сахих ал-джами‘ ас-сагир (1652), (1659).
[2] Похожие слова переданы ал-Бухари, Муслимом, Абу Давудом и Ибн Маджой в хадисе Сафиййи. См.: ал-Албани. Сахих ал-джами‘ ас-сагир (1658).
[3] Ибн ал-Асир пишет: «Это значит: проявляйте умеренность во всех делах, не допускайте чрезмерности, но и не делайте упущений». См.: Ибн ал-Асир. Ан-Нихайа фи гариб ал-хадис. Байт ал-афкар ад-даулиййа. С. 727.