что делать при разливе топлива
Методы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Аварии на объектах ТЭК имеют катастрофические последствия для окружающей среды. В России «внештатные» утечки углеводородов происходят с незавидной регулярностью. Если суммировать весь ущерб от разливов нефти хотя бы за 2020 год, получатся огромные цифры.
Самоочищение водоёмов от нефтяного загрязнения – длительный процесс. Поэтому на ЧП нужно реагировать максимально оперативно, чётко следуя плану ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Нефть имеет свойство быстро расползаться по поверхности водоёма, увеличивая площадь загрязнения. К тому же, при попадании в воду запускаются процессы испарения, растворения, эмульгирования и осаждения на дно.
Скорость рассеивания зависит от объёмов утечки, скорости ветра, температурных и прочих условий в море. Решающим фактором является плотность загрязняющего вещества.
Лёгкое нефтяное сырьё в «комфортной среде» рассеивается по водоёму естественным образом за 2-5 дней, лёгкие продукты переработки – и вовсе за 1-2 дня. Углеводороды повышенной плотности держатся «держатся на плаву» более 10 дней, но с течением времени тоже начинают расползаться.
Первым делом загрязнённый участок изолируют заградительными бонами, чтобы не допустить распространения пятна на бо́льшие площади. Только после этого начинается сбор вещества – механическим, физико-химическим, термическим или биологическим методом.
Механический метод
Механический сбор углеводородов – самый популярный и действенный метод экстренной ликвидации аварии. Его суть заключается в следующем: в ограждённую бонами зону запускается специальное оборудование – скиммеры.
Существует множество видов нефтесборщиков, их выбор зависит от того, где и в каких условиях он будет использоваться: в открытом море, защищённых от волнения водах, на суше и т. д.
В зависимости от своего типа скиммеры собирают «чёрное золото» разными способами.
Олеофильный скиммер. Такие системы укомплектованы материалами, которые собирают вещество и отталкивают воду. Это могут быть диски, ленты или щётки, на которые при вращении налипают углеводороды.
Скиммер с пороговыми отверстиями. В устройстве находится преграда, опущенная на глубину немного ниже нефтяного слоя. Смесь проходит через пороговое отверстие в ёмкость агрегата, где отделяется от воды.
Скиммеры циклонного типа. В таком оборудовании искусственно создаётся водоворот, который в центральной части сопровождается понижением уровня. Здесь и происходит выкачивание загрязнений.
Вакуумный метод. Скиммер оснащён вакуумным насосом, с помощью которого засасывает нефтяную плёнку вместе с водой. Смесь отстаивается в резервуаре, загрязнитель направляется в специальные баки, а вода откачивается обратно в водоём.
Физико-химический метод
При некоторых разливах нет возможности использовать нефтесборные устройства и другие плавучие средства. Например, авария произошла на малых глубинах или ограниченных площадях. В таком случае на помощь приходит физико-химический метод – другими словами, к сбору углеводородных соединений привлекают сорбенты и диспергенты.
Их распыление производится с судов, вертолётов и самолётов. При использовании крупных воздушных судов поверхность нефтяного пятна можно обработать в десятки раз быстрее, чем при использовании даже самых высокопроизводительных скиммеров.
В широком смысле сорбенты – это химические вещества, которые выборочно поглощают из внешней среды нужный элемент. Применительно к аварийным утечкам, они распыляются по поверхности загрязнения и «впитывают» углеводороды.
Для нейтрализации разливов используют и природные, и синтетические сорбенты. К природным относят торф, опилки, солому, мох, вермикулит и т. д. В своём исходном состоянии они недостаточно эффективно собирают нефть, поэтому предварительно подвергаются специальной обработке.
Более действенны при борьбе с разливами синтетические сорбенты – полипропилен, поролон, синтепон, каучуковая крошка и др. Они характеризуются более высокой нефтепоглощающей способностью, термостойкостью, высокой устойчивостью к химическим и физическим воздействиям.
Диспергенты превращают нефтяную плёнку в водорастворимую эмульсию, состоящую из мелких капель, взвешенных в толще воды. Их распыление в загрязнённой зоне ускоряет естественный процесс биологического разложения вещества.
В состав диспергентов входят растворители, ПАВы, стабилизаторы образующейся эмульсии и различные добавки синтетического происхождения. При крупных разливах они могут только усугубить ситуацию, поэтому применение диспергентов возможно только с разрешения контролирующих органов.
