что делать с автохамами
Как бороться с хамами на дорогах
Надоел беспредел вокруг? Теряете слишком много времени в пробках из-за «самых умных»? Вовсе не обязательно в этом случае орудовать битой или записываться в «СтопХам». Мы расскажем вам о мирных способах борьбы с недисциплинированными водителями.
В России очень много хамов. Дорога как концентрированная часть нашей действительности отражает хамство во всей его неприглядной наготе. Водители автомобилей хамят по отношению к пешеходам, к мотоциклистам и другим автомобилистам. Несмотря на общественные движения, перерастающие иногда в федеральные проекты, несмотря на терабайты поучительного видео в Интернете, несмотря на образование и здравый смысл, хамства на российских дорогах меньше не становится. Пожалуй, даже наоборот.
Так что же с этим делать? Мы взяли несколько примеров типичного дорожного хамства одного водителя по отношению к другим и предложили несколько вариантов развития событий. Можно ли уменьшить количество беспардонных глупцов на наших дорогах? И всегда ли действует старое «Правило трех Д» — «Дай дорогу дураку»? Давайте посмотрим.
«Пыщ-пыщ ололо, я водитель НЛО»
1. Включить форсаж и броситься за наглецом в погоню. Догнать, вытащить из машины и остервенело бить в лицо.
2. Запомнить номер и позвонить в полицию.
3. Материться и уворачиваться.
Какой вариант предпочесть:
Основная масса автолюбителей предпочитает вариант №3. Находятся единицы, которые, будучи в душе одним главных героев комикса «Мстители», выбирают вариант №1. Но глупое геройство (№1) приравняет вас к хаму, вы помешаете дорожному движению еще больше, а пассивное поведение (№3) приведет к тому, что кто-нибудь, вероятнее всего, пострадает. Поэтому для нормальных людей существует вариант №2. И не надо говорить, что это бесполезно. Просто выполните свой гражданский долг.
«Водитель НЛО» закончил движение
«У меня нет поворотников»
В плотном городском потоке прямо в вас перестраивается огромный железный «гроб», сияющий хромом и пафосом. Сходный с предыдущим типом хам, но скорость перемещения тут не играет решающего значения, просто определенная часть водителей как будто совершенно не знает о наличии у их автомобилей «поворотников».
1. Вдарить по газам, подрезать козла и выйти из машины с бейсбольной битой. Вы знаете, что делать дальше.
2. Постараться обратить внимание водителя на себя: посигналить и/или по возможности поравняться с ним, установить визуальный контакт.
3. Оттормозиться или сместиться в сторону от «гроба».
Какой вариант предпочесть:
Большинство поступает по варианту №3, свято чтя «Правило трех Д». Это логично, но такими действиями вы затрудняете дорожное движение и фактически становитесь соучастником хама. Очередной затор или даже мелкое ДТП с вашим участием — пострадали вы и непричастные к ситуации люди, а хам поехал дальше. Вариант №1 — для «мстителей». А самый адекватный — опять второй: эпизод слишком мелкий, чтобы вы звонком в полицию заставили работать громоздкую машину правосудия, но попробовать изменить ситуацию к лучшему в ваших силах. И никакой агрессии, только предупредительный сигнал и приветливая улыбка. Может, человек за рулем просто немного задумался.
Штраф от 10 до 30 тыс. рублей: власти придумали, что делать с автохамами
Минюст предложил масштабное реформирование Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Нововведения, если они будут приняты, могут серьезно изменить жизнь автомобилистов уже в следующем году. Так, для недобросовестных водителей могут ввести сразу несколько новых штрафов. В первую очередь, это касается автомобилистов, позволяющих себе регулярно игнорировать ПДД и по-хамски вести себя на дорогах.
Например, в проекте предусмотрено отдельное наказание за систематическое нарушение правил. Работать это будет так: если водитель в течение одного года три раза грубо нарушил ПДД, его оштрафуют на сумму от 10 до 30 тыс. рублей. Также недобросовестных автомобилистов могут лишить прав до 1,5 лет.
Ранее с подобной инициативой неоднократно выступало МВД. Причем в ведомстве предлагали учитывать в такой ситуации только те нарушения, которые вынесены инспекторами ГИБДД — штрафы с камер в зачет не пойдут.
Кроме этого, Минюст предлагает ввести новый штраф в 3 тыс. руб. за опасное вождение. Само это понятие появилось в ПДД еще в 2016 году. К нему решили отнести целый ряд опасных маневров, которые не должны выполнять водители. Например, это отказ уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдение бокового интервала, резкое торможение, в случае если оно не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствование обгону.
