что делать когда не можешь выбрать что посмотреть
7 надежных способов выбрать отличное кино
На ivi.ru 32 тысячи фильмов. Если начать смотреть их в 3 года, с мультиков, и каждый-каждый день смотреть по одному фильму до девяноста лет, то успеешь посмотреть только 31755. Но, к величайшему сожалению, такой график нереален. А ведь каждый год снимаются новые фильмы, и ivi постоянно пополняется!
Выбор «что посмотреть?» становится все труднее с каждым годом. Мы собрали для вас несколько способов, которые облегчат выбор, или даже сделают его за вас.
Пользователи ресурса имеют возможность выставлять кино оценки. На их основе формируется рейтинг фильма. А уже на основе рейтинга этот топ-250 самых высоко оцененных лент. Можно смело выбирать первый же фильм, который вы еще не смотрели, и быть уверенным, что это будет достойное кино.
Выберите жанры, страну, в которой был снят фильм, задайте временной диапазон, или не выбирайте ничего. Кинопоиск любезно подберет вам кино на вечер. Отдайтесь этому случайному выбору, это хороший способ расширить границы привычного и познакомиться с чем-то новым.
Если вы остерегаетесь случайностей, то воспользуйтесь расширенным поиском этого же ресурса. В нем можно задать не только жанр, страну и годы выхода фильма, но и создателей фильма и актеров, если вы, например, хотите посмотреть все фильмы какого-то актера или режиссера. И даже рейтинг MPAA, что может быть полезным при подборе фильмов для детей.
Название говорит за себя. Редакторы сайта вручную отбирают фильмы для ресурса и стараются брать не слишком популярное кино с хорошим рейтингом на Rotten Tomatoes. Это повышает шанс того, что вы еще не видели фильм, который вам порекомендуют, и того, что это будет хорошее кино.
При переходе на этот сайт сразу, и на весь браузер, запускается трейлер случайного фильма. Если вы не впечатлились, ткните мышкой, начнется другой. Название фильма, трейлер которого показывает сайт, можно прочитать в адресной строке или выпадающей слева панели (чтобы увидеть ее, доведите курсор до левого края экрана).
Мы делаем несколько разных подборок хороших фильмов в неделю. Выбираем самое интересное, красивое и душевное. После изучения этих подборок у нас у самих список «срочно посмотреть» пухнет.
Кадр: Bright/Kauffman/Crane Productions
Ничего не помогло? Спросите у своих друзей. Друзья – это те, с кем вы на одной волне, и они, наверняка, смогут вам порекомендовать что-то, что подойдет вам.
15 фильмов, которые вы никогда не забудете
Все мы любим смотреть фильмы с неожиданным сюжетом, интересными яркими героями и приятным глазу видеорядом. Но если спросить вас, какая лента осталась в вашей памяти навсегда, что вы ответите? Титр собрал для вас 15 фильмов, которые западают в душу, память и заставляют лежать в раздумьях без сна по ночам.
Чернокожий парень Крис едет в семейный домик у озера своей девушки, чтобы немного отдохнуть и познакомиться с ее родителями. Обеспокоенный тем, что ее родители — белая элита, а он — безызвестный темнокожий фотограф, он чувствует себя неуютно. Но он даже не представляет, какие ужасы скрываются за белоснежными улыбками и безупречным фасадом.
The Truman Show, 1998
Телевизионная корпорация усыновляет героя Керри еще ребенком. Вокруг него строится целый город декораций, для него — только лучшие актеры и костюмы, он — звезда реалити-шоу! Вот только беда в том, что он об этом не знает. Эта увлекательная, уникальная и невероятно трогательная лента вряд ли оставит кого-то равнодушным.
Действие фильма разворачивается в Америке 60-х годов, штате Коннектикут, во времена неравноправия «белых» и «цветных». Несмотря на то, что рабство было отменено давно, представителям «цветной» расы не стеснялись указывать на «их место». Ценность фильма заключается в том, что через призму взаимоотношения людей с разным цветом кожи нам предлагают еще раз поразмышлять над вопросом, что такое хорошо и что такое плохо.
14-летняя Энни знакомится с мальчиком онлайн. После продолжительной переписки они решают встретиться. Убежав тайком от родителей, она наконец встречает своего собеседника, но он оказывается не таким, каким казался. Этот фильм не только о сексуальных преступлениях, но о последствиях, о поломанных судьбах и о том, как одно ужасное происшествие может в корне поменять жизнь.
The Grand Budapest Hotel, 2014
Беженцу Зеро, можно сказать, повезло: почти сразу прибыв в новую страну, он устраивается портье в фешенебельный отель «Гранд Будапешт». Более того, под свое крыло его берет легендарный консьерж Месье Густав, который может решить любую проблему.
Beautiful Boy, 2010
The Cabin in the Woods, 2012
Многие согласятся, что современные фильмы ужасов банальны и предсказуемы. Но этот — не только устрашающий, запутанный триллер, приправленный черным юмором, но и картина, после который вы переосмыслите все фильмы данного жанра. После него, глядя на группы подростков, которые собираются на природу на выходные, вы будете вспоминать именно этот фильм.