Термический метод
Основан на выжигании поверхностного слоя загрязнения. Его применение возможно непосредственно после утечки токсичного вещества в водоём, ещё до смешения с водой. Кроме того, зона ЧП должна находится на безопасном расстоянии по направлению ветра, а толщина плёнки должна превышать 3 мм.
При выжигании «чёрного золота» в море нужно соблюдать ещё несколько правил. Скорость ветра во время операции не должна превышать 35 км/ч. Под воздействием воздушных масс плёночный слой постоянно перемещается, а при быстрых скоростях гораздо труднее контролировать процесс горения.
Также при термическом способе необходимо устанавливать специальные боновые заграждения огнеупорного типа.
У этого способа есть большие минусы, и по большей части они затрагивают экологический вопрос. Во-первых, нужно применять дополнительные меры пожарной безопасности. Во-вторых, возникает угроза повторного возгорания. В-третьих, при сгорании сырья в атмосферу попадают стойкие канцерогенные вещества.
Биологический метод
Используется в качестве дополнительного инструмента на заключительном этапе мероприятий по ликвидации аварии.
Для более полной очистки в поражённой зоне запускают специальные бактерии или грибки, которые утилизируют оставшиеся углеводородные соединения.
Микроорганизмы способствуют разложению углеводородной массы на простые соединения. Как правило, их применяют для очистки плёнок толщиной не более 1 мм.
Данный способ абсолютно безвреден для окружающей среды, при этом большинство технологий биологической очистки дёшевы и не особо трудоёмки.
Разделение вышеперечисленных способов весьма условно. На практике при ЧП мобилизуют все силы, комбинируя способы для скорейшего устранения аварии.
Учёные продолжают придумывать новые способы борьбы с утечками. Однако мировой опыт показывает, что последствия аварий в полной мере устранить невозможно. Какая-то часть углеводородов всё равно остаётся в воде, оседает на дне морей и океанов, отравляя их десятилетиями.
Идея губернатора Красноярского края сжечь 20 тыс. т дизельного топлива, попавшего в реку под Норильском, закончится «копотью до самой Норвегии» и, по сути, означает, что «придется жечь воду». Об этом сообщили опрошенные РБК экологи, предложив более эффективные методы ликвидации загрязнения.
Утилизировать утекшее в реку Амбарная дизельное топливо c помощью «сжигания соответствующих емкостей» губернатор Красноярского края Александр Усс предложил во время совещания у президента России Владимира Путина. По его словам, это связано с тем, что рядом с рекой отсутствуют «транспортные схемы, порядка 20 км — это бездорожье», река — несудоходна», а «опыта сжигания такого объема топлива на территории, во всяком случае Красноярского края, у нас нет», сказал Усс.
«Если хотят поджечь и забыть — то будет копоть до самой Норвегии», — заявил в разговоре с РБК заместитель председателя Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов. По его словам, дизельное топливо в отличие от нефти не будет держаться на поверхности воды и будет тонуть. В итоге получится не просто дизель, а «смесь дизеля с водой и с возможными иловыми остатками», которая при поджигании будет сильно коптить и «в виде сажи будет лежать на гораздо большей территории».
По его словам, метод, предложенный губернатором, «может сработать для загрязненных грунтов». «А все, что будем вытаскивать из реки, — это практически жечь воду», — сказал Элмурод Расулмухамедов.
Если поджечь топливо, то «сгорит оно с каким эффектом, мы себе можем представить», рассказал РБК заслуженный эколог России и директор Всероссийского института природы Андрей Пешков. «Сжигание — это крайняя мера, и нужно всячески избежать такого способа ликвидации», — согласился в разговоре с РБК председатель Российского экологического общества Рашид Айдынович. Идею сжигать топливо во время совещания раскритиковал и министр природных ресурсов и экологии Дмитрий Кобылкин: «Я не представляю себе, как сжигать сейчас в Арктической зоне Российской Федерации такое количество топлива», — сказал он.
Министр во время совещания посоветовал применить реагенты, напомнил Элмурод Расулмухамедов. По его словам, отечественные реагенты температурозависимы и эффективно работают при температуре не ниже плюс 5 градусов. «Поэтому если собрать, например, в бухты все, запустить туда бактерии и поддерживать температуру, то можно как-то ускорить процесс, не вывозя оттуда. Там же складировать и протравить бактериями. Просто с учетом того, что там рядом ТЭЦ, можно поддерживать температуру и переработать. Если бы меня спросили — я бы это предложил», — пояснил эксперт.
