что делать с неспокойным ребенком
Беспокойный ребенок, плохо спит? Причины – в поведении родителей
Правила предотвращения недосыпа и послеродовой депрессии
Лариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама шести детей
«Почему мой ребенок такой беспокойный? Почему он не спит? Дети подруг ведут себя по-ангельски, а мой. » В своей новой книге «Быть мамой здорово!» психолог и многодетная мама Лариса Суркова говорит о двух основных причинах тревожного поведения малыша. Первая — родом из внутриутробного мира, вторая — из первых месяцев жизни ребенка.
Мозг ребенка — один из органов, начинающих интенсивное развитие уже на четвертой неделе беременности. Для раннего развития ребенка многие мамы ставят «животу» музыку, читают книжки и водят его по музеям. Но при этом уделяют мало внимания ежедневному общению с окружающими, прежде всего с мужем.
Джон Медина в одной из моих любимых книг «Правила развития мозга вашего ребенка» очень хорошо написал: «Хотите выносить беременность и помочь вашему ребенку стать гармоничным и умным? Оставьте его в покое». Это правда. Лучший психологический фундамент будущей жизни ребенка — покой во время беременности.
Мозг даже неродившегося ребенка впитывает окружающую информацию. До того как сформируются органы чувств ребенка, его связь с внешним миром происходит через гормоны, которые вырабатывает мама: кортизол, адреналин. Малыш привыкает к ним, они стимулируют его вырабатывать определенную линию поведения.
Беспокойный ребенок? 4 причины после рождения
Но что же делать тем, чей малыш уже родился и буквально изводит маму своим беспокойством? Сначала исключите проблемы с животиком, неврологические проблемы и другие вопросы со здоровем. Прежде чем принимать лекарства и делать курсы массажа, при любых недомоганиях новорожденного и ребенка первых месяцев жизни стоит посетить остеопата. А затем. Беритесь за себя! Есть четыре основных причины появления детского беспокойства из-за родительских проблем:
Мама и папа должны пребывать в адекватном состоянии. Если вы не справляетесь сами — просите помощи. Большая ошибка родителей — пытаться все обязанности возложить на маму. Не надо к этому стремиться, наоборот, дайте маме отдых и возможность спать одновременно с малышом, если у нее есть такая потребность.
Если нет бабушек и нет возможности брать помощников, значит, необходимо, говоря современным языком, «забить вообще на все»! Говорите с мужем, описывайте свое состояние. Помните, что недосып губителен для психики, он влечет за собой депрессии, отсутствие желания контактировать с людьми. Агрессия по отношению к мужу, которому удается спать дольше, будет только нарастать.
Как предотвратить послеродовую депрессию
Не требуйте, а делайте что-то сами, если хотите любви своей жены и детей. Ваш новый образ жизни стал таким при вашем же участии. Не забывайте, что дети — это серьезно и на всю жизнь.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
«Трудный» ребёнок: что стоит за непослушанием и капризами?
«Непоседливый, непослушный, невоспитанный – одним словом, трудный ребёнок». Как часто мы слышим подобные слова от родителей, воспитателей и учителей! «Трудные» дети становятся «кошмаром» детского коллектива и «терроризируют» всех вокруг: и взрослых, и детей. Родители уже устали бороться с их упрямством и своеволием, а педагоги считают дни, когда «трудный» ребёнок наконец-то закончит детский сад или школу.
Но что скрывается за таким поведением? Почему дети становятся «трудными»? Какие ошибки совершают родители при воспитании? И как добиться от ребёнка послушания? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.
Начните выстраивать доверительные отношения с ребёнком прямо сейчас, перестав гиперопекать и нарушать его личные границы. При это продолжайте обеспечивать его безопасность вместе с GPS-трекером «Где мои дети».
Содержание:
Портрет «трудного» ребёнка
На приём к психологу папа приводит шестилетнего мальчика. Ребёнок не может контролировать свое поведение: постоянно вскакивает с места, трогает игрушки в кабинете без разрешения, хлопает дверями. Когда ему это надоедает, подходит к жалюзи, дёргает их, и, в конце концов, ломает. Папа рассказывает, что в детском саду воспитатели не справляются с ребёнком, он игнорирует их требования и продолжает делать своё: бегать по группе, ломать игрушки, громко кричать во время тихого часа. Друзей у ребёнка нет, дети сторонятся его, никто не хочет с ним играть и даже вставать в пару во время танца.