Во время засады контрактник Пол теряет сознание и спустя какое-то время просыпается и обнаруживает себя похороненным в гробу. Райан Рейнольдс является единственным человеком, которого зритель видит на экране в течение 95 минут. Несмотря на это, фильм обязательно поднимет ваш пульс, а после — настроение от просмотра отличного кино.
Sophie’s Choice, 1982
Фильм «Выбор Софи» — одна из самых жестоких драм в истории кинематографа. Этот фильм не только о женщине по имени Софи, которая лишилась всех близких и дорогих ей людей во время фашистской эпохи. Фильм о том, что порой мы вынуждены делать выбор, каким бы тяжелым он ни был.
La vita è bella, 1997
Большинство фильмов о Холокосте одинаково тяжело смотреть и забыть, чего только стоят «Список Шиндлера» или «Серая зона». Но среди этого ряда картин именно «Жизнь прекрасна» является неизменным лидером. Практически невозможно найти юмор в ужасах Второй Мировой войны, но Роберто Бениньи все же смог. Будьте готовы смеяться и плакать, как ребенок.
Фильм ценен не столько благодаря прекрасной игре Эллен Пейдж и Патрика Уилсона, сколько благодаря своей атмосфере. С первых кадров развязка истории переписки и встречи взрослого мужчины и юной лолиты кажется очевидной. Однако, уверяем вас, что конец будет настолько неожиданным, что вы еще долго будете сидеть перед экраном с открытым ртом и ощущением какой-то приятной тяжести.
The Green Mile, 1999
Фильм достаточно тяжелый для восприятия, но в то же время от него нельзя оторваться. «Зеленая миля» поднимает множество философских вопросов о жизни и о пути, который стоит выбрать. И, пожалуй о зле, которое не всегда наказуемо, и добре, которое порой бессильно что-либо изменить.
Le Fabuleux destin d’Amélie Poulain, 2001
Однажды в крохотной комнатке старого дома обычная девушка Амели Пулен решила делать людей счастливыми. Потрясающий фильм о любви, о жизни, о стремлении человека бескорыстно делать добро людям и дарить им светлую частичку своей души. После просмотра становишься лучше, чище, добрее и хочется быть таким, как главная героиня.
Interstate 60, 2001
На первый взгляд у Нила Оливера есть всё: богатые родители, хорошенькая девушка, блестящая карьера юриста. А вместо того, чтобы наслаждаться жизнью, герой мечтает рисовать, путешествовать и встретить девушку из своих снов, которая снится ему каждую ночь. Фильм завораживает своей сказочностью и непредсказуемостью, заставляет сопереживать героям и смеяться до слез.
10 фильмов, с которыми вечер пролетит незаметно
Если на сегодняшний вечер у вас нет особых планов, а провести его хочется с приятностью, мы подобрали несколько интересных фильмов на самые разные вкусы.
Для любителей закрученных сюжетов — триллер про грабителя, которому очень сильно не повезло. Пытаясь укрыться от преследования полиции, он обманом проникает в дом некоего Уорика Уилсона. Тот как раз готовится встречать гостей и готовит праздничный ужин. Уорик — очень радушный и педантичный хозяин — кажется преступнику не самой большой проблемой этого тяжелого дня. А напрасно.
Если хочется просто посмеяться от души, возьмите хорошую комедию про перевоспитание мажора Гриши. Он достал всех вокруг своими выкрутасами и больше всего — своего богатого отца, которому приходится разруливать последствия сыночкиных безобразий. Отчаявшийся олигарх решает прибегнуть к оригинальному способу воспитания — отправить балбеса крепостным в деревню XIX века. Ради этой высокой цели восстанавливается одна из заброшенных деревень и населяется актерами, которые должны убедить Гришу в том, что он попал в прошлое, работает конюхом и участь его незавидна.
Bill & Ted Face the Music, 2020
Если вы любите истории о путешествиях во времени, вам пригодится комедия про двух балбесов-музыкантов. Здесь не только сюжет вертится вокруг временных парадоксов, но и сам стиль этой слегка безумной картины перенесет вас прямиком в 90-е.
Это продолжение двух давних фильмов «Невероятные приключения Билла и Теда» (1989) и «Новые приключения Билла и Теда» (1991), которые впервые привлекли всеобщее внимание к начинающему актеру Киану Ривзу в конце 80-х. В новой истории герои-музыканты, посвятившие всю свою жизнь созданию песни, которая объединит весь мир, но не преуспевшие в этом, узнают, что им следует завершить начатое за 77 минут, иначе Землю поглотит хаос. Друзья начинают лихорадочно думать, что делать, и решают сгонять в будущее и забрать уже готовую песню у самих себя.
The Whole Truth, 2016
Киану Ривза много не бывает, как и криминальных драм с непредсказуемой развязкой. У адвоката Ричарда Рэмзи сложное дело: убит мужчина, а в преступлении обвиняют сына покойного. Тот не произносит ни слова даже со своим адвокатом. Приходится строить защиту практически на пустом месте.
Жесткий фантастический фильм — ценителям постапокалиптики. Тут не просто выживают всеми силами, а еще и философствуют направо и налево, выходя к аллегорическим обобщениям о законах существования социума.
Земля замерзла и вымерла. Оставшиеся в живых ютятся в поезде, которой с бешеной скоростью носится по обледеневшему миру. Чем ближе к голове поезда ты живешь, тем лучше твой быт. В самом последнем вагоне собрались отбросы общества. Их кормят, греют, но иногда забирают у них детей, и тех больше никто не видит.