1. Хранить бочки, кубовики или другие емкости на ЛРТЖ поддонах-контейнерах. При дефекте тары топливо попадет в герметичный бак под решеткой, что избавит Вас от неизбежной необходимости тратить деньги на удаление пятна разлива и его последствий, а разлитое топливо Вы легко перельете из ЛРТЖ бака назад в тару.
Если ЛРТЖ баков нет, в месте потенциального попадания топлива в водоем разместите плавучие (гидрофобные) сорбирующие боны, которые не дадут пятну разлиться дальше. Размещение бонов обязательно для мест хранения топлива в прибрежной зоне, а также для АЗС на воде.
2. В 99 % случаев бочки с топливом просто стоят на земле или подставке. При разливе топливо попадает в грунт, стекает вниз по уклону в ближайший водоем, попадает в колодец или просто замазучивает грунт так, что его дальнейшее использование просто невозможно.
3. Если разлив всё-таки случился:
огораживаем пятно разлива сорбирующими бонами (рукавами), которую не дадут топлива разливаться дальше, увеличивая размер ущерба
ликвидируем причину разлива (затыкаем дыру, перекрываем кран. )
начинаем немедленный сбор разлитого нефтепродукта:
стягиваем боновое ограждение ближе к берегу или плавсредству, уменьшая пятно разлива по площади;
Если есть камыш, выкашиваем его и сжигаем.
Если топливо осело на дно, подаем струю воды на дно при помощи помпы и собираем всплывающее топливо сорбентом или полотном.
При наихудшем раскладе производим выемку грунта и на берегу, и в месте попадания топлива в воду.
После удаления основной массы разлива собираем все использованные сорбенты и сжигаем их (или передаем на утилизацию соответствующей организации).
Если есть подозрение, что часть топлива, всё-таки, может просочиться и опять дать жирное радужное пятно, размещаем по месту новые сорбирующие боны, засыпаем внутрь ограждения сорбент или сорбирующее полотно, салфетки.
Если осталась тонкая радужная пленка, распыляем по ней диспергент ННП, разбивая радужку на фрагменты. Это облегчит работу бактерий в воде, которые смогут быстро съесть остатки нефтепродукта, а флора и фауна водоема, тем самым получит немедленный приток кислорода и не погибнет.
4. Чего нельзя делать при разливе ГСМ:
нельзя засыпать места разлива или места попадания топлива в воду песком, грунтом, щебнем и т.д., т.е. БЕЗ удаления разлитого топлива; в сырую погоду, дождь и межсезонье топливо «найдет дорогу» на поверхность, в колодец или ближайший водоем и Вы усугубите свои проблемы и затраты.
нельзя пытаться сжигать топливо, ибо есть риск пожара или взрыва.
нельзя пытаться скрываться с места разлива, переложив проблемы на других. Найдут, накажут, заставят компенсировать ущерб в многократном размере. Подробнее ➤
Физико-химический и биологический методы очистки воды от Нефтепродуктов и нефти.
При физико-химическом методе очистки воды от нефти и нефтепродуктов из воды удаляются тонко дисперсные и растворенные примеси и разрушаются органические и плохо окисляемые вещества нефти. Чаще всего из физико-химических методов применяется коагуляция, окисление, адсорбция, экстракция и т.д. В качестве абсорбента нефти также можно применять тонко размолотый порошок активированного угля. Он равномерно напыляется на нефтяное пятно, и оно сразу перестает растекаться. Нефть, успевшая смешаться с водой и ставшая негорючей, вскоре приклеивается к угольным частицам. После этого пленку можно снять и сжечь (смесь угля с нефтью хорошо горит). Можно также использовать и пенополиуретан, который поглощает массу нефти в 18 раз превышающую его собственную массу.
Однако самый популярный и сравнительно дешёвый метод очистки воды от нефти, нефтепродуктов и масел является биологический метод, основанный на использовании специальных микроорганизмов, питающихся нефтью и нефтепродуктами и разрушающих её.
Биоочистка не требует реагентов, повышенных затрат энергии, значительного количества обслуживающего персонала, которым надо платить зарплату…
Стоимость очистки воды с помощью бактерий, всегда относительно небольшая. Это пожалуй единственный технологический процесс, который позволяет создать экологически чистый замкнутый цикл природопользования.
