что делать на невском проспекте
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Топ-20 мест на Невском
Так или иначе, Невский проспект остается местом, где происходят самые важные и интересные события в городе. Поэтому мы составили список из 20 мест, обязательных для посещения на главной улице Петербурга между площадью Восстания и Дворцовой.
Stockmann
Построенный со скандалом на месте двух исторических зданий, но оказавшийся крайне милым внутри, торговый центр, который предлагает услуги на любой вкус: от дизайнерской одежды до H&M, от финской еды в супермаркете на нулевом этаже до шавермы — в кафе на пятом, от детских игрушек до фотоаппаратов, от кофе до дизайнерских скульптур. Все это чисто, ясно и красиво оформлено. А еще тут есть Wi-Fi и бесплатные туалеты.
Невский проспект, 100
Grizzly Bar
Пожалуй, одним из самых выгодных и интересных вариантов для проголодавшихся полуночников, оказавшихся в центре города, станет весьма уютное, гостеприимное заведение на Невском, напоминающее традиционный американский дайнер. Кроме того, что работает «Гриззли» круглосуточно, как раз к началу летнего сезона в заведении стартует отличная акция: каждую ночь с 3:00 — 3 коктейля по цене одного и три больших чизбургера по цене одного, а это фактически означает, что посидеть с друзьями получится всего на 498 рублей. А если не прельщают бургеры, то можно заказать достаточно недорогие традиционные стейки, наборы и прочие сытные блюда. Кроме того, гостям не дадут заскучать, ведь здесь царит атмосфера веселой вечеринки.
Невский проспект, 96
«Художественный»
Относительно дешевый (по меркам Невского) кинотеатр в паре шагов от метро «Маяковская»: премьеры фильмов, все блокбастеры из обязательной программы, поп-корн, кока-кола и прочие радости выходных.
Невский проспект, 67
Lostroom
Эскейп-рум — это квест в реальности, в котором команде из 2–4 человек, запертой в помещении, нужно выбраться за час, ища подсказки, используя предметы и решая головоломки. Все как в компьютерной игре, только в реальном помещении и с реальными предметами. «Алиса» — эскейп-рум по мотивам великой фантасмагории Льюиса Кэррола. Здесь вы можете почувствовать себя Алисой, провалившейся в кроличью нору и попавшей в страну чудес. Посетителей ожидают пространственные искажения (в духе Комнаты Эймса), типичный английский уют, расследование дела Безумного Шляпника и спасение убитого им времени.
Невский проспект, 61
«Квартирка»
Ин совиет раша ви дринк нот онли водка. В «Квартирке» уже ностальгируют не по блеску ресторанов поздней Российской империи, как в иных истинно русских ресторанах. Это настоящий заповедник социализма, где в меню есть отдельная строчка «Ностальгия» (бесценно), а под ней — «Портвейн 777», «Беломорканал» (да, те самые папиросы) и популярный самогон «Косогоров». Стоит он всего 150 рублей.
Невский проспект, 51
Coffeshop
Несмотря на то, что, собственно, кофе в «Кофешопе» далеко не самое лучшее в городе, сходить именно в эту кофейню на втором этаже гостиницы стоит хотя бы потому, что с ее балкона открывается прекрасный вид на Невский проспект.
Невский проспект, 47
Дворец Белосельских-Белозерских
Известное всем творение архитектора Штакеншнейдера (автора дворцов для детей Николая Первого, в том числе и Мариинского). Первоначальный заказчик дворца, Эспер Белосельский-Белозерский, не дожил даже до начала строительства первого этажа.
Теперь тут находится Музей становления демократии в современной России, носящий имя первого мэра города Анатолия Собчака, а также одна из первых в Петербурге выставок восковых фигур. Кроме того, здесь нередко проводятся и концерты (в 2013-м, накануне «перехода в другое состояние» тут выступала группа «Аквариум»).
Невский проспект, 41
Аничков дворец
В свое время Аничков дворец должен был украсить въезд в Петербург, граница которого в середине XVIII века проходила по Фонтанке. Его начали строить в 1741 году по указу Елизаветы Петровны, которая подарила его своему фавориту Алексею Разумовскому. После его смерти дворец отошел к его брату Кириллу Разумовскому, а затем Екатерина Вторая выкупила его, чтобы передать в качестве подарка своему фавориту Григорию Потемкину. В качестве подарка Аничков дворец использовал и Николай Первый, отдавший его сыну, будущему Александру Второму. После революции этот дворец подарили детям: в 1937 году тут открыли Дворец Пионеров, который существует до сих пор.