Это типичный пример «трудного» ребёнка. Такие дети:
Почему дети становятся «трудными» и неуправляемыми?
Ошибки родителей в воспитании
Ошибка №1. Воспитание «кумира семьи»
Родители потакают сыну или дочери во всём, исполняют любые его или её желания. Такая ситуация часто складывается, когда ребёнок – единственный в семье или долгожданный. В результате он привыкает быть центром Вселенной и не реагирует ни на какие запреты и ограничения со стороны взрослых людей.
Ошибка №2. Отсутствие наказаний в семье и ответственности ребёнка за свои поступки
Ребёнку прощаются плохие поступки и непослушание под предлогом «он же маленький, он не понимает, что делает, вот вырастет – и всё поймет».
Ошибка №3. Гиперопека
Как опасна вседозволенность, так и постоянные запреты и ограничения ведут к желанию их нарушить. Тем более, когда ограничиваются жизненно важные потребности ребёнка: в активности, в общении, в познании мира.
Чтобы дать ребёнку больше свободы, перестать ограничивать его важные потребности, но оставаться спокойными за его безопасность в любом месте, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore или GooglePlay.
Ошибка №4. Неправильный пример родителей
Можно бесконечно рассказывать ребёнку о вреде курения и пользе чтения, но если в семье живет курящий папа, а книги используются как подпорка покосившемуся столу, привить эти навыки ребёнку вряд ли удастся.
Ошибка №5. Отсутствие чётких «нельзя» и «можно»
Если мама сегодня строго-настрого запретила есть конфеты, а завтра бабушка украдкой сунула их в карман или папа пришёл с работы веселый и разрешил лечь после 12, ребёнок быстро приспособится к изменчивому настроению взрослых и научится манипулировать для получения желаемого.
Ошибка №6. Перекладывание воспитательской функции
Позиция родителей в этом случае такова: «Воспитывать должен детский сад и школа. Нам некогда этим заниматься, мы зарабатываем деньги, чтобы обеспечить своего ребёнка».
Мотивы «плохого» поведения детей
Кроме ошибок родителей в воспитании ребёнка существуют ещё причины, по которым спокойный и послушный ребёнок вдруг начинает вести себя плохо:
1. Привлечение внимания
Когда мама и папа постоянно на работе, ребёнок видит их только утром и вечером, ему часто недостает их любви и заботы. А в выходные многие родители оставляют детей у бабушек и дедушек, занимаясь накопившимися домашними делами.
Естественно, что ребёнок стремится получить внимание от родителей любыми способами. А, как известно, самый быстрый и лёгкий способ – это сделать то, на что мама или папа сразу обратят внимание: устроить истерику, закричать на улице, начать топать ногами, подраться с кем-нибудь.
Что делать родителям:
2. Стремление к власти
Многие дети, особенно в кризисные периоды, хотят беспрекословного исполнения каждого своего «хочу». Ребёнок стремится взять верх над родителями, добиться независимости от них.
Это выражается в капризах, непослушании, отказе от подчинения взрослому, настаивании на своём.
Что делать родителям:
3. Месть («Ты сделал мне плохо – пусть и тебе будет точно также»)
Мы сами порой не замечаем, как обижаем своих детей. И если для нас это проходит незаметно или мы просто не придаём ссоре с ребёнком большого значения, то для нашего сына или дочери обида может иметь серьёзные последствия.
Сначала ребёнок замыкается, уходит в себя, затем начинает проявлять физическую или вербальную агрессию в отношении взрослого, ведёт себя плохо, перестаёт слушаться родителей. В результате будет либо налаживание отношений, либо ещё большее дистанцирование от родителей.
Что делать родителям:
4. Избегание неудач
Такой ребёнок отказывается участвовать в играх, спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, не отвечает на уроках, когда его спрашивает учитель, боится посещения новых мест и незнакомых людей.
Взрослые считают, что он просто капризничает и не слушается, но проблема гораздо глубже – в личностном развитии и самооценке ребёнка.
Ребёнок боится, что у него ничего не получится, боится быть неуспешным и поэтому заранее отказывается от травмирующих ситуаций. Свою лепту вносят и родители, чьи требования к ребёнку зачастую не соответствуют его реальным возможностям.