Именно к таким эффективным препаратам по очистке воды от нефти являются два эффективных биологических препарата, которые я Вам рекомендую – Ленойл и Деворойл.
Эти препараты предназначены для биодеградации нефти, нефтепродуктов, масел и топлива при загрязнении почв, природных водоемов, акваторий, стоков промышленных предприятий и реабилитации загрязненных территорий. Препарат Деворойл представляет собой тщательно подобранное сообщество 5 видов углеводородокисляющих бактерий и дрожжей, успешно работающих в различных естественных и антропогенных экосистемах. Так как каждый вид микроорганизмов проявляет наибольшую активность для отдельных фракций нефти, то достигается наибольшая эффективность, потому что обрабатываются все фракции нефтепродуктов сразу с равномерной скоростью.
Препарат Ленойл содержит ассоциацию микроорганизмов (Bacillius brevis и Arthrobacter sp.).
Эти препараты обладают широким спектром биодеградации углеводородов любой структуры (линейной, циклической), активно внедряется в толщу слоя нефти, восстанавливает процессы аэрации.
Учеными Уфимского научного центра РАН и ЮганскНИПИнефть была проведена сравнительная оценка эффективности биопрепарата для биоремедиации нефтезагрязненных почв по сравнению с известными коммерческими препаратами.
Изучали процесс биодеградации нефти и процесс биологической рекультивации загрязненных нефтью чернозема и торфа. Степень загрязнения составляла 10,20,30% (масс).
По эффективности разложения нефти при 10,20 и 30% степени загрязнения, как в торфе, так и в черноземе биопрепарат Ленойл значительно превосходит аналогичные биопрепараты.
Исследования показали, что биопрепарат Ленойл, содержащий ассоциацию микроорганизмов (Bacillius brevis и Arthrobacter sp.) способен адаптироваться к высоким дозам нефти, эффективно утилизировать субстрат независимо от типа почвы и особенностей загрязнителя. Возможности очистки нефтезагрязнений препаратом Деворойл и Ленойл.
Нефть: высокои низкопарафинистая нефть; вязкая нефть; нефть с высоким содержанием серы и т.д.
Нефтепродукты: мазут; дизельное топливо; бензин, керосин;
Ароматические вещества: (фенол, крезол и т.д.)
Препараты просты в применении. На загрязнённую почву или поверхность водоемов и рек наносят рабочую суспензию препарата (готовят непосредственно перед использованием) путем вливания или распыления на пятно нефти с помощью любых предназначенных для этого устройств или вручную (при температуре почвы или воды +5 оС +40°С).
Расход препаратов зависит от степени загрязненности водной поверхности или грунта. Продолжительность очистки воды и грунта от нефти и нефтепродуктов, как правило, составляет 1 месяц. Степень очистки зависит от исходной величины загрязнения, вида нефтепродукта, механического состава грунта.Подробнее ➤
Что делать при разливе топлива
Экологические проблемы, связанные с нефтяными разливами становятся все более приоритетными для многих государств. В России ежегодно совершается около 10 тысяч только официально зарегистрированных аварий, но настоящие цифры назвать никто не может. Учитывая текущее положение вещей, основной задачей является минимизация пагубных последствий аварий на окружающую среду. Поэтому при ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов будет иметь огромное значение скорость реагирования персонала, качество сбора сырья и экологичность применяемых технологий.
Из наиболее значимых событий отмечается:
1. В 21.30 11.04.2021 произошла разгерметизация нефтепровода на Новофедоровском месторождении АО «Оренбургнефть» с последующим розливом нефтесодержащей жидкости на площади 60 м.кв. в 2 км. от с. Новоякупово, Абдулинского г.о. Угроза населенным пунктам и водоемам отсутствует. Организованы работы по ликвидации последствий розлива.
Меры безопасности при ликвидации разлива нефтепродуктов
Для того чтобы работы по локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов прошли успешно необходимо помнить о мерах безопасности. Разливы нефти считаются источниками опасности, в связи с чем необходимо:
— подход к разливу всегда осуществлять с наветренной стороны;
— избегать прямых или опосредованных контактов с разлитым веществом;
— из зоны разлива удалить все потенциальные источники возгорания;
— отключить все электрооборудование до тех пор, пока ответственный за технику безопасности не даст добро на его эксплуатацию;
— ограничить доступ в зону разлива и предоставлять его лишь тем, кто непосредственно участвует в первоначальной деятельности по сдерживанию и очистке;
— не подходить к веществам, испускающим газы или пары до тех пор, пока они не будут идентифицированы и пока не будут выявлены опасности, с ними связанные.