Невский проспект, 39
«Книжная лавка писателей»
В скором времени, к сожалению, знаменитый книжный магазин, существующий тут уже более 80 лет, прекратит свое существование, но, как сообщается, на его месте появится такой же, только лучше и с другим собственником. Кроме того, здесь же откроется писательский клуб (теперь помещения КЛП принадлежат Дому писателей).
Невский проспект, 66
Екатерининский сад
До того, как тут появился памятник работы Микешина и Аникушина, здесь было чистое поле между Невским проспектом, Малым (Александринским) театром и садом Аничкова дворца. Потом, когда здесь появился знаменитый монумент Екатерине Второй с великими деятелями ее эпохи, изображенными на постаменте, Гримм спроектировал сад вокруг. Все работы заняли 11 лет — с 1862 по 1873 год.
Теперь в саду и на площади Островского постоянно проходят народные гуляния, а на время новогодних праздников тут открывается ярмарка.
Невский проспект и площадь Островского
«Аврора»
Самый знаменитый и самый популярный кинотеатр в городе. Здесь показывают все главные премьеры, а также фестивальные хиты и что только не. Причем в огромных и уютных залах и с отличной акустикой.
Невский проспект, 60
Гостиный Двор
Долгое время являлся одной из главных торговых точек в городе, где можно было купить практически все: от еды и до одежды. Построенный в XVIII веке, Гостиный двор существует до сих пор, но сейчас он является по формату обычным торговым центром с необычно дорогими товарами.
Во дворе Гостиного двора есть просто еще один комплекс зданий, так называемое «внутреннее кольцо». Его построили вместе с остальным Гостиным двором по проекту Валлен-Деламота в конце 1780 годов. Также там находится бывший Комитет по управлению Гостиным двором, построенный по проекту инженера Кузьмина. Сейчас в его здании располагается домовый храм преподобного Серафима Вырицкого (бывшего купца, ставшего святым) и музей истории купечества. Службы в храме проводятся по средам в 13:00. Музей можно посетить со вторника по четверг в 14:00 и 17:00.
Невский проспект, 35
«Пассаж»
Один из старейших городских универмагов, построенный в 1840-е года архитектором Желязневичем. Первоначально тут были жилые помещения, а будущий Театр Комиссаржевской (а тогда просто концертный зал, где выступали Тургенев и Некрасов) считался частью этого универмага.
Здание несколько раз перестраивали: в XIX веке добавили четвертый этаж, в 1930-е — мост между этажами (как в ГУМе). Сейчас в «Пассаже» расположились магазины косметики, одежды, обуви и предметов роскоши. А на третьем этаже функционирует огромное антикафе «Цифербург».
Невский проспект, 48
Армянская церковь Святой Екатерины
Армянская община появилась в Петербурге практически сразу после основания города, но построить церковь она смогла только после того, как в 1763 году неправославным разрешили свободное отправление церковных обрядов. Автором проекта выступил Фельтен, который уместил храм голубого цвета аккурат в створе между двумя зданиями на Невском, им же и построенные.
В советское время тут сперва был штаб ПВО, а затем — мастерская Театра музкомедии. Вернули храм армянам только в 1993 году, а в полную силу он заработал только в 2000 году, когда туда переместили обратно из Эрмитажа мощи святого Григория.
Невский проспект, 40-42
Базилика Святой Екатерины Александрийской
Храм-долгострой. Его начинал Пьетро Трезини в 1738 году, а закончил Антонио Ринальди в 1782 году. Вскоре он стал и местом захоронения целого ряда выдающихся личностей: например, Станислава Понятовского и французского маршала Моро. Здесь же отпевали Монферрана и крестили Шехтеля.
Приход Святой Екатерины просуществовал еще двадцать лет после революции, его разграбили в 1938 году, а в 1947 и 1984 годах случилось два страшных пожара, полностью уничтоживших внутреннее убранство собора. Восстановительные работы начались в конце восьмидесятых и к 1992 году, когда храм вернули католикам, уже было готово временное убранство для служб.
Невский проспект, 32-34
Дом Книги (Дом Зингера)
Построенное как офис знаменитой компании-производителя швейных машинок, это здание после революции стало главным книжным магазином Петербурга. Сейчас Дом Книги работает до полуночи, что является нонсенсом даже для читающего Петербурга.