Однако до сих пор за опасное вождение водителей невозможно привлечь к ответственности, так как это не предусмотрено законодательством.
«Ты че, попутал?». Как разговаривать с автохамами, даже если они VIP
Разборки на дорогах в России происходят с пугающей регулярностью. Зачастую в них фигурируют высокопоставленные чиновники, силовики и даже представители церкви. Автомобильные эксперты, юристы и психиатры по просьбе «URA.RU» выработали ряд рекомендаций, которые позволят избежать дорожного конфликта либо минимизировать его последствия.
Так, накануне в Подмосковье водитель «Оки» снял на видео дорожные разборки с капитаном Росгвардии, который потребовал отдать ему водительское удостоверение. На кадрах видно, как мужчина в форме подходит к водителю малолитражки и со словами «Ты че, попутал?» требует показать документы. После этого он, судя по всему, отбирает у оппонента телефон — запись восстанавливается только в самом конце разговора. Однако водитель все же успел запечатлеть машину ретивого силовика: он ехал на Toyota Land Cruiser Prado стоимостью более двух миллионов рублей. Правоохранитель напал на мужчину, который якобы не уступил ему дорогу. Специалисты рассказали, что делать, если вы оказались в подобной ситуации.
Прежде всего, надо попытаться избежать возникновения начала конфликтной ситуации, советует автомобильный эксперт Вячеслав Субботин. «Если вы едете в пробке, то никогда не смотрите на машины в соседних рядах, не разглядывайте других водителей или их пассажиров. Не давайте повода для агрессии. Смотрите исключительно прямо перед собой», — рекомендует «URA.RU» Субботин.
В случае, если вы двигаетесь в левом ряду, а сзади вас догоняет автомобиль и интенсивно мигает фарами, пытаясь вытеснить с полосы, лучше уступите и перестройтесь, говорит собеседник «URA.RU». «Многие не любят этого делать, особенно мужчинам не нравится уступать в подобных ситуациях. Но лучше уйти и не провоцировать водителя — как правило, такое поведение на дороге демонстрируют неуравновешенные автомобилисты», — говорит Субботин.
По его словам, следует обращать внимание и на автомобиль потенциального агрессора: «Замечено, что чаще всего инициаторами конфликтов выступают владельцы крупных внедорожников. Это и понятно — когда садишься за руль мощной и солидной машины, во многом меняется психология. Некоторые начинают считать, что их все обязаны пропускать. Я бы вообще перед продажей таких машин просил у покупателей отдельную медицинскую справку.
Психически нестабильные люди очень часто пытаются самоутвердиться за счет больших машин».
Если же конфликта избежать не удалось, то необходимо принять все возможные меры для того, чтобы минимизировать его последствия, пояснил «URA.RU» доктор медицинских наук, психиатр, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов.
«Наверняка многие оказывались в такой ситуации: вас подрезали, к машине бежит разъяренный водитель явно не для того, чтобы поговорить о погоде. В таком случае необходимо заблокировать все двери и опустить стекло на такой уровень, чтобы не пролезла рука нападающего. Я бы не стал полностью закрывать окно для того, чтобы слышать собеседника. Если вы все закроете, он будет еще больше психовать и наверняка начнет пинать машину и пытаться разбить стекла», — говорит эксперт. Виноградов рекомендует не грубить агрессору, даже если тот неправ, разговаривать с ним максимально спокойно. В том случае, если он не успокаивается и начинает бить вашу машину, необходимо вызывать полицию.
По мнению собеседника агентства, многих ссор на дороге можно избежать очень просто — для этого достаточно просто мигнуть аварийкой в знак извинений: «Бывает такое, что вы допустили какой-то некрасивый маневр, создав помеху. В таком случае нажмите на кнопку, мигните, наверняка человек, который секунду назад возмущался, уже не захочет продолжения конфликта. Это на самом деле просто, но позволяет избежать многих проблем».
Что делать при встрече с автохамами и как с ними бороться
Количество автохамов растёт с удивительной скоростью. Всё больше людей начинают по каким-то необъяснимым причинам считать, что им всё позволено, и хамство на дороге является вполне нормальной и естественной составляющей для них.
Практически каждый адекватный автомобилист, пешеход или велосипедист хотя бы раз в жизни сталкивался с подобными людьми. Дело всё в том, что они заполонили не только автодороги, но также и тротуары, пешеходные зоны, перекрёстки. То есть настойчиво мешают фактически всем участникам дорожного движения.