Инженер по технике безопасности должен нести ответственность за мониторинг и информирование о текущей и развивающейся обстановке, оценивая опасные и рискованные ситуации и разрабатывая меры по обеспечению безопасности людей. Инженер по ТБ должен иметь право лично вмешаться и употребить чрезвычайные полномочия в тех случаях, когда необходимо предотвратить или остановить те или иные небезопасные действия. Он также должен расследовать происшествия, которые могут произойти в ходе операций по ликвидации разлива.
Все мероприятия могут оформляться в виде плана по обеспечению безопасности и охраны здоровья.
Такой план должен затрагивать следующие моменты:
— анализ вопросов безопасности и охраны здоровья по каждому объекту, заданию или операции;
— комплексный рабочий план операций;
— требования к обучению персонала;
— критерии выбора средств индивидуальной защиты (СИЗ);
— объектовые требования к контролю вопросов гигиены труда;
— планы мониторинга воздуха, отдельного и по площади;
— мероприятия объектового контроля;
— порядок входа в ограниченное пространство (при необходимости);
— инструктаж перед входом (начальный/ежедневный/перед заступлением в смену);
— совещание по вопросам охраны здоровья и безопасности для всех участников перед началом операции;
— процедура удаления загрязнения и санитарной обработки.
Следует подготовить схемы места действия, которые могут помочь людям в понимании сопутствующих рисков и дать представление о расположении ключевых элементов безопасности.
Инструктажи должны освещать следующие вопросы:
— характеристики рабочей зоны;
— информация о степени опасности разлитого продукта;
— расположение пунктов первой помощи;
— расположение районов сосредоточения;
— размещение пунктов управления;
— реагирование на другие возможные кризисные ситуации.
При подготовке к операциям по ликвидации нефтяного разлива в качестве первой задачи необходимо произвести комплексную оценку риска и анализ опасностей, убедиться, что ликвидаторы нефтяного разлива и местное население не подвергаются опасности.
После того, как будут рассмотрены вероятность и серьезность рисков, необходимо рассмотреть имеющиеся меры предосторожности, чтобы определить их эффективность. Если с опасностью по-прежнему связаны те или иные риски, то следует подумать о дополнительных мерах. Существует общепринятая иерархия подхода, которую можно кратко охарактеризовать следующим образом:
— перекрыть доступ к месту опасности;
— организовать работу таким образом, чтобы уменьшить воздействие опасности;
Ликвидаторы, занятые в операциях по локализации и ликвидации, должны пользоваться соответствующими средствами индивидуальной защиты, способными предотвратить контакт нефти с кожей, могущий вызвать дерматит и кожное воспаление. Тип используемых СИЗ должен соответствовать климатическим условиям района действий. Каждому ликвидатору должны быть предоставлены защитные перчатки, специальные костюмы и обувь, а также увлажняющие кремы для защиты кожи.
К проведению работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов допускаются квалифицированный персонал аварийно-технических команд и формирований обеспечения, прошедшие подготовку и аттестованные на соответствующую виды работ и имеющие квалификационное удостоверение и ознакомленные с настоящей инструкцией. Личный состав формирований участвующий в локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен быть обеспечен спецодеждой, специальной обувью, перчатками и иметь средства защиты
Каждый работник, участвующий в локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов обязан:
— неукоснительно выполнять данные ему указания командиром формирования или руководителем работ;
— выполнять правила и инструкции по эксплуатации оборудования, охране труда, промышленной и пожарной безопасности;
— знать опасные и вредные свойства нефти, нефтепродуктов и их паров, газов, жидких и твердых веществ, с которыми приходится соприкасаться в процессе работы, соблюдать правила безопасной
— применять индивидуальные средства защиты;
— уметь пользоваться первичными средствами тушения пожара, знать их назначение и принцип работы;
— уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Для обеспечения безопасности личного состава формирований руководителю работ необходимо дополнительно предусмотреть:
— безаварийную остановку технологического производства, оборудования и машин;
— проведение тщательной разведки мест предстоящих работ, их ограждение и обозначения предупреждающими знаками от попадания посторонних лиц к местам проведения работ с оборудованием и специальной техникой;
— выполнение норм времени непрерывной работы личного состава, участвующего в локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
— подготовка мест обогрева и отдыха для личного состава;
— применение страхующих приспособлений при работе на льду;
— порядок выхода в безопасное место при явной угрозе жизни и здоровью личного состава.