Что делать родителям:
Возрастные кризисы
3 года
К трём годам ребёнок начинает стремиться к самостоятельности и независимости от взрослого. Он отказывается выполнять требования родителей, проявляет упрямство и часто устраивает истерики. Большинство мам и пап оказываются неготовыми к тому, что их милый малютка внезапно превращается в неуправляемого тирана. Но не стоит бояться проявлений кризиса, это значит, что ребёнок растёт, он уже готов отделиться от взрослого и стать самостоятельной личностью со своими потребностями и желаниями.
6-7 лет
Следующий кризисный этап в жизни ребёнка приходится на предшкольный возраст, когда начинает закладываться его социальное Я. Как и в 3 года, дошкольник хочет сам принимать решения и чтобы взрослые считались с его мнением. Дети могут болезненно реагировать на критические замечания от взрослых, часто обижаются, проявляют упрямство и непослушание, когда родители требуют от них беспрекословного выполнения своих требований.
Подростковый возраст
Подросток ищет самовыражения и самоутверждения в обществе, мнение родителей уже не авторитетно для него. Гормональные изменения в организме вызывают взрывчатость, раздражительность и эмоциональную неустойчивость. У многих детей падает школьная успеваемость, появляются конфликты со сверстниками и учителями, в семье также царит враждебная обстановка из-за стремления родителей взять под контроль жизнь сына или дочери.
Если вы беспокоитесь за своего подростка, подозреваете, что он связался с плохой компанией или подвергся нападкам со стороны сверстников, или просто хотите убедиться, что у него всё в порядке в школе – не обязательно подвергать его тотальному контролю. Просто установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore или GooglePlay.
Физиологические причины
Кроме вышеперечисленных причин, поведенческие нарушения могут быть у детей с:
В этих случаях одних действий со стороны родителей будет недостаточно. Ребёнку необходима медицинская, психологическая и педагогическая помощь.
Помните мальчика, который пришёл с папой на приём к психологу? В его случае был целый комплекс причин, породивших такое поведение ребёнка. Мама и папа разошлись, когда ребёнку не было ещё трёх лет, и его воспитанием стала заниматься бабушка, поскольку у родителей на первом месте было устройство своей личной жизни. Вскоре бабушка поняла, что не справляется с мальчиком, и попыталась вовлечь родителей в процесс воспитания ребёнка.
В результате мальчик жил то у папы и его новой жены, то у бабушки, иногда на выходные его забирала мама. Семейная ситуация, при которой ребёнок не чувствовал себя нужным и любимым, наложилась на педагогическую запущенность и неврологические нарушения, на которые не обратили внимание родители мальчика.
Что делать с непослушным ребёнком?
Стоит ли наказывать?
Тема наказаний всегда вызывает много споров у родителей. Кто-то считает, что наказания унижают личность ребёнка и лишают его самостоятельности. Кто-то вспоминает своё собственное детство – «а я до 10 лет в углу стоял», «а меня отец всегда за двойки ремнем лупил» – и поступает также со своими детьми. Кто-то только угрожает ребёнку наказанием («если ты сейчас же не прекратишь баловаться, я тебя накажу»), но на деле не использует его.
Мы уже выяснили, что полное отсутствие наказаний и ответственности за свои поступки приводит к развитию у ребёнка чувства вседозволенности и нежеланию подчиняться требованиям взрослых.
Поэтому родителям стоит знать правила наказания и неукоснительно их соблюдать:
Психологически «безопасными» можно считать следующие наказания:
В 2017 году среди российских родителей был проведён опрос «Как вы наказываете своих детей?». В нём родители могли несколько вариантов ответов их предложенных. По итогам оказалось, что:
Советы психолога родителям «трудных» детей
Запомните, дорогие родители: даже самый «трудный» и неуправляемый ребёнок может стать послушным, если будет ощущать себя важным, нужным и любимым. Именно ваша любовь и поддержка смогут помочь в борьбе с «трудным» поведением ребёнка!
Беспокойный сон малыша до 3 лет. Как справиться?
Хороший сон малыша без пробуждений свидетельствует о его нормальном развитии и здоровье. Но нарушения сна ─ распространенная проблема, с которой сталкиваются молодые родители.