Кто-то игнорирует подобное неадекватное поведение, терпит несправедливость и откровенное хамство. Другие же хотят проучить автохамов на дороге, но не всегда знают, как лучше поступить и как действовать в той или иной ситуации.
Никто не заставляет вас осознанно идти на конфликт и уж тем более применять физическую силу. В таких обстоятельствах нужно действовать в рамках закона, чтобы самому не оказаться по ту сторону, не столкнуться со встречным заявлением и не обрести врагов.
Куда обратиться
Первым делом участников дорожного движения, которые столкнулись с неадекватным поведением автохама, думают о том, куда можно на него пожаловаться, и может ли кто-то применить какие-то санкции в отношении нарушителя.
Если говорить о небольших городах страны, то здесь любые нарушения, которые имеют отношение к дорогам общего пользования, парковкам и тротуарам, фиксируются и караются сотрудниками ГИБДД. Потому тут будет абсолютно логично обратиться с заявлением именно в эту организацию.
Но когда речь идёт о действиях со стороны грубияна на машине, которые связаны уже с хулиганством, попытками нанести физические увечья, угрозами расправы и прочими подобными поступками, здесь одного наряда ДПС мало. Потребуется ещё и вызвать полицию, поскольку таких нарушителей можно привлечь порой даже к уголовной ответственности. Всё зависит непосредственно от его действий, а также от наличия соответствующих доказательств.
Но применительно к автохамам дорожные нарушения распределяют и регулируют сотрудники ГИБДД. Если говорить о российской столице, то тут существует ещё такая организация как МАДИ. Это городская дорожная инспекция, то есть московская, которая отвечает за нарушения на газонах государственного значения, стоянках, под знаками, запрещающими стоянку и остановку. Потому жители столицы также могут обращаться в МАДИ, если совершённое противоправное действие со стороны автохама попадает под юрисдикцию этой организации.
Видео- и фотофиксация
Наиболее правильным способом наказать автохама считается помощь в получении письма счастья, то есть штрафа. Для этого не нужно общаться с грубияном на дороге, что-то ему говорить или доказывать.
Достаточно просто зафиксировать правонарушение, используя свой телефон или другой девайс, имеющий камеру. Чтобы доказать правонарушение, в настоящее время большую роль играет наличие видео и фотографий.
Тут важно понимать, что фотофиксация не всегда позволяет рассчитывать на успешный исход, и нарушитель в итоге может оказаться безнаказанным. Это связано с тем, что в ГИБДД могут не принять фото из-за неправильного ракурса, плохого качества и прочих мелочей. Обычно это делается с целью не нагружать себя лишней работой.
Чтобы не допустить игнорирование проблемы, требуется сделать хотя бы 3 качественных снимка. Причём с разных ракурсов. А именно:
Многие граждане жалуются на автохама, не имея кроме своей жалобы никаких иных доказательств или аргументов. Тут не стоит удивляться, что вам откажут в принятии заявления, поскольку никто не будет выяснять личность нарушителя, искать его по камерам наружного наблюдения и пр. Потому перед тем как пожаловаться на хама, сделайте на телефон несколько снимков.
А ещё лучше снять полноценное и подробное видео, на которое попадут все регистрационные знаки, факт нахождения автотранспортное средства в неположенном месте, отсутствие за рулём водителя и пр. Ведь ему срочно потребовалось припарковаться именно тут, а не в 100 метрах дальше, где есть свободная парковка. Он считает, что так поступать можно, и ничего страшного в этом нет. А остальные потерпят. Ему ведь нужно.
Получив необходимые доказательства, следуйте в отделение ГИБДД или на ближайший стационарный пост ДПС. Тут уже отталкивайтесь от того, кто ближе. Некоторые инспекторы довольствуются одним фото и пускают дело в ход. Другим же бывает даже нескольких фотографий с разных ракурсов мало.
Если в телефоне дата и время настроены правильно, ничего дополнительно записывать о происшествии не нужно. Если же время и дата в информации о фото и видео не совпадает с действительностью (сбились настройки или просто телефон плохо работает), тогда лучше отдельно записать, куда это произошло и в какое время. Плюс обязательно нужен точный адрес места правонарушения. Без этой информации не удастся написать заявление, а потому его попросту не примут у вас.
Когда все необходимые действия были выполнены, с собранными доказательствами следуйте в отделение. На подачу заявления есть 60 дней с момента происшествия. После вам откажут и принимать жалобу не будут.