Кроме того, в Доме Зингера находится офис «ВКонтакте». Дуров переехал туда с командой в 2009 году, когда стало понятно, что съемной квартиры на Невском проспекте им уже не хватает. В наследство от предыдущих хозяев, «ВКонтакте» досталась, в частности, переговорная комната, больше похожая на пыточную. Именно из окон «Дома Зингера» Дуров в мае 2012 года разбрасывал самолетики с прикрепленными к ним 5000-рублевыми купюрами. Отдельная история — с куполом. Это вожделенное место для всех деятелей IT-индустрии и журналистов. Селфи из купола — мечта многих. Кроме того, там постоянно меняется подсветка. Почему — не очень понятно. Нынешний пресс-секретарь соцсети Георгий Лобушкин отшучивался, говоря, что у подсветки есть прямая зависимость от настроения Дурова.
Невский проспект, 28
Казанский собор
После Отечественной войны тут похоронили Кутузова, а рядом расположили знамена французской армии. После революции тут поначалу продолжались службы, но вскоре начались гонения на церковь и в Казанском соборе был открыт Музей религии и атеизма, доживший до конца 1990-х годов.
Невский проспект, 25
Дом Мертенса и магазин Zara
Фирма меховых изделий Мертенса была одним из главных предприятий по производству одежды в Петербурге. И ничего удивительного нет в том, что торговый дом Мертенса было решено построить в самом начале Невского проспекта, рядом со Строгановским дворцом.
Этот дом в стиле модерн тогда был одним из самых новаторских сооружений в городе. Архитектор Мариан Лялевич применил при строительстве монолитную железобетонную несущую конструкцию (только в советское время она станет общим местом при сооружении зданий) и спроектировал три огромные застекленные арки на фасаде.
Несмотря на то, что самой фабрики Мертенса после революции не стало, здание сохранило свои функции. В сороковые годы тут заработал Ленинградский дом моделей, а сейчас тут базируется флагманский магазин знаменитой испанской марки одежды Zara: все эти стройные пиджаки, узкие галстуки и строгие платья, которые носит половина петербургских студентов, продаются именно там.
Невский проспект, 21
Строгановский дворец
Растрелли строил свой шедевр в 1753 — 1754 годах не на пустом месте. Здесь уже было несколько разных зданий, часть которых принадлежала Строгановым. При этом само творение Растрелли было впоследствии изрядно подкорректировано другими архитекторами, даже единственные сохранившиеся от первоначального интерьера Парадный вестибюль и Большой зал были неоднократно переделаны другими зодчими.
Теперь в Строгановском дворце находится филиал Русского музея, где периодически проходят выставки (например, первую выставку знаменитого фотографа Антона Корбайна проводили именно тут), а также находится Музей восковых фигур.
Невский проспект, 17
Biblioteka
Три этажа с ресторанами и магазинами. Бургеры, вина, коктейли, виски, кофе и салаты, а также магазин «Мы», где можно найти и историю русской журналистики, и «Музпросвет», и биографию фон Триера и не только.
Невский проспект, 20
Французский институт и банк BNP
Здесь есть не только языковые курсы, но и довольно обширная библиотека литературы, аудио- и видеоматериалы. Кроме того, Французский институт постоянно проводит масштабные культурные мероприятия. В частности, 13 июля на фестивале «Стереолето» при поддержке Института пройдет празднование Дня взятия Бастилии с круассанами, боксерами и французской музыкой.
Путеводитель по Невскому проспекту. 1. От Адмиралтейства до канала Грибоедова
Длина маршрута: 1,75 км.
Места для посещения: Строгановский дворец, Казанский собор.
Достопримечательности на маршруте:
При клике по карте откроется интерактивная google-карта в новой вкладке браузера:
Невский проспект
Невский проспект – главная и одна из самых старых магистралей Санкт-Петербурга. На карте города она появилась уже в 1710-1712 годах в качестве дороги, соединяющей Адмиралтейство и Александро-Невский монастырь.
Существует легенда, которая гласит о том, что Пётр I желал сделать Невский проспект прямым как стрела. Собственно говоря, само слово «проспект» получилось из слова «першпектива», что обозначает прямую без поворотов улицу. По этой легенде строители ошиблись, в результате чего получился излом в районе площади Восстания. Пётр I был так разгневан, что высек рабочих на месте этого поворота.
На самом деле эта история не имеет ничего общего с правдой. В 1710 году была проложена магистраль от Адмиралтейства только до старого Новгородского тракта, который проходил по трассе современного Лиговского проспекта. Её назвали Большая першпектива. А спустя два года был основан Александро-Невский монастырь, который тогда же соединили другой дорогой с Новгородским трактом. Вот она то и стала Невской першпективой. И только в 1737 году их объединили в одну магистраль с общим названием. Таким образом, Невский проспект берёт название от монастыря (ныне лавры), монастырь от имени святого князя Александра Невского, а вот он уже от реки Невы.