Очередная вариация на тему «дня сурка». На этот раз действие разворачивается в жарком калифорнийском городке, где увяз бездельник Найлз, приехавший на свадьбу малознакомых ему людей. Это райское место — прекрасный вариант, чтобы застрять навечно: никаких забот о завтрашнем дне, всегда море выпивки и еды, теплый климат, бассейн под рукой. Но до чего же скучно! И вот обстоятельства складываются так, что у парня появляется подруга по несчастью, тоже оказавшаяся в безвременье. Теперь можно переживать один и тот же день вдвоем.
Call of the Wild, 2020
Если вас манят приключения, дальние страны или фильмы про собак, есть свеженькая экранизация повести Джека Лондона о псе Баке, который оказался в Юконе в самый разгар золотой лихорадки в 1880-е годы. Здесь он вынужден бегать в упряжке почтовой службы и терпеть плохое обращение хозяев, пока однажды не услышит «зов предков» — волков.
Для поклонников изящных драм по Джейн Остин с красивыми декорациями и костюмами, милыми хэппи-эндами и тонким юмором, которому следует сдержанно улыбаться — поучительная история о благородной Эмме Вудхаус, которая считает, что очень хорошо разбирается в людях. А поскольку заняться ей — в ее XIX веке, в богатом особняке с толпой обслуги — нечем, Эмма увлекается сводничеством. Один удачно организованный брак вселяет в нее безграничную уверенность в собственных силах, и девушка берется устроить судьбу безродной бесприданницы мисс Смит. Эмма уверена, что ее компаньонке в мужья необходим настоящий джентльмен, и убеждает мисс Смит отказать простому фермеру и метить выше.
Если душа просит экшена, где у героев ни минуты на передышку, можно глянуть фантастический фильм-катастрофу, в котором кучка ученых пытается выжить в океане на глубине, несовместимой с жизнью.
На дне Марианской впадины есть станция, обслуживающая нефтяную установку. Там работает Нора — спец по компьютерам — и еще команда ученых. Однажды случается землетрясение: всему персоналу нужно срочно покинуть разрушающееся помещение и идти по дну океана к ближайшей станции. Идея не самая удачная, но более комфортных вариантов нет.
The Lighthouse, 2019
На десерт — фильм для понимающих в арт-хаусе. Мрачный, экспрессивный черно-белый хоррор, в котором с одной стороны ничего не происходит, а с другой — обстановка накалена до предела. На остров, где единственные живые существа — это крикливые чайки, приезжают два смотрителя для работы на маяке. Старый сваливает всю тяжелую работу на молодого, гоняет его, оскорбляет, газлайтит и не подпускает к собственно маяку. Молодой покорно трудится и слушает брань, стиснув зубы, — он хочет заработать денег, чтобы построить дом.
Если вам понравилась статья, обратите внимание еще и на эту страницу.
13 фильмов для тех, кого уже сложно чем-то удивить
Киноманы с годами становятся всё более искушёнными. Пресытившаяся аудитория жаждет более острых ощущений, захватывающих сюжетов, душещипательных историй. Режиссерам приходится изобретать все новые и новые приемы, поражающие до глубины души. Поэтому практически про каждую киноленту из этого списка можно смело назвать фильмом-шоком.
Откровение любви / Ai no mukidashi, 2008
Откровение любви / Ai no mukidashi, 2008 Это лучший фильм Сиона Соно, который снял 237-минутную киноленту, вобравшую обилие жанров. Сюжет крутится вокруг нескольких персонажей, но смотрится оригинально и даже странно. Повествование складывается из разнообразнейших элементов: крайняя жестокость в стиле якудза, сатира, религиозная одержимость. И всё это скрывается под видом любовной истории. В фильме происходит так много всего, что можно напрочь забыть о времени.
Захват / Secuestrados, 2010 Мигель Анхель Вивас снял динамичный триллер, который потрясает жестокостью в натуралистических подробностях. Это история о том, как состоятельная и оптимистично настроенная семья переезжает в новый дом, но в первую же ночь подвергается нападению грабителей. Весь кошмар снят в операторском стиле «длинный кадр»: за всю работу сменяются всего 12 кадров, от чего происходящее кажется ещё реалистичнее и ещё больше шокирует.
Эксперимент / Das Experiment, 2001
Эксперимент / Das Experiment, 2001 Драматический триллер немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля основан на реальных событиях Стэнфордского тюремного эксперимента 1971 года. Но для усиления психологического воздействия добавлены сексуальные и кровавые сцены. Испытуемым предлагают сыграть роли заключённых или надзирателей. Пока они следуют заданному сценарию эксперимента, за всеми наблюдает команда врачей, которая изучает их поведение. Это психологическое исследование показало, как быстро человек, получивший власть, может проявить свою истинную сущность, агрессивный потенциал и садистские наклонности.