Ведём переговоры
Как показывает практика и опыт, бороться с автохамами приходится не только на дорогах, и во дворе. Борьба ведётся за тротуарные зоны, испорченные газоны, детские площадки, где почему-то хамло решило оставить свою машину, и считает это нормой.
При этом люди борются самыми разными методами. Кто-то в открытую идёт на конфликт и пытается разобраться с применением грубой силы. Но это не совсем правильный вариант. Тут лучше действовать в рамках закона, не провоцировать сознательно конфликт, и передавать дело в руки правоохранителей. Да, иногда уйти от конфликта не удаётся, несмотря на все старания решить проблему мирным путём. Это уже зависит от степени адекватности самого нарушителя.
Есть и те, кто в качестве мести за совершённое хамство прокалывает колёса, делает ещё какую-то гадость, пакость или неприятность обнаглевшему водителю. Вариант кажется безобидным, но в случае поимки на горячем или попадании ваших действий на камеру можно уже самому стать объектом заявления и дальнейших разбирательств. Только теперь с полицией и по статье о хулиганстве или нанесении ущерба чужому имуществу. Потому этот способ решения проблемы также не подходит.
Наиболее распространённым способом борьбы с автохамами считается ведение переговоров. Кто-то специально ждёт водителя и хочет с ним поговорить. Другие же фиксируют нарушение на камеру, а в этот момент возвращается хозяин машины. Разумеется, практически всегда это переходит в словесный конфликт. А дальше уже всё зависит от конкретных обстоятельств.
Есть несколько вариантов поведения в ситуациях, когда вы столкнулись с автохамом.
Грубый отпор
Если вы сразу видите, что человек неадекватный, чрезмерно агрессивный и грубый, конструктивный диалог с ним вряд ли удастся построить. В этой ситуации лучшим решением будет выключить камеру, сохранив всё снятое ранее, и уйти. Иначе есть вероятность, что словесная перепалка перерастёт в драку. А это вам не нужно.
Но есть такие люди, которые не опасаются конфликтов и считают трусостью уходить от автохама. Позиция кажется мужественной, но в действительности ни к чему хорошему это обычно не приводит.
Вариант грубого отпора следует рассматривать исключительно в тех случаях, когда ситуация кажется безвыходной, уйти от конфликта нет никакой возможности. Тогда следует защищаться. Но не нападать. В наше время будет правильно включить камеру и снимать происходящее на видео. Не исключено, что у вас попытаются отобрать телефон. Но сохранив видео доказательства нападения на вас, вы сможете очень жестоко наказать человека, написав заявление в полицию.
Грубый отпор в виде нападения на автохама сразу следует исключить. Вы не знаете, на что физически способен человек. Особенно, когда он проявляет агрессию и ведёт себя не совсем адекватно. Плюс он может быть не один. Нельзя также исключить и тот вариант, что заявление будет написано уже на вас.
Как вы понимаете, грубые переговоры должны подразумевать максимум общение на повышенных тонах, что позволит вам морально подавить оппонента. Если преимущество не на вашей стороне, самым правильным решением будет уйти от конфликта.
Словесное превосходство
Хороший вариант для тех, кто обладает подвешенным языком, хорошо владеет речью и даже обладает неким актёрским мастерством.
Все эти навыки позволяют предотвратить конфликт и применение физической силой. Можно обойтись сугубо словесной перепалкой, из которой вы выйдите победителем. Тут следует постараться морально подавить своего оппонента, не давать ему вставить слово, на каждый аргумент в свою защиту приводить несколько контраргументов.
Размеренно, но с напором объясните, что хам неправ, есть доказательства, он совершил правонарушения и должен как минимум исправить ситуацию в самое ближайшее время. То есть перепарковаться или вовсе покинуть место своей незаконной стоянки, которая мешает другим участникам движения.
Когда автохамом оказывается достаточно адекватный человек, словесный метод решения срабатывает, он всё понимает и конфликт решается абсолютно мирным путём.
Если же человека адекватным назвать никак нельзя, дальнейшая беседа в такой манере не принесёт никакого результата, вы лишь зря потратите время, силы и нервы. Как вариант, можно применить метод грубого общения. Если и это не помогает, лучше удалиться, записать все доказательства нарушения на видео, и просто написать заявление. Пускай с неадекватом разбираются соответствующие уполномоченные органы.
Простое и доступное объяснение
Это относится к отдельной категории автохамов, которые порой даже и не подозревают порой о том, что они автохамы. Бывают ситуации, когда человек совершенно несознательно паркуется в неположенном месте, не замечает знаки, либо сталкивается с какой-то экстренной жизненной ситуацией, которая не даёт времени размышлять над тем, где можно парковаться, а где нельзя.