Банки на Невском проспекте
Изначально Невский проспект был обыкновенной въездной дорогой в город. Но постепенно Петербург рос. Граница города отодвигалась дальше от Мойки к Фонтанке, затем и за неё. К концу XIX века начальные кварталы Невского стали деловым центром города. Здесь обосновались офисы крупнейших банков. Это было обусловлено близостью к министерству финансов, работающему в здании Главного штаба на Дворцовой площади. Тогда, когда интернет ещё не был придуман, а телефонизация только началась, было критически важно находиться физически близко к центру принятия решений.
Говорят, что когда банкир Вавельберг принимал у строителей это здание, он долго ходил по дому, искал недостатки. Он сделал лишь одно замечание, заметив на входной табличке надпись «Толкать от себя». Он попросил её переделать, так как его принципом было «Тянуть к себе».
Первые два этажа дома Вавельбергов предназначались под офисы. Верхние три – жилые, большую часть которых занимала квартира владельцев банка. Жить и работать в одном доме – очень удобно.
Дома №6-14
Он был известен среди современников острыми эпиграммами. Так Марии Сергеевне Неклюдовой он посвятил такие строки: «Создав огромных пару глаз, Бог к ним потом приделал Вас». Соболевскому неоднократно удавалось отговаривать Пушкина от дуэлей. Наверняка, он мог бы отговорить товарища и в феврале 1837 года, но тогда не был в Петербурге. А перед этим, летом 1836 года, пока семья Соболевского жила на даче, в его квартире до переезда в служебное жильё, обитал ставший знаменитым благодаря картине «Последний день Помпеи» художник Карл Брюллов.
Над витринами первого этажа соседнего дома №8 (4) висит сделанная под старину вывеска «Лавка художника». Это одно из петербургских торговых заведений, не менявших свой профиль ещё с дореволюционной эпохи. Оно появилось ещё в 1908 году, и с того времени здесь можно приобрести картины профессоров и студентов Академии художеств. Чем не отличный запоминающийся сувенир из Санкт-Петербурга? Кстати, цены на картины тут самые разные, в том числе и вполне себе демократичные.
Перед «Лавкой художника» в первом этаже дома №8 долгое время работал фирменный магазин «Сан-Галли». Когда-то этот бренд был всемирно известен. Чугунно-литейное производства Франца Карловича Сан-Галли, располагавшееся на Лиговском проспекте, поставляло свою продукцию во многие страны. Именно на этом предприятии была изобретена чугунная батарея для водяного отопления помещений.
Следующий дом №10 (5) – редкий пример дома, сохранившего свой фасад с момента своей постройки в 1760-х годах. Все другие здания на Невском рано или поздно меняли свой облик. Лишь Строгановский дворец, о котором пойдёт речь далее, за исключением некоторых деталей, может похвастаться тем же. Но тот является представителем стиля барокко, тогда как тут перед нами строгий классицизм.
Самым известным обитателем дома №10 является Орест Эдуардович Веймар. Известный врач-ортопед организовал здесь свою клинику, услугами которой пользовались самые разные слои населения. Орест Эдуардович был видным благотворителем, лечил за свой счёт бедных петербуржцев, сам из своего кармана оплачивал их лекарства. Был героем русско-турецкой войны, возглавлял военно-полевой госпиталь цесаревны Марии Фёдоровны. На этой почве он был обласкан властями, награждён несколькими орденами.
Действительно, именно солнечная сторона Невского проспекта во время блокады была наиболее опасна. Дело в том, что окружавшие Ленинград с севера финны город не бомбили. А вот немцы с юга его обстреливали регулярно. Траектория снарядов получалась таковой, что они, летев с юга на север, ложились именно на северную сторону улиц.
Дом Чичерина (Елисеевых)
Пройдём немного вперёд – на перекрёсток Невского проспекта и Большой Морской улицы. Участок домов №13 и 15 по Невскому проспекту в середине XVIII века занимал временный Зимний дворец, сооружённый для того, чтобы императрице Елизавете Петровне было где жить во время строительство Зимнего дворца на Дворцовой площади. Этот временный Зимний дворец интересен также тем, что имеющийся при нём театр стал первым профессиональным театром в России. Не зря на афишах Александринского театра, который считает себя его преемником, указано: «Основан в 1756 году».