Осатаневшая / Kim Bok-nam salinsageonui jeonmal, 2010
Осатаневшая / Kim Bok-nam salinsageonui jeonmal, 2010 Запутанный южнокорейский фильм ужасов с глубокой печалью, мраком и свирепой местью. Героиня по имени Бок-нам живёт на отдалённом острове, где местные обитатели всячески над ней издеваются и обращаются как с рабыней. Сбежать ей не удаётся. Единственная ценность в жизни Бок-нам — это её дочь. Хэ-вон — успешная деловая женщина, работающая в Сеуле, которая в детстве гостила на злосчастном острове, где подружилась с Бок-нам. Жизненные обстоятельства подталкивают Хэ-вон к тому, чтобы навестить давнюю подругу, на чьи письма она ни разу не ответила. О том, что произойдёт дальше, говорить не хочется.
В моей коже / Dans ma peau, 2002 Марина де Ван написала сценарий, срежиссировала и исполнила главную роль в своём первом полнометражном фильме — «В моей коже». Героиня по имени Эстер случайно порезала ногу во дворе, будучи на вечеринке. До приезда врача она попробовала свою кожу на вкус и уже не может удержаться от членовредительства. Чем дальше, тем хуже. Это скорее мрачная драма, чем фильм ужасов, но всё же совсем не для слабонервных и восприимчивых зрителей.
Мучение / Calvaire, 2004
Мучение / Calvaire, 2004 То, что происходит с главным героем, сначала напоминает классический триллер. В лесисто-болотистых просторах у него ломается автомобиль. Мужчина застревает в глуши и останавливается в захудалой ночлежке, хозяин которой даёт наказ ни в коем случае не показываться в ближайшей деревушке. Далее фильм Фабриса Дю Вельца принимает оборот коллективного безумия и невменяемости. Эпизод в баре тянет на культовость.
Женщина / The Woman, 2011
Женщина / The Woman, 2011 Лаки МакКи преподнёс зрителю дикий американский фильм ужасов без голливудских клише. Действие картины разворачивается в семье успешного адвоката и отца семейства, который отслеживает в лесу дикую женщину-людоедку, ловит её и сковывает цепями в подвале дома, где живёт с женой и детьми. Семье он объясняет, что собирается «окультурить» дикарку, изловленную в дикой природе. Теперь остаётся ждать, когда вплывут секреты мнимо благополучного семейства.
Экс-ударник / Ex Drummer, 2007
Экс-ударник / Ex Drummer, 2007 Экранизация скандального романа Германа Брюссельманса под режиссурой Коэна Мортье. История сосредоточена на гаражной группе, которая ищет барабанщика. Состав коллектива оригинальный: вокалист — шепелявящий маньяк-насильник; гитарист — гомосексуалист с онемевшей рукой; второй гитарист — глухой наркоман. К ним присоединяется известный писатель, который ищет сюжет для своей новой книги.
Любимые / The Loved Ones, 2009
Любимые / The Loved Ones, 2009 Режиссёр Шон Бирн хорошо знает свою аудиторию. Фильм ужасов «Любимые» вобрал сцены жестоких пыток, разбавленных элементами чёрного юмора. Сюжет закручен вокруг первого красавца школы Брента Митчелла, который отказался идти на школьный бал с Лолой. Но наряженная в ярко-розовое платье девушка устроит собственный выпускной. А папа-психопат ей в этом поможет.
Холодная рыба / Tsumetai nettaigyo, 2010
Холодная рыба / Tsumetai nettaigyo, 2010 Ещё одна работа Сиона Соно, которого можно назвать неутомимым исследователем японского безумия. Фильм начинается с оговорки: «основано на реальных событиях». Режиссёр открывает зрителям мир персонажей с парадоксальными представлениями о морали, сталкивая в картине двух противоположных героев — Шамото и Мурато.
Таксидермия / Taxidermia, 2006
Таксидермия / Taxidermia, 2006 Экстраординарный фильм о трёх поколениях одной семьи. Повествование начинается с венгерского солдата и его связи с женой своего командира, от которой рождается сын. На этом завершается первая глава и начинается следующая, где показываются соревнования едоков, на которых этот сын влюбляется в тучную барышню. У пары рождается мальчик, который вырастает в заядлого таксидермиста. Он настолько одержим своим занятием, что решает забальзамировать своё тело. Это и фильм ужасов, и драма, и чёрная комедия. Режиссёр Дьёрдь Пальфи наполнил «Таксидермию» откровенно омерзительными подробностями, воспринять которые под силу лишь самым искушённым любителям ужасов.
Месть нерождённому / À l’intérieur, 2007
Месть нерождённому / À l’intérieur, 2007 Эффектный триллер, замешанный на мести. Александр Бустильо и Жюльен Мори выдержали киноленту в «лучших» кровавых традициях жанра. Женщина, одетая во всё чёрное, вторгается в дом к беременной героине, которая в недавней автокатастрофе потеряла мужа. Сцены жестокости в кровавых деталях, крупный план нерождённого младенца внутри материнской утробы, колюще-режущие удары — это всё увенчается шокирующим финалом.
Почему так сложно выбрать, какое кино посмотреть (и что можно было бы сделать)
Это — ответ на пост на животрепещущую тему «что посмотреть». Автор сам напросился поднял правильный вопрос, но почему-то свел все к странной психологической аналогии «заедания стресса», заявив: «Пока вы сами не знаете, что хотите посмотреть — никто вам не поможет. Будете тупо смотреть ради психологического успокоения».
По-моему, такая постановка вопроса излишне спекулятивна. Да, она отчасти верна, в том плане, что просмотр кино — вещь спонтанная и изначально не предполагает серьезного умственного анализа в процессе этого развлечения.