Соблюдение этих мер позволяет предотвратить несчастные случаи, потери личного состава формирований, вывода из эксплуатации спецтехники и оборудования при проведении работ.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации.
2. В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установить, что работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, относятся к видам аварийно-спасательных работ.
3. Установить, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и Федеральное агентство морского и речного транспорта являются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, которым организация, осуществляющая деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, направляет уведомление о наличии финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также о составе такого финансового обеспечения, предусмотренного пунктом 11 статьи 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
4. Признать утратившими силу с 1 января 2021 г.:
постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 35, ст. 3582);
постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 г. N 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1569);
постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1188 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613 и от 15 апреля 2002 г. N 240» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 47, ст. 6548).
5. Реализация настоящего постановления федеральными органами исполнительной власти осуществляется в пределах установленной Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2020 г. N 2451
Правила
организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации
ГАРАНТ:
См. Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2366
1. Настоящие Правила в соответствии со статьей 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливают:
д) порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
е) порядок оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых произошел разлив нефти нефтепродуктов, о факте разлива нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации;
2. Для целей настоящих Правил используются следующие основные понятия:
3. В целях выполнения настоящих Правил эксплуатирующая организация обязана:
а) обеспечить выполнение плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанного в соответствии с требованиями раздела III настоящих Правил;
б) иметь финансовое обеспечение для осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов и определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, до дня начала эксплуатации объектов, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции.
II. Критерии определения объектов
4. Критериями определения объектов являются:
III. Требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
5. План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать:
а) общие сведения об эксплуатирующей организации, об основных операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами;
б) сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;
в) максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 7 настоящих Правил;
г) прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов (с учетом проектных решений по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов) с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения (с учетом климатических, географических, гидрометеорологических особенностей места расположения объекта);
д) перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов;
е) расчетное время (сроки) локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
з) состав и порядок действий сил и средств собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, или привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, либо собственных аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке, и привлеченных на договорной основе аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, предназначенных для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и аттестованных в установленном порядке;
и) порядок привлечения дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при разливе нефти и нефтепродуктов в объеме, превышающем максимально расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов и не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
к) схему оповещения, схему организации управления и связи при разливах нефти и нефтепродуктов;
л) мероприятия по организации временного хранения, транспортировки и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов;
м) информацию об объеме работ по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо провести для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается в случае если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);
н) информация о стоимости единицы объема работ (услуг) по каждому из мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, которые необходимо выполнить для предупреждения и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов. Такая информация указывается, если мероприятия предусматривают собственные расходы эксплуатирующей организации на закупку необходимых материалов и оборудования или расходы на оплату работ (услуг) привлекаемых специализированных и экспертных организаций по локализации (ликвидации) разливов нефти и нефтепродуктов (включая расходы на оплату работ (услуг) аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований);
о) календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации максимальных расчетных объемов разливов нефти и нефтепродуктов, с указанием этапов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, состоящих из работ по локализации разлива нефти и нефтепродуктов, сбору разлившихся нефти и нефтепродуктов до максимально достижимого уровня, обусловленного техническими характеристиками используемых специальных технических средств, размещению собранных нефти и нефтепродуктов для последующей их утилизации, исключающему вторичное загрязнение производственных объектов и объектов окружающей природной среды.
6. К плану предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов прилагаются:
а) копия документа о создании эксплуатирующей организацией и (или) привлечении на договорной основе аварийно-спасательных служб (формирований) для обеспечения мероприятий плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
б) копия документа об аттестации собственных и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб (формирований);
в) копия лицензии подрядных организаций на осуществление деятельности по транспортировке отходов.
7. Максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов принимаются для следующих объектов:
IV. Порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
9. Комплексные учения проводятся эксплуатирующей организацией с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 24 настоящих Правил, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации, а также представителей аварийно-спасательных служб (формирований), с которыми заключены договоры на обслуживание объектов.