В 1920-е годы в доме №15 обосновался Дом Искусств, где давали жильё многим петроградским писателям. Александр Грин именно здесь написал «Алые паруса». Сюда на встречу с петроградскими писателями приезжал Герберт Уэллс. Здесь был арестован Николай Гумилёв. Жизнь в «ДИСКе», как для простоты называли это заведение, описала Ольга Форш в романе «Сумасшедший корабль».
В те же годы тут работал кинотеатр «Светлая лента». В нём показывали чёрно-белые немые фильмы, а тапёром несколько месяцев работал студент ленинградской консерватории Дима Шостакович. Говорят, что его уволили за то, что он играл не то, что полагается по сценарию, а то, что сам сочинил перед этим. Позже место «Светлой ленты» занял кинотеатр «Баррикада».
Дом Котоминых (№18)
На другой стороне этого дома есть одно из самых известных и старых петербургских заведений. Совсем чуть-чуть пройдём в сторону Мойки. Обратите внимание на «Литературное кафе», вход в которое находится в нише за решёткой. Пройдите туда – вы увидите прозрачный саркофаг, в который помещена… ступень. Гранитная ступень, которая должна быть у входа в дом. А в окне напротив сидит фигура Александра Сергеевича Пушкина.
Дело в том, что ступень эта была найдена на своём историческом месте при реконструкции тротуаров Невского проспекта в 2000-х годах. Это сейчас вход в дом расположен ниже проезжей части. А при жизни Пушкина сюда надо было подняться по трём ступенькам. Вот их и нашёл хозяин кафе, когда был снят культурный слой. Он, помня о легенде, согласно которой в находившееся здесь заведение поэт пришёл перед дуэлью, понял, что это последние ступени по которым шёл Пушкин самостоятельно. На Мойку 12 его смертельно раненого уже несли на руках. Поэтому хозяин кафе и решил таким вот образом сохранить для потомков эту последнюю помнящую Пушкина петербургскую ступень.
Теперь остановимся на Зелёном мосту. Отсюда открывается вид на типичный для центра Петербурга пейзаж – вода и гранит, плотная застройка набережных. С этой же стороны дома Котоминых висит вывеска «Вольф и Беранже». Она принадлежит той самой кондитерской, в которую пришёл Пушкин перед дуэлью с Дантесом. Здесь он встретился со своим секундантом Константином Данзасом и на санях поехал на Чёрную Речку.
Этот многим известный со школьной скамьи факт, кстати, может быть и не факт. Среди авторитетных историков существует мнение, что история с кондитерской была придумана Данзасом на допросе, дабы «отмазаться» от наказания за участие в дуэли. Якобы, здесь Александр Сергеевич застал его случайно и упросил быть с ним на Чёрной Речке. Но на самом деле Данзас обо всём знал заранее, и им совершенно необязательно было здесь пересекаться.
Кстати, заведение на углу Мойки и Невского в доме Котоминых трагически связано не только с Пушкиным. К 1896 году здесь работал ресторан Лернера. Сюда, после одного из концертов, пришёл на ужин Пётр Ильич Чайковский. Спустя всего несколько дней он заболел и умер. Официальная версия – умер от ходившей тогда по Петербургу холеры.
Голландская церковь
Как только это здание было введено в строй, здесь поселился голландский посол барон Геккерн со своим приёмным сыном Жоржем Дантесом. Не секретом для петербуржцев были определённые нетрадиционные отношения между ними. Это особенно бесило Пушкина, за сестрой жены которого ухаживал Дантес. А уж когда состоялась их свадьба…
Давайте перейдём через набережную Мойки. И сразу спустимся по лестнице в подвальное помещение дома №20, где работает ресторан. Обратите внимание на сводчатые потолки при входе в ресторанный зал. Такие своды типичны для XVIII века, тогда как Голландская церковь перестраивалась в XIX столетии. Очевидно, что фундаменты, части стен стоявшего здесь ранее дома были использованы, включены в новую постройку. А стоял тут аж с 1715 года первый на Невском проспекте каменный (то есть кирпичный) дом француза Дюпре, у которого квартировался архитектор Леблон. Вот эти то самые первые кирпичные своды на Невском мы здесь и видим.
Строгановский дворец
Обратите внимание на фасад дворца со стороны Мойки. Именно за этими окнами находится танцевальный зал – единственный оригинальный парадный расстрелиевский интерьер, дошедший до нашего времени. Одни помещения со временем переделывались из-за новых веяний моды, другие страдали от пожаров или бесхозяйственности. А вот этот зал уцелел.