Киану тоже задумался, какой из своих фильмов посмотреть
Но (все написанное далее — личное мнение автора и его рассуждения) как правило, лично я могу, пусть и в собственных терминах, объяснить, что именно я хочу от фильма. А раз есть личные критерии и хотя бы качественная их оценка, к тому же существуют формализованные понятия вроде «сценарий», «режиссура», «звук», которые тоже могут быть критериями, то уже возможно построить некую модель — в виде алгоритмов, классификатора или обучения с учителем.
Я не программист и не могу продемонстрировать некий работающий метод «вотпрямщас». Но я кинолюбитель, и постараюсь внятно сформулировать те способы осмысления и оценки кинофильмов, на которые можно обратить внимание, и сопутствующие проблемы, которые могут быть неочевидными, если их внятно не обозначить. Поскольку это ответ, теги-хабы поставил как в оригинальном посте, не бейте, пятница же.
Прошу прощения, если изложение получится сумбурным, пишется немного сгоряча и по ходу мыслей. Кроме того, проблемы восприятия кино и проблемы его классификации настолько тесно связаны, что проще их анализировать, чем предлагать решения. Но это не значит, что эти сложности нерешаемы в принципе.
Что такое кино?
Кино — вид визуального искусства. Из остальных видов искусства по задачам и способам восприятия кино ближе всего к живописи. Но по одному важному свойству — развитию во времени — кино скорее ближе к музыке (это не я придумал, а прочитал у небезызвестного Роберта Макки, на которого еще сошлюсь ниже). То есть, кино — это некоторая динамическая картинка, которая имеет два измерения — визуальную компоненту и сюжет. Нравиться и доставлять удовольствие зрителю могут обе составляющие. Соответственно, для разделения этих понятий в статье я буду использовать выдуманные мной совершенно условные термины «качественное» (по картинке) и «интересное» (по сюжету) кино.
Задача кино — это его так называемая «магия». На английском языке фокусников называют «magician» потому, что они довольно грубыми и обманными манипуляциями создают видимость волшебства (а как известно, любая достаточно развитая технология неотличима от магии — сэр Артур Кларк). Вот и двумерная проекция актерской игры должна втянуть нас в экран так, чтобы мы забыли об обоях по его краям и заканчивающемся пиве в стакане. Это и есть магия — следить за изображениями людей, их действиями, забывая об условностях вроде смены сцен, флэшбеков, закадрового голоса и факта, что этих актеров мы хорошо знаем по десятку других фильмов.
Проблема «Что посмотреть?»
Однако, все параметры фильмов, от длины и страны происхождения до жанра и режиссера, являются предметом зрительского вкуса. И наша задача — угодить конкретному вкусу. Пример с компульсивным перееданием хорош, но упущен один важный момент: а заедает ли кто-то стресс нелюбимой едой? Да нет, она же не приведет к ощущению комфорта. Так же и с кино. Да, среднему зрителю расслабиться после работы зайдет любой сериал про бандитов фоном. Но автор исходного поста позиционировал себя как искушенный киноман, к которым, впрочем, скромно причисляю себя и я. И вот казалось бы, я должен быть хорошо «откалиброван» для какого-нибудь ИИ-Советчика, а в реальности я просто пересмотрел все интересовавшие меня годные фильмы. А еще и вкусы у меня широкие и зависят от сиюминутного настроения — и вот он, кризис кинопросмотра.
Также следует отметить следующую важную вещь. Плохие фильмы все равно выходят в прокат, иначе они бы не проваливались в нем. А на провалившийся фильм все равно успевают сходить миллионы человек. Так что любой фильм для зрителя — это черный ящик с некоторыми вероятностными характеристиками, пока зритель его не посмотрит. Получается, нарваться на плохой фильм в принципе — статистическая неизбежность.
В связи с этим я бы решал задачу «что посмотреть??77» не в виде вычисленного нейросетью на основе предпочтений оптимума-Фильма, а в виде Метода Ферми по уменьшению вероятности выбрать «плохое» кино. Из миллиона фильмов нужно отсечь все то, что зрителю точно неинтересно. В результате мы будем иметь на выходе пул фильмов, из которых вполне можно будет что-то выбрать на вечер. Собственно, лично я так и делал при помощи Кинопоиска, отсекая неамериканские, фильмы до 2000 года, комедии/теле-/мюзиклы и прочую лабуду, а также все, что ниже 7 по IMDB. Но увы, эти фильмы быстро закончились. Значит, нужно порассуждать над более изощренными и менее формальными алгоритмами поиска.
Отсеиваем некачественное
Получается, первая задача алгоритма, призванного не испортить вам вечер, под силу простейшему классификатору. Это — отсеять «некачественное» кино. Кино, которое ломает собственную магию плохой съемкой, уродливыми спецэффектами, бессильными декорациями.
Да ты покусился на святое, — скажут мне фанаты ST. Фанаты и так знают, что посмотреть, — отвечу я. Старое и классическое кино может «выезжать» на второй составляющей — интересном сюжете, о чем будем говорить далее. А может уже и «не зайти» по причине морального устаревания. Да, у каждой эпохи в кино есть свои чисто технические и визуальные приемы вроде комбинированной съемки, признаки технологий, которые так или иначе бросаются в глаза современному зрителю. Поэтому поклонимся таланту Джеймса Кэмерона, вложившего душу в сдувание макета Лос-Анджелеса строительным феном.