а) полного и сокращенного наименования эксплуатирующей организации, фамилии, имени и отчества руководителя эксплуатирующей организации, контактного телефона, электронной почты и адреса эксплуатирующей организации;
б) планируемой даты (основной и резервной), времени и места проведения комплексных учений.
11. К уведомлению о проведении комплексных учений прилагается план комплексных учений, составленный на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и копия проекта плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. План комплексных учений должен включать информацию:
а) о дате (включая резервную), времени и районе (месте) проведения комплексных учений;
б) о теме и целях комплексных учений;
в) об исходной обстановке (аварийном объекте, источнике загрязнения);
г) об этапах комплексных учений и их продолжительности, учебных вопросах, отрабатываемых в ходе таких этапов;
д) о составе привлекаемых на комплексные учения сил и средств для локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов;
е) о цели действий и задачах привлекаемых сил и средств, порядке и сроках их развертывания и свертывания на комплексных учениях (описание, схемы, планы и карты), а также о сроках выполнения силами и средствами каждого мероприятия, предусмотренного планом;
ж) об организации руководства комплексным учением (схемы оповещения, информационного взаимодействия и связи);
з) о мерах безопасности при подготовке и проведении комплексных учений.
12. Уведомление о проведении комплексных учений и план комплексных учений рассматриваются в территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня их поступления.
13. По результатам рассмотрения уведомления о проведении комплексных учений и плана комплексных учений территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации направляет в эксплуатирующую организацию:
б) информацию об обнаруженных несоответствиях уведомления и (или) плана комплексных учений требованиям пунктов 10 и 11 настоящих Правил.
14. Эксплуатирующая организация с учетом устранения замечаний, полученных от территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации, либо при невозможности проведения комплексных учений в установленные раннее даты вправе повторно направить уведомление о проведении комплексных учений и план комплексных учений в территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящих Правил.
Указанные уведомление и план комплексных учений повторно рассматриваются в территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня их поступления.
В комиссию включаются представители федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 24 настоящих Правил, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территориях которых расположен объект эксплуатирующей организации.
Председателем комиссии назначается представитель территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации.
16. Во время проведения комплексных учений должны быть осуществлены следующие мероприятия:
а) оповещение об условном (учебном) разливе нефти и (или) нефтепродуктов;
б) сбор и организация работы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности эксплуатирующей организации;
в) организация взаимодействия с органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) выдвижение сил и средств к месту условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;
д) проведение разведки места условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;
е) проведение мероприятий по локализации условного (учебного) разлива нефти и (или) нефтепродуктов;
ж) проведение мероприятий по ликвидации разлива нефти с использованием средств сбора нефти и (или) нефтепродуктов;
з) организация временного хранения и транспортировки собранных нефти и (или) нефтепродуктов, нефтезагрязненных отходов;
и) передача донесений при ликвидации разлива нефти и (или) нефтепродуктов.
17. Результаты комплексных учений признаются комиссией удовлетворительными при выполнении привлеченными к комплексным учениям силами и средствами всех мероприятий, указанных в пункте 16 настоящих Правил, в сроки, предусмотренные планом комплексных учений.
Решение о признании комплексных учений удовлетворительными принимается простым большинством голосов комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя комиссии. Результаты комплексных учений признаются комиссией неудовлетворительными при наличии следующих недостатков:
а) невыполнение привлеченными к комплексным учениям силами и средствами одного из мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил, а также несоблюдение сроков, предусмотренных планом комплексных учений (при наличии факторов, влияющих на сроки, предусмотренные планом комплексных учений, и не зависящих от участников комплексных учений (затраченное время на их ликвидацию или ожидание прекращения их воздействия не учитываются в общее время проведения комплексных учений);
б) неисправность (отказ, поломка) технических средств, которые не были устранены (в том числе путем замены на равноценное оборудование в исправном состоянии) до окончания соответствующего мероприятия и которые не позволили проводить работы по локализации и ликвидации разливов нефти и (или) нефтепродуктов;
в) несоответствие состава сил и средств, фактически принимавших участие в комплексных учениях, составу привлекаемых на комплексных учениях сил и средств, предусмотренных планом комплексных учений.
V. Порядок выдачи заключения
18. По результатам проведения комплексных учений в день их окончания комиссия готовит заключение.