Под окнами второго этажа со стороны Невского проспекта находятся медальоны с барельефами, изображающими голову мужчины. Кто это точно не известно. Возможно, что это портрет Сергея Григорьевича Строганова. Или автопортрет самого Растрелли.
Семья Строгановых славилась тем, что много жертвовала на благотворительность. Во дворе Строгановского дворца раз в неделю устраивались открытые обеды, которые совершенно бесплатно мог посетить любой желающий. На деньги Строгановых строились храмы. В частности, Казанский собор на Невском проспекте, до которого скоро мы дойдём.
Строгановский дворец с 1992 года работает в качестве филиала Государственного Русского музея. Здесь восстановлены почти все парадные интерьеры. Их можно увидеть во время экскурсии, которую я рекомендую посетить.
Так как мы находимся на чётной стороне Невского проспекта, для входа в Строгановский дворец надо пересечь дорогу. Ближайший пешеходный переход расположен на углу Невского и Большой Конюшенной улицы.
Относительно заказчика строительства и вывески на фасаде здания существует анекдот. Согласно ему, хозяин меховой фабрики любил кутить в ресторанах на Большой Конюшенной улице. Доводил он себя до такого состояния, при котором его друзьям приходилось приводить товарища домой в беспамятстве. Вот для того, чтобы господин Мертенс всегда знал куда ему идти, и была заказана надпись на доме в створе Большой Конюшенной улицы.
Для владельцев единой карты петербуржца действует скидка 5% от стоимости билета.
В арке Строгановского дворца со стороны Невского проспекта находится вход в магазин «Музей шоколада». Здесь можно приобрести фигурки из шоколада, выполненные в виде петербургских достопримечательностей. Употреблять их в пищу рекомендуется только в течение полугода после изготовления. После они становятся простым сувениром.
От Строгановского дворца пойдём дальше по Невскому проспекту, мимо дома Мертенса. На доме №23 вы заметите старую вывеску «Салон Буре». В XIX веке здесь работал магазин про продаже часов «Павел Буре». Любители хоккея, которые помнят звезду российского хоккея 90-х годов Павла Буре, должны удивиться такому совпадению. Но это не совпадение. Прапрадед хоккеиста Максимилиан Буре был родным братом владельца магазина часов. Такое обстоятельство дополняет фирменный магазин хоккейного клуба «СКА», работающий в доме №23 в настоящее время.
Дома немецкой церкви
Немецкая церковь стоит в глубине между домами №22 и 24. В левом из них (13) в 1832 году открылась книжная лавка Александра Филипповича Смирдина. Его магазин был одним из самых известных в Петербурге. Многие писатели современники Смирдина водили с ним знакомство, были частыми гостями Александра Филипповича. Он был человеком весьма широкой души. Платил писателям огромные гонорары. Так Пушкин получал от Смирдина за каждую строку аж по червонцу! Вообще, среди дворян считалось постыдным получать деньги за своё творчество. Пушкин возражал: «Не продаётся вдохновенье. Но можно рукопись продать!». Он стал по сути первым профессиональным русским писателем, который регулярно получал за свои рукописи щедрые гонорары.
В доме №24 (14) в 1841 году было открыто первое в России кафе «Доминик», просуществовавшее здесь вплоть до 1917 года.
Оба церковных дома изначально имели только три этажа. Такая высота позволяла видеть башни немецкого храма издалека, они были выше соседних зданий. Руководство причта неоднократно получало предложения об их надстройке и выгодной аренде. В начале XX века «бабло победило архитектуру», оба дома подросли до пяти этажей.
Дом №25 (15) находится на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Строился он для причта Казанского собора. В 1990-х годах здание реконструировалось. Тогда здесь появился очень уютный, симпатичный двор-атриум, на который я рекомендую взглянуть. Для этого нужно пройти через вход бизнес-центра «Атриум», который находится со стороны Казанской улицы.
Дом №26 (16) интересен тем, что здесь в 1882-1891 годах работала первая в России телефонная станция.
Дом Зингера (Дом книги)
Дом №28 (17) отличается изысканным фасадом в стиле модерн. Как понятно из его названия, заказчиком строительства этого дома стала всемирно известная фирма Зингер, чьи швейные машинки были в то время обязательным атрибутом большинства хозяек.
Руководство компании желало построить в столице России самое высокое здание, которое стало бы для них отличной рекламой. Перед этим компания Зингер построила небоскрёб в Нью-Йорке, который некоторое время являлся там самым высоким зданием. Но в Петербурге работал высотный регламент, который ограничивал высоту общественных зданий 24 саженями – высотой Зимнего дворца. В то время нарушить высотный регламент, или пролоббировать в нём нужное изменение было, в отличие от нынешнего времени, невозможно.