На моих приемах родители часто делятся опасениями, что малыш болен и не может рассказать о своем состоянии. Так почему у ребенка беспокойный сон и стоит ли паниковать?
Почему сон малыша может быть беспокойным?
Далеко не всегда беспокойный сон у ребенка указывает на болезни, патологические процессы и прочие проблемы. Разобраться в этих особенностях может только врач.
Но можно выделить несколько основных причин плохого и беспокойного сна у детей:
Каждый из этих пунктов заслуживает отдельного внимания.
Особенности сна малышей до 3 лет
Сон малыша особенный: он поверхностный, чуткий, чем можно объяснить частые пробуждения. Однако такие особенности ─ вариант нормы.
Фазы быстрого и медленного сна постоянно меняются. И в этом одно из различий детского и взрослого сна. У взрослых, преобладает медленная фаза ─ 75%, а у детей ─ быстрая.
Если наблюдать за ребенком, то в эту фазу можно заметить, как быстро движутся глаза при закрытых веках. Как раз в этот момент ребенок видит сны.
Интересно, что в этот момент тонус мышц снижается. По сути, любой человек не может двигаться во сне, так как это задумано природой, иначе каждый бы совершал движения, происходящие во сне.
Например, когда происходит засыпание, нам снится, что мы падаем и это может стать причиной пробуждения. Это защитная реакция организма. Из-за потери контроля над работой мышц, нервная система запускает соответствующие сигналы, что и приводит к пробуждению и восстановлению контроля.
Как нормализовать сон малыша?
Чтобы ребенок нормально спал не нужно ограничивать его от окружающего шума. Если в окружении постоянно присутствуют негромкие звуки: работающая техника, разговоры родителей и др., то формируется привыкание и даже во сне они не беспокоят. И эти звуки не будут провоцировать пробуждение.
Перед сном нужно проветрить комнату, где будет спать ребенок. Свежий воздух, оптимальная температура в комнате способствуют нормальному сну.
По возможности, летом можно спать на свежем воздухе. Такие мероприятия помогут нормализовать иммунитет и повысить сопротивляемость к ОРВИ и другим инфекциям.
Сколько нужно спать ребенку в норме?
Чем младше ребенок, тем сон должен быть продолжительнее. Однако потребность во сне индивидуальна. Это зависит от психического состояния и ряда других причин.
Установлены нормы сна для малышей различного возраста, например, детям в 1-2 месяца требуется 18 часов сна, но постепенно его продолжительность сокращается. К 2-3 годам малыш должен спать около 12 часов в сутки. Причем в эту цифру входят ночной и дневной сон.
По мере взросления ребенка, нужно увеличивать продолжительность бодрствования, что можно объяснить повышением работоспособности центральной нервной системы.
В силу индивидуальных особенностей, некоторым детям требуется чуть меньше времени для сна. Но важно, чтобы при этом малыш чувствовал себя отлично.
При выборе продолжительности дня и коррекции режима дня, родители должны ориентироваться на некоторые объективные признаки: трудно ли ребенок засыпает, рано ли просыпается, активен ли в течение всего периода бодрствования и как себя чувствует.
Совместный сон с ребенком
Несколько десятков лет назад считалось, что у ребенка должна быть своя кровать, а лучше комната. Сразу после родов малыши находились отдельно от матери и объясняли это так: необходимостью быстро выйти на работу матери, приучению к самостоятельности и другими причинами.
Но детям в таком возрасте важно ощущать присутствие матери, которая дарит безопасность и способствует нормализации сна.
Совместный сон ребенка и матери – нормальная физиологическая потребность. Ведь дети в этом возрасте – беспомощные существа, их жизнь зависит от родителей. Присутствие матери 24/7 – это безопасность, если ее нет рядом, то появляется ощущение дискомфорта. Запах матери, тепло тела, тактильный контакт и доступ к груди – это дарит психологических комфорт и нормальные условия для развития малыша. И это отражается на качестве сна.
Родители не должны опасаться совместного сна с малышом до 1-1,5 лет. Причем это пойдет на пользу всем. Некоторые исследования показывают, что дети, которые спали с родителями до этого возраста, вырастают уравновешенными и добиваются больших успехов.
Настанет период взросления, и у малышей появится желание самостоятельно перебраться в постель, ограничить собственное «я» от материнского.