19. В заключении указываются:
а) полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации;
б) реквизиты решения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации о создании комиссии и об утверждении состава комиссии;
в) дата, время начала, время окончания и место проведения комплексных учений;
г) перечень сил и средств, привлеченных к проведению комплексных учений;
д) расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов в соответствии с планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
е) перечень этапов комплексных учений с указанием времени и даты начала и окончания проведения мероприятий по каждому этапу;
ж) оценка по результатам проведения комплексных учений в соответствии с пунктами 17 настоящих Правил (при признании результатов комплексных учений неудовлетворительными в заключении указываются предусмотренные пунктом 17 настоящих Правил недостатки);
з) вывод комиссии о готовности (неготовности) эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки по результатам проведения комплексных учений (в случае принятия решения комиссией о неготовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов указываются обоснования такого решения и рекомендации комиссии по устранению замечаний).
20. Заключение подготавливается в 2 экземплярах, подписывается председателем комиссии и членами комиссии, присутствующими при проведении комплексных учений (один из экземпляров выдается руководителю эксплуатирующей организации).
В случае неготовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (отрицательное заключение), эксплуатирующая организация устраняет недостатки, указанные в заключении, и повторно организует проведение комплексных учений в соответствии с установленным настоящими Правилами порядком.
21. В случае несогласия с отрицательным заключением эксплуатирующая организация вправе в течение 10 рабочих дней со дня его получения направить в территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации мотивированные возражения на заключение.
22. Территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации организует рассмотрение комиссией мотивированных возражений на заключение в течение 10 рабочих дней с даты их получения.
23. По результатам рассмотрения мотивированных возражений на заключение комиссия:
в случае несогласия с мотивированными возражениями принимает решение об оставлении отрицательного заключения без изменений с приложением обоснования принятия такого решения;
в случае согласия с мотивированными возражениями принимает решение по подготовке нового заключения.
VI. Порядок уведомления об утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
24. Эксплуатирующая организация направляет уведомление об утверждении плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в течение 14 календарных дней со дня его утверждения с приложением копии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и заключения на электронном носителе:
а) в территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект;
в) территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности за опасным производственным объектом, для которого разработан и утвержден эксплуатирующей организацией план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
г) Федеральное агентство морского и речного транспорта (при наличии объекта, расположенного на внутренних водных путях).
VII. Порядок оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о факте разлива нефти и нефтепродуктов
25. По каждому факту разлива нефти и нефтепродуктов эксплуатирующая организация незамедлительно обязана оповестить:
а) территориальные органы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по соответствующему субъекту Российской Федерации через их центры управления в кризисных ситуациях;
б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территориях которых произошел разлив нефти и нефтепродуктов, через их единые дежурно-диспетчерские службы;
в) территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект эксплуатирующей организации;
г) территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющий федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности за опасным производственным объектом, для которого разработан и утвержден эксплуатирующей организацией план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
д) администрацию бассейна внутренних водных путей (при разливе нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта).
26. Оповещение о разливе нефти и нефтепродуктов представляется с использованием электронного документооборота и должно содержать следующие сведения:
а) дату, время (московское и местное) и место возникновения разлива нефти и нефтепродуктов;
в) вид объекта, на котором произошел разлив нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая организация, являющаяся собственником объекта;
г) количество пострадавших, в том числе погибших и получивших травмы в результате разлива нефти и нефтепродуктов;
д) обстоятельства (причины) возникновения разлива нефти и нефтепродуктов, достоверно известные на момент оповещения;
е) принимаемые эксплуатирующей организацией меры с указанием количества сил и средств, используемых для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
ж) должность, фамилия, имя, отчество лица, передавшего оповещение.
VIII. Порядок привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
27. В случае если разлив нефти и нефтепродуктов произошел в объеме, превышающем максимально расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов, указанный в плане предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и не позволяющем обеспечить его устранение на основе плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая организация для привлечения дополнительных сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должна обратиться в органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых произошел разлив нефти и нефтепродуктов. При недостаточности указанных сил и средств в целях осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов привлекаются силы и средства соответствующих функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правительство РФ обновило порядок реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории России. Это не касается внутренних морских вод и территориального моря.
Работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов относятся к видам аварийно-спасательных работ.
Также пересмотрены требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Ранее изданные акты по этим вопросам утратили силу с 1 января 2021 г.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 «Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.