Потому первым делом нужно спросить у такого человека, почему он здесь оставил свою машину, либо совершил тот или иной манёвр. Не все люди действительно понимают и осознают, что своими действиями они создают опасные ситуации, мешают прохожим или другим водителям. Обычно это вполне адекватные люди, которые просто находятся в некотором замешательстве.
Но есть несколько иная категория. Это водители, которым всё по барабану. Они видят свободное место, и паркуются там. При этом им не важно, что там висит какой-то знак. Есть место, а потому там можно встать. Логика простая.
Кричать, на повышенных тонах выяснять с такими людьми отношения не имеет смысла. Им достаточно просто и доходчиво объяснить, почему они не правы. Подобные внушения позволяют автохаму переосмыслить своё поведение, исправить допущенные ошибки, извиниться и уехать. Увы, но подобные ситуации редкость.
Способы подачи заявления
Теперь следует поговорить непосредственно о том, как можно пожаловаться на автохама и на его не совсем адекватные действия.
Сразу отметим, что то, как именно будут наказывать попавшегося вам автохама, решат соответствующие органы с учётом самой жалобы и непосредственно самих имеющихся доказательств. Приготовьтесь к тому, что его могут вовсе не наказать, поскольку если не примут ваши фото и видео, тогда оснований для составления протокола попросту не будет.
Существует два варианта, как вы можете подать своё заявление на автохама.
Первый метод стандартный и заключается в том, чтобы написать от руки заявление в отделении ведомства. Способ достаточно хлопотный, требует много времени и не только. Здесь потребуется отправиться в ГИБДД, либо по почте отправить написанное заявление, прикрепив к нему все фото и видео доказательства.
Если хотите быть уверенным в том, что заявление получат и рассмотрят, тогда лучше явиться в отделение ГИБДД или обратиться в дежурную часть ДПС. Там бумаги примут, зарегистрируют и начнут разбирательство.
Отправка обычного письма предполагает, что ответ может прийти только через месяц. Если месяц прошёл, никакого ответа нет, то ваше обращение проигнорировали. Тогда можно обратиться повторно с помощью ещё одного письма, либо же написать на официальном сайте ведомства. Обязательно укажите, что вы уже ранее отправляли письмо, его не рассмотрели и проигнорировали. И потребуйте повторного рассмотрения.
Наиболее актуальным и более простым вариантом считается подача обращения через сайт в специальный раздел. Здесь на заявление уйдёт меньше времени и сил. Плюс фото и видео можно приложить к самому электронному заявлению, а не копировать всё на отдельный носитель с телефона и не отправлять по обычной почте.
Не так давно электронные обращения стали нумеровать, и у каждого письма есть свой уникальный номер. С его помощью можно в режиме онлайн следить, как продвигаются дела по вашему заявлению, и на какой стадии рассмотрения оно сейчас находится.
Открыв соответствующий раздел сайта, потребуется внести туда данные о себе. Здесь полностью вписывать информацию из своего паспорта не нужно. Даже не стоит это делать, поскольку при ознакомлении с делом обвиняемый может легко получить доступ к самому заявлению. Так он узнает о вас буквально всё. Достаточно просто написать своё ФИО, либо же обойтись обычным адресом электронной почты.
Из обязательного в заявлении нужно указать:
Важно понимать, что подобные обращения со стороны граждан, которые жалуются на автохамов, фильтруются и отсеиваются. Если это просто текст с жалобой, то его вряд ли даже будут открывать и полностью изучать. Обращения с одной фотографией также не особо рассматривают.
Наиболее высокие шансы справедливо наказать автохама и заставить ГИБДД отправить ему штраф в тех случаях, когда к заявлению прикладывают видео материалы. Это практически наверняка гарантирует применение в отношении нарушителя соответствующих санкций.
Автохамы на дорогах являются настоящей проблемой. Но далеко не все граждане готовы предпринимать какие-то действия по борьбе против них. Существуют разные неофициальные организации, пытающиеся каким-то образом повлиять на ситуацию. Но их деятельность признают незаконной. Да и методы они порой применяют не совсем адекватные и правильные, даже несмотря на откровенное хамство и грубость со стороны нарушителей.
Этими вопросами должны заниматься соответствующие государственные ведомства. Как именно повлиять на автохамов и снизить количество неприятных инцидентов с их участием, сказать сложно. Повышение штрафов влияет далеко не на всех. Более жёсткие меры применить по закону невозможно.