Индивидуальные особенности ребенка
Если все же нарушения сна не связаны с физиологическими особенностями, условиями окружающей среды или другими причинами, то нужно исключать другие причины, которые могут быть связаны с эмоциональными перегрузками, соматическими или неврологическими проблемами.
Эмоции и потрясения
Эмоциональные перегрузки – это одна из самых распространенных причин нарушений сна.
Если кроха перевозбужден, то засыпание нарушается, превращается в длительную пытку, которая может продолжаться часами. Объяснить это можно тем, что в силу возраста у ребенка нарушены процессы возбуждения и торможения.
Избежать этого поможет контроль деятельности ребенка перед сном. Не рекомендованы подвижные игры, даже просмотр телевизора.
Нельзя исключать и переутомление дней, нарушение режима дня. Это также может повлиять на процесс засыпания и сон.
Когда родители замечают, что ребенок плохо засыпает, то нужно проанализировать действия, которые предшествовали сну и главное – исключить факторы, способные перевозбудить нервную систему малыша.
В этом вопросе имеет большое значение эмоциональное состояние матери. И если мать нервничает, переживает и находиться в нестабильном эмоциональном состоянии, то это отражается на состоянии ребенка.
Процедура укладывания
Чтобы нормализовать сон ребенка и его засыпание, нужно придерживаться определенных правил укладывания.
В этом вопросе важен ритуал: перечень определенных действий.
Например, ванна, массаж и сказка на ночь. Постоянное повторение тех или иных действие поможет нормализовать сон.
Таких правил нужно придерживаться особенно с детьми до года. Сказки и песни малыш еще не понимает, но отлично воспринимает интонации.
Специалисты не советуют укачивать малыша на руках, сон в таком случае неглубокий, кроме того, малыш привыкает к таким действиям, и родители становятся заложниками этой процедуры.
Если малыш хорошо засыпает у груди, то можно кормить его в постели лежа. Но сразу перекладывать малыша в собственную кроватку не стоит, нужно дать ему крепче заснуть.
Соматические болезни
Под этим термином понимают болезни внутренних органов и которые не связаны с расстройствами нервной системы. И для определения причины нужно проконсультироваться с педиатром.
При какой-либо болезни сон ребенка не может быть полноценным и хорошим.
Родители знают о «тревожных периодах» во время колик, прорезывания зубов и других болезнях. Но к счастью, такие расстройства носят временный характер.
Если нарушения сна стойкие и появляются другие симптомы, то нужно пройти обследование и выявить причину, ведь в некоторых случаях они могут указывать на определенные болезни.
Неврологические проблемы
Выраженные расстройства сна, связанные с дисфункциями нервной системы довольно серьезны. И при появлении таких симптомов необходима консультация грамотного невролога:
К счастью, чаще нарушения сна у детей не являются симптомами серьезных проблем и заболеваний. Поэтому не требуют серьезного вмешательства и коррекции.
Обычно дети «перерастают» эти проблемы или устраняется провоцирующий фактор – мама перестает нервничать, а режим сна у малыша быстро корректируется. Но если улучшений не происходит, то необходима консультация врача.
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности
Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности
Кулагина Любовь Леонидовна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 227»
Мотовилихинского района г Перми.
БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК.
СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Многих родителей беспокоит, что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенкасосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет.Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)
Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный «ребенок-баловник» или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок, имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенокнаверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.
Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с тестом на гиперактивность. Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»…
Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.
Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.
Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребёнок:
Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.
Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.
Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.
Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.
Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.).
Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.
Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.
С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.
Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.
Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.
Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.
Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.
Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал.
Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.
Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.
Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.
Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.
Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.
Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше, чем другим детям,необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещёодно правило: если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!
И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.
В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми. Предлагаем Вам некоторые из них.
Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.
Содержание. Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, то сразу же успокаивается.
Цель: развитие мышечного контроля.
Содержание. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает её. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно,чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.
Гиперактивный ребёнок – особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.
Девиз нашего ДОУ » КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ПОЛУЧИТ ЗДЕСЬ ЛАСКУ, КАЖДОГО ВСТРЕТЯТ ТЕПЛО И УЮТ. КАЖДУЮ ДЕВОЧКУ. КАЖДОГО МАЛЬЧИКА ЗДЕСЬ УВАЖАЮТ, ЛЮБЯТ И ЖДУТ» Мы стараемся.