Чтобы хоть как-то найти компромисс, представители компании «Зингер» обратились к петербургскому зодчему Павлу Юльевичу Сюзору, у которого были связи среди профильных чиновников. Сюзор переработал проект американского архитектора Эрнста Флагга. Фасад в целом остался прежним. Но угол дома Зингера стал акцентирован высокой вычурной башней с глобусом, олицетворяющим всемирный масштаб деятельности фирмы. Кроме того, над шестым этажом появился мансардный этаж, в котором поместились не технические службы, а полноценные офисы.
Дом компании Зингер, построенный в 1904-1906 годах, встретил неоднозначную реакцию архитектурных критиков. Многим не понравилось появление в центре города напротив классического Казанского собора такого заметного здания с современным фасадом. Однако, спустя много десятилетий, диссонанса мы уже не замечаем, а только восхищаемся его видом.
В 1919 году здесь был открыт самый крупный в России книжный универмаг. С той поры здание получило второе название – Дом книги. И сейчас книжный магазин занимает здесь три этажа. А помещения выше, в том числе прямо под куполом, занимает офис социальной сети Вконтакте.
Казанский собор
Вообще, здесь, на этом участке Невского проспекта с 1730-х годов существовал другой храм – церковь Рождества богородицы. Она была чем-то похожа на Петропавловский собор. Её высокая колокольня была заметной доминантой Невского проспекта.
Павел I принял решение о её сносе и строительстве на этом месте нового храма, напоминающего собор святого Петра в Риме. По задумке императора, Казанский собор должен был стать главным православным храмом. Делать его копией, пусть и не точной, главного католического храма – это был настоящий вызов православной общественности. Вероятно, такое решение было продиктовано желанием Павла I объединить разные христианские конфессии.
Казанский собор возводился с 1801 по 1811 год. Его архитектором стал русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин, бывший крепостной графа Александра Сергеевича Строганова, обитателя Строгановского дворца на Невском. Граф Строганов возглавлял строительную комиссию, жертвовал свои собственные деньги на стройку. Именно по его протекции Воронихин был выбран главным архитектором. Против этого выступали многие дворяне, считавшие, что простолюдин, бывший крепостной не достоин такой чести. Но понимание воронихинского таланта Строгановым совпало с желанием Павла I поступить по своему, не так как этого требует элита.
Воронихин создал Казанский собор отнюдь не копией ватиканского храма. Если там перед собором находится замкнутая колоннада вокруг круглой площади, то здесь архитектор объединил здание с Невским проспектом, создав полукружие из колонн. Боковые арки позволяют участвовать в этом градостроительном ансамбле Казанской улице и набережной канала Грибоедова, которые проходят под ними.
К аркам прислонены пустые постаменты. Сюда по задумке Воронихина должны были быть установлены фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Их создание в камне затянулось, поэтому сюда поначалу поставили фигуры из известняка. Но как известно, ничего не бывает более постоянным чем временное. Новые фигуры так и не создали. А гипсовые не выдержали влажного петербургского климата, их пришлось убрать.
К 25-летию Отечественной войны в 1837 году рядом с Казанским собором были установлены памятники М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Их автор скульптор Михаил Козловский. Это первые памятники в Петербурге, которые показывают исторических личностей такими, какими они были при жизни. До этого было принято изображать персонажей только аллегорически. Например, памятник Суворову выполнен в виде бога войны Марса. «Медный всадник» от Петра I имеет лишь голову, тогда как одет он в одежду, в которой император никогда не мог быть. А здесь перед Казанским собором полководцы выполнены с точным портретным сходством, в своих парадных мундирах.
Причт Казанского собора просил Павла I устроить здесь отдельно стоящую колокольню, что требовала православная традиция. Но Павел отказал в этом, так как таковой нет в Ватикане. Звонница разместилась на крыше арки над Казанской улицей. Разглядеть её с улицы весьма затруднительно, так что она олицетворяет пословицу «Слышу звон, да не знаю где он».
Православная традиция требовала также и того, чтобы вход в храм был с запада, а алтарь с востока. Но в таком случае, и площадь перед Казанским собором должна была появиться с запада, на Казанской улице, а не на Невском проспекте. Воронихин решил эту проблему. Он создал сразу две площади и два входа.