Ладно, если серьезно — задача по отсеиванию некачественного кино легко решается тем же рейтингом IMDB. Люди будут смотреть комедии с Адамом Сэндлером, но не убого снятые фильмы с деревянными актерами, и проголосуют соответствующе. Но это — задача исключения ложноположительного результата (вам попадется некачественное кино).
А как быть с ложноотрицательными результатами (вы — фанат красивых, стильных, сочных, атмосферных кадров, и пропустили такой фильм)? Как оценить фильм с известным заранее или избитым сюжетом, но с выдающейся постановкой и художественной ценностью?
Визуальная и художественная составляющая выходит на первый план в исторических, костюмных, эпических фильмах. Здесь она — первое средство и главное достоинство фильма, ведь экранизаций одной истории может быть несколько, разной степени насыщенности и проработанности. А вот сюжет вряд ли заинтересует массы и вызовет интригу у зрителя. Ну кто не знает, чем закончилось Ватерлоо, выжили ли Жанна Д’Арк и Мария Антуанетта, что было в Троянском коне? Для ценителей подобного кино выигрышным будет то, которое красивее и масштабнее снято, но рейтинги не так уж сильно будут это отражать. Да, конечно, пеплумы 1960-х будут рейтинговыми и зрелищными и сегодня, даже несмотря на почтенный возраст. Здесь, однако, работает эффект классики: must see для зрителя и пример для равнения у профессиональных киноделов создают сами себе положительную обратную связь.
Но есть совсем другие жанры и поджанры кино с основным упором на визуальную составляющую, куда более тонкие и «вкусовые». Примеры: нуарные «Бэтмены», причем как Тима Бертона, так и Кристофера Нолана. Ретровейвовые «Трон» и «Бегущий по лезвию 2049». Забытый ныне дизельпанковый «Небесный капитан и мир будущего» с цветовой гаммой сепии, как у военной кинохроники. Наивно-пафосный, как аниме, и в то же время невероятно стильный «Запрещенный прием», взбесивший меня после первого просмотра, но с интересом пересмотренный и открывший мне прелестных Эбби Корниш и Джену Мэлоун.
Эти фильмы помимо, а где-то и вместо сюжета захватывают своей стилистикой, создают оригинальную и неповторимую атмосферу, колористическую гамму, создающую определенное настроение. Нет никакой интриги в «Необратимости» с Касселем и Белуччи, ведь этот фильм снят в обратной временной последовательности и раскрывает свой же финал на первых минутах! Но непрерывно метающаяся до головокружения камера ведет нас из одного эпизода в другой псевдонепрерывным планом. Она перелетает как муха из отвратительного БДСМ-клуба в такси с едущими туда главными героями и далее назад во времени — уникальный и захватывающий прием, увлекший меня при всей моей настороженности к артхаусу.
Распознавание визуально выдающегося кино, способного принести ценителю удовольствие — серьезная проблема для нашего ИИ, нейросети, Советчика — что ни создай и как ни назови. Пока что только обозначим ее и перейдем к следующей составляющей кинематографа.
А что такое «интересное кино»?
Оценивать сюжет — дело еще более неблагодарное, чем спорить о вкусах относительно кинематографической «картинки». Когда кому-то больше по душе CGI «Трансформеров», а кто-то кайфует от мысли, что в «Дороге ярости» автомобильные трюки аутентичные, то оба все же согласятся, что хотят добротного экшена. А вот когда речь заходит об истории, мотивации персонажей, сюжетных ходах, сценарной адаптации (а книга всегда лучше) — одинаковых мнений уже практически не существует.
С одной стороны, «человеком управляют любовь, голод и страх смерти» (с) Ницше, и все сюжеты кино можно поделить по этим крайностям. С другой — только архетипов народных сказок существует около тысячи.
Как классифицировать сценарии? По избитым жанрам? Как определить качество рассказанной истории? Я люблю лихо закрученный сюжет, неожиданную развязку, все как в фильме «Семь» с Питтом и Спейси. Вот как мне задать это в алгоритм?
Я предлагаю разделять жанр кино и интерес зрителя к рассказанной истории. Это — разные качества фильма, и рассматриваться они должны отдельно. Чтобы полностью разобраться в понятии сюжета — не обязательно кинематографического — я крайне рекомендую книгу Роберта Макки «История на миллион долларов» (в оригинале просто «Story»- «Сценарий», немного иронично, что книгу о кино локализовали так, будто переводчика укусил прокатчик). Среди прочего там отдельно перечислены все жанры кино, причем не выдуманные по некоторым соображениям критиков и киноведов, а отсортированные из существующих фильмов на основе некоторых общих идей, постулируемых ценностей, сюжетных ходов и т. д. Поэтому помимо жанров «Любовная история», «Социальная драма», «Криминальный фильм» с поджанрами, в книге приведены также «Сюжет наказания», «Сюжет взросления», «Сюжет испытания», «Сюжет искупления вины». Такая прикладная классификация, при некоторой механистичности, как раз более конкретна и полезна для сортировки данных — то есть, названий фильмов.
О качестве сценария тоже можно говорить, почерпнув азы у Макки.