Площадь со стороны Невского проспекта названа Казанской. Когда-то это было пустое пространство, которое во второй половине XIX века стало часто использоваться в качестве места для политических демонстраций. Дабы усложнить жизнь митингующим, руководство города устроило здесь сквер с фонтаном. Впрочем, митинги напротив Казанского всё равно не прекращались.
Войдём в Казанский собор со стороны Казанской площади. Интерьер впечатляет своими масштабами. Главная святыня храма Казанская икона божией матери находится слева от главного иконостаса. К ней всегда стоит очередь.
Иконостас Казанского собора выглядит не так, как его задумывал Воронихин. Заметьте, что полукруглое навершие иконостаса закрывает часть росписи потолка. Так конечно не должно быть. Дело в том, что родной воронихинский иконостас был ниже. Но он просуществовал в Казанском соборе не долго. Его заменили новым, на который казаки атамана Платова пожертвовали серебро, отвоёванное у французов, которые в свою очередь было награблено ими в ходе войны.
В советское время серебряный иконостас был отправлен на переплавку, металл был продан. В храме был открыт музей истории религии и атеизма. А в 1990-х годах, когда собор был возвращён верующим, было решено воссоздать иконостас не по проекту Воронихина, а другой, который просуществовал здесь большее время.
Если стоять спиной к иконостасу, то по правую руку вы увидите могилу великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Рядом с ней висят копии ключей от городов, взятых русской армией в войне с Наполеоном.
Выйти из храма я предлагаю через двери напротив главного иконостаса. Мы окажемся у второй площади, с западной стороны Казанского собора. Она в середине XIX века превратилась в сквер. Воронихинский сквер украшен одной из самых, на мой взгляд, красивых оград в Петербурге. Обязательно зайдите сюда и полюбуйтесь этой оградой.
В процессе строительства Казанского собора Андрей Воронихин задумал создать полукруглую колоннаду и с противоположной стороны здания. Он даже составил соответствующий проект. Но для этого нужно было бы выкупить несколько участков у частных лиц, денег на что из-за подготовки к войне с Францией не было. В общем-то, в 1811 году строительство Казанского собора не было завершено, а только приостановлено. Но продолжить его так и не довелось. Можно себе представить, каким грандиозным был бы главный петербургский храм, если бы колоннады у него были две. Но и с одной он производит достойное впечатление.
Торговый центр «Тщеславие»
За Воронихинским сквером на Казанской улице находится торговый центр, закладка которого была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга. Многие считают, что его современный облик входит в противоречие с классическим фасадом Казанского собора. Впрочем, стеклянный фасад лишает здание собственного лица, не оттеняя собой знаменитый храм. Части фасада, которые всё-таки надо было облицовывать камнем, покрыты иранским травертином. Этот материал максимально похож на пудостский известняк, которым покрыт Казанский собор. К сожалению, использовать точно такой же известняк сейчас нет возможности, так как карьеры давно затоплены, а вода изменила характеристики камня.
Этот торговый центр носит название «Vanity Opera». Когда-то его якорным арендатором была сеть модных бутиков «Vanity», название которой с английского языка переводится как «тщеславие». И действительно, открывшийся в начале 1990-х годов бизнес обслуживал элиту Санкт-Петербурга, позволяя ей покупать здесь на родине одежду всемирно известных брендов Prada, Dior, Dolce & Gabbana и других.
На крыше торгового центра работает ресторан сети «Ginza» с впечатляющим панорамным видом на окрестности храма. Если ваш бюджет позволяет посетить сие заведение, то советую сделать это.
Банковский мост
Пройдём за Казанским собором до канала Грибоедова. Посмотрите направо, в сторону от Невского проспекта. Наш взгляд упирается в поворот набережной и Банковский мост, украшенный фигурами львов с золотыми крыльями. Они давно стали одним из символов Петербурга.
Можно проследить логическую связь между грифонами и местом их нахождения. Рядом с Банковским мостом находится здание, которое было построено в 1783-1790 годах по проекту Джакомо Кваренги для Ассигнационного банка. Здесь на берегу Екатерининского (ныне Грибоедова) канала находилось хранилище денег. Согласно древним мифам пещеры с сокровищами охраняли как раз таки грифоны.
В бывшем Ассигнационном банке теперь работает Санкт-Петербургский Государственный Экономический университет (ФИНЭК). Среди студентов ходит анекдот, согласно которому если по мосту пройдёт пятикурсница-девственница, то либо разрушится мост, либо грифоны улетят. Но мост до сих пор стоит, а грифоны сидят на своём месте.
Здесь мы завершим первую часть прогулки по Невскому проспекту.