Используя теорию написания сценария, можно оценить целостность, каноничность, непротиворечивость получившейся в фильме истории. Но это — скорее работа для критика. Нам для создания алгоритмов важно, чтобы такой прикладной критик работал не по собственным эмоциям и вкусам, а по подобным формальным критериям, и выдавал вердикт о качестве полученного фильма. Я не утверждаю, что таким странным занятием кто-то будет всерьез и на поток заниматься, препарируя фильм за фильмом ради обучения рекомендательного сервиса. Я всего лишь утверждаю, что это не невозможно.
Общая стратегия создания рекомендательного механизма
Сейчас модны нейронные сети. Но их применение не всегда оправдано. Где-то я хочу думать за себя сам, где-то этот инструмент — пушка против воробьев. В случае с нашей задачей резонно оптимизировать подход — использовать вначале наиболее простые инструменты. Прежде чем вырезать скульптуру, камень нужно выломать бульдозером.
В мире есть бесчисленное множество фильмов, и даже у тысяч людей не найдется в жизни столько человекочасов, чтобы отсмотреть их все. То, что не стоит нашего просмотра, нужно безжалостно выкинуть, и это удобно сделать каким-нибудь бинарным алгоритмом с многопараметрическим входом. На приведенной внизу диаграмме цифры от 1 до 10 — это выдуманный мной рейтинг фильмов по годам и странам выпуска, но в принципе по осям можно расставить любые параметры, которые гарантированно отсекут лишнее для вас. Длительность/язык/жанр. Что угодно, что сузит ваш поиск. В этом условном примере наглядно видно, что «стоящими просмотра» являются фильмы США с 2000-го года. Но непритязательный зритель может расширить диапазон смотрибельности хоть до российского кино 1990-х. Важно обеспечить ему гибкость этого выбора. То есть, несмотря на возможность применения простейшего бинарного классификатора, нейросеть на данном этапе вообще не нужна. Можно отдать этот этап на настройку самим зрителем.
Идем далее. Посмотрев несколько калибровочных фильмов, или же пройдя тест/опрос, можно получить свой жанровый профиль, я выбрал для иллюстрации принципа лепестковую диаграмму:
На этом этапе уже можно применить нейросети. У вас есть предпочтения по жанрам — готовые коэффициенты-веса для обучения или кластерного анализа. При этом все квазирелевантные данные отрезаны на предыдущем этапе — пользователь или алгоритм исключили огромный пласт индийского кино, и оно не перемешается с современными мюзиклами или мелодрамами. Здесь важно, чтобы жанры были грамотно охарактеризованы, стандартизированы, и зритель говорил на одном языке терминов с киноведом-создателем сервиса.
Следующая ступень сортировки и предложения — выбор наиболее качественных и интересных фильмов из выбранных кластеров. Для примера я представил условные данные о фильмах, сгруппированных по режиссерам.
Графики Т-образные, потому что, как уже обсуждалось, сюжет может быть интересным или заурядным, а вот визуальное качество фильма может повлиять на восприятие сюжета как положительно, усиливая впечатление, так и отрицательно. Условно говоря, в драме акцент идет на психологизм героев и конфликт, поэтому картинка не так важна и для большинства фильмов жанра пойдет примерно по оси абсцисс.
Ясно, что нам нужно ориентироваться на фильмы сверху-справа, красивые и интересные. Но что делать, если лучшие фильмы уже видел? Или хочешь окунуться в красивый артхаусный антисюжет? Мое мнение — необходимо в каждом случае давать зрителю что-то вроде ползунка приоритетов — эстетическое удовольствие против держащего в напряжении сюжета. Рекомендательный сервис не может быть глухим провидцем, а должен иметь обратную связь.
Резюмирую: наиболее продуктивным подходом к рекомендательному алгоритму в выборе кино, как мне кажется, должна быть последовательность: 1) отсекаем все лишнее; 2) нейросетью выбираем группу оптимумов, исходя из предпочтений зрителя; 3) выбираем из предложенного в соответствии с приоритетами зрителя в сторону сюжета или красочности кино.
При этом первый этап тоже должен быть управляемым. Зритель не должен усугубляться в своем стремлении смотреть все более триллерные триллеры благодаря рекомендациям. Он должен иметь возможность по желанию исключить в минуту депрессии тяжелое кино, или же открыть для себя аниме и ГДР-овские вестерны.
Нерешаемые проблемы
Я утверждаю, что возможность наткнуться на фильм, который не понравится, будет всегда. Ее можно сколько угодно минимизировать, но от этого могут начать страдать хорошие фильмы, попадающие под ложноотрицательный отбор.
Еще один важный момент заключается в том, что к фильму можно относиться по-разному — это зависит во многом от ожидания зрителя от фильма. В моей практике приятного просмотра были фильмы, которые я не принимал с первого раза из-за неоправданных ожиданий. Но запомнив их — возвращался и пересматривал, потому что мне вдруг захотелось именно такое кино. Например, садясь смотреть фильм «Выжившая», я ждал жестокого триллера вроде «Я плюю на ваши могилы», но вовремя сообразил что смотрю трэш и успешно «перенастроился». С того момента у меня больше не было претензий к тому, что героиня прижгла рану пивной банкой и у нее на животе отпечатался орел с этикетки, даже не отраженный зеркально, равно как и к мужику, обмотавшемуся стретч-пленкой, чтобы не выпадали кишки. «Груз-200», на мой вкус, отвратителен как «авторское», «фестивальное» и прочее такое кино, но его тоже хорошо смотреть как трэш. Другое дело, что никаким алгоритмом такую реакцию человека не предсказать.
Усилить специфичность выдаваемых результатов помогали бы расширенные теги, вроде как на Яндекс-маркете. «Зрители любят этот фильм за: (неожиданная концовка)(саундтрек)(любовная линия)(роль второго плана). Но кто их будет писать? Зрители — будет анархия и срачи.
Модераторы или киноведы? Для малоизвестных фильмов без толку. Использовать имена актеров и режиссеров как теги — заманчивая идея, и я сам пытался смотреть фильмы по понравившимся режиссерам и любимым актрисам. Вот только Кристиан Бэйл столько раз не сбрасывал и набирал вес, сколько скакал вниз-вверх рейтинг фильмов с участием Николаса Кейджа. Нуми Рапас гениальна в роли Лисбет Саландер, но критики заслуженно сказали, что ей абсолютно нечего было играть во втором Шерлоке Холмсе. Стильный фильм про водителя с зубочисткой во рту не имеет ничего общего с ранними лентами того же режиссера про датских гопников, одного из которых сыграл будущий бондовский злодей Мадс Миккельсен. Другой пример — наш соотечественник Юрий Быков. Он снял три вроде бы абсолютно одинаковых по канве фильма „Майор“, „Дурак“, „Завод“ (у человека просыпается обостренное чувство справедливости, но ему противостоят служители системы и теневой олигарх), но во всех трех заняты одни и те же актеры со слишком уж характерными щщами, и мне это резало глаза при просмотре, будто ты смотришь какую-то самопародию.
Да, есть еще один аспект восприятия кино, который неподвластен ни вашему разуму, ни искусственному. Ваши вкусы, ваши взгляды и ваше восприятие кино меняется со временем. И вы ничего с этим не поделаете — можете только пересмотреть фильм еще раз. И я имею в виду далеко не только то, что фильм стал казаться банальным, скучным и наизусть знакомым. Перестал „цеплять“. Нет, он может вообще начать восприниматься под совсем другим углом. Если вы поняли, о чем я — можете пропустить мой личный пример под катом.
Есть такой фильм — классика французской комедии с Пьером Ришаром. „Игрушка“. Если вы его не смотрели — мало что поймете из этой рецензии.
Я смотрел его в детстве, по телевизору, лет 20 назад. И посмотрел его недавно, случайно, на Youtube.
»Тогда» мне этот фильм показался, как и следовало, забавной эксцентрической комедией. Хулиган-мальчишка, неуправляемый и устраивающий веселый хаос, неуклюжий и попадающий впросак Ришар в своем амплуа недалекого журналиста, карикатурно-деспотичный миллионер и медиамагнат, сдержанно терпящий сына и пододвигающий к себе банкетный стол. Все чудаки. Смешно же!
Сейчас я понял, что ошибался. Мальчик не веселый хулиган, а ребенок с психологическими проблемами. Развод родителей, холодная безучастность отца, откупающегося от внимания сына дорогими игрушками приводят его к единственному способу привлечь к себе внимание — творить настолько дикий беспредел, насколько вообще можно. Но даже переворачивание банкетных столов не вызывает никакой реакции на сына — отец делает замечание Перрену, мол, играйте в другом месте. Собственно, реакции сын добился один раз — когда Перрен его запер, и подошедший отец строго спросил, что происходит, еще не доверяя незнакомцу в собственном доме. А ребенок, добившись желанного внимания, тут же перестал злиться на Игрушку за это перегибание палки в игре.
Сам Перрен вовсе не забавный простофиля. Облажавшись пару раз в начале фильма, ситуацию с ролью игрушки он использует на все сто. Да, привыкнуть к этом абсурду было непросто, зато потом — на чьей стороне он был? Коллег и профсоюза? Нет, катался как сыр в масле у барского плеча. Миллионер в финале хлестко обличает редактора своей газеты, ставя вопрос: кто хуже — он, авторитарный глава, или его сотрудник-конъюнктурщик, готовый на все, даже пройти по редакции без штанов, если прикажут? А между тем главный конъюнктурщик — это простоватый журналист, дошедший аж до шантажа своего богатого работодателя за считанные дни. И фильм вовсе не веселый, а грустный. У мальчика больше не будет Игрушки, у Игрушки — такой «приближенной к императору» работы, газетчики так и будут под страхом увольнения, а новая жена миллионера так и будет все время холодно прохаживаться где-то в особняке, но не рядом с мужем.
В общем и целом я считаю рекомендательную систему делом разумным и достижимым. Ее главными свойствами должны быть минимальная настраиваемость, не позволяющая уходить в положительную обратную связь, и отработка базовых параметров качества кинофильма (как это реализовать — отдельный вопрос). Просто не ожидайте от такой системы слишком многого. В конце концов, это вы хотите посмотреть фильм сегодня вечером, а не она.
Да, кстати, вы можете свободно размениваться на комментарии к этой статье, а также совершенно не обязаны нажимать кнопку доната там, внизу. Раз уж писать ответную антистатью, то антисюжетить